Психологические проблемы школьной неуспеваемости: 5. Психологические причины неуспеваемости школьников

Содержание

Психологические причины школьной неуспеваемости — Культурно-историческая психология — 2010. Том 6. № 1

Аннотация

Рецензия на книгу: Локалова Наталья Петровна «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие» —СПб.: Питер, 2009. — 368 с.: ил. (Серия: «Учебное пособие»).

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

Для цитаты: Зарецкий В.К. Психологические причины школьной неуспеваемости // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 119–121.

Фрагмент статьи

Первый раздел посвящен факторам, влияющим на успешность обучения.

В нем рассматриваются нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические факторы. Здесь же дается характеристика основных подходов (педагогического, психологического, нейропсихологического) к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости. Отмечается низкая эффективность педагогического подхода и более высокая эффективность психологического подхода в преодолении школьных трудностей. Психологический подход характеризуется автором как направленный на вскрытие причин конкретных учебных трудностей (которые могут быть весьма разнообразными), прежде всего недостатков в когнитивно-личностном развитии, и осуществление на основе этого целенаправленных коррекционно-развивающих воздействий на учащихся (с. 18).

В соответствии с данной логикой в центре внимания автора оказываются различные причины школьной неуспеваемости, а «главная задача пособия — в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении, о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях профилактики школьной неуспеваемости» (с.

8).

Полный текст

Дети, отстающие в учебе и развитии, — проблема для психологии и педагогики во все времена, но в последние два десятилетия для России она становится особенно острой. Попытки ее решения отражаются в организационных шагах, предпринимаемых в системе образования в эти годы. Это создание системы дифференцированного обучения, расширение системы специальных учреждений (включая, например, недавно возникшие школы для детей с девиантным поведением), организация школьных психологических служб, а также различного рода центров, в которых проводится диагностика и коррекция причин учебных трудностей и школьной неуспеваемости. Однако эти и другие организационные инновации пока что не привели к кардинальному решению проблемы школьной неуспеваемости. Более того, тенденция в этом вопросе такова, что впору говорить о том, что проблема скорее обостряется, чем решается. Это подтверждают, например, результаты сдачи ЕГЭ в 2009 г., свидетельствующие об общем низком уровне успеваемости российских школьников.

В этом контексте книга Натальи Петровны Локаловой, посвященная причинам школьной неуспеваемости, к тому же освещающая некоторые вопросы коррекции и профилактики отставания в учебе, приобретает особую ценность, вооружая необходимыми знаниями как уже работающих учителей и психологов, так и тех специалистов, которые пока что только готовят себя к этой деятельности.

Сразу отметим, что книга совмещает в одном издании учебное пособие и хрестоматию, включающую тексты наиболее авторитетных в этих вопросах отечественных педагогов и психологов. Такое объединение, безусловно, еще более повышает ценность книги для студентов, которые могут не только получить информацию с точки зрения автора, но и прикоснуться к первоисточникам. Отметим также, что внушительная подборка текстов занимает почти половину книги, что дает возможность автору воспроизвести общую картину сложившейся в отечественной науке (психологии и педагогике) традиции исследования и понимания причин школьной неуспеваемости. Читатель может познакомиться с текстами Л.

С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского, А. П. Нечаева, Д. Б. Эльконина, К. М. Гуревича, Н. И. Чуприковой, Л. С. Славиной, З. И. Калмыковой и других ученых. Во внушительный «авторский коллектив» хрестоматии входит и Я. А. Коменский, автор «Великой дидактики» и той классно-урочной системы, которая является организационной основой российской школы по сей день и в которой не без основания усматривается часть причин школьной неуспеваемости…

Учебное пособие состоит из четырех разделов, в которых излагаются 15 тем.

Первый раздел посвящен факторам, влияющим на успешность обучения. В нем рассматриваются нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические факторы. Здесь же дается характеристика основных подходов (педагогического, психологического, нейропсихологического) к диагностике и коррекции школьной неуспеваемости. Отмечается низкая эффективность педагогического подхода и более высокая эффективность психологического подхода в преодолении школьных трудностей. Психологический подход характеризуется автором как направленный на вскрытие причин конкретных учебных трудностей (которые могут быть весьма разнообразными), прежде всего недостатков в когнитивно-личностном развитии, и осуществление на основе этого целенаправленных коррекционно-развивающих воздействий на учащихся (с. 18).

В соответствии с данной логикой в центре внимания автора оказываются различные причины школьной неуспеваемости, а «главная задача пособия — в систематизации знаний о факторах, влияющих на успешность школьного обучения, о причинах разного рода трудностей, возникающих в обучении.., о способах выявления причин трудностей в обучении, их психологической коррекции и основных направлениях профилактики школьной неуспеваемости» (с. 8).

В первый раздел помимо характеристики подходов к анализу и коррекции причин школьной неуспеваемости включены также главы, посвященные трем группам психологических факторов: умственному развитию как фактору успешности обучения, психологической готовности ребенка к школьному обучению и темпераменту. Читателям будет интересно узнать, что проблема готовности к школе, которой посвящено множество современных исследований, проводимых, например, под руководством Н. И. Гуткиной, оказывается настолько традиционной, что в хрестоматийной части раздела она сопровождается текстами А. П. Нечаева и Я. А. Коменского.

Второй раздел, посвященный психологическим особенностям слабоуспевающих школьников, включает две главы, в одной из которых дается характеристика развития когнитивной сферы отстающих в учебе детей (куда входят «слабоуспевающие» и «средние»), а в другой — характеристика типов неуспевающих школьников и предлагаются пути индивидуального подхода к ним. Характеристика познавательной деятельности слабоуспевающих школьников дается традиционно по основным функциям (восприятие, внимание, память, мышление). Центральным понятием для характеристики всех групп слабоуспевающих, в том числе старшеклассников, оказывается «интеллектуальная пассивность», а единственным автором текстов, включенным в хрестоматию, — Л.

С. Славина, работы которой, наверное, с учетом прошедшего времени и их непреходящей актуальности можно смело отнести к разряду классических. В двух небольших по объему текстах Л. С. Славиной содержится и краткая характеристика причин неуспеваемости, главной из которых ставится интеллектуальная пассивность, даются примеры ее преодоления, а также формулируются общие рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к преодолению школьной неуспеваемости.

Самым объемным (что согласуется с центральной проблемой, сформулированной автором) является третий раздел, посвященный причинам школьной неуспеваемости и способам их выявления и устранения, включающий 8 глав (всего в пособии 15 глав). Первые 5 глав посвящены психологическим причинам общего отставания в учении: недостаткам в развитии познавательной сферы, особенностям мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной и аффективно-потребностной сфер отстающих учеников. В главе, исследующей психолого-педагогические причины, центральным понятием является «недисциплинированность», в главе 13 подробно разбираются психологические причины трудностей при обучении письму, чтению и счету.

В последней (14й) главе раздела, к сожалению, одной из самых коротких, описываются конкретные способы диагностики и коррекции трудностей, в частности, приводятся психограмма и психологические таблицы, разработанные автором. Пример такой таблицы дается на материале анализа трудностей при изучении русского языка. С помощью этого примера показано, как практически осуществляется выявление и коррекция причин учебных трудностей. Таблица содержит графы «внешнее проявление причин», «уровни причины» (педагогический, психологический, психофизиологический), типы заданий для диагностики и коррекции, рекомендации по устранению причин. По замыслу автора, таблица позволяет идентифицировать причину, стоящую за ее внешним проявлением, и установить, какой именно рекомендацией воспользоваться для ее устранения. За более подробной информацией автор отсылает читателя к собственной работе 2007 г.
1
, в которой подробно изложен метод психологических таблиц.

Заключительный раздел состоит из одной главы и посвящен вопросам профилактики школьной неуспеваемости. Это одна из самых коротких глав пособия, что объясняется, повидимому, в первой фразе, с которой начинается этот раздел: «Проблема школьной неуспеваемости — одна из “вечных” проблем педагогики и психологии. Корни этой проблемы лежат в форме организации учебного процесса — классно-урочной системе обучения, предложенной еще в середине XVI века Я. А. Коменским» (с. 330). Автора можно понять, так как говорить о профилактике применительно к «вечной» проблеме особенно трудно. Тем не менее Н. П. Локалова дает общую характеристику направлений психопрофилактики, выделяя: 1) оптимизацию процесса обучения; 2) систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставания в учебе; 3) организацию групп развития; 4) осуществление всестороннего психологического развития школьников. В хрестоматии автор размещает тексты, содержащие примеры разработанных и проведенных ею развивающих занятий с различными категориями учеников.

Таким образом, в пособии Н. П. Локаловой дается полное, систематическое описание причин школьной неуспеваемости, которые усматриваются в недостатках развития ученика и его особенностях, а также приводятся практически работающие «инструменты» выявления и коррекции подобных недостатков. Приводится и описание подходов к предупреждению причин школьной неуспеваемости, суть которых в их раннем выявлении и проведении психолого-педагогической работы, направленной на содействие развитию учеников группы «риска» по успеваемости.

Подчеркнем, что в соответствии с позицией, избранной автором, внимание как самого автора, так и читателей сосредоточивается именно на причинах, которые следует искать в самом ученике, в особенностях его развития. Однако, как отмечает автор книги, в процессе развития причины неуспеваемости могут носить системный характер. С этой точки зрения, одна причина может повлечь за собой другую, а та, в свою очередь, может вызвать к жизни факторы, которые будут вести к усилению и усугублению первой причины. Таким образом, получается «кольцо»: то, что было причиной, оказывается следствием того, причиной чего является. (Низкий уровень интереса к учению, являющийся следствием низкого уровня развития мышления и связанных с этим пробелов, становится причиной отрицательного отношения к учению, причиной прогулов, которые оказываются причиной еще более глубоких пробелов в знаниях, что становится причиной низкого уровня развития мышления). Примером могут служить описания слабоуспевающих учеников в текстах Л. С. Славиной. Процесс диагностики причин в жесткой причинно-следственной логике и со сложной системной картиной может происходить по-разному и вести к разным результатам и разным способам коррекционной работы.

Другим дискуссионным моментом книги является «роль учителя» в школьной неуспеваемости. Подчеркивая, что «недостатки в деятельности учителей» (с. 332) являются важнейшим фактором учебного процесса, который может влиять на успешность учения, автор оставляет этот аспект за границами своего рассмотрения, лишь отмечая его важность. Это нормально, так как любая работа имеет свои границы и не может осветить вопрос со всех точек зрения и во всех возможных аспектах. Тем не менее, учитывая, что это пособие ориентировано прежде всего на студентов (т. е. оно не просто несет определенную информацию, но и оказывает формирующее влияние на мировоззрение будущих профессионалов), важно четко очертить границы рассматриваемого предмета и тем самым показать, что остается за этими границами. Представляется, что таким — более сложным — образом заданная картина предмета рассмотрения позволила бы автору полнее донести до читателя смысл и пафос именно тех частей книги, которые посвящены вопросам коррекции и профилактики школьной неуспеваемости.

В целом, еще раз подчеркнем, книга Н. П. Локаловой — безусловно полезная и вполне заслуженно может претендовать на роль «настольной книги» школьного психолога.


1 – Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 2007.

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 7576
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2452
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Социальные проблемы школьной неуспешности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: Угрюмова Елена Ивановна, Ткачев Андрей Николаевич, Дорофеева Людмила Григорьевна, Чепурина Галина Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.10.2022 2022-10-03

Статья просмотрена: 124 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Социальные проблемы школьной неуспешности / Е. И. Угрюмова, А. Н. Ткачев, Л. Г. Дорофеева, Г. М. Чепурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95201/ (дата обращения: 06.04.2023).



Школьная неуспешность — это глобальное понятие, которое не всегда связано с тем, что происходит в школе. Это могут быть психологические проблемы, которые ребёнок приносит в школу из семьи, отсутствие уверенности, замкнутость, неумение общаться, это попытка замкнуться

и абстрагироваться от того, что происходит в школе. Школьная неуспешность связана со школой только потому, что школа является основным общественным институтом, с которым имеет дело ребёнок. Школьная неуспешность также может проявляться в организациях дополнительного образования, в общении со взрослыми и сверстниками. Школьная неуспешность может формироваться в течение нескольких лет. Школьная неуспешность конечно же связана со школьной неуспеваемостью, с ситуацией в которой поведение и результаты образовательной деятельности не соответствует определённым требованиям и представлениям окружающих. Всё это базируется на школьных трудностях, которые могут быстро возникать и трудно диагностироваться.

Школьная неуспеваемость, школьная неуспешность и школьные трудности — это ситуация. Школьная неуспеваемость ситуация, в которой неуспешность в обучении с помощью каких-либо способов измерения, чаще всего с помощью отметок и приводит это к школьной неуспешности. В особо тяжёлых ситуациях неуспешный ученик не хочет ходить в школу и пытается остаться дома под любым предлогом, а в особо тяжёлых случаях развивается психологические заболевания, которые очень тяжело диагностируется и довольно сложно лечатся. Это связано с определёнными ситуациями в современном мире, изменениями ценностей. Это проблема социальная, психологическая, медицинская и педагогическая. Причины могут быть очень разные от заболевания, которые школьник перенёс, до завышенных ожиданий родителей, связанных с тем, как ребёнок должен учиться. Основная проблема связана с личностными качествами ребёнка.

Возраст во многом определяет глубину этих проблем и их характер. Наиболее сложным считается вхождение ребёнка в обучение, это процесс смены деятельности, когда от игровой деятельности ребёнок переходит к учебной деятельности, это переход в основную школу, и конечно же, это подростковый возраст, самый тяжёлый кризис, который переживает подросток в своей школьной жизни. Это проблемы связанные с отношениями в школе и здесь значительную роль могут сыграть значимые взрослые если они есть в жизни у ребёнка, это может быть учитель, воспитатель, тренер, но и сама атмосфера в школе и классе, например наличие или отсутствие буллинга или травли со стороны остальных детей, отношения учителя, его интонация, стиль общения с учениками во многом влияет на наличие или отсутствие школьной неуспешности. И конечно же это отношения в семье, отсутствие любви, похвалы, отсутствие уважения. Это может быть и вполне благополучная семья, где родители предъявляют к ребёнку завышенные требования, пытаясь реализовать себя в ребёнке. Это личностные качества ребёнка, например его темперамент, гиперактивность. Это особенности ребёнка, связанные с его эмоциональной сферой, например повышенная эмоциональность, возбудимость, потребность в тёплом и бережном отношении, мнительность. Это его интеллектуальные особенности, с которыми связано течение познавательных процессов, например низкий темп усвоения материала, связанный с психологическими, неврологическими процессами, или наоборот очень высокий темпом деятельности при отсутствии запоминания компонентов содержания. Это нарушение функционирования нервной системы, её слабость, здесь учитель должен быть психологом, относиться очень осторожно, бережно, потому что такой ребёнок чаще всего становится тугодумом в школе.

Как проявляется синдром школьной неуспешности? Ребёнок тревожен, нервничает, переживает, часто без причины плачет, он не хочет учиться, плохо запоминает, не может делать простейшие задания, часто уходит в себя или наоборот очень подвижен и не может усидеть на одном месте, когда нужно делать работу. У него неадекватная самооценка чаще заниженная, но иногда бывает и завышенная, ответственность за происшедшее ребёнок перекладывает на других. Это человек, который в себя не верит, он боится обратить на себя внимание, выступать, высказываться, в классе он боится стоять у доски, он тревожен и у него постоянно присутствует ситуация, которая показывает выученная беспомощность. Также это может быть психосоматика, это головные боли, простуды, спровоцированные стрессом, это резкое снижение зрения или слуха, судороги, боль в желудке, это могут быть серьёзные симптомы, связанные с нагнетанием напряжения, со стрессом и неврозами.

Школьная неуспеваемость очень часто трансформируется в школьную неуспешность, например ученик не может понять, в чём трудность задачи, он не может создать план её решения, у ребёнка нет внутреннего плана действий. Такой ребёнок будет ждать прихода родителей, или же он будет сидеть на уроке и ждать, когда всё закончится, либо он двойку получит, либо спросят кого-нибудь другого. Ребёнок не задаёт вопросов потому, что не хочет включаться в учебный процесс. Он неактивен, не эмоционален, не может запомнить понятия, формулы, термины, не понимает текста, который выучен автоматически и не понят. Все эти проблемы приводят к тому, что полноценно провести урок невозможно. Что будет следствием если мы не справимся с проблемой сильной школьной неуспеваемости и школьной неуспешности? Появится синдром хронической неуспешности, когда ребёнок считает себя неудачником, он считает, что он не обладает никакими талантами, он плохо учится и не способен ни на какие действия, его самооценка падает и возможность существования «Я-концепция» находится под серьёзной угрозой. А далее ребёнок вырабатывает способы защитного поведения, и задача учителя — не допустить развитие неуспешности школьника.

Литература:

  1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. — М., Академия, 2012. — 250 с.
  2. Зарецкий В. К. Психологические причины школьной неуспеваемости // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 1. —
  3. 119–121 с.
  4. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  5. Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь. — 2010. — 248 с.
  6. Негрич О. И. Психолого-педагогический подход к исследованию проблемы школьной неуспеваемости. // Актуальные проблемы психологического знания. -2010. — № 3. — С. 58–61 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная неуспешность, школьная неуспеваемость, школа, проблема, ситуация.

Похожие статьи

Преодоление

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости

Школьной неуспеваемости, как значительной проблеме всегда уделялось особое

Особое место в решении проблем неуспеваемости, автора также отводила и семье.

школьной неуспеваемости следует рассматривать в русле конкретной образовательной ситуации, а ее…

Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время…

Школьная неуспешность касается не только учебных показателей, но и затрагивает его

В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации, ее классификации, причины и.

 Проблема неуспеваемости по математике и физике всегда остро стояла в школе.

Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической психологии.

Диагностика

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Ключевые слова: неуспеваемость младших школьников, диагностика школьной неуспеваемости, профилактика неуспеваемости младших школьников.

Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время достаточно широко распространена.

Педагогические условия преодоления

школьной неуспеваемости

Представленная статья обращена к теме школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Тема статьи актуальна тем, что многообразность причин неуспеваемости школьников в первую очередь затрудняет работу педагога и, как следствие, усвоение материала.

Научно-теоретические основы исследования

проблем неосвоения…

В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологические особенности неуспевающих школьников, причины возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрывается сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования. ..

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы…

…находится в постоянном поиске, ищет способы для исправления сложившейся ситуации.

Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической

При этом специалисты отмечают, что сама проблема неуспеваемости может являться и

Некоторые психологи в своих работах выдвигали предпосылки школьной неуспеваемости с.

«Трудные» дети в

школьной среде: или почему они такими…

Библиографическое описание: Панфилова, Е. В. «Трудные» дети в школьной среде: или

Изменения, происходящие в современном социуме, выдвинули целый ряд проблем, одной из

Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса ситуаций, которые зачастую

Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного. ..

Пути преодоления социальных

проблем школьной неуспешности

Пути преодоления социальных проблем школьной неуспешности. Авторы: Угрюмова Елена Ивановна, Сазонов Владимир Александрович, Косьянова Анастасия Викторовна, Демина Юлия Владимировна. Рубрика: Педагогика.

Школьная дезадаптация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание: Райлян, Т. А. Школьная дезадаптация / Т. А. Райлян.

Проблему школьной дезадаптации ее решения исследовали Е. М. Александровская, А. М

и психологический статус ребенка не соответствует требованиям школьной ситуации, обучение в которой по

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность. ..

Похожие статьи

Преодоление

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости

Школьной неуспеваемости, как значительной проблеме всегда уделялось особое

Особое место в решении проблем неуспеваемости, автора также отводила и семье.

школьной неуспеваемости следует рассматривать в русле конкретной образовательной ситуации, а ее…

Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время…

Школьная неуспешность касается не только учебных показателей, но и затрагивает его

В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации, ее классификации, причины и.

 Проблема неуспеваемости по математике и физике всегда остро стояла в школе.

Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической психологии.

Диагностика

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Ключевые слова: неуспеваемость младших школьников, диагностика школьной неуспеваемости, профилактика неуспеваемости младших школьников.

Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время достаточно широко распространена.

Педагогические условия преодоления

школьной неуспеваемости

Представленная статья обращена к теме школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Тема статьи актуальна тем, что многообразность причин неуспеваемости школьников в первую очередь затрудняет работу педагога и, как следствие, усвоение материала.

Научно-теоретические основы исследования

проблем неосвоения…

В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологические особенности неуспевающих школьников, причины возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрывается сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования…

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы…

…находится в постоянном поиске, ищет способы для исправления сложившейся ситуации.

Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической

При этом специалисты отмечают, что сама проблема неуспеваемости может являться и

Некоторые психологи в своих работах выдвигали предпосылки школьной неуспеваемости с.

«Трудные» дети в

школьной среде: или почему они такими…

Библиографическое описание: Панфилова, Е. В. «Трудные» дети в школьной среде: или

Изменения, происходящие в современном социуме, выдвинули целый ряд проблем, одной из

Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса ситуаций, которые зачастую

Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного…

Пути преодоления социальных

проблем школьной неуспешности

Пути преодоления социальных проблем школьной неуспешности. Авторы: Угрюмова Елена Ивановна, Сазонов Владимир Александрович, Косьянова Анастасия Викторовна, Демина Юлия Владимировна. Рубрика: Педагогика.

Школьная дезадаптация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание: Райлян, Т. А. Школьная дезадаптация / Т. А. Райлян.

Проблему школьной дезадаптации ее решения исследовали Е. М. Александровская, А. М

и психологический статус ребенка не соответствует требованиям школьной ситуации, обучение в которой по

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность…

задач в школе | Ассоциация психического здоровья детей

Дети и молодежь с проблемами психического здоровья иногда испытывают трудности в школе по разным причинам. В ACMH часто звонят родители, чьи дети изо всех сил пытаются добиться успеха, а иногда им даже не разрешают оставаться в школе из-за неудовлетворенных потребностей в области психического здоровья. Доступ к услугам, которые могут понадобиться детям и молодежи, чтобы помочь им лучше справляться со своими потребностями в области психического здоровья и поддерживать их в школе, может быть довольно сложным. Надеемся, что этот раздел поможет.

Почему психическое здоровье имеет значение в школах?

Удовлетворение потребностей в области психического здоровья в школе имеет решающее значение, поскольку у 1 из 5 детей и подростков имеется поддающееся диагностике эмоциональное, поведенческое или психическое расстройство, а у 1 из 10 молодых людей проблемы с психическим здоровьем настолько серьезны, что нарушают их функционирование дома , школа или по месту жительства . 1

Многие оценки показывают, что, несмотря на то, что психические заболевания затрагивают так много наших детей в возрасте от 6 до 17 лет, по крайней мере половина из них, а по многим оценкам, до 80% из них не получают необходимой им психиатрической помощи. 2

Способность распознавать и поддерживать психическое здоровье детей в школе имеет значение, потому что:

  • Проблемы психического здоровья распространены и часто развиваются в детстве и подростковом возрасте
  • Они излечимы!
  • Стратегии раннего выявления и вмешательства работают. Они могут помочь повысить устойчивость и способность добиться успеха в школе и жизни.

Кроме того, у молодежи с эмоциональными и поведенческими расстройствами самый низкий процент выпускников среди всех учащихся с ограниченными возможностями. В национальном масштабе только 40 процентов учащихся с эмоциональными, поведенческими и психическими расстройствами заканчивают среднюю школу, по сравнению со средним показателем по стране 76 процентов ; 3 и Более 50% учащихся с эмоциональными и поведенческими нарушениями в возрасте 14 лет и старше бросают среднюю школу. Это самый высокий показатель отсева среди всех групп инвалидности! 4

Очевидно, мы должны работать лучше! В этом разделе веб-сайта мы постараемся предложить вам способы решения проблем, с которыми вы можете столкнуться при попытке получить поддержку, в которой нуждается ваш ребенок в школе.

Как психические расстройства влияют на детей и молодежь в школе?

Психические расстройства могут повлиять на обучение в классе и социальные взаимодействия, которые имеют решающее значение для успеха учащихся. Тем не менее, если для удовлетворения потребностей молодого человека в области психического здоровья созданы соответствующие службы, мы часто можем максимизировать успех и свести к минимуму негативные последствия для учащихся.

Одна из проблем, с которой часто сталкиваются семьи, заключается в том, чтобы заставить школу признать роль психических расстройств в связи с трудностями, с которыми сталкивается их ребенок. Добиться соглашения о разработке стратегий для решения проблем психического здоровья и помочь подростку лучше справляться с симптомами психического здоровья в школе иногда не менее сложно.

Психическое здоровье детей может по-разному влиять на молодых людей в разной степени в школьной среде. С симптомами одного ребенка может быть очень трудно справиться в школе, в то время как у другого ребенка с таким же заболеванием особых трудностей может и не быть. Кроме того, как и у всех нас, у детей с проблемами психического здоровья бывают хорошие и плохие дни, а также периоды, когда они чувствуют себя действительно хорошо, и периоды, когда с симптомами их психического здоровья становится труднее справиться.

При определении видов поддержки и услуг важно помнить, что все дети уникальны с разными потребностями и механизмами выживания. Выбранные вмешательства в области психического здоровья должны основываться на индивидуальных потребностях каждого ребенка и иметь возможность изменяться, чтобы оказывать большую или меньшую поддержку по мере необходимости.

Дети с проблемами психического здоровья часто нуждаются в различных видах поддержки в школе, чтобы добиться успеха. Например, ребенку с гиперактивностью может быть полезно включить некоторые виды деятельности в свой распорядок дня в классе. Ребенку с оппозиционно-вызывающим расстройством может быть полезно, если его учителя натренируют взаимодействовать с ним определенным образом. Молодому человеку, который борется с неорганизованностью, может помочь обучение навыкам планирования. Детям, которые могут стать агрессивными, и тем, кто проявляет чрезмерную тревогу, может быть полезно узнать, что приводит к этим чувствам, и научиться стратегиям, позволяющим распознавать, когда это происходит, и что делать, чтобы избежать эскалации проблемы.

Иногда для удовлетворения потребностей в области психического здоровья в школах может потребоваться специальное обучение и/или практика. Например, если вашему ребенку нужна помощь для преодоления трудностей с социальным взаимодействием или трудностями в общении, это может помочь научить его новым навыкам и попросить его попрактиковаться в их использовании в ролевых играх или попробовать их в небольших группах.

Также полезно посмотреть, как симптомы психического здоровья могут повлиять на ребенка в классе, и какие приспособления могут помочь. Например, дети и подростки с тревожными расстройствами часто могут испытывать затруднения в школе, потому что они настолько поглощены своими «беспокойствами», что им трудно концентрировать внимание. У них могут быть физические жалобы, такие как боли в желудке и головные боли, и они могут часто отсутствовать. У них также могут возникнуть проблемы с началом или завершением своей работы, потому что они беспокоятся, что это будет неправильно. Иногда их страх быть смущенным, или сделать что-то не так, или их страх перед необходимостью взаимодействовать с другими может привести к тому, что они будут избегать групповых и социальных мероприятий и, возможно, школы вместе.

Возможные приспособления или стратегии, которые могут помочь, включают:

  • Предоставление гибких сроков или предоставление учащимся возможности переделать работу, чтобы они чувствовали себя более уверенно, сдавая ее.
  • Помощь учителю в распознавании эскалации тревоги у ребенка и оснащение его инструментами для вмешательства и помощи ребенку в реализации стратегий, помогающих справиться с тревогой.
  • Предварительное планирование групповых обсуждений, чтобы помочь уменьшить беспокойство по поводу того, что они поделятся или скажут.
  • Составьте план, что делать, когда они не могут сосредоточиться из-за беспокойства.
  • Делайте перерывы или возможности для снятия стресса.

Вы можете скачать список приспособлений, которые могут помочь здесь: Размещение и стратегии обучения

Как справляться с проблемами в школе:

То, как вы, как родитель, решаете проблемы в школе для своего ребенка, зависит от множества факторов, включая характер самой проблемы, а также то, нуждается ли ваш ребенок в специальных услугах или получает их.

Одна из стратегий, которая всегда полезна, независимо от того, как вы пытаетесь решить проблемы, состоит в том, чтобы работать над установлением прочных рабочих отношений со школой вашего ребенка и людьми в ней. Поначалу это иногда может показаться сложной задачей, особенно если вы чувствуете, что школа еще не готова делать то, что, по вашему мнению, необходимо вашему ребенку для достижения успеха. Но старайтесь помнить, что у вас и специалистов в школе действительно есть общая цель — помочь вашему ребенку добиться успеха в школе. Для получения дополнительной информации о том, как успешно отстаивать интересы вашего ребенка в школе, загрузите список советов, которые могут вам помочь, здесь: Советы для родителей Успешная защита интересов в школе 

Если вы считаете, что проблемы с психическим здоровьем вашего ребенка делают его неспособным учиться и успевать в школе, он может иметь право на специальное обучение или поддержку в соответствии с Разделом 504. Для получения дополнительной информации о процессе проверки того, имеет ли он право на участие в любой из этих программ. нажмите здесь , чтобы получить обзор процесса.

Независимо от того, получает ваш ребенок услуги специального образования или нет, вы можете сотрудничать со школой, чтобы попытаться получить некоторую поддержку для удовлетворения его потребностей.

Если у вашего ребенка проблемы в классе, лучше сначала встретиться с учителем и сообщить ему о своих проблемах. У них могут быть некоторые идеи, и они могут захотеть реализовать некоторые стратегии, чтобы помочь вашему ребенку.

Если это не решит проблему, вы также можете попытаться привлечь других сотрудников школы, таких как директор, социальный работник и т. д. Кроме того, если ваш ребенок получает частные или государственные услуги по охране психического здоровья, может быть полезно спросить психотерапевт вашего ребенка также должен присутствовать на собрании, так как он может дать столь необходимую информацию о том, что может помочь вашему ребенку.

Перед любой из этих встреч всегда полезно уделить время подготовке, перечислив свои проблемы, в том числе то, с чем, по вашему мнению, сталкивается ваш ребенок в школе, и что, по вашему мнению, поможет ему. Вам также может быть полезно подумать о вещах, которые могут ухудшить состояние вашего ребенка или ухудшить его психическое состояние.

Когда вы встречаетесь и делитесь своими опасениями, будь то неофициальная или формальная встреча, специалисты вашей школы смогут предложить вам стратегии, которые, по их мнению, могут помочь. Опять же, вам может быть полезно рассмотреть возможные приспособления до встречи со школой и выбрать те из них, которые, по вашему мнению, могут быть особенно полезны для вашего ребенка.

После встречи со школой, на которой вы обсудили потребности вашего ребенка, школа может захотеть провести некоторые наблюдения в классе, чтобы лучше понять потребности вашего ребенка. Затем вы можете договориться со школой о внедрении некоторых стратегий, которые помогут вашему ребенку добиться большего успеха. Важно помнить, что первая попытка не всегда бывает успешной. Вы и школа можете обнаружить, что вам нужно вернуться к чертежной доске и придумать новые стратегии.

Если вы не можете заставить школу внедрить стратегии или скорректировать их, если они не работают, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться за помощью в ACMH.

В дополнение к приведенным выше предложениям ACMH также имеет предварительно записанную презентацию веб-семинара: Удовлетворение потребностей учащихся с проблемами психического здоровья в школах , расположенную на веб-сайте Мичиганского альянса семей (MAF), который вы можете прослушать, нажав . здесь , который может помочь вам в защите интересов вашего ребенка.

На сайте Michigan Alliance есть несколько других видеороликов, которые могут быть вам полезны, и у них есть наставники для родителей в каждом регионе штата, которые могут помочь вам лучше понять процесс специального образования и сотрудничать с вашей местной школой.

Поведенческие проблемы в школе

Для получения информации о том, как решать поведенческие проблемы в школе и создавать планы поддержки положительного поведения, если ваш ребенок получает услуги специального образования или имеет план 504, нажмите здесь , чтобы ознакомиться с обзором системы специального образования.

Если ваш ребенок не получает специального образования, вы все равно можете сотрудничать со школой, чтобы разработать план решения проблем с поведением.

Часто, если вы можете убедить школу рассмотреть вопрос о предоставлении некоторых приспособлений или модификаций, описанных выше, для поддержки вашего ребенка, когда симптомы его психического здоровья влияют на него в школе, это само по себе может помочь уменьшить проблемы с поведением.

Иногда у некоторых детей и подростков возникают проблемы с поведением, которым может потребоваться дополнительная поддержка. Вы можете работать со школой, чтобы разработать план поддержки вашего ребенка и научить его новым навыкам, чтобы уменьшить проблемы с поведением и помочь вашему ребенку и школе справиться с ними, когда они это сделают.

Планы должны быть направлены на то, чтобы помочь детям распознать вещи, которые могут вызвать проблемы с поведением, а также на обучение новым моделям поведения и навыкам, а также на то, чтобы ученики могли их практиковать.

Помните, что ваш вклад может иметь решающее значение при создании успешного плана поведения для вашего ребенка, поскольку вы знаете своего ребенка лучше всех!

Отстранение от занятий и исключение из школы

Если вашего ребенка исключают из школы, отправив домой или отстранив от занятий, нажмите здесь  и прокрутите вниз, чтобы узнать больше о проблемах дисциплины в школе, включая отстранение и исключение. Если ваш ребенок имеет право на получение специального образования и/или если школе вашего ребенка известно, что он или она имеет инвалидность, существуют ограничения на возможность школы отстранить или исключить вашего ребенка из школы за поведение, связанное с инвалидностью вашего ребенка. Для получения дополнительной информации о школьной дисциплине, отстранении от занятий, исключении из школы и мерах защиты для учащихся с ограниченными возможностями и лиц, получающих специальное образование, щелкните здесь: http://www.michiganallianceforfamilies. org/education/discipline/.

Получение официальной помощи для разрешения разногласий со школой

Когда вы ищете специальные образовательные услуги для своего ребенка или когда школа предоставляет эти услуги, иногда возникают проблемы или разногласия по поводу того, что должно происходить для поддержки вашего ребенка. Когда возникают разногласия, всегда лучше попытаться решить проблему, поговорив со школьной командой и поделившись своими проблемами. Однако, если вы не можете решить проблемы таким образом, существуют другие формальные и неформальные способы разрешения разногласий, включая продвижение вверх по «цепочке подчинения» в вашей школе, обращение к посредничеству для решения проблемы и подачу жалоб.

Для получения дополнительной информации о вариантах разрешения споров посетите:

Мичиганский союз для семей:

http://www.michiganallianceforfamilies.org/education/disputes/

или

Мичиганская программа посредничества в специальном образовании:

http://msemp. cenmi.org.

 

Заключительные мысли:

Если вы испытываете трудности с тем, чтобы помочь школе вашего ребенка удовлетворить потребности вашего ребенка в области психического здоровья, свяжитесь с ACMH, и специалист по семейным ресурсам попытается связать вас с необходимой вам информацией.

 

Примечания:

1 Кесслер Р. К., Берглунд П., Демлер О. и др. (2005). Распространенность в течение жизни и возраст начала расстройств DSM-IV в репликации национального обследования сопутствующих заболеваний. Архив общей психиатрии 62 , 593-602.

2 Катаока С.; Чжан, Л.; и Уэллс, К. (2002). Неудовлетворенная потребность в психиатрической помощи среди детей в США: различия в зависимости от этнической принадлежности и страхового статуса. Американский журнал психиатрии, 159(9), стр. 1548-1555.

3 Министерство образования США, Двадцать третий ежегодный отчет Конгрессу о выполнении Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями, Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г.

4 Центр ресурсов данных по здоровью детей и подростков. (2005/2006). Национальное обследование детей с особыми потребностями в медицинской помощи. Портленд, Орегон: Инициатива по измерению здоровья детей и подростков (CAHMI). childhealthdata.org/browse/survey/results?q=1099&r=1

Последствия проблем с психическим здоровьем учащихся – Ресурсный центр по предотвращению самоубийств

Модули этой виртуальной учебной лаборатории предназначены для решения общих вопросов и проблем, с которыми вы можете столкнуться, когда…

Проблемы с психическим здоровьем могут влиять на многие сферы жизни учащихся, снижая качество их жизни, успеваемость, физическое здоровье и удовлетворенность учебой в колледже, а также негативно сказываясь на отношениях с друзьями и членами семьи. Эти проблемы также могут иметь долгосрочные последствия для студентов, влияя на их будущую работу, потенциальный доход и общее состояние здоровья. 1

Последствия для ученика

Проблемы с психическим здоровьем могут повлиять на уровень энергии, концентрацию, надежность, умственные способности и оптимизм учащегося, снижая успеваемость. Исследования показывают, что депрессия связана с более низкими средними баллами, и что одновременно возникающие депрессия и тревога могут усилить эту связь. 2  Депрессия также связана с отсевом из школы. 2

Многие студенты колледжей сообщают, что проблемы с психическим здоровьем мешают их учебе. В ходе опроса, проведенного Американской ассоциацией здравоохранения колледжей в 2015 году, студенты колледжей определили следующие проблемы с психическим здоровьем как негативно влияющие на их успеваемость за последние 12 месяцев: 3

  • Стресс (30% учащихся)
  • Беспокойство (22%)
  • Нарушения сна (20%)
  • Депрессия (14%)

Последствия для окружающих

  • Сверстники, члены семьи, преподаватели и сотрудники могут пострадать лично из-за беспокойства за этих учащихся.
  • Депрессия и тревога могут пагубно сказаться на отношениях и производительности труда.
  • Самоубийство и суицидальные мысли могут затронуть большое сообщество кампуса.
  • Соседи по комнате, сверстники, преподаватели и сотрудники также испытывают глубокое горе из-за самоубийств и суицидального поведения студентов.

Последствия для кампусов

  • Кампусы испытывают трудности, когда учащиеся с проблемами психического здоровья плохо справляются с курсовой работой и бросают школу.
  • Колледжи и университеты должны быть готовы к устранению психологического воздействия самоубийств на других учащихся, а также на преподавателей и сотрудников. 4
  • Плохое удержание студентов может означать потерю платы за обучение, сборов и пожертвований выпускников.

Последствия для сообществ и общества в целом

  • На общество негативно влияет, когда студенты не могут получить диплом и внести свой ценный опыт на конкурентный рынок труда.
  • Одно исследование показало, что пять процентов студентов не заканчивают свое образование из-за психических расстройств, и, по оценкам, 4,29 миллиона человек закончили бы колледж, если бы не страдали такими расстройствами. 5

Ссылки

  1. Айзенберг, Д., Голласт, С.Е., Гольберштейн, Э., и Хефнер, Дж.Л. (2007). Распространенность и корреляты депрессии, тревоги и суицидальных наклонностей среди студентов университетов. Американский журнал ортопсихиатрии , 77(4), 534–542.
  2. Айзенберг Д., Даунс М. и Гольберштейн С. (2009). Стигма и обращение за помощью для психического здоровья среди студентов колледжей. Medical Care Research and Review , 66 (5), 522–541.
  3. Ассоциация здоровья американских колледжей. (2015). Национальная оценка состояния здоровья колледжей II: резюме референтной группы весной 2015 г. . Ганновер, Мэриленд: Автор. Получено с http://www.acha-ncha.org/reports_ACHA-NCHAII.