Психологические ресурсы адаптации: Личностные ресурсы как фактор адаптации — реадаптации моряков рыбопромыслового флота к измененным условиям жизнедеятельности

Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах



Статья рассматривает актуальные для нашей действительности вопросы о том, что такое психологическая устойчивость личности. Проведен анализ существующих подходов к изучению проблемы психологической устойчивости в отечественной и зарубежной научной литературе. На основании анализа сделан вывод о том, что важным механизмом психологической устойчивости в условиях постоянно меняющихся обстоятельств жизнедеятельности является механизм адаптации как способность психики быстро реагировать в жизненных кризисах.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, адаптация, жизненный кризис, социальная изоляция, личность, COVID-19.

Нынешняя ситуация пандемии COVID-19 затронула разные сферы жизни, включая социально-психологические сферы жизни человека.

Как справедливо отмечают в своей работе Н. А. Беляков, В. В. Рассохин и Е. Б. Ястребова [2], в эту тревожную ситуацию вовлечено население всей страны, независимо от пола, возраста, принадлежности к различным социальным группам. По сути, пишут авторы, жители всей планеты стали не только свидетелями, но и участниками пандемии COVID-19, исходы которой, пока не ясны.

В сложившихся обстоятельствах психологическая наука, наряду с медициной, также активно включилась в процесс исследования сложившейся ситуации, имеющей, по мнению С. Н. Ениколопова, О. М. Бойко, Т. И. Медведевой, О. Ю. Воронцовой и О. Ю. Кузьминой [5], высокий стрессогенный фактор за счет угрозы жизни и здоровью.

В ситуации с COVID-19 человек столкнулся с огромным количеством изменений и постоянно меняющимися жизненными условиями. Кроме этого, обозначился реальный страх за собственную жизнь и за жизнь близких людей. Привычная среда перестала быть предсказуемой и безопасной. Адаптироваться к изменившимся условиям среды стало необходимостью и потребностью, это, в свою очередь, требует больших внутренних психологических ресурсов.

Данная ситуация потребовала от профессиональной психологической среды незамедлительного профессионального реагирования и поиска различных вариативных решений и способов психологической помощи, направленной на обретение ресурсного состояния и выход из вынужденного стрессового переживания.

В стрессогенной ситуации актуализируется потребность в психологической устойчивости, чтобы не поддаваться стрессу, не уходить в отчаяние, не впадать в депрессию, а выстроить правильный ориентир на будущее и найти новые адаптационные схемы взаимодействия с окружающей средой в это трудное время.

По словам Ю. П. Зинченко, ключевым показателем ресурсного состояния личности во всех ее проявлениях является способность психики приспосабливаться, адаптироваться к любым воздействиям изменяющейся среды, умение выдерживать стрессогенный фактор, эффективно управлять своим эмоциональным состоянием, мыслями, поступками и действиями, обладать психологической устойчивостью. [11].

По мнению Л. М. Аболина, само понятие «психологическая устойчивость» понимается как сложное и емкое качество личности. В этом понятии объединен целый спектр способностей, широкий круг различностных явлений. Личность сама по себе разнопланова, обладает емкостным потенциалом, и этот факт находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. [1]

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что важной особенностью психики человека, важным ресурсом, формирующим готовность к встрече с жизненными трудностями является его психологическая устойчивость, т. е. способность психики к быстрой адаптации в условиях постоянно меняющихся обстоятельств жизнедеятельности.

Данная статья имеет под собой цель рассмотреть процесс адаптации как важный и необходимый механизм для психологической устойчивости в жизненных кризисах.

По словам Кисельниковой Н. В. и Сергоманова П.А, в сегодняшней ситуации с COVID-19 на психологическую устойчивость оказало большое влияние социальная изоляция. Когда в режиме жестких ограничений, одномоментно, много что из привычной жизни перестало быть доступным и предсказуемым. В таких условиях внутренняя система защит человека приходит в боевую готовность, актуализируются стратегии выживания, становятся актуальными базовые потребности в безопасности, защите и стабильности. Это серьезный физиологический и психологический стресс, который больше всего оказал влияние на тех людей, у которых по той или иной причине, уже наличествует дефицит ресурсов в психологической устойчивости к повседневной жизни. [8]

В социальной изоляции повышается роль и ценность межличностной коммуникации, в такие моменты человеку, как никогда, важна поддержка близких, ощущение надежного плеча рядом, переживание, что он не один в этот трудный момент жизни, что кто-то разделяет его и признает его трудности, опасения и тревогу. Люди, у которых есть психологические трудности в межличностной коммуникации, попадают в зону риска развития таких психологических проблем, как фобии, панические атаки, различные проявления психосоматического спектра.

Наблюдается интересный феномен, когда социальная изоляция, как внешний карантин, обостряет «внутренний карантин» человека, тем самым еще больше фрустрируя психологическую устойчивость.

Кроме социальной изоляции, в период пандемии человек столкнулся с директивно усиленными требованиями в осуществлении привычной жизнедеятельности, которые связаны с необходимостью предусматривать дополнительные меры собственной безопасности. Простые прежде действия, как поход в магазин, перемещение в общественном транспорте, посещение образовательных учреждений, стали не только трудно осуществляемыми, но их выполнение способствовало усилению тревоги и ощущению небезопасности.

Также, сегодняшний кризис потребовал профессиональной устойчивости во многих профессиональных сферах. Зачастую человеку приходится выполнять профессиональную деятельность не только при дефиците времени, а даже порой в опасных условиях, преодолевая страх и другие негативные эмоции.

Стрессовые ситуации невозможно исключить из жизни, это естественный процесс. Поэтому, чтобы сохранять ресурсное состояние, важно исследовать, что оказывает влияние на формирование психологической устойчивости.

Несмотря на большую практическую значимость, на сегодняшний день понятие психологической устойчивости остается недостаточно исследованным и не имеет единого определения.

Неразработанность данной проблемы проявляется в том, что понятие психологической устойчивости достаточно многогранно и неконкретно. Авторы подчеркивают, что, на первый взгляд, ясное понятие психологической устойчивости при более глубоком анализе наполняется множеством различных смысловых оттенков и уточняющих терминов.

Отмечается явное отличие в понимании этого феномена в отечественных и зарубежных подходах. В отечественной психологии психологическая устойчивость рассматривается как свойство личности, как ее неотъемлемая характеристика, которая в той или иной мере позволяет психике находить продуктивный выход из затруднительных моментов ее существования, выражается в ее мобильности и приспосабливаемости к определенным условиям жизнедеятельности [4, c.

95]. В зарубежной науке само понятие психологической устойчивости (psychic or mental stability) понимается как совокупность нескольких свойств личности. Таким образом, мы видим, что нет четкого определения самого понятия как такового. Можно лишь отметить, что в большинстве случаев, психологическая устойчивость идентифицируется с такими основными понятиями, как устойчивость (stability) и сопротивляемость (resistance), и что к ней также относят уравновешенность и соразмерность.

Во многих европейских языках слово «устойчивость» переводится как стабильность, а термин «mental stability» или «psychic stability» — как психическая устойчивость. Таким образом, само понятие «психологическая устойчивость» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов рассматривается как емкое качество личности, как характеристика индивида, поведение которого надежно и последовательно [4, с. 425]

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов В. И. делают вывод о том, что психологическая устойчивость в отечественной психологии в общем смысле определяется как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций, и проявляющаяся в сохранении структуры деятельности [9].

Впервые проблема психологической устойчивости получила свою известность в трудах Л. И. Божович (1966), она была выделена им как отражение процесса становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Далее изучению феномена устойчивости личности посвятил свои исследования В. Э. Чудновский, понимая это как способность человека, сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции. А также оперировать определенными механизмами защиты по отношению к явлениям, являющихся чуждыми его убеждениям, личным взглядам и мировоззрению [14].

К авторам, которые также проводили анализ разработки этой проблемы, можно отнести В. С. Бердникова и Е. С. Каузурову [3]. В частности, они говорят о наличии разнообразных видов устойчивости, выделенных в психологической литературе: стрессоустойчивость, устойчивость к неопределенности, устойчивость к травмирующим ситуациям, помехоустойчивость, устойчивость к нарушению норм и границ, устойчивость к конфликтному поведению и т.

д.

В теоретических подходах зарубежных авторов в исследовании феномена психологической устойчивости также можно выделить теорию психотравмы Р. Яноф-Бульмана [6], где автор выделяет ключевыми условиями способствующими возникновению состояния дезинтеграции личности, при воздействии психотравмы, наличие непродуктивных базисных убеждений, касающихся позитивного «Я-образа», доброжелательности окружающего мира и формирования иллюзии собственной неуязвимости.

В общем смысле психологическая устойчивость связана с отсутствием дезорганизующего поведения, сохранением мотивационной деятельности, сохранением рационального мышления, способности к реализации целей и рациональным и адекватным проведением в жизнь необходимых схем [15], отражается в активности личности и интенсивности потребности в перестройке или адаптации организма [9].

Таким образом, мы видим, что психологическая устойчивость объединяет в себя целый комплекс способностей и широкий круг разноуровневых явлений.

Однако, несмотря на изучение проблемы психологической устойчивости в рамках основных направлений психологической науки, до сих пор остается нерешенным вопрос о ее механизмах.

Некоторые авторы выделяют адаптацию как механизм психологической устойчивости [11], процесс приспособления психики человека к условиям жизни, в которых он находится. Для психологической устойчивости человеку важно сохранять наиболее оптимальный режим работы психики в постоянно изменяющихся обстоятельствах и стрессовых воздействиях.

А. А. Налчаджан в своей классификации выделяет адаптацию человека как процесс активного взаимодействия человека со средой, который оптимально способствует как самой жизнедеятельности, так и дальнейшему естественному биологическому, психологическому и социальному его развитию. Вследствие этого он выделяет три уровня адаптации, которые взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга непосредственное влияние: биологический, психологический и социальный [10].

Биологическая адаптация человека является элементарным, базовым и одновременно фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому.

Адаптация на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.

Под психологической адаптацией понимается «принятие социально-полезных стандартов поведения, ролевых моделей, ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды». Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать [10].

Л. М. Аболин рассматривает адаптацию как механизм психологической устойчивости посредством качеств личности, включая тревожность, мотивацию достижения успеха и избегания неудач, а также мировоззренческие качества. Однако в его исследованиях ему не удалось установить прямой зависимости [1]. После серии экспериментов Л. М. Аболин пришел к выводу, что ни возраст, ни профессиональный опыт, трудовой стаж, ни психологические особенности не дают возможности точно предсказать, кто и как поведет себя в трудный момент. Это дает нам право предполагать, что дать точное определение психологической устойчивости и ее механизмам не всегда просто.

И. А. Красильников и В. В. Константинов считают, что адаптация — это целостный, системный процесс, который характеризуют взаимодействие человека с природной и социальной средой. Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социальной структуре, но и общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения и осмысленность жизни. [8].

Один из крупнейших интернет-журналов psytheater.com считает адаптацию очень важным качеством человека для проявления его психологической устойчивости. Каждый человек склонен к адаптивности, то есть приспособлению к жизни в новом для себя мире, однако не у всех людей получается сделать это по-своему. Каждый приспосабливается, как может, выбирая для себя наиболее подходящую стратегию. [12]

Таким образом, анализ российских и зарубежных исследований позволяет сделать вывод, что устойчивость присуще человеку изначально, как индивидуальная особенность. Важным механизмом психологической устойчивости является адаптация человека к постоянно изменяющимся условиям среды его жизнедеятельности, что позволяет ему продуктивно и самостоятельно преодолевать кризисные ситуации.

Именно психологическая устойчивость личности поддерживает внутренние и внешние личностные ресурсы, которые помогают оперативно находить правильное решение в кризисной ситуации, сохранять устойчивые и поддерживающие межличностные отношения, а также укреплять близкие отношения, формировать ролевые модели, предполагающие готовность помочь и дать поддержку в трудных обстоятельствах себе и близкому человеку.

Литература:

  1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. — Казань: Казанский государственный университет, 1987. — 261 с.
  2. Беляков Н. А., Рассохин В. В., Ястребова Е. Б. Коронавирусная инфекция COVID-19 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.1spbgmu.ru (дата обращения: 03.05.2020).
  3. Бердников В. С., Казурова Е. С. Первичный отбор кандидатов на службу в ОСН.// 1. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 1. психологический отбор сотрудников в ОСН УИС Минюста России. — М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.- С. 5–50.
  4. Большой толковый психологический словарь / АртурРебер; пер. с англ. — Москва, 2003. — 592 с.
  5. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / С. Н. Ениколопов, О. М. Бойко, Т. И. Медведева и др. — URL: https://psy.su/feed/8182 (дата обращения: 05.05.2020).
  6. Калмыкова Е. С., Падун М. А. Качество привязанности как фактор устойчивости к 2. психической травме // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, № 1. — http://psyjornal.ru/j3p/pap.php?id=200020106.
  7. Кисельникова Н. В., Сергоманов П. А. Индивидуальные психологические рекомендации в условиях эпидемии COVID-19 [Электронный ресурс]. — URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 14.05.2020).
  8. Красильников И. А., Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов //Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — № 4–4. — С. 937.)
  9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001–260 с.
  10. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / МН Арм. ССР. Ин-т филос. и права. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. С. 33.
  11. Павлов С. Е. Адаптация. — М., «Паруса», 2000. — 282 с.
  12. Пандемия COVID-19: психологические и этические последствия [Электронный ресурс]. — URL: https://interaffairs.ru/news/show/26248 (дата обращения: 07.05.2020).
  13. Рекомендации психологов МГУ в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Научная Россия. — URL: https://scientificrussia.ru/articles/rekomendatsii-psihologov-mgu-v-usloviyahpandemii-covid-19 (дата обращения: 02.05.2020).
  14. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование [Текст] / В. Э. Чудновский. — М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  15. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 808 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая устойчивость, социальная изоляция, ситуация, способность психики, межличностная коммуникация, общий смысл, отечественная психология, психологическая адаптация, психологическая наука, ресурсное состояние.

Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми | Маркина

1. Renzulli J. S. The three-ring-conception of giftedness: a developmental model for promoting creative productivity // Conceptions of giftedness / Sternberg R. J. (ed.). New York, 1986. P. 332–357.

2. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Томский университет; Москва: Барс, 1997. 392 с.

3. Amabile T. M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. № 43 (5). P. 997–1013.

4. Kosir K., Horvat M., Aram U., Jurines N. Is being gifted always an advantage? Peer relations and self-concept of gifted students // High Ability Studies. 2015. Vol. 27, № 2. P. 129–148. DOI: 10.1080/13598139.2015.1108186

5. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. Москва: ИП РАН, 2011. 320 с.

6. Sisk D. A. Developing Leadership through Global Awareness and Global Learning // Applied Practice for Educators of Gifted and Able Learners / Vidergor H. E., Harris C. R. (eds.). Rotterdam: Sense Publishers, 2015. P. 391–428. Available from: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-94-6300-004-8_19 (date of access: 21.05.2020).

7. Sisk D. A. Filling That Empty Space in the Lives of People in a Globalized World Beset With Turbulence and Crises // Giftedness and Talent in the 21st Century. Advances in Creativity and Giftedness / Ambrose D., Sternberg R. J. (eds.). Rotterdam: Sense Publishers, 2016. Vol. 10. Р. 181–198. Available from: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-94-6300-503-6_11 (date of access: 26.03.2020).

8. Маркина Н. В. Экзистенциальная психология развития одаренных учащихся: монография. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 140 с.

9. Петровский В. А. Логика «Я»: персонологическая перспектива: монография. Москва: Изд-во САМГУ, 2009. 302 с.

10. Roy K. Education and the ontological question: addressing a missing dimension. Cham: Palgrave Macmillan, 2019. 232 р. Available from: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11178-6 (date of access: 26. 03.2020).

11. Shantall T. An Existential Analysis of the Human Condition // Shantall T. The Life-changing Impact of Vıktor Frankl’s Logotherapy. Switzerland, Cham: Springer, 2020. Р. 19–49. Avaliable from: https://doi.org/10.1007/978-3-030-30770-7_2 (date of access: 26.03.2020).

12. Петросьян С. Н., Рябикина З. И. Характерология личности с учетом типов онтогенетических со-бытийных дихотомий: субъектно-бытийный подход. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. Москва: ИП РАН, 2018. С. 1715–1722.

13. Гусельцева М. С. Методологические аспекты изучения картины мира современных детей и подростков в ситуации транзитивности // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 147–158.

14. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва: Педагогика, 1989. 208 с.

15. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. Москва: Педагогика, 1988. 125 с.

16. Maddi S. R. Hardiness as the Existential Courage to Grow Through Searching for Meaning // The Experience of Meaning in Life / Hicks J. , Routledge C. (eds.). New York: Springer, Dordrecht, 2013. P. 227–239. DOI: 10.1007/978-94-007-6527-6_18

17. Kira I. A., Shuwiekh H., Kucharska J., Al-Huwailah A. H., Moustafa A. “Will to Exist, Live and Survive” (WTELS): Measuring its role as master/metamotivator and in resisting oppression and related adversities. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2020. № 26 (1). Р. 47–61. DOI: https://doi.org/10.1037/pac0000411

18. Cowdrey F. A., Walters S. L., Salvatore R. Maddi: Hardiness, Turning Stressful Circumstances into Resilient Growth // Applied Research Quality Life. 2013. № 8. Р. 265–267. DOI: https://doi.org/10.1007/s11482-013-9230-1 (date of access: 26.03.2020).

19. Judkins J., Moore B., Colette T. Psychological Hardiness // The Routledge Research Encyclopedia of Psychology Applied to Everyday Life. Abingdon, Oxon: Routledge, 2020. P. 1–14. Available from: https://www.researchgate.net/publication/339882546_Psychological_Hardiness (date of access: 21.03. 2020).

20. Fernández-Lasarte O., Ramos-Diaz E., Saez I. A. Academic performance, perceived social support and emotional intelligence at the university // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2019. Vol. 9 (1). P. 39–49. DOI: https://doi.org/10.30552/ejihpe.v9i1.315 (date of access: 26.03.2020).

21. Кисляков А. В., Качуро И. Л. Дополнительное профессиональное образование педагога как воспитателя в условиях реализации современной модели образования // Изменяющееся воспитание в изменяющейся России: теории, практики, институты, технологии: сборник материалов международной научно-практической конференции, 15–17 октября 2012 г. Москва: Педагогический поиск, 2012. С. 130–135.

22. Щербаков А. В., Задорин К. С. Потенциал профессиональной общности в развитии педагога как воспитателя в условиях повышения квалификации // Современное педагогическое образование. 2019. № 9. С. 72–78.

23. Hobfoll S., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout //. Professional burnout: Recent developments in theory and research / W. Schaufeli, C. Maslash, T. Marek (eds.). Washington, DC: Taylor & Francis, 1993. P. 115–129.

24. Schaufeli W. B. Applying the Job Demands-Resources model: A «how to» guide to measuring and tackling work engagement and burnout // Organizational Dynamics. 2017. Vol. 46, issue 2. April – June 2017. P. 120–132. Available from: https://www.wilmarschaufeli.nl/publications/Schaufeli/476.pdf (date of access: 26.03.2020).

25. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24.

26. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 336 с.

27. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. 376 с.

28. Солдатова Е. Л. Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативных кризисах взрослости // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 16–30.

29. Шантырь Е. Е. Авторитет личности классного руководителя // Психолог. 2016. № 4. С. 54–66.

30. Болдина Т. Г., Семенов И. Н. Рефлексивно-психологическое обеспечение инновационного педагогического опыта в современном гимназическом образовании // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2013. № 5-6. С. 9–34.

31. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. Москва: ИП РАН, 2000. 284 с.

32. Петровский В. А., Петровский А. В. Три ипостаси «Я» и искусство развивающего общения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.transactional-analysis.ru/methods/74-tri (дата обращения: 26.08.2020).

33. Längle A., Orgler Ch., Kundi M. The Existence Scale. A new approach to assess the ability to find personal meaning in life and to reach existential fulfilment // European Psychotherapy. 2003. Vol. 4, № 1. P. 135–151.

34. Майнина И. Н., Васанов А. Ю. Стандартизация методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглера // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 87–99.

35. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 с.

36. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones-Irwin, 1984. 131 p.

37. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H. S. Friedman (ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998. P. 323–335.

38. Manasia L., Pârvan A., Macovei M. Towards a Model of Teacher Well-Being from a Positive Emotions Perspective // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020. № 10. Р. 469–496. Available from: https://doi.org/10.3390/ejihpe10010035 (date of access: 29.08.2020).

39. Ramos-Díaz E., Rodríguez-Fernández A., Revuelta L., Axpe I. The mediating role of school involvement on teacher support and life satisfaction // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2016. Vol. 6, № 3. P. 177–191. Available from: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=6131012 (date of access: 26.03.2020).

40. Anastasiou S., Belios E. Effect of Age on Job Satisfaction and Emotional Exhaustion of Primary School Teachers in Greece // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020. № 10. Р. 644–655. Available from: https://doi.org/10.3390/ejihpe10020047 (date of access: 26.03.2020).

41. Завьялова И. Ю., Солдатова Е. Л. Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 1. С. 93–108. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Торговые выгоды и экологические издержки ГСКС: пример БРИКС()

    Сяохун Юй, Цзяцзя Фан, Ихан Луо, Сяоюань Чжу, Юйчен Чжан, Сяофэй Лонг

    Американский журнал об изменении климата Том 12 № 1, 6 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ajcc.2023.121003 10 загрузок  97 просмотров

  • Оценка корицы с помощью твердотельного ЯМР с использованием релаксометрии()

    Педро Пауло Мерат, Роберто Кучинелли Нето, Витор Сантос Рамос, Мария Инес Бруно Таварес

    Материаловедение и приложения Том 14 № 3, 6 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/MSA.2023.143009 16 загрузок  63 просмотров

  • Экспериментальная оценка физических, механических свойств и долговечности бетонов на основе натуральных, переработанных и комбинированных заполнителей()

    Этьен Мальбила, Арба А. Т. Уэдраого, Николас Кагамбега, Гилберт Г. Нана, Сие Кам, Дэвид Ю. К. Тогуени

    Материаловедение и приложения Том 14 №3, 6 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/MSA.2023.143008 8 загрузок  46 просмотров

  • Демонстрация оценки однородности центральной оси и модернизации для повышения эффективности использования воды()

    Юнсук Донг, Линдон Келли, Эрик Андерсон

    Журнал водных ресурсов и охраны Том 15 №3, 6 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/jwarp.2023.153005 4 загрузки  28 просмотров

  • Воздействие и ведение при экстракорпоральном кровообращении пациента с почечной недостаточностью на диализе с высокопоточной артериовенозной фистулой в кардиохирургическом отделении клинической больницы Анже о случае и обзоре литературы()

    Абдулай Канте, Брехима Кулибали, Мамаду Диаките, Мамаду А. Кейта, Бакари Кейта, Дрисса Траоре, Нухум Онгоиба, Патрис Бинуани, Кристоф Бофретон

    Открытый журнал торакальной хирургии Том 13 № 1, 6 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/оц.2023.131001 2 загрузки  19 просмотров

  • Обеспечение качества фантома кольцевого вихревого потока в режиме реального времени()

    Алана С. Мэтьюз, Кельвин Симатво, Эндрю Нарракотт, Симона Амброджо, Адриан Уокер, Джон В. Феннер

    Открытый журнал медицинской визуализации Том 13 № 1, 6 марта 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojmi.2023.131002 6 загрузок  32 просмотров

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Как психологические ресурсы облегчают адаптацию к организационным изменениям

Как психологические ресурсы облегчают адаптацию к организационным изменениям
Автор

M. van den Heuvel The ISNI brings several records from an contributor together, and distinguishes between contributors with the same name.»/>
E. Demerouti
A.B. Баккер

Год
2014
Название
Как психологические ресурсы облегчают адаптацию к организационным изменениям
Журнал
Европейский журнал трудовой и организационной психологии
Объем | Номер выпуска
23 | 6
страниц (от-до)
847-858
Тип документа
Артикул
Факультет
Факультет социальных и поведенческих наук (FMG)
Институт
Научно-исследовательский институт психологии (PsyRes)
Реферат

Целью этого годичного последующего исследования среди 580 сотрудников полиции является изучение того, могут ли ресурсы, связанные с идентификацией, положительно связаны с адаптивным поведением во времена организационных изменений. Сочетание точки зрения социальной идентичности с теориями ресурсов мы предположили, что обмен лидер-член (LMX) и личные ресурсы (создание смысла и организация на основе самооценка) положительно связаны с течением времени. Кроме того, мы предположили, что ресурсы, захваченные до внедрения изменений, показать положительную связь с адаптивностью, зафиксированной во время изменений. Анализ моделирования структурными уравнениями показал, что LMX и личные ресурсы были положительно связаны. Кроме того, все ресурсы T1 были положительно связаны с адаптивностью T2. Изучение подчеркивает важность управления ресурсами, связанными с идентичностью, в неспокойные времена, чтобы способствовать поведенческой адаптации изменить.

URL-адрес
перейти на сайт издателя
Язык
Английский
Постоянный идентификатор
https://hdl.