Психологические ролевые игры – Сюжетно ролевые игры

Сюжетно ролевые игры

Ролевая игра  «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

 

Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».

Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.

Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.

Роли:

«Организатор» — обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся. Задает уточняющиеся вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

«Спорщик» — «я спорю потому, что я спорю». Встречает «в штыки» любое предложение, любое высказывание.

«Оригинал» — иногда, время от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом предложения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло.

«Заводила» — с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если чужое мнение не совпадает  с его собственным. Эмоционален, напорист. Эмоции, хотя и чрезмерные, но в основном положительные.

«Соглашатель» — соглашается со всеми.  Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.

Тему для обсуждения можно предложить любую, например:

Надо ли в вузах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме;

Каковы причины популярности бороды среди достаточно большого количества мужчин;

Как наиболее эффективно вести борьбу за трезвость.

Упражнение Интервью».

Цель:проанализировать имеющийся социальный опыт взаимодействия; развивать умение социального поведения в группе.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог раздает студентам роли.

Их задача – отвечать на любые каверзные вопросы от имени персонажа.

Все остальные играют роли «дотошных корреспондентов радио и телевидения, газет и журналов».

Роли:

1.«Агрессор» — все решает с позиции силы, держит группу в страхе, не скрывает от окружающих своих неприглядных поступков, груб, считается только с силой, превосходящей его собственную. Не может пройти мимо слабых, не задев их.

2.«Жертва» — что бы ни делал, ничего не получается, все привыкли к этому и ждут от него промахов. В конфликте защищается слабо, неубедительно.

3.«Шут». Его цель – рассмешить любой ценой. Окружающие ждут от него реплик, смеются любой его шутке.

4.«Любимчик» — старается выглядеть как можно более привлекательно, хочет убедить всех в своей компетентности, в личной свободе.

5.«Примадонна» — всегда в центре внимания, все хотят с ней дружить, всем льстит ее внимание. Красива, элегантна, завидует чужим успехам.

6.«Примерный ребенок» — демонстрирует послушание педагогам, уважение, лояльность, всегда вежлив, со всеми ровен, предупредителен.

7.«Облезлая кошка» — неразборчива в друзьях, интересах, пристрастиях, равнодушна к учебе. Имеет неряшливый вид при наличии супермодных  аксессуаров.

8.«Сиротинушка» — все его жалеют, причины могут быть разные: болезни, тяжелое семейное положение. С видом стоика рассказывает о своих бедах. Ему все помогают, покровительствуют, он все принимает как должное.

9.«Эрудит» — любит поражать окружающих своей осведомленностью, к друзьям снисходителен, стремится подчеркивать разницу в знаниях. Презирает грубую физическую силу.

10.«Леди» — холодная, высокомерная, имеет ограниченный круг общения, со всеми, кто не входит в этот круг, держится высокомерно.

Упражнение «Дипломатический прием»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Студентам необходимо стать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».

Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Педагог фиксирует время.

Студенты разбиваются на пары и каждая пара начинает разговор.

По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».

Примечание:

Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

 

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

 


< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

Ролевая игра в психологическом тренинге

Метод ролевой игры в тренинге является одним из базовых — наряду с методом групповой дискуссии. Редкий тренинг обходится без нее.

«Ролевая игра как метод основана на моделировании ситуации взаимодействия двух и более людей в определенном социальном контексте. При этом взаимодействие осуществляется в рамках ролей — моделей поведения, обусловленных положением человека в системе социальных и межличностных отношений. Соответственно, принято выделять социальные роли (к ним относятся профессиональные, социально-демографические) и межличностные. Примеры социальной роли — учитель, продавец, руководитель, милиционер. В качестве примера межличностных ролей можно принести роли Зануды, Отверженного, Влюбленного, Ревнивца, Человека-навзводе и т. п. Участвуя в игре, человек «примеряет» на себя роли — как свои, привычные, знакомые и хорошо «обжитые», так и чужие, незнакомые.

В ролевой игре всегда есть взаимодействие участников друг с другом. Этим она принципиально отличается от других методов тренинга, связанных с временным пребыванием в ролях, — например, от метода, называемого метафорической деловой игрой.

Исторически ролевая игра возникла в рамках психодрамы — одного из базовых направлений психотерапии, основанном на моделировании, исследовании и преобразовании жизненных ситуаций клиентов в виде сцен, поставленных с участием членов психотерапевтической группы.

Позже ролевая игра заимствуется другими направлениями психотерапии, а впоследствии используется в рамках социально-психологического тренинга развития компетентности в общении.

Функции ролевой игры

Ролевая игра — метод, широко применяемый в тренингах любого типа и один из самых распространенных методов тренинга вообще. Многие люди, раз или два посетившие какой-либо тренинг, в ответ на просьбу рассказать, «что же там было», вспоминают в первую очередь ролевую игру.

Удивительное свойство ее заключается в том, что ролевая игра позволяет на время отрешиться от себя, такого привычного и обыденного, отстроиться от ролей, которые играешь («исполняешь») чуть ли не на автомате. Почувствовать себя как бы в другом измерении, в другом мире, на другой Планете… если ты учитель, в ролевой игре можешь запросто оказаться колючим вихрастым подростком, срывающим уроки и дерзящим педагогу, или непонятливой родительницей, никак не могущей взять в толк, чего же хочет от нее классная руководительница ненаглядного сына. Если ты психолог, то имеешь возможность стать на время мужем, не понимающим «странных» реакций жены, разводящейся супругой, дедушкой проблемного малыша… Выпадение, выход из привычных ролей дает неожиданное ощущение притока сил и энергии, непонятно откуда появившейся свежести восприятия. Игра не дает возможности застревать, зависать в привычных ролевых позициях, она создает животворящий «сквозняк» — о, сколько, сколько взрослых настолько привыкают жить в тех или иных ролях (Отца, Мужа, Менеджера, Учителя, Руководителя — список может показаться бесконечным), что рано или поздно начинаются личностные деформации — маску уже не отдерешь от лица. Человек со временем теряет способность вести себя по-другому. Приходя домой, Начальник продолжает командовать домочадцами, как подчиненными. А Учительница, находясь на отдыхе у моря, поучает окружающих даже вечером за бокалом вина. Опыт проживания чужих ролей не позволяет коснеть, зашориваться привычными рамками восприятия мира, дает возможность сохранить свежесть взгляда на мир.

В этом замечательная терапевтическая функция ролевой игры. Однако она — не единственная. Ролевая игра в рамках социально-психологического тренинга выполняет ряд других функций — основных; терапевтическая же здесь является подчиненной, второстепенной.

Опыт участия в ролевой игре дает участникам тренинга очень и очень много. Так, например, он позволяет:

  1. расширить поведенческий репертуар участников, развить умения, связанные с общением и взаимодействием людей. Ролевая игра является важнейшим способом приобретения социально-психологических умений. Невозможно, например, научиться вести себя уверенно, противостоять манипуляции или грамотно общаться с ребенком только по книжкам: в этом случае знания не «переводятся» в умения и остаются лежать мертвым грузом. Ролевая игра предназначена для работы в первую очередь со сложными коммуникативными умениями, которые могут быть «разложены» на более простые, элементарные. При этом отработка и освоение элементарных умений осуществляются в тематических упражнениях, и лишь затем проводится ролевая игра;
  2. преодолеть эгоцентризм в общении и восприятии людей, сделать шаг к децентрации. Эгоцентризм — это восприятие социальных ситуаций только со своей позиции. Быть эгоцентричным вовсе не значит быть эгоистом, это скорее непонимание, трудности в восприятии позиции и потребностей других людей. Трудно общаться с нервным, обидчивым и подозрительным человеком, пока не понимаешь его состояния («И что же это за человек такой, а?»). Ролевая игра дает возможности сыграть самые разные роли и за счет этого научиться видеть социальные ситуации с разных сторон и с разных позиций;
  3. углубить понимание собственных потребностей и эмоциональных реакций во взаимодействии с людьми. Когда находишься в реальной ситуации, обычно этому мешают поглощенность происходящим, отсутствие времени на рефлексию. Однако ролевая игра позволяет лучше осознать свои реакции на различных партнеров и различные типы социальных ситуаций;
  4. повысить точности социальной перцепции, социального восприятия людей, осознать и преодолеть индивидуальные искажения социального восприятия, вызванные воздействием стереотипов, предубеждений, особенностями мотивации. Открытие, которое могут совершить для себя участники тренинга, заключается в том, что люди и их реакции далеко не всегда таковы, какими кажутся; наше восприятие людей всегда содержит в себе элемент домысла и искажений. Ролевая игра позволяет эти самые искажения осознать.

Ролевая игра проводится в тренинге в форме ограниченного по времени действия. При этом группа чаще всего в неодинаковой степени включена в происходящее. Она делится на игроков и наблюдателей. (Это относится лишь к наиболее типичным вариантам ролевой игры — существуют такие ее разновидности, где одновременно играет вся группа.)

Ролевые игры, предусматривающие деление группы на игроков и наблюдателей, могут подразумевать также разные варианты распределения функций между игроками. Здесь нужно ввести понятия активного и пассивного участника (игрока).

Активный игрок является аналогом протагониста (главного действующего лица) в психодраматическом действии. Это участник, реализующий функции, являющиеся предметом рассмотрения на тренинге. Пассивный — тот, кто подыгрывает ему в качестве партнера.

ролевая игра в тренинге
Например, тренинг обслуживания для официантов ресторана. Ролевая игра, в которой отрабатывается умение встретить и проводить к месту гостя. Активный игрок — тот, кто играет официанта, пассивный — гостя.

Тренинг противостояния манипуляции. Ролевая игра, в которой исследуется линия пассивного сопротивления манипуляции. Активный игрок — тот, кто по сценарию противостоит манипуляции. Пассивный игрок — манипулятор.

Тренинг взаимодействия с подростками (для родителей). Ролевая игра, в которой развивается умение вводить ограничения. Активный игрок — тот, кто играет родителя. Пассивный — тот, кто играет подростка.

Выражение «пассивный игрок» вовсе не означает, что он должен сидеть, как куль с картошкой, и помалкивать. Иногда внешне активность пассивного игрока далеко превосходит активность его партнера. Здесь имеется в виду не сама по себе степень активности, а особенности решаемых участником задач.

Сказанное выше также не означает, что во всех ролевых играх с разделением участников на игроков и наблюдателей есть только один активный и один пассивный игрок. Это не так.

Ролевая игра может предусматривать по сценарию наличие одного активного игрока и двух пассивных (учитель, беседующий с матерью и отцом одного из своих учеников), активного и группы пассивных (моделирование ситуации публичного выступления), нескольких активных и нескольких пассивных (моделирование некоторых ситуаций переговоров по возврату долга). Возможны также ролевые игры, где пассивных игроков нет вообще, а есть только активные (типичный пример — ролевые игры к тренингу переговоров) и наблюдатели. Бывают ролевые игры, в которых вся группа участвует в качестве активных игроков (ролевые игры социодраматического типа).

Итак, первый параметр, по которому различаются ролевые игры с точки зрения особенностей процедуры их планирования и проведения, — распределение игровых ролей (наличие-отсутствие пассивного игрока, число активных и пассивных игроков). Перейдем к рассмотрению различий по другим параметрам.

Большинство ролевых игр, которые используются в тренинге, предусматривают закрепленность роли за конкретными игроками на протяжении всего игрового действия. Например, если я в ролевой игре получаю роль подростка, то до конца игры я остаюсь в этой роли.

Однако существуют разновидности игры, в которых правила — другие. Например, ролевая игра с двумя активными игроками может предусматривать переход активного игрока в другую роль в процессе игры (после небольшого перерыва). Например, в ролевой игре по переговорам один участник может находиться последовательно то в роли 1, то в роли 2 (для смены роли делаются небольшие перерывы, которые могут сопровождаться разборами).

Кроме того, в игре, где есть активный и пассивный игроки, особенности процедуры могут предусматривать смену игроков. Например, активный игрок может переназначаться несколько раз. В качестве примера можно привести большие ролевые игры для подготовки психологов-консультантов. Известно, что консультативный прием длится гораздо больше чем 10-15 минут. Часть его можно смоделировать в ролевой игре. Клиента играет один и тот же член группы, а роль психолога-консультанта может передаваться от одного члена группы к другому, пока не окончится игра. Во время работы каждого активного игрока все остальные члены группы (кроме пассивного игрока) выполняют функции наблюдателей. Каждый кусочек консультации, в котором работал отдельный активный игрок, обязательно разбирается, участнику предоставляется обратная связь.

Еще раз повторю: описанные в двух предыдущих абзацах варианты закрепления игровых ролей не являются типичными, хотя вполне оправданны и допустимы в определенных тренинговых ситуациях.

Итак, второй параметр, по которому различается процедура планирования и проведения ролевых игр, — характер закрепления игровых ролей за участниками.

Ролевая игра в тренинге обычно сопровождается обратной связью от наблюдателей и тренера. Обратная связь — это информация о том, как они воспринимали происходившее в игре, в частности — поведение активного игрока и реакции на него игрока пассивного. При этом обратная связь может даваться в различных формах и посредством разных процедур (письменная или устная форма; содержательная структурированная обратная связь или шеринг). Обратная связь создает для игроков (особенно для активного) нечто вроде объемного зеркала, в котором он может увидеть самого себя и свое поведение в процессе игры. Лишенная обратной связи, ролевая игра теряет более половины своего эффекта.

Процедура проведения ролевой игры может предусматривать различные варианты предоставления обратной связи игрокам. И хотя обычно в ее предоставлении участвуют и наблюдатели, и тренер, акценты могут быть расставлены по-разному. Например, в тренингах профессиональных умений для новичков основной упор приходится на обратную связь от тренера (хотя наблюдатели опрашиваются тоже). В других тренингах центр тяжести может приходиться на обратную связь от группы либо равномерно распределяться между обратной связью от наблюдателей и тренера.

Таким образом, третий параметр, по которому может различаться процедура проведения ролевой игры, — степень активности группы в предоставлении обратной связи.

Кстати говоря, предоставление обратной связи игрокам обеспечивает учебный эффект ролевой игры и для наблюдателей. На первый взгляд может показаться, что в ролевой игре учится только один человек — активный игрок. Однако это не так: члены группы, будучи поставлены перед необходимостью давать игрокам обратную связь, просто вынуждены пристально н внимательно следить за происходящим перед их глазами, сопоставляя то, что они видят, с пройденным материалом.

Готовится ли сценарий ролевой игры всегда только заранее или он может быть создан непосредственно в процессе тренинга? На этот вопрос пет однозначного ответа. Действительно, обычно тренер заранее знает, что в тот или иной момент тренинга будет проведена ролевая игра, и заранее планирует ее сценарий. Однако так бывает не всегда. Иногда тренинг идет совсем не так, как планировалось, и приходится оперативно менять сценарий — в том числе и сценарий ролевой игры. Кроме того, некоторые типы тренингов подразумевают как само собой разумеющееся создание сценария к ролевой игре на месте, непосредственно в ходе диалога с участниками. Это может быть исследование трудных случаев из практики обучающихся или работа по индивидуальному запросу. Тщательное исследование запроса или описания трудного случая позволяет создать сценарий ролевой игры прямо «по горячим следам». Как правило, в таких играх на роль пассивного игрока садится человек — автор «запроса». Огромный плюс таких ролевых игр заключается в том, что они самым прямым образом отмечают потребностям участников и вызывают у группы большое внимание и интерес. Минус — в том, что такая игра организуется на месте и может  быть неправильно спланирована. Приходится вносить прямо по ходу дела коррективы, и это может затруднять усвоение опыта и последующий  разбор.

Таким образом, четвертый параметр, различающий процедуру планирования и проведения ролевой игры, — наличие или отсутствие заранее подготовленного сценария.

Существуют и другие параметры, на которых мы сейчас не будем детально останавливаться. Я перечисляла различия в процедуре подготовки, проведения и разбора ролевых игр для того, чтобы продемонстрировать:  нет и не может быть одной, САМОЙ ПРАВИЛЬНОЙ процедуры ролевой игры. Каждый вариант имеет свои относительные преимущества и уместен в тренинге того или иного типа, в той или иной ситуации и с точки зрения эффективности решения той или иной тренинговой задачи.

5psy.ru

Ролевая игра — Психологос

Ролевая игра — способ моделирования психологической ситуации, вырабатывающий те или иные психологические и социальные навыки.

Непроизвольные ролевые игры

Непроизвольные ролевые игры, это в первую очередь:

«Ехал пан-пан, по мостику сам…» Ребенок играет роль пана.

  • бытовые игры-манипуляции (по Э.Берну)

По Эрику Берну бытовые игры — это набор масок и схем поведения, которые используются полуосознанно или неосознанно, однако с определённой целью. Это «серия дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох». Например:

Продавец: Эта модель лучше, но она дороже, вам не по карману.

Покупатель: Я её беру! [даже если до зарплаты останется полмесяца и полтинник в кармане]

Типичный диалог «Привет!» — «Привет!» с продолжением о погоде также относится к играм, поскольку проходит по чётко определённому для каждой культуры сценарию.

Произвольные ролевые игры

Взаимоотношения актёра и роли, автора и героев текста или картины, игрока и персонажа значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, это процесс двусторонний и влияющий на обе стороны. Маска не навязывается со стороны, она органически вырастает из лица. Никто и никогда не сможет качественно сыграть ту или иную роль, не имея в характере черт отыгрываемого персонажа. Игрок, готовящийся к роли персонажа, который не походит на персонажа ничем, вынужден будет развить в себе качества этого персонажа, поскольку иначе нет смысла надевать маску. Механически надетая маска, какой бы качественной она не была, всегда будёт мёртвой маской, что для игр неприемлемо. Суть игры не в том, чтобы притвориться персонажем, а в том, чтобы стать им. Искренне.

Роли, исполняемые актёрами

Актёр выбирает спектр ролей, которые в дальнейшем отыгрывает на протяжении своей карьеры. Гениальный актёр постоянно расширяет этот спектр и пробует совершенно разные роли — это не ложь и умение притворяться, а гибкость сознания, которая позволяет вживаться в роль. Но когда ты выращиваешь в себе новую роль, ты не только оживляешь роль собой, но и делаешь её частью себя. О Немировиче-Данченко, кажется, говорили, что когда он готовился играть мерзавцев, к нему боялись подходить весь день, а не только во время спектакля.

Сублимация в творчестве (писательство, рисование, музыка)

Автор создаёт галерею характеров, вживаясь в каждый из них. Манера рисовать только кривые автопортреты — это даже не графомания, это сочинения в средней школе, но утверждать, что тот или иной автор не нарисовал себя ни в одном произведении, совершенно бессмысленно. Автор рисует себя в каждом из персонажей, потому что иначе ни один из них не сможет ожить. Даже если гениальный автор описывает реального человека, это будет не просто Борис Годунов, Чернышевский и Сталин, это будет Годунов Пушкина, Чернышевский Набокова или Сталин Солженицына — автор неизменно привносит в характер часть себя. С другой же стороны, как и в случае с актёром, автор вбирает в себя всех персонажей, выращивает их в себе прежде, чем описать, становится ими. Да, автор может ненавидеть того или иного своего персонажа. Но — тем опасней для автора, потому что это оборачивается ненавистью к себе. К чертам этого персонажа в себе.

Сюжетные игры (ролёвки, реконструкция)

Эта разновидность в каком-то смысле комбинирует две предыдущие. Игрок может выбирать себе готовых персонажей, как актёр; может придумывать своих, как автор, может брать готовых и изменять их под себя… Как актёр, он привыкает откликаться на имя персонажа, говорить его голосом, пользоваться его жестами. Игрок может брать нескольких персонажей (в «теоретичках» даже одновременно), может брать чужих персонажей и отыгрывать их, соблюдая характер — благодаря чему слабеет отождествление с персонажем. Реконструкция в целом даёт ту же психологическую картину.

Ролевые тренинги

Отличие ролевых тренингов от других типов игр в том, что они носят направленный характер, это целенаправленная работа над отдельными личностными чертами. Ролевые тренинги нередко используются для

  • выявления латентных свойств характера (в том числе, скрытых и явных комплексов)
  • привлечения внимания игрока к тем или иным свойствам его характера
  • наработки навыков поведения в ситуациях данного типа.

В зависимости от личностных особенностей и от задач ролевого тренинга игрок может выбрать несколько линий поведения во время игры.

  1. Первой и наиболее естественной придерживается подавляющее большинство игроков: это маска самого себя, немного подретушированная и улучшенная. Ей пользуется большая часть новичков в начале терапии. Для того, чтобы составить первое впечатление об игроке, первой маски обычно достаточно, хотя многие детали и глубинные течения остаются неявными.
  2. По мере освоения с ситуацией игры игрок расслабляется и чувствует себя всё более уверенно. Продолжая играть себя, постепенно развивает эту маску, в условной ситуации позволяя себе больше, чем позволял бы в реальной. На этой стадии начинают проявляться латентные и подавленные свойства характера. Игрок наделяет любимых персонажей теми свойствами, которые хотел бы развить в себе. Потому здесь удобно наблюдать внутреннюю мотивацию игрока, которая у его персонажей может становиться явной. Но есть опасность стагнации: в значительной доле случаев дальше этой стадии игрок самостоятельно не пойдёт. Начнётся отыгрыш супергероев, которые всех бьют; супергероинь, которых все хотят, и комбинаций этих двух типов.
  3. На следующем уровне игрок начинает экспериментировать с ролями. Пробует персонажей, всё более непохожих на первую маску и всё более странных и неожиданных. Примерно на этом же этапе приходит понимание того, что персонаж — это модель поведения. Отработав поведенческие навыки для разных типов ситуаций, игрок начинает комбинировать их в реальной жизни, ощущая такое применение навыков как «отыгрывание» того или иного персонажа. Другими словами, накопив значительное количество линий поведения, игрок видит, какая из них наиболее удобна для той или иной ситуации («Ага, здесь мне лучше сыграть этого персонажа…»), что позволяет действовать с наибольшей эффективностью. Но у этого процесса есть и оборотная сторона. Во-первых, опасность застревания на второй стадии чревата эскапизмом и расщеплением личности: игрок боится перенести поведенческие навыки из модели ситуации в реальную. Во-вторых, довольно сложно определить, является ли отыгрыш сволочей «спусканием пара», стравливанием отрицательных эмоций — или наработкой навыков. Многократное повторение может довести психологические и социальные навыки до автоматизма, что грозит тяжёлыми последствиями, если линия поведения изначально выбрана игроком ошибочно.
  4. Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Ролевая игра (психология) — это… Что такое Ролевая игра (психология)?

Ролева́я игра́ — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как «Дочки-матери», «в магазин», «игра в школу» и пр. Ролевая игра — способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков.

Идентифицируя себя с каким-либо персонажем, человек может не только отработать какой-то навык, но и снять эмоциональное напряжение (например, ребёнок, сходивший в цирк, скорее всего некоторое время после этого будет играть в цирк, чтобы взволновавшее его впечатление превратилось в приятное воспоминание). Несмотря на осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. За счёт этого ролевые игры эффективны в психотерапии.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.

Ролевое общение — это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности ситуации (напр., деловые переговоры подчиняются деловому этикету, но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации), а также образовательные игры[1]. Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям).

Теории, относящиеся к ролевым играм — психодрама Я. Морено, терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения (Дж. Вольп и А. Лазарус).

Примечания

Ссылки

Литература

  • Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М., 1993.
  • Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. — М., 1993.

dic.academic.ru

Психологические игры

В статье вы узнаете, чем хороши психологические игры, узнаете, как играть компанией в помещении и что можно предложить подросткам.

Итак, чем они хороши:

1. В смоделированной психологом ситуации, в состоянии безопасности и раскованности, ребенок решается опробовать разные способы поведения, иногда совсем нехарактерные для него.

2. Игра – одна из наиболее успешных форм психотерапии, посредством которой могут быть отработаны и разрешены социальные и внутренние противоречия и неурядицы.

Потому игра становится актуальным методом психотерапии не только детей младшего возраста, но и подростков.

Психологические игры в помещении

Гоночный автомобиль.

Все участники образуют круг. Издавая звук «ж-ж-ж», имитирующий гоночный автомобиль, первый участник начинает движение, звук и движение подхватывает стоящий следом и так по кругу. Если кто-то сымитирует визг тормозов, нужно изменить направление движения.

Подарок.

Играющие образуют круг, у каждого есть возможность сделать подарок соседу справа. Важное условие: молчание, можно показать подарок с помощью жестов, но без слов. Когда получивший подарок догадывается, что это, он должен также без слов показать, что он будет делать с подарком. Играют по очереди, игра закончится тогда, когда каждый получит свой подарок.

Рояль.

Дети сидят, образуя круг. Левая рука – на правом колене участника слева, а правая – на левом колене участника справа. Колени – клавиши рояля. По сигналу ведущего дети хлопают рукой по колену соседа по часовой стрелке, увеличивая скорость. В случае ошибки участник убирает одну руку, при повторной ошибке, убирает вторую руку и выбывает из игры. Побеждает тот, кто оказался самым внимательным.

Категории.

Участники стоят, образуя круг. Ведущий держит мяч. Называя слово из какой-либо категории (посуда, мебель, животные и т.д.), он бросает мяч участникам. Поймавший мяч должен назвать другое слово из этой категории. Если кто-то затрудняется, категорию можно сменить, но только через 3 хода.

Интересные психологические игры для подростков

Жмурки.

Водящий должен с завязанными глазами поймать участника группы и назвать его по имени.

Фотограф.

Участники выстраиваются в определенную композицию. Водящий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа совершает три изменения в своей композиции. Водящий возвращается, его задача – восстановить композицию.

Восковая свеча.

Участники стоят в кругу. Водящий, стоящий в центре круга, с закрытыми глазами падает на ладони участников, которые передают его друг другу.

Подвижные психологические игры помогают скорректировать эмоциональное состояние детей; привить им важнейшие коммуникативные навыки; развить правильные поведенческие реакции; научить их действовать сообща и работать в команде.

В статье вы узнаете, чем хороши психологические игры, узнаете, как играть компанией в помещении и что можно предложить подросткам.


i-in-news.ru

Урок психологии «Ролевые игры»

Ролевые игры

Интеллектуальная игра «Мыслеголики»

Название. Интеллектуальная игра «Мыслеголики»

Предназначение
  Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они «мыслеголики» и хотят от этого излечиться.

Качества. Интеллект. Остроумие

Содержание


  Ведущий рассаживает участников в круг. Предлагает поиграть в ролевую игру. Будто все присутствующие здесь — «мыслеголики», которые страдают от этого «мыслеголизма» и хотят избавиться от него, вступив в «Общество анонимных мыслеголиков». Характер «страданий» может быть разный: кто-то страдает от того, что умнее всех окружающих, кто-то от изобилия умных мыслей, которые мешают жить, кто-то еще по какой-то причине. 
  Участники должны по очереди вставать и говорить примерно следующее: 
  — Всем привет. Меня зовут Петрович, но это не мое настоящее имя. Настоящее мое имя слишком известно. Я мыслеголик и страдают от мыслеголизма уже много лет. Страдаю, потому что… 
  Выслушав очередного участника, другие должны дать ему какой-нибудь «добрый совет». Кто-то, может быть, сразу поделится своим жизненным опытом. 
  В процессе выполнения упражнения важно поддерживать атмосферу остроумия. В конце происходит опрос участников. Спрашивается, хотят ли они — уже на полном серьезе — так или иначе прокомментировать ролевую игру, свои слова или слова других участников. Возможно, кто-то захочет выспросить подлинное мнение другого участника по тому или иному вопросу.

Цель упражнения: — формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. 
Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения. 
Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается. 
Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

«Угадай, где я иду?»

Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют движения, затем отгадывают, по какой «поверхности» осуществлялось движение в каждом случае.

«Превратись в животное».

Ведущий, а затем и участники по очереди превращаются в какое-нибудь животное, остальные отгадывают (с использованием карточек с изображениями животных).

Кричалка «Я очень хороший!».

Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, громко, очень громко. Таким образом ведущий и дети шепчут, произносят, выкрикивают слово «я», затем «очень» и, наконец, «хороший».

«Муха».

Ведущий дотрагивается «волшебной» палочкой до детей, «замораживает» их. Каждый должен представить, что ему на нос села муха. Прогнать ее можно только движением носа. (Муха перелетает с места на место: вот она села на левый глаз, губы, щеки, лоб, подбородок и т.д.).

«Мысленная картинка».

Дети закрывают глаза и под музыку для медитации рисуют «мысленные картинки», затем описывают их группе. Там, где возможно, картинки инсценируются — «оживляются».

«Врунишка».

Водящий выходит за дверь, дети договариваются, кто из них будет «врунишкой». Водящему необходимо, заглядывая в глаза детей, догадаться, кто «врунишка».

«Грустные ситуации».

Дети вспоминают и рассказывают ситуации в школе, когда им было очень грустно. Ведущий старается помочь им осознать, как они действуют в грустной ситуации: плачут, обижаются, злятся или как-то еще.

«Массаж чувствами».

Дети становятся «цепочкой» (в затылок друг другу), положив подушечки пальцев на спину впереди стоящего ребенка. По сигналу ведущего они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Закончи предложение».

Дети заканчивают предложения «Ребенок обижается, когда…» «Мама обижается когда…» «Учительница обижается, когда…»

«Какая у меня обида».

Ведущий рассказывает детям о том, что обида у разных людей бывает различной. У одних она быстро забывается, тает, как снежинка на теплой руке. А у других она живет долго. И тогда она напоминает иголку в ботинке — постоянно колет человека и заставляет его грустить или злиться на обидчика. Дети получают по листу бумаги, разделенному пополам. На этих листах ведущий заранее готовит контурное изображение ладони и ботинка. Дети должны нарисовать маленькую обиду, которая тает на ладони, и большую острую обиду, которая мешает жить, в ботинке. В процессе рисования ведущий спрашивает детей, на что похожа их собственная обида, помнят ли они ее долго или быстро прощают обидчика.

«Напрасная обида».

Ведущий говорит, что нередко один человек обижается на другого совершенно зря, потому что обидели его не нарочно, а нечаянно. Он просит детей вспомнить случаи, когда они обижались друг на друга. После каждого рассказа все хором кричат: «Ох, обиделся ты зря! Это все твои друзья!»

infourok.ru

Ролевые игры в сексе: хулиганство порядочных людей

Наш тренер Анжелика (в строгом черном платье, на высоких каблуках и с зелеными серьгами в виде длинных кистей) начинает с неожиданного вопроса: а как можно провалить ролевую игру? При этом в руке у нее то ли указка, то ли хлыст.

Мы пытаемся догадаться: начать критиковать партнера? Забыть или перепутать, что дальше говорить? Фальшиво и неинтересно сыграть?

Из десяти пришедших на тренинг «учениц» опыт ролевых игр был у двоих, да и то у одной из них он заключался в том, что на первом же свидании молодой человек предложил «поиграть» в 50 оттенков серого и был отправлен прочь со словами «извращенец». В общем, аудитория неожиданно подобралась неопытная. Зачем тогда пришли?

Жизнь полна открытий

Две девушки модельной внешности пришли за фактурой и подробными сценариями («ехала на встречу, уже набросала сценарий в айфоне, но не отважилась»). Я же только в этот момент узнаю, что у ролевой игры вообще бывает сценарий. Еще у одной ученицы после восемнадцати лет знакомства и одного года последовавшего за этим брака заскучал муж.

А я пришла, потому что игра — это весело, секс — это замечательно, а вот в отношении секс-игр закрепился стереотип банальности и пошлости. Сразу почему-то представляется костюм школьницы из секс-шопа или, того хуже, «пчелки».

Для актеров игра — это творчество и экспромт, для психологов — метод исцеления, для детей и вовсе сама жизнь, полная каждый день новых открытий. И мне кажется, в хорошей сексуальной игре присутствуют все эти характеристики.

А в не очень хорошем браке как раз их недостает. Поэтому я за игру, но вот с теорией у меня полный пробел.

А зачем вообще нужны ролевые игры?

Этот вопрос у меня тоже возникает. И через пару минут я узнаю неожиданные вещи.

Ролевые игры — это не про кожаный костюм из секс-шопа. И их важностью к концу тренинга я проникаюсь настолько, что готова бежать домой и тут же играть.

Именно в игре так легко снять внутреннее напряжение, которое существует в паре, усталость и невысказанную агрессию от повседневных проблем. Хотим ли мы об этом знать или нет, но каждый из нас в отношениях играет либо доминирующую, либо подчиненную роль и не всегда осознает, что, один раз приняв ее в общении с данным человеком, мы рискуем закрепиться в ней навечно.

Игры помогают и тогда, когда семейные роли с годами, как в заштатном театре, сводятся к «кушать подано» и «к нам приехал Михал Сергеич дорогой».

Не бойтесь переборщить или недоиграть — у вас очень благодарный зритель

Прислушайтесь к жалобам мужа, говорит Анжелика. Возможно, он не скажет прямо о том, что его беспокоит. Но если проскальзывают фразы о том, что он был у вас не первый, — пусть соблазнит вас! Сыграйте в первую школьную любовь. Его затерроризировал начальник? Играем в игру «Шахерезада» или «Лорд».

Отыграйте ваши несыгранные роли. Для человека с фантазией все просто. Игра — это как возвращение в детство, когда мы создавали каждый день новый мир и не боялись его к вечеру разрушить, раскидав эти палочки и веточки.

Итак, игра — это серьезно.

Нельзя снять костюм и выйти из роли, потому что что-то пошло не так, а вы не знаете, что делать.

Нельзя психовать и говорить: «Я не знаю, придумай сам». Это и вообще-то нельзя говорить. Если вы начали игру, вы ведете.

Не бойтесь переборщить или недоиграть — у вас очень благодарный зритель.

Выбирайте роли не те, что вам привычны. Если вы доминируете в браке — играйте подчинение. Удивите его!

А как его убедить сыграть в это?

Об этом спрашивают многие. Мы с сочувствием выслушиваем рассказ одной из учениц, которая и парик купила черный, и отвлекала мужа как могла, а он продолжает работать за компьютером и уже, похоже, пугается.

Он, конечно, сдавался и шел за ней, но потом сразу возвращался и продолжал работать.

Так вот, игра начинается… за 6 часов до самой игры. С чего — узнаете буквально через пару строк.

И по-моему, ни один любопытный мужчина не устоит.

– Часто просят игру в школьницу — поэтому играть в школьницу мы не будем! — объявляет Анжелика. — Первая игра — «Строгая учительница и послушный ученик»!

Строгая учительница и послушный ученик

Костюм, чулки и шпильки. Никаких тапочек! Волосы убраны, строгие очки. Красная помада. Стол, стул, яркая лампа, затемненное помещение. И такой же необходимый элемент каждой ролевой игры — предвкушение. Поэтому ваш партнер однажды получает от вас СМС.

СМС 1 «Любимый мой, желанный (ЕГО ИМЯ), я хочу тебя пригласить в игру, от которой ты будешь не в силах отказаться: Ролевая игра «Строгая учительница и послушный ученик».

Отсылаем сообщение в 12 часов и молчим примерно час. Будут приходить эсэмэски: «Это точно мне? Ты пьяна?»

Коротко отвечаем: «Нет, не пьяна. Точно тебе» — и продолжаем молчать. Затем ваш партнер получает вторую СМС.

СМС 2 «Школа сексуального образования (ВАШЕ ИМЯ) сообщает о наличии прогулов по предмету «Эрогенные зоны женщины». Вам нужно срочно отработать пропущенные занятия».

СМС 3 «Преподаватель (ваше фото в полный рост, в костюме и с указкой) ждет вас по адресу в … часов (ТОЧНОЕ ВРЕМЯ!)»

К этому времени нужно, чтобы все уже было готово и строгая учительница не бегала по квартире в тапочках. Опыт показывает, что готовой нужно быть уже за час до начала, потому что любопытный мужчина ворвется в вашу квартиру до назначенного срока.

А пока отсылаем…

СМС 4 «Состоится самостоятельная работа по теме «Эрогенные зоны женщины».

И контрольный выстрел:

СМС 5 «Убедительная просьба не опаздывать. У вас очень строгая учительница (ФОТО ножек в шпильках)».

– За несколько дней до этого покупаете обычный школьный дневник, ранец, подтяжки, очки. Не забудьте указку: у вас роль доминирующая, значит, наклоняться вам нельзя, только указывать.

Наши ученицы хихикают — магическим образом перечисление всех этих предметов уже подняло нам настроение.

Если с вас сразу же сорвали одежду, вы провалили игру

Отрепетировать перед зеркалом голос, походку. Дверь не открывать! К назначенному вами времени она уже открыта. Итак, мужчина влетает в коридор и находит там очки, ранец, подтяжки с запиской «Надеть и взять с собой».

В комнате стол, стул. У стола строгая учительница, которая из всех сил сдерживается, чтобы не засмеяться, потому что «ученики» в белой рубашке и подтяжках бывают очень живописными. «Садитесь».

Итак, поехали. Доминанты не прогибаются. Указкой учительница показывает на ногу в шпильке. «Здесь». Если ученик двинулся дальше, можно медленно упереться ногой в туфельке ему в грудь.

Дистанция! Такого, чтобы с вас в нетерпении сорвали одежду, быть не должно ни в одной роли. Это значит, вы провалили игру. Переводим указку на шею или грудь. «А вот тут». Затем маним его пальцем и указкой слегка приоткрываем одежду. Там, где это интересно вам самой. Но в сексе вы остаетесь выше его и лицом к нему.

…Подкрасили губы, подошли и расписались в дневнике. «У меня сегодня огромное количество учеников».

Учительница так же спокойно выходит за дверь. Все — буквально все мужчины — в этот момент кидаются… к дневнику, чтобы прочитать, что вы там написали.

Медсестра и пациент

– С ними не торгуешься, они имеют власть над твоей жизнью, — поясняет Анжелика, — но в то же время они мягкие и сочувствующие. Эта роль совмещает доминирование и подчинение. И тоже имеет скрытый смысл: все для него, все, чтобы он был счастлив.

Реквизит: не только халат, но и головной убор. Никаких диванов.

Белая простыня на полу и на окне — это сразу придает торжественность и больничную атмосферу неопределенности: «все может случиться». Масло для массажа. Детский фонендоскоп, инструменты из детского магазина, — я вижу, как уже загораются глаза у участниц.


СМС 1 «Центр сексуального здоровья (ВАШЕ ИМЯ) приглашает вас на ежегодный осмотр. Ваш лечащий врач (ВАШЕ ФОТО в халате в полный рост)».

СМС 2 «Будет проводиться осмотр по теме «Мужское здоровье». Главврач (ФОТО). Прием в кабинете в XX часов. Просьба не опаздывать».

В этой игре дверь открываем, встречаем пациента, заботливо щебеча: «Здравствуйте, Иван Иванович, проходите, вы давно у нас не были, а ваше здоровье — это самое главное…»

Медсестра невероятно соблазнительна, в коротком халатике и на каблуках. Помогаем раздеться, укладываем лицом вниз на больничную «койку» для первичного осмотра. Делаем легкий массаж уверенными, но ласковыми движениями. «Иван Иванович, ваши анализы пришли! Ой ужас, у вас переизбыток (нет, мы не можем это написать) в организме. Срочно требуется лечение путем…»

Лорд и горничная

Полное подчинение, но в то же время мы играем на очень тонких струнах мужской души.

Свечи, канделябры, изысканные фрукты в вазе. Мужчина получает в вечное пользование специально купленный вами настоящий «халат аристократа». Это уютная игра для осенней слякоти или медленно спешащей весны.

Первая СМС всегда неизменна — вы приглашаете в игру.

СМС 2 «Мой любимый лорд, есть ли какие-то особые пожелания и указания?»

Если захочет жареного гуся — значит, должен быть гусь. «Какое вино предпочитаете?» «Приготовить ли вам ванну?» Если мужчина буркнул в СМС: «Помой машину», нежно отвечаем: «Мой лорд, у нас садовник в отпуске, это не в моей компетенции…»

СМС 3 «Мой лорд, во сколько вас ждать?» Здесь мы не можем диктовать время встречи, поэтому остается только ждать.

Излишне говорить, что в назначенное лордом время все уже готово и благоухает, в комнате горят свечи, а горничная, стуча каблучками, бросается открывать дверь, принимает из его рук сумку и помогает облачиться в халат. Если видно, что мужчина в это время думает о гусе, предупреждаем вопрос, пока он не сорвался с его губ: «Мой лорд, ужин еще не готов, он будет через час».

Образ аристократа пробуждает в любом мужчине актерское мастерство

Свечи, музыка, полумрак. «Прикажете подать вам вино?» Себе не наливаем, не забывая о своей роли. Бокал только один. Подаете заранее купленную сигару. Как показывает опыт, в это время мужчина уже с наслаждением откинулся в кресле и все заботы дня покинули его.

Сигару закуривают даже те, кто вообще никогда не курил. Образ аристократа уже успел пробудить в вашем мужчине актерское мастерство…

Тем временем сюжет делает поворот. Горничная, обмахивая какую-то статуэтку, уронила ее и эффектно наклонилась, щебеча: «Я такая неловкая, лорд, о неужели вы меня накажете?»

– В основном, — говорит Анжелика, — мужчина лишь недоуменно смотрит в ответ. Потому продолжаем тайно руководить процессом: «Только как не в тот раз, лорд, когда вы…»

Нам предлагается вариант «…меня отшлепали». Но ваш партнер может выбрать свой юмористический вариант. Если дальше он готов к решительному штурму, горничная не смеет ему препятствовать.

Если мужчина по-прежнему помнит о гусе и, слегка отшлепав на коленях супругу, отпустил ее с миром, продолжаем: «Мой лорд теперь готов поужинать?» Подаем ему настоящий изысканный ужин («Закажу в доставке», — бурчит одна из учениц, торопливо записывая каждое слово Анжелики.) Стоим сбоку от него и подливаем вина, подаем и убираем тарелки.

Потом горничная говорит: «Я никогда в жизни не пробовала такого изысканного вина»… Лорд великодушно наливает ей в бокал. «Нет, я не смею, может, хотя бы из ваших рук…» Потом лорд кормит кусочками фазана создание, которое сидит у его ног.

Игра длится столько, сколько желаний возникнет у лорда, и заканчивается, когда горничная захочет упорхнуть со словами «Я забыла почистить фамильное серебро…»

Читайте также

www.psychologies.ru