Нереферентная группа – Понятие и примеры референтной и нереферентной группы

Содержание

4. Референтные, нереферентные и антиреферентные.

Референтная (значимая) – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания, ее цели и ценности, нормы и формы поведения, становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Антиреферентные группы - группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

5. Первичные и вторичные.

Первичные группы определяются высокой частотой и непосредственностью контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей). Вторичные – те группы, где низкая частота взаимодействия и нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.

6. Высокоразвитые и слаборазвитые.

Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Высокоразвитые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям.

Основные характеристики малой группы.

1. Понятия, характеризующие место каждого человека в структуре внутригрупповых отношений.

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Позиция определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

Статус – это реальная социально-психологическая характеристика положения индивида в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы.

Роль - нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).

2. Понятия, характеризующие социально-психологическую основу всех отношений, складывающихся в группе.

Нравственные нормы и ценности. Ценностями является то, что в данной группе наиболее значимо, важно и ценно. Из нравственных ценностей обычно вытекают те нормы, которыми в своих отношениях руководствуются члены группы. Выделяют нормы разного уровня обязательности: нормы первого уровня, нормы среднего уровня, нормы низкого уровня.

Групповые санкции – это механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.

studfile.net

Теория и функции референтной группы

Референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Разработка теорий референтной группы связывается с такими именами, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др.

Т. Шибутани отмечает, что понятие референтной группы широко используется для объяснения самых разнообразных явлений: непоследовательности в поведении индивида в условиях нового социального контекста, проявления преступности среди несовершеннолетних, дилеммы маргинальной личности, конфликтов.

В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом».

Значение «обобщенного другого» определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление.

Разработка основных положений современной теории референтной группы начинается с 40 – х гг. XX в.

Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Г. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса.

Результатом сравнения являлась самооценка испытуемым своего статуса.

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.

Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам».

Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы.

Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации, которые принимаются индивидом и которые вызывают у него стремление быть принятым этими группами.

Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у индивида стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать.

М. Шериф подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в систему отсчета не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей картины мира.

Известный американский социолог Р. Мертон внес существенный вклад в разработку проблемы референтной группы в своей работе 1950 г., которая была посвящена результатам исследования социальных установок и поведения американских солдат.

В теориях референтной группы нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д.

Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется.

В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона.

Он отмечает, что понятием «референтная группа» обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой.

Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой – с перцептивными процессами.

На этом основании Г. Келли выделяет функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную.

Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им.

Эти стандарты поведения называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как нормативную.

Вторая функция референтной группы заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции.

Келли отмечает, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой: как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к которой он причисляет себя психологически.

Для подтверждения этого положения Г. Келли ссылается на приведенный Р. Мертоном пример исследования социальных установок солдат – фронтовиков и солдат – новичков, прибывших в подразделение фронтовиков.

Исследование показало, что социальные установки многих новичков после пребывания в этом подразделении значительно изменились в сторону большего сходства с установками фронтовиков.

Одно из проявлений различия между нормативной и сравнительно-оценочной функциями референтной группы состоит в том, что при нормативной функции индивиду важно знать отношение к себе нормативной референтной группы.

Что касается сравнительно-оценочной функции референтной группы, то здесь мнение той группы, с которой индивид сравнивает себя или других, не имеет для него значения хотя бы уже потому, что сравнительная референтная группа вообще может не иметь о нем никакого представления.

В этой ситуации, в отличие от нормативной референтной группы, индивид является как бы «самосанкционирующим», т. е. он дает оценку себе и другим на основе определенного эталона, служащего для него отправным пунктом для сравнения. Р. Мертон выделил условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

1) если группа не обеспечивает достаточного престижа своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, которая обладает большей престижностью, чем их собственная;

2) чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу;

3) чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

studfile.net

Референтная группа

Термин «референтная группа» был введен в 40-е гг. XX в. Г. Хайманом, а конкретное наполнение получил в экспериментах Т. Ньюкома. Для Т. Ньюкома этот термин обозначал группу, к кото­рой человек психологически причисляет себя, разделяет ее ценности и нормы. Исследователь разделял позитивные и негативные рефе­рентные группы. К позитивным референтным относятся те группы, в которых человек хочет быть принятым. Отрицательной референт­ной выступает та группа, нормам и ценностям которой человек себя и свое поведе­ние противопоставляет. В конце 40-х — начале 50-х гг. это понятие оконча­тельно закрепляется в социальной психологии, в частности работами М. Шер­рифа. Он видел значение референтной группы в том, что «ее нормы превраща­ются в социальные установки индивидов, в систему отсчета не только для са­мооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей карти­ны мира». Он также предложил различать группу член­ст­ва (то сообщество, в которое человек реально включен) и референт­ную группу, с которой человек может себя соотносить в идеальном плане.

Референтная группа и группа членства могут совпадать (человек разделяет и проводит в жизнь ту систему ценностей и норм, которая выработана его ре­альной группой: учебной, трудовой, досуговой). Но в силу обстоятельств чело­век может быть включен в жизнедея­тельность одних групп, а ценностно и нор­мативно ориентироваться на другую, реально ему для контактов недоступную. Достаточно часто встречается и такой вариант: референтная группа у человека есть, и он реально в нее включен, но большую часть времени вынуж­ден прово­дить в группе членства. Все варианты несовпадения рефе­рентной группы и группы членства чреваты внутренними и межлич­ностными конфликтами для человека.

Принятие группового решения

Групповая задача. Классификация задач, разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом, включает следующие типы групповых задач: 1) продукционные -их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей, 2) дискуссионные - требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения, 3) проблемные - они требуют спецификации процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы.

Типология групповых задач или, по иной терминологии,

моделей совместной деятельности предложена Л. И. Уманским. Описываемые им разновидности моделей совместной деятельности характеризуются как совместно индивидуальная, совместно последовательная и совместно взаимодействующая деятельность.

Важный вопрос - влияние характеристик задачи на групповой процесс. Эта зависимость выявлялась, в частности, в сериях лабораторных экспериментов, выполненных в разное время Д. Хакменом и Ч. Моррисом, использовавшими три описанных выше типа групповых задач: продукционные, дискуссионные и проблемные. В результате было показано, что решение проблемных задач характеризовалось сильной ориентацией на действие, продукционных задач — значительным уровнем оригинальности выдвигаемых идей, а дискуссионных задач — высокой степенью включенности испытуемых в обсуждаемый вопрос. Кроме того, было установлено, что лидеры экспериментальных групп проявляли наибольшую активность в решении проблемных задач.

Влияние типа задачи, или формы организации (модели) совместной деятельности, на групповой процесс отчетливо обнаружено и в цикле исследований, проведенных Л. И. Уманским с сотрудниками в естественных группах. Оказалось, например, что по мере организации совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно индивидуальной модели к совместно взаимодействующей, возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров.

Феноменология решения групповой задачи. Феномен социальной фацилитации - улучшение деятельности в присутствии других людей. Обратное явление, то есть ухудшениe деятельности, было названо Ф. Оллпортом социальным торможением (ингибицией).

Теории со­циального воздействия. Латанэ утвержда­ет, что сила влияния других людей объясняется действием несколь­ких факторов: 1) числом людей; 2) их пространственной близостью; 3) их авторитетом и статусом.

Исходя из бихевиористской формулы поведения (П = С - Р), Зайонц предположил, что присутствие других людей является для индивида сильным стимулом — источником общего возбуждения. Повышенное возбуждение улучшает выполнение про­стых задач и ухудшает выполнение сложных.

С другой стороны, Николас Коттрелл выступил с альтернатив­ным объяснением эффекта аудитории. По его мнению, данный феномен объясняется тем, что люди, занятые какой-то деятельностью в присутствии других людей (на людях), ожидают оценки со стороны зрителей и обеспокоены тем, как их оценят.

Когда люди работают группой, а тем более большой группой, возрастает вероятность того, что снизятся индивидуальные уси­лия и люди станут работать не в полную силу. Это явление получи­ло в социальной психологии название социальной лености.

Обратное соотношение между числом людей в группе и снижением их индивидуальных усилий получило название «эффект Рингельмана».

Причины: в ка­честве одной из причин лености указывают на то, что индивиды «растворяются» (деиндивидуализируются)в большой группе. И если человек уверен, что его деятельность не фиксируется и не оценивается, то можно рабо­тать «спустя рукава».

В условиях деиндивидуа­лизации у многих людейсамосознание почти отключается, что позволяет имнарушать или вообще не соблюдать социальные нор­мы.

Условия снижения социальной лености:

1. Неординарно трудные проблемы, которые могут сплотить группу и побудить каждого ее члена трудиться с полной от­дачей.

2. Заинтересованность всех членов группы в конечном резуль­тате совместных усилий.

3. Наличие в группе хороших деловых отношений.

4. Учет и оценка вклада каждого члена группы в совместный труд, то есть отсутствие обезличивания.

5. Наличие специальной договоренности в группе работать в полную силу.

6. Наличие общегруппового эталона деятельности и продуктив­ности, которому все члены группы стремятся соответ­ствовать.

7. Наличие не только трудной, но и интересной для всех задачи .

Эффект групповой поляризации. Суть этого эффекта в том, что если до обсуждения какого-то вопроса в груп­пе, у ее членов могли быть разные мнения, то после обсуждения мнения всех как бы сливаются в единое мнение. Ранее разнород­ные взгляды приобретают однозначность и закрепляются на одном «полюсе». Иными словами, победившая точка зрения, или достиг­нутое согласие взглядов, после обсуждения становится жестче и однозначнее, чем до обсуждения. Выработанная общая позиция теперь уже никем не оспаривается, принятое решение превраща­ется в неукоснительно соблюдаемое руководство к действию для всех членов группы.

Первые исследования, результатом которых и стало открытие эффекта поляризации, были посвящены совсем другой проблеме. Ученых интересовал вопрос, будут ли решения группы более кон­сервативными, чем решения индивида, и если это так, то станет ли группа принимать более осторожные, взвешенные, менее рис­кованные решения, чем решения индивидов?

Сдвиг риска. Дж. Стонер опроверг распростра­ненное мнение, что группа в целом более консервативна, чем вхо­дящие в нее члены. Он установил, что

решения, принятые группой, бо­лее рискованные, чем решения индивидов.

Результаты большинства исследований, про­веденных по этой проблеме, подтвердили этот вывод Д. Стонера. Однако позднее выяснилось, что изменение степени риска в решениях, принятых группой, необязательно происходят в сто­рону ее увеличения. Иными словами, «сдвиг риска» действитель­но происходит, но он может быть как в одном, так и в другом на­правлении. Так, если с самого начала члены группы тяготели к осторожности и осмотрительности, то затем, после общего об­суждения, группа принимала менее рискованное, то есть консер­вативное решение. Бесспорным оставался лишь сам факт под­вижки мнения группы после обсуждения проблемы. Более того, французские социальные психологи С. Московичи и М. Заваллони обнаружили, что этот эффект возникает в лю­бом случае после обсуждения группой какой-то проблемы и принятия решения, даже если речь и не идет о выборе между более и менее рискованными вариантами решения. Именно поэтому тенденцию усиливать изначально существующую позицию членов группы после обсуждения С. Московичи и М. Заваллони назвали феноменом групповой поляризации.

Исследова­тели пришли к выводу, что поляризация возникает благодаря сочетанию двух основных типов влияния — нормативного и ин­формационного.

Нормативное влияние проявляется в том, что члены группы в силу конформистских побуждений стремятся уловить господству­ющее в группе мнение, которого придерживается большинство, и присоединиться к нему. Если у кого-то существовала своя особая точка зрения, то индивид от нее отказывается. Так и достигается общее согласие. Каждый член группы боится оказаться в положе­нии «белой вороны» и испытать на себе всю силу группового дав­ления — насмешки, брань, остракизм, отвержение.

В объяснении этого феномена с позиций информационного вли­яния делается акцент на том, что в процессе группового обсужде­ния могут появиться какие-то новые убедительные доводы, кото­рые повлияют на членов группы. И даже в том случае, когда все в одинаковой мере знакомы с информацией, сама процедура обсуждения, когда одни и те же сведения повторяются вновь и вновь, делает их более убедительными.

ГРУППОМЫСЛИЕ (огруппление мышления). Крайней формой эффекта поляризации является об­наруженный Ирвином Дженисом феномен, который «огруппления мышления» - процесс группового решения, сильно ориентированный на достижение согласия среди одинаково мыслящих людей, результатом которого являются односторонние и неправильные выводы.

Дженис выделил в качестве ключевых характеристик такой группы - тесную сплоченность групп и желание во что бы то ни стало со­хранить едино­душие. Позднее основной акцент он перенес на стремление к единогласному принятию решения.

Дженис выделяет пять условий, которые способствуют группомыслию.

1. Привлекательность членства в данной груп­пе.

2 Наличие властного, авторитарного лидера, директивно навязывающего свою точку зрения всей группе. В этом случае мнение «первого лица» может выдаваться, но что самое главное, и восприниматься действительно как мнение всей груп­пы.

3. Закрытость группы, ее самоизоляция. Огруппление мышления возникает в тех группах, которые ограждены от критики, недосягаемы для контроля.

4. Решения группы не подвергаются внешней экспертизе.

5. Сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга.

Дженис предложил ряд рекомендаций, которые, по его мнению, могут предотвратить огруппление мышления. Для этого, по его мнению, необходимо, чтобы лидер группы призна­вал право на инакомыслие и даже поощрял его, давая возможность каждому члену группы открыто высказывать свое несогласие или свое особое мнение.

В больших группах для выработки плана решения про­блемы могут быть созданы подгруппы, работающие независимо друг от друга, чтобы затем на заключительном этапе сообща, всей группой принять окончательное решение. Но опять-таки для работы в таком порядке необходимо, чтобы лидер и группа были заинтересованы в эффективности своих решений, а не в демонстрации своей сплоченности и единодушия.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

В 1957 г. Алекс Осборн, профессиональный рекламщик, предложил свой метод групповой интеллектуальной работы - «брейнсторминг», или «мозговой штурм».

Правила следующие:

1. Ставится проблема, которую необходимо решить. Все чле­ны группы «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, которые придут им в голову, какими бы аб­сурдными или нелепыми они ни казались.

2. Все идеи высказываются и регистрируются.

3. Ни одно предлагаемое решение, ни одна идея не оценива­ются до тех пор, пока не иссякли все предложения. Все участ­ники должны быть уверены, что ни одно предложение не бу­дет оцениваться и отбрасываться в процессе «штурма».

4. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи други­ми участниками заседания.

Большинство исследователей, изучающих брейнсторминг, утвер­ждают, что работающие группой участники штурма высказывают меньше предложений, чем то же число людей, но работающих поодиночке (социальная леность свойственна группам не только физического, но и интеллектуального труда).

Ученые пришли к выводу, что брейнсторминг будет более эффективным, если члены группы сначала в индивидуальном порядке станут нарабатывать и фиксировать все возникшие у них идеи, а уж затем совместно их обсуждать. При такой форме мозгового штурма про­дуктивность участников группы не будет тормозиться. Следовательно, на первом этапе — этапе наработки идей и решений, гораздо эффективнее действуют индивиды, объединенные в номинальную группу, то есть работающие над одной проблемой, но поодиночке.

Совместная деятельность лицом к лицу более уместна на втором этапе, когда идеи и предложения обсуждаются, оцениваются, выбраковываются, отбрасываются и в результате отбираются оптимальные. С этой задачей группа справляется лучше, чем индивиды.

studfile.net

Референтная группа это в психологии, типы, специфика

Референтная группа, это в психологии и педагогике обозначение, которое используется в социальных общностях или объединениях. Представляет в сознании людей некий стандарт. Также может рассматриваться как один из основных источников ценностных ориентаций. В состав референтной группы обычно входят лица с большим набором заслуживающих одобрения качеств, оказывающих положительное влияние на остальных и их отношение к окружающим и, в целом, на всю жизнедеятельность данного сообщества.референтная группа это в психологии

Референтные группы — это в психологии объединения, предоставляющие общественные нормы, востребованные в самых разных слоях населения.

Референтную группу должен одобрить сам индивид и считать ее средством, которое можно использовать для оценивания окружающих людей, а также своих поступков и мыслей.

Понятие «референтной группы» и ее специфика

специфика референтной группыВ 1942 году, американский психолог Г. Хаймен в первый раз использовал понятие референтности. Он утверждал, в психологии референтная группа — это общность людей, живущих по определенным правилам. Размышления людей о своей личности, их мнение и самооценка зависят лишь от того, с представителями какой группы они себя соотносят. Понятие распространено достаточно широко, но его трактование может различаться. Отечественная психология более всего расценивает значимость избирательности при выборе индивидом предпочтительных ориентаций — оценочных суждений, мнений, позиций.

Деятельность внутри референтных сообществ строится таким образом, чтобы предоставить ориентиры поведения в:

  • неформальных, зачастую контркультурных сообществах, экологических движениях;
  • политических партиях как институционализированных формах массовых движений;
  • этнических общественных организациях и объединениях;
  • религиозных сектах, психокультах и субкультурах.

В настоящее время различные ситуации могут происходить не только внутри определенных групп, их также можно рассматривать в семейных и дружеских отношениях.

Возможные типы референтных групп

типы референтных группКлассифицируют референтные группы по нескольким признакам. Самым важным из них считается степень воздействия на личность субъекта. Например, первичной референтной группой можно считать семью. Поскольку люди много времени проводят в кругу близких родственников и приобретают в ней представления о социальных нормах и традициях. Значительно слабее влияет вторичная референтная группа. В ней взаимоотношения между участниками больше носят ситуационный характер. В качестве примера можно привести дружный коллектив сотрудников на работе или студенческий, подойдет и общественная организация.

Классификация современных референтных групп может быть представлена их формированием на основании следующих признаков:

  1. Характерные внутригрупповые отношения. В формальной группе отношения построены на основании правил, рекомендаций и предписаний. В неформальной — никем и ничем не регулируются.
  2. По отношению к социальным нормам и устоям. Если группа отрицает их принятие, то чаще всего воспринимается субъектом как нежелательная. А вот с положительной референтной группой он может себя полностью идентифицировать.
  3. Информационная группа. Эксперты, которые в нее входят, изучают и анализируют проблемы, а после информируют население.
  4. Ценностная группа. Создают новые ценностные ориентации, которые, как планируется, будут поддержаны всем обществом.

референтная группа это в психологииИногда люди группируются согласно общим признакам, характерным для всех членов группы. Это могут быть объединения деятелей искусства и культуры, спортивные общества. Выбор человеком правильной референтной группы, предоставляет ему две возможности — успешной социализации и эффективного сравнения.

Референтная группа — это в психологии означает дружный коллектив

функции референтной группы

У референтной группы, как реальной, так и воображаемой, всего две важных функции:

  1. Сравнительная — в ней основополагающая роль отведена совокупности процессов восприятия. Это, своего рода эталон, ориентируясь на который, люди могут оценивать не только самих себя, но и окружающих.
  2. Нормативная — сама вырабатывает установки и правила, которые распространяются среди остальных людей. Если индивид не принимает эти ценности, так как они противоречат его внутренним установкам, то группа не считается для него референтной.

Универсальность этих функций позволяет соблюдать основополагающие правила в любой временной период, когда происходит формирование референтной группы. С их помощью пропагандируются цели и правила, которые закладываются в их основу. Человек, исходя из своих побуждений, самостоятельно определяет, стать ему членом сообщества или остаться в роли наблюдателя, с целью использования ее наработок.

Понятие «референтная группа» часто используется в социологии. Этот термин наилучшим образом подходит для описания отношений между одним человеком и группой. С его помощью можно объяснить социально-психологические механизмы, которые необходимы для формирования в сознании людей определенных ценностных установок.

Владимир Любаров «Референтная группа в психологии» — видео

mind-control.ru

Функции референтной группы

Теории референтной группы

Определение 1

Референтная группа в социологической науке выступает в качестве такого объединение, с которым индивид соотносит свои и общественные ценности и нормы. При этом очень важен психологический аспект, потому что лишь принятие ценностей делает группу референтной, а отрицание ее норм приводит к тому, что она теряет свое ключевое значение.

Теория референтной группы основывается на множестве концепций, ключевой из которых является символический интеракционизм Дж. Мида. Также очень популярны идеи Дж. Мида о так называемом «обобщенном другом», через которое индивид как раз и осуществляет свои взаимодействия с другими участниками социума, а общество влияет на его психологические установки.

Замечание 1

Сам термин «референтная группа» был введен социальным психологом Г. Хайманом в 1942 году. Оно очень часто использовалось автором для исследований личности с точки зрения ее собственного имущественного статуса в относительном сравнении со статусами, которыми обладают другие люди.

Именно с этого момента понятие начинают очень широко использовать и другие ученые. Например, Т. Ньюком обозначил им группу, к которой индивид обособляет себя с чисто психологической точки зрения. По этой причине он разделяет ее нормы и цели. Также Ньюком одним из первых предложил классификацию референтных групп, выделив позитивные и негативные. К позитивным референтным группам относятся такие групповые объединения, их нормы и ценности, которые вызывают у человека желание стать частью именно этой группы. Отрицательная референтная группа наоборот вызывает негативные эмоции и желание вступить в группу, которая будет противостоять ей.

Нормативная функция референтной группы

Замечание 2

Одним из первых, кто выделил функции референтной группы, стал Г. Келли в 1952 году. Он выразил предположение, что данный вид групп может выполнять две ключевые функции: нормативную и сравнительную (оценочную).

Нормативная функция определяет ключевые стандарты поведения индивида в рамках социальной группы. По сути, индивид становится частью референтной группы лишь при условии, что будет соблюдать ее ценности, правила и нормы. В современном мире норма – это ключевой показатель, который регулирует социальное поведение индивида, влияет на его ценностные и мировоззренческие установки. Но любой индивид стремиться совершенствоваться, при этом ориентируя себя на общепринятые стандарты и формы поведения. Таким образом, опираясь на примеры поведения в рамках референтной группы, он перенимает стиль общения, манеры поведения, а также правила этикета, дресс-код. В целом, человек стремиться сделать все возможное, чтобы самому стать частью рефрерентной группы, и самому задавать нормативные стандарты.

Зачастую референтная группа попадает под влияние моды. Есть большое количество стран, которые считаются законодателями мод: Италия, Франция. В них первых появляются те стандарты и нормы, которые затем принимаются как беспрецедентные и неоспоримые и распространяются по всему миру. Но распространение также происходит неравномерно и зависит от того, насколько жители сами готовы следовать этим нормам, принимать новый стиль в одежде, поведении.

Сравнительная функция референтной группы

Итак, мы коснулись сущности нормативной функции, а теперь перейдем ко второй – сравнительной (или, как ее еще называют, оценочной). Эта функция референтных групп выступает своего рода эталоном для сравнения. С его помощью индивид может оценивать самого себя, а также других людей, которые находятся в его близком или отдаленном окружении. Под оценку попадают члены семьи, друзья, знакомые, коллеги по работе и обычные прохожие.

Сравнительно-оценочна функция вызывает у человека желание не только выстраивать свое отношение к референтной группе, но и узнать ее отношение к себе. Но в большинстве случаев референтная группа не располагает информацией об индивиде, и, таким образом, он сам себе дает оценку соответствия нормам, используя при этом характерные эталонные черты.

Р. Мертон чуть позже выделил несколько ключевых условий, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу, к которой он имеет непосредственное отношение, и чьим участником является, а внешнюю групп:

  • Во-первых, если группа, к которой относится индивид, не обеспечивает достаточного престижа свои собственным членам;
  • Во-вторых, если сам индивид в какой-то степени изолирован в своей собственной группе, а также имеет низкий, не властвующий статус в ней;
  • В-третьих, чем больше социальная мобильность в обществе (в, значит, больше возможностей у самого индивида совершить изменения в рамках своего социального статуса и групповой принадлежности), тем более вероятно то, что в качестве референтной группы он выберет ту группу, где члены обладают более высоким социальным статусом. Статус зависит от занимаемой должности, уровня дохода и благополучия. К нему также относится владение дорогими вещами и возможности распоряжаться дорогим имуществом, вести модный образ жизни.

Безусловно, сравнивая себя с другими членами общества, индивид может быть или замотивирован на дальнейшее повышение собственного статуса, или наоборот разочарован. Многие авторы отмечают именно психологическую составляющую, поскольку человек очень восприимчив к успеху постороннего. Не каждый способен объективно сравнивать себя с представителями референтной группы. Зачастую, не обладая особыми навыками и талантами, человек в сравнении переоценивает свои силы, и, оказываясь в референтной группе, не соответствует ее требованиям. В этой связи ему приходится возвращаться обратно в свою группу. Такое достаточно часто происходит при трудоустройстве: из-за неудач человек страдает на психологическом уровне, что ведет к его немотивированности к дальнейшим попыткам в поиске рабочего места. Именно поэтому очень важно делать акцент именно на аспектах социальной психологии, которые играют очень важную роль в определении референтной группы, ее особенностей и функционала.

spravochnick.ru

Референтная группа - это... Что такое Референтная группа?


Референтная группа
– любая группа, с которой индивид себя идентифицирует, испытывает к ней эмоциональную привязанность и/или которая является для него источником информации, используемой им для того, чтобы определять свои убеждения, ценности, идеалы, модели поведения. Этот термин используется и в том случае, если индивид не принадлежит или даже не желает принадлежать к данной группе. В отношении индивида может быть справедливой поправка, согласно которой "в действительности, его восприятие ценностей группы может быть сильно искажённым". Синоним: Позитивная референтная группа.


* * *
– общество, с которым индивид себя идентифицирует или к которому эмоционально привязан, на которое равняется в убеждениях. Ср. дружеский кружок. Ср.: Хоть сзади, да в том же стаде (пословица). Ср. групповая солидарность, конформизм.


* * *

(от лат. referenc – сообщающий) – микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются личностью как свои внутренние, как эталон для подражания, на ценностные ориентации которой она ориентируется в своем поведении и при самооценке.


* * *
(от лат. referens – сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Р. г. выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивирующем влиянии Р. г., выступающей в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная функция Р. г. проявляется в перцептивных процессах: Р. г. выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и др. Нередко нормативные и сравнительные функции выполняются одной и той же группой. Выделяют также «положительные» и «отрицательные» Р. г. К «положительным» относят те Р. г., с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять. К «отрицательным» относятся Р. г., вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида обычно имеется значительное число Р. г., что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Подобная ситуация требует нравственного выбора, может привести к тяжелым переживаниям и как результат – внутриличностным конфликтам, требующим тактичной психотерапевтической помощи.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Ретроспективный анализ
  • Референтная память

Смотреть что такое "Референтная группа" в других словарях:

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА —         (от лат. refero отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в… …   Философская энциклопедия

  • референтная группа — см. группа референтная. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — см. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Референтная Группа — (от англ. refer относиться) социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы …   Психологический словарь

  • Референтная группа — группа, оказывающая прямое или косвенное влияние на отношение или поведение человека …   Реклама и полиграфия

  • Референтная группа — Референтная группа  это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Классификация групп По выполняемым… …   Википедия

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — психол. социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Таким образом, референтная группа имеет две функции сравнительную и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — (REFERENCE GROUP) В процессе формирования своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как… …   Социологический словарь

  • референтная группа — referentinė grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Grupė, į kurios elgesio normų, santykių, nuomonių ir vertybių sistemą orientuojasi sportininkas, vienaip ar kitaip elgdamasis reikšmingomis aplinkybėmis. Referentinė grupė… …   Sporto terminų žodynas

  • референтная группа — referentinė grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Reali arba įsivaizduojama socialinė visuma (pvz., tėvai, kaimynai, klubas), į kurios normas, vertybes ir nuomones orientuojasi individas. Referentinė grupė atlieka 2 funkcijas …   Sporto terminų žodynas

psychology_pedagogy.academic.ru

жизнь в сравнении :: SYL.ru

Референтная группаРеферентная группа – это социальное и профессиональное объединение, по отношению к которому индивид оценивает свой соцстатус, экономическое положение, стиль поведения и т. д. Понятно, что человек живет в обществе, точнее говоря, в определенном социальном окружении. Друзья, родственники, семья, коллеги по работе при этом могут относиться к разным группам, иметь даже противоположные статусные позиции и стиль жизни. Отдельный индивид в таких условиях вынужден выживать, моделировать свое поведение относительно своих контрагентов. Но при этом он стремится не потерять свое «Я», выискивая удобную и, главное, незанятую статусную нишу. И в процессе поиска любой человек, естественно, сравнивает, как и чем живут другие люди, что любят, какие у них пристрастия и как его личные интересы (прежде всего экономические и ценностные) вписываются в окружающую действительность. Все познается в сравнении. Конечно, возможен вариант и смены круга общения. Однако для этого необходимо сопоставить все аспекты жизни «внутри» и «извне» той или иной социальной, а в нашем случае референтной группы.

Референтная группа, социология и честолюбие

Референтная группа социология

Согласно американскому социологу Р. Мертону, человек, вольно или невольно определяя свои статусные позиции, может и не принадлежать референтной группе. Ведь последняя – это предмет сравнения, своеобразный мысленный образец, по которому происходит самоопределение социальных координат. В этом отношении референтная группа оказывается честолюбивым порывом, тем объединением, куда стремится попасть данный индивид. В то же время его повседневная жизнь связана с обычным окружением. Эта группа может стать референтной, но только в том случае, если наш гипотетический герой принимает ее ценности, субкультуру, разделяет ее политическую позицию, а главное – стремится занять в ней доминирующее положение. Иными словами, возникает социально замкнутое пространство, куда не позволяется пробраться «чужаку». С этой точки зрения, искомая референтная группа перестает быть эталоном, преобразовываясь в привычную среду обитания.

референтная группа это

Классификация

Как уже подчеркивалось, человек не живет в пространстве. В геометрическом значении слова он сосуществует в различных социальных плоскостях, если не измерениях. Однако по определенным статусным характеристикам можно выявить, какая референтная группа является доминирующей. Обычно выделяют такие:

  • первичная референтная группа — наиболее близкое социальное окружение индивида;
  • вторичная – профессиональные и общественные организации, создающие вокруг него видимость социума.

Целеполагание

С точки зрения целей и задач, которые ставит перед собой индивид, такая группа наполняется информационным или функциональным содержанием. В первом случае происходит обмен сведениями, накапливается массив данных, вполне реальны единичные контакты. Во втором случае речь идет уже о полноценном социальном взаимодействии, где доминирует интерес борьбы за власть. Это и понятно: мотивация признания чаще оказывается более значимой, чем банальная финансовая выгода.

www.syl.ru