Психологические тесты 2 класс – Тест по ЗОЖ (2 класс) на тему: Психологические тесты для детей начальной школы
Тест по ЗОЖ (2 класс) на тему: Психологические тесты для детей начальной школы
Тест «хватает ли тебе внимания родителей?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят.
- Я знаю, что родители меня очень любят;
- Бывает, что мне кажется, что родители мне уделяют слишком много внимания;
- Я рассказываю родителям, как прошел мой день;
- Я всегда могу подойти к маме или папе и поговорить с ними;
- Мама с папой напоминают мне, когда и что мне нужно сделать;
- Мы часто ходим гулять всей семьей;
- Родители хотят знать про меня все-все;
- Они никогда не забывают про мой день Рождения;
- Родители следят за тем, как я выгляжу;
- Мне редко бывает одиноко.
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось_________
Тест «хватает ли тебе внимания родителей?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят.
- Я знаю, что родители меня очень любят;
- Бывает, что мне кажется, что родители мне уделяют слишком много внимания;
- Я рассказываю родителям, как прошел мой день;
- Я всегда могу подойти к маме или папе и поговорить с ними;
- Мама с папой напоминают мне, когда и что мне нужно сделать;
- Мы часто ходим гулять всей семьей;
- Родители хотят знать про меня все-все;
- Они никогда не забывают про мой день Рождения;
- Родители следят за тем, как я выгляжу;
- Мне редко бывает одиноко.
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось_________
Обработка результатов
0-3 галочки: внимания родителей тебе недостаточно. Иногда тебе кажется, что никому до тебя нет дела. Это не так! Просто взрослые часто бывают заняты. Больше помогай им, не забывай говорить, что любишь их, и все будет хорошо.
4-6 галочек : обычно тебе хватает внимания родителей, но временами ты чувствуешь себя одиноко. Не нужно обижаться на родителей, если они не уделяют тебе каждую свободную минуту. Постарайся быть самостоятельнее.
7-10 галочек: твои родители не отходят от тебя ни на шаг! Это очень хорошо. Они любят тебя, заботятся. Стараются делать все, чтоб тебе было хорошо. Но учится быть самостоятельным человеком тебе тоже нужно!
Уважаемые эксперты!
Константин Дмитриевич Ушинский: утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Одним из способов изучения личности является анализ его поведения в конкретной педагогической ситуации.
Рассмотрим предложенную ситуацию с использованием такого приема как кластер. Он поможет нам графический путем систематизировать материала. Как известно – кластер – это виноградная гроздь, основные сигменты которой содержат определенные характеристики.
Разместим в центральной части кластера описание педагогической ситуации. Что в ней представлено?
Краткое описание на уровне понятий. (Данная ситуация является достаточно типичной (нетипичной)). Ее можно отнести к категории ?????? Научная составляющая по вопросу ее актуальности. По возможности нормативная база.
Анализ данной ситуации будем осуществлять индуктивным путем, т.е, выделим сначала факты, и определим их причины, на их основе выделим проблему и педагогическую задачу.
Итак, факт первый. Сл. Какие причины могут вызвать подобное поведение (поступок)? Следующий факт. И т.д.
Анализ фактов и их причин позволяет сформулировать проблему, которая состоит в ?????..
Выделите проблему (проблемы) из ситуации
• Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям
• Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т. д.)
• Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма
Данная проблема позволяет нам сформулировать педагогическую задачу.
?????????????????????????????????????????
Выбор оптимальных способов решения.
При их выборе способов решения задач мы исходили из следующих принципов (позиций, подходов).
Принцип первый – вникни!
Принцип второй – создай благоприятную атмосферу!
Принцип третий – не унижай!
Принцип четвертый – возвышай! (В. Леви)
Описание способов решения.
Таким образом,
nsportal.ru
Статья (2 класс) на тему: Игровой психологический тест в помощь родителям
Рубрика «Работа с родителями».
Классный руководитель:
Шведюк Елена Геннадьевна.
Игровой психологический тест
в помощь родителям
В основе профилактики агрессии младшего школьника лежит ее ранняя диагностика.
Наиболее достоверные результаты диагностики дают игровые методы, которые не позволяют ребенку «спрятаться от вас, замкнуться в себе, а открывают возможности доверительного общения с ним на языке любимых сказок.
Растет ли малыш добрым, нежным, улыбчивым, смешливым или в нем прослеживаются едва уловимые черты резкости, агрессии, черствости? Не обернутся ли впоследствии негативные черты его характера против него самого, не приведут ли они к серьезным правонарушениям или бездушному отношению к окружающим? Можно ли, не ломая психики ребенка, провести мягкую коррекцию его личности? Да, это можно и даже необходимо!
Можно ли полностью исправить характер и поведение ребенка? К сожалению, достичь этого удается не всегда, но чем раньше вы узнаете о проблемах, тем эффективнее будут результаты психологической коррекции.
В чем же кроются причины неожиданных негативных изменений в поведении ребенка? Это могут быть внешние контакты детей, взаимоотношения в классе, семье, дефицит общения родителей с ребенком, наследственные черты характера и многое другое.
В данной беседе я не буду анализировать причины отклонений в сознании детей, так как предлагаемый материал предназначен для тестирования психически здоровых младших школьников.
Однако даже в адекватном мире таятся многочисленные опасности, связанные с так называемыми акцентуациями личности. Под акцентуациями личности современные психология и психиатрия понимают некоторые поведенческие отклонения, укладывающиеся в понятие психологической нормы.
Акцентированную личность ни в коей мере нельзя путать с психически нездоровым человеком. Наоборот, небольшие проявления акцентуации делают нас более оригинальными, творческими, яркими, по-хорошему запоминающимися.
Предлагаю новый эффективный игровой психологический тест, позволяющий в ненавязчивой форме провести оценку психологического состояния ученика. Более того на примере любимых младшими школьниками литературно-сказочных персонажей ученикам предлагается задуматься над своим поведением и постараться изменить его в лучшую сторону.
Тестирование может проводиться родителями в форме совместной игры с ребенком, в ходе которой ему даются необходимые дополнительные пояснения.
Ученики, умеющие читать, могут проходить тестирование самостоятельно. Однако и в этом случае желательно, чтобы родители были ознакомлены с результатами тестирования, а затем ненавязчиво побеседовали с ребенком, так как результат предлагаемого теста представляет собой основу для оценки и самооценки поведения ребенка и его последующей коррекции.
Кто ты: Серый Волк или Красная Шапочка?
Почти серьезный тест для мальчиков и девочек
Представь, что ты один (одна) гуляешь по волшебному лесу и собираешь грибы (вообще-то без взрослых ходить в лес, даже в сказочный нельзя, но ведь понарошку!) Так вот после долгой и безуспешной прогулки у тебя в корзинке лежит всего лишь одна сыроежка.
И тут навстречу тебе медленно движется Гномик с огромной корзинкой, доверху наполненной белыми грибами. Вокруг, кроме нас, никого… Как ты поступишь?
А) Отберешь грибы у Гномика; он ведь намного меньше и слабее тебя. К тому же он живет в лесу, хорошо его знает и вполне может набрать себе еще.
Б) Предложишь Гномику поделиться с тобой, тебе ведь не удалось ничего найти, да и зачем ему такому маленькому, столько грибов.
В) Предложишь Гномику помочь нести грибы, но обязательно намекнешь, что за это он должен будет отдать ему часть его грибов. Ведь это справедливо?
Г) Поздороваешься и пройдешь мимо.
Д) Поможешь Гномику донести его корзинку, ведь вдвоем сделать это не так уж и тяжело.
Е) Возьмешь усталого Гномика вместе с его тяжелой корзинкой и отнесешь к нему домой. Нет ничего страшного в том, что ты вернешься домой поздно усталый(ая) и без грибов.
Выбрал(а)?
Теперь послушай, кто ты, судя по твоему ответу: Серый Волк, Красная Шапочка или еще кто-нибудь? Прочитай твою характеристику рядом с буквой, соответствующей выбранному тобой ответу.
А) Если ты действительно так поступишь, то ты безжалостный Серый Волк. Знай, что в следующий раз в лесу ты можешь встретить не беззащитного Гномика, а страшного Людоеда.
Б) Ты похож на Маленькую разбойницу сказки Х.К. Андерсона «Снежная королева», которая ограбила Герду. Потом Маленькая разбойница все же устыдилась своего поступка и ввернула Герде почти все ее вещи.
В) Ты не лентяй(ка) и не разбойник(ца), но ничего не делаешь просто так, от души. Раньше таких людей называли ростовщиками или менялами, они всегда и во всем старались извлечь для себя настоящую выгоду. Но были ли у них настоящие друзья?
Г) Ты считаешь себя воспитанным(ой), словно Пьеро или Болванчик, постоянно кивающий всем головой. Однако по-настоящему воспитанный человек умеет не только здороваться и мыть руки перед едой. Он всегда готов оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
Д) Ты жалостлив(а) и отзывчив(а), как Буратино, охотно решаешь чужие проблемы, но кто будет решать твои? Ведь, задержавшись допоздна, ты заставишь волноваться своих родителей. Старайся оказывать помощь так, чтобы не доставлять хлопот и неудобства родным и близким.
Теперь подумай, кем ты хотел(а) быть на самом деле?
В дальнейшем младшему школьнику могут быт предложены другие сказочные ситуации – тесты, для которых он должен самостоятельно выбрать правильное решение и по возможности правильно его обосновать.
nsportal.ru
Тест (2 класс) на тему: Комплексный диагностический тест для учащихся 2 классов
Предварительный просмотр:
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc6285314 .lst-kix_list_2-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-6}#doc6285314 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-0 0}#doc6285314 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-2,lower-roman) «. «}#doc6285314 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) «. «}#doc6285314 .lst-kix_list_2-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-8}#doc6285314 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) «. «}#doc6285314 .lst-kix_list_2-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-3}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc6285314 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-3,decimal) «. «}#doc6285314 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc6285314 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc6285314 .lst-kix_list_2-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_3-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-7 0}#doc6285314 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-3 0}#doc6285314 .lst-kix_list_3-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-7}#doc6285314 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-7,lower-latin) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc6285314 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc6285314 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc6285314 .lst-kix_list_2-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-5}#doc6285314 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-3,decimal) «. «}#doc6285314 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc6285314 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-1 0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_3-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-2 0}#doc6285314 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc6285314 .lst-kix_list_2-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-7}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc6285314 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-5 0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc6285314 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) «. «}#doc6285314 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-6,decimal) «. «}#doc6285314 .lst-kix_list_3-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-6}#doc6285314 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-2,lower-roman) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_3-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-3 0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc6285314 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-1,lower-latin) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc6285314 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc6285314 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-8 0}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc6285314 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-8,lower-roman) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc6285314 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc6285314 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-7,lower-latin) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc6285314 .lst-kix_list_3-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-4}#doc6285314 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) «. «}#doc6285314 ol.lst-kix_list_2-5{list]]>
nsportal.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ | Социальная сеть работников образования
Рисуночный тест Кактус.
Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком. Если Вы захотите проверить себя и сделать тест самостоятельно, то рекомендуется сначала выполнить указания в инструкции, а потом прочитать эту статью дальше.
Для выполнения теста Вам понадобится чистый лист А4 формата, простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.
Инструкция
«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!
Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.
Интерпретация детских рисунков
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
- характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
- характеристика иголок (размер, расположение, количество)
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Толкование цветовой гаммы.
Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
- зелёный символизирует постоянство и уверенность;
- жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
- синий — ребенку комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
- красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
- серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
- белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
- чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
- Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
- Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
- О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
- Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
- Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)
Источник: http://psychojournal.ru/tests/1192-risunochnyy-test-kaktus.html#t20c
nsportal.ru
Психологические тесты. | Социальная сеть работников образования
Вопросник-характеристика младшего школьника (для обследования неуспевающих младших школьников)
Данный формализованный вопросник-характеристика был разработан для обследования неуспевающих младших школьников Л.Ф. Чупровым и М.С. Певзнер.
1. Ф.И.О. неуспевающего учащегося _______________
2. Возраст _______ (Дата рождения _______)
3. Класс ____ школа № _____ Год обучения _____
4. Продолжительность обучения у данного учителя _______________
5. Учился в других школах _______________
6. Дублировал классы _______________
7. Состав семьи (полный, неполный) _______________
8. Моральная атмосфера в семье _______________
9. Наличие в семье условий для занятий и отношение родителей к неуспеваемости ребенка _______________
10. Не успевает (по всем предметам, по нескольким, по одному) _____________
11. Характер затруднений (постоянные, временные, продолжительные) _______
12. Как усвоена программа:
- а) по чтению _______________
- б) по письму _______________
- в) по математике _______________
- г) по другим предметам _______________
13. Как относится учащийся к своим неудачам в обучении _______________ (безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе, или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и т.п.)
14. Реакция учащегося на оценку его работы _______________
15. Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей _______________
16. Нуждается ли в занятиях у логопеда (занимался, не занимался) _______________
17. Результаты работы по п. 15 и п. 16 _______________
18. Понимает ли ребенок требования учителя _______________
19. Как работает ребенок в классе (может ли он активно, целеустремленно работать, отвечать на вопросы и задавать вопросы в случае непонимания и т.п.) _______________
20. Работоспособность _______ (если плохая, то, как она проявляется):
- а) отвлекаемость, рассеянность, плохая концентрация внимания, увеличение количества ошибок к концу урока, занятий;
- б) сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.
21. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка _______________
22. Общая характеристика личности учащегося (положительные и отрицательные стороны его личности, характера) _______________
23. Наличие пропусков занятий и их причина _______________
24. Основные трудности и причины отставания (по мнению учителя) _______________
25. Поведение в классе _______________
26. Поведение на переменах _______________
27. Взаимоотношения со сверстниками _______________
28. Имеет друзей (одного с ним возраста, старше младше) _______________
29. Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся _______________
30. Наличие вредных привычек _______________
31. Имеются ли необычности, странности в поведении (в чем они выражаются) _______________
Дата _______________ Подпись учителя _______________
К анализу и интерпретации данных вопросника-характеристики. Для уровня симптоматической психологической диагностики порой достаточно бывает пристального исследования данных педагогической характеристики, изучения продуктов учебной деятельности и сведений по академической успеваемости.
При добросовестном заполнении вопросника-характеристики учителем и при вдумчивом его чтении практическим психологом, перед ним раскрывается целый пласт ценных сведений о ребенке, имеющих первостепенное диагностическое значение. В тех же случаях, когда учитель не ведет наблюдение за своими учащимися, а характеристики заполняют завучи или социальные педагоги — это документ не может служить информативным итогом наблюдения за учеником.
Рассмотрим пункты вопросника-характеристики более подробно.
(1, 2, 3). Формальные данные, позволяют зафиксировать данные о ребенке и тем самым идентифицировать его. Они обязательны для заполнения.
(4). Продолжительность обучения у данного учителя позволяет определить временной период, зафиксированный в наблюдении за учебной деятельностью ребенка.
(5). Этот пункт может свидетельствовать о вынужденной миграции (по работе, по службе) или характеризовать скрытое депрессивное состояние у родителей, проявляющееся только в «желании к перемене мест». Нередки случаи, когда родители специально меняют школы, учителей, отправляют ребенка в другой населенный пункт к родственникам, оттягивая тем самым время обследования ребенка в ПМПК.
(6). Сведения о дублировании дают возможность обратить внимание на уточнение причины, по которой ребенок оставался на второй год. Было ли это обусловлено пропусками по болезни или академической неуспеваемостью.
(7). Сведения о составе семьи (такие как образование, род занятий, сведения о несовершеннолетних членах семьи) позволяют составить представления о социальной адаптации других членов семьи, успехах в обучении у других детей из этой семьи. Состав семьи (полный или неполный) сам по себе не является диагностическим критерием, но позволяют обратить внимание на причины, не позволившие родителям проживать вместе. Сведения по этому вопросу характеристики могут служить отправным пунктом при сборе анамнестических данных.
(8). Моральная атмосфера в семье представляется на основе мнения учителя. В целом сам по себе морально-психологический климат может сказываться как на положении ребенка в семье, возможностях помощи ему со стороны взрослых и на условиях для подготовки к урокам, так и на «прогнозируемые» семьей успехах ребенка в дальнейшем. Дети стараются оправдывать заниженные ожидания их успехов со стороны родителей.
(9). Как и наличие условий для занятий, так и отношение родителей к неуспеваемости ребенка является важным диагностическим показателем. Любая деятельность, в том числе и учебная, протекает в единстве внутренних и внешних условий. В качестве внутренних выступают наличие знаний, умений, системы в них и мотивационной готовности к осуществлению учебной деятельности. Как внешние выступают обстоятельства, создающие определенные благоприятные или способствующие деятельности условия. В отдельных случаях именно внешние условия могут затруднять и даже делать невозможным ее выполнение.
(10, 11, 12). Ответы на эти вопросы позволяют получить эмпирическую характеристику школьной неуспеваемости. Она может быть тотальной (по всем без исключения предметам), парциальной (по одному или двум), эпизодической. Причем состояние учебных навыков отражает в какой-то мере возможную причину. В случае тотальной стойкой неуспеваемости возникают в первую очередь подозрения об интеллектуальном нарушении, парциальная – чаще свидетельствует либо об отсутствии системы знаний или о специфической причине. Так неуспеваемость по чтению и письму, даже при внешне удовлетворительных речевых проявлениях требует углубленного логопедического исследования ребенка. Эпизодическая неуспеваемость может возникать как результат отсутствия систематичности в занятиях.
(13). Отношение к своим неудачам и реакция учащегося на оценку дают материал к раздумьям о зрелости ребенка или о наличии у него соматической ослабленности. Для уточнения этого вопроса привлекаются медицинские данные.
(14). Реакция учащегося на оценку его работы также является важным диагностическим симптомом. Обычно зрелый к школьному обучению ребенок бывает информирован о значении оценки и отметки. Дети могут расстраиваться, а порой и глубоко переживать по поводу недостаточной для них оценке их учебного труда. У некоторых детей с интеллектуальным снижением реакция на оценку может отсутствовать.
(15). Важным является установить, какого рода помощь оказывалась ребенку со стороны учителя (усиление контроля и помощи при выполнении классных заданий, облегчение и индивидуализация заданий при фронтальной работе класса, дополнительные занятия после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителям как помочь ребенку при выполнении домашних заданий и т.п.). Иногда именно в этом пункте выявляется результативность или неправильная тактика учителя во взаимоотношении с учащимся. Например, дополнительные задания для ребенка с нарушенной умственной работоспособностью не принесут положительного результата, а только еще более ухудшат его результаты.
(16). Этот пункт согласуется с ответами на вопрос под номером 12 и одновременно характеризует состояние рабочего взаимодействия семьи и учителя. Если ребенок нуждался в занятиях с логопедом, но родители это проигнорировали, то причина может крыться в особых установках семьи к нарушению в развитии ребенка.
(17). Вопрос отражает результативность и оправданность усилий педагога по преодолению учебных затруднений у ребенка.
(18, 19, 20). В ответах на эту группу вопросов выясняются такие симптомы как способность ребенка понимать требования учителя по отношению к нему, характер его работы в классе и состояние общей и умственной работоспособности. В частности, чем глубже нарушения работоспособности, тем более они получают соматические проявления. Если у ребенка с гиперактивностью и нарушениями внимания проявления нарушений работоспособности выступают как не неспособность к сосредоточенной целенаправленной деятельности, то у спокойного, но с недостаточным уровнем сформированности учебных навыков, ошибки появляются в процессе ответственного задания. Ребенок с нарушением активационных механизмов пользуется внешними опорами для сосредоточения (проговаривание вслух). Глубокие нарушения работоспособности, особенно при астенических состояниях, проявляются признаками тормозности, выключения из деятельности, а порой и внешними проявлениями вегетативного плана (покраснение или побледнение кожных покровов, повышенная потливость).
(21). В этом пункте чаще отмечаются предположения учителя об особенностях познавательной процессов у младшего школьника (восприятия, памяти, мышления, воображения). Здесь не требуется какого-либо экспериментального исследования психологических феноменов (хотя в программах подготовки учителей при анализе характеристики в отдельных учебных заведениях это требуют от студентов). В то же время, такие признаки как фрагментарность восприятия, плохое запоминание при большом количестве повторений и тренировочных заданий, трудности в выделении главной мысли, проблемы в отгадывании загадок и т.п. дают определенные данные для психолога.
(22). Важным является и вопрос об особенностях личности ребенка. Во-первых, эти данные позволяют установить отношение к ребенку со стороны самого учителя. Во-вторых, позволяют на феноменологическом уровне получить какие-нибудь ценные диагностические данные о ребенке. В-третьих, эти сведения позволят проявлять правильный индивидуальный подход к ребенку в дальнейшем.
(23). Среди причин неуспеваемости младших школьников наличие пропусков занятий занимает не последнее место. В результате у ребенка не формируется системы знаний, позволяющей им усваивать последующий материал. Причины пропусков могут быть как по болезни, так и в результате бесконтрольности со стороны родителей. У проблемных детей причины пропусков могут быть вызваны самим посещением школы (ребенок боится наказаний за плохие школьные успехи, боится сверстников или старших школьников). Во всех этих случаях по возможности необходимо определить причину пропусков.
(24). Не мало важным является выявить объяснение со стороны учителя основных трудностей и причины отставания. Грамотный и ответственный учитель, как правило, способен весьма точно установить причину неуспеваемости.
(25). Поведение в классе при детальном его описании позволяет выявить сформированы ли у ребенка мотивы учебной деятельности, каковы его внимание, работоспособность. По поведению во время классных занятий можно выявить, насколько включен ребенок в учебную деятельность.
(26). Резкие различия в поведенческой активности на переменах позволяют судить о зрелости ребенка. Известно, что дети с ЗПР более активны и раскованы в это время школьной жизни.
(27, 28). Взаимоотношения со сверстниками позволяют выявить как симптомы, лежащие в основе «клевания», так и по уровню личностного развития ребенка. В частности, дети менее зрелые предпочитают общаться со сверстниками младшего, чем они сами возраста. Выбор в друзья старших детей может свидетельствовать о более высоком уровне развития и интересов у ребенка, а иногда дети просто ищут покровительство у старших. Умственно отсталые учащиеся не могут найти себе друзей в стенах школы.
(29). Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся. Проблемные дети: тревожные, с нарушенной коммуникативностью, с «явными нарушениями» в развитии наиболее часто попадают в разряд тех, кого «клюют» другие.
(30). Наличие вредных привычек тоже может сказываться на успеваемости. О том, что такая вредная привычка как никотинизм (табакокурение) влияет отрицательно на умственную работоспособность успеваемость и поведение ребенка в целом известно давно. Такие патологические привычки, как токсикомания тоже сказываются на успеваемости. Кроме этих могут наблюдаться и такие как стремление брать чужие вещи. Это уже личностная характеристика.
(31). Любые необычности, странности в поведении ребенка должны послужить отправным пунктом для более пристального психопатологического исследования ребенка. Хотя для психолога они и могут быть недоступными в силу отсутствия соответствующей компетенции. В процессе психодиагностики необходимо соблюдать границы компетенции и когда симптоматика выходит за эти пределы – воспользоваться консультацией специалиста-смежника (в данном случае детского врача-психиатра).
Примечание. При анализе вопросника-характеристики необходимо обсуждение непосредственное как с учителем, так и с родителем, представляющим ребенка на ПМПК. При общении с родителями, особенно с матерями, могут выявляться защитные реакции оправдания неуспехов ребенка. На самом деле – это защитная реакция собственного «Я» и своей бытовой педагогической несостоятельности. Не исключена возможность, столкнуться с проявлениями у демонстративных родителей синдрома Мюнхгаузена. Для эффективного воспитания ребенка одинаково вредны и очень хорошие родители и очень плохие.
nsportal.ru
Психологические тесты для младших школьников
Тест «Взрослый или маленький?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят
Я хожу в магазин без родителей
Я никогда не теряю свои вещи
Я не боюсь оставаться дома без родителей
Я могу посидеть с младшими детьми
Я выбираю себе вещи, а не родители
Я очень редко плачу
Я не боюсь браться за сложные задания
Иногда я остаюсь дома в одиночестве
Родители не проверяют мои домашние задания
Меня называют самостоятельным человеком
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось____________
Обработка результатов
10-8 галочек: ты взрослый человек. На тебя можно положиться, но не спеши прощаться с детством.
7-4 галочки: ты нормальный для своего возраста ребенок, т.е. в меру взрослый.
3-0 галочек: тебя не назвать взрослым человеком. Ты ещё ребенок!
Тест « Как ты относишься к людям?»
Обведи в кружок подходящий для тебя ответ.
Если кто-то подскользнулся и упал. Какая будет твоя реакция?
А) я помогу подняться,
Б) молча пройду мимо,
В) я засмеюсь.
Когда кто-то просит меня о помощи:
А) я постараюсь помочь,
Б) а какая мне от этого будет польза7
В) вот еще! Своих дел полно.
Если весь класс кого-то дразнит, я …
А) заступлюсь
Б) ничего не сделаю, пусть сами разбираются.
В) буду дразнить вместе с ними.
Если кто-то не понял задания,…
А0 попробую ему объяснить,
Б) пусть сам думает,
В) посмеюсь над его глупостью.
Если мой друг попал в неловкую ситуацию…
А) я об этом забуду и не буду напоминать,
Б) не знаю,
В) я буду подшучивать над ним.
Если меня попросили подтянуть одноклассника по математике…
А) с удовольствием помогу,
Б) ну, надо так надо,
В) и не подумаю помогать.
Обработка результатов.
А – 0 баллов
Б – 1 балл
В – 2 балла.
0-3 балла: ты стараешься помогать людям. Не смеешься над их недостатками. Молодец!
4-8 баллов: иногда ты можешь кому-нибудь помочь. Но обычно требуешь за это плату. Это нехорошо. Дружба не строится на отношениях: «ты — мне, я – тебе!»
9-12 баллов: ну, ты как старуха Шапокляк! « Кто людям помогает, тот тратит время зря!» не боишься, что придет момент, когда тебе понадобиться помощь, а все от тебя отвернутся.
Тест « У тебя есть сила воли?»
Тебя попросили помыть посуду, но скоро начинается любимый мультик!
А) я побегу смотреть мультик! Посуда никуда не денется.
Б) перемою посуду и пойду смотреть мультик.
В) я помою до начала мультика, что успею, остальное потом.
Ты знаешь, что тебе нельзя есть апельсины, но ты их любишь.
А) я не буду есть, что мне нельзя.
Б) я съем только пару долек,
В0 даже если нельзя, буду есть сколько захочу.
Тебе нужно заниматься, чтобы «подтянуть» оценки.
А) я не могу себя заставить!
Б) я точно буду заниматься и исправлюсь.
В) я постараюсь.
Тебе сказали: «Мы уходим, не смотри телевизор»
А) я не буду смотреть телевизор,
Б) я буду смотреть, все равно никто не узнает.
В) включу телевизор, но ненадолго.
Ты хочешь велосипед, но у родителей нет денег:
А) я намекну родителям, что хочу велосипед,
Б) я буду требовать велик!
В) я промолчу, потерплю.
Тебе нужно встать рано утром. Звонит будильник.
А) проснусь и встану без проблем.
Б) полежу еще минут 10 после будильника.
В) буду спать дальше…
Обработка результатов.
Подсчитай баллы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 |
Б | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 |
В | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 |
От 0 до 4 : ты умеешь терпеть, у тебя есть сила воли. Это хорошо. Но помни, во многих ситуациях нужно действовать, а не ждать.
От 5 до 8: сила воли у тебя есть. Но иногда ты не можешь себя перебороть. Старайся и все получится!
От 9 до 12 : ты совсем не можешь себя заставлять! Постарайся поменьше лениться и вредничать. Нужно развивать силу воли!
multiurok.ru
Перечень тестов для школьного психолога
Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе
Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).
Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия.
Методика определения кратковременной памяти.
Методика «Оперативная память».
Методика «Образная память».
Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.
Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.
Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.
Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.
Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.
Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.
Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания.
Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.
Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания.
Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления.
Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.
Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления.
Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте.
Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.
Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.
Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).
Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.
Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.
Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.
АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.
Тест «Определение типового состояния» Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.
Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
Методика «Кактус» М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»).
Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.
Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф.Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.
Тест «Психологический климатический круг» предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей
Методика «Стиль управления коллективом» предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).
Методика «Конструктивная ссора» С.Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии).
Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований
Тест-опросник удовлетворенности браком В.Столина, Т.Л. Романовой, Т.Бутенко. Назначение методики — определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком.
Методика «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи». В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями; б) вопросы, связанные с воспитанием детей; в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий; д) ситуации рассогласования норм поведения; е) проявление доминирования супругами; ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.
Методика «Диагностика родительского отношения» А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) «Маленький неудачник». Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла — позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.
Личностный опросник Г.Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».
Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.
Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.
Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика «Q-сортировки» предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности.
Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.
Методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса.
Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А.Реана).
Методика «Цель-средство-результат» предназначен для исследования особенностей структуры деятельности.
Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на общение или на дело.
Методика исследования эмпатических особенностей личности В.В.Бойко.
Методика определения самооценки дошкольника (В.Г.Щур).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ
Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.
Тест К.Маховера «Нарисуй человека» предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.
ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.
ПРОЧИЕ ТЕСТЫ
Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды.
Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре в обеих группах А.Н.Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.
Шкала одиночества Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Методика «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.
Тест Д.Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов.
infourok.ru