Психологическое консультирование в школе – Психологическое консультирование в школе
Психологическое консультирование учащихся, родителей и педагогов в образовательных учреждениях
Психологическое консультирование учащихся, родителей и педагогов в образовательных учреждениях
Андреева Н.С.
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области
Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования.
В своей деятельности психологическая служба образования руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями региональных министерств, городских департаментов и управлений образования и другими необходимыми документами.
Целью психологической службы является психическое и психологическое здоровье детей. Основными средствами достижения этой цели являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования :
• реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;• учет и развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;
• создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического;
• профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
• оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;
• осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;
• приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.
Психологическое консультирование,
как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.
Эффективность всей работы педагога-психолога в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.
В целом задача консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями.
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
Психологическое консультирование включает в себя следующие частные виды работ:
1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи.
1. Консультирует администрацию школы, учителей,родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Здесь специалист осуществляет, в первую очередь, такую работу:
♦ помогает учителям разных классов, с различным педагогическим опытом справиться с неуправляемостью отдельных учащихся, в которых они видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. В большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему. Подвести учителя к пониманию — это не очень простая, но необходимая задача психолога;
♦ помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
Консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.;
3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;
Консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Остановимся на консультировании педагогов и родителей.
Консультирование педагогов . В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:
1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
3. Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:
1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения.
3. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно..
Консультирование родителей.
Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя или родителей проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.
infourok.ru
| в повседневной | лезни, неудовлетво | в поведении и/или | пелью получения |
| жизни, взаимо | ренность личност | межличностном об | информации о лич |
| действие личности | ными характерис | щении, адаптации в | ности: чертах харак |
| и среды, изменение | тиками и особенно | социуме | тера, ее проблемах, |
| поведения; жалобы | стями, собственной |
| возможностях, по |
| невротического ха | жизнью в целом |
| тенциале и т.д. |
| рактера; дальней |
|
| А также в исследо |
| шее развитие лич |
|
| вательских целях о |
| ности |
|
| каком-либо явлении |
|
|
|
| или процессах, про |
|
|
|
| исходящих в группе |
Временная ориен | В основном на на | Прошлое, настоя | Настоящее время | Прошлое, настоя |
тированность | стоящее и будущее | щее, будущее |
| щее и будущее |
| клиента |
|
|
|
Количество сеансов | Краткосрочная по | Не менее полугода | В зависимости от | Кратковременная |
| мощь (5 — 6 встреч, | при частоте встреч | глубины и характе | процедура, включа |
| максимум 15) или | раз в неделю | ра проблемы, но не | ющая одну или не |
| эпизодически на |
| менее 10 встреч | сколько встреч |
| 1-й — 2-х встречах |
|
|
|
Ответственность | Психолог отвечает | Психолог отвечает | Психолог отвечает | Психолог отвечает |
психолога | за диагностику, | за диагностику, со | за осуществление | за валидность вы |
| создание благопри | здание благоприят | воздействия, пра | бранных методик и |
| ятной атмосферы, | ной атмосферы, за | вильный подбор | интерпретацию ре |
| за адекватный под | адекватный подбор | методов, контроль | зультатов, а также |
| бор методов | методов, за полную | выполнения реко | за форму и количе |
|
| информирован | мендаций и упраж | ство предоставле |
|
| ность клиента о | нений, отслеживает | ния отчетности и |
|
| том, что с ним мо- | дальнейшие изме- | обратной связи |
studfile.net
Психологическое консультирование. Справочник школьного психолога
Психологическое консультирование
вид практической работы психолога, состоящий в оказании помощи и поддержки при решении тех проблем, с которыми к нему обращаются учителя, учащиеся или родители. Консультация может касаться как непосредственных затруднений участников образовательного процесса, так и носить опосредованный характер – подразумевать получение психологической помощи в решении проблемы другого, в которой он сам является косвенным участником (например, обращение родителей по проблеме неуспешности ребенка или обращение учащегося по проблеме развода родителей).
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем в будущем. Самое трудное при этом – определить истинную проблему и установить причины, ее породившие, поскольку формулируемый запрос очень часто представляет собой субъективное понимание затруднения и не отражает реальной картины неблагополучия. Принцип, которым должен руководствоваться психолог во время консультации, – максимальное содействие психическому и личностному развитию учащегося, его благополучию и безопасности.
? Ситуация психологического консультирования в образовательной практике в отличие от ситуации аттестации, мониторинга психологического обследования или отбора является добровольной, рекомендательной процедурой и носит сугубо индивидуальный характер, поскольку обычно возникает, когда проблема «созрела». Она предполагает добровольное обращение к специалисту и активное участие в выработке решения и его реализации в дальнейшем (консультация родителей, учащихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, развития, профессионального самоопределения, становления и т. д.). При этом, в зависимости от возраста, ее инициатором может быть как взрослый (родитель или учитель, что характерно для начальной школы и первых лет обучения в основной школе), так и школьник (чаще всего старшеклассник). Задача психолога – помочь обратившемуся к нему за помощью человеку решить его проблему, которая его тревожит и которую он сам решить не в состоянии. Самое трудное в ситуации консультирования – определить истинную проблему, установить причину, породившую ее.
? Независимо от возраста и инициатора включение школьника в консультационный процесс должно быть тактичным и ненавязчивым, используемые методы – разнообразны, а стратегия оказания помощи – гибкой. Возможно как построение отношений консультанта и консультируемого по вертикали (в рамках директивной стратегии консультирования, реализующейся на основе заранее продуманного плана), так и по горизонтали (в контексте недирективной стратегии на основе партнерских отношений). Выбор стратегии консультирования определяется тем, что позволит ему успешнее решить возникшие проблемы. Основными трудностями и препятствиями процесса психологического консультирования в школе выступают: а) стремление психолога быстро и во что бы то ни стало помочь, необоснованная ответственность за решение проблемы, в то время как задача психолога помочь человеку самостоятельно решить возникшую проблему; б) активное «советование» и поучение других «как правильно» развивать, обучать и воспитывать; в) уверенность родителя или педагога в том, что виновником проблемы является учащийся; г) сопротивление родителей и педагогов активному вовлечению в продуктивное решение проблемы, пассивная позиция и перекладывание ответственности при принятии решения на другого; д) перевод диалога в новую плоскость, погружение в сферу бытовых проблем и супружеских отношений, не касающихся проблем ребенка, вопросов учебно-воспитательного процесса.
? Практика психологического консультирования старшеклассников показывает, что для них наиболее эффективный метод работы – диалог и равноправные, уважительные отношения. Это связано с тем, что существенную часть консультативной работы с девушками и юношами, а иногда и подростками, составляет проработка вопроса, глубоко затрагивающего личность школьника, его интересы, ценности, установки по отношению к миру, к себе и другим людям. В связи с этим содержание общения должно быть направлено на стимулирование внутреннего диалога, перевод его во внешний с обсуждением «вечных вопросов», таких как место человека в мире, жизненный путь личности, смысл существования, общечеловеческие ценности, адресуемых «Я» школьника. Важно, чтобы в ходе консультирования по личной проблеме школьника происходило соприкосновение с уникальной позицией другого человека (психолога, учителя, родителя), понимание ограниченности видения собственного «Я», определение перспектив своего развития.
? Психологическое консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания детей и подростков часто связано с потребностью взрослого либо получить совет в решении возникших или потенциальных проблем, либо подтверждение правильности занимаемой позиции, используемых методов воспитания и способов общения с ребенком. Задача специалиста в ходе такого взаимодействия состоит в том, чтобы взрослый понял необходимость совместного участия всех заинтересованных сторон. Решение проблемы напрямую связано с интеграцией в процесс самого школьника, его активным включением в преодоление сложившейся ситуации. Ни один из специалистов образования или родителей не способен единолично решить весь спектр возникающих в учебно-воспитательном процессе проблем и ситуаций. Требуется кооперация активности и родителей, и учителей, и учащегося. В этом случае происходит преобразование разделенной ответственности в совместную, что выступает условием выработки адекватного решения, имеющим ценность в образовательном процессе. Совместная ответственность детерминирует условия психологического консультирования не в форме разделения труда, а в форме сознательно организованного сотрудничества, когда каждая из сторон заинтересована не только в получении решения или совета. Поэтому психолога и учителя следует рассматривать как специалистов в своих областях, сотрудничество с которыми позволяет соединить знания и открывает богатые творческие возможности для решения проблемы. Не последнюю роль в этом взаимодействии играет родитель, который как никто знает историю развития ребенка.
В то же время психолог может помочь решить проблему только тому, кто обратился за помощью, даже если повод для консультации связан с другим участником образовательного процесса. Если во время консультации родитель осознал причину своей неудачи в общении с ребенком, значит он решил свою проблему. В результате итогом психологического консультирования взрослого может стать прямое или опосредованное (латентное) влияние на каждого участника консультативного процесса, способствуя изменению не только того, кто является «объектом запроса», но и других участников. Совместное решение способно стать сигналом о необходимости преобразования собственной активности по отношению другому, например педагога по отношению к учащемуся, к пониманию психологической сущности возникающих проблемных ситуаций, обеспечить проникновение во внутренний мир «Другого Я».
Одновременно с этим ценностно-смысловой уровень саморегуляции профессионального действия в ситуации психологического консультирования ставит психолога в субъектную позицию не только по отношению к учащемуся, но и к самому себе, а также к тому знанию, которое послужит основой разработки или изменения (дополнения) направлений его дальнейшего обучения, воспитания и развития, взаимодействия с ним.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Страница 1 из 4 1. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему консультационную работу(Р. С. Немов)
2. Профессиональные качества психолога – консультанта(Р. С. Немов, Л. Б. Шнейдер)
3. Требования к личности психолога — консультанта:
4. Правила ведения консультирования (Р.С. Немов):
3.5. Формы психологического консультирования:По признаку затрачиваемого времени:
По признаку содержания консультации:
По признаку построения консультативного процесса:
Что психолог делает на консультации:
|
www.vashpsixolog.ru
2. Цели психологического консультирования в различных школах.
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).
Современные представления о целях консультирования
Направление | Цели консультирования |
Психоаналитическое направление | Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность |
Адлерианское направление | Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми |
Терапия поведения | Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению |
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) | Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем |
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) | Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность |
Экзистенциальная терапия | Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы |
studfile.net
Психологическое консультирование подростка в практике школьного психолога. Из опыта работы.
Психологическое консультирование подростков в работе школьного психолога. Из опыта работы.
Консультирование в работе школьного психолога является одним из наиболее приоритетных направлений, если не самым главным. Нам часто приходится консультировать педагогов, родителей, детей. Ключевые участники образовательного процесса в школе – это дети, большинство из них подростки, ученики среднего и старшего звена. Часто можно заметить, что уже дети начальной школы начиная с 3 класса ощущают потребность поделиться переживаниями, мыслями со взрослыми. Дети 4,5,6 класса очень любят рассуждать, размышлять над проблемами бытия, поиск своего места в мире и в среде сверстников – это наверное основная тема в консультировании подростков. За время моей практической работы в школе в качестве психолога, я бы проранжировала причины, темы разговоров, консультаций с психологом следующим образом:
Отношения в среде сверстников (особенно напряжённо в начале подросткового возраста)
Самоотношение, самооценка, поиск своего места в мире (как меня воспринимают окружающие и как мне изменить это восприятие, если оно не устраивает меня).
Отношение с родителями, со значимыми взрослыми.
Школьный психолог имеет возможность наблюдать детей начиная с первого класса, у него есть верные помощники – учителя, которые могут дать много полезной информации о ребёнке. Этим работа школьного психолога отличается от работы психолога в психологическом центре. В то же время, подростки могут испытывать неловкость, нежелание афишировать перед сверстниками общение с психологом (боятся насмешек, «к психологу ходят психи»). В этом случае необходимо объяснять детям, что общение со специалистом, не признак какого-то дефекта у того, кто к нему обращается, желание поделиться своей проблемой и решить её самому – это признак взрослого человека. Здесь помогут интересно проведённые групповые занятия с ребятами в классе (классный час, тренинг, психологическое занятие). Я хочу поделиться с вами опытом (на мой взгляд достаточно удачным) из практики школьного консультирования и работы с подростком и с его семьёй. Думаю, он будет полезен практикующим школьным психологам.
Однажды ко мне обратилась мама ученика 7 класса, дело было уже в июне, поэтому можно сказать, что ученика уже 8 класса. Будем называть его Вадим. Женщина была очень встревожена и обеспокоена тем, что сын в последнее время стал очень замкнутым, как ей казалось, даже депрессивным. Он не любит шумных компаний, громких игр, излишне копается в себе, а когда она услышала от него фразу типа «зачем вообще всё это нужно, зачем мы живём» сразу начала бить в набат и решила обратиться к школьному психологу. Со мной она была знакома по родительским собраниям (я пару раз выходила с результатами диагностики класса). Кстати говоря, по результатам диагностики уровня тревожности в классе у Вадика не наблюдалось критических показателей, это средний мальчик, как бы ничем не выделяющийся среди сверстников. Успеваемость хорошая, в классе принимаемый, есть друзья в классе и во дворе. Тревога мамы вполне понятна, сейчас очень часто можно услышать информацию о суицидах в подростковой среде, наш город – не исключение. На мой вопрос, как сам мальчик относится к общению с психологом, мама ответила, что он сам желает получить консультацию, но не знает, как обратиться и будет рад прийти в любое время. Это конечно облегчало нашу задачу. И вот передо мной восьмиклассник Вадим. Он обыкновенный мальчик 13 лет, высокий, можно сказать долговязый как многие мальчики его возраста, видно, что ребёнок резко вытягивается, взрослеет физически. Его внутреннее ощущение никак не соответствовало его внешнему виду: высокий, симпатичный, спортивная фигура, открытый взгляд, добрый и серьёзный. Чувствуется скованность, он не знает что ждать от меня и что самому говорить. Часто психологи пытаются сразу подойти к ребёнку как к клиенту, с готовыми формулами консультирования, с целью обнаружить проблему и помочь её решить, при этом бояться показаться некомпетентными в вопросах психологии. Я думаю первое общение с обратившимся к вам ребёнком или родителем должно строится на уровне интуиции, важно установить контакт, понять человека, увидеть внутренним зрением его как личность, как-бы подружиться с ним, протянуть руку помощи мысленно. Поэтому целесообразно попросить его рассказать о себе, о своих увлечениях, мыслях, заботах. Как будто он пришёл не разрешить свою проблему с вашей помощью (разрубить горгиев узел), а просто пообщаться с добрым попутчиком, приятным человеком. Не стоит сразу давать подростку тесты с целью установить диагноз, хотя нашу профессию часто сравнивают с профессией врача, мы не ставим диагнозы и не выписываем рецепты. Психолог – скорее целитель души. Вадим оказался очень интересным в общении, вдумчивым, рассудительным, взрослым в своих поисках истины. Я решила сразу спросить у него, что его привело к психологу, как он видит свою духовную задачу на сегодняшний момент и была права. Мальчик вполне отчётливо сформулировал запрос на работу психолога, то, как её видит. Он определил её как неуверенность в себе, в своих силах, постоянное сомнение в том, что всё получится. Присутствовали и страхи: страх быть непринятым, осмеянным в компании сверстников, страх высоты. Тогда я попросила его отметить своё внутреннее духовное состояние на шкале от о до 10, где 0 – дела совсем плохи, выхода нет, а 10 – идеальный вариант, то есть то, к чему стоит стремиться. Он сделал отметку где-то в районе трёх баллов. Консультирование продолжилось коррекционными занятиями, всего их было четыре. Мальчик с интересом приходил на наши встречи-общение, всегда в условленное время, было видно, что его никто не заставляет, в частности мама. Во-первых в ходе консультации Вадим определился с целью в жизни. К необходимости выстроить траекторию жизненного пути он пришёл неожиданно сам, в ходе анализа одной интересной методики, которую я ему предложила. Таким стимулом послужила методика известного автора психотерапевта Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой «Карта внутренней страны» (её легко можно найти в интернете, задав поиск по названию). Эта разработка очень хорошо подходит для работы как со взрослыми (была опробована мною на педагогах) так и на подростках. Дело в том, что здесь в метафорической, игровой, сказочной форме человек приходит к открытию в себе новых смыслов, переосмыслению прежнего опыта. Так получилось и с Вадимом. Рассматривая свою карту внутренней страны, как бы мысленно путешествуя по ней взглядом, подросток, быть может впервые в жизни смотрит на себя самого со стороны, как бы глазами путешественника. На карте, которую нарисовал мальчик, раскинулись леса размышлений, долина мудрости, река доброжелательности. Как-то само собой пришло осознание собственного пути, того, что нужно ценить и уважать свой внутренний мир, который хранит в себе ресурсы для достижения жизненных целей, утверждения себя как личности. Вместе с этим возросла уверенность подростка в себе, открылись перспективы работы над собой. В конце занятий – бесед мы снова рисовали шкалу эмоционального состояния или шкалу внутреннего роста из десяти делений. Как я уже говорила, в начале наших занятий Вадим отметил на ней наихудшее состояние проблемы и то, где бы он хотел расположить флажок, к чему стремится. С каждым разом метка продвигалась на несколько делений в верх. Мальчик отмечал, что он чувствует, что стал увереннее, исчезли страхи, на душе становится спокойнее, радостнее. И вот я предлагаю Вадиму ещё одну методику на самопознание. Написать письмо самому себе из будущего в образе себя-взрослого. В психологической практике существует много подобных методик написания писем: письмо в своё будущее, письмо в своё прошлое. Я же предложила перенестись в будущее, примерно на 10 лет вперёд и написать письмо себе, 13-летнему от 23 летнего молодого мужчины. Подросток временной интервал в 10 лет воспринимает как очень отдалённый, поэтому Вадиму поначалу было нелегко как-бы вжиться в роль взрослого человека. Я предложила ему перевоплотиться не только мысленно, но и внешне. Постараться принять позу, выражение лица. И вот, когда из ссутулившейся позы со скрещенными перед собой руками и неуверенным взглядом парень перевоплотился, приосанился, улыбнулся, сбросил напряжение (процесс консультирования и занятий Вадим воспринимал очень серьёзно) он приступил к написанию письма, начав его словами «Здравствуй, Вадик. Мне сейчас 23 года, на дворе 2026 год». Далее он описал свою жизнь, будущую семью. Что интересно, здесь определились жизненные приоритеты: счастливая полная семья, маленькая дочка, интересная любимая работа. Нет и намёка на суицидальные или депрессивные наклонности, которыми так напугана его мама. Впоследствии женщина призналась, что когда сын показал ей это письмо (все продукты нашего творчества он уносил домой) она чуть не расплакалась. Также она невероятно обрадовалась, когда я сказала ей, что её сын не по годам мудрый, рассудительный человек, с совершенно правильной жизненной позицией. Такое ощущение, что она воспринимает его совершенно иначе. Думаю, моя основная задача, как психолога и состояла, в том, чтобы не только открыть подростка для себя самого, но и открыть его для мамы как новую взрослеющую личность, имеющую право быть тем, кем он должен быть. Тем временем поиск ресурсов продолжался и мальчик так же охотно приходил на занятия. Следующей интересной техникой стал пластилин, благо я целый год посещала интересный тренинг мастер класс «Пластилиновая страна» в нашем методическом центре и новые знания мне здесь очень пригодились, как и в работе с другими подростками (спасибо Вахтиной Людмиле Геннадьевне). Мы стали работать с именем Вадима. Оказалось, что мальчик не знал историю своего имени, то есть кто его назвал, почему именно так а не иначе, в честь кого назвали. В семье это никогда не обсуждали. И как же он был удивлён, узнав, что история имени и само имя очень влияют на судьбу человека, а главное – снова шло воздействие на семью, на маму, ведь нужно было всё у неё выспросить и это давало возможность снова по-другому посмотреть самым близким людям друг на друга. Оказалось, что во время беременности маме поставили очень серьёзный диагноз патологии плода, и она решила, что если повторный диагноз оправдается, назову Никита, а если нет, то Вадим. Мы вместе рассуждали, как это может отражаться на судьбе и мой клиент решил, что его имя – как ангел хранитель, потому что «выходит, если всё хорошо, то Вадим». Была ещё работа с цветом, когда мы раскладывали каждую букву имени по цвету и наделяли каждый цвет качествами характера. Затем лепили имя из пластилина и вылепливали бессознательное эго. Чувства, которые Вадим испытывал он всегда в конце наших встреч актуализировал. Впереди его ждала поездка в летний лагерь. В глазах мальчика можно было увидеть оптимизм и задор, ни следа от уныния и скуки, потому что теперь в лагерь ехал не сомневающийся в себе подросток, а школьник, уверенный в том, что у него всё получится.
Психологу здесь важно вовремя остановиться, дать возможность подростку обдумать, переварить новую для него информацию и уходить от ощущения, что ты теперь ответственен за всю будущую жизнь клиента. За все его неудачи и промахи, падения и взлёты ответственен он сам, а встреча с психологом, это как встреча с книгой, которая на что-то открывает тебе глаза, меняет тебя, помогает выбрать свой курс. Плыть должен только он сам, и очень важно ему сейчас понять, что он сам капитан своего корабля.
Педагог-психолог МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска
Азиева Алина Раисовна
Август 2016 года
infourok.ru
Консультация по психологии (5 класс) по теме: Пример психологической консультации
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
« ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ОТ ДИАГНОСТИКИ К ПУТЯМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
1. Описание ребенка – Анна К.
Возраст 11, пол — женский, класс – 5»А».
Состав семьи: отец, мать, дочь 16 лет и дочь 11 лет.
Социальное положение — высокое.
Основная проблема: обостренное протекание возрастного кризиса.
Эта проблема проявляется в поведении ребенка в форме конфликтов с одноклассниками.
2. Инициатива встречи.
Родитель пришел сам и сформулировал причину встречи так: «Девочка подросла и начались конфликты со сверстниками. Дома конфликтов нет. Она ранимая, не жадная. Есть сестра, с которой ругаются, а потом мирятся».
3. Помещение, где проводилась консультация — отдельный кабинет, со столом у окна. У стола – стул и стул перед столом. Психолог и родитель сидели на стульях у стола. Расстояние между ними около 70-80 см
4. Описание консультации.
Установление контакта с родителем через приветствие и представления себя, краткого описания процесса консультирования и сообщение принципа конфиденциальности. Так же были отмечены учебные успехи ребенка.
Родителю была представлена возможность выговориться: «Расскажите, пожалуйста, что вас беспокоит в поведении ребенка?» Во время слушания были применены техники паузы, пассивного слушания с вербальными компонентами, расспрашивание, парафраз и обобщение.
По завершении рассказа родительницы, ей был задан вопрос «что вы чувствуете, когда сейчас рассказываете мне об этом?» и, таким образом, были легализованы чувства и переживания клиента (тревожность, беспокойство за отношения с дочерью, опасение снижения успеваемости дочери, страх возможной конфронтации дочери с одноклассниками и т.п.).
Затем был произведен анализ содержания проблемы. Затруднение заключалось в возникших конфликтах с одноклассниками, чего раньше не было, так как девочка спокойная, «взрослее своих лет». Родительница узнала о том, что дочь не все говорит о происходящем с ней в школе. Обратилась к психологу, так как стали поступать жалобы от классного руководителя на поведение дочери, и она сама чувствует, что ей с дочкой стало труднее общаться.
Возникла эта ситуация в начале этого учебного года, когда Аня перешла в 5 класс. Локус жалобы: наибольшую трудность клиент обозначил как «она меня не слышит».
Самодиагноз : мама связывает проблемы с тяжелой адаптацией к новой школе при поступлении в нее в 4 классе, когда девочка была «новенькой» и часто терпела издевки от некоторых девочек из этого класса.
Первичная формулировка проблемы и запроса – ребенок иногда не слышит того, что требует от него мать, девочка стала более агрессивно себя вести по отношению к некоторым одноклассникам.
Аналитическая ступень. Родительнице было разъяснено, что описанные им трудности могут быть вызваны различными причинами и следующим шагом работы станет выявление этих причин. В конце встречи клиенту было предложено встретиться через несколько дней, провести диагностику отношения родителя к подростку и подростка к родителю (методика «Неоконченные предложения»), наблюдение за девочкой в течение следующей недели, встреча и беседа с ней, а также итоговая встреча по завершении этих мероприятий с родительницей.
Волнующая клиента проблема могла быть вызвана следующими факторами: ребенок не удовлетворен характером взаимодействия со сверстниками и взрослыми (некоторые одноклассники и некоторые члены семьи). В результате консультации мной была выдвинута диагностическая гипотеза о неверных представлениях родительницы о закономерностях детского развития и неэффективных способах взаимодействия с ребенком. Родительнице было предложено ознакомиться с особенностями адаптации при переходе в 5 класс, а также об особенностях подросткового возраста.
Организационная ступень. В работе с подростком и родительницей была использована методика «Неоконченные предложения для родителей и подростков» (см. Приложение 1, 2), диагностическая встреча с подростком, наблюдение за поведением девочки в школе, беседа с ее классным руководителем.
Далее происходило обсуждение результатов диагностического этапа, на котором клиент сформулировал новый запрос – как правильно общаться с младшей дочерью? В ходе встречи была использована техника информирования, цель которой – повышение психологической компетентности клиента (особенности подросткового возраста). Также были использована техника рекомендации. Рекомендации были сформулированы в форме правил общения с подростком (см. Приложение 3).
Приложение 1
Шкалы | Родитель о подростке | Подросток о маме | Сходство в восприятии друг друга |
| «хочу, чтобы у нее в жизни все получилось», «хочет быть лидером», «любит быть первой» | «думает обо мне», «очень вспыльчивая и немного «психованная»», «бывает расстроена» | Дочь не всегда понимает причины эмоций мамы |
| «взрослее своих лет», «.. ведет себя скованно, если видит в чем-то преимущество у сверстника» | «добрей, больше для меня что-то делает, уважает меня…настолько, будто … «Президента»», «начинает вести себя совсем по- другому» (требовательно и строго, если находятся на людях -прим.) | Есть взаимопони-мание, и все же дочь не понимает «перемены» в поведении мамы при посторонних |
| «доброта», «театральное мастерство» | «умная и справедливая (иногда не очень, по моему мнению)», «самая, самая, самая, самая Лучшая» | Взаимо- приятие |
| «слушает меня и понимает», « доброта по отношению к родным, сочувствие» | «не болеет и… все получается, и когда мы не ссоримся», «ее доброта ко мне, …Все (нравиться – прим.)» | |
| « была счастлива», «достигла своей цели», «больше занималась спортом», «хорошо учиться» | «больше уделяла мне внимания, скорее лучше ко мне относилась», « сняться в каком-то фильме», «стала поспокойней», «достаточно строгая» | |
| «растерянность, излишнее доверие к людям, несдержанность, ревность к сестре», «может что-то случиться (заболеет)», « все было хорошо, понимания» | «немного раздражительная», «я могу где-то потеряться и «разбить» маме и папе сердце», «у мамы никогда не болела спинка и все остальное» | |
| «больше внимания чтению», «иногда грубо мне отвечать (спокойно отвечала)» | «уделяла внимание мне и когда я занимаюсь модельным или театральным она относилась к этому серьезно (интересоваться ходом ее занятий и успехами в них, разговаривать с этими педагогами- прим.)», «перестала кричать» | Акцент на взаимном столкновении при выражении негативных эмоций, требование со стороны дочери интереса к ее деятельности |
| «меня не слышит», «когда она долго смотрит фильмы», «нерешительность и рассеянность» | «у меня что-то не получается», « иногда, если мне кажется, что она любит мою сестру больше, чем меня», «стать поспокой-ней» | Ревность к сестре, потребность в более терпеливом и менее экспрессив-ном отношении к дочери; мать хотела бы видеть подростка более сговорчивым и послушным. |
стические данные | «не была обделена вниманием», «была более активной», «переход в 4 класс» | «всегда надо мной подшучивали, смеялись и любили», «она нравилась многим мальчикам, не грубила моей бабушке…хорошо училась» | |
| «театрально мастерство, модельное агентство, очень любит читать стихи», «готовить, принимать друзей, когда ей уделяют много внимания, похвалу», «согласиться со мной, хотя не сразу» | «моя учеба и настроение», «у меня все получается», «чтобы у нас все было хорошо с Машкой и уехать, когда я выйду замуж вместе со мной в Париж» | |
действие «Я – Мы» | «делать то, что нам обоим нравиться», «очень близки в отношениях», «хорошее» | «в согласии», «как настоящие «не разлей вода подруги» и как маленькие дети, которые постоянно играются между собой», « очень хорошие, иногда бывает мы с ней сильно ссоримся, но всегда есть HAPPY END(придумала вчера после сильной ссоры)» |
Приложение 3
ПРОБЛЕМА — «Мой ребенок меня не СЛЫШИТ».
Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд — ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».
Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо — как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, — и… ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.
Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).
Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.
Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас — этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза — ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.
Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения — установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.
nsportal.ru