Психологическое заключение по результатам диагностики: Заключение по результатам психологического обследования подростка

Содержание

3.3. Анализ результатов психологической диагностики

3.3.1. Общие замечания по проведению анализа

Спецификой анализа результатов психологического обследования явля­ется выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребенка на момент обсле­дования, то есть определение актуальных характеристик развития ребенка, определяющих особенности формирования отдельных психических функций (в том числе особенности отклоняющегося развития этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.

Анализ результатов является промежуточным этапом между непосред­ственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоко­лов в ходе проведения различных диагностических процедур) и формулиро­ванием, составлением обобщающего заключения по результатам психологи­ческого обследования. Последнее должно содержать в достаточно краткой форме самое главное, что необходимо знать о ребенке, чтобы адекватно оценить его состояние и, с одной стороны, определить образовательный мар­шрут, индивидуализировать программу его обучения, с другой — создать общий сценарий необходимой дополнительной развивающе-коррекционной работы как психолога, так и других специалистов.

Итогом такого обобщающего заключения, помимо описанных рекомен­даций, является соответствующий особенностям развития ребенка психоло­гический диагноз, а также (на основе этого диагноза) вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Подобный прогноз, естественно, должен учитывать разные варианты условий (образовательных, лечебно-оздорови­тельных социокультурных и т.п.), благоприятных или неблагоприятных для дальнейшего развития.

Следует отметить, что анализ результатов представляет собой систему «размышлений специалиста над протоколами» и не требует какой-либо специальной фиксации в виде дополнительных документов. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа для создания четкой его структуры. Результа­том, «кристаллизацией» такого анализа всегда является заключение, как бы обобщающее размышления психолога. В то же время оправдала себя на практике, оказалась достаточно эффективной и удобной предлагаемая нами примерная схема такого анализа.

Поскольку подробные схемы анализа для детей различных возрастных групп уже приводились нами [26], в настоящем пособии описана схема в ее обобщенном виде.

3.3.2. Общая схема анализа результатов углубленного психологического обследования

Поведение ребенка в процессе обследования

Описывается специфика поведения ребенка в процессе работы с психо­логом: принятие ситуации обследования или совместной игры, особенности вступления в контакт, ориентированность на взрослых и их реакции или на самостоятельную работу, критичность к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается темп работы ребенка, характеристики его рабо­тоспособности. Анализируется заинтересованность в правильном выполне­нии заданий, ведущий тип мотивации. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к самому обследованию или ко взрослым или только к определенным видам «работы», а также характер взаимодей­ствия со специалистом.

Сведения об игре ребенка психолог получает из анамнестической части Карты развития, задавая интересующие его вопросы о характере игры (са­мостоятельной, групповой). Игра оценивается как с позиции ее возрастной соотнесенности, так и с точки зрения ее проективности. Возможен анализ характера игры в процессе обследования. Оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных иг­ровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям родителей или воспитателя).

Характер деятельности

Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на конкретном задании (игре). Отмечается импульсив­ность в выполнении заданий или, наоборот, инертность или ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Обязательно отмечаются изменения характера и стиля деятельности на фоне признаков утомления.

Работоспособность

В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособнос­ти, время, в течение которого ребенок может достаточно продуктивно и целенаправленно

работать, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик деятельности (например, возникновение импуль­сивности или резкой расторможенности). Также отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, нега­тивизма как результата утомления).

Моторная ловкость

Анализируется в первую очередь общая моторная ловкость, «уклюжесть» ребенка: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрестные поочередные дви­жения) и т.п. Анализ этих характеристик дает возможность оценить такой уровень произвольной регуляции, как произвольность двигательной сферы.

Особое внимание уделяется анализу сформированностй мелкой мотори-ки (скоординированным движениям пальцев, манипуляциям с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности: со­относительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и «твердость»). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).

Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки, ноги, глаза, уха

Эта информация имеет важное значение для анализа причин как несформированности пространственных представлений, так и следствий этого: нарушений чтения, письма и счета в начальной школе. Определяется ведущие рука, нога, ухо, глаз по имеющимся в арсенале специалиста методам; при этом оценивается соответствие или различие между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.

п., и выявленными ведущими — рукой, гла­зом, ухом.

Особенности внимания

Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях игрового харак­тера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, зна­чительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка, а также временем суток и разных посторонних шумов и помех, наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка. Эти параметры дают нам информацию, в том числе и об уровне сформированности произвольной регуляции ВПФ.

Характеристика речи

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присва­ивая себе прав на логопедическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизношения, объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами.

Анализируется сте­пень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, нали­чие в речи так называемых «детских» слов («бибика» и т.п.). Необходимо особое внимание обратить на сформированность диалогической речи в режи­ме «вопрос — ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адек­ватность, соотнесенность с содержанием высказывания.

Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).

Сформированность социально-бытовой ориентировки

Определяется уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родственниках, их родственных отношениях и т.п. Кроме того, выясняются знания ребенка о настоящем (возраст, адрес или место прожи­вания, имя, отчество воспитателя, родителей и т. п.). Выявляется сформированность представлений об относительной величине, цвете предметов как на теоретическом, так и на действенном уровнях.

Особенности мнестической деятельности

Анализируются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесен­ных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсро­ченном воспроизведении.

Оценивается возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запомина­емого опосредованно и непосредственно. Определяется наличие фактора ин­терференции (про- и ретроактивной формы), способности к удержанию пос­ледовательности ряда стимулов. При необходимости строится кривая запоминания, определяются особенности зрительной, тактильной, двигатель­ной, других видов памяти.

Примечание. Непосредственно перед началом исследования высших психи­ческих функций целесообразно выявление объема слухоречевой памяти, а также способности к удержанию ряда слухоречевых стимулов и влияния фактора интер­ференции мнестических следов на восприятие усвоенного материала. Это необходи­мо сделать для тактики подачи инструкций психологом в условиях выраженного сужения объема слухоречевого запоминания.

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях

Оцениваются знания ребенка о взаиморасположении объектов в простран­стве, правильный показ или правильное употребление предлогов и слов, обо­значающих пространственные отношения, на конкретных предметах (см. раз­дел 3.3.3.), называние ребенком наиболее часто употребляемых предлогов, Сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотноше­ниях. Анализируются возможность актуализации сериальных (автоматизи­рованных) рядов (времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте «что перед ?..», «что после?..»), возможность создания сравни­тельных степеней прилагательных (близко — ближе, темно — темнее и т.п.), понимание и формирование квазипространственных характеристик.

Гнозис

Одним из основных показателей анализа является оценка сформирован-ности зрительного гнозиса, особенностей восприятия отдельных деталей или целостной картины в целях дифференциации невозможности воспринять предложенные рисунки (в том числе последовательность событий, сюжетные картинки и т. п.) или невозможности выполнить предложенные задания с тем же стимульным материалом, для определения причин ошибок при работе с материалом тетрадного и учебного листа. Анализируется специфика зритель­ного восприятия изображений, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных «зашумленных» или недорисованных предметов.

Интеллектуальное развитие

При условии сформированности зрительного гнозиса, достаточности объема слухоречевой памяти, отсутствии интерферирующих влияний определение уровня актуального интеллектуального развития и анализ резуль­татов работы с методиками, направленными на исследование интеллектуаль­ной сферы, производится стандартным способом в соответствии с методичес­ким обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкрет­ной методики. Определяется уровень сформированности (его соответствие возрасту) наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышле­ния, понимание рассказов со «скрытым» смыслом, метафор, поговорок, осоз­нание причинно-следственных отношений, умение обобщать, прогнозировать, креативность мышления и т. п.

Обязательно отмечаются такие специфические характеристики мышле­ния, как самостоятельность, активность, абстрактность или оригинальность. Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельнос­ти ребенка: критичность мышления, возможность опосредования, а также изменение динамики мыслительной деятельности, «соскальзывания» в про­цессе мышления, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.

Анализируется в целом развитие обобщающей функции (уровень поня­тийного развития).

Конструктивная деятельность

Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объек­тов (на любом материале), сформированность системы анализа частей слож­ных объектов, характер восприятия целостности объекта.

Определяется сформированность представлений об относительном разме­ре фигуры, ее форме, пространственных соотношениях частей объекта (плос­костных и объемных). Оценивается возможность анализа пространственных отношений. Учитывается характер творческих работ ребенка, выполненных на уроках труда, рисования, домоводства, их соотнесенность с возрастны­ми нормативами.

Развитие графической деятельности, рисунок

Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка — степень овладения основными формами. Отмечается, на какой стадии нахо­дится рисунок ребенка, а также возраст возникновения содержательного рисунка.

Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличия зачеркиваний, зарисовываний и стираний. Более глубокий проективный анализ в данном случае не предусматривается.

Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка

Помимо анализа заинтересованности ребенка в выполнении заданий на протяжении всего обследования, его реакций на успех или неудачу, адек­ватности этих реакций, необходимо отметить такие особенности ребенка, как признаки аффективной расторможенности, негативизма. По результатам выполнения заданий и общему «рисунку» поведения оценивается наличие аффективных реакций, их выраженность и адекватность, в том числе в кон­фликтных и фрустрирующих ситуациях. Полученные в процессе обследова­ния результаты анализируются с точки зрения наличия страхов, опасений, состояния эмоционального напряжения, а также должны быть проанализи­рованы ситуации, вызывающие указанные феномены. В этом же направле­нии анализируются и рисунки ребенка. Именно здесь может быть произве­дена проективная трактовка рисунка ребенка.

Все эти показатели должны быть оценены с точки зрения соответствия их социально приемлемым нормам и формам выражения; следует также отметить сферы деятельности, где эти характеристики «выходят» за соци­ально-нормативные пределы.

Необходимо уточнить общую характеристику направленности интересов ребенка (на игру или общение, на материальные удовольствия: «что-либо съесть», «поиметь», эгоистические тенденции), проанализировать роли, выбираемые им, в том числе быть опекаемым или, наоборот, опекать. Оп­ределяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, критичности.

Подобный анализ проводится с целью определения сформированности уров­ней аффективной регуляции (одна из базовых составляющих психического развития), их возможной дисфункции. У детей более старшего возраста мож­но выявить приобретенные интересы и их свойства (направленность, актив­ность, постоянство, глубину, разносторонность), ценностные ориентиры.

Необходимо отметить (в том случае, если это имеет место) такие неспе­цифичные для возраста ребенка личностные особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощен-ность речевых и в особенности эмоциональных высказываний, трудности эмоциональных дифференцировок или эмоциональная уплощенность

Одной из важных характеристик, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственни­кам, эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, а также пове­дение ребенка среди сверстников, особенности формирования коммуникатив­ных навыков, общения в целом.

Оценивается отношение к педагогам (воспитателям), другим взрослым. Важным показателем анализа является выявление тенденции к лидерству или конформность, адекватность стиля общения личностным особенностям (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивно­го ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия).

Как уже указывалось, оценка и анализ деятельности ребенка с точки зрения особенностей формирования именно базовых предпосылок психической деятельности и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ является основой для формирования программ коррекционно-развивающей работы психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения.

Поэтому нам представляется логичным изложить далее, каким образом оценивается сформированность базовых составляющих в рамках единого диагностического обследования ребенка.

🎓 Требования к итоговому заключению — презентация на Slide-Share.

ru

1

Первый слайд презентации: Требования к итоговому заключению

Выполнила: студентка группы ТЭ-ЭБ Z-31 Федосеенко Д. Р.

Изображение слайда

2

Слайд 2: Психолого-педагогическое заключение – вид рабочей документации психолога-педагога, фиксирующий особенности развития ребенка на данном возрастном этапе

Изображение слайда

3

Слайд 3: В психолого-педагогическом заключении должны быть отражены показатели:

познавательного развития ребенка личностно-эмоционально-коммуникативного развития ребенка психофизиологические и другие особенности.

Изображение слайда

4

Слайд 4: Психолого-педагогическое заключение включает в себя:

анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики общий вывод необходимость коррекционно-профилактических мероприятий либо развивающих программ. выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребенка.

Изображение слайда

5

Слайд 5: Справка-заключение о результатах психологического обследования детей представляет собой:

сводные данные и их обобщенный анализ, свидетельствующий об уровне (особенностях) развития определенной совокупности детей (возрастная группа, класс, школьная параллель и пр. ) по отношению к возрастным, социально-психологическим или другим, принятым за относительный эталон, нормам развития детей.

Изображение слайда

6

Слайд 6: Психолого-педагогическая характеристика

– документ, отражающий психологический портрет человека (ребенка), группы по ряду индивидуально специфичных показателей, например, особенности его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологические нюансы, коммуникативные предпочтения, наличие общих или специальных способностей и пр.

Изображение слайда

7

Слайд 7: Основные требования к психолого-педагогическому заключению :

Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

Изображение слайда

8

Слайд 8: Основные требования к психолого-педагогическому заключению:

5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как : o состояние респондента ; o характер контакта испытуемого с психологом ; o нестандартные условия тестирования ; o др.

Изображение слайда

9

Слайд 9: Примерная схема характеристики школьника

1. Имя, возраст (лет и месяцев), класс. 2. Краткие сведения о семье (полная/неполная, нуклеарная /расширенная, количество детей, межличностные отношения в семье, стиль воспитания ). 3. L – данные (только значимые ). 4. Личностные особенности (по результатам диагностики и наблюдения ). 5. Особенности познавательной сферы или уровень интеллектуального развития. Ресурсы и «зоны риска» (по результатам диагностики и наблюдения ). 6. Особенности мотивационной сферы (по результатам диагностики ). 7. Эмоциональное самочувствие в школе и классе. Стиль взаимоотношений со сверстниками (по результатам диагностики и наблюдения ). 8. Рекомендации учителю по организации учебной и воспитательной работы с данным школьником.

Изображение слайда

10

Последний слайд презентации: Требования к итоговому заключению: Список используемых ресурсов:

Бабынина Т. Ф. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: семинарские и лабораторные занятия по курсу. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания/ Бабынина Т.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2012.— 100 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/29881.—  ЭБС « IPRbooks » по паролю. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36747.—  ЭБС « IPRbooks » по паролю. https://megalektsii.ru/s20196t7.html

Изображение слайда

ПСИХОЛОГИЧЕСКое ЗАКЛЮЧЕНИе — психологическое заключение

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма


Скачать 0. 57 Mb.

НазваниеСтруктура и содержание психологического заключения по результатам диагностики развития личности ребенка
Анкорпсихологическое заключение
Дата10.01.2021
Размер0.57 Mb.
Формат файла
Имя файлаПСИХОЛОГИЧЕСКое ЗАКЛЮЧЕНИе.docx
ТипДокументы
#166861

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Реферат по БЖ.docx, урок русский язык 5 кл.docx, дневник.docx, Рабочая программа по техноогии ( Приожение 1.6..doc.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: 7-8 классы Содержание плана воспитательной работы2022-23 уч.год., 1. СОДЕРЖАНИЕ.docx, Тема № 2 Перечень и основное содержание документов мобилизационн, _Задачи и содержание словарной работы в разных возрастных группа, ПП ПМ.02 Содержание задания на практику 5 семестр. pdf, Алфаяад Ассим Гани Хашим АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МАГНИТНОЙ ОБРАБОТКИ В, Тема 1.5. Содержание программ обучения младших школьников музык, Природа политики_ форма, содержание, процесс (3).pptx, Организационная структура ВС РФ.pptx, 1.Философия объект, предмет, структура, функции.pdf

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата исследования 01.12.2020

Имя ребенка Илюшин Кирилл

Пол мужской

Возраст 9 лет

Класс

2. ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДИКИ:

1) графическая методика «Кактус»

графическая методика М.А. Панфиловой

2) проективная методика «Образная память»

3) методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой)

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

3.1. Методика «Кактус»

Агрессия – большое количество иголок, но изображены они формально («чтобы были»). Иголки близко расположенные друг к другу, но короткие. Вывод: Показатель агрессивности средний.
Импульсивность — линии отрывистые, нажим средний – импульсивность присутствует, в рамках среднестатистического показателя.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – рисунок мелкий – присутствует неуверенность, в верхней части листа – самооценка в норме, стремления к лидерству не прослеживается;
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм – учащийся стремится показать себя миру, не боится проявлений творчества, креативности.
Скрытность, осторожность – Критерий в рисунке не проявляется – скрытность не прослеживается. 
Оптимизм — изображен «радостный» кактус, учащийся, рисуя, смеялся, «играл» с ним.
Тревога – показатель тревожности средний – наличие прерывистых линий 
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм. Но в то же время и мужественность – темные очки, шляпа.
Экстровертированность – не представлена 
Интровертированность — изображен только один кактус 
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка. Однако, изображен кактус явно «корнями» с Дикого Запада.
Стремление к одиночеству и домашней защите представлено в равных пропорциях.

3.2. Проективная методика «Образная память»



Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во
воспроизведенных
образов

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5

4

3

1-2

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Таким образом, набрав 7 баллов, испытуемый показал нормальный уровень кратковременной образной памяти.

3.3. Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой)

Время работы с текстом – 8 минут. Испытуемый работал неуверенно, читал моментами про себя, моментами вслух, перечитывал каждое предложение по нескольку раз.
Обработка данных

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:


  • 0-2 – высший уровень внимания;

  • 3-4 – средний уровень внимания;

  • более 5 – малый уровень внимания.

Совершено ошибок в исправлении ошибок: 4 (в словах «склонили», «понизу», «плодовиты», «окликнул»).

4. ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ

Испытуемый средним уровнем внимания и сосредоточенности, нормальный уровнем кратковременной образной памяти, средними показателями агрессивности, импульсивности, не уверен в себе. Испытуемый владеет креативным, творческим умом и воображением, оптимистичен.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендуется работать с памятью, вниманием. Работать над самооценкой, уверенностью в себе.


Диагностика отклонений AO1 AO2 AO3

4 Ds


ОТКЛОНЕНИЕ, ДИСФУНКЦИЯ, БЕДСТВИЕ И ОПАСНОСТЬ

Четыре D используются в качестве инструмента оценки, чтобы решить, является ли поведение ненормальным. Аномалия может потребовать исследования и диагностики.

Нет четкой разницы между нормальным и ненормальным — это «оттенки серого». Это означает, что выявление психического расстройства с помощью четырех D основано на суждении терапевта. При использовании четырех D необходимо учитывать контекст и ситуацию человека.

То, что присутствуют четыре D, не означает автоматически, что человеку должен быть поставлен психиатрический диагноз.

Подумайте об этом: многие люди со странной работой, необычными убеждениями или экстремальными увлечениями подпадают под 4 D, но они все еще «нормальны».

ОТКЛОНЕНИЕ


Это поведение и эмоции, которые считаются неприемлемыми.

Это приводит к вопросу о том, следует ли измерять отклонения статистически (с точки зрения их редкости) или социально/культурно (с точки зрения социальных норм).

Статистическое определение девиантности

Один из способов определить, является ли поведение девиантным, состоит в том, чтобы рассмотреть, насколько оно необычное. Поведение считается нормальным, если оно происходит часто, но поведение, которое встречается относительно редко в популяции, является ненормальным. Крайне редко людей можно считать девиантными.
 
Некоторое поведение можно измерить по количественной шкале; например, как уровни экстраверсии можно измерить с помощью психометрических тестов. На одном конце шкалы находятся крайние экстраверты, жаждущие острых ощущений и внимания; на другом конце шкалы — болезненно застенчивые интроверты.

На кривой нормального распределения большинство оценок для совокупности будет группироваться вокруг среднего значения. Любое поведение среди 68% населения считается нормальным.

Стандартное отклонение от среднего

Здесь используется идея статистического отклонения (SD). Нормальные люди находятся в пределах 1SD от среднего, попадая в 34,1% с обеих сторон с точки зрения их IQ, дохода, роста, веса, возраста, уровня экстраверсии и т. д. «Нечетные» люди дальше от среднего — 2SD означает в 13,6% по обе стороны от нормальных людей, таких необычайно умных или глупых, богатых или бедных, больших или маленьких, общительных или застенчивых. По-настоящему ненормальные люди составляют 2,1% в верхней или нижней части шкалы: гении или тупицы, миллиардеры или нищие, гиганты или карлики, тусовщики или суперботаники.

Это дает большое преимущество в определении аномалии (и, следовательно, отклонения) в объективных математических терминах. Проблема в том, что он игнорирует то, как мы относимся к ненормальности. Есть вещи очень редкие, но вполне безобидные и даже весьма ценные. Другие вещи довольно распространены, но мы все еще не одобряем их.

Более того, некоторые психические расстройства на самом деле довольно распространены и становятся все более частыми. Согласно Wittchen et al. (2011), каждый год 165 миллионов европейцев — 38,2% населения Европы — страдают той или иной формой психического заболевания, причем тройку основных составляют тревога, бессонница и депрессия.

Социальные нормы Определение отклонения

Социальная норма — это неписаное правило приемлемого поведения. Таким образом, нормы — это поведение и установки, которых придерживается большинство людей в обществе. Нормы могут различаться от культуры к культуре и от периода времени к периоду времени.

Когда люди нарушают социальные нормы, это считается ненормальным. Большая часть ненормального поведения безвредна, и к ненормальным людям относятся скорее как к эксцентричным или мятежным, а не как к девиантам. Однако крайне ненормальное поведение противоречит ценностям, разделяемым всем обществом; люди чувствуют тревогу или угрозу со стороны человека, который является девиантным.

Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при оценке девиантности на основе социальных норм:

Большое преимущество в том, что определение ненормальности (и, следовательно, отклонения) с точки зрения общепринятых чувств и моральных ценностей — это поведение, которое пугает или возмущает других людей. Однако это довольно субъективная оценка. Существует риск того, что на терапевта больше повлияет то, они лично находят поведение шокирующим или огорчающим, чем то, что чувствует общество в целом. Может быть трудно выяснить, что такое социальные нормы в целом. По многим темам общество разделилось во мнениях относительно того, что следует считать нормальным.

НЕИСПРАВНОСТЬ


Это когда ненормальное поведение значительно мешает повседневным задачам и жизни.
В соответствии с этим определением человек считается ненормальным, если он не в состоянии справиться с требованиями повседневной жизни — заботиться о себе, удерживать работу, поддерживать отношения с друзьями и семьей, добиваться понимания и т. д.

Rosenhan & Seligman ( 1989) предлагают характеристики, определяющие неспособность адекватно функционировать:

  • Непредсказуемость и потеря контроля (никто не знает, что вы будете делать дальше, даже вы сами)
  • Иррациональность/непонятность (вас никто не понимает, вы даже сами себя не понимаете)
  • Вызывает дискомфорт у наблюдателей (вы расстраивать, пугать или раздражать всех своим поведением)
  • Страдание (то же, что и бедствие, см. ниже)
  • Неадекватность (вы представляете опасность для себя и других; см. опасность ниже)
  • Яркость и нестандартность (вы выделяетесь; см. отклонение выше)
  • Нарушение моральных норм (аналогично девиантности)

Дисфункция передает идею поведения, мешающего вести здоровый образ жизни (что игнорируется статистическим определением девиантности), но это немного более объективно, чем апелляция к социальным нормам . Например, даже если сексуальность человека необычна или шокирует других людей, если он все еще может вести здоровый образ жизни, он не является ненормальным.

Проблема в том, что ненормальное поведение может быть полезным для человека. Например, прием наркотиков может помочь людям со стрессовой работой или помочь художникам раскрыть свои творческие способности. На самом деле, могут существовать некоторые социальные группы, в которых , а не прием наркотиков — это дисфункциональное поведение.

Я говорю «может». Они также могут убить вас. Посмотрите на Курта Кобейна! Не принимайте наркотики.

Кроме того, многие люди ведут себя нездорово, но мы не классифицируем их как ненормальные: спорт с адреналином, курение, употребление алкоголя и слишком быстрое вождение.

БЕДСТВИЕ


Это простое представление о том, что ненормальность предполагает несчастье: переживание негативных чувств, таких как тревога, изоляция, замешательство и страх.

Очевидно, что каждый время от времени испытывает негативные чувства (экзаменационный стресс, тяжелая утрата, разрыв отношений, жертвы преступлений или бедствий). Однако ненормальность — это когда эти негативные чувства возникают неуместно или сохраняются дольше, чем должны.

Когда принц Альберт умер в 1861 году, королева Виктория провела в трауре оставшиеся 40 лет своей жизни. Она каждый день носила черное и сидела дома 13 лет, отказываясь даже открывать парламент.

Это имеет то преимущество, что связывает аномалию с качеством жизни, так же как и дисфункцию (см. выше). У вас может быть странное поведение, например, держать в доме 100 кошек, но если это делает вас счастливым, кого это волнует? С другой стороны, фобия кошек — вещь тривиальная — если только она не мешает вам выйти на улицу из-за страха, что вы ее встретите, в этом случае она вас явно беспокоит и требует лечения.

Проблема в том, что оценка дистресса весьма субъективна. Совершенно нормально быть расстроенным в некоторых ситуациях. В конце концов, кто скажет, как долго вы должны горевать после смерти близкого человека или разрыва отношений? Некоторые люди очень обеспокоены глобальным потеплением или заботой о животных: разве это ненормально?

Кроме того, есть люди, которые не расстраиваются, когда другие думают, что должны. Если человек перестанет мыться, носить чистую одежду или выходить на улицу, большинство из нас сочтет это ненормальным и поводом для беспокойства.

Но если они совершенно счастливы быть неряхой домоседом, должны ли они оставаться с этим?

ОПАСНОСТЬ


Это когда поведение наносит вред или подвергает риску человека или окружающих.

Это основано на принципе вреда, который гласит, что вы имеете право вести себя так, как вам нравится, если вы не причиняете вреда.

Очевидно, что некоторые действия, которые делает каждый, могут нанести вред (например, вождение автомобиля), но ненормальное поведение подвергает вас или других людей чрезмерному риску (например, вождение автомобиля в нетрезвом виде).

Это похоже на принцип дистресса, потому что он основан на либеральном взгляде на то, что люди должны быть предоставлены сами себе, если их поведение безвредно — в отличие от принципов отклонения и дисфункции

В Revise With Rachie есть отличные видео по психологии A-Level. Рэйчи не рассматривает здесь четыре D, но описывает различные способы определения аномалии

Дедуктивное, индуктивное и абдуктивное рассуждение — СОВЕТНЫЙ лист

СОВЕТНЫЙ БЛОК
ДЕДУКТИВНОЕ, ИНДУКТИВНОЕ И АБДУКТИВНОЕ РАЗУМЛЕНИЕ

Рассуждение — это процесс использования имеющихся знаний для того, чтобы делать выводы, делать прогнозы или строить объяснения. Три метода рассуждений — это дедуктивный, индуктивный и абдуктивный подходы.

Дедуктивное рассуждение: гарантированный вывод
Дедуктивное рассуждение начинается с утверждения общего правила и переходит от него к гарантированному конкретному выводу. Дедуктивное рассуждение движется от общего правила к конкретному применению: в дедуктивном рассуждении, если исходные утверждения верны, то и заключение также должно быть истинным. Например, математика является дедуктивной:

Если x = 4
И если y = 1
Тогда 2x + y = 9

В этом примере логическая необходимость состоит в том, что 2x + y равно 9; 2x + y должно равняться 9. На самом деле, формальная символическая логика использует язык, очень похожий на вышеприведенное математическое равенство, дополненный собственными операторами и синтаксисом. Но дедуктивный силлогизм (думайте о нем как о простой английской версии математического равенства) можно выразить на обычном языке:

Если энтропия (беспорядок) в системе будет увеличиваться, если не расходовать энергию,
И если моя гостиная будет системой,
Тогда беспорядок в моей гостиной будет увеличиваться, если я не уберу ее.

В приведенном выше силлогизме первые два утверждения, пропозиций или посылок , логически ведут к третьему утверждению, заключению . Вот еще один пример:

Медицинская технология должна быть профинансирована, если она успешно используется для лечения пациентов.
Взрослые стволовые клетки успешно используются для лечения пациентов более чем в шестидесяти пяти новых методах лечения.
Необходимо финансировать исследования и технологии стволовых клеток взрослых.

Вывод верный (верный) или неверный (ложный) в зависимости от истинности исходной посылки (ибо любая посылка может быть верной или ложной). В то же время, независимо от истинности или ложности посылок, сам дедуктивный вывод (процесс «сопоставления точек» от посылки к заключению) либо , либо 0026 действительный или недействительный . Вывод процесс может быть верным, даже если посылка ложна:

На Западе не бывает засухи.
Калифорния находится на западе.
Калифорния никогда не должна планировать борьбу с засухой.

В приведенном выше примере, хотя сам процесс вывода верен, вывод ложен, потому что посылка Нет такой вещи, как засуха на Западе , ложна. Силлогизм дает ложный вывод, если хотя бы одно из его утверждений ложно. Подобный силлогизм особенно коварен, потому что он выглядит очень логичным — на самом деле он логичен. Но будь то по ошибке или со злым умыслом, если какое-либо из приведенных выше утверждений неверно, то политическое решение, основанное на нем ( Калифорния никогда не должна планировать борьбу с засухой ), вероятно, не будет служить общественным интересам.

Если предположить, что предложения верны, довольно суровая логика дедуктивных рассуждений может дать вам абсолютно определенные выводы. Однако дедуктивное рассуждение не может реально увеличить человеческое знание (оно неампликативно ), потому что выводы, сделанные дедуктивным рассуждением, являются тавтологиями — утверждениями, содержащимися в посылках и практически самоочевидными. Следовательно, хотя с помощью дедуктивных рассуждений мы можем делать наблюдения и расширять выводы, мы не можем делать предсказания о будущих или иным образом ненаблюдаемых явлениях.

Индуктивное рассуждение: вывод, скорее всего
Индуктивное рассуждение начинается с наблюдений, которые являются конкретными и ограниченными по объему, и переходит к обобщенному выводу, который является вероятным, но не определенным, в свете накопленных данных. Можно сказать, что индуктивное рассуждение движется от частного к общему. Многие научные исследования проводятся индуктивным методом: сбор доказательств, поиск закономерностей и формирование гипотезы или теории для объяснения увиденного.

Выводы, полученные индуктивным методом, не являются логической необходимостью; никакое количество индуктивных свидетельств не гарантирует вывод. Это потому, что нет никакого способа узнать, что все возможные доказательства были собраны, и что не существует дополнительных ненаблюдаемых доказательств, которые могли бы опровергнуть мою гипотезу. Таким образом, в то время как газеты могут сообщать выводы научных исследований как абсолютные, сама научная литература использует более осторожный язык, язык индуктивно полученных, вероятных выводов:

Мы видели способность этих клеток питать кровеносные сосуды опухолей и заживлять кровеносные сосуды, окружающие раны. Полученные данные свидетельствуют о том, что эти взрослые стволовые клетки могут быть идеальным источником клеток для клинической терапии. Например, мы можем представить себе использование этих стволовых клеток для лечения раковых опухолей […].1

Поскольку индуктивные выводы не являются логической необходимостью, индуктивные аргументы не просто верны. Скорее, они убедительны: то есть доказательства кажутся полными, относящимися к делу и в целом убедительными, и поэтому вывод, вероятно, верен. Индуктивные аргументы не просто ложны; точнее их не убедительно .

Важным отличием от дедуктивного рассуждения является то, что, хотя индуктивное рассуждение не может дать абсолютно определенного вывода, оно на самом деле может увеличить человеческое знание (это амплиативный ). Он может делать предсказания о будущих событиях или пока еще не наблюдаемых явлениях.

Например, Альберт Эйнштейн наблюдал за движением карманного компаса, когда ему было пять лет, и был очарован идеей, что что-то невидимое в пространстве вокруг стрелки компаса заставляет его двигаться. Это наблюдение в сочетании с дополнительными наблюдениями (например, за движущимися поездами) и результатами логических и математических инструментов (дедукции) привело к правилу, которое соответствовало его наблюдениям и могло предсказывать события, которые до сих пор не наблюдались.

Абдуктивное рассуждение: сделайте лучший снимок
Абдуктивное рассуждение обычно начинается с неполного набора наблюдений и переходит к наиболее вероятному из возможных объяснений для набора. Абдуктивные рассуждения приводят к тому виду повседневного принятия решений, который лучше всего работает с имеющейся информацией, которая часто бывает неполной.

Медицинский диагноз — это применение абдуктивного рассуждения: при таком наборе симптомов какой диагноз лучше всего объясняет большинство из них? Точно так же, когда присяжные заслушивают показания по уголовному делу, они должны учитывать, имеет ли обвинение или защита наилучшее объяснение, охватывающее все пункты доказательства. Хотя в их вердикте может не быть уверенности, поскольку могут существовать дополнительные доказательства, которые не были приняты по делу, они делают свои предположения, основываясь на том, что им известно.

В то время как убедительное индуктивное рассуждение требует, чтобы доказательства, которые могут пролить свет на предмет, были достаточно полными, будь то положительные или отрицательные, абдуктивное рассуждение характеризуется отсутствием полноты либо в доказательствах, либо в объяснении, либо в том и другом. Пациент может быть без сознания или не сообщить о каждом симптоме, например, что приведет к неполным доказательствам, или врач может прийти к диагнозу, который не может объяснить некоторые симптомы. Тем не менее, он должен поставить лучший диагноз, какой только может.

Процесс похищения может быть творческим, интуитивным и даже революционным.2 Работа Эйнштейна, например, была не просто индуктивной и дедуктивной, но включала в себя творческий скачок воображения и визуализации, которые едва ли оправдывались простым наблюдением движущихся поездов и падающих поездов. лифты. На самом деле, большая часть работы Эйнштейна была проделана как «мысленный эксперимент» (поскольку он никогда экспериментально не бросал лифты), что некоторые из его коллег дискредитировали ее как слишком причудливую. Тем не менее, похоже, он был прав — до сих пор его замечательные выводы о пространстве-времени продолжают подтверждаться экспериментально.

 

Ссылки
1. Верфайи, Кэтрин. «Стволовые клетки костного мозга взрослых могут стать кровеносными сосудами». Выпуск новостей Миннесотского университета. 30 января 2002 г. 1 июня 2005 г.

2. Тагард, Пол и Кэмерон Шелли. «Абдуктивное рассуждение: логика, визуальное мышление и согласованность». Ватерлоо, Онтарио: факультет философии Университета Ватерлоо, 1997 г. 2 июня 2005 г.

систематическая ошибка подтверждения | Определение, предыстория, история и факты

Связанные темы:
предвзятость

См. весь связанный контент →

предвзятость подтверждения , склонность обрабатывать информацию путем поиска или интерпретации информации, которая согласуется с существующими убеждениями. Этот предвзятый подход к принятию решений в значительной степени непреднамерен и часто приводит к игнорированию противоречивой информации. Существующие убеждения могут включать в себя ожидания в данной ситуации и прогнозы относительно определенного результата. Люди особенно склонны обрабатывать информацию, чтобы поддержать свои собственные убеждения, когда проблема очень важна или важна для них самих.

Предыстория и история

Предвзятость подтверждения — один из примеров того, как люди иногда обрабатывают информацию нелогичным и предвзятым образом. Многие факторы, о которых люди не подозревают, могут влиять на обработку информации. Философы отмечают, что людям трудно рационально и беспристрастно обрабатывать информацию после того, как у них сформировалось мнение по данному вопросу. Люди лучше способны рационально обрабатывать информацию, придавая равное значение нескольким точкам зрения, если они эмоционально далеки от проблемы (хотя низкий уровень предвзятости подтверждения все еще может иметь место, когда у человека нет личных интересов).

Одним из объяснений того, почему люди подвержены предвзятости подтверждения, является то, что это эффективный способ обработки информации. Люди бомбардируются информацией в социальном мире и не могут тратить время на то, чтобы тщательно обработать каждую часть информации, чтобы сформировать непредвзятое заключение. Принятие человеком решений и обработка информации часто предвзяты, потому что люди ограничены интерпретацией информации со своей собственной точки зрения. Людям необходимо быстро обрабатывать информацию, чтобы защитить себя от вреда. Это адаптивно полагаться на инстинктивные, автоматические рефлексы, которые удерживают людей от опасности.

Еще одна причина, по которой люди проявляют склонность к подтверждению, заключается в том, чтобы защитить свою самооценку. Людям нравится чувствовать себя хорошо, и обнаружение того, что убеждение, которое они высоко ценят, неверно, заставляет людей чувствовать себя плохо. Поэтому люди будут искать информацию, которая поддерживает их существующие убеждения. Еще один мотив — точность. Люди хотят чувствовать, что они умны, а информация, которая говорит о том, что кто-то придерживается ошибочных убеждений или принял неверное решение, свидетельствует об отсутствии интеллекта.

Доказательства

Предвзятость подтверждения сильна и широко распространена в нескольких контекстах. В контексте принятия решений, когда человек принимает решение, он или она будет искать информацию, которая его поддерживает. Информация, противоречащая принятому решению, может вызвать дискомфорт и поэтому игнорируется или не принимается во внимание. Люди уделяют особое внимание информации, которая поддерживает их личные убеждения. В исследованиях, посвященных предубеждению моей стороны , люди смогли придумать и запомнить больше причин, поддерживающих их точку зрения в спорном вопросе, чем противоположную сторону. Только когда исследователь напрямую просил людей привести аргументы против их собственных убеждений, они могли это сделать. Дело не в том, что люди не способны придумывать аргументы, противоречащие их убеждениям, а в том, что они не мотивированы делать это.

Предвзятость подтверждения также проявляется в склонности людей искать положительные примеры. При поиске информации для поддержки своих гипотез или ожиданий люди склонны искать положительные доказательства, подтверждающие, что гипотеза верна, а не информацию, которая доказывала бы ложность точки зрения, если она ложна.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Предвзятость подтверждения также влияет на формирование впечатления. Если людям сказать, чего ожидать от человека, с которым они собираются встретиться, например, что этот человек теплый, дружелюбный и общительный, люди будут искать информацию, которая поддерживает их ожидания. При взаимодействии с людьми, которые, по мнению воспринимающих, обладают определенным характером, они будут задавать вопросы тем людям, которые склонны поддерживать убеждения воспринимающих. Например, если Мария ожидает, что ее соседка по комнате будет дружелюбной и общительной, Мария может спросить ее, любит ли она ходить на вечеринки, а не часто ли она занимается в библиотеке.

Важность

Предвзятость подтверждения важна, потому что она может привести к тому, что люди будут твердо придерживаться ложных убеждений или придавать большее значение информации, которая поддерживает их убеждения, чем это подтверждается доказательствами. Люди могут быть слишком самоуверенными в своих убеждениях, потому что они накопили доказательства, подтверждающие их, тогда как на самом деле многие доказательства, опровергающие их убеждения, были проигнорированы или проигнорированы, доказательства, которые, если их принять во внимание, привели бы к меньшей уверенности в своих убеждениях. Эти факторы могут привести к принятию рискованных решений и привести к тому, что люди упустят из виду предупреждающие знаки и другую важную информацию.

Последствия

Предвзятость подтверждения имеет важные последствия в реальном мире, в том числе в медицине, юриспруденции и межличностных отношениях. Исследования показали, что врачи так же склонны к предвзятости подтверждения, как и все остальные. У врачей часто есть предварительная догадка относительно диагноза заболевания на ранней стадии процесса лечения. Эта догадка может помешать рассмотрению информации, которая может указывать на то, что альтернативный диагноз более вероятен. Другим связанным результатом является то, как пациенты реагируют на диагнозы. Пациенты с большей вероятностью согласятся с диагнозом, который поддерживает их предпочтительный исход, чем с диагнозом, который противоречит их предпочтительному исходу. Оба этих примера демонстрируют, что предвзятость подтверждения влияет на здоровье и благополучие людей. В контексте закона судьи и присяжные иногда составляют мнение о виновности или невиновности подсудимого до того, как станут известны все доказательства. Как только мнение сформировано, новая информация, полученная в ходе судебного разбирательства, скорее всего, будет обрабатываться в соответствии с предвзятостью подтверждения, что может привести к несправедливым вердиктам.