Психологическое здоровье детей: Психическое здоровье детей и определяющие его факторы

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника — Центр психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт‑Петербурга

Ануй С.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии становятся главной причиной заболевания, в других – они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. У некоторых детей эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Уделяя внимание физическому здоровью детей, физической безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки.

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А.И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В.  И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.). Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные семейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Еще раз обратим внимание на то, что даже возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимается ребенком как тревожное событие, ситуация опасности, во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежду родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья.

Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Так, например, А. Багадуин выделяет демократичный, контролируемый и смешанный стили родительского воспитания.

Демократичный стиль характеризуется высоким уровнем восприятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие различными психологическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психологического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного развития ребенка

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психологическом здоровье детей.

Несомненно, если говорить о здоровье детей, нужно иметь в виду и психологическое и психическое здоровье ребенка. В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. С целью сохранности психологического здоровья ребенку специалистами нашего детского сада осуществляется психологическая поддержка детей.


Психологическая поддержка детей, осуществляемая в «Центре развития ребенка д/с№10 «Звездочка»:

1. Знакомство родителей с особенностями адаптации ребенка к детскому саду. Разработка памяток, папок-передвижек, рекомендаций для родителей, чьи дети проходят адаптацию в нашем детском саду. Индивидуальные и групповые консультации психолога и учителя-логопеда. Анкетирование родителей. Проведение совместного с родителями праздника-развлечения «Знакомство с детским садом». Индивидуальные и групповые консультации для воспитателей младших групп.

2. Диагностика тревожных, агрессивных и гиперактивных детей. Проведение индивидуальных и групповых занятий профилактической и коррекционной направленности. Индивидуальные консультации для родителей.   Консультации для родителей по созданию благоприятного психологического климата в семье, по профилактике детских неврозов.

3. Консультации, тренинги, семинары для воспитателей по взаимодействию с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, по профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка, по созданию благоприятного психологического климата в группе.

4. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно.

Ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48% педагогов после 20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра. Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского сада для создания здоровьесберегающих условий в его стенах? Для этих целей разработан  и воплощается в жизнь проект по созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.  С этой целью педагогом — психологом проводятся занятия по обучению детей техникам мышечного расслабления, релаксации и овладению дыхательными техниками.

6. Групповые занятия по развитию эмоциональных процессов помимо изучения самих эмоций несут в себе и другие важные характеристик психологического здоровья ребёнка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, боле тонкое чувствование внутреннего миру других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и многое другое.

7. Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников посредством создания совместных проектов на тему «Вместе с папой, вместе с мамой».

8. Выпускается газета для каждой возрастной группы детского сада. В этом году тематика выпусков «Игра, как средство развития ребенка».

9. В рамках работы по профилактике детских конфликтов был проведен семинар для педагогов детского сада. Воспитатели ознакомились не только с теоретическими знаниями о детских конфликтах, но и обучились проведению игр и упражнений, способствующих развитию умения сотрудничества, умению адекватно эмоционально реагировать в различных ситуациях. Успешно используется в группах для этих целей игра «Коврик мира».

Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности. Именно поэтому для дошкольного воспитания очень актуальна тема сохранения психического здоровья ребенка. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в этот сложный взрослый мир. От нас зависит его будущее здоровье, а значит, в целом, и здоровье нации.

 

Исследования психического здоровья детей | ЦКЗ

Проект по изучению молодежи – психическое здоровье

Проект по изучению молодежи – психическое здоровье (PLAY-MH) проанализировал информацию, собранную в четырех сообществах. Основное внимание уделялось изучению синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и других экстернализирующих и интернализирующих расстройств, а также тиковых расстройств у детей школьного возраста. Цель состояла в том, чтобы узнать больше о стратегиях профилактики и вмешательства в области общественного здравоохранения для поддержки здоровья и развития детей.

Вопросы исследования включали:

  • Какой процент детей в сообществе имел одно или несколько экстернализирующих, интернализирующих или тиковых расстройств?
  • Как часто эти расстройства появлялись вместе?
  • Какие виды лечения получали дети в своих общинах?

В этом проекте использовалась та же методология, что и в исходном проекте «Узнать о СДВГ у молодежи» (PLAY). Подробнее об оригинальном подходе к обучению читайте здесь.

Другие исследования

Подробнее об исследованиях

  • СДВГ
  • Синдром Туретта

CDC и партнерские агентства работают над тем, чтобы понять распространенность психических расстройств у детей и то, как они влияют на их жизнь. В настоящее время точно неизвестно, сколько детей имеют какое-либо психическое расстройство или как часто различные расстройства встречаются вместе, потому что нет общенационального набора данных, в котором учитывались бы все психические, эмоциональные или поведенческие расстройства вместе.

Исследование распространенности

Что это такое и почему это важно?

Использование различных источников данных

Медицинские работники, исследователи в области общественного здравоохранения, преподаватели и лица, определяющие политику, могут получать информацию о распространенности психических расстройств у детей из различных источников. Источники данных, такие как общенациональные опросы, исследования на базе сообществ и данные административных требований (например, заявления о медицинском страховании), используют разные методы исследования и предоставляют разные типы информации, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки различных источников данных включают следующее:

  • Национальные обследования имеют большие размеры выборки, которые необходимы для получения оценок на национальном уровне и уровне штата. Однако они также обычно используют отчет родителей о диагнозе ребенка, а это означает, что поставщик медицинских услуг должен поставить точный диагноз, а родитель должен точно вспомнить, какой он был.
  • Общинные исследования дают возможность наблюдать за симптомами у детей, а это означает, что можно найти даже детей, которым не поставили диагноз или не поставили правильный диагноз. Однако эти исследования обычно проводятся в небольших географических районах, поэтому результаты не обязательно будут такими же в других сообществах.
  • Административные претензии обычно представляют собой очень большие наборы данных с информацией о диагностике и лечении непосредственно от поставщиков, что позволяет отслеживать изменения с течением времени. Поскольку они записываются для целей выставления счетов, диагнозы или услуги, стоимость которых не будет возмещена конкретной медицинской страховкой, могут не отражаться в данных.

Совместное использование различных источников данных дает больше информации, поскольку можно описать следующее:

  • Дети с диагностированным заболеванием по сравнению с детьми с такими же симптомами, но без диагноза
  • Различия между группами населения с медицинской страховкой и без нее
  • Как оценки психических расстройств меняются с течением времени

Подробнее об использовании различных источников данных.

Подробнее

Национальные данные о психическом здоровье детей

Подробный отчет Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Наблюдение за психическим здоровьем среди детей США, 2013 2019 , описаны усилия федерального правительства по мониторингу психических расстройств и представлены оценки числа детей с конкретными психическими расстройствами, а также положительных показателей психического здоровья. Отчет был разработан в сотрудничестве с Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA), Национальным институтом психического здоровья (NIMH) и Управлением медицинских ресурсов и услуг (HRSA). Он представляет собой обновленную версию первого межведомственного отчета по эпиднадзору за психическим здоровьем детей, опубликованного в 2013 году9.0005

Прочтите сводку результатов для текущего отчета с использованием данных за 2012–2019 годы

Прочтите сводку результатов для первого отчета с использованием данных за 2005–2011 годы.

Теперь цель состоит в том, чтобы использовать сильные стороны федеральных агентств, обслуживающих детей с психическими расстройствами, для:

  • Разработки более эффективных способов документирования количества детей с такими расстройствами,
  • Лучше понять последствия психических расстройств,
  • Информировать о потребностях в стратегиях лечения и вмешательства, и
  • Укрепление психического здоровья детей.

Этот отчет является важным шагом на пути к признанию воздействия психических расстройств у детей и разработке подхода общественного здравоохранения к решению проблем психического здоровья детей.

Ссылка

Холбрук Дж.Р., Битко Р.Б., Даниэльсон М.Л., Виссер С.Н. Интерпретация распространенности психических расстройств у детей: невзгоды и триангуляция. Практика укрепления здоровья. Опубликовано онлайн 15 ноября 2016 г. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27852820.

Что нужно каждому ребенку для хорошего психического здоровья

Родителям легко определить физические потребности своего ребенка: питательная пища, теплая одежда в холода, время отхода ко сну в разумное время. Однако умственные и эмоциональные потребности ребенка могут быть не столь очевидны. Хорошее психическое здоровье позволяет детям ясно мыслить, развиваться в социальном плане и приобретать новые навыки. Кроме того, хорошие друзья и ободряющие слова взрослых важны для того, чтобы помочь детям развить уверенность в себе, высокую самооценку и здоровый эмоциональный взгляд на жизнь.


Физическое и психическое здоровье ребенка очень важны.

Основы хорошего физического здоровья ребенка:

  • Полноценное питание
  • Надлежащее убежище и сон
  • Упражнение
  • Иммунизация
  • Здоровая среда обитания

Основы хорошего психического здоровья ребенка:

  • Безусловная любовь семьи
  • Уверенность в себе и высокая самооценка
  • Возможность играть с другими детьми
  • Поощрение учителей и опекунов
  • Безопасное и надежное окружение
  • Надлежащее руководство и дисциплина

Подарите детям безусловную любовь.

Любовь, безопасность и принятие должны быть в центре семейной жизни. Дети должны знать, что ваша любовь не зависит от его или ее достижений.

Следует ожидать и принимать ошибки и/или поражения. Уверенность растет в доме, полном безусловной любви и привязанности.


Воспитывайте у детей уверенность и чувство собственного достоинства.


Найдите время для игр!


Поощряйте детей играть

Для детей игра — это просто развлечение. Тем не менее, время игры так же важно для их развития, как еда и хороший уход. Игры помогают детям проявлять творческий подход, приобретать навыки решения проблем и учиться самоконтролю. Хорошая, выносливая игра, которая включает в себя бег и крики, не только развлекает, но и помогает детям быть физически и психически здоровыми.


Детям нужны товарищи по играм

Иногда детям важно проводить время со сверстниками. Играя с другими, дети обнаруживают свои сильные и слабые стороны, развивают чувство принадлежности и учатся ладить с другими.

Подумайте о том, чтобы найти хорошую детскую программу у соседей, в местных общественных центрах, школах или в местном отделе парков и отдыха.


Родители могут быть отличными товарищами по играм

Присоединяйтесь к веселью! Игра в «Монополию» или раскрашивание с ребенком дает прекрасную возможность поделиться идеями и провести время вместе в непринужденной обстановке.


Играйте ради удовольствия

Победа не так важна, как участие и удовольствие от игры. Один из самых важных вопросов, который нужно задавать детям, — это «Повеселилось?», а не «Выиграли?».

В нашем целеустремленном обществе мы часто признаем только успех и победу. Такое отношение может обескураживать и разочаровывать детей, которые учатся и экспериментируют с новыми видами деятельности. Для детей важнее участвовать и получать удовольствие.


Использование телевизора должно контролироваться

Старайтесь не использовать телевизор в качестве «няни» на постоянной основе. Будьте разборчивы в выборе телепередач для детей. Некоторые шоу могут быть как образовательными, так и развлекательными.


В школе должно быть весело!

Поступление в школу – большое событие для детей. «Игра в школу» может быть хорошим способом дать им представление о школьной жизни.

Попробуйте записать их в дошкольную программу, программу Head Start или аналогичную общественную программу, которая дает возможность общаться с другими детьми и заводить новых друзей. Дети также могут научиться академическим основам, а также тому, как принимать решения и справляться с проблемами.


Обеспечивать надлежащее руководство и обучающую дисциплину

Детям нужна возможность исследовать и развивать новые навыки и самостоятельность. В то же время дети должны усвоить, что определенное поведение неприемлемо и что они несут ответственность за последствия своих действий.

Будучи членами семьи, дети должны знать правила семейной ячейки. Предлагайте руководство и дисциплину, которые являются справедливыми и последовательными. Они принесут эти социальные навыки и правила поведения в школу и, в конечном итоге, на работу.


Рекомендации по воспитанию и дисциплине

  • Будьте тверды, но добры и реалистичны в своих ожиданиях. Развитие детей зависит от вашей любви и поддержки.
  • Подайте хороший пример. Вы не можете ожидать от ребенка самоконтроля и самодисциплины, если не будете практиковать такое поведение.

Критикуйте поведение, а не ребенка. Лучше сказать: «Ты поступил плохо», а не «Ты плохой мальчик или девочка».


Избегайте придирок, угроз и подкупа. Дети научатся игнорировать придирки, а угрозы и взятки редко бывают эффективными.

Объясните детям причины, по которым вы их наказываете, и возможные последствия их действий.


Расскажите о своих чувствах. Все мы время от времени выходим из себя. Если вы «взорвали себя», важно рассказать о том, что произошло и почему вы злитесь. Извините, если были неправы!


Помните, что цель не в том, чтобы контролировать ребенка, а в том, чтобы он научился самоконтролю.


Обеспечить безопасный и надежный дом.

Дети могут иногда бояться. Каждый боится чего-то в какой-то момент своей жизни. Страх и беспокойство вырастают из переживаний, которые мы не понимаем.

Если у ваших детей есть страхи, которые не исчезнут и повлияют на его или ее поведение, первым делом нужно выяснить, что их пугает. Будьте любящими, терпеливыми и обнадеживающими, а не критическими. Помните: страх может быть очень реальным для ребенка.


Признаки страха

Нервные манеры, застенчивость, замкнутость и агрессивное поведение могут быть признаками детских страхов. Изменение привычного режима питания и сна также может сигнализировать о нездоровом страхе. Дети, которые «притворяются больными» или регулярно испытывают тревогу, могут иметь некоторые проблемы, требующие внимания.

Страх перед школой может возникнуть после стрессового события, такого как переезд в новый район, смена школы или после неприятного инцидента в школе.

Дети могут не хотеть ходить в школу после периода пребывания дома из-за болезни.


Когда обращаться за помощью

Родители и члены семьи обычно первыми замечают, если у ребенка проблемы с эмоциями или поведением. Ваши наблюдения за учителями и другими опекунами могут побудить вас обратиться за помощью для вашего ребенка. Если вы подозреваете проблему или у вас есть вопросы, проконсультируйтесь с педиатром или обратитесь к специалисту в области психического здоровья.


Предупреждающие знаки

Следующие знаки могут указывать на необходимость профессиональной помощи или оценки:

  • Снижение успеваемости в школе
  • Плохие оценки, несмотря на большие усилия
  • Регулярное беспокойство или тревога
  • Неоднократный отказ ходить в школу или участвовать в обычной детской деятельности
  • Гиперактивность или беспокойство
  • Постоянные кошмары
  • Постоянное неповиновение или агрессия
  • Частые приступы гнева
  • Депрессия, печаль или раздражительность

Узнайте больше о конкретных психических заболеваниях и детях

  • СДВГ — проблемы с вниманием
  • Биполярное расстройство — депрессия и высокая энергия
  • Расстройство поведения — поведенческие проблемы
  • Депрессия — печаль
  • Горе — справиться с потерей
  • Психоз — слышать голоса или видеть вещи, которых нет
  • Самоубийство — мысли о смерти/умирании
  • Употребление психоактивных веществ – употребление алкоголя и наркотиков

Куда обратиться за помощью

Информацию и направления относительно видов услуг, доступных для детей, можно получить по телефону:

  • Психиатрические организации, горячие линии и библиотеки
  • Другие специалисты, такие как детский педиатр или школьный консультант
  • Другие семьи в сообществе
  • Семейные сетевые организации
  • Психиатрическая помощь по месту жительства
  • Группы помощи в кризисных ситуациях
  • Услуги в области образования или специального образования
  • Семейные ресурсные центры и группы поддержки
  • Медицинские услуги
  • Группы и организации по защите и защите интересов
  • Группы самопомощи и поддержки

Другие ресурсы

Американская академия детской и подростковой психиатрии
www.