Психология детского рисунка: 9 признаков, что у ребенка психологические проблемы 

Психология детского рисунка ⋆ Арт-Квартира

Все дети увлечены рисованием. Они переносят на бумагу всё, что замечают вокруг, свои эмоции, впечатления, ощущения. Любой рисунок позволяет психологу понять, что чувствует ребёнок, что происходит в его душе, что зачастую сам не может сформулировать. Рисунок для ребёнка – это возможность высказаться.

Творческое развитие в раннем возрасте

Психологи и педагоги рекомендуют родителям поощрять желание рисовать. Исследования подтверждают, что любители рисовать быстрее учатся писать, имеют ровный разборчивый почерк.

Это не единственная польза рисования:

  • развивается мелкая моторика, что влияет на память, внимание, состояние нервной системы;
  • в процессе рисования задействованы отделы мозга, ответственные за удержание образа;
  • ребёнок изучает свойства предмета, сравнивает их между собой, благодаря этому развивается наблюдательность;
  • улучшается креативность, воображение, мышление.

Процесс творчества благотворно влияет на психологическую устойчивость, успокаивает, расслабляет. Появляется нужное в жизни качество – целеустремленность, необходимая для признания и исправления ошибок, достижения цели. Если ребёнок заинтересовался рисованием, необходимо поощрять это стремление, приобретать материалы, записать в художественную школу или изостудию для детей.

Интерпретация рисунков

Обычно внимание родителей на рисунок их чада обращают психологи, работающие в детских дошкольных учреждениях. Юные творцы рисуют каракули, вместо людей изображают овалы с торчащими палочками вместо рук и ног. Начиная с четырёхлетнего возраста, автор обдумывает идею, начинает прорисовывать детали. К семи годам люди н листе бумаги обзаводятся одеждой, прическами в соответствии с полом. Рисунки детей с четырёх до семи лет позволяют провести анализ эмоционального состояния. Необходимо проанализировать несколько моментов.

Сюжет

Обычно на рисунках присутствуют люди, животные, дома, деревья, машины. Если люди отсутствуют, возможно, ребёнок испытывает трудности в общении. Присутствие зверей с рогами и клыками указывает на страх, напряжение. Самый распространённый сюжет – собственная семья. Размещение членов семьи отображает взаимоотношения. Если кто-либо из них отсутствует, это свидетельствует о проблемах в общении. Любимые родственники, живущие далеко, изображены на картинке.

Ребёнок изображает себя рядом с самым любимым человеком. Тревожная ситуация – если он находится в одиночестве, вдалеке от остальных членов семьи. Размер людей зависит от возраста, родители высокие, дети маленькие. Преуменьшение указывает на неуверенность, потребность в заботе, внимании. Необходимо обратить внимание на штриховку с нажимом, это присуще агрессивным мыслям.

Рисование для детей 4 лет

Палитра

Дети остро чувствуют цвет, используют его в зависимости от душевного состояния. Психологи утверждают, что применение 5-6 красок указывает на нормальное эмоциональное развитие. Более широкую палитру используют чувствительные дети. Если ребёнок ограничивается 1-2 карандашами, вероятно, он испытывает состояние тревоги, агрессии, депрессии, в его жизни не хватает положительных моментов.

Если в рисунке преобладает один цвет, он указывает на свойства характера:

  • тёмно-синий – самоанализ, сосредоточенность;
  • зелёный – настойчивость, независимость;
  • красный – сила воли, повышенная активность;
  • жёлтый – непосредственность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция;
  • коричневый, чёрный – дискомфорт, отрицательные эмоции, протест, подавленность;
  • серый – безразличие.

Психологи уверены, что выбор цвета отражает психологическое состояние ребёнка.

Размеры

Если все предметы на рисунке мелкие, ребёнок сомневается в своих способностях, опасается сделать что-то неправильно. Большая часть изображения в верхней части листа указывает на высокую самооценку, ребёнок считает себя лучше других. Нарушение границ – признак проблемы с контролем эмоций, склонностью к необдуманным поступкам. То, что для него важно, малыш изображает крупно. Нельзя делать выводы по одному рисунку, необходимо исследовать несколько, собранных в течение одного-двух месяцев.

Если ребёнок заинтересовался живописью, обратитесь в школу рисования «Арт-Квартира». Предлагаем курсы рисунка для детей и живописи, мастер-классы, арт-вечеринки, индивидуальные уроки. Занятия проводят профессиональные художники, имеющие опыт преподавания. В группе не больше 6 человек, преподаватель успевает уделить внимание каждому ученику. Школа находится в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте и в центре Москвы на л. Петровка, дом 23/10, стр. 5. Задать вопросы, оставить заявку можно на сайте.

Детский рисунок – в помощь психологу и педагогу / Образование / Независимая газета

Современному ребенку в меньшей степени доступно трагическое переживание, чем их сверстникам сто лет назад

Тэги: высьавка, международная коллекция, детские рисунки, рао, обучение, методики, психология, чувства, трагическое, драматическое

Фаворский Никита. 11 лет. Карикатура «Школьники в классе». 1926. Бумага, цветные карандаши, тушь, перо. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». Инв. П 86 № 173. Каталог выставки «100 лет Международной коллекции детского рисунка», М., 2022

Выставка «100 лет Международной коллекции детского рисунка» проходит в Российской академии образования. Представленные на ней работы – бесценный источник знаний о том, как видели мир дети в начале ХХ века. Причем по ним можно проследить не только историю, но и главные линии физического и психического развития ребенка на протяжении 100 лет, эволюцию его художественного творчества и эстетического восприятия.

Начало коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО связано с именем Анатолия Бакушинского. Он работал в Государственной академии художественных наук (ГАХН) и руководил физико-психологическим отделением, сменив в этой должности Василия Кандинского. Бакушинский создал и возглавил комиссию по изучению примитивного искусства и детского творчества. Основатель и его коллеги, изучая изобразительное искусство детей, собирали рисунки и изучали их. Эта подборка детских творений положила начало коллекции.

В 1931 году, после закрытия ГАХН, Галина Лабунская, ученица Бакушинского, продолжила заниматься системным коллекционированием детских рисунков. Следующий этап формирования коллекции охватывает период с 1970 по 1990 год и связан с именами Бориса Юсова и академика РАО Бориса Неменского. Педагоги, работавшие под их руководством, собирали работы и передавали их в Научно-исследовательский институт художественного воспитания (НИИ ХВ АПН СССР). В 1992 году членом-корреспондентом РАО Натальей Фоминой была разработана концепция художественно-педагогического музея.

На протяжении 1994–2017 годов коллекция пополнялась за счет возобновления конкурсов и выставок художественного творчества детей. Всего эта уникальная выставка представляет собрание, насчитывающее более 200 тыс. произведений художественного творчества детей разных возрастов из 74 стран Азии, Америки, Африки, Европы, а также Австралии.

Коллекция продолжает пополняться.

Экспозиция отражает изучение детского рисунка как явления художественной культуры. Автор концепции выставки и пояснительных текстов член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Наталья Фомина, ответила на вопрос «НГ»: в чем существенная разница в содержании и передаче сюжетов, технике рисования современных детей и их сверстников начала ХХ века?

По словам Натальи Фоминой, рисующие малыши 20–30-х годов прошлого столетия и нынешние дети предпочитали и предпочитают работать сериями, изображая одних героев на протяжении длительного времени. Любимые животные, герои книг, машины, куклы, близкие люди в разных жизненных ситуациях волнуют воображение ребенка очень подолгу. Дети – бесстрашные художники. Для них просто то, что для взрослых сложно. Им очень трудно нарисовать яблоко, но движение машины они изобразят, сопроводив соответствующими звуками.

Разница между ними в том, рассказала Наталья Фомина, что раньше детям читали произведения классиков, они смотрели спектакли, адресованные взрослым. Поэтому в их работах встречаются персонажи Шекспира и Гольдони, Пушкина (не сказки) и Лермонтова. Для рисования детям родители давали самые простые художественные материалы. Дети музыкантов, например, часто рисовали на нотной бумаге, дети фотографов – на фотобумаге и т.д. Большинство же ребятишек рисовали на тетрадных листах. И дети прошлого века сами выбирали формат в соответствии с замыслом. Это как раз и отличает их от современных сверстников.

Марченко Лидия (Лида). 12 лет. Люба тонет,
а Вася ее спасает. 1921–1929. Бумага,
кар. граф., акв.   Международная коллекция
детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО».
Инв. П 275 № 163
Дети сегодня, по словам Фоминой, рисуют под руководством учителя или воспитателя. Им предлагаются краски, главным образом гуашь; бумага одного формата и одного размера и, конечно, темы. Поэтому делать вывод о самостоятельных предпочтениях детей очень трудно. Но есть вещи очевидные: современные малыши предпочитают яркие краски, сохраняют смелость выражения чувств, раскрепощены, любят выражать представления о добре и зле через любимых мультипликационных героев.

В РАО уверены, что некоторые методики первой половины ХХ века полезно использовать в практике современных школ и детских садов. Старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологи Российской академии образования Юрий Голобоков при изучении художественного образования английских детей 1920–1930-х годов выявил интереснейшие методики развития детей в области декоративного творчества, дизайна, освоения акварели, восприятия искусства.

Так что же рисовали дети в ХХ веке? Отражали действительность того времени. Причем картинку явно не лакировали. Я, например, еще в Российской государственной библиотеке нашла рисунок: «Пьяное Рождество». На картинке изображена церковь, а рядом дерущиеся мужики. Или другая детская работа – «У гроба Ленина». На ней нарисован гроб в центре картины, рядом стоит толпа маленьких человечков, и выделяется среди них ростом только красноармеец с винтовкой, который следит за порядком.

Очень часто дети 20-х, 30-х годов прошлого века рисовали парады и демонстрации или рассказывали о классовой борьбе. Самый популярный сюжет: как ловили и арестовывали врагов народа.

Современный школьник, отмечают академики РАО, может видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении, труде. Его волнуют образы и события, в которых проявляется героическое, возвышенное, он откликается на комическое, смешное. В меньшей мере ему доступно чувство трагического и драматического. 

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Детская психология — Что означают рисунки и каракули вашего ребенка? — Национальный совет по развитию ребенка

  • Понимание значения рисунков вашего ребенка
  • Общие значения детских рисунков
  • Когда следует изучать рисунки вашего ребенка?

Ребенок общается разными способами. Вербальное общение дает лишь крошечное представление о его разуме. Анализ его рисунков может дать более глубокое понимание его психического и психологического состояния. Это способствует лучшему пониманию его личности, а также предлагает родителям и терапевтам средства, помогающие ребенку преодолевать трудные и стрессовые ситуации.

Мы часто полностью зависим от словесного общения, чтобы понять наших детей. Однако это формирует лишь 10 процентов способности человека к общению. Изучение других форм общения еще более важно для родителей, потому что дети часто не осознают своих чувств.

Кроме того, младшие дети могут быть недостаточно красноречивы, чтобы выразить их словами. Изучение рисунков ребенка может быть хорошим способом понять его мышление. Дайте ему инструменты для раскрашивания, такие как книга для рисования и раскраски с набором цветных карандашей или акварели, и обратите внимание на цвета, которые он использует, штрихи, которые он делает, и общее «ощущение» изображения. Это, безусловно, может многое о нем сказать. Терапевты также считают, что рисование — это хороший способ выразить стресс и найти облегчение в трудные времена. Врачи успешно лечат такие проблемы, как ночное недержание мочи, сосание пальца и заикание, с помощью арт-терапии.

Понимание значения рисунков вашего ребенка

Значение рисунка вашего ребенка может дать вам ценную информацию о душевном состоянии вашего ребенка. Он также может рассказать вам о любых физических, а иногда и эмоциональных переживаниях, через которые он проходит.

1. Первое впечатление

Первый взгляд на фотографию вашего ребенка иногда может показать, что он чувствует. Посмотрите на картинку и узнайте, что вы чувствуете. Выглядит удручающе или беспокойно? Ответ на этот вопрос даст вам первое представление о мыслях вашего ребенка.

2. Цвета

Затем идут цвета, которые он использует. Дети по мере взросления подвергаются большому количеству переживаний и эмоций – все, с чем они сталкиваются, интересно и ново! Реакцией здорового ребенка на всю эту информацию и сенсорную информацию было бы использование широкого диапазона цветов в своих рисунках. Чем больше цветов использует ваш ребенок в своих рисунках, тем больше он счастлив и воодушевлен жизнью! Цвета также помогают лучше выразить эмоции, чем простой карандаш. Следовательно, чрезмерное использование того или иного цвета также может свидетельствовать об эмоциональном состоянии ребенка. Это согласуется с выводами цветовой психологии. В целом ребенок, который много использует синий и зеленый, счастлив и хорошо приспособлен. Яркие и теплые цвета, такие как оранжевый и желтый, означают жизнерадостность, тогда как темные цвета, особенно в рисунках, которые сами по себе грустны, могут указывать на ребенка, которому нужна помощь.

3. Завершенность

Если ребенок оставляет свои рисунки незавершенными или рисует легкие нерешительные линии, возможно, ему нужна поддержка. Такие рисунки указывают на нерешительного, неуверенного в себе ребенка. Незаконченные рисунки также могут быть признаком случайной импульсивной личности. Однако, если картина сохраняется в течение более длительного периода времени, родитель может подумать о том, чтобы обратиться за помощью. Слишком много подчисток и исправлений может указывать на высокий уровень беспокойства. И наоборот, слишком много украшений может быть показателем потребности ребенка во внимании.

4. Позиция

Где на странице ребенок рисует картинку, также может указывать на душевное состояние ребенка, но это применимо к детям старшего возраста, у которых лучше развита моторика. Ребенок, рисующий в левой части страницы, — застенчивый, замкнутый ребенок; это также может означать, что ребенок ищет присутствия заботливого взрослого или заботливой матери или отца. С другой стороны, ребенок, рисующий справа, говорит о ком-то, кто хочет общаться и является общительным ребенком.

Общие значения детских рисунков

Ваш ребенок будет рисовать в три этапа:

  • Этап каракулей:  случайное набрасывание линий, не имеющих реального значения.
  • Этап подготовки к схеме:  когда дети пытаются рисовать то, что видят, включая простые фигуры, деревья, дома и т. д.
  • Фаза схемы:  когда в рисунках есть хорошо идентифицируемая тема и рисунки более реалистичны.

Через эти три этапа рисунки вашего ребенка превратятся из случайных каракулей в определенные изображения с темами и значениями, которые взрослый может понять, не спрашивая ребенка. На разных этапах значение рисунка вашего ребенка будет продолжать развиваться. Вот некоторые общие темы, которые вы можете увидеть в каракулях вашего ребенка, и что означает каждая из них.

1. Каракули

Первая фаза вашего ребенка – каракули – может не иметь смысла на бумаге. Но психологи говорят, что на данном этапе показательным является не сам рисунок, а сам процесс. Ребенок может приложить карандаш к бумаге, провести им по ней и издать звук работающего двигателя. Если вы спросите этого ребенка, что он только что нарисовал, он может сказать: «Папа идет на работу»… что означает, что случайные каракули на самом деле — машина на дороге. Наброски не имеют смысла, когда вы смотрите на них, но процесс может дать вам понимание.

Полное солнце в центре страницы со смайликом — признак уравновешенного, счастливого, удовлетворенного ребенка.

3. Фигурки

На рисунках фигурок обычно изображена семья ребенка. Вы можете уловить признаки эмоционального состояния ребенка, увидев, где он находится на картинке, с кем он стоит рядом (что указывает на человека, к которому он чувствует себя ближе всего), какая фигурка кажется самой большой (что указывает на то, кто больше всех важный человек в семье, по мнению ребенка) и т. д.

4. Увеличение количества деталей

Чем больше деталей добавляет ребенок к рисунку, тем лучше развиваются его познавательные способности. Дети обычно добавляют такие детали, как очки на «отца» или повязку на мать. Дети с проницательной наблюдательностью могут даже замечать и интерпретировать различия во внешности и даже могут по-другому видеть «пол».

5. Дыра в земле

Типичный рисунок ребенка, недавно пережившего потерю. Обычно это смерть члена семьи или смерть домашнего животного. Если ребенок на рисунке один, значит, он чувствует себя очень одиноким.

6. Монстры

Многие детские сказки полны темных страшных существ, поэтому такой рисунок может быть не чем иным, как детской интерпретацией сказки. С другой стороны, психолог доктор Кристофер Хастингс указал, что рисование монстров может быть механизмом выживания ребенка, который чувствует себя беспомощным.

7. Облака и дождь

Много облаков и дождя на картинке может указывать на то, что ребенок испытывает особую тревогу или страх. Если ребенок чувствует себя особенно так, он может нарисовать себя стоящим под облаком.

8. Дома

Интересные детали, которые вы можете отметить в доме, нарисованном ребенком, включают количество окон, открыта или закрыта дверь, есть ли дорожка, ведущая к дому, и т. д. Большее количество окон признак того, что ребенок хочет, чтобы люди «видели, что происходит в доме». Открытая дверь показывает доброжелательное отношение. С другой стороны, дорожка может указывать на социально адаптированного ребенка, который имеет здоровые социальные взаимодействия со своими сверстниками.

9. Разгневанные люди

Ребенок, рисующий разгневанных людей, особенно членов семьи, скорее всего, переживает эмоциональную травму. Во многих случаях эти рисунки также являются результатом непреднамеренного воздействия такого рода средств массовой информации — фильмов по телевидению, видео в Интернете и т. д. Действия этих людей также могут дать представление: взрослый, находящийся в какой-то опасности, может указать на страх потерять взрослого или гнев ребенка по отношению к человеку. С другой стороны, взрослый, причиняющий ребенку боль, может указывать на жестокое обращение дома или страх перед заинтересованным взрослым.

Когда следует изучать рисунки вашего ребенка?

По словам арт-терапевта и международного эксперта по анализу детских рисунков Михала Виннера, «родители, педагоги и специалисты в области психического здоровья не стремятся анализировать детские рисунки с единственной целью выявить страхи и страдания или добиться значительных изменений в поведении.