Психология индивидуальных различий личко: Личко А. Е. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова

Личко А. Е. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова


Личко А. Е.
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям», «мешают… приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии. ..

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период…

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии…

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием»…

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков (1973) – как «крайние варианты нормального характера».

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера…

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места».

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. ..

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера…

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации…

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

  • формат doc
  • размер 190 КБ
  • добавлен 08 февраля 2010 г.

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
Краткие сведения о группировках типов психопатий и акцентуаций характера.
Гипертимный тип.
Циклоидный тип.
Лабильный тип.
Астеноневротический тип.
Сенситивный тип.
Психастенический тип.
Шизоидный тип.
Эпилептоидный тип.
Истероидный тип.
Неустойчивый тип.
Конформный тип.
О динамике акцентуаций характера

Купить и скачать книгу «Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Смотрите также

degree

  • формат rtf
  • размер 5.56 МБ
  • добавлен 10 ноября 2011 г.

Дипломная работа. – ИЭУМСС. – Краснодар. – 2010. — 79 с. Аннотация. Целью настоящего исследования является: изучение акцентуации характера в аспекте преморбидного фона развития психических расстройств в подростковом возрасте. Объектом исследования является личность подростка, а именно, акцентуация характера в структуре личности. Предметом исследования является акцентуация характера в аспекте преморбидного фона развития душевной патологии в пр…

  • формат docx
  • размер 176.67 КБ
  • добавлен 15 декабря 2010 г.

Таблицы: Методы клинической психологии. Разделы клинической психологии. Нарушения интеллекта. Нарушения речи. Нарушения личности (акцентуации характера). Нарушения характера. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Нарушения мышления и воображения. Нарушения ощущения и восприятия. Нарушения памяти и внимания.

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 77.5 КБ
  • добавлен 24 февраля 2011 г.

Объём 13 страниц. Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. Содержание: Введение. Динамика развития акцентуации характера. Типология характеров. Основные типы акцентуаций характера. Сенситивный тип. Список используемой литературы.

Курсовая работа

  • формат docx
  • размер 69.99 КБ
  • добавлен 26 апреля 2011 г.

Введение. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера у подростков. Психопатии у подростков. Заключение. Список литературы.

  • формат doc
  • размер 1.27 МБ
  • добавлен 26 декабря 2008 г.

Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983. Содержание: Предисловие ко второму изданию Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте Разграничение психопатий по тяжести и акцентуации по выраженности.

Разграничение психопатий и психопатоподобных расстройств по причине возникновения. Особенности динамики психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Биологические и психолог…

Реферат

  • формат txt
  • размер 80.65 КБ
  • добавлен 06 декабря 2010 г.

Содержание. Введение. Понятия акцентуации и психопатии. Типологии акцентуаций и психопатий. Описание типов акцентуаций по К. Леонгарду. Описание типов психопатий и акцентуаций. характера по А. Е. Личко. Невроз, акцентуация, психопатия. Понятие невроза. К. Хорни. Основные виды и симптомы неврозов. Предрасположенность к неврозам у людей. с акцентуациями характера. Выявление взаимосвязей между. акцентуированными чертами характера и предраспол…

  • формат doc
  • размер 171 КБ
  • добавлен 28 октября 2009 г.

СПБГИПСР, 4 курс, факультет прикладная психология. Работа на 29 стр. В работе рассматривается психопатия и акцентуации характера, психопатоподобные состояния, задержка психического развития у детей (пограничная умственна отсталость), расстройства психического развития у детей, олигофрения (умственная отсталость), дебильность, имбецильность, идиотия.

  • формат doc
  • размер 421 КБ
  • добавлен 16 декабря 2009 г.

Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. Пособие адресовано слушателям спецфакультетов психологии, психотерапевтам, психологам-консультантам. Оглавление. Общие представления о медицинской психологии. Патопсихология. Наиболее распространенные психические заболевания. Психопатии и акцентуации характера. Психосоматические реакции и заболевания.

Шпаргалка

  • формат docx
  • размер 113.83 КБ
  • добавлен 01 сентября 2011 г.

31 страница. Используемая литература: Борис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология; Б.В.Зейгарник «Патопсихология». Вопросы: А.Р.Лурия – основоположник отечественной нейропсихологии. Акцентуации и психопатии. Алкоголизм и наркомания. Виды апраксий (по А.Р.Лурия). Взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Высшие психические функции (определение, характеристики). Классификация психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому)….

Шпаргалка

  • формат docx
  • размер 113.76 КБ
  • добавлен 27 июня 2011 г.

Патопсихология как наука, методики, различные виды нарушений памяти, восприятия, эмоций, личности, мышления, темперамента, характера, психопатии, формирование патологических мотивов и потребностей, дизонтогенез и многое другое. всего 46 вопросов.

Психическая норма. Акцентуации характера. Психопатии (стр. 1 из 3)

Саратов 2004
Содержание.

Введение стр.3

1. Акцентуации характера стр.4

2. Психопатии стр. 9

3.Граница меду нормой и отклонением стр. 11

Заключение стр. 14

Источники стр. 15
Введение.

Каждый день мы встречаемся с огромным количеством людей: на работе, в ВУЗе, на улице, в общественном транспорте. Поведение и поступки этих людей мы, так или иначе, оцениваем. Одни люди кажутся нам привлекательными и приятными, другие нет. Некоторые, вообще, кажутся ненормальными. Эту оценку мы осуществляем, опираясь на собственную систему ценностей, на свое представление о «норме» и «отклонении», поэтому объективной ее назвать нельзя. А какие люди могут считаться соответствующими (или несоответствующими) норме с точки зрения психологии?

Термин “психическая норма” (или психическое здоровье) может быть определён двумя способами. С точки зрения общества человека можно назвать нормальным, если он способен в совершенстве играть социальную роль, отведённую ему в этом обществе. Более конкретно – если человек способен выполнять какую-то необходимую данному обществу работу и быть способным принимать участие в воспроизводстве общества – создавать семью, зачинать и воспитывать детей.

С точки зрения самого индивида его психическое здоровье можно определить как максимум развития и счастья самого индивида.

Все люди разные. У них разный характер, стиль общения и поведения, привычки. Так, где же грань между индивидуальностью и отклонением?

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Таким образом, не вопрос охраны психического здоровья человека стоит довольно остро. Это связано прежде всего с необходимостью ранней диагностики проявления патологий и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

В этой работе, мне бы хотелось показать (хотя бы приблизительно) границу между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями.

1. Акцентуация характера.

Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями1. Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Большой вклад в изучение акцентуаций характера внес известный отечественный психиатр А. Е. Личко. Его классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении»2. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”. При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом могут вновь проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне

1 Психологический словарь, www. psychology.net.ru

2 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982. – С. 290.

раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач»1. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами и взрослыми. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности»

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше ценны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной

1 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982. – С. 290.

покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

Индивидуальные различия: типы, причины и роль

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: 1. Определения индивидуальных различий 2. Типы индивидуальных различий 3. Причины индивидуальных различий 4. Роль индивидуальных различий в образовании .

Определения индивидуальных различий:

1. Древер Джеймс:

индивидуальные различия.»

РЕКЛАМА:

2. Good, C.V.:

«Вариации или отклонения среди индивидуумов касаются одной характеристики или ряда характеристик, тех различий, которые в своей совокупности отличают одного индивидуума от другого».

3. Skinner, C.E.:

«Сегодня мы думаем, что индивидуальные различия включают любой измеримый аспект личности в целом».

РЕКЛАМА:

4. Вудворт, Р.С. и Маркиз, Д.Г.:

«Индивидуальные различия обнаруживаются во всех психологических характеристиках, физических умственных способностях, знаниях, привычках, чертах личности и характера».

«Психология индивидуальных различий в значительной степени является изучением групповых различий. Это исследование классифицирует людей по возрасту, чертам характера, полу, расе, социальному классу и т. д., а также выявляет различия внутри этих групп и между ними. Физические, умственные, социальные и культурные различия и т. д. изучаются в рамках индивидуальных различий». — Джон П. Де Сисео

Возможно, первой задачей каждого учителя в классе должно быть знание и изучение индивидуальных различий между его учениками. Индивидуальные различия во внешности и телосложении, привычках и навыках, интересах и темпераментах, способностях и достижениях уже признаны.

По словам Скиннера, «сегодня мы думаем, что индивидуальные различия включают любой измеримый аспект личности в целом». Из этого определения индивидуальных различий ясно, что оно охватывает все аспекты человеческой личности, которые каким-то образом поддаются измерению.

Типы индивидуальных различий:

1. Физические различия:

Невысокий или высокий рост, смуглый или светлый цвет лица, полнота, худоба или слабость — это различные физические индивидуальные различия.

2. Различия в интеллекте:

Существуют различия в уровне интеллекта у разных людей. Мы можем классифицировать людей от сверхнормальных (выше 120 IQ) до идиотов (от 0 до 50 IQ) на основе уровня их интеллекта.

РЕКЛАМА:

3. Различия в отношении:

Индивиды различаются в своем отношении к разным людям, объектам, институтам и властям.

4. Различия в достижениях:

С помощью тестов достижений было обнаружено, что люди различаются своими способностями к достижениям. Эти различия очень хорошо видны при чтении, письме и изучении математики.

Эти различия в достижениях видны даже среди детей с одинаковым уровнем интеллекта. Эти различия объясняются различиями в различных факторах интеллекта и различиями в различном опыте, интересах и образовании.

5. Различия в двигательных способностях:

Различия в двигательных способностях. Эти различия видны в разном возрасте. Некоторые люди могут легко выполнять механические задачи, в то время как другие, даже если они находятся на том же уровне, испытывают большие трудности при выполнении этих задач.

6. Различия по признаку пола:

Макнемар и Терман на основе некоторых исследований обнаружили следующие различия между мужчинами и женщинами:

(i) У женщин более развита память, а у мужчин более развита моторика.

(ii) Почерк женщин лучше, в то время как мужчины преуспевают в математике и логике.

(iii) Женщины демонстрируют лучшие способности в сенсорном различении вкуса, осязания, запаха и т. д., в то время как мужчины проявляют большую реакцию и осознают иллюзию размера и веса.

(iv) Женщины лучше мужчин в языках, а мужчины лучше в физике и химии.

(v) Женщины лучше мужчин рисуют в зеркале. Было обнаружено, что недостатки речи и т. д. у мужчин в три раза превышают такие недостатки у женщин.

(vi) Женщины более восприимчивы к внушению, а мужчин-дальтоников в три раза больше, чем женщин.

(vii) Маленькие девочки проявляют интерес к историям любви, сказкам, школьным и семейным историям и мечтаниям и проявляют различные уровни в своих играх. С другой стороны, мальчики проявляют интерес к историям о храбрости, науке, войне, разведке, историям об играх и спорте, историям и играм о занятиях и навыках.

7. Расовые различия:

Существуют различные виды расовых различий. Различия в окружающей среде являются нормальным фактором, вызывающим эти различия. Карл Бригам составил список на основе различий в уровне интеллекта среди людей, иммигрировавших в США из других стран.

На основе этих средних различий между расами невозможно рассчитать умственный возраст конкретного человека, поскольку эта разница основана на окружающей среде.

8. Различия по национальному признаку:

Люди разных национальностей различаются физическими и умственными особенностями, интересами, характером и т. д. «Русские высокие и толстые»; «цейлонцы невысокие и стройные»; «У немцев нет чувства юмора»; «Желтые расы жестоки и мстительны»; «американцы сердечны и откровенны»; Индейцы робки и миролюбивы», и подобные наблюдения входят в наш общий разговор.

9. Различия по экономическому положению:

Различия в интересах, наклонностях и характерах детей обусловлены экономическими различиями.

10. Различия в интересах:

Такие факторы, как пол, уровень развития семьи, различия расы и национальности и т. д., вызывают различия в интересах.

11. Эмоциональные различия:

Эмоциональные реакции людей на определенные ситуации различаются. Некоторые раздражительны и агрессивны, и они очень быстро злятся. Есть и другие миролюбивые люди, которых нелегко разозлить. По какому-то поводу человек может быть настолько разгневан, что может быть готов к худшему преступлению, такому как убийство, в то время как другой человек может только смеяться над этим.

12. Индивидуальные различия:

Имеются личностные различия. На основе различий в характере людей делят на множество групп.

Шпрангер, например, классифицировал личности на шесть типов:

(а) теоретические,

(б) экономические,

(в) эстетические,

(г) социальные,

(д) политические, и

(f) религиозные.

Юнг разделил людей на три группы:

(а) интроверты,

(б) экстраверты и

(в) амбиверты.

Троттор разделил людей на:

(а) Уравновешенные и

(б) Неуравновешенные.

Джордон разделяет личности на:

(а) Активный и

(б) Рефлективный тип.

Торндайк разделил людей на четыре категории на основе мышления:

(a) Абстрактно мыслящие,

(b) Идеомыслящие,

(c) Предметно мыслящие и

(d) Мыслители, у которых преобладает чувственный опыт.

Терман разделил людей на девять классов в зависимости от их уровня интеллекта:

(a) Гений,

(b) Почти гений

(c) Очень высокий,

(d) Высший,

( д) Средний,

(е) Отсталый,

(ж) Слабоумный,

(з) Тупой и

(и) Идиот.

Общеизвестно, что одни люди честны, другие нечестны, одни агрессивны, другие скромны, одни общительны, другие любят побыть в одиночестве, одни критичны, а другие сочувствуют. Таким образом, мы видим, что различия в личности зависят от черт личности. Учитель должен помнить об этих различиях при обучении учеников.

Причины индивидуальных различий :

Ниже приведены некоторые из основных причин индивидуальных различий:

1. Наследственность:

Одной из важнейших и главных причин индивидуальных различий является наследственность. Люди наследуют различные физические черты, такие как лицо с его чертами, цвет глаз и волос, тип кожи, форму черепа и размер рук, дальтонизм, облысение, обрезание пальцев и склонность к определенным заболеваниям, таким как рак и туберкулез, психические черты, такие как интеллект, абстрактное мышление, способности и предрассудки. Теперь общепризнанный факт, что наследственные различия приводят к тому, что количество и скорость физического, а также умственного развития у разных людей различны.

2. Окружающая среда:

Окружающая среда существенно влияет на индивидуальные различия. Изменения в окружении ребенка отражаются на изменениях его личности. С психологической точки зрения окружение человека состоит из суммы стимуляций, которые он получает от зачатия до самой смерти.

Окружающая среда состоит из физических, интеллектуальных, социальных, моральных, политических, экономических и культурных сил. Все эти силы вызывают индивидуальные различия. Современные психологи считают, что индивидуальные различия обусловлены как наследственностью, так и средой. Личность есть результат взаимодействия наследственности и среды.

3. Влияние касты, расы и нации:

Люди разных каст и рас демонстрируют очень заметные различия. Обычно видно, что в сыне кшатрия больше мужества, а в сыне торговца — деловых черт.

Точно так же люди разных наций обнаруживают различия в отношении их личности, характера и умственных способностей. Это результат их географической, социальной и культурной среды. Многие исследования показали наличие различий между американцами и неграми, китайцами и японцами, англичанами и индийцами.

4. Половые различия:

Различия в развитии мальчиков и девочек обусловлены разницей пола. Физическое развитие девочки происходит на год-два раньше, чем у мальчиков. В возрасте от 11 до 14 лет девочки выше и тяжелее мальчиков. После 15 лет мальчики начинают побеждать в гонках.

Девочки добрые, ласковые, отзывчивые и нежные, а мальчики смелые, твердые, холерики, работоспособные и грамотные.

5. Возраст и интеллект:

Физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обусловлено возрастным ростом. Многие люди отличаются из-за различий в интеллекте. Люди, которые ниже среднего по интеллекту и умственному возрасту, испытывают большие трудности в обучении, а люди со средним интеллектом могут учиться быстро.

6. Темперамент и эмоциональная устойчивость:

Одни люди по темпераменту активные и быстрые, другие пассивные и медлительные, одни юмористические, а третьи вспыльчивые. На эмоциональную устойчивость личности по-разному влияют физические, психические и средовые факторы. Различия в эмоциональной устойчивости вызывают индивидуальные различия.

7. Другие причины:

Интересы, способности, достижения, чувства, характер, образование и семейное положение приводят к индивидуальным различиям.

8. Экономическое положение и образование:

Индивидуальные различия обусловлены экономическим положением родителей и образованием детей. Дети двух экономических классов не могут иметь сходство и равенство.

Роль индивидуальных различий в образовании :

Одной из важных задач современного образования является всестороннее развитие личности. У людей разные цели, разные интересы, разные эмоциональные проблемы и разные способности. Мы не можем позволить себе игнорировать эти индивидуальные различия в обучении детей. Поскольку школьная работа планируется на групповой основе, она представляет собой серьезную проблему для всех учителей.

Поэтому предлагаются некоторые практические процедуры для адаптации школьной работы к индивидуальным различиям:

1. Ограниченный размер класса:

Обычно в классе 50 или более 50 учеников. В таком большом классе учитель не может уделять каждому ученику индивидуальное внимание. Размер класса должен быть небольшим. Она должна быть разделена на различные блоки, чтобы после работы в классе можно было выяснить их различные трудности.

2. Правильное разделение класса:

Теперь есть отдельные классы для учеников с разным интеллектом. При проведении этой классификации учитель должен иметь в виду разницу в возрасте, интересах, эмоциональных и социальных качествах.

3. Домашнее задание:

Учитель должен давать ученикам домашнее задание, учитывая индивидуальные различия.

4. Фактор пола:

Мальчики и девочки должны играть разные роли в обществе. Следовательно, фактор пола следует иметь в виду.

5. Учебная программа:

Учебная программа должна быть изменена с учетом потребностей всех типов детей. В учебный план должно быть включено большое количество предметов, чтобы каждому ребенку можно было дать образование в соответствии с его интересами, потребностями и способностями. Учебный план не должен быть жестким, но он должен быть гибким.

Если мы составим один и тот же учебный план для всех учащихся, блестящие ученики не смогут полноценно питаться умственно, а отсталые ученики и ученики с более низким I.Q. будут сильно отставать в классе, а из школы могут начать прогуливаться.

6. Методы обучения:

Методы обучения следует выбирать на основе индивидуальных различий. Нецелесообразно применять один и тот же метод воспитания в отношении всех детей — одаренных или отсталых.

7. Учебное руководство:

Учитель должен давать учащимся образовательные рекомендации, учитывая их индивидуальные особенности. Он может помочь им в выборе образовательной карьеры, выборе предметов, выборе книг, выборе хобби и внеклассных мероприятий и во многих других областях, связанных с образованием.

8. Профессиональная ориентация:

Принимая во внимание индивидуальные различия, учитель может помочь ученикам выбрать профессию, которую они должны выбрать.

9. Индивидуальное обучение:

Было предложено множество планов и методов индивидуализации инструкций.

Вот некоторые из этих планов:

(i) План Далтона:

Этот план был представлен мисс Хелен Паркхерст в Далтоне. Согласно этому плану, школа рассматривается как «детский дом». Принципы, лежащие в основе плана, — свобода, сотрудничество и распределение времени. Учащиеся могут свободно продолжать без перерыва работу, которой они поглощены, без каких-либо препятствий для расписания.

Их не учат в классах. Им даются предметы, соответствующие их интересам. Преимущество этого плана в том, что каждому ученику разрешается действовать в своем собственном темпе и в соответствии с этой индивидуальной способностью. Таким образом, инструкции полностью индивидуализированы.

(ii) План Моррисона:

Этот план был разработан профессором Х.К. Моррисон из Чикагского университета. Этот план основан на направленном руководстве и подчеркивает назначение подразделений. Создание учебного подразделения является важной задачей в плане Моррисона. План основывается на индивидуальных потребностях и интересах.

(iii) План Winnetka:

Этот план был разработан C.W. Washburne в школе Winnetka, штат Иллинойс. Этот план основан на том принципе, что ученикам должно быть позволено следовать своей собственной скорости обучения по каждому из предметов его учебной программы. Прежде чем вводить этот план, с помощью проверки проверяется, сколько человек уже знает. На основе этого для него планируется конкретная единица обучения.

Успеваемость проверяется самими учениками посредством самостоятельных тестов. Преимущество этого плана состоит в том, что отсталые и умные должны действовать по своему собственному сценарию. Более того, не бывает неудач, поскольку ученик оценивается по собственному прогрессу.

(iv) План контракта:

В этом плане предметы исследования определяются как метод Дальтона; прогресс ученика измеряется с помощью тестов, подобных методу Виннетки. Таким образом, этот план представляет собой синтез методов Дальтона и Виннетки.

(v) Метод проекта:

Этот метод был предложен Килпатриком. В этом методе каждый член группы может работать в соответствии со своими интересами и способностями. Следовательно, этот метод также находится в направлении индивидуализации инструкций.

Главная ›› Психология ›› Индивидуальные различия ›› Типы ›› Типы индивидуальных различий

Индивидуальные различия AO1 AO2 AO3

Каждый из подходов в модуле 1 и приложений в модуле 2 просит вас учитывать индивидуальные различия. Это характеристики, которые разделяют людей и делают некоторых людей «лишними».

Послушание и предубеждение (социальное)

Память (когнитивная)

Психическое здоровье (клиника)

Агрессия (биологическая)

Окружающая среда (обучение)

Основные индивидуальные различия в этом курсе:

  • Культура
  • Развитие
  • Пол
  • Личность

Если экзаменатор спросит об индивидуальных различиях, вы можете написать о любом из перечисленных выше различий. Экзаменатор может задать конкретные вопросы о культуре, развитии и гендере.

Личность не будет оцениваться напрямую, но требует более подробного объяснения.


КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Культура — это часть нашего восприятия мира и реакции на него, которой мы делимся с другими. Люди, которые разделяют одну и ту же культуру, обычно являются членами одной и той же нации, этнической группы или подгруппы.

коллективное программирование разума, которое отличает членов одной группы или категории людей от другой — Герт Хофстеде

Культурные различия включают в себя такие вещи, как то, что есть и носить, моральные решения и понимание того, что является «нормальным поведением».

  • С точки зрения природы культура может быть врожденной: то, что вы унаследовали от своих родителей
  • С точки зрения воспитания культура познается через воспитание и образцы для подражания

В психологии принято различать индивидуалистические и коллективистские культуры:

  • Индивидуалистические культуры побуждают людей стремиться к личной реализации и счастью; они ценят независимость и автономию (свободу выбора)
  • Коллективистские культуры побуждают людей находить удовлетворение в семье, работе и племени; они ценят долг и ставят потребности группы выше потребностей личности

Большинство культур имеют смесь индивидуалистических и коллективистских ценностей, но в целом западные культуры (европейская и североамериканская) считаются сильно индивидуалистическими, а восточные культуры ( азиаты, особенно китайцы и японцы) считаются более коллективистами.


Узнайте больше о коллективистских культурах

РАЗЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ

Развитие — это изменения, через которые мы проходим с возрастом. Люди развиваются в утробе матери, затем становятся младенцами и детьми, затем переходят от подросткового возраста к взрослой жизни, а затем к старости.

Различия в развитии включают физическое развитие, приобретение языковых и моторных навыков, а затем снижение этих навыков.

  • С точки зрения природы, развитие — это созревание: характеристики в ваших генах проявляются, когда они готовы
  • С точки зрения воспитания развитие есть обучение: набор реакций на воспитание и среду

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Пол — это то, как вы воспринимаете мир и ведете себя как мужчина (мужской) или как женщина (женский). «Пол» — это чисто биологический термин (мужской или женский), но гендер охватывает убеждения, чувства и поведение.

Гендерные различия включают в себя внешний вид, отношения, отношения и понимание того, что вам уместно делать и говорить.

  • С точки зрения природы пол является врожденным и определяется генами
  • С точки зрения воспитания пол усваивается через воспитание и образцы для подражания

ЛИЧНОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Личность — это то, как вы воспринимаете мир и ведете себя как личность. Индивидуальные характеристики людей включают их отношения, потребности и реакции на ситуации.

Модель устойчивых, отличительных мыслей, эмоций и поведения, которые характеризуют то, как человек взаимодействует с миром и адаптируется к нему — Лаура Кинг (2010)

Различия в характере включают в себя общительность или сдержанность, дружелюбие или жестокость.

  • С точки зрения природы личность является врожденной и определяется генами, которые мы унаследовали от наших родителей
  • С точки зрения воспитания, пол усваивается через воспитание и образцы для подражания

Психологи сходятся во мнении о стабильных чертах личности «большой пятерки» — характеристиках, которые, как правило, остаются неизменными в различных ситуациях и по мере вашего развития. Они суммированы в инициалах O-C-E-A-N.

Наиболее влиятельными чертами являются экстраверсия (E) и невротизм (N), исследованные Гансом Айзенком. Айзенк также предложил психотизм (P) для измерения хладнокровия и агрессии, но это не так широко принято.

Узнайте больше о теории Айзенка

Другая теория личности исходит от Зигмунда Фрейда. Его психодинамическая теория предполагает, что наша личность разделена и находится в конфликте. Ид содержит наши желания, эго — это наша рациональная сторона, а супер-эго — осуждающая и моральная. Этот конфликт продолжается в бессознательном уме, поэтому мы не осознаем его.

Фрейд утверждает, что наша личность формируется в детстве в результате конфликтов с родителями. У нас также есть защитные механизмы, чтобы защитить нас от того, что происходит в нашем бессознательном.

Узнайте больше о теории Фрейда

11-минутное видео, содержащее подробный обзор различных теорий о личности

ПРОЧИЕ ОТЛИЧИЯ

Страницы каждого из подходов и приложений будут учитывать более конкретные индивидуальные различия, такие как люди с «фотографической памятью» или расстройствами личности.

СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Индивидуальные различия иногда называют диспозиционными факторами — это объяснения, основанные на индивидуальном строении человека.

Противоположностью будут ситуационные факторы — объяснения, основанные на ситуации или окружении. В частности, социальные психологи предпочитают ситуационные объяснения диспозиционным.

Ситуации и послушание

Ситуации и предрассудки

Индивидуальные отличия | Psychology Today

Источник: Stock-Asso/Shutterstock

Мне нравится преподавать мой онлайн-курс по психологии личности. Во-первых, это подчеркивает для меня, насколько важно понимать тот факт, что каждый из нас подходит к миру по-своему — в значительной степени это и есть психология личности.

Хотя эта область включает в себя множество различных концепций (см. Larsen & Buss, 2017), основное внимание уделяется параметрам основных черт, которые лежат в основе того, насколько мы последовательны в своем собственном поведении во времени и в разных контекстах, и насколько мы надежно различаемся от других в наших поведенческих тенденциях .

Основываясь на десятилетиях обширных многогранных исследований, личностные психологи пришли к выводу, что основные черты характера определяют, кто мы есть. Ниже приводится, с моей точки зрения ученого в этой области, краткое изложение девяти аспектов черт, которые мощно предсказывают человеческое поведение на протяжении всей жизни.

Одно важное примечание: Каждое из этих измерений характеристик на самом деле является именно этим — измерением с крайними значениями на обоих концах. Таким образом, параметр «экстраверсия» имеет баллы на одном конце, соответствующие очень экстравертным людям 90 463 90 466, и баллы на другом конце, соответствующие очень интровертным людям. Кроме того, эти параметры, как правило, «нормально распределены» — это означает (примерно), что большинство людей оценивают как нечто близкое к среднему (а не как экстремальное). Это важно иметь в виду при рассмотрении природы черт личности человека.

Большая пятерка измерений черт личности

Основываясь на широком спектре исследований, проведенных почти столетие, психологи личности пришли к выводу, что почти все черты личности сопоставляются с одним из следующих пяти измерений. Таким образом, эти черты «Большой пятерки» охватывают почти всю структуру человеческой личности — фактически во времени и культуре (см. John, 1990).

Большая пятерка выглядит следующим образом:

Экстраверсия-Интроверсия.

Это измерение (обычно называемое просто «экстраверсией») говорит о том, насколько человек общителен и насколько ему комфортно в социальной среде. Крайние экстраверты без проблем встают на сцену и говорят, в то время как крайние интроверты предпочитают быть застигнутыми врасплох. И, как и во всех описанных здесь измерениях, большинство из нас находится где-то посередине.

Нейротизм-эмоциональная стабильность.

Это измерение (обычно называемое просто «нейротизмом») соответствует тому, насколько человек эмоционально изменчив. Тот, кто сильно невротичен, склонен к частым сменам настроения и негативным эмоциям (плохим чувствам). Тот, кто очень эмоционально стабилен, крут как огурец. Кто-то с сильным невротизмом может сходить с ума, когда по соседству звучит сирена, а человек с низким уровнем невротизма может даже не заметить этого.

Приятность-Неприятность.

Это измерение (обычно называемое просто «приятностью») соответствует тому, насколько непринужденный и дружелюбный человек. Кто-то, кто очень покладист, имеет тенденцию ладить практически со всеми, в то время как кто-то, кто очень неприятен, просто спорит и спорит. В высшей степени приятный человек говорит: «Мне все равно, куда мы пойдем поесть — все хорошо», а крайне неприятный человек может сказать: «Мне не нравится это место! Или ЭТО место! ИЛИ В ЭТОМ месте!»

Сознательность-дезорганизованность.

Это измерение (обычно называемое просто «добросовестностью») соответствует тому, насколько кто-то организован и активен. Кто-то, кто очень добросовестный, надежен, всегда соблюдает сроки и содержит свое рабочее место в чистоте. Кто-то с низкой совестливостью всегда опаздывает, редко соблюдает сроки и не сохраняет свое физическое пространство полностью организованным образом. Кто-то с высокой добросовестностью может стать отличным бухгалтером, а кто-то с низким уровнем добросовестности может потерять 20-долларовую купюру («Я знаю, что она была где-то в этой сумке…»).0003

Открытость-Закрытость.

Это измерение (обычно называемое просто «открытостью» или «открытостью опыту») соответствует непредубежденности. Кто-то с высокой открытостью открыт для новых идей, новых людей и новых способов ведения дел. Тот, кто находится ниже в этом измерении, скорее всего, ограничен и не хочет слышать новые идеи. Кто-то, кто непредубежден, может быть взволнован, чтобы пойти в музей, чтобы увидеть передовой новый жанр искусства, в то время как кто-то, кто ограничен, скорее просто посидит в машине на время посещения.

Измерения темной триады

Хотя «Большую пятерку» часто называют всеобъемлющей, многие недавние исследования (см., например, Jonason et al., 2013) обнаружили, что другой набор черт Измерения, известные под общим названием «темная триада», предсказывают в плане поведенческих результатов больше, чем можно объяснить одной «Большой пятеркой». Эти три измерения, которые часто оказываются предсказывающими друг друга (т. е. взаимосвязанными), — это нарциссизм, психопатия и макиавеллизм.

Нарциссизм-Бескорыстие.

Это измерение (называемое просто «нарциссизм») соответствует тому, насколько кто-то поглощен собой. Тот, у кого высокий уровень нарциссизма, тратит непропорционально много времени на размышления о себе — как о центре почти всего. Тот, кто находится на низком уровне в этом измерении, не имеет сильного внимания к себе и не видит себя центром какой-либо конкретной ситуации. Кто-то с высоким уровнем нарциссизма может публиковать 18 селфи в день в Интернете, в то время как человек с низким уровнем нарциссизма может никогда не переводить свой телефон в режим селфи.

Психопатия-эмпатия.

Это измерение (называемое просто «психопатическое») соответствует подходу к другим, который полностью безразличен. Кто-то с высоким уровнем психопатии не сочувствует другим и не очень заботится об их благополучии, в то время как тот, у кого эта черта низкая, искренне заботится о других и очень им сочувствует. Кто-то, кто является психопатом, может не испытывать никаких эмоций, наблюдая за сценой смерти матери Бэмби. Кто-то, кто более эмпатичен, мог бы заплакать, впервые увидев эту сцену, и до сих пор сожалеть об этом годы спустя.

Макиавеллизм-Скрупулезность.

Это измерение (называемое просто «макиавеллизмом») соответствует подходу к общественной жизни, при котором другие используются в качестве пешек для личной выгоды. Люди с высоким уровнем макиавеллизма будут делать то, что делают другие, только в той мере, в какой это полезно для них самих. С другой стороны, кто-то низкий в этом измерении имеет сильный моральный компас и будет стремиться поступать правильно независимо от выгоды для себя. Начальник с высоким уровнем макиавеллизма может оказывать особые услуги сотруднику, который предоставляет ему или ей инсайдерскую информацию о других на рабочем месте. Босс с низким показателем в этом измерении обязательно будет относиться ко всем сотрудникам одинаково, независимо от практически любого фактора.

Измерение истории жизни

Последним основополагающим измерением черт в современной психологии личности является стратегия истории жизни (см. Figueredo et al., 2008). Основанное на эволюционном подходе к жизни, это измерение имеет две крайние точки, каждая из которых является оптимальной жизненной стратегией при определенных обстоятельствах. Этими крайностями, описанными ниже, являются «медленная стратегия жизненного цикла» и «быстрая стратегия жизненного цикла».

Стратегия медленной жизни против стратегии быстрой жизни.

Это измерение (обычно называемое ненаправленной «стратегией жизненных историй») соответствует тому, использует ли кто-то подход к жизни, который, кажется, предполагает очень безопасную и стабильную среду, или подход, который, кажется, предвосхищает крайне небезопасную и нестабильная среда. Кто-то, кто, кажется, предвидит стабильную среду (т. е. тот, у кого есть медленная стратегия жизненного цикла), примет медленный подход к жизни, предприняв шаги, чтобы много инвестировать в будущее. Кто-то, кто, кажется, предвидит нестабильную среду (т. е. тот, у кого быстрая стратегия истории жизни) будет использовать подход, который больше фокусируется на здесь и сейчас, как будто ожидая, что жизнь может закончиться в любой момент.