Психология направление: Основные направления в психологии
Q&A – Новости – Лицей НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
«Психология» – одно из самых локальных направлений Лицея, которое объединяет не только тех, кто нацелен стать психологом, но и тех, кто просто хочет познавать людей и себя. Руководитель направления Анна Юрьевна Жеймо рассказала об особенностях программы, а лицеисты и выпускники — о своем пути и благодарности направлению.
Анна Жеймо, руководитель направления «Психология»
Кому подойдёт психологическое направление?
Людям, которые интересуются психологией как научной отраслью и как практической деятельностью. Тем, кто хочет исследовать внутренний мир человека и отношения между людьми, а также искать ответ на вопрос «почему люди ведут себя определенным образом?».
А еще тем, кто просто хочет узнать себя лучше!
В чем главная фишка направления? Что отличает его от других?
У нас большой выбор предметов, связанных с психологией, — каждый может выбрать и попробовать разные траектории в психологии уже на этапе учебы в 10-11 классах.
Можно ли идти на «Психологию», если не хочешь работать психологом?
Можно! Мы учитывали и такой путь при создании образовательной программы направления. Ждем и тех, кому просто интересно работать с людьми, кто видит себя в сфере бизнеса, менеджмента, HR.
Какие образовательные треки подготовки есть на направлении?
Условно можно выделить два трека:
Психологический — он дает возможность изучать профильную биологию и математику, предметы по выбору (например, химию) и обучаться на ФД в департаменте психологии.
-
Бизнес и менеджмент — позволяет изучать обществознание, базовую математику и выбирать ФД на факультете бизнеса и менеджмента.
Большая часть дисциплин может относиться к разным трекам. Например, психология, философия, социология, иностранный язык.
Какие внеучебные возможности даёт направление?
На нашем направлении можно пройти практический курс, направленный больше на личностные результаты и формирование психологических навыков, чем на получение знаний — «Общение, лидерство и селф-менеджмент». Также есть возможность познакомиться с психологами разных разных видов и подходов!
Лицеисты и выпускники
Психологию выбирают не только те, кто видит себя психологом в будущем. Кто-то приходит из-за интереса к исследованию человеческих взаимоотношений, кто-то хочет проверить себя и решить, заниматься ли этой областью дальше. Много мнений, много историй — лицеисты и выпускники поделились своим опытом.
Тая Логинова (10 класс), Саша Орехова (11 класс), Саша Черняева (11 класс), Соня Сломинская, выпускница 2020
Почему ты выбрала психологическое направление? Пойдешь ли дальше в психологию?
Тая Логинова: Я выбрала именно это направление, потому что заранее знала, что хочу развиваться в области психологии. Единственное, я не знала, какая именно из узких специализаций мне интересна, и решила выяснить это, поступив в Лицей. Я точно пойду в психологию дальше!
И даже если по окончании бакалавриата мне перестанет нравиться психология в чистом виде, такое образование будет очень классной базой для того, чтобы стать HR-директором или дизайнером интерфейсов — места для маневра неожиданно много!
Саша Черняева: Мне нравилась и психология, и лингвистика. Но психология — это что-то совершенно необычное и уникальное, ведь лингвистических школ и классов много (да, какие-то сильные, у каких-то это одно название, но всё же они существуют), а вот школы психологии можно по пальцам пересчитать. К тому же, хотелось примерить на себя возможную профессию, узнать лучше, что она из себя представляет и подходит ли она вообще мне. Для себя я поняла, что лучше пойду в другую сферу, но я нисколько не жалею, что поступила на это направление. Если бы не этот опыт в Лицее, мне бы пришлось потом отчисляться из университета, поступать еще раз и так далее. Я рада, что это направление помогло «направить» меня.
Саша Орехова: Я увлеклась психологией классе в 8 и решила, что мне это подходит, пробовала до этого много разных кружков, чтобы понять, чем дальше заниматься, но зацепила меня только психология. Поэтому я и выбрала это направление в Лицее.
За два года обучения я поняла, что не хотела бы дальше идти в психологию. Наша программа построена так, что у нас есть возможность познакомиться с множеством ответвлений психологии. Я погрузилась в эту науку намного глубже, чем в 8 классе, и поняла, что мне это не подходит, так что да, учеба мне определенно помогла!
Соня Сломинская: В 9 классе меня интересовали две вещи: биология и математика. На что-то биохимическое я пойти не могла, так как химию не знала от слова совсем. Поэтому выбрала психологию — в когнитивной области как раз встречаются биология с математикой. Сейчас иногда думаю, что можно было выбрать что-то более математическое, но мне кажется, мне было бы слишком тяжело.
Лицей определенно помог с выбором факультета — сейчас я учусь на психфаке Вышки. Собираюсь выбрать когнитивный трек и либо работать в науке, либо найти что-то на стыке психологии и сферы IT — например, usability-аналитика. Надеюсь попасть в магистратуру за рубежом, но до этого еще относительно долго!
В чем главная фишка направления? Что отличает его от других?
Тая Логинова: Мне кажется, главная фишка «Психологии» в невероятной ламповости и взаимной поддержке — несмотря на разногласия, если такие вообще есть. Ну и, конечно, в бесконечных шутках об отсутствии мальчиков на направлении.
Саша Орехова: Главной фишка нашего направления часто называют уютную дружескую атмосферу. Меня всегда это удивляло, ведь каждый год к нам приходят совершенно разные, незнакомые друг другу люди! И теплая атмосфера сохраняется — мы всегда чувствуем поддержку и заботу, что значительно облегчает процесс обучения.
Соня Сломинская: До нашего набора (2018 год) на психологии всегда училось 50 человек на поток, и были две более-менее разделенные группы с разными кураторами. Нас набирали тоже 50 человек, но смогли взять только 35, а в последующих наборах ограничили число до 25 мест. У нас было две группы, но это скорее условность — у нас был один и тот же куратор, и на большинство пар мы тоже ходили вперемешку. Поэтому на направлении своя особая атмосфера — все друг друга знают, близко общаются друг с другом, поддерживают и помогают.
Мы постоянно вместе пили чай на парах, таскали друг другу и преподавателям вкусняшки. Наш паблик «ВКонтакте» с шутками о направлении жив до сих пор — он стал чем-то максимально локальным, и его читают ребята, которые еще не выпустились с психологии (даже те, кто не застал наш набор, а поступили позже).
На каком факультетском дне ты училась и помог ли он с выбором дальнейшего образования?
Тая Логинова: Я сейчас учусь на ФД «Психология», и он очень помогает в выборе профессии. Каждое занятие к нам приходят специалисты из разных областей и рассказывают, чем они занимаются и почему это классно. Мы получаем понимание, что психология — это не только книжки Фрейда, но и огромный мир невероятных возможностей!
Саша Черняева: Когда я училась на «Психологии», у нас был единый факультетский день (сейчас на сайте он называется «ориентированный на образовательную программу «Психология»), а новые 10-е уже могут выбирать между двумя программами факультетского дня. Если бы на тот момент у меня и был выбор, как сейчас у 10-х, я всё равно пошла бы на «Психологию». Помимо занятий, посвященных именно изучению психологии как науки, были и те, где лекторы рассказывали о разнообразии путей, по которым может пойти психолог. Я узнала о многих сферах, в которых психолог востребован (о многих из них я раньше и не думала как об актуальных для данной профессии). Кстати, думаю, что дальше попробую связать лингвистику с психологией (психо- и нейролингвистика, например) и больше не разрываться между этими направлениями!
Саша Орехова: Я ходила на ФД «Психология».
У нас были совершенно разные курсы, но все о психологии и ее отраслях — каждую неделю к нам приходили новые лекторы из совершенно разных областей, и это очень помогло с выбором дальнейшего образования!
Топ твоих «спасибо» психологическому направлению
Тая Логинова:
Во-первых, спасибо за прекрасных людей, которых я здесь встретила, ведь для меня это вообще самое главное!
Во-вторых, за жизненный опыт и осознание важных вещей про себя и других.
В-третьих, за чай и пледики 😉
Саша Черняева: В первую очередь, я очень благодарна всем преподавателям, которые вели у меня занятия на направлении. Думаю, без них эти два года не прошли бы так весело и продуктивно. Спасибо направлению за возможность поискать себя. Спасибо «Психологии» за лучшее понимание себя и окружающих (никого на 100% я не понимаю, конечно, но теперь я, как мне кажется, менее критична).
Саша Орехова:
Я благодарна своему направлению за:
1. Самых потрясающих преподавателей, которые когда-либо у меня были!
2. Невероятно умных, добрых, классных одногруппников, которые помогают на парах чувствовать себя, как дома.
3. Возможность увидеть всю необъятность психологии, познакомиться с ней поближе и понять, хочу ли связать с ней свою жизнь.
Соня Сломинская:
1. Близкие подруги;
2. Подготовка к психологическим олимпиадам, благодаря которым я поступила в Вышку;
3. Преподаватели, которые действительно нас понимали, и на которых не получалось злиться, даже когда стояло 3 контрольных в один день;
4. Опыт работы над ИВР по психологии, благодаря которому тебя охотно берут стажироваться в лаборатории на психфаке;
5. Настолько хорошая атмосфера, что даже во время подготовки к ЕГЭ в эру пандемии и дистанта чувствовалось, что мы все можем друг друга поддержать и что все в одной лодке!
«Желаю вам верить в себя и попробовать отнестись к учебе в Лицее не как к делу с определенным результатом, а как к увлекательному исследованию себя и своих возможностей. Так вы сможете узнать, что вам близко и нужно на самом деле и сделать осознанный выбор своего будущего!»
Текст: Анастасия Аникина
Основные направления психотерапии. Как выбрать наиболее подходящее? — RISE на vc.ru
Даже врагу не желай жить в эпоху великих перемен. А если уж пожелал, то добавь и хорошего психолога. Но как понять, что психолог хороший? Какие направления психотерапии он предлагает? Может вообще, вся психология — это лишь умение ловко продавать обещания впечатлительньім людям?
2723 просмотров
С другом идем записываться на сеанс
На связи RISE: сообщество про ноотропы и личную эффективность. Чаще всего я публикую материалы про препараты, добавки и нейрогормоны. Но добавки сами по себе не делают вас лучше, а помогают делать то, что вы и так делаете, но в больших или меньших объемах. Подняв дофамин у тревожного человека, вы дадите ему возможность дольше тревожиться не чувствуя усталости. А вот найти корень этих мотивов — задача совершенно другая. И психология часто эффективна там, где ноотропы не работают.
Дисклеймер: психотерапия, как и добавки, и йога, и тренировки в зале — не является безусловной причиной улучшения самочувствия. Чаще всего, это тяжелый путь, а роль психолога сопоставима с ролью проджект-менеджера, который вытягивает проект под названием «Ваше сознание» из дремучей бездны. Также, сразу стоят прояснить разницу понятий:
- Психолог. Человек, получивший высшее образование по направлению «Психология». У него на руках есть диплом бакалавра или магистра, доказывающий, что человек может быть психологом. И уже при наличии базового образования, его можно прокачивать сертификатами, курсами, тренингами. Самое главное, психолог не может: ставить диагноз, назначать лечение.
- Клинический психолог. Это не врач, но он работает на стыке психологии и медицины. Его задача — сопровождать людей с болезнями, когда болезнь также провоцирует угнетения психики. Страх смерти, панические атаки, тревожность. Клинический психолог не назначает лечение, но помогает пройти через страхи и тревоги.
- Психотерапевт. Получает базовое высшее медицинское образование и затем проходит профильную ординатуру. То есть он знает, что нужно делать с человеком при определенных симптомах, действует комплексно, может выписать лекарства. Его вмешательство может не дать болезни развиться.
- Психиатр. Человек, получивший медицинское образование по специальности “Психиатрия”. Он также имеет право назначать препараты. Умеет работать со случаями, выходящими за границы нормы, с конкретными пациентами, которым поставлен диагноз. Как говорится: лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра.
И теперь, когда все определения зафиксированы, перейдем к самому материалу.
На чем основаны направления психотерапии?
Есть подходы в психотерапии и есть направления. Подходы в психотерапии — это марка автомобиля, а направления — типы кузова. То есть подход объясняет как в целом работает психика человека, а направление дает психологу инструменты для работы. Подходы на слуху у каждого, и вот, в чем их отличия:
- Психоанализ. Утверждает, что внутри сознания человека идет беспрерывная борьба между подавленными инстинктами. А то, что происходит в сознании человека — результат этой борьбы.
- Бихевиоризм. Человек находится в системе стимулов и реакций. Стимулы бывают внешние, но бывают и внутренние. Понимая их, можно корректировать внутреннее состояние и внешнее поведение.
- Гуманистический подход. Человек находится в конфликте между требованиями социума и внутренним «Я так чувствую». Суть в том, чтобы максимально согласовать эти две стороны.
Когда проработал внутренние зажимы
Есть и другие подходы: экзистенциальный, деятельный, духовный… Но они строятся вокруг того, как описать внутреннее состояние человека и согласовать его с внешним миром, а во главу угла ставятся личные переживания. Это как взять готовый топ бесплатных практик для фокусировки и концентрации, добавить в него пару упражнений и выдавать как за совершенно новый продукт. То есть тот же подход, только под другим углом.
Развитие направлений психотерапии
То, что происходило с подходами дальше — это обрастание деталями и методами. Фактически, это выглядит так: ученый идет в психологию, изучает конкретный подход, видит, что подход можно как-то модернизировать, и делает это. После чего смотрит на результаты и их достоверность при смене выборки. Хотя, иногда наоборот, избавление от деталей помогает эффективнее прийти к сути проблемы, как цифровой аскетизм, повышающий продуктивность.
В итоге сегодня существует более 50-ти разных направлений. От невероятно узких, и работающих как вспомогательный элемент терапии, или обещающих раскрыть сверхпродуктивность, до комплексных методологий, которые позволяют глубоко прорабатывать личностные проблемы.
С одной стороны, количество теорий и гипотез позволяет психологии развиваться, открывая такие направления как киберпсихология. С другой — порождает массу псевдонаучных подходов, концепций и теорий. И только этой проблеме можно посвятить не один десяток статей. Но в итоге, существовавшие ранее подходы стали расширяться и кристаллизоваться. Возникли направления на стыке психологии и нейроанатомии, и к этому мы еще вернемся.
Где начинаются и заканчиваются зоны ответственности психолога
Некоторые психологи, и не совсем психологи, могут преподносить свою работу как универсальный инструмент решения всех проблем. Причем может сложиться мнение, что психолог за клиента решает его проблемы, говорит, что именно должен сделать клиент, чтобы к нему пришла личная эффективность.
На практике все совсем не так. Вне зависимости от используемого направления, психолог не может говорить клиенту, что тому делать. И не может гарантировать успешный результат терапии, рост финансового благополучия или невероятную привлекательность клиента, которую тот обретет после терапии. Вместо этого:
- Перед началом терапии психолог знакомит клиента с направлением, в котором они будут работать. Объясняет основы и базовые принципы. Дает понять, по каким маркерам можно будет отслеживать результаты.
- В психотерапии нормально строить прогнозы после получения клиентского запроса и проведения первой сессии. Дескать, ваша проблема решаема, но потребует сил и времени. В зависимости от подхода это может быть месяц и всего 4-5 сессий, или год, и 20-30 сессий.
- Задача психолога дать клиенту возможность изучить запрос под разными углами и самостоятельно найти то решение, например — справиться с эмоциональным выгоранием. Идеальная терапия, когда клиент говорит в 10 раз больше, чем психолог.
- Приличным считается, когда психолог регулярно проходит супервизию — то есть сам ходит к психологу. Да, это как раз та шутка, когда психолог после визита пациента сам заплакал и пошел к своему психологу) Помимо сбрасывания эмоциональной нагрузки в этом есть еще существенный смысл — контроль собственного состояния, профессиональный взгляд со стороны. Чтобы личные тараканы психолога не перескакивали на пациента, если образно)
Наличие конкретного метода терапии или подхода к клиенту не гарантирует решения проблем. Более того, каждый подход ориентирован на свой спектр задач. Стоит понимать это как: конкретный подход может использоваться для решения разных запросов, но некоторые из них он решает лучше.
Основные направления психотерапии, их преимущества и недостатки
Это именно основные направления. Если попытаться перечислить их все, то удобнее будет поднять отдельный сайт. Те, что приводятся ниже, используются наиболее часто и результативны. Они не гарантируют безусловного решения проблемы, но наиболее эффективны среди остальных.
Психоаналитическая терапия
Если кратко: продлится долго, будете вспоминать раннее детство, ответов не ждите. Психолог будет идти рядом с вами в этом путешествии, но в процессе спойлеров не дождетесь.
Классическое направление, которое можно описать как: долго, больно, дорого. Психоанализ требует времени, и часто связан с вытаскиванием на свет всего негатива, который был в жизни человека. Подход к личности объясняется её структурой:
- Личность человека делится на Ид, Эго, Супер Эго. Ид — наше животное начало, голые инстинкты в чистом виде. Эго — социальные схемы поведения. Все то, что делает человека функциональной частью общества. Супер Эго — наши моральные убеждения.
- Проблемы начинаются из-за конфликтов на уровне Ид. Они и проявляются на более высоких уровнях. С этими симптомами человек и обращается к психотерапевту.
- Из-за невозможности прямо выразить потребности Ид, психоаналитик начинает погружаться вглубь сознания клиента, используя метафоры и ассоциации. Позволяя клиенту выйти на относительное управление подсознанием.
Основная отличительная черта этого подхода — время. Психоанализ длится годами, а психоаналитики берут за работу значительные суммы. Но при этом клиент постепенно обретает внутреннее равновесие, между мотивами своих личностей.
Экзистенциально-гуманистический подход
Наиболее известное творение этого подхода — пирамида Маслоу)
Если кратко: будете проходить тесты и рисовать длинные карты вашей жизни. Психолог будет выступать компасом и сетесантом на этом пути.
Каждый человек обладает способностью к самоисцелению от душевных травм. Важно лишь запитать и направить этот ресурс в конструктивное русло. То же самое с мозгом делает топ прекурсоров для повышения продуктивности — не стимулирует, а запитывает ЦНС.
Эта система протягивается из прошлого, через настоящее и ведет в будущее. И чем лучше психолог узнает эту систему, тем лучше. Поэтому, основным инструментом работы будет построение огромной ветвистой карты (не путать с картой желаний). На ней клиент определяет ключевые события из прошлого, актуальные дела из настоящего и желаемые цели в будущем.
После чего, вместе с психологом, клиент начинает прорабатывать все перечисленные события, согласовывая их друг с другом, ища варианты для воплощения всего этого в жизнь. Бонусом, экзистенциально-гуманистический подход завоевал популярность в плане исследования личности с помощью тестов.
Трансактный (он же транзактный) анализ
Кто Я? Отец, сын или взрослый?
Если кратко: психолог, оказывается, разговаривает, и достаточно много. В процессе вы узнаете о том, что привычные для вас отношения работают совсем не так, как вы думали.
То, что в 90% случаев используется при парных посещениях психолога, или при разборе личных проблем. Суть подхода в том, что в процессе жизни, человек приобретает определенные шаблоны ролевого поведения. На работе вы одни, дома другие, с друзьями — третьи. Проблемы начинаются тогда, когда роли, переползают в сторонние схемы отношений. Например:
- Родитель-Ребенок-Взрослый. Родитель может приказывать и наказывать. Ребенок может обижаться и капризничать. Отношения между ними понятны. Но на работе и в отношениях с равными, мы действуем с позиции взрослый-взрослый. Предупреждаем об опозданиях, приходим к конструктиву, выясняем причину конфликтов. А если сотрудник начинает вести себя как ребенок по отношению к руководству, то начинаются проблемы. Причем они разрастаются, если руководитель берет на себя роль родителя и пытается перевоспитать ребенка. Все, дальше только хаос, эмоции и качели.
- Преследователь-Жертва-Спасатель. Сразу наглядный пример: муж грубо обращается с женой, требует в приказном тоне, чтобы дома был порядок, еда ждала теплая на ужин, и чтобы секс был доступен по первому же требованию. Жена послушно терпит, страдает, иногда появляется на улице с синяками. Свои жалобы она рассказывает всем, пока не найдет ту самую подругу, или чаще свою мать, которая будет появляться и портить жизнь уже мужу, требуя, чтобы он больше зарабатывал, меньше бил жену, сам что-то делал по дому. При этом поменять отношение и исправить корень ситуации — уважать друг друга и научиться просить а не требовать, никто не рассматривает априори. В итоге, семья страдает, но каждый счастлив в той нише, которую занимает.
- Я-реальный, я-идеальный, я-социальный. Случай, когда речь идет про частную личность. Я-реальный, это простой человек, с обычной работой и средней ЗП. В этом нет ничего плохого, это данность. Но внутри у него живет Я-идеальный, его желание кем-то быть. Миллионером, генетически избранным, одаренным талантом. И вот уже простой человек ведет себя так, словно ему все должны. А его образ в глазах окружающих — Я-социальный, это мудак с завышенным ЧСВ. Чем больший разрыв между этими тремя составляющими, тем хуже себя ощущает клиент.
Трансактный анализ позволяет дорабатывать уже существующие схемы или создавать новые. Главное, чтобы они соответствовали реальности и помогали управлять стрессом и эмоциями.
Телесно-ориентированная терапия
Один из экспертов в этой области
Если кратко: считается более женским методом, возможно, в процессе будем петь и плясать. Познаем свою психику через «физику» тела.
Суть терапии в умении акцентироваться на переживаниях и телесных ощущениях. Отчасти, это напоминает те виды медитации, когда ты созерцаешь свое дыхание. Но только более специфическая:
- Главная концепция направления в том, что тело человека «зажато» психическим напряжением: человек сутулится, прячет руки, быстро ходит, резок в движениях. И нужно «пробудить» тело к жизни, используя различные методики.
- Суть воздействий на тело в том, чтобы человек начал ощущать себя свободнее, раскованнее, откровенно и без комплексов говорить то, что думает и не чувствовать за это вины.
- В идеале, такая терапия финализируется мощным выплеском эмоций. Человек осознает, что может выплеснуть накопившуюся боль, обиду, комплексы, и делает это. Пройдя через сильное эмоциональное переживание, человек становится свободнее.
На практике это проходит через различные выезды на природу, в лес или поле, где можно кричать сколько влезет. Своеобразные ретриты, групповые виды терапии, когда группа тебя поддерживает, одобряет поведение, помогает принять комплексы и выплеснуть накопившееся.
Психодрама
Если кратко: работает больше как метод расслабиться, получить поддержку от группы людей и оригинально провести время.
Сопутствующий вид терапии. Здесь будет про личный опыт. Как вы знаете, я психолог, и обучаясь в университете я познакомился с любопытной техникой — плейбек-театр, как подвид психодрамы. Техника используется преимущественно для работы с людьми, которые проходят избавление от зависимости, на поздних этапах терапии. В целом, она скорее расширяющая опыт и дарящая новые впечатления. Суть проста:
- Есть актеры. Чаще всего — участники одной группы, которые борются с зависимостью. Реже — студенты психологи. Участникам объясняют техники психодрамы, фактически самой игры. После чего, группа актеров выстраивается на сцене.
- Ведущий просит любого из зрителей, кто желает, присоединиться к нему и рассказать о сильном эмоциональном событии, которое тот пережил в жизни. Или о событии, на которое он хочет посмотреть со стороны.
- Человек рассказывает, а актеры на сцене воплощают этот рассказ на практике, в одной из выбранных техник. Так человек получает возможность оценить ситуацию со стороны.
Скажу так, на словах выглядит достаточно спорно. Но вот эмоции и впечатление, которые переживаешь при рассказе, отыгрыше и наблюдении за происходящим — это отличная эмоциональная разрядка. Возможно, отличный элемент социализации, как и любое хобби или кружок по интересам.
Когнитивно-поведенческая терапия
Если кратко: освещает истинный корень проблем, реальные угрозы для личности и действенные способы решить эти угрозы или методы, как их избегать.
Рассматривая направления психотерапии, можно увидеть некий метафорический флер в каждом из них. Они расписывают грани личности, строят какую-то иерархию и структуру. Когнитивно-поведенческая терапия отказалась от такой интерпретации напрочь. Суть направления в следующем:
- Проблемы человека строятся на когнитивных ошибках, неумении признать свои слабости или вокруг неких событий, которые ассоциативно вызывают страхи.
- Психолог, используя сократовский диалог, или систему вопросов, докапывается до сути проблемы, параллельно показывая клиенту, откуда берут начало его проблемы.
- Клиент сам исправляет когнитивные ошибки, строит новые ассоциации и избавляется от проблемы.
Изначально использовалась для избавления от ПТСР и начальной стадии депрессии. Быстро, дорого, надолго, а крайне прагматичный подход к решению проблем, позволяет эффективно проводить КПТ онлайн. Фактически, клиент получает навык самостоятельной работы со своими проблемами. Проблема решается за 4-12 сессий, и требуется еще 2 встречи, с периодичностью полгода и финальная встреча еще через год.
Направления психотерапии. Какое в итоге выбирать?
Сами по себе направления психотерапии — это лишь набор инструментов. Все зависит от их качества, от рук мастера, который их использует, и от типа проблемы, которую он собирается решить. И, самое главное, от степени доверия клиента к психологу. Если эти 4 компонента встречаются вместе, терапия приобретает действенную результативность. Материал выше призван помочь вам разобраться с тем, какие вообще существуют методы, какие из них больше могут подойти и заслуживают внимания для применения на практике.
А что вы думаете про психологию, и направления психотерапии в частности? Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом в комментариях. Было ли такое, что поход к психологу закончился ничем, или наоборот, вы нашли специалиста, который помог решить проблему?
Больше материалов про психологию, мозг и личную эффективность вы найдете в Телеграмм-канале и группе ВK. Подписывайтесь, чтобы не пропустить актуальные материалы.
Автор: Филипп Дончев, редактор сообщества RISE
клинических и зарегистрированных психологов | Наша команда
Наша команда сострадательных психологов и социальных работников имеет индивидуальные и взаимодополняющие направления, специальную подготовку и терапевтические подходы, которые помогут вам двигаться к более счастливой и здоровой жизни.
Все наши специалисты в области психического здоровья прошли аккредитованное в отрасли обучение и подготовку и используют подходы, основанные на фактических данных, поэтому вы можете быть уверены, что находитесь в надежных руках.
Карен Хаггетт
Клинический психолог,
Директор направления психологии
Карен начала свою карьеру в 1996 году и имеет большой опыт работы со взрослыми, детьми, подростками, семьями и парами. Она работала в основном в Департаменте здравоохранения штата Вашингтон в области взрослой психиатрии, детских и подростковых амбулаторных клиник (CAMHS), подросткового отделения Bentley и PMH (отделение психологической медицины и эндокринологии), прежде чем в 2008 году начать направление психологии.
Карен предоставляет психологические услуги клиентам всех возрастов, страдающим эмоциональными, поведенческими и психологическими или психическими расстройствами. Она проявляет особый интерес к работе с детьми и подростками, предлагая программы раннего вмешательства и профилактики.
Карен является послом психического здоровья и активно пропагандирует психическое здоровье, проводит программы по работе с населением, оказывает поддержку государственным и частным медицинским учреждениям и сотрудничает с организациями-единомышленниками для удовлетворения постоянно растущих потребностей нашего сообщества.
Руби Симмс-Камберс
Руби имеет большой опыт работы с детьми и семьями, в том числе в сфере психосоциальной поддержки детей, страдающих аутизмом, и волонтерской работы в Департаменте защиты детей и поддержки семьи.
Подробнее »
Наташа Котовски
Наташа владеет рядом научно обоснованных методов лечения, таких как когнитивно-поведенческая терапия, межличностная терапия, терапия принятия и приверженности, мотивационное интервьюирование, терапия, ориентированная на решение, и десенсибилизация и переработка движениями глаз (EMDR).
Подробнее »
Рэйчел Уэбб
Рэйчел — чуткий, чуткий практик, который использует индивидуальный подход. Она создает непредвзятые и поддерживающие терапевтические отношения, чтобы помочь своим клиентам понять себя и достичь своих терапевтических целей.
Подробнее »
Эмили Спинк
Эмили стремится помогать своим клиентам процветать. Она создает позитивную, уважительную и сострадательную среду, чтобы помочь клиентам с различными презентациями, диагнозами и инвалидностью.
Подробнее »
Рис Пол
Риз — сострадательный и доступный зарегистрированный психолог. Рис имеет опыт работы в государственном секторе, в основном работая с клиентами, злоупотребляющими психоактивными веществами.
Подробнее »
Вероника Сенге
Вероника увлечена созданием честных, сплоченных и динамичных сообществ. Она помогает клиентам осмысленно участвовать в ряде терапевтических вмешательств, преодолевать препятствия, с которыми они могут столкнуться. Вероника может поддерживать широкий круг клиентов.
Подробнее »
Аша Наталвала
Аша привносит в свою клиническую работу теплый, уважительный и совместный подход. Она увлечена тем, чтобы дать другим возможность жить счастливой и здоровой жизнью.
Подробнее »
Прю Коттер
Прю сейчас в декретном отпуске.
Подробнее »
Шарлин Делан
Шарлин — опытный социальный работник с более чем 25-летним опытом помощи людям в улучшении их психического здоровья и благополучия.
Подробнее »
Сорча Мелвилл-Смит
Сорча увлечена тем, чтобы помочь улучшить благополучие клиентов, с которыми она работает, предлагая клиентам безопасное и защищенное пространство.
Подробнее »
Роджер Харрис
Роджер имеет опыт проведения индивидуальной и групповой терапии для детей, подростков и взрослых и стремится помогать людям жить психически здоровой жизнью.
Подробнее »
Данель Придди
Данель — заботливый и сочувствующий временный психолог, работающий с детьми, подростками и взрослыми.
Подробнее »
Сара Маквинни
Сара — временный психолог, консультирующий детей, подростков и взрослых с различными проявлениями. Она особенно увлечена работой с детьми и подростками с историей беспокойства, проблем с самооценкой и образом тела, издевательств и депрессии.
Подробнее »
Ренн Чеа
Ренн имеет опыт работы со взрослыми, а также детьми, подростками и их семьями, предоставляя оценки и целенаправленные психологические вмешательства.
Подробнее »
Нора Салах
Нора — добрый и чуткий зарегистрированный психолог, у нее 6-летний опыт работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях, а также работа со взрослыми и пожилыми людьми.
Подробнее »
Николас Милошевич
Николас видел людей с такими проблемами, как депрессия, беспокойство, приступы паники и агорафобия, травмы, эмоциональное избегание, проблемы с памятью, конфликты на рабочем месте, проблемы с парами, пережившие домашнее насилие и проблемы с развитием.
Подробнее »
Билл Болсер
Билл — зарегистрированный психолог с более чем 10-летним опытом оказания психологических услуг взрослым всех возрастов, представителей разных культур и происхождения. Специализируясь на уходе за престарелыми, Билл имеет опыт консультирования клиентов с депрессией, тревогой, стрессом и гневом.
Подробнее »
Психология здоровья в первичной медико-санитарной помощи: последние исследования и будущие направления
. 2011;4:59-68.
doi: 10. 2147/PRBM.S12996. Epub 2011 1 июня.
Стивен Тильке 1 , Александр Томпсон, Ричард Стюарт
принадлежность
- 1 Психиатрия и поведенческие науки, Вашингтонский университет, Гериатрический исследовательский, образовательный и клинический центр, Медицинский центр Пьюджет-Саунд, штат Вирджиния, Сиэтл, Вашингтон, США.
- PMID: 22114536
- PMCID: PMC3218777
- DOI: 10.2147/ПРБМ.С12996
Бесплатная статья ЧВК
Стивен Тильке и др. Psychol Res Behav Manag. 2011.
Бесплатная статья ЧВК
. 2011;4:59-68.
doi: 10.2147/PRBM.S12996. Epub 2011 1 июня.
Авторы
Стивен Тильке 1 , Александр Томпсон, Ричард Стюарт
принадлежность
- 1 Психиатрия и поведенческие науки, Вашингтонский университет, Гериатрический исследовательский, образовательный и клинический центр, Медицинский центр Пьюджет-Саунд, штат Вирджиния, Сиэтл, Вашингтон, США.
- PMID: 22114536
- PMCID: PMC3218777
- DOI: 10. 2147/ПРБМ.С12996
Абстрактный
За последнее десятилетие исследования в области психологии здоровья в первичной медико-санитарной помощи подтвердили ее вклад в укрепление психического и физического здоровья, а также ее роль в устранении пробелов в предоставлении услуг в области психического здоровья. Недавние метаанализы дали неоднозначные результаты в отношении эффективности и рентабельности вмешательств в области психологии здоровья. Было проведено несколько исследований вмешательств психологии здоровья в реальных лечебных условиях. Существует несколько ключевых проблем: определение степени проникновения психологии здоровья в учреждения первичной медико-санитарной помощи; уточнение конкретных ролей медицинских психологов в интегрированной помощи; решение вопросов возмещения; и адаптация к увеличению количества назначений психотропных препаратов. Выявление и изучение этих проблем может помочь психологам в области здравоохранения и поставщикам первичной медико-санитарной помощи разработать наиболее эффективные способы применения психологических принципов в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. В изменяющемся ландшафте здравоохранения психологи здоровья должны продолжать формулировать теории и методы психологии здоровья и интегрированной помощи, применять свои убеждения на практике и оценивать результаты своей работы.
Ключевые слова: совместный уход; совместное размещение; психология здоровья; комплексный уход; первая помощь; направления.
Похожие статьи
Суицидальная идея.
Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.
Будущее Cochrane Neonatal.
Солл РФ, Овельман С., Макгуайр В. Солл РФ и др. Ранний Хам Дев. 2020 ноябрь;150:105191. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2020.105191. Epub 2020 12 сентября. Ранний Хам Дев. 2020. PMID: 33036834
Эффективность интегрированных путей оказания помощи взрослым и детям в медицинских учреждениях: систематический обзор.
Аллен Д., Гиллен Э., Риксон Л. Аллен Д. и др. JBI Libr Syst Rev. 2009;7(3):80-129. doi: 10.11124/01938924-200907030-00001. JBI Libr Syst, ред. 2009 г. PMID: 27820426
[Предложение по реформированию обучения психологов во Франции и в Европейском Союзе].
Бушар Дж.П. Бушар Дж. П. Энцефал. 2009 фев; 35(1):18-24. doi: 10.1016/j.encep.2007.11.008. Epub 2008 2 апр. Энцефал. 2009 г.. PMID: 19250989 Французский.
Вмешательства по изменению поведения при необъяснимых с медицинской точки зрения симптомах в первичной медико-санитарной помощи: систематические обзоры и экономическая оценка.
Ливисс Дж., Дэвис С., Рен С., Гамильтон Дж., Скоуп А., Бут А., Саттон А., Парри Г., Бушевич М., Мосс-Моррис Р., Уайт П. Ливисс Дж. и др. Оценка медицинских технологий. 2020 сен;24(46):1-490. дои: 10.3310/hta24460. Оценка медицинских технологий. 2020. PMID: 32975190 Бесплатная статья ЧВК.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Услуги психолога здоровья для людей в неблагополучных регионах Венгрии: опыт модельной программы развития первичной медико-санитарной помощи.
Саллай В., Мартос Т., Луча Л., Папп-Зиперновски О., Чабай М. Саллай В. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 фев 22;20(5):3900. doi: 10.3390/ijerph30053900. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36
0 Бесплатная статья ЧВК.Обучение врачей методам интервьюирования, повышающим самоэффективность (SEE IT): влияние медиаторов изменения поведения на психологическое здоровье пациента.
Джерант А., Лихте М., Кравиц Р.Л., Танкреди Д.Дж., Магнан Э.М., Хаднут А., Фрэнкс П. Джерант А. и др. Пациент Educ Couns. 2016 ноябрь;99(11):1865-1872. doi: 10.1016/j.pec.2016.07.002. Epub 2016 2 июля. Пациент Educ Couns. 2016. PMID: 27423177 Бесплатная статья ЧВК.
Рекомендации
- Матараццо JD. Проблема поведенческого здоровья для академической, научной и профессиональной психологии. Я психол. 1982; 37: 1–14. — пабмед
- Маркс Д.Ф., Мюррей М., Эванс Б., Уиллиг С., Вудалл С., Сайкс С.М. Психология здоровья: теория, исследования и практика. 2-е изд. Лондон, Великобритания: Sage Publications; 2005.
- Ассоциация АП. Стать психологом здоровья. [По состоянию на 7 апреля 2011 г.]. Доступно по адресу: http://www.health-psych.org/AboutHowtoBecome.cfm.
- Миллер Б.Ф., Менденхолл Т.Дж., Малик А.