Психология общества: Новости РПО
Социальная психология и общество
Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society» публикует наиболее актуальные социально-психологические работы теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера российских и иностранных специалистов. Основные темы журнала посвящены проблемам взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество». Издание адресовано психологам-исследователям, психологам-практикам, преподавателям психологии, а также всем тем, кто интересуется вопросами социальной психологии.
Интервью с главным редактором
Издатель: ФГБОУ ВО «Московский
государственный психолого-педагогический университет», Москва
ISSN (online): 2311-7052
Подписной индекс ОАО «Роспечать»: 22209
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2010 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на https://psyjournals.ru
Электронная версия журнала находится в свободном доступе.
Условия лицензии:
Материалы
журнала доступны по лицензии Creative Commons
С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается
использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным
указанием имени автора произведения и источника заимствования.
Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society» – рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрированное в установленном законом порядке как средство массовой информации.
Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.
Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 5 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.
Сайт издания: На сайте в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (состав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.
Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: https://psyjournals.ru/index.shtml
РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ – 1,025 (дата обращения: 26.11.2019).
Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 18 cпециалистов – кандидаты или доктора наук (либо обладатели иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятые проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.
Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.
Публикации в журнале «Социальная психология и общество» являются бесплатными для авторов.
Основные разделы:
-
Колонка редактора
-
Теоретические исследования
-
Эмпирические исследования
-
Прикладные исследования и практика
-
Методический инструментарий
-
Дискуссии и обсуждения
-
Критика и библиография
-
Научная жизнь
-
Указатель статей
Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой специальностей):
- 19. 00.05 – Социальная психология (психологические науки)
- 19.00.12 – Политическая психология (психологические науки)
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.
Журнал включен в российские и международные базы данных:
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Название: Социальная психология и общество
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67006 от
30.08.2016
Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Информационная (в сфере
психологии): научные исследования социально-психологических работ
теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера; реклама в
соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе
Форма периодического распространения: периодическое печатное издание,
журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные
страны
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский
государственный психолого-педагогический университет
Психология общества и социальный капитал Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
УДК 316.
62+159.922.4+316.752.754 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1Л. Г. Почебут
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Психология общества является классической проблемой социально-психологической науки. Социальная психология начинала свое развитие с изучения общественных проблем. Однако общество как вид социальной общности пока не стало отдельным предметом социально-психологического исследования, до сих пор не раскрыты психологические особенности различных обществ. Социальное взаимодействие как взаимообмен между людьми различными действиями, представлениями, верованиями, чувствами, идеями имеет психическую природу и отражается в сознании людей. Процесс взаимодействия людей включает психологические феномены, поэтому вполне оправданно говорить не только о социологии, но и о психологии общества.
В процессе исторического развития люди создали сложные социальные организации, основанные на коллективно принятых и согласованных принципах совместного бытия. По нашему мнению, три основополагающих процесса послужили стимулом развития общества. Первый — структуризация аморфной социальной общности, вначале по дихотомическому принципу — разделение на массу и элиту, затем — все более и более дифференцированное деление на классы, слои, профессии и т. д. Второй — создание социальных представлений, служащих психологическим субстратом, цементирующим общество, усиливающим солидарность. Третий процесс направлен на создание таких систем взаимоотношений между людьми, которые позволили бы обществу стабильно развиваться и эффективно функционировать. Эти три основополагающих социальных процесса постепенно приводят к оформлению особого состояния общественных отношений — совокупности психологических потенциалов, ресурсов людей. В современной социологии и экономике такой потенциал получил название «социальный капитал». В науке рассматриваются разнообразные виды капитала: человеческий, социальный, символический, культурный и пр. Социальный капитал является социально-психологическим феноменом, именно с его помощью можно понять и объяснить состояние современных общественных отношений.
Социальный капитал
П. Бурдье [1] использовал термин «социальный капитал» для объяснения возможностей и преимуществ, которые дает людям членство в группах, а Дж. Коулман применял его для описания пользы социальных связей для индивида [2]. По мнению Р. Патнэма, феномен социального капитала основан на исторически сложившихся традициях социального взаимодействия, нормах взаимности и доверия между людьми, активного вовлечения их в политическую жизнь [3]. Накопленный социальный капитал, устойчивые отношения доверия и сотрудничества способствуют формированию гражданского общества, члены которого проявляют общественную активность, взаимоуважение и толерантность, активно участвуют в жизни своего сообщества. С точки зрения Р. Патнэма, социальный капитал означает, по сути, взаимодействие, в основе которого лежат
© Л. Г. Почебут, 2011
взаимное уважение, доверие и гражданственность. Уменьшение социального капитала в обществе означает сокращение гражданственности и доверия. Р. Патнэм считает, что здоровое гражданское общество является залогом экономического и культурного процветания.
Социальный капитал характеризуется как совокупное общественное благо, создаваемое в результате действия всей системы общественных связей. Позитивное развитие его выполняет в обществе следующие функции:
1. Способствует консолидации народа, солидарности, осознанию национальной идентичности и единства.
2. Обеспечивает развитие командного, коллективного духа.
3. Позволяет консолидировать общественные и индивидуальные цели и интересы.
4. Формирует общество позитивного социального партнерства и равновесия.
Наращивание социального капитала является необходимым условием для успешного существования демократической системы. Недостаточность его развития приводит к негибкости политической системы, росту бюрократии, безответственности и коррупционности государственного аппарата.
Социальный капитал заложен в социальные сети взаимодействий людей, ценности и нормы и оказывает существенное влияние на экономическое развитие общества. Он включает в себя четыре основных компонента:
1. Атмосфера взаимного доверия людей в обществе.
2. Открытость информации, организация возможностей для информационных потоков, свобода информации, независимость СМИ от государственных структур.
3. Настроенность людей на конструктивное сотрудничество друг с другом, ориентация на свободный обмен информацией и честное взаимовыгодное взаимодействие.
4. Активность участия граждан в добровольных социальных ассоциациях.
Атмосфера взаимного доверия возникает в результате воздействия двух факторов — психологических особенностей людей (честность, искренность, мотивация, намерения в отношении других) и компетентности (способности и навыки, результаты деятельности и профессиональные достижения). Можно считать человека искренним и честным, но не доверять ему полностью, поскольку он не добивается результатов в своей работе. Люди доверяют тем, кто умеет доводить дело до конца.
В современные обществах, включенных в глобальную экономику, все больше внимания уделяется этике взаимоотношений между людьми, ведения бизнеса и политической жизни. Этика отношений лежит в основе доверия, базируется на морали и нравственности.
Наша концепция заключается в следующем. Общество — это долговременная социальная общность, созданная в процессе взаимодействия людей. Психологическое взаимодействие реализуется в ходе трех процессов: структуризации общества, создания системы коллективных и социальных представлений, установления равновесия, гармонии и доверия во взаимоотношениях между людьми. Эти процессы укрепляют взаимодействие, определяют его направленность, интенсивность, стабильность. Реализация их приводит к особому общественному состоянию, способствует накоплению социального капитала общества (рис. 1). Взаимодействие и взаимное доверие народа и власти определяют направленность развития общества. Коллективные представления, выраженные в форме религии, идеологии, доминирующих ценностей, определяют интенсивность
социального взаимодействия, силу и энергию общественных проявлений, гражданскую активность людей, их включенность в социальную жизнь сообщества. Устоявшаяся веками система взаимоотношений способствует равновесию в общественном развитии, возможности эффективно развиваться экономически и культурно. Социальный капитал как интегральное состояние общественных отношений, характеризующееся особенностями социальной организации (структура, активность, нормы взаимодействия), усиливает эффективность совместных действий людей. Он является сугубо социально-психологическим феноменом, поскольку рождается, накапливается и реализуется в процессе взаимодействия людей. Он выявляется и активизирует социальные, физические, интеллектуальные, эмоциональные ресурсы человека, позволяет личности стать социально богатой, в максимальной степени проявиться как социальное существо.
Рис. 1. Процессы социального взаимодействия
Психология общественных отношений
Теорию взаимоотношений людей в обществе (теорию социальных эталонных переменных) разработал Т. Парсонс в книге «О структуре социального действия» [4]. Проявление содержания психологии социума выражается в эталонах взаимоотношений между людьми. Теория описывает основные типы взаимоотношений и связанные с ними особенности развития общества.
Социальные эталонные переменные (СЭП) — это способы взаимоотношений между людьми. Они представляют собой дихотомии, одну сторону которых должен выбрать человек, прежде чем действовать. СЭП показывают альтернативные предпочтения, ожидания или предрасположенности, определяющие поведение. Существуют пять основных эталонных переменных:
1. Аффективность — аффективная нейтральность (АФФ-АФН) показывает отношение человека к нормам общества.
2. Ориентация на себя — ориентация на коллектив (ИНД-КОЛ) свидетельствует об отношении человека к интересам сообщества.
3. Универсализм — партикуляризм (УНИ-ПАР) дает представление об отношении личности к требованиям сообщества.
4. Качества — результативность (КАЧ-РЕЗ) выявляет критерии, применяемые сообществом для оценки личности.
5. Специфичность — диффузность (СПЕ-ДИФ) измеряет степень включенности человека в ситуации взаимодействия.
Каждая СЭП представляет собой дилемму. Первая (АФФ-АФН) — либо первоочередное удовлетворение своих импульсов, либо самодисциплина и контроль над эмоциями. Вторая (ИНД-КОЛ) связана с выбором либо частных, либо коллективных интересов. Не редки ситуации, в которых возникает дисгармония интересов, порождающих проблему выбора между действием в собственных или коллективных интересах. Третья (УНИ-ПАР) предполагает, что человек должен решить, рассматривать ли объекты данной ситуации в соответствии с общей нормой, относящейся ко всем объектам этого класса, или в соответствии с частной нормой, применяемой только в его сообществе (организации, этносе и пр.). Четвертая социальная переменная (КАЧ-РЕЗ) связана с определением критериев, применяемых для оценки (объектов, других людей, себя, ситуации): человек может отдать предпочтение либо личностным качествам, либо результатам деятельности других. Пятая (СПЕ-ДИФ) отвечает за выбор пределов, в которых личность будет реагировать на другого человека. Возможна реакция на множество аспектов социального объекта, тогда проявляется диффузность. Так, например, диффузная привязанность возникает тогда, когда отношения с другим человеком становятся потребностью, появляется привязанность в целом, вне зависимости от его личностных качеств, статуса, материального положения. В этом случае потребности требуют реагировать на объект любым способом. Специфичная реакция возникает только в случае ограниченного количества аспектов. При этом потребности ограничивают вид и контекст значимости социального объекта, включая лишь формальные обязанности и исключая любые другие потенциальные виды контактов.
Согласно Т. Парсонсу, личностную систему описывают две дихотомии: АФФ-АФН и СПЕ-ДИФ, которые оказывают влияние на диспозиции потребностей. Социальная система представлена дихотомиями УНИ-ПАР и КАЧ-РЕЗ, влияющими на ролевые ожидания. Культурная система — дихотомией ИНД-КОЛ.
Пять СЭП формируют пять главных выборов, которые должны быть сделаны человеком, когда он оказывается в ситуации взаимодействия. Эти пять выборов совершенно необходимы для того, чтобы ситуация приобрела определенность [4]. Выбор человеком одной СЭП из дихотомии характеризует его ведущую диспозицию во взаимоотношениях с людьми (табл. 1).
Т. Парсонс выделял четыре типа общества: адаптивный, аскриптивный, интегративный и системно-целевой. Он разработал схему соответствия личностных и социальных взаимосвязей СЭП с типом общества.
Адаптивный тип общества. Ориентации личности, определяющие нормы взаимоотношений, строятся на основе сочетания АФН-СПЕ. В этом случае отношения ориентированы на профессиональную компетентность личности. Важность придается инструментальным способностям, специальным нормам и санкциям. Самой важной является профессиональная система отношений. Ориентации общества, определяющие значение взаимоотношений, строятся на основе сочетания УНИ-РЕЗ. Значение придается профессиональной репутации человека. Люди оценивают друг друга с точки зрения взаимной полезности. Т. Парсонс рассматривал этот тип как идеальный. По результатам его исследований, система взаимоотношений в США близка этому типу.
АФФ — безоценочное поведение («Я стараюсь удовлетворить свои потребности») АФН — оценочное поведение («Я стараюсь заслужить одобрение окружающих»)
УНИ — преимущество когнитивной оценки по сравнению с ценностной и моральной. Оценка личности вне зависимости от принадлежности к общности («Мне безразлична моральная сторона отношений с людьми») ПАР — преимущество моральной оценки перед когнитивной. Оценка личности на основе близости, принадлежности к той же общности («В своем поведении я ориентируюсь на моральные принципы взаимоотношений»)
ИНД — преимущество когнитивно различительных эталонов во взаимоотношениях («Я учитываю только свои интересы») КОЛ — преимущество коллективных моральных эталонов («Я учитываю интересы окружающих»)
КАЧ — отношение к объекту как к комплексу качеств. Взаимные ожидания конформизма и согласия РЕЗ — отношение к объекту как к комплексу деятельности. Взаимные ожидания успешности в деятельности
ДИФ — удовлетворение всех требований социального объекта, если они не противоречат другим обязанностям субъекта («Я стараюсь заслужить любовь людей») СПЕ — удовлетворение только тех требований социального объекта, которые официально определены в отношениях между ними («Я стараюсь заслужить уважение окружающих»)
Аскриптивный тип общества. Под аскрипцией Т. Парсонс понимал сплав различных функций в одной. Ориентации личности, определяющие нормы взаимоотношений, строятся на основе сочетания АФФ-СПЕ. Важно участие каждого человека в реализации целей системы. Люди эмоционально включаются в достижение целей, испытывают потребность в установлении отношений взаимной солидарности. Отношения строятся на основе консуматорных потребностей, то есть таких, в которых интерес к объекту основан на том, что он является источником удовлетворения потребности. Ориентации общества, определяющие значение взаимоотношений, построены на сочетании ПАР-РЕЗ. Человек выступает как объект катексиса, что обеспечивает включение людей в единую систему взаимодействия. Значение придается взаимоотношениям, которые способствуют достижению целей системы. Доминирующей становится иерархическая система отношений. К обществу аскриптивного типа Т. Парсонс относил СССР.
Интегративный тип общества. Ориентации личности, определяющие нормы взаимоотношений, строятся на сочетании АФФ-ДИФ. Во взаимоотношениях важны лояльность, конформизм, полная вовлеченность в жизнь сообщества, сильная потребность в установлении межличностных связей и социальном признании. Ориентации общества, определяющие значение взаимоотношений, построены на основе сочетания ПАР-КАЧ. Общество оценивает личность с точки зрения идентичности применительно к обществу. Во взаимоотношениях значение придается не результатам деятельности человека, а его лояльности к сообществу, руководству. Большую роль играет внешнее проявление солидарности. Обществом интегративного типа, по мнению Т. Парсонса, была донацисткая Германия.
Системно-целевой тип общества. Ориентации личности основаны на сочетании АФН-ДИФ. У членов такого сообщества имеются высокая потребность в привязанности, нормативная обязательность во взаимоотношениях, потребность в уважении со стороны других. Ориентации общества, основанные на сочетании УНИ-КАЧ, придают значение участию человека в сохранении культурных ценностей, исполнению долга в отношении сообщества, проявлению уважения к людям. Важность придается сохранению культурных моделей и своевременной регуляции напряжений между людьми, профилактике конфликтов. К этому типу общества Т. Парсонс относил Японию и Китай.
Результаты исследования
Мы провели специальное исследование социальных эталонных переменных, характерных для нашего общества. Цель его состояла в определении типа общества на основе изучения системы социальных эталонных переменных. На основе характеристик Т. Парсонса, с помощью которых он описывал социальные переменные, мы составили методику «СЭП», апробировали ее на 189 студентах гуманитарных вузов и окончательно отработали с помощью технологии, предложенной Р. Лайкертом. Предполагалось, что российское общество относится к аскриптивному типу. Отношения между людьми строятся по типу аффективность — специфичность, а значение, которое придается в обществе этим взаимоотношениям, оценивается по типу партикуляризм — результативность.
В исследовании приняли участие 766 человек. Из них 65% женщин, 35% мужчин в возрасте от 18 до 72 лет. Социальный статус — творческие работники, бизнесмены, студенты технических и гуманитарных вузов, пенсионеры, сотрудники милиции и военные. Предложенные дихотомии социальных переменных респонденты оценили следующим образом:
1. Аффективная нейтральность выше аффективности. Это означает, что в нашем обществе не одобряется, когда чувства влияют на ролевое поведение.
2. Коллективизм выше индивидуализма. Люди оценивают себя как коллективистов.
3. Партикуляризм значительно выше, чем универсализм. Люди подчеркивают важность близких человеческих отношений в сравнении с официальными, нормативными.
4. Люди предпочитают оценивать друг друга по качествам личности, а не по результатам труда.
5. Специфичность включения в ситуации взаимодействия преобладает над диф-фузностью. Люди стараются не вторгаться в частную жизнь и пытаются заслужить уважение друг друга.
Однако степень единодушия респондентов была не полной. Были выявлены статистически значимые (на уровне 0,05%) различия в оценке СЭП в зависимости от пола. Женщины проявляют большие аффективность, индивидуализм и партикуляризм. Мужчины склонны к большим аффективной нейтральности, коллективизму и универсализму. В отношении дихотомий качества — результат и диффузность — специфичность значимых различий выявлено не было.
Статистически значимые различия проявились и в зависимости от возраста. В оценке своих взаимоотношений с людьми молодежь отличается от представителей среднего возраста большими аффективностью, индивидуализмом, партикуляризмом и спец-
ифичностью. С возрастом усиливаются аффективная нейтральность, коллективизм, универсализм.
В зависимости от социального статуса также обнаружены статистически значимые различия. Студентам свойственна оценка взаимоотношений между людьми с точки зрения индивидуализма, партикуляризма, специфичности. Сотрудники милиции и военные оценивают взаимоотношения как аффективно нейтральные, коллективистические, основанные на принципе универсализма и диффузные.
Анализ показывает, что система взаимоотношений в нашем обществе претерпевает изменения. Молодое поколение стремится к индивидуализму и специфичности в построении взаимоотношений с людьми. Старшее поколение отличается большими коллективизмом и диффузностью. С возрастом усиливаются аффективная нейтральность и универсализм в оценке социальных объектов [5].
Психологический парадокс российского общества
Предположение о том, что современное российское общество относится к аскриптив-ному типу, не подтвердилось. Обнаружено, что в нем ориентации личности в основном построены по принципу дихотомии АФН-СПЕ. Это означает, что люди в своих взаимоотношениях ориентируются на профессиональную компетентность, не одобряя проявления импульсивности. Придается важность инструментальным способностям, специальным нормам и санкциям. Люди стараются заслужить одобрение и уважение окружающих. Самой значимой является профессиональная система отношений. По специфике взаимоотношений между людьми российское общество относится к адаптивному типу.
В то же время ориентации общества построены на основе дихотомии ПАР-КАЧ. Это означает, что общество оценивает личность не с точки зрения ее профессиональной компетентности, а с точки зрения ее идентичности целям общества. В общественных отношениях социальное значение имеют не результаты деятельности, а лояльность личности в отношении сообщества: руководства фирмы, предприятия, коллектива. Ценится проявление солидарности. Для людей важны моральные (коллективистические) принципы взаимоотношений, они ориентируются на объект оценки как на комплекс качеств. Большое значение в обществе придается взаимным ожиданиям конформизма и согласия. По оценке значимости взаимоотношений российское общество относится к интегративному типу.
Таким образом, в психологической системе взаимоотношений в российском обществе обнаружен парадокс: от личности требуют компетентности, а оценивают ее по степени лояльности к сообществу. Правила взаимодействия не стыкуются с поощрениями за их выполнение или с санкциями, применяемыми за их нарушение. Выстраивая взаимоотношения с окружающими, люди считают, что от них ожидают профессиональной компетентности, что их будут поощрять за нее, наказывать за некомпетентность. На самом деле их поощряют за проявление лояльности и наказывают за нелояльность.
Обнаруженный нами парадокс можно сформулировать следующим образом. На уровне индивидуального сознания, вербально, от людей требуют профессиональной компетентности. На уровне общественного сознания, невербально, требуется лояльность в отношении сообщества. Такое противоречие между индивидуальным и общественным сознанием можно трактовать как отражение специфики «загадочной русской души». Сознание требует от россиянина активной и эффективной профессиональной
деятельности, однако подсознание подсказывает ему, что оценивать его в обществе будут не по достижениям, а по степени лояльности к сообществу. Подобное социальное раздвоение личности приводит к пассивности, недоверию в отношениях, препятствует накоплению в России значительного социального капитала.
Выводы
1. Психология общественных отношений в настоящее время еще не стала одной из центральных проблем социальной психологии. Она является новой, не разработанной областью этой науки.
2. Три основных социально-психологических процесса способствуют развитию психологии общественных отношений: структурирование общности, создание социальных представлений, возникновение устойчивой системы взаимоотношений.
3. Социальный капитал накапливается в ходе данных процессов и представляет собой особое общественное состояние.
4. Измерение особенностей взаимоотношений людей в обществе возможно проводить на основе теории Т. Парсонса.
5. Накоплению и нормальному функционированию социального капитала в российском обществе препятствует несбалансированная система взаимоотношений людей, что выражается в обнаруженном нами психологическом парадоксе: от личности люди ожидают и требуют компетентности, но, в конечном счете, оценивают друг друга по степени лояльности к сообществу.
Литература
1. Bourdieu P. Form of Capital // The Sociology of Economic Life. Boulder, 2001. Р. 243-250.
2. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.
3. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4. С. 35-42.
4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 1990. 880 с.
5. Почебут Л. Г Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб., 2007. 284 с.
Статья поступила в редакцию 20 сентября 2010 г.
Журнал «Социальная психология и общество» — Редколлегия — Наталия Николаевна Толстых
заведующая кафедрой социальной психологии развития факультета «Социальная психология», профессор кафедры социальной психологии развития факультета «Социальная психология», главный редактор журнала «Социальная психология и общество»
ученая степень: доктор психологических наук (научная специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология, диссертация на тему «Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход» защищена в МГППУ в 2010)
ученое звание: профессор по кафедре социальной психологии развития
уровень образования: высшее, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии (1971)
наименование направления подготовки и (или) специальности: Психология
квалификация: Психолог. Преподаватель психологии
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:
- учебный модуль «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании финансово-экономических дисциплин» с 03.03.2008 по 22.03.2008
- программа «Английский язык для психологов (уровень Intermediate)»
общий стаж работы: 41
стаж работы по специальности: 41
награды, премии, звания: Премия Президента РФ в области образования (1996), Премия Правительства РФ в области образования (2006), юбилейная медаль «В память 850-летия Москвы», Ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации – почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017).
читаемые дисциплины:
- Психология личности
- Социальная возрастная психология
- Научные школы и теории в современной психологии
сфера научных интересов:
- психология личности
- возрастная и педагогическая психология
- практическая психология образования
- этика практического психолога
- психология сиротства
основные публикации:
- Толстых Н.Н. (в соавт. с : Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Н., Прихожан А.М.) Психология как учебный предмет общеобразовательной школы (часть 4) // Вестник практической психологии образования. 2008. № 1 (14). C. 72-76. (0,6 п.л.|0,1).
- Толстых Н.Н. (в соавт. с : Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Н., Прихожан А.М.). Психология, 7 класс: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 248 с. (15,5/3,1 п.л).
- Толстых Н.Н. (в соавт. с : Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Н., Прихожан А.М.). Психология, 8 класс: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 272 с. (17,0/3,4 п.л).
- Толстых Н.Н. Психолог в общеобразовательной негосударственной школе (часть 2, разд. 2, гл. 4) // Психологическая служба в современном образовании.- СПб.: Питер. 2009. С. 248-265 (1,1 п.л.).
- Толстых Н.Н. (в соавт. с Прихожан А.М.) Работа психолога в средних и старших классах общеобразовательной школы (часть 2, разд. 2, гл. 3) // / Психологическая служба в современном образовании.- СПб.: Питер. 2009. С. 180-247 (4,2/2,1 п.л.).
- Толстых Н.Н. (в соавт.) Документация, обеспечивающая управление и деятельность психологической службы образования (часть 3) // Психологическая служба в современном образовании.- СПб.: Питер. 2009. С. 288-391 (6,4/1,1 п.л.).
- Толстых Н.Н. (В соавт. с: Гуткина Н.И., Прихожан А.М.) К 100-летию со дня рождения Л.И.Божович // Психологический журнал, № 1, 2009. С. 136-138.
- Толстых Н.Н., Федотова Е.А. Составляющие успеха как ориентиры для разработки компетентностного подхода в высшем образовании//Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Вып. 7 / Под ред. М.Ю.Кондратьева. – М.: МГППУ, 2009. – С.97-104 (0,5,0,25 п.л.)
- Толстых Н.Н.Щепеткова Л.В. Особенности мотивации людей, находящихся в активном поиске смысла жизни// Психологические проблемы смысла жизни и акме. Международный симпозиум. – М., 2009. www.pirao.ru (0,2/0,1 п.л.).
полный список публикаций по ссылке
публикации на PsyJournals
публикации в РИНЦ
выступления в СМИ
адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 401 (кафедра)
график работы: согласно расписанию
Телефон: | +7 (495) 632-95-44 |
E-mail: | [email protected] |
XVI Европейский психологический конгресс 2019
Добро пожаловать на 16-й Европейский психологический конгресс,
который пройдёт в Москве со 2 по 5 июля.
XVI Конгресс ЕФПА, организованный Российским психологическим обществом, объединит учёных и практиков со всего света. Примечательно, что право принять у себя конгресс Европейской федерации психологических ассоциаций завоевала страна с такой богатой историей психологической науки.
Тема конгресса «Психология: создаём будущее вместе» отражает наше желание и обязанность участвовать в будущем человечества. Психология как наука и практика затрагивает много областей человеческого существования и призвана способствовать развитию и улучшению благополучия людей.
Мы хотим внести вклад в совместное построение будущего. Мы знаем, что лучшее решение можно выработать только в результате совместного обсуждения важнейших вопросов современности специалистами самых разных направлений и научных школ.
Проблем, с которыми мы работаем – множество, и обязательства международных государств по их решению сформулированы в целях развития Организации Объединённых Наций. Психическое здоровье и благополучие населения сейчас определяются как ключевые задачи и необходимо много сделать для их решения. Но мы не должны ограничиваться только ими, к важнейшим вызовам современности относятся также: уровень бедности населения, качество образования, вопросы занятости, вооружённые конфликты и другие. Наше участие в их решении чрезвычайно важно и мы должны показать эффективность психологической науки в совместном строительстве будущего человечества.
16-й Европейский психологический конгресс станет важным моментом демонстрации работы психологов из Европы и со всего мира в решении множества наиболее актуальных проблем.
Я хочу, чтобы вы присоединились к нам в Москве для участия в решении самых важных вопросов современного мира. Вместе мы сможем сделать будущее лучше.
С уважением,
Тельмо Мауриньо Баптиста
Президент
Европейской федерации психологических ассоциаций (ЕФПА)
http://www.efpa.eu/
Махмутова Елена Николаевна
Образование и профессиональная деятельность
В 1977 г. окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
В 1983 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук (МГУ).
В 1990 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии.
Научно-педагогический стаж — с 1978 г. В МГИМО работает с 2016 г. на кафедре педагогики и психологии.
Читаемые курсы:
- Педагогика и психология высшей школы
- Психология
- Психология в бизнесе
- Методика написания магистерской ВКР
- Основы научно-исследовательской деятельности (семинары)
- Основы межкультурной коммуникации
- Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности
- Психология стратегического мышления
Сфера профессиональных интересов: социальная психология, психология в бизнесе, психология высшей школы, общая психология, юридическая психология.
Научная деятельность
Автор 171 научных и научно-методических публикаций (в т. ч. 14 статей — в рецензируемых журналах из перечня ВАК, 3 статьи — в изданиях, индексируемых в БД SCOPUS, WoS). Участница научно-практических конференций и конгрессов по общей, социальной, юридической психологии, психологии в бизнесе, психологии образования, по вопросам деловой активности женщин, гендерной проблематике в России, Австрии, Германии, Греции, Испании, Чехии, Исландии, Индии, Китае, США, Бахрейне.
Подготовила двух кандидатов психологических наук.
Общественная деятельность, награды
Награждена Почетной Грамотой Республики Башкортостан (2005), Почетной Грамотой Государственного Собрания — Курултай Республики Башкортостан (2012)
Создатель и член Совета Ассоциации женщин-предпринимателей Республики Башкортостан (1992-н/вр)
Член Российского психологического общества (1985-н/вр)
Elena N. Makhmutova
Position
Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology
Qualifications
MA (Moscow State University, Psychology), 1977.
PhD (Psychology), 1983.
University teaching experience — since 1978; at MGIMO-University — since 2016.
Course Involvement
- University Pedagogy and Psychology
- Psychology
- Psychology in Business
- Writing a Master’s Dissertation: Research Methodology
- Fundamentals of Research Activities (seminars)
- Fundamentals of Intercultural Communication
- Pedagogical and Psychological Aspects of Professional Activities
- Psychology of Strategic Thinking
Academic Area and Research Topics
Social psychology, gender psychology, business psychology, psychology of education
Research Profile
Author of 171 publications (including 14 articles in refereed Russian journals and 3 research article in a refereed SCOPUS, WoS journal). Participated in conferences and congresses in Russia, Austria, Germany, Greece, Spain, the Czech Republic, Iceland, India, China, the USA, Bahrain.
Scientific supervisor of 2 Candidate of Science (Psychology).
Associations, awards
Awarded Certificate of Merit of the Bashkortostan Republic (2005), Certificate of Merit of the Bashkortostan Republic Parliament (2012).
Founder, Member of Council of the Association of Women Entrepreneurs of the Republic of Bashkortostan (1992).
Member of the Russian Psychological Society (1985).
Научный журнал: «Общество: социология, психология, педагогика»
Научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика» включен в Перечень рецензируемых научных изданий от 01.12.2015 г., в соответствии с распоряжением Минобрнауки России от 28.12.2018 г. № 90-р, от 15.10.2019 г. №392-р входит в Перечень рецензируемых изданий по следующим научным специальностям: по социологическим (22.00.01, 22.00.03, 22.00.04, 22.00.05, 22.00.06, 22.00.08), психологическим (19.00.01, 19.00.02, 19.00.03, 19.00.05, 19.00.07, 19.00.10, 19.00.13), педагогическим (13.00.01, 13.00.02, 13.00.04, 13.00.08) наукам.
Международный научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика» издается с 2011 г.
Основные публикуемые материалы издания представлены работами академиков, докторов и кандидатов наук, научных сотрудников, аспирантов, магистрантов, студентов.
Международный научный журнал «Общество: социология, психология, педагогика» имеет четкую рубрикацию по наукам, соответствующим Номенклатуре специальностей научных работников.
Это позволяет соискателям ученых степеней опубликовать свои исследования с направленностью на конкретную целевую научную аудиторию.
Выход каждого номера в электронном (на сайте www.dom-hors.ru) и в печатном видах, а также представленность журнала в международных базах (UlrichsWeb, EBSCO) повышают его научный уровень и дела.т узнаваемым в зарубежной научной среде, знакомя мировое научное сообщество с актуальными российскими разработками и исследованиями.
Все статьи принимаются без внешних рецензий, обязательно проходят проверку на недобросовестные заимствования, рецензирование специалистами в соответствующей отрасли науки по принципу инкогнито (double-blind peer review), двухуровневую корректорско-редакторскую правку, осуществляются перевод информации об авторе, заголовков, аннотации и ключевых слов, примечаний, приведение библиографических ссылок в соответствие с ГОСТом (русских) и Гарвардской системой (переведенных на английский язык).
Миссия журнала – публикация результатов оригинальных исследований по социальным, педагогическим и психологическим аспектам развития современного общества
Цель журнала состоит в разработке различных аспектов социальных, педагогических и психологических наук с опорой на современные научные подходы и максимально широкий круг источников.
Редакционная политика журнала – ознакомление читателей с передовым мировым опытом внедрения научных разработок по указанным научным направлениям.
Редакционная этика журнала опирается на требования законодательства РФ в отношении авторского права и положения «Кодекса поведения и передового опыта для редакторов журналов» (Комитет по публикационной этике, 2011).
Входит в Перечень ВАК Минобрнауки РФ от 1 декабря 2015 г.
ISSN 2221-2795 (print) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-44189 от 15.03.2011 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), 2223-6430 (online)
подписной индекс 11281 – Пресса России
Выходит с 2011 года.
Периодичность – 12 раз в год
Рубрики: социология, психология, педагогика
Главный редактор: Петьков Валерий Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет».
Журнал входит в следующие международные базы данных: UlrichsWeb, EBSCO.
Международный научный журнал «Психология человека и общества» (9/2021)
Украина, Макеевка (издание включено в: РИНЦ)
Форма участия: заочная
ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия» приглашает к сотрудничеству студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, а также других лиц, занимающихся научными исследованиями, опубликовать рукописи в электронном журнале «Психология человека и общества».
Основное заглавие: Психология человека и общества
Параллельное заглавие: Psychology of human and society
Языки издания: русский, украинский, английский
Учредитель периодического издания: ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия»
Место издания: г. Макеевка, Донецкая Народная Республика
Формат издания: электронный журнал в формате pdf
Периодичность выхода: 1 раз в месяц
ISSN: 2587-8875
Основная информация об издании:
1. Журнал выходит в свет с января 2018 года.
2. Журнал является рецензируемым изданием.
3. С 2018 года издательство размещает материалы выпусков в НЭБ eLibrary (с индексацией в РИНЦ). Материалы размещаются в формате метаданных.
4. Журнал направляется авторам по эл. почте в формате pdf.
Разделы журнала:
1. Социальная психология
2. Психология развития и возрастная психология
3. Клиническая и специальная психология
4. Психолингвистика
5. Психология управленческой деятельности
6. Психофизиология
7. Психология обучения и воспитания
8. Экстремальная и кризисная психология
9. Психология профессиональной деятельности
10. Юридическая и криминальная психология
11. Философия психологии: новая методология
12. Методология психолого-педагогических исследований
13. Образовательные и здоровьесберегающие технологии
14. Психология и педагогика
15. Социология и образование
16. Культурология
Подробную информации о публикации можно получить в информационном письме.
Язык издания: Русский, Английский, Украинский
Периодичность: ежемесячно
Сайт издания: http://donagra.ru/Psihologiya_cheloveka_i_obshchestva.php
Издательство: Донбасская аграрная академия
Издание в каталоге «Перечень-изданий.ru»: Психология человека и общества.
При обращении к организаторам мероприятия обязательно ссылайтесь на сайт «Конференции.ru» как на источник информации.
Последний день подачи заявки: 15 сентября 2021 г.
Организаторы: Донбасская аграрная академия
Контактная информация: Эл. почта: [email protected]. Веб: http://donagra.ru/Psihologiya_cheloveka_i_obshchestva.php
Эл. почта: [email protected]
Приложения: Информационное письмо(.docx, 28.738 КБ)
Поделитесь информацией о мероприятии со знакомыми:
Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите Ctrl и Enter одновременно.
Перейти к основному содержанию ПоискПоиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Тарифы, заказы и платежи
- Пакет Чикаго
- Полный цикл и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- Партнеры по издательству
- О нас
- Публикуйте с нами
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Новости прессы
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- Медиа
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление о публикационной этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
Теория атрибуции — ситуационная и диспозиционная
- Социальная психология
- Теория атрибуции
Теория атрибуции
Автор: Dr.Сол МакЛеод, опубликовано в 2012 г.
Теория атрибуции связана с тем, как обычные люди объясняют причины поведения и событий. Например, кто-то злится из-за того, что он вспыльчивый, или из-за того, что случилось что-то плохое?
Формальное определение дано Фиске и Тейлором (1991, стр. 23):
«Теория атрибуции имеет дело с тем, как социальный воспринимающий использует информацию для получения причинных объяснений событий. Он исследует, какая информация собирается и как она объединяется, чтобы сформировать причинное суждение ».
Хайдер (1958) полагал, что люди — наивные психологи, пытающиеся разобраться в социальном мире. Люди склонны видеть причинно-следственные связи даже там, где их нет!
Хайдер не столько разрабатывал теорию, сколько подчеркивал определенные темы, которыми занимались другие. Он выдвинул две основные идеи, которые стали влиятельными: диспозиционная (внутренняя причина) и ситуативная (внешняя причина) атрибуции.
Диспозиционная и ситуационная атрибуция
Диспозиционная и ситуационная атрибуция
1.Диспозиционная атрибуция
Диспозиционная атрибуция приписывает причину поведения некоторой внутренней характеристике человека, а не внешним силам.Когда мы объясняем поведение других, мы ищем устойчивые внутренние атрибуты, такие как черты личности. Это известно как фундаментальная ошибка атрибуции.
Например, мы связываем поведение человека с его личностью, мотивами или убеждениями.
2. Ситуационная атрибуция
Процесс приписывания причины поведения некоторой ситуации или событию, находящемуся вне контроля человека, а не какой-либо внутренней характеристике.Когда мы пытаемся объяснить собственное поведение, мы склонны делать внешние атрибуты, например, ситуативные или средовые особенности.
Теория вывода корреспондента Джонса и Дэвиса
Теория вывода корреспондента Джонса и Дэвиса
Джонс и Дэвис (1965) считали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного поведения).
Теория Джонса и Дэвиса помогает нам понять процесс внутренней атрибуции.Они говорят, что мы склонны делать это, когда видим соответствие между мотивом и поведением. Например, когда мы видим соответствие между кем-то, ведущим себя дружелюбно, и дружелюбным человеком.
Диспозиционная (т. Е. Внутренняя) атрибуция предоставляет нам информацию, на основе которой мы можем делать прогнозы о будущем поведении человека. Соответствующая теория вывода описывает условия, при которых мы придаем диспозиционные атрибуты поведению, которое мы воспринимаем как намеренное.
Дэвис использовал термин «корреспондирующий вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель делает вывод, что поведение человека совпадает или соответствует его личности. Это термин, альтернативный диспозиционной атрибуции.
Итак, что заставляет нас сделать соответствующий вывод? Джонс и Дэвис говорят, что мы опираемся на пять источников информации:
- Выбор : если поведение выбирается свободно, считается, что оно обусловлено внутренними (предрасположенными) факторами.
- Случайное и преднамеренное поведение : Преднамеренное поведение может быть связано с личностью человека, а случайное поведение — с ситуацией / внешними причинами.
- Социальная желательность : Поведение с низким уровнем социальной желательности (несоответствие) заставляет нас делать (внутренние) диспозиционные выводы больше, чем социально нежелательное поведение. Например, если вы наблюдаете, как человек садится в автобус и сидит на полу вместо одного из сидений.Такое поведение имеет низкую социальную привлекательность (несоответствие) и, вероятно, соответствует личности человека.
- Гедонистическая релевантность: Если поведение другого человека явно направлено на то, чтобы принести нам пользу или причинить вред.
- Персонализм : Если поведение другого человека кажется намеренным оказать на нас влияние, мы предполагаем, что оно «личное», а не просто побочный продукт ситуации, в которой мы оба находимся.
Модель ковариации Келли
Модель ковариации Келли
Модель ковариации Келли (1967) является наиболее известной теорией атрибуции.Он разработал логическую модель для суждения о том, следует ли отнести конкретное действие к какой-либо характеристике (диспозиционной) человека или окружающей среде (ситуационной).
Термин «ковариация» просто означает, что человек имеет информацию из нескольких наблюдений, в разное время и в разных ситуациях, и может воспринимать ковариацию наблюдаемого эффекта и его причин.
Он утверждает, что, пытаясь обнаружить причины поведения, люди действуют как ученые. В частности, они принимают во внимание три вида доказательств.
- Консенсус : степень, в которой другие люди ведут себя одинаково в аналогичной ситуации. Например, Элисон курит сигарету, когда идет пообедать со своим другом. Если ее друг курит, ее поведение вызывает согласие. Если курит только Элисон, то он низкий.
- Самобытность : степень, в которой человек ведет себя одинаково в аналогичных ситуациях. Если Элисон курит только в компании друзей, ее поведение отличается от других.Если она курит в любое время и в любом месте, различимость невысока.
- Последовательность : степень, в которой человек ведет себя подобным образом каждый раз, когда возникает ситуация. Если Элисон курит только тогда, когда она гуляет с друзьями, последовательность будет высокой. Если она курит только один раз, консистенция будет низкой.
Давайте рассмотрим пример, который поможет понять его особую теорию атрибуции. Наш объект зовется Том. Его поведение — смех. Том смеется над комиком.
1. Консенсус
Если все в аудитории смеются, консенсус высокий. Если только Том смеется, консенсус низок.
2. Самобытность
Если Том только посмеется над этим комиком, отличительность высока. Если Том над всем смеется, то отличимость низкая.
3. Последовательность
Если Том всегда смеется над этим комиком, последовательность высока. Если Том редко смеется над этим комиком, значит, последовательность невысока.
Итак, если все будут смеяться над этим комиком, если они не будут смеяться над комиком, который следует за ним, и если этот комик всегда вызывает смех, тогда мы сделаем внешнюю атрибуцию, то есть предположим, что Том смеется, потому что комик очень смешно.
С другой стороны, если Том — единственный человек, который смеется над этим комиком, если Том смеется над всеми комиками и если Том всегда смеется над комиком, тогда мы сделаем внутреннюю атрибуцию, т. Е. Предположим, что Том смеется потому что он из тех, кто много смеется.
Итак, мы получили людей, приписывающих причинность на основе корреляции. То есть; мы видим, что две вещи идут вместе, и поэтому предполагаем, что одно вызывает другое.
Одна проблема, однако, заключается в том, что у нас может не быть достаточно информации, чтобы сделать такое суждение. Например, если мы не так хорошо знаем Тома, у нас не обязательно будет информация, чтобы узнать, является ли его поведение постоянным с течением времени. Так что же нам тогда делать?
Согласно Келли, мы опираемся на прошлый опыт и ищем либо
1) Несколько необходимых причин .Например, мы видим, как спортсменка выигрывает марафон, и мы полагаем, что она должна быть в хорошей форме, иметь высокую мотивацию, упорно тренироваться и т. Д., И что у нее должно быть все это, чтобы выиграть
2) Несколько достаточных причин . Например, мы видим, что спортсменка не проходит тест на наркотики, и мы полагаем, что она, возможно, пытается обмануть, или случайно приняла запрещенное вещество, или ее тренер обманом заставил ее принять. Достаточно любой причины.
McLeod, S.А. (2012). Теория атрибуции . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/attribution-theory.html
Ссылки на стиль APAФиск, С. Т., и Тейлор, С. Е. (1991). Социальное познание (2-е изд.) . Нью-Йорк: McGraw-Hill
Heider, F. (1958). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Вили.
Джонс, Э. Э., и Дэвис, К. Э. (1965) От действий к диспозициям: процесс атрибуции в социальной психологии, в Л.Берковиц (ред.), Успехи в экспериментальной социальной психологии (Том 2, стр. 219-266), Нью-Йорк: Academic Press
Kelley, H.H. (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. В Д. Левине (ред.), Небраска Симпозиум по мотивации (Том 15, стр. 192-238). Линкольн: Университет Небраски Press.
Как ссылаться на эту статью: Как ссылаться на эту статью:McLeod, S.A. (2012). Теория атрибуции .Просто психология. https://www.simplypsychology.org/attribution-theory.html
Что такое соответствие? | Simply Psychology
Что такое конформность?
Д-р Саул МакЛеод, обновлено 2016
Конформность — это тип социального влияния, включающий изменение убеждений или поведения с целью приспособления к группе.
Это изменение является ответом на реальное (включая физическое присутствие других) или воображаемое (включая давление социальных норм / ожиданий) групповое давление.
Соответствие также можно определить просто как « уступает групповому давлению » (Кратчфилд, 1955). Групповое давление может принимать различные формы, например, запугивание, убеждение, дразнение, критика и т. Д. Конформизм также известен как влияние большинства (или групповое давление).
Термин «соответствие» часто используется для обозначения согласия с позицией большинства, вызванного либо желанием « соответствовать », либо нравиться (нормативно), либо из-за желания быть правильным (информационное), или просто соответствовать социальной роли (идентификация).
Дженнесс (1932) был первым психологом, изучившим конформность. Его эксперимент представлял собой неоднозначную ситуацию со стеклянной бутылкой, наполненной бобами.
Он попросил участников индивидуально оценить, сколько зерен содержится в бутылке. Затем Дженнесс поместила группу в комнату с бутылкой и попросила их дать групповую оценку в ходе обсуждения.
Затем участников попросили снова оценить количество самостоятельно, чтобы выяснить, изменились ли их первоначальные оценки на основе влияния большинства.
Затем Дженнесс снова опросила участников индивидуально и спросила, хотят ли они изменить свои первоначальные оценки или остаться с оценкой группы. Почти все изменили свои индивидуальные предположения, чтобы приблизиться к групповой оценке.
Однако, пожалуй, самый известный эксперимент соответствия был проведен Соломоном Ашем (1951) и его экспериментом по оценке линий.
Типы соответствия
Типы соответствия
Кельман (1958) различал три различных типа соответствия:
Соответствие
(или групповое принятие)Это происходит, «когда человек принимает влияние, потому что он надеется добиться положительной реакции со стороны другого человека или группы.Он принимает индуцированное поведение, потому что … он ожидает получить конкретное вознаграждение или одобрение и избежать конкретного наказания или неодобрения посредством подчинения »(Kelman, 1958, p. 53).
Другими словами, подчиняться большинству (публично), несмотря на то, что на самом деле не согласен с ними (в частном порядке). Это видно на примере линейного эксперимента Аша.
Соответствие прекращается, когда нет группового давления, чтобы соответствовать, и, следовательно, является временным изменением поведения.
Интернализация
(подлинное принятие групповых норм)Это происходит, «когда индивид принимает влияние, потому что содержание индуцированного поведения — идеи и действия, из которых оно состоит, — по своей сути вознаграждает.Он принимает индуцированное поведение, потому что оно согласуется [согласуется] с его системой ценностей »(Kelman, 1958, p. 53).
Интернализация всегда подразумевает общественное и частное подчинение. Человек публично меняет свое поведение, чтобы соответствовать группе, а также соглашается с ними в частном порядке.
Это самый глубокий уровень соответствия, когда убеждения группы стали частью собственной системы убеждений человека. Это означает, что изменение поведения будет постоянным. Это видно из автокинетического эксперимента Шерифа.
Это наиболее вероятно, когда большинство обладает большими знаниями, а члены меньшинства имеют мало знаний, чтобы бросить вызов позиции большинства.
Идентификация
(или членство в группе)Это происходит, «когда человек принимает влияние, потому что он хочет установить или поддерживать удовлетворительные самоопределяющиеся отношения с другим человеком или группой» (Kelman, 1958, p. 53).
Люди соответствуют ожиданиям от социальной роли, e.г. медсестры, сотрудники милиции. Это похоже на соблюдение, поскольку не должно быть никаких изменений в частном мнении. Хорошим примером является Тюремное исследование Зимбардо.
Man (1969) определил дополнительный тип соответствия:
Ingratiational
Это когда человек подчиняется, чтобы произвести впечатление или получить благосклонность / признание других людей.
Это похоже на нормативное влияние, но мотивируется потребностью в социальных вознаграждениях, а не угрозой отвержения, то есть групповое давление не влияет на решение подчиняться.
Разъяснения соответствия
Разъяснения соответствия
Дойч и Джеррард (1955) определили две причины, по которым люди подчиняются:
Нормативное соответствие
- Подчиняясь групповому давлению, потому что человек хочет вписаться в группу. Например. Исследование линии Аша.
- Подчиняться, потому что человек боится быть отвергнутым группой.
- Этот тип соответствия обычно подразумевает соблюдение — когда человек публично принимает взгляды группы, но в частном порядке отвергает их.
Информационное соответствие
- Обычно это происходит, когда человеку не хватает знаний и он обращается к группе за советом.
- Или когда человек находится в неоднозначной (т. Е. Неясной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой. Например. Кабинет Шерифа.
- Этот тип соответствия обычно включает интернализацию — когда человек принимает взгляды групп и принимает их как личность.
Шериф (1935) Эксперимент с автокинетическим эффектом
Шериф (1935) Эксперимент с автокинетическим эффектом
Цель : Шериф (1935) провел эксперимент с целью продемонстрировать, что люди соответствуют групповым нормам, когда их помещают в неоднозначный (т.е. непонятно) ситуация.
Было обнаружено, что при индивидуальном тестировании участников их оценки дальности перемещения света значительно варьировались (например, от 20 см до 80 см).
Затем участников тестировали в группах по три человека.Шериф манипулировал составом группы, объединив двух человек, чьи оценки движения света в одиночестве были очень похожи, и одного человека, чьи оценки были очень разными. Каждый человек в группе должен был сказать вслух, как далеко, по их мнению, переместился свет.
Результаты : Шериф обнаружил, что в ходе многочисленных оценок (испытаний) движения света группа сходилась к общей оценке. Человек, чья оценка движения сильно отличалась от двух других в группе, соответствовал взглядам двух других.
Шериф сказал, что это показывает, что люди всегда склонны подчиняться. Вместо того, чтобы делать индивидуальные суждения, они обычно приходят к групповому соглашению.
Заключение : Результаты показывают, что в неоднозначной ситуации (такой как автокинетический эффект) человек будет искать совета у других (которые знают больше / лучше) (т. Е. Принимают групповую норму). Они хотят поступать правильно, но могут не иметь соответствующей информации. Наблюдение за другими может предоставить эту информацию.Это известно как информационное соответствие.
Несоответствие
Несоответствие
Не все подчиняются социальному давлению. Действительно, есть много факторов, которые способствуют желанию человека оставаться независимым от группы.
Например, Смит и Бонд (1998) обнаружили культурные различия в соответствии между западными и восточными странами. Люди из западных культур (таких как Америка и Великобритания) более склонны к индивидуализму и не хотят, чтобы их считали такими же, как все.
Это означает, что они ценят независимость и самодостаточность (индивидуум важнее группы) и, как таковые, с большей вероятностью будут участвовать в несоответствии.
Напротив, восточные культуры (например, азиатские страны) более склонны ценить потребности семьи и других социальных групп, а не свои собственные. Они известны как коллективистские культуры и с большей вероятностью будут подчиняться.
Как ссылаться на эту статью: Как ссылаться на эту статью:McLeod, S.А. (2016, 14 января). Что такое соответствие? Просто психология: https://www.simplypsychology.org/conformity.html
APA Style ReferencesAsch, S. E. (1951). Влияние группового давления на изменение и искажение суждений. В H. Guetzkow (Ed.), Группы, лидерство и люди . Питтсбург, Пенсильвания: Carnegie Press.
Кратчфилд Р. (1955). Соответствие и характер. Американский психолог , 10, 191–198.
Deutsch, M., & Gerard, H.Б. (1955). Изучение нормативных и информационных социальных влияний на индивидуальное суждение. Журнал аномальной и социальной психологии, 51 (3) , 629.
Дженнесс А. (1932). Роль дискуссии в изменении мнения о факте. Журнал аномальной и социальной психологии , 27, 279-296.
Кельман, Х. К. (1958). Соответствие, идентификация и интернализация: три процесса изменения отношения. Журнал разрешения конфликтов, 2, 51–60.
Манн, Л. (1969). Социальная психология . Нью-Йорк: Вили.
Шериф М. (1935). Изучение некоторых социальных факторов восприятия. Архив психологии , 27 (187).
Смит П. Б. и Бонд М. Х. (1993). Социальная психология в разных культурах: анализ и перспективы . Хемел Хемпстед: комбайн Пшеничный сноп.
Как ссылаться на эту статью: Как ссылаться на эту статью:McLeod, S.А. (2016, 14 января). Что такое соответствие? Просто психология: https://www.simplypsychology.org/conformity.html
сообщить об этом объявленииОбзор социальной психологии
Что формирует наше отношение? Почему некоторые люди такие великие лидеры? Как развиваются предрассудки и как их преодолеть? Это лишь некоторые из важных вопросов социальной психологии. Социальные психологи занимаются проблемами, которые могут оказать существенное влияние на здоровье и благополучие человека, от понимания поведения запугивания до анализа того, почему люди иногда не могут помочь нуждающимся.
Что такое социальная психология?
По словам психолога Гордона Олпорта, социальная психология использует научные методы «для понимания и объяснения того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей». По сути, социальная психология заключается в понимании того, как на индивидуальное поведение каждого человека влияет социальная среда, в которой это поведение имеет место.
Вы, вероятно, уже понимаете, что другие люди могут иметь огромное влияние на то, как вы действуете, и на ваш выбор.Подумайте, как вы могли бы себя вести в ситуации, если бы вы были совсем одни, по сравнению с другими людьми в комнате.
Решения, которые вы принимаете, и поведение, которое вы демонстрируете, могут зависеть не только от количества присутствующих людей, но и от того, кто именно вы находитесь. Например, вы, вероятно, будете вести себя совсем иначе, когда находитесь в группе близких друзей, чем в группе коллег или руководителей с работы.
Социальная психология охватывает широкий круг социальных тем, в том числе:
Важно отметить, что социальная психология — это не только изучение социальных влияний.Социальное восприятие и социальное взаимодействие также жизненно важны для понимания социального поведения.
То, как мы видим других людей (и то, как мы думаем, что они видят нас) может играть важную роль в самых разных действиях и решениях. Просто подумайте на мгновение о том, как вы иногда ведете себя иначе в публичной обстановке, чем если бы вы были дома одни. Дома вы можете быть шумным и буйным, а на публике — гораздо более сдержанным и сдержанным.
Почему это? Потому что люди вокруг нас формируют наши мысли, чувства, настроения, отношения и восприятие.Присутствие других людей может повлиять на наш выбор и действия, которые мы предпринимаем.
Хотя социальная психология, как правило, является академической областью, исследования, проводимые социальными психологами, оказывают сильное влияние на наше понимание психического здоровья и благополучия. Например, исследование конформности помогает объяснить, почему подростки иногда так далеко идут, чтобы приспособиться к своей социальной группе — иногда в ущерб собственному здоровью и благополучию.
Понимание этого помогает психологам разрабатывать программы общественного здравоохранения и подходы к лечению подростков.Это может помочь подросткам противостоять потенциально опасным видам поведения, таким как курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ.
История социальной психологии
Платон ссылался на идею «разума толпы», а такие концепции, как социальное безделье и социальное содействие, были введены в конце 1800-х годов. Но только после Второй мировой войны исследования социальной психологии начались всерьез.
Ужасы Холокоста побудили исследователей изучить социальное влияние, конформизм и послушание.Что могло объяснить, почему люди участвовали в таких злодеяниях? Выполняли ли люди приказы и подчинялись социальному давлению или действовали какие-то другие силы? Изучая эти вопросы, социальные психологи смогли лучше понять силу социальных сил, таких как авторитет, уступчивость и повиновение.
Социальный психолог Стэнли Милгрэм, например, смог продемонстрировать, насколько далеко люди готовы зайти, чтобы подчиняться авторитетным фигурам. В серии печально известных экспериментов Милгрэм и его коллеги приказали участникам исследования доставить другому человеку то, что, по их мнению, было потенциально опасным шоком.
На самом деле, разряды не были настоящими, и другой человек только притворялся, что его ранили электрические импульсы. Но 65% из тех, кто принимал участие в исследовании, испытали максимальный уровень шока просто потому, что авторитетный деятель сказал им это сделать.
Социальная психология продолжала развиваться на протяжении двадцатого века, вдохновляя на исследования, которые способствовали нашему пониманию социального опыта и поведения. Наш социальный мир составляет такую огромную часть нашей жизни, поэтому неудивительно, что эта тема так интересна для многих.
Чем социальная психология отличается от других дисциплин
Социальную психологию часто путают с народной мудростью, психологией личности и социологией. В отличие от народной мудрости, которая опирается на анекдотические наблюдения и субъективную интерпретацию, социальная психология использует научные методы и эмпирические исследования. Исследователи не делают предположений о том, как люди ведут себя; они разрабатывают и проводят эксперименты, которые помогают выявить взаимосвязь между различными переменными.
Психология личности фокусируется на индивидуальных чертах, характеристиках и мыслях.Социальная психология сосредоточена на ситуациях. Социальных психологов интересует влияние, которое социальная среда и групповые взаимодействия оказывают на отношения и поведение.
Наконец, важно различать социальную психологию и социологию. Хотя между ними есть много общего, социология обычно рассматривает социальное поведение и влияние на очень широком уровне. Социологов интересуют институты и культуры, которые влияют на поведение людей.
Вместо этого психологи сосредотачиваются на ситуационных переменных, которые влияют на социальное поведение. Хотя психология и социология изучают похожие темы, они смотрят на эти вопросы с разных точек зрения.
Слово Verywell
Что делает социальную психологию такой важной темой? Социальные психологи сосредотачиваются на социальных проблемах, которые оказывают сильное влияние на индивидуальное благополучие, а также на здоровье общества в целом, включая такие проблемы, как употребление психоактивных веществ, преступность, предрассудки, домашнее насилие, общественное здоровье, издевательства и агрессия.
Социальные психологи обычно не работают напрямую в области психического здоровья, но результаты их исследований влияют на то, как специалисты в области психического здоровья относятся к поведению, на которое влияют социальные факторы. Например, программы общественного здравоохранения часто полагаются на методы убеждения, определенные социальными психологами, чтобы побудить людей вести здоровый образ жизни, избегая при этом потенциально опасных.
5 важных концепций социальной психологии
Социальная психология — это раздел психологии, изучающий то, как социальные влияния влияют на то, как люди думают, чувствуют и действуют.То, как мы воспринимаем себя по отношению к остальному миру, играет важную роль в нашем выборе, поведении и убеждениях. И наоборот, мнение других также влияет на наше поведение и то, как мы смотрим на себя.
Понимание социальной психологии может быть полезно по многим причинам. Во-первых, мы можем лучше понять, как группы влияют на наш выбор и действия. Есть несколько основных аспектов социального поведения, которые играют большую роль в наших действиях и в том, как мы видим себя.
Социальное поведение ориентировано на достижение цели
Наши взаимодействия служат целям или удовлетворяют потребности.Некоторые общие цели или потребности включают потребность в социальных связях, желание понять себя и других, желание получить или сохранить статус или защиту, а также потребность в привлечении компаньонов.
То, как люди ведут себя, часто определяется желанием удовлетворить эти потребности. Люди ищут друзей и романтических партнеров, стремятся получить социальный статус и пытаются понять мотивы, которые определяют поведение других людей.
Ситуации помогают определить результат
Во многих случаях люди ведут себя по-разному в зависимости от ситуации.Чтобы полностью понять, почему люди делают то, что они делают, важно взглянуть на индивидуальные характеристики, ситуацию и ее контекст, а также на взаимодействия между всеми этими переменными.
Например, тот, кто обычно спокойный и сдержанный, может стать намного более общительным, если ему возложат какую-либо руководящую роль. Другой пример — то, как люди иногда ведут себя в группах иначе, чем если бы они были одни. Экологические и ситуационные переменные играют важную роль и сильно влияют на наше поведение.
Социальная психология позволяет нам лучше понять, как наше социальное восприятие влияет на наши взаимодействия с другими людьми.
Социальные ситуации формируют самооценку
Наше социальное взаимодействие помогает сформировать нашу самооценку и наше восприятие. Один из методов формирования Я-концепции — это процесс отраженной оценки, в котором мы представляем себе, какими нас видят другие люди. Другой метод — это процесс социального сравнения, при котором мы рассматриваем, как мы сравниваемся с другими людьми в нашей группе сверстников.
Иногда мы проводим восходящее социальное сравнение, сравнивая себя с людьми, которые в чем-то лучше нас. В других случаях мы можем участвовать в нисходящем социальном сравнении, противопоставляя наши собственные способности способностям других, менее способных.
Мы анализируем поведение других
Одним из распространенных явлений является подтверждение ожиданий, когда мы склонны игнорировать неожиданные атрибуты и искать доказательства, подтверждающие наши ранее существовавшие представления о других.Это помогает упростить наше мировоззрение, но также искажает наше восприятие и может способствовать формированию стереотипов.
Если вы ожидаете, что люди будут вести себя определенным образом, вы можете поискать примеры, подтверждающие вашу веру, и в то же время игнорировать доказательства, противоречащие вашим существующим мнениям.
Мы считаем, что поведение отражает личность
Другое влияние на наше восприятие других людей можно объяснить теорией соответствующих выводов, когда мы делаем вывод, что действия и поведение других соответствуют их намерениям и личностям.Например, если мы видим женщину, помогающую пожилому человеку перейти улицу, мы можем предположить, что она добросердечна. Хотя поведение может быть информативным, оно также может вводить в заблуждение.
Если у нас ограниченное взаимодействие с кем-то, поведение, которое мы наблюдаем, может быть нетипичным или вызвано конкретной ситуацией, а не преобладающими характеристиками предрасположенности человека. В предыдущем примере женщина могла помогать пожилому человеку только потому, что ее наняли для этого, а не по доброте сердца.
Слово Verywell
Узнав больше о социальной психологии, вы сможете лучше понять себя и окружающий мир. Узнав больше о том, как люди относятся к другим, как они ведут себя в группах и как формируются отношения, вы сможете лучше понять, как социальные отношения влияют на индивидуальное функционирование.
Что такое психология? | БПС
Психология — это научное исследование разума и того, как он диктует и влияет на наше поведение, от общения и памяти до мыслей и эмоций.
Речь идет о понимании того, что движет людьми и как это понимание может помочь нам решить многие проблемы и проблемы в современном обществе.
Как наука, психология функционирует как процветающая академическая дисциплина и как жизненно важная профессиональная практика, посвященная изучению человеческого поведения — и стоящих за ним мыслей, чувств и мотиваций — посредством наблюдения, измерения и тестирования, по порядку. делать выводы, основанные на надежной научной методологии.
Кто такое Британское психологическое общество?
Британское психологическое общество является представительным органом психологов и психологов в Великобритании.
В его состав входят представители всех слоев общества, которые в первую очередь заинтересованы в развитии и применении психологии на благо общества.
Общество состоит из нескольких подразделений, каждое из которых посвящено определенной специальности, и отвечает за продвижение передового опыта и этических норм в науке, образовании и практическом применении психологии.
Люди обращаются за помощью и поддержкой к психологам для решения всех видов проблем, а психологи используют свои знания и опыт, чтобы помочь во многих сферах жизни общества, таких как:
Если вы чувствуете, что психолог может помочь вам, мы рекомендуем вам обсудить это с вашим терапевтом.
Чтобы узнать больше о конкретных областях психологии и о том, какую пользу они могут принести вам , посетите нашу страницу «Найдите психолога» .
Здесь вы найдете дополнительную информацию об определенных типах психологов, проблемах, с которыми они сталкиваются, а также о том, как найти ближайшего к вам психолога и связаться с ним.
Также можно посетить психолога на частной основе, но в этом случае с вас потребуют оплату.
Обратитесь к нашему Справочнику дипломированных психологов, чтобы помочь вам найти подходящего профессионала.
Лучший способ узнать больше — это стать участником или подписчиком .
Кроме того, если вы планируете карьеру в области психологии, но не знаете, с чего начать, обратитесь к нашей странице «Стать психологом» , на которой вы найдете всю необходимую информацию об учебе, квалификации и вариантах карьеры.
Для более широкого взгляда на некоторые из различных тем и вопросов, охватываемых психологией как дисциплиной, взгляните на нашу страницу А-Я психологии .
Эта страница, созданная для широкой публики, предназначена для того, чтобы дать вам обзор некоторых наиболее распространенных психологических терминов и определений, а также предоставить ссылки, которые помогут вам копнуть немного глубже и узнать еще больше о выбранных вами предмет.
Вы также можете ознакомиться с одной из наших многочисленных публикаций .
В настоящее время мы публикуем:
Университет Западной Австралии
Психология актуальна практически для любой человеческой деятельности, а это означает, что степень по психологии или некоторые дополнительные психологические исследования актуальны не только для профессий в области традиционной психологии, но и для широкого круга профессий. Например, есть психологи, проектирующие кабины для НАСА, интерфейсы компьютерного программного обеспечения, системы отбора персонала или игрушки, соответствующие возрасту; психологи разрабатывают стратегии исследования рынка или обучают людей различным условиям.
Традиционные карьеры в психологии:
- Клинический психолог — оценивает, диагностирует и лечит психические расстройства; разработать и оценить лечебные вмешательства; участвовать в исследованиях, обучении и супервизии; способствовать психологическому здоровью
- Клинический нейропсихолог — обследует и лечит людей с широким спектром черепно-мозговых травм или расстройств; разработать и оценить лечебные вмешательства; участвовать в исследованиях, обучении и супервизии; способствовать здоровью мозга
- Промышленный и организационный психолог — набор и подбор персонала; разрабатывать и оценивать программы обучения поведению; развивать лидерские и управленческие навыки; оптимизировать дизайн работы, производительность и культуру рабочего места; способствовать благополучию сотрудников и балансу между работой и личной жизнью
- Психолог по вопросам образования и развития, Школьный психолог — оценивает трудности в развитии, обучении и поведении; разработать и оценить вмешательства; способствовать позитивному развитию
- Спортивный психолог — работа со спортсменами и командами, направленная на изучение широкого спектра психологических факторов, связанных со спортивными достижениями (например,g., целенаправленность, построение команды, управление стрессом, коммуникативные навыки)
- Психолог здоровья — оценивает проблемы здоровья населения; разрабатывать, внедрять и оценивать программы общественного здравоохранения и изменения поведения; способствовать здоровому образу жизни
- Судебный психолог — проводить судебно-медицинские допросы; дать психологическую оценку; давать показания в судопроизводстве
Пожалуйста, обратите внимание, что эти традиционные карьерные пути часто требуют последипломного образования и регистрации в качестве психолога.
Нетрадиционных профессий в психологии:
Государственный сектор
- Государственные учреждения
- CSIRO
- Австралийское статистическое бюро
- Силы федеральной полиции и полиции штата
Некоммерческий сектор
- Услуги по поддержке психического здоровья, наркомании и инвалидности
- Социальные и социальные услуги
- Услуги для детей, молодежи и родителей
- Благотворительность
Частный сектор
- Корпоративный бизнес
- Банки и поставщики финансовых услуг
- Фирмы по оказанию профессиональных услуг
- Фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, маркетингом, связями с общественностью и рекламными агентствами; ТНП
- Услуги по трудоустройству и производственные отношения
Сектор образования
.