Психология в системе наук: Место психологии в системе наук

1. Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии

Предметом изучения психологии является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления, познавательные процессы, психические свойства и состояния личности.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Выделяют два периода в становлении и развитии психологических знаний: донаучный (VI в. до н. э. – XVII в. н. э.) и научный (XVII в. – XXI в.).

Специфика науки определяется ее предметом – что она изучает. За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении.

Предметом психологии с позиций современной науки является изучение целостности и единства психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязи и взаимозависимости.

. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.

Психология связана с историческими науками, физиологией и антропологией (человек и общество), медицинскими науками, педагогическими науками.

Отрасли психологии.

Существует более ста отраслей, подразделяются:

По характеру деятельности.

Психология труда — изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни. (Пр, инженерная психология — человек и машина, авиационная психология — психология полета, космическая психология).

Педагогическая психология — психология обучения, т.е. основы дидактики и обучения и т.д.; и психология воспитания.

Медицинская психология — нейропсихология, психофармакология (изучение действия лекарственных препаратов на психологическую деятельность человека), психическое воздействие, психопрофилактика.

Юридическая психология — судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая психология.

Военная психология — межличностные отношения, подготовка воинов к разным психологическим ситуациям.

Психология спорта.

Психология торговли.

Психология искусства.

По развитию:

Возрастная психология — изучает онтогенез различных процессов, и психологические качества личности развивающегося человека.

Специальная психология — изучает отклонение психики человека. (Парапсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, т.е. когда люди потеряли зрение.)

По принципу отношения личности и общества:

Социальная психология — изучает психические явления которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и не организованных группах.

Психология личности — изучает психологию личности

В психологической науке выделяют следующие типы парадигм: естественнонаучная, гуманистическая и когнитивная. Каждая парадигма имеет как достоинства, так и ограничения.

Первоначально отечественная наука была вынуждена ориентироваться на систему координат естествознания. Достоинствами гуманистической парадигмы являются ориентация на человека как активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями; а недостатками — индетерминизм, игнорирование естественной обусловленности человеческого бытия. В когнитивной парадигме выделяют такие позитивистские достоинства как включение в плоскость анализа активности сознания, активное использование математического моделирования, а недостатки — рационализм, оторванность от реальных переживаний субъекта и его феноменологии бытия. Сейчас основной является когнитивная парадигма. Парадигма – это система основных научных достижений – теорий, методов – по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в опред. исторический период.

3.Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии. Место психологии в системе других наук.

По мнению многих ученых психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она пытается (успешно) интегрировать (обобщать) самые разнообразные знания о человеке и его эволюции. В частности Жан Пиате отмечал: Психология занимает ключевое место в системе наук, т.к. с одной стороны она зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но с другой стороны ни одна из этих наук не возможна без обобщающихся знаний о человеке.

Академик Кедров предложил схему иллюстрирующую положение психологии в системе других наук (треугольник Кедрова).

Кратко охарактеризуем связь психологии с естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.

д. И на стыке психологии и генетики возникла психогенетика. Психология тесно связана с высшей нервной деятельностью (ВНД) и для развития психологии большую роль сыграли работы Берштейна, создавшего теорию физиологии активности, и Петра Анохина создавшего теорию функциональных систем. На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом — мозгом.

Психология тесно связана с общественными науками. Например: Психология связана с философией, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, гологического и социального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма — «Материя первична — сознание вторично».

Гуманистическая психология строилась на принципе экзистенциализма (теория существования). Работы В. Франкла.

Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры).

Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностический исследований.

Таким образом психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические (практические) знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения связанные с психологическими особенностями человека.

Психологию принято подразделять на отрасли исходя из специфики тех задач, которые решаются. В частности выделяют:

1. Общая психология — она изучает особенности, механизмы функционирования и развития психики в филогенезе (историческом развитии).

2. Возрастная психология — изучает особенности развития психики в онтогенезе (прижизненное развитие). Она включает в себя такие разделы:

  • детская психология;

  • психология подростка;

  • психология юности;

  • психология взрослости;

  • герентопсихология (пожилого и старческого возраста).

3. Специальная психология — изучает особенности различных психических отклонений и включает в себя:

  • патопсихология — изучает закономерности распада психической деятельности при заболеваниях;

  • алигофренопсихология — изучает особенности умственно-отсталых детей;

  • тифлопсихология — изучает психологию слепых людей;

  • сурдопсихология — изучает психологию слепых людей.

4. Социальная психология — изучает специфику взаимодействия и общения в малых и больших группах. Включает в себя разделы:

5. Психология труда — изучает психологические особенности различных профессиональных деятельностей. Создает системы профессионального отбора специалистов.

6. Инженерная психология — изучает деятельность личности в системе «человек — машина» (авиационная психология, космическая психология).

7. Зоопсихология — изучает особенности развития и функционирования психики животных и их основные отличия от психики человека.

Психология может так же подразделяться на академическую и практическую:

академическая психология — занимается разработкой концепций, проведением экспериментов;

практическая психология — выполняет социальные заказы.

Психология как наука: определение и эволюция

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что изучаете каталог курсов и чувствуете, что вас тянет в разные стороны? Вы могли бы так же легко погрузиться в философию и физиологию, как и в антропологию или политологию. И вы с энтузиазмом относитесь ко всем этим предметам.

Если это про вас, возможно, ваше будущее связано с психологией. История этой дисциплины связана со всеми упомянутыми областями. Давайте посмотрим, как психология стала областью научных исследований.

  • Что такое психология?
  • Как развивалась психология?
  • В какой степени психологию можно считать наукой?
  • Является ли психология социальной наукой?

Психология как наука Определение

Психология gy определяется как научное изучение психических процессов и поведения человека.

Психологи пытаются предсказать, объяснить и описать человеческое поведение. Почему мы делаем то, что делаем? Откуда берутся наши влечения и поведенческие рефлексы? Как мы можем изменить свое поведение или выработать новые модели поведения, чтобы улучшить или обогатить свою жизнь?

Область психологии исследует исчерпывающий перечень психических процессов. Как мы переживаем восприятие? Каковы наши мечты и откуда они берутся? Как мы создаем, переживаем и храним воспоминания? Какова природа наших эмоций и откуда они берутся? Как мы думаем и учимся? Как наше окружение и свободы влияют на наше представление о реальности? Какое влияние наши психические процессы оказывают на тело?

Психологи отвечают на все эти вопросы и используют научные методы для сбора данных и получения возможных ответов и выводов.

Открытия в области психологии могут быть применены к любой области человеческого опыта. Из-за этого существует множество подполей, которые более глубоко изучают определенные области опыта. Психология — это не просто то, что происходит в исследовательской лаборатории или лекционном зале. Сегодня к психологам обращаются в каждой профессии. Они работают в школах, клиниках, маркетинговых фирмах, художественных организациях, полицейских управлениях, юридических фирмах и государственных учреждениях, и это лишь некоторые из них.

Бюсты греческих философов, pixabay.com

Эволюция психологии как науки

Хотя люди исследовали природу нашего существования и то, как мы его переживаем, с тех пор, как история знает, область психологии прошла долгий путь, прежде чем, наконец, стала считаться собственно наука.

Психология возникает из исследований, которые мы обычно относим к философии. В 400-х годах до нашей эры Сократ и Платон делали выводы о природе знания и разума, а также об отношении разума к телу. Вскоре после этого Аристотель выступал за то, что можно считать ранним пониманием экспериментирования в своем стремлении понять природу знания.

Психология получила дальнейшее развитие в 1600-х годах с развитием науки и техники. Во Франции XVII века Рене Декарт много писал о природе разума, тела и Бога. Несмотря на примитивность по сегодняшним меркам, он сделал важные наблюдения о нервных путях и рефлексах. В то же время Фрэнсис Бэкон считался основателем современной науки, когда он делал наблюдения о природе разума.

Джон Локк заложил основу эмпиризма, подчеркнув важность опыта для нашего понимания знаний и реальности. Однако только в 1879 г.Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований в Лейпцигском университете в Германии.

Развитие психологии как науки

Вундт несколько случайно попал в создание первой психологической лаборатории. Он и его ученики создали машину, чтобы помочь в задаче записи времени реакции испытуемых в эксперименте. В результате создания Вундтом родилась первая психологическая исследовательская лаборатория.

Сегодня ведутся споры о возможном чрезмерном охвате психологии. Некоторые задаются вопросом, можно ли изучать мышление. Следует ли изучать только наблюдаемое поведение? Некоторые критикуют применение психологии ко всем областям человеческого опыта. Однако вопрос о природе нашего опыта — это именно то, как родилась психология. Разум невозможно отделить от опыта, поэтому изучение психологии, скорее всего, найдет применение во всех сферах нашей жизни (даже в тех, которые нам еще предстоит открыть в будущем).

В какой степени психологию можно считать наукой?

Поскольку психология использует эмпирический метод, она считается наукой. Он применяет научные методологии к изучению человеческого поведения. Научный метод начинается с исследования, постановки вопроса или формирования гипотезы. Затем мы создаем прогноз на основе гипотезы. Затем следуют эксперименты, анализ данных и сообщение о заключении. Мы можем назвать что-то научным, потому что оно эмпирическое или основано на экспериментах, а не только на логике или теории.

Давайте изучим сон в психологии и проведем его через научный процесс. Исследователи сна постулировали или выдвинули гипотезу, что недостаток сна вредит памяти. Они предсказывают, что те, кто спит меньше часов, чем другие, будут иметь худшие результаты в поиске памяти.

Затем исследователи сна проводят эксперименты в лаборатории сна. У них есть контрольная группа, которая спит восемь часов в сутки, и экспериментальная группа, которая спит меньше пяти или около того часов в сутки. Затем группам предлагается выполнить упражнения, требующие восстановления памяти. Затем психологи анализируют данные, собранные в ходе эксперимента, и составляют отчет о своих выводах.

Психология как социальная наука о поведении человека

Психологию чаще всего относят к общественным наукам. Действительно, это, вероятно, то место, где вы найдете его в каталоге курсов в университете. Психология изучает человеческий разум, людей и их поведение, а также то, как различные среды и социальные ситуации влияют на нас.

Эволюция психологии как науки уходит корнями в прошлое, насколько позволяет история человечества. Тем не менее, она относительно молода как устоявшаяся наука и за короткий промежуток времени добилась быстрого прогресса. Человеческая склонность к исследованию и анализу, вероятно, сохранится.

Психология как наука. Ключевые выводы

  • Психология — это научное исследование психических процессов и поведения человека.
  • Психология относится к общественным наукам.
  • Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований и считается отцом психологии.
  • Психология — это наука, потому что она использует научный метод для изучения человеческого поведения.
  • Научный метод включает формирование гипотезы, предсказание, проведение эксперимента, анализ данных и отчет о результатах.

Системная психология | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Системная психология — раздел прикладной психологии, изучающий поведение и опыт человека в сложных системах. Он вдохновлен теорией систем и системным мышлением и основан на теоретических работах Роджера Баркера, Грегори Бейтсона, Умберто Матураны и других. Это подход в психологии, при котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. Альтернативными терминами здесь являются «системная психология», «системное поведение» и «системная психология».

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
  • 3 вида системной психологии
  • 4 Связанные поля
    • 4.1 Теория экологических систем
    • 4.2 Эргономика
    • 4.3 Семейная системная терапия
    • 4.4 Организационная психология
    • 4.5 Теория перцептивного контроля
    • 4.6 Психология процесса
    • 4.7 Психосинтез
    • 4.8 Системная терапия
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

Системная психология изучает поведение и опыт человека в сложных системах. Он включает в себя область инженерной психологии, но, кроме того, больше занимается социальными системами и изучением мотивационного, аффективного, когнитивного и группового поведения, чем инженерная психология. [1] В системной психологии характеристики организационного поведения, например, индивидуальные потребности, вознаграждения, ожидания и атрибуты людей, взаимодействующих с системами, учитываются в процессе создания эффективной системы. [2] Сам термин «системная психология» был впервые введен Джоном Б. Парри в 1958 году в промышленном контексте. С тех пор системная психология появилась в нескольких областях:

  • В системотехнике и промышленности в контексте эргономики.
  • По школьной психологии и социальной психологии
  • В области психотерапии, также называемой системной терапией
  • В новой области теории семейных систем

Системная психология возникла здесь как новый подход, в котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. В открытых системах у них есть активный метод сохранения стабильности за счет динамических отношений между частями. Классическим примером этой гомеостатической динамики является «проблемное поведение» ребенка, который мочится в постель и выполняет стабилизирующую функцию сохранения проблемного брака, потому что внимание родителей отвлекается от их конфликта на «проблемного» ребенка. Системная психология основана на теоретических работах Грегори Бейтсона и других. Терапевтические приложения были разработаны Virginia Satir, Milan Group и другими.

Более поздние разработки системной психологии бросили вызов этому пониманию гомеостаза, поскольку оно слишком сосредоточено на каузальном понимании систем. Это изменение мышления от кибернетики 1-го порядка к кибернетике 2-го порядка повлекло за собой постмодернистский сдвиг в понимании реальности как объективной к тому, чтобы быть социально и лингвистически сконструированным.

Суть этой критики заключается в заключении слишком большого количества прямых причинно-следственных связей между частями системы (например, что проблемное поведение ребенка исчезло бы, если бы родители просто ладили). Вместо того, чтобы искать причины в системах, эта новая школа системной психологии вместо этого стремится изменить деструктивные паттерны в системах (например, в семье), поощряя людей смотреть на вещи с новых точек зрения с помощью таких методов, как круговой опрос, тем самым открывая возможность для сдвиг в силовой динамике.

История

Гештальт-психология, разработанная в 1920-х годах, стала важным примером развития общей теории систем в 1940-х годах. Гештальт-психология — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым с тенденциями к самоорганизации; или, что целое отличается от суммы своих частей. Концепция общей теории систем возникла в дальнейшем из биологических наук. Он пытается отобразить общие принципы работы всех систем, особенно живых систем. Несколько биологов и социологов участвовали в появлении общей теории систем в XIX веке.50-е годы.

В 1950-х и 1960-х годах Людвиг фон Берталанфи написал несколько статей и книгу по теории систем и психологии, психопатологии и психиатрии. [3] Область системной психологии впервые возникла за пределами академического мира в промышленности. Джон Б. Парри в 1958 году впервые упомянул этот термин в контексте «психологии персонала» как иногда известного раздела «авиационной психологии». [4] Первая книга под названием Системная психология Кеньона Б. Де Грина в 1970 также сосредоточился на системной психологии в контексте инженерии, в частности, в связи с человеческим фактором, теорией систем и системной инженерией. В этом направлении Брюс Кристи исследовал очертания зарождающейся области человеческих факторов, исходя из основ системной психологии, а не классической эргономики. [5]

В 1960-х годах системная психология получила дальнейшее развитие в новых областях применения. Он был применен для понимания функционирования детей в семейных системах. Психология экологических систем также применялась к другим системам, включая школу и сеть здравоохранения, и этот подход использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами, в частности, социально-экологическая модель развития доказала широкую концептуализацию теории экологических систем. это объясняет несколько контекстов, в которых развиваются дети. [6]

В 1992 году Линда Э. Олдс в «Метафорах взаимосвязанности» начала работать над общей системной теорией психологии. [7] Олдс задавался вопросом, как психология систем или психология процессов удерживает сознание сосредоточенным на целом, а не на частях. Как системная психология может помочь людям переосмыслить себя, придерживаясь концепций, которые радикально меняют их восприятие? (стр. 92) Она заявила о системных подходах к терапии, что системные модели могут присоединиться к другим терапевтическим перспективам, которые делают центральный акцент на важности подчинения большему целому как способу посредничества и преодоления внутренних конфликтов (стр. 9).3) Растущая область трансперсональной психологии может помочь в разработке системной психологии, призывая метафоры выйти за рамки строгой идентификации с нашими личностями, телами, чувствами ума или даже с нашим высшим «я» (стр. 107)

В 2003 году Томас Дж. Пауэр проясняет связь между здоровьем детей и гигиеной в психологии экологических систем. Он представляет основу для систематического удовлетворения медицинских потребностей детей путем интеграции систем здравоохранения, психического здоровья и образования. Согласно Пауэрсу, экологическая системная психология возникла с XIX в.60-х годов и получил дальнейшее развитие в различных контекстах и ​​создал эффективные связи между основными системами, в которых функционируют дети. Этот подход был применен в школах и сетях здравоохранения и использовался для анализа моделей взаимоотношений между системами и социально-экологическими моделями развития ребенка. [8]

Виды системной психологии

В научной литературе упоминаются различные виды системной психологии:

Прикладная системная психология
Де Грин в 1970 году описал прикладную системную психологию как связанную с инженерной психологией и человеческим фактором.
Теория когнитивных систем
Психология когнитивных систем является частью когнитивной психологии и, подобно экзистенциальной психологии, пытается разрушить барьер между сознательным и бессознательным разумом. [9]
Психология контрактных систем
Психология контрактных систем касается актуализации человеческих систем через организации участия. [10]
Психология семейных систем
Психология семейных систем — это более общее название области семейных психотерапевтов. Например. Мюррей Боуэн, Майкл Э. Керр и Баард [11] и исследователи начали теоретизировать психологию семьи как системы. [12]
Органосистемная психология
Посредством применения биологии организменных систем к человеческому поведению Людвиг фон Берталанфи задумал и развил психологию организменных систем как теоретическую перспективу, необходимую для постепенного понимания различных путей, которыми могут развиваться человеческие личности, и того, как они могут правильно развиваться при поддержке целостной интерпретации человеческого поведения. [13]

Связанные области

Теория экологических систем

Основная статья: Теория экологических систем

Теория экологических систем, также называемая «Развитие в контексте» или теория «экологии человека», определяет четыре типа вложенных экологических систем с двунаправленным влиянием внутри и между системами. Теория была разработана Ури Бронфенбреннером, который считается одним из ведущих мировых ученых в области психологии развития. Позже была добавлена ​​пятая система (хроносистема):

  • Микросистема: Непосредственная среда (семья, школа, группа сверстников, соседство и среда ухода за детьми)
  • Мезосистема: система, состоящая из связей между непосредственным окружением (например, дом ребенка и школа)
  • Экзосистема: параметры внешней среды, которые лишь косвенно влияют на развитие (например, рабочее место родителей)
  • Макросистема: более широкий культурный контекст (восточная и западная культура, национальная экономика, политическая культура, субкультура)
  • Хроносистема: формирование паттернов экологических событий и переходов в течение жизни.

Собственная биология человека может считаться частью микросистемы; таким образом, эту теорию в последнее время иногда называют «теорией биоэкологических систем». Каждая система содержит роли, нормы и правила, которые могут сильно влиять на развитие.

Эргономика

Основная статья: Эргономика

Эргономика, также называемая «инженерной психологией» или «человеческим фактором», представляет собой применение научной информации об объектах, системах и окружающей среде для использования человеком (определение принято Международной Ассоциация эргономики в 2007 г.). Эргономика обычно рассматривается как то, как компании проектируют задачи и рабочие зоны, чтобы максимизировать эффективность и качество работы своих сотрудников. Однако эргономика присутствует во всем, что связано с людьми. Рабочие системы, спорт и отдых, здоровье и безопасность должны воплощать в себе принципы эргономики, если они хорошо спроектированы.

Это прикладная наука о проектировании оборудования, предназначенная для максимизации производительности за счет снижения утомляемости и дискомфорта оператора. Эта область также называется биотехнологией, инженерией человеческого фактора и инженерией человеческого фактора. Эргономические исследования в основном проводятся эргономистами, которые изучают человеческие возможности по отношению к их рабочим требованиям. Информация, полученная от эргономистов, способствует разработке и оценке задач, рабочих мест, продуктов, сред и систем, чтобы сделать их совместимыми с потребностями, способностями и ограничениями людей.

Семейная системная терапия

Основная статья: Семейная терапия

Семейная системная терапия, также называемая «семейной терапией» и «парной и семейной терапией», представляет собой направление психотерапии, связанное с консультированием по вопросам взаимоотношений, которое работает с семьям и парам в близких отношениях, чтобы способствовать изменениям и развитию. Он склонен рассматривать их с точки зрения систем взаимодействия между членами семьи.

Подчеркивает семейные отношения как важный фактор психологического здоровья. Таким образом, семейные проблемы рассматривались как эмерджентное свойство системных взаимодействий, а не как возложение вины на отдельных членов. Брачные и семейные терапевты (MFT) лучше всего обучены этому типу психотерапии.

Организационная психология

Основная статья: Промышленная и организационная психология

Промышленная и организационная психология, также известная как «психология труда», «психология труда» или «психология персонала», касается применения психологических теорий, методов исследования, и стратегии вмешательства в проблемы на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи заинтересованы в том, чтобы сделать организации более продуктивными, обеспечив работникам возможность вести физически и психологически здоровый образ жизни. Соответствующие темы включают психологию персонала, мотивацию и лидерство, отбор сотрудников, обучение и развитие, организационное развитие и управляемые изменения, организационное поведение, а также вопросы работы и семьи.

Теория перцептивного контроля

Основная статья: Теория перцептивного контроля

Теория перцептивного контроля (ТКП) — это психологическая теория поведения животных и человека, созданная независимым ученым Уильямом Т. Пауэрсом. В отличие от других теорий психологии и поведения, которые предполагают, что поведение является функцией восприятия — что входные данные восприятия определяют или вызывают поведение — ПКТ постулирует, что поведение организма является средством управления его восприятием. В отличие от инженерной теории управления эталонная переменная для каждого контура управления с отрицательной обратной связью в иерархии управления устанавливается изнутри системы (организма), а не внешним агентом, изменяющим уставку контроллера. [14] РСТ также применяется к неживым вегетативным системам. [15]

Психология процесса

Основная статья: Философия процесса

Психология процесса существует, чтобы объединить процессное мышление с областью психологии в широком смысле. [16] Это новая область, возникшая в результате применения философии процесса Альфреда Норта Уайтхеда к психологии. Он обещает объединить разум, тело и дух в строгой и последовательной структуре.

Новаторской работой в этой области является «На пути к психологии процессов: модель интеграции » Дэвида Э. Роя, опубликованная в 2000 году. Опираясь на глубины гештальт-психологии и метафизики процессов, Дэвид Рой проливает свет на сложные психологические вопросы, касающиеся символизма. , отношения между разумом и телом и духовные аспекты человеческой жизни. Возникающая метатеория проливает свет как на психологию, так и на психотерапию. Такое переосмысление психологических вопросов и категорий бесценно для дальнейшего исследования человеческой психики и поиска здоровья. [17]

Психосинтез

Основная статья: Психосинтез

Психосинтез — это оригинальный подход к психологии, разработанный Роберто Ассаджиоли. Психосинтез не задумывался как школа мысли или эксклюзивный метод, но во многих конференциях и публикациях он был центральной темой, а центры были созданы в Италии и США в 1960-х годах.

Психосинтез отошел от эмпирических основ психологии в том, что изучал человека как личность и душу, но Ассаджоли продолжал настаивать на том, что он был научным. Ассаджиоли разработал терапевтические методы, отличные от тех, что были найдены в психоанализе. Хотя бессознательное является важной частью теории, Ассаджоли старался поддерживать баланс с рациональной, сознательной терапевтической работой.

Системная терапия

Основная статья: Системная терапия

Системная терапия — это школа психологии, которая стремится обращаться к людям не на индивидуальном уровне, как это было в центре внимания более ранних форм терапии, а как к людям в отношениях , имея дело с взаимодействиями групп и их моделями взаимодействия и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию, или, точнее, семейную системную терапию, как ее позже стали называть. В частности, системная терапия уходит своими корнями в миланскую школу Мары Сельвини Палаццоли, но также восходит к работам Сальвадора Минучина, Мюррея Боуэна, Ивана Босзорменьи-Надь, а также Вирджинии Сатир и Джея Хейли из МРТ в Пало-Альто.

См.

также
Связанные поля
  • Настройки поведения
  • Теория Хаоса
  • Теория коммуникации
  • Общественная психология
  • Комплексные системы
  • Конструктивистская эпистемология
  • Критическая теория
  • Экологическая психология
  • Теория живых систем
  • Новая кибернетика
  • Нейрокибернетика
  • Процессуально-ориентированная психология
  • Социальная психология
  • Теория социотехнических систем
  • Соматическая психология
Ученые, работающие в смежных областях
  • Уильям Росс Эшби
  • Грегори Бейтсон
  • Джон Боулби
  • Ури Бронфенбреннер
  • Фритьоф Капра
  • Дональд де Авила Джексон
  • Томас Гомер-Диксон
  • Фред Эмери
  • Клэр В. Грейвс
  • Пим Хазелагер
  • Брэдфорд Кини
  • Курт Левин
  • Умберто Матурана
  • Энид Мамфорд
  • Талкотт Парсонс
  • Гордон Паск
  • Уильям Т. Пауэрс
  • Анатолий Рапопорт
  • Джеффри Сатиновер
  • Эйнар Торсруд
  • Эрик Трист
  • Стюарт Амплби
  • Франсиско Варела
  • Людвиг фон Берталанфи
  • Лев Выготский
  • Кен Уилбер
  • Александр Зелитченко
Связанные понятия

.

  • Осведомленность
  • Развитие ребенка
  • Конатус
  • Концептуальная система
  • Коннекционизм
  • Сознание
  • Культурная система
  • Встроенное встроенное познание
  • Эквифинальность
  • Гомеодинамика
  • Человеческая экосистема
  • Модель иерархической сложности
  • Посткогнитивизм
  • Самоконтроль
  • Социальная сеть
  • Системный интеллект

Литература

  • Людвиг фон Берталанфи (1968), Органическая психология и теория систем , Worcester, Clark University Press.
  • Бреннан (1994), История и системная психология , Прентис Холл, ISBN 0131826689
  • Молли Янг Браун, Психосинтез – «системная» психология? ,
  • Кеньон Б. Де Грин, граф А. Аллуизи (1970), Системная психология , McGraw-Hill.
  • В. Хьюитт (2003), «Системная модель человеческого поведения», в: Интерактивная педагогическая психология , Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты.
  • Джон Миллс (2000), «Диалектический психоанализ: к психологии процесса», в: Психоанализ и современная мысль , 23 (3), 20–54.
  • Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязанности: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110
  • Жанна М. Плас (1986), Системная психология в школах , Pergamon Press ISBN 0080331440
    9 0007 Дэвид Э. Рой (2000), К психологии процесса: A Модель интеграции . Фресно, Калифорния, Adobe Creations Press, 2000
  • Дэвид Э. Рой (2005), Психология процессов и психология процессов, или разработка психологии интеграции при выходе из дома , Документ для семинара, 2005.
  • Вольфганг Чахер и Жан-Пьер Довальдер (2003) (ред.), Динамический системный подход к познанию: концепции и эмпирические парадигмы, основанные на динамике самоорганизации, воплощения и координации , World Scientific. ISBN 9812386106 .
  • WT Singleton (1989), Разум в действии: психологическая эргономика , Cambridge University Press. ISBN 0521265797.

Ссылки

  1. ↑ Лестер Р. Биттел и Мюриэль Альберс Биттел (1978), Энциклопедия профессионального менеджмента , McGraw-Hill, ISBN 0070054789, стр. 498.
  2. ↑ Майкл М. Берманн (1984), Справочник по микрокомпьютерам в специальном образовании . Колледж-Хилл Пресс. ISBN 093301435X. Страница 212.
  3. ↑ Людвиг фон Берталанфи писал:
    • 1951, «Теоретические модели в биологии и психологии», Journal of Personality, 20, 24–38.
    • 1956, «Биолог смотрит на человеческую природу», Scientific Monthly, 82, 33–41
    • 1966, «Пересмотр разума и тела», Журнал гуманистической психологии, 6, 113–138.
    • 1967, «Общая теория систем: приложение к психологии», Social Science Information, vol. 6, 125–136 (перепечатано в «Социальных науках: проблемы и ориентация», Париж, Ла-Эй, Мутон, ЮНЕСКО, 309–319, 1968).
    • 1967, «Общая теория систем и психиатрия — обзор», Американская психиатрическая ассоциация 176, Ежегодное собрание (опубликовано в Psychiatric Spectator, 4, 6–8, 1967; и в Gray W., Rizzo ND & Dahl FJ, General Systems Theory. и психиатрия, Бостон, Little, Brown & Company, 33–46, 19.69).
    • 1968, Органическая психология и теория систем , Вустер, издательство Университета Кларка.
    • 1970 «Общая теория систем и психология», в Royce JR (ed.), Toward Unification of Psychology, Toronto, University Press, 220–223.
  4. ↑ Джон Б. Парри, Сипке Дирк Фоккема (1958), Авиационная психология в Западной Европе и отчет об исследованиях пилота , Мичиганский университет, стр. 4.
  5. ↑ Брюс Кристи (1985), Человеческий фактор информационных технологий в офисе , Уайли, ISBN 0471
  6. X.
  7. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и сообщества . Страница 11.
  8. ↑ Линда Э. Олдс (1992), Метафоры взаимосвязи: к системной теории психологии , SUNY Press, ISBN 0791410110.
  9. ↑ Томас Дж. Пауэр (2003), «Укрепление здоровья детей: интеграция школы, семьи и общества». Гилфорд Пресс. ISBN 1572308559. стр.11.
  10. ↑ Дэвид Пэрриш (2006), «Ничто из того, что я вижу, ничего не значит: квантовые вопросы, квантовые ответы», стр. 29
  11. ↑ Марсия Гуттентаг и Элмер Л. Стрюнинг (1975), Справочник по оценочным исследованиям . Мудрец. ISBN 0803
  12. 0. стр. 200.
  13. ↑ Майкл Б. Гудман (1998), Корпоративные коммуникации для руководителей , SUNY Press. ISBN 0791437612. Страница 72.
  14. ↑ Сара Э. Купер (2004), Связывающие узы: вопросы семейной динамики и семейного дискурса , University Press of America.