Опросник это: опросник | это… Что такое опросник?

Психодиагностический опросник. Большая российская энциклопедия

Психодиагности́ческий опро́сник, стандартизированный перечень вопросов или утверждений, относительно которых респонденты высказывают свои суждения. Опросники являются распространённым и популярным видом психодиагностических методик, что объясняется их доступностью для широкого круга пользователей, простотой и экономичностью применения.

Бо́льшая часть психодиагностических опросников является разновидностью самоотчётов, для которых исходное и необходимое условие ответа – способность к рефлексии и самоанализу. У респондентов интроспективные способности развиты в разной степени, а для некоторых категорий испытуемых (лица с интеллектуальной недостаточностью, пожилые люди с деменцией и расстройствами памяти, а также дети до 12 лет) опросники оказываются неподходящим способом изучения личности. Кроме того, результаты опросников очень чувствительны к различиям в языковой и образовательной культуре испытуемых.

В некоторых известных психодиагностических опросниках от испытуемых требуется выносить суждения о других людях или объектах (событиях, явлениях). Такие опросники называются косвенными или «проективными». Также в отдельную категорию иногда выделяются т. н. поведенческие опросники, в которых испытуемые должны выбрать из предлагаемых вариантов способ поведения в какой-то проблемной или жизненной ситуации (что сближает их с кейс-тестами). Сторонники такого подхода называют этот вид психодиагностических методик тест-опросниками, т. к. они фактически имеют признаки и опросников, и тестов (ср. с ипсативными методиками). Нередко в одной и той же методике одни вопросы являются самооценочными и требующими саморефлексии, тогда как другие – поведенческими и косвенными (ср.: «Я часто опаздываю» и «Большинство моих знакомых часто опаздывают»). Но в целом все опросники, как и вербальные тесты, требуют определённого уровня развития речевого мышления у респондентов.

Внешне типичный психодиагностический опросник представляет собой перечень (англ. inventory) вопросов или утверждений, на которые респондент должен отвечать в соответствии с инструкцией. Количество вопросов (утверждений) может варьироваться от 10–20 до 100 и более (известный медико-психологический перечень MMPI, например, включает более 500 утверждений). Отвечать на вопросы респондент может уединённо либо в присутствии диагноста. Любые опросники, будучи стандартизированными методиками, подходят как для индивидуального, так и для группового обследования, в том числе в компьютерных классах, а также в режиме дистанционного онлайн-диалога. В работе практикующих психологов, как правило, используются бланковые формы опросников, на которые испытуемые отвечают письменно, но допускается и устное предъявление вопросов. Распространение компьютерных технологий и Интернета способствовало переходу многих организаций к применению компьютеризированных версий известных опросников, однако это обязывает их разработчиков проводить дополнительную психометрическую проверку и стандартизацию. Большинство крупных организаций применяют в настоящее время опросники в режиме массового дистанционного опроса (например, при профессиональном отборе).

В отличие от объективных тестов знаний и способностей (тестов достижений), опросники априори не предполагают правильных и неправильных ответов (только ключевые, т. е. совпадающие с ключом), а диагностические показатели имеют вероятностно-ориентирующее значение. Респонденты лишь высказывают своё отношение к тем или иным утверждениям, меру (степень) своего согласия или несогласия с ними. Формат вопросов, ответ на которые предусматривает несколько возможных субъективных степеней согласия (как правило, их пять), принято называть «шкалами Ликерта» (по имени известного специалиста по психометрике Р. Ликерта, впервые обосновавшего статистические методы анализа ответов на вопросы такого формата).

Опросники являются реализацией такого подхода в психодиагностике, при котором влияние субъективного опыта испытуемого на диагностический результат максимально. Поэтому в ходе выполнения психодиагностических опросников возникает повышенный риск тенденциозности ответов (неосознаваемых респондентом искажений), а также сознательной фальсификации. Самый известный недостоверный «стиль ответа» назван эффектом «социальной желательности» (респондент выбирает ответы, чтобы выглядеть социально нормативным). Для обнаружения недостоверных протоколов в опросники включают особые «вопросы-ловушки», которые позволяют подсчитывать баллы по т. н. шкалам лжи. Особенно резко снижается достоверность, а следовательно, и валидность результатов по психодиагностическим опросникам в ситуациях принудительного обследования (в ситуации экспертизы).

Таким образом, опросники предназначены для получения диагностических данных со слов обследуемого, анализ и выводы строятся на основе сведений, сообщаемых испытуемым о самом себе, описания им особенностей своей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Однако самоописания обследуемых являются симптоматическими проявлениями, а не готовой истиной о субъекте, и должны быть верифицированы соответствующими процедурами и объективными данными (материалами наблюдения, беседы, анализа биографических данных, результатами других методик, отзывами смежных специалистов и т.  п.). В случае принятия жизненно важных для человека решений данные только опросников следует считать недостаточными.

Психодиагностические опросники возникли в результате стремления психологов повысить объективность метода устного опроса, приблизить его к экспериментальным методам, сохранив при этом универсальность. Отличие опросников от нестандартизированных психодиагностических процедур состоит в возможностях формализации и квантификации данных исследования. Разработчики опросников стремятся добиться этого путём различных приёмов стандартизации, унификации диагностического материала, регламентации процедуры проведения обследования, формализации обработки ответов, установления единых нормативов оценивания результатов. Доведённые до высокого уровня квантификации психодиагностические опросники обретают признаки измерительной методики, становясь тест-опросниками с определёнными психометрическими характеристиками; они выступают инструментом и одновременно предметом такой междисциплинарной отрасли, как тестология.

Опросники позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в том виде, который даёт возможность сравнивать респондентов по количественным оценкам. Благодаря стандартизации опросников появляется возможность выражать тестовые баллы в стандартных показателях (например, стэнах или Т-баллах) и сравнивать показатели из различных методик и у разных испытуемых. Количественные показатели также позволяют осуществлять психографирование и профильную оценку результатов (профиль личности).

Появление первых психодиагностических опросников связано с исследованиями Ф. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки особенностей познавательной сферы (в частности, зрительного восприятия). В конце 19 в. с их помощью проводились исследования памяти, понятийного мышления, внутренней речи. Отпечатанные опросники рассылались по адресам респондентов или публиковались в журналах.

В 20 в. бо́льшая часть психологических опросников была направлена на измерение личностных черт (или личностных факторов – Шмелев. 2002). Поэтому психодиагностические опросники во многих учебниках называют «личностными» опросниками, смешивая при этом технологию проведения методики с направленностью методики на определённый класс психических свойств.

Подходы к разработке

Различия в подходах к разработке опросников проявляются, согласно А. Анастази, в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов (пунктов, items). В основу методики могут быть положены: 1) значимость (релевантность) содержания, 2) привязка к эмпирическому критерию, 3) теория личности, 4) результаты факторного анализа.

Содержательный подход основан на принципах релевантности содержания, клинической полезности и предполагает обычно контент-анализ области оцениваемого поведения. Ответ испытуемого на каждый вопрос рассматривается как показатель фактического наличия или отсутствия у него определённого поведения или проблемы. Подход наиболее прост, экономичен и прозрачен с точки зрения диагностической направленности опросника, что означает вместе с тем его слабую защищённость от фальсификаций и установочных ответов испытуемых. Такая прямолинейность свойственна социально-психологическим опросникам, в которых респонденту напрямую предлагается выразить своё положительное или отрицательное отношение к определённым социальным или политическим явлениям. Психологи, изучавшие эффект социальной желательности, сообщают о том, что больше 50 % протоколов в таких опросниках являются сфальсифицированными и должны быть исключены из анализа групповых результатов (Забродин. 1987). Опытные разработчики психодиагностических опросников знают, что в вопросах социально негативное поведение должно быть встроено в некий «оправдательный контекст» (Шмелев. 2002).

Применение опросников с привязкой к эмпирическому критерию эффективно для симптоматической диагностики. При создании различных психодиагностических методик оказалось, что часто имеет значение не столько точное соответствие ответов испытуемого реальным фактам его жизни, сколько его отношение к ним. С этим моментом, подчёркивает Ф. Б. Березин, связана неквалифицированная критика методик данного типа. По сути они позволяют лишь количественно определить совпадение ответов испытуемого с ответами людей, обладающих соответствующими личностными признаками. Особой ценностью обладают вопросы, по которым даже их авторы изначально не могли предвидеть, с каким именно личностным фактором будет скоррелирован ответ на этот вопрос. Статистическую связь, установленную между частотой высказывания и выраженностью какого-либо качества, иногда нельзя вывести из смыслового содержания вопроса. Если испытуемый утверждает, что повёл бы себя определённым образом в гипотетической ситуации, то диагност не ожидает от него буквально такого же поведения в ситуации реальной, а в своих выводах о личности испытуемого руководствуется связью между склонностью к таким утверждениям и исследуемыми личностными признаками. Привязка к эмпирическому критерию предполагает, что ответ на вопрос рассматривается как фрагмент вербального поведения испытуемого, знание которого имеет диагностическое значение. Такую привязку (связь ключевого ответа и факторной шкалы) находят с помощью корреляционного анализа, и содержательная сторона вопроса при этом фактически не учитывается. Например, ответ «Я промолчу» на вопрос «Если в общественном транспорте Вас толкнули, то Вы …» может для определённой категории испытуемых означать даже большую степень агрессивности (скрытой), чем ответ «Буду открыто и шумно возмущаться».

Возможности описания личности в опросниках обычно ограничены рамками определённой теоретической концепции или методологического подхода. Главная особенность любого опросника, по мнению ряда исследователей (например, М. К. Акимовой, – Психологическая диагностика. 2005. С. 205), в том, что психологическое содержание пунктов неизбежно отражает теоретическую позицию разработчика, его концепцию. Отвечающий может выразить мнение только о том, о чём его спрашивают, и только в том смысле, который задан автором. Опросник может не затрагивать важные стороны личности респондента, если этого не захотел или не смог предусмотреть разработчик. Опросник всегда строится в соответствии с замыслом и взглядами автора и будет полезен только в рамках этого замысла. Такой подход к разработке психодиагностических опросников называется рационально-дедуктивной стратегией – от общей теории к частным эмпирическим индикаторам.

Но есть исследователи, которые применяют противоположный подход к разработке опросников. Они называют его эксплораторной (поисковой) или индуктивно-эмпирической стратегией (от эмпирических данных к теории), характерной для эксплораторного факторного анализа. Яркий представитель этой стратегии – автор знаменитого опросника 16 PF Р. Б. Кеттелл.

Факторный подход к разработке опросников основан на использовании факторного анализа как способа сокращения размерности данных (определения характеристик, достаточных для описания личности) и метода выявления базовых черт личности. В этом случае автор опросника не ограничивается рамками какой-либо теоретической схемы, а собирает возможные свободные высказывания респондентов из разных источников подобно тому, как исследователь фольклора собирает народные пословицы и поговорки. Р. Б. Кеттелл, например, опирался на словарь из более чем 4 тыс. обозначений черт личности в английском языке. После сбора большого массива ответов выполняется эксплораторный факторный анализ. Основная проблема данного подхода заключается в субъективности авторов-разработчиков при интерпретации (идентификации) факторов, несоответствии количества и названий извлекаемых факторов у разных исследователей. Возникают трудности и при определении конкретной выборочной совокупности вопросов, когда они нагружены не теми факторами, для выявления которых были созданы, или вообще не нагружены ни одним из факторов.

Разновидности опросников

Разновидностями опросников являются опросники-анкеты, опросники состояний, личностные опросники.

Опросники-анкеты (франц. enquête – расследование, опрос) – разновидность опросников, предназначенных для получения диагностических данных, не имеющих непосредственного отношения к личностным особенностям респондента (например, наличие либо отсутствие той или иной клинической симптоматики, сбор необходимых биографических или анамнестических данных, связанных с какими-либо психологическими проблемами, а также скрининг-диагностика). Опросники-анкеты отличаются сравнительной краткостью (длительность обследования обычно не превышает 5–10 мин), простотой и экономичностью применения. Это компактный и нетрудоёмкий инструмент предварительной, ориентировочной диагностики.

Опросники состояний – разновидность опросников, предназначенных для выявления ситуативных, преходящих состояний. В инструкции, а также в самих заданиях обязательно указано, что необходимо отвечать на вопросы (утверждения) в соответствии с актуальными, имеющими место в данное время, а не обычными переживаниями и чувствами.

Личностные опросники – разновидность опросников, предназначенных для диагностики устойчивых, стабильных во времени индивидуальных особенностей респондентов. Прототипом современных личностных опросников считают «Бланк данных о личности» (Personal Data Sheet) Р. Вудвортса (1917), разработанный для скрининг-диагностики лиц с невротической симптоматикой среди призывающихся на военную службу. Бланк состоял из набора вопросов, касающихся типичных психопатологических симптомов (фобий, аддикций, расстройств сна, чрезмерной утомляемости и т. п.). Сегодня личностные опросники занимают лидирующую позицию среди всех используемых в психологии диагностических средств.

Сфера применения

Сфера эффективного применения психодиагностических опросников – ситуации, связанные с оказанием психологической помощи (консультирования), т. е. когда диагностическая ситуация возникает по инициативе клиента, который сам заинтересован в получении достоверных результатов обследования.

Трухан Елена Антоновна

Дата публикации:  20 октября 2022 г. в 22:15 (GMT+3)

ОПРОСНИК — это что такое ОПРОСНИК

Значение слова «ОПРОСНИК» найдено в 21 источнике

найдено в «Словаре синонимов»

опросник анкета Словарь русских синонимов. опросник сущ., кол-во синонимов: 1 • анкета (6) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: анкета

найдено в «Русско-английском психологическом словаре»

м.

questionnaire, inventory, checklist

— биографический опросник

— динамический личностный опросник
— инженерно-психологический опросник
— Калифорнийский психологический опросник
— клинический многоосевой личностный опросник Миллона
— клинический многоосевой опросник Миллона
— личностный опросник Индекс жизненного стиля
— личностный опросник I Гилфорда — Мартина
— личностный опросник Айзенка
— личностный опросник Бернрейтера
— личностный опросник Гилфорда — Циммермана по темпераменту
— личностный опросник Гордона

— личностный опросник Дженкинса по поведению
— личностный опросник для детей
— личностный опросник Лири Интерперсональный диагноз
— личностный опросник
— Миннесотский многоаспектный личностный опросник
— Миннесотский многофакторный личностный опросник
— Моудслейский личностный опросник
— Моудслейский медицинский опросник
— невротический опросник
— опросник адаптированности
— опросник Басса — Дарки
— опросник Бека на выявление депрессии
— опросник Гальтона
— опросник для выявления предпочтительных форм поведения
— опросник интересов и установок Термана — Майлза
— опросник интересов Стронга — Кэмпбелла
— опросник интересов
— опросник клинического анализа
— опросник когнитивной неуспешности
— опросник личностной ориентации
— опросник личностных предпочтений Эдвардса
— опросник мнения
— опросник мотивации лечения
— опросник на выявление профессиональных интересов
— опросник общего здоровья
— опросник описания детьми поведения родителей
— опросник по внутригрупповому парному выбору
— опросник по оценке климата в классе
— опросник по оценке проблемных ситуаций на работе
— опросник по разрешению конфликта
— опросник по типу самоотчета
— опросник приспособляемости Белла
— опросник причин беспокойства
— опросник профессиональных интересов штата Миннесота
— опросник профессиональных интересов
— опросник реакции на окружение
— опросник решения проблем
— опросник самооценок
— опросник состояния и свойств тревожности
— опросник социальной реадаптации
— опросник темперамента
— опросник тревожности
— опросник установок к сексу Айзенка
— опросник установок учителя штата Миннесота
— опросник установок
— опросник художественных способностей Хорна
— опросник ценностей
— опросник ценности специальностей
— опросник штата Миннесота для консультирования
— опросник, направленный на выяснение психоневротических характеристик личности
— опросник, направленный на выяснение склонности испытуемого к неврозу
— опросник, построенный по принципу самоотчета
— полоролевой опросник Бема
— психоневротический опросник
— самоотчетный опросник
— социально-личностный опросник
— срезовый опросник
— стандартизированный опросник
— стандартизованный опросник
— факторный опросник
— шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела
— эргономический опросник
— этнический опросник Катца и Брэли

найдено в » Словаре практического психолога»

методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные. Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию — то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности — из желания угодить либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это — вопросы, связанные с «мелкими слабостями» и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов.

Это — распространенный, но не единственный способ.

найдено в «Большой психологической энциклопедии»

— методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные. Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая.Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию — то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности — из желания угодить либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов.

Как правило, это — вопросы, связанные с «мелкими слабостями» и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это — распространенный, но не единственный способ.

найдено в «Полном фонетическом разборе слов»


1) Орфографическая запись слова: опросник
2) Ударение в слове: опр`осник
3) Деление слова на слоги (перенос слова): опросник
4) Фонетическая транскрипция слова опросник : [абр`озн’к]
5) Характеристика всех звуков:
о [а] — гласный, безударный
п [б] — согласный, твердый, звонкий, парный
р [р] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

о [`о] — гласный, ударный
с [з] — согласный, твердый, звонкий, парный
н [н’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и и — гласный, безударный
к [к] — согласный, твердый, глухой, парный
8 букв, 7 звук

найдено в «Новом гипнозе: глоссарии, принципах и методах. Введении в эриксоновскую гипнотерапию»

En.: Questionnaire Субъективные феномены особенно трудно идентифицировать с помощью слов, и мы должны быть чрезвычайно критичны к сообщениям пациента, что подтверждает следующий опыт: — в рамках эксперимента Барбер, Далаль и Калверлей (1968) задавали следующий вопрос репрезентативной группе пациентов: «Испытывали ли вы состояние гипноза как существенно сходное с состоянием бодрствования?» Они получили 83% утвердительных ответов; — сформулировав вопрос по-другому («Испытывали ли вы состояние гипноза, как существенно отличающееся от состояния бодрствования?») и задав его не менее репрезентативной группе, они собрали 72% утвердительных ответов.

найдено в «Электронном словаре анаграмм русского языка»

Сироп Сип Сион Син Росно Росник Роп Рон Рок Рнк Риск Рис Рио Риноскоп Ринк Рин Рико Рик Просо Пронос Прокос Прок Присно Прион Принос Пос Порск Порно Понос Понор Пони Покос Поиск Писк Пирс Пирон Пир Пион Пинск Пинок Пино Пинк Пико Пик Осокин Осок Осип Орск Орс Орок Орн Орк Орион Орикс Опросник Опрос Опор Оон Онко Оникс Окоп Око Окно Нпо Носик Нос Нок Никс Кси Кросно Кронос Крон Крис Крип Крио Крин Косо Косно Кос Корп Скин Скип Скоп Скоро Корн Копир Скорпион Снип Сноп Снопик Кооп Кон Сок Сон Коир Кнр Сопор Сопр Кноп Сор Сорокин Спин Кипр Испокон Ион Инок Инкор Инко Инк Иксор Икс Икос Срок Ипс Спорок Споро Ирон Иск Ископ Спокно Спинор Кино Спик

найдено в «Введении в эриксоновскую гипнотерапию»

En. : Questionnaire Субъективные феномены особенно трудно идентифицировать с помощью слов, и мы должны быть чрезвычайно критичны к сообщениям пациента, что подтверждает следующий опыт: в рамках эксперимента Барбер, Далаль и Калверлей (1968) задавали следующий вопрос репрезентативной группе пациентов: «Испытывали ли вы состояние гипноза как существенно сходное с состоянием бодрствования?» Они получили 83% утвердительных ответов; сформулировав вопрос по-другому («Испытывали ли вы состояние гипноза, как существенно отличающееся от состояния бодрствования?») и задав его не менее репрезентативной группе, они собрали 72% утвердительных ответов.

найдено в «Морфемном разборе слова по составу»

приставка — О; корень — ПРОС; суффикс — НИК; нулевое окончание;
Основа слова: ОПРОСНИК


Вычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или префиксально-суффиксальный

¬ — О; ∩ — ПРОС; ∧ — НИК; ⏰

Слово Опросник содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (1): О;
  • ∩ корень слова (1): ПРОС;
  • ∧ суффикс (1): НИК;
  • ⏰ окончание (0): —

найдено в «Ударении и правописании»

Ударение в слове: опр`осник
Ударение падает на букву: о
Безударные гласные в слове: опр`осник

найдено в «Психологической диагностике»

более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

найдено в «Психологии развития»

(questionnaire). Метод «карандаша и бумаги», в котором субъект должен отвечать на вопросы о его прошлом и настоящем поведении, установках, предпочтениях, мнениях, чувствах и т. д.

найдено в «Оксфордском толковом словаре по психологии»

В широком смысле – любой набор вопросов, касающихся любой темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент.

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Анкеты: определение, преимущества и примеры

Что такое анкета?

Анкета — это исследовательский инструмент, состоящий из набора вопросов или других типов подсказок, предназначенный для сбора информации от респондента. Анкета исследования обычно представляет собой смесь закрытых и открытых вопросов.

Открытые развернутые вопросы дают респонденту возможность более подробно изложить свои мысли. Исследовательские анкеты были разработаны в 1838 году Лондонским статистическим обществом.

Данные, собранные с помощью анкеты для сбора данных, могут носить как качественный, так и количественный характер. Анкета может быть предоставлена ​​или не представлена ​​в форме опроса, но опрос всегда состоит из анкеты.

Преимущества хорошего дизайна вопросника
  • С помощью опросного листа вы можете собрать большой объем данных за меньшее время.
  • Вероятность возникновения предвзятости меньше, если у вас есть стандартный набор вопросов для целевой аудитории. Вы можете применить логику к вопросам, основанным на ответах респондентов, но анкета останется стандартной для группы респондентов, попадающих в один и тот же сегмент.
  • Surveying Программное обеспечение для онлайн-опросов быстрое и экономичное. Он предлагает вам богатый набор функций для разработки, распространения и анализа данных ответов.
  • Его можно настроить так, чтобы он отражал голос вашего бренда. Таким образом, его можно использовать для укрепления имиджа вашего бренда.
  • Ответы можно сравнить с историческими данными и понять изменения в выборе и опыте респондентов.
  • Респонденты могут отвечать на вопросы анкеты, не раскрывая свою личность. Кроме того, многие программы для проведения опросов соответствуют важным правилам безопасности и конфиденциальности данных.

Характеристики хорошей анкеты

План вашего опроса зависит от типа информации, которую вам необходимо получить от респондентов. Качественные анкеты используются, когда необходимо собрать исследовательскую информацию, чтобы помочь подтвердить или опровергнуть гипотезу. Количественные анкеты используются для подтверждения или проверки ранее выдвинутой гипотезы. Тем не менее, большинство анкет соответствуют некоторым основным характеристикам:

  • Единообразие:  Опросники очень полезны для сбора демографической информации, личных мнений, фактов или мнений респондентов. Одним из наиболее важных атрибутов исследовательской формы является единый дизайн и стандартизация. Каждый респондент видит одни и те же вопросы. Это помогает в сборе данных и статистическом анализе этих данных. Например, шаблон анкеты для оценки розничного магазина содержит вопросы для оценки опыта розничного магазина. Вопросы касаются стоимости покупки, диапазона вариантов выбора продуктов и качества товаров. Эти вопросы едины для всех клиентов.
  • Исследовательский:  Сбор качественных данных должен быть исследовательским. Нет ограничений на вопросы, которые могут быть в вашей анкете. Например, вы используете анкету для сбора данных и отправляете ее женщине из домохозяйства, чтобы понять ее привычки в отношении расходов и сбережений по отношению к доходу домохозяйства. Открытые вопросы дают вам больше информации и позволяют респондентам объяснить свою практику. Очень структурированный список вопросов может ограничить сбор данных.
  • Последовательность вопросов:  Обычно следует структурированному потоку вопросов для увеличения количества ответов. Эта последовательность вопросов включает контрольные вопросы, вопросы для разминки, переходные вопросы, вопросы с пропуском, сложные вопросы и вопросы классификации. Например, наш шаблон мотивации и покупательского опыта охватывает первоначальные демографические вопросы, а затем спрашивает время, проведенное в отделах магазина, и обоснование покупок.

Типы и определения

Как мы выяснили ранее, анкеты могут быть структурированными или свободными. Давайте подробнее рассмотрим, что это влечет за собой для ваших опросов.

  • Структурированные анкеты:  Структурированные анкеты собирают количественные данные. Анкета спланирована и предназначена для сбора точной информации. Он также инициирует формальный запрос, дополняет данные, проверяет ранее накопленные данные и помогает проверить любую предыдущую гипотезу.
  • Неструктурированные анкеты: Неструктурированные анкеты собирают качественные данные. В них используется базовая структура и несколько ответвляющихся вопросов, но ничего, что ограничивало бы ответы респондента. Вопросы более открыты для сбора конкретных данных от участников.

Типы вопросов в анкете

В анкете можно использовать несколько типов вопросов. Использование различных типов вопросов может помочь увеличить количество ответов на вашу исследовательскую анкету, поскольку они, как правило, поддерживают более активное участие участников. Лучшие шаблоны опросов об удовлетворенности клиентов чаще всего используются для лучшего понимания и принятия решений.

Вот некоторые из широко используемых типов вопросов :

  • Открытые вопросы:  Открытые вопросы помогают собрать качественные данные в анкете, на которую респондент может ответить в свободной форме практически без ограничений.
  • Дихотомические вопросы: Дихотомический вопрос – это, как правило, закрытый вопрос типа «да/нет». Этот вопрос обычно используется в случае необходимости необходимой проверки. Это наиболее естественная форма анкеты.
  • Вопросы с несколькими вариантами ответов:  Вопросы с несколькими вариантами – это закрытый тип вопросов, в котором респондент должен выбрать один (вопрос с одним выбором и несколькими вариантами ответов) или несколько (вопрос с несколькими вариантами ответов) ответов из заданного список опций. Вопрос с множественным выбором состоит из неполной основы (вопроса), правильного ответа или ответов, неправильных ответов, близких альтернатив и отвлекающих факторов. Конечно, не все вопросы с несколькими вариантами ответов имеют все типы ответов. Например, у вас, вероятно, не будет неправильных или правильных ответов, если вы ищете мнение клиентов.
  • Вопросы масштабирования:  Эти вопросы основаны на принципах четырех шкал измерений – номинальной, порядковой, интервальной и относительной. Некоторые из типов вопросов, в которых используются фундаментальные свойства этих шкал, — это вопросы порядка ранжирования, вопросы шкалы Лайкерта, вопросы семантической дифференциальной шкалы и вопросы шкалы Стапеля.
  • Вопросы-иллюстрации:  Этот тип вопроса прост в использовании и побуждает респондентов отвечать. Это работает аналогично вопросу с несколькими вариантами ответов. Респондентам задают вопрос, а варианты ответов — изображения. Это помогает респондентам быстро выбирать ответ, не задумываясь над своими ответами, и дает вам более точные данные.

Типы вопросников

Анкеты можно администрировать или распространять в следующих формах:

  • Онлайн-анкета: В этом типе респонденты рассылают анкету по электронной почте или через другие онлайн-среды. Этот метод, как правило, экономичен и экономит время. Респонденты также могут отвечать на досуге. Без необходимости немедленно реагировать ответы могут быть более точными. Недостатком, однако, является то, что респонденты могут легко проигнорировать эти вопросники. Подробнее об онлайн-опросах.
  • Телефонный вопросник:  Исследователь звонит респонденту по телефону, чтобы напрямую собрать ответы. Ответы приходят быстро, если у вас есть респондент по телефону. Однако во многих случаях респонденты не решаются сообщить много информации по телефону. Кроме того, это дорогой способ проведения исследований. Обычно вы не можете собрать столько ответов, сколько другие типы анкет, поэтому ваша выборка может не отражать более широкую совокупность.
  • Внутренняя анкета:  Этот тип используется исследователем, который посещает дом или место работы респондента. Преимущество этого метода в том, что респондент находится в комфортной и естественной среде, и можно собрать подробные данные. Недостатком, однако, является то, что это дорого и медленно в проведении.
  • Почтовый опросник:  Они устаревают, но все еще используются в некоторых исследованиях рынка. Этот метод предполагает, что исследователь отправляет респонденту запрос на анкету для сбора физических данных, которую можно заполнить и отправить обратно. Преимущество этого метода в том, что респонденты могут заполнить его в свободное время, чтобы ответить правдиво и полностью. Недостатком является то, что этот метод является дорогостоящим и трудоемким. Существует также высокий риск того, что вы не соберете достаточно ответов, чтобы сделать из данных полезные выводы.

Как разработать анкету

Разработка анкеты — это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Исследователи всегда надеются, что ответы, полученные на анкету опроса, принесут полезные данные. Если вопросник слишком сложен, есть большая вероятность, что респондент может запутаться и бросить или дать неточный ответ.

Как создатель опроса, вы можете предварительно протестировать опрос, представив его фокус-группе во время разработки. Вы можете попробовать несколько разных дизайнов анкет, чтобы определить, какой из них лучше всего подходит для вашей целевой аудитории. Предварительное тестирование является хорошей практикой, поскольку создатель опроса может понять начальные этапы, если в опросе требуются какие-либо изменения.

Этапы разработки анкеты
1. Определите масштаб вашего исследования:

Подумайте, что будет включать ваша анкета, прежде чем приступать к разработке ее внешнего вида. Четкость темы имеет первостепенное значение, так как это первый шаг в создании вопросника. Как только вы поймете цель анкеты, вы можете начать процесс разработки.

2. Будьте проще:

Слова или фразы, которые вы используете при написании анкеты, должны быть понятными. Если вопросы неясны, респонденты могут просто выбрать любой ответ и исказить собранные вами данные.

3. Задавайте только один вопрос за раз:

Иногда у исследователя может возникнуть соблазн добавить два одинаковых вопроса. Это может показаться отличным способом объединить ответы на связанные вопросы, но это может запутать ваших респондентов или привести к неточным данным. Если какой-либо из ваших вопросов содержит слово «и», взгляните еще раз. Этот вопрос, вероятно, состоит из двух частей, которые могут повлиять на качество ваших данных.

4. Будьте гибкими при выборе вариантов:

Создатель опроса при разработке должен быть гибким в плане «выбора вариантов» для респондентов. Иногда респонденты могут не захотеть выбирать из вариантов ответов, предоставленных создателем опроса. Вариант «другое» часто помогает поддерживать участие респондентов в опросе.

5. Открытый или закрытый вопрос — сложный выбор:

Создатель опроса может оказаться в ситуации, когда ему нужно будет сделать четкий выбор между открытыми или закрытыми вопросами. Тип вопроса следует выбирать тщательно, так как он в первую очередь определяет тон и важность вопроса.

Если анкета требует, чтобы респонденты подробно изложили свои мысли, открытый вопрос — лучший выбор. Если инспектор хочет получить конкретный ответ, то закрытые вопросы должны быть его основным выбором. Ключом к задаванию закрытых вопросов является получение данных, которые легко анализировать и выявлять тенденции.

6. Важно знать свою аудиторию:

Исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевая аудитория в основном говорит по-испански, отправка анкеты на любом другом языке снизит процент ответов и точность данных. То, что может показаться вам ясным, может сбить с толку ваших респондентов. Используйте простой язык и терминологию, понятные вашим респондентам, и избегайте технического жаргона и специфического для отрасли языка, которые могут запутать ваших респондентов.

Для эффективного исследования рынка исследователям необходима репрезентативная выборка, собранная с использованием одного из многих методов выборки, таких как выборочная анкета. Крайне важно планировать и определять этих целевых респондентов на основе требуемой демографии.

7. Очень важно выбрать правильный инструмент: 

QuestionPro – это простая, но продвинутая программная платформа для проведения опросов, которую опросщики могут использовать для создания анкеты или выбора из уже существующих 300+ шаблонов анкет.

Всегда оставляйте личные вопросы напоследок. Вопросы деликатного характера могут привести к тому, что респонденты прекратят отвечать до завершения. Если эти вопросы находятся в конце, у респондента было время привыкнуть к интервью, и он с большей вероятностью ответит на личные или демографические вопросы.

Различия между вопросником и опросом
  Анкета Обследование
Значение Анкета — это исследовательский инструмент, состоящий из набора вопросов для сбора информации от респондента. Опрос — это метод исследования, используемый для сбора данных от заранее определенной группы респондентов с целью получения информации и идей по различным интересующим темам.
Что это? Прибор сбора данных Процесс сбора и анализа этих данных
Характеристика Часть обследования Состоит из схемы вопросника и обследования, логики и сбора данных
Время и стоимость Быстро и экономично Гораздо медленнее и дороже
Использование Проводятся на целевой аудитории Распространено или проведено среди респондентов
Вопросы Закрытые и очень редко открытые Закрытые и открытые
Ответы Цель Субъективное или объективное

Подробнее: Различие между опросом и анкетой

Примеры анкет

Лучший способ понять, как работают анкеты, — это увидеть доступные типы анкет. Некоторые примеры анкеты:

  1. Анкета удовлетворенности клиентов: Этот тип исследования можно использовать в любой ситуации, когда существует взаимодействие между клиентом и организацией. Например, вы можете отправить опрос об удовлетворенности клиентов после того, как кто-то поел в вашем ресторане. Вы можете использовать исследование, чтобы определить, предлагают ли ваши сотрудники отличное обслуживание клиентов и положительное общее впечатление.

    ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ БЕСПЛАТНЫЙ ШАБЛОН

  2. Удовлетворенность использованием продукта: Вы можете использовать этот шаблон, чтобы лучше понять тенденции использования вашего продукта и аналогичных продуктов. Это также позволяет вам собирать предпочтения клиентов о типах продуктов, которые им нравятся или которые они хотят видеть на рынке.

    ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ БЕСПЛАТНЫЙ ШАБЛОН

  3. Оценка коммуникаций компании: В отличие от других примеров, при оценке коммуникаций компании рассматриваются внутренние и внешние коммуникации. Его можно использовать для проверки соблюдения политик организации по всем направлениям, как для сотрудников, так и для клиентов.

    ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ БЕСПЛАТНЫЙ ШАБЛОН

Приведенные выше вопросы опроса обычно просты в использовании, понимании и выполнении. Кроме того, стандартизированные ответы на опросный лист вместо личного разговора упрощают сбор полезных данных.

Наиболее существенным ограничением анкеты для сбора данных является то, что респондентам необходимо прочитать все вопросы и ответить на них. Например, вы отправляете приглашение по электронной почте и просите респондентов ответить на вопросы в социальных сетях. Если у целевого респондента нет нужных профилей в социальных сетях, он не сможет ответить на ваши вопросы.

Узнайте больше: более 350 бесплатных примеров и шаблонов опросов

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Что такое анкета | Типы анкет в исследованиях — Cint™

Анкеты в исследованиях имеют огромное значение, помогая исследователям быстро и эффективно получать необходимую информацию. Прежде чем создавать анкету для своего исследования, вы должны сначала понять значение анкет, а также преимущества и недостатки их использования.

Что такое анкета?

Анкета — это исследовательский инструмент, включающий серию вопросов, используемых для сбора полезной информации от респондентов. Эти инструменты включают письменные или устные вопросы и представляют собой формат интервью. Анкеты могут быть качественными или количественными и могут проводиться онлайн, по телефону, на бумаге или лично, и вопросы не обязательно должны задаваться в присутствии исследователя.

Анкеты содержат либо открытые, либо закрытые вопросы, а иногда и то, и другое. Открытые вопросы позволяют респондентам отвечать своими словами настолько подробно, насколько они этого хотят. Закрытые вопросы предоставляют респондентам ряд заранее определенных ответов, из которых они могут выбирать.

Является ли «Анкета» просто другим словом для «Опроса»?

Хотя эти два термина кажутся синонимами, они не совсем совпадают. Анкета представляет собой набор вопросов, созданных с целью сбора информации; эта информация не может быть использована для опроса. Однако для всех опросов требуются анкеты. Если вы используете анкету для выборки опроса, важно убедиться, что она предназначена для сбора наиболее точных ответов респондентов.

Почему анкеты эффективны в исследованиях?

Анкеты являются популярными методами исследования , поскольку они предлагают быстрые, эффективные и недорогие средства сбора больших объемов информации из значительных объемов выборки. Эти инструменты особенно эффективны для измерения поведения субъекта, его предпочтений, намерений, отношений и мнений. Использование ими открытых и закрытых исследовательских вопросов позволяет исследователям получать как качественные, так и количественные данные, что приводит к более полным результатам.

Плюсы и минусы использования анкет в исследованиях

Хотя важность анкет в исследованиях очевидна, использование этих инструментов для сбора информации имеет как плюсы, так и минусы. Узнайте больше о преимуществах и недостатках анкеты, чтобы определить, подходят ли они для вашего исследования.

Преимущества анкет

Некоторые из многих преимуществ использования анкет в качестве инструмента исследования включают:

  • Практичность:  Анкеты позволяют исследователям стратегически управлять своей целевой аудиторией, вопросами и форматом при сборе больших объемов данных по любому вопросу.
  • Экономическая эффективность: Вам не нужно нанимать специалистов для опроса — вместо этого вы можете разместить их на своем веб-сайте или отправить по электронной почте респондентам практически бесплатно.
  • Скорость:  Вы можете быстро и без усилий собирать результаты опроса с помощью мобильных инструментов, получая ответы и ценную информацию в течение 24 часов или меньше.
  • Сопоставимость:  Исследователи могут ежегодно использовать одну и ту же анкету, сравнивать и сопоставлять результаты исследований, чтобы получить ценную информацию и свести к минимуму ошибки перевода.
  • Масштабируемость:  Опросники легко масштабируются, что позволяет исследователям распространять их среди демографических групп по всему миру.
  • Стандартизация:  Вы можете стандартизировать свою анкету, добавив любое количество вопросов по любой теме.
  • Удобство для респондентов: При заполнении анкеты респонденты полностью анонимны и не ограничены во времени, что помогает им расслабиться и побуждает их давать правдивые ответы.
  • Простой анализ:  Опросники часто имеют встроенные инструменты, которые автоматизируют анализ, что позволяет быстро и легко интерпретировать ваши результаты.

Недостатки анкет

Анкеты также имеют свои недостатки, такие как:

  • Нечестность ответов: Респонденты не всегда могут быть полностью правдивы в своих ответах — некоторые могут иметь скрытые цели, в то время как другие могут отвечать так, как, по их мнению, общество. считают наиболее приемлемым.
  • Пропуск вопросов:  Обязательно требуйте ответов на все вопросы опроса. В противном случае вы можете столкнуться с риском того, что респонденты оставят вопросы без ответа.
  • Проблемы с интерпретацией:  Если вопрос недостаточно прямолинеен, респондентам может быть сложно правильно его интерпретировать. Вот почему важно формулировать вопросы четко и лаконично, с пояснениями, когда это необходимо.
  • Усталость от опроса:  Респонденты могут испытывать усталость от опросов, если они получают слишком много опросов или если анкета слишком длинная.
  • Проблемы анализа:  Хотя закрытые вопросы легко анализировать, открытые вопросы требуют, чтобы человек рассмотрел и интерпретировал их. Попробуйте ограничить количество открытых вопросов в своем опросе, чтобы получить больше количественных данных, которые вы сможете оценить и использовать быстрее.
  • Недобросовестные ответы:  Если респонденты не читают ваши вопросы полностью или полностью, они могут дать неточные ответы, которые могут повлиять на достоверность данных.