Психолого педагогическая помощь – Психолого-педагогическая помощь — Городской психолого-педагогический центр

Психолого-педагогическая помощь — Городской психолого-педагогический центр

Психологическое консультирование

  • выявление причин возникновения психологических проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия;
  • эмоциональная поддержка клиента и повышение его психологической компетентности;
  • помощь в решении личностных проблем, изменение отношения человека к проблеме, социальному окружению и самому себе.

Психологическая коррекция

  • комплекс мероприятий, направленных на преодоление или снижение выраженности отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении личности.

Психологическая реабилитация

  • это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки человеком своих возможностей, усвоение правил общественного поведения и безопасного образа жизни.

Логопедическая диагностика и консультирование

  • выявление нарушений устной и письменной речи ребенка;
  • определение методов и способов их коррекции.

Психолого — педагогическая профилактика

  • своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности ребенка, межличностных отношений в семье и с социальным окружением.

Психолого — педагогическое просвещение

  • распространение психолого-педагогических знаний;
  • повышение уровня их психолого-педагогической культуры учащихся, их родителей и педагогов.

Составной частью любого вида психолого-педагогической помощи может являться психолого-педагогическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности и направленная на выявление проблем в развитии, обучении, поведении, уточнение их особенностей, причин возникновения.

gppc.ru

Коррекционно-педагогическая помощь — Городской психолого-педагогический центр

Коррекционно-педагогическая помощь

Для детей в возрасте от 1,5 до 18 лет развивающие и коррекционные занятия в Центре проводят квалифицированные специалисты различных профилей: педагоги-психологи, в том числе нейропсихологи, семейные психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, специалисты по адаптивной физической культуре, канистерапевты и др.

На основе анализа результатов диагностического обследования ребенка на психолого-педагогическом консилиуме Центра специалистами составляется индивидуальный маршрут психолого-педагогической помощи. Направленность помощи, ее длительность, форма проведения, количество занятий  в неделю зависят от характера и степени выраженности трудностей в развитии, обучении и социальной адаптации у ребенка.

Спектр оказываемой отделениями Центра помощи детям и их семьям:

  • психолого-педагогическое консультирование по вопросам развития и обучения детей;
  • психологическое консультирование подростков, в том числе в кризисных состояниях;
  • психолого-педагогическая диагностика особенностей развития, обучения и социальной адаптации, детско-родительских отношений;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями и нарушениями речевого, познавательного, двигательного и социального развития, с трудностями в обучении и адаптации, с отклонениями в поведении;
  • гармонизация детско-родительских отношений.

Когда стоит обратиться за психолого-педагогической помощью:

  1. Развитие ребенка отличается рядом особенностей, не свойственных его сверстникам.
  2. После прохождения ребенком медицинского обследования выявлены признаки, указывающие на снижение темпов психофизического развития,  задержку развития речи, моторики,  на гиперактивность, дефицит внимания, нарушения слуха и зрения и пр.
  3. У ребенка хроническое заболевание и/или инвалидность, затрудняющие его развитие, обучение и социальную адаптацию.
  4. Ребенок тяжело адаптируется к новой обстановке и новым людям, к детскому саду и/или школе.
  5. Ребенок не умеет дружить и находить друзей.
  6. Ребенок не умеет общаться со взрослыми.
  7. Ребенок часто, по вашему мнению, демонстрирует «плохое» поведение.
  8. У ребенка отмечаются особенности речи.
  9. У ребенка есть затруднения при обучении новому, воспроизведении или обобщении ранее изученного.
  10. У ребенка низкая успеваемость в школе.

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из 10-ти вопросов, раннее обращение за помощью поможет быстро и эффективно преодолеть трудности или снизить степень их проявления.

Помните! Талантливые и одаренные дети также нуждаются в помощи и поддержке.

Специалисты нашего Центра:

  • Педагог-психолог – помогает формированию коммуникативных, личностных, регуляторных навыков, способствует преодолению трудностей в развитии и социализации.
  • Учитель-дефектолог – специалист в области обучения и воспитания  детей с особенностями психофизического развития.
  • Учитель-логопед – специалист в области оказания помощи лицам, имеющим нарушения речи разного характера и степени выраженности.
  • Специалист по адаптивной физической культуре – специалист, деятельность которого направлена на коррекцию, исправление, улучшение физического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на повышение его психологической и физической работоспособности.

Психолого-педагогическая помощь осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями. Совместная реализация необходимого объема помощи предполагает не только реализацию коррекционно-развивающей программы для ребенка, но и сопровождение специалистами родителей, регулярную диагностику достижений ребенка, при необходимости корректировку маршрута помощи. Совместная систематическая работа специалистов и родителей в условиях проектирования и реализации индивидуального маршрута психолого-педагогической помощи ребенку всегда приводит к устойчивым положительным результатам.

Двери наших территориальных отделений всегда открыты для ВАС!

gppc.ru

Статья по психологии: Психолого-педагогическая помощь родителям

Психолого-педагогическая помощь родителям в стрессовых ситуациях, связанных с процессом обучения.

Процесс обучения строится на постоянном преодолении определенных противоречий. Именно решение таких противоречий и является двигателем развития личности. А поскольку преодоление противоречия всегда связано с  напряжением, возникает стрессовая ситуация. Итак, стресс – это состояние напряжения под влиянием сильных воздействий. Мы не будем рассматривать положительные и отрицательные стороны стресса. Наша задача не устранить стрессовые ситуации сами по себе, так как это не принесло бы пользы. Задача педагога — предотвратить состояние постоянного напряжения, которое может отрицательно сказаться как на психическом, так и на физическом здоровье детей.

Рассмотрим  примеры наиболее часто встречающихся, так называемых, плановых  стрессовых ситуаций.

Первые дни ребенка в школе. Это наиболее длительная стрессовая ситуация, возникающая в процессе обучения.

Вызов ребенка к доске для устного ответа.

Контрольная работа (особенно первая).

Начало выставления отметок. Имеются в виду как текущие, так и триместровые отметки.

Подготовка к переходу к обучению в среднем звене.

Как показывает само перечисление ситуаций, трудно отрицать их необходимость и в то же время стрессовый характер. Кроме того, на протяжении всего периода обучения возникает множество внеплановых стрессов, связанных с индивидуальными причинами у каждого ребенка.

Рассмотрим основные направления работы учителя, позволяющие решить поставленную задачу.

При выстраивании системы работы педагога следует помнить, что особенностью  школьных стрессов является вовлечение в них родителей детей. Причем участие родителей заключается не  только в наблюдении со стороны и переживании за своих детей. Часто родители выступают в роли активной действующей силы, не редко провоцирующей возникновение еще большего напряжения. Поэтому необходима просветительская работа, направленная на обучение родителей грамотной реакции на стрессовые ситуации. В этом отношении более контролируемой является ситуация при возникновении плановых стрессов. Так как к ней можно подготовиться заранее. Поэтому сначала рассмотрим характер взаимодействия учителя и родителей в ходе подготовки, а затем и во время реакции на плановую стрессовую ситуацию.

 

Первые дни ребенка в школе – это одна из наиболее трудных проблем. В настоящей статье мы не будем раскрывать все особенности периода адаптации. Обратим лишь внимание на характер возможных стрессов и варианты поведения взрослых. Чувство волнения при поступлении ребенка в школу – неотъемлемая и, пожалуй, необходимая составляющая этого события. А вот затянувшееся напряжение, перерастающее в постоянную тревогу, является негативным последствием возникшего стресса. Чтобы предотвратить или устранить уже возникшее напряжение, необходимо выяснить его причины. Конечно, в каждой семье накладываются свои особенности. Но, в то же время, есть общие корни  складывающейся ситуации. Ими могут быть:

-общая или специальная неготовность ребенка к школе;

-негативный предыдущий опыт общения ребенка в коллективе;

-отсутствие такого опыта до школы;

-сочетание очень удачного опыта дошкольного общения с резким изменением условий при переходе в школу;

-особенности притязаний родителей (очень обширный аспект, включающий и уровень ожиданий родителей от ребенка, и их личный опыт, и особенности системы сложившихся взаимоотношений со своим ребенком).

Благоприятным периодом для предотвращения или преодоления этих трудностей является период подготовки детей к школе. В нашем лицее существует школа подготовки будущего первоклассника «Ступени в лицей». Занятия проводятся с учетом формирования будущих классных коллективов. Поэтому у каждого учителя есть возможность провести необходимые наблюдения и сделать психолого-педагогические выводы. Результатом таких наблюдений может стать информационная карта на каждого ребенка. Карта может быть выполнена в произвольной форме и иметь примерно следующий вид:

Особенности развития ребенка

Специфика проявления

Рекомендации для родителей.

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, характер ожиданий

Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве листа

Мелкая моторика руки

Умение действовать по инструкции

Фонематический слух

Особенности развития ребенка, о которых пожелали сообщить сами родители*

*Может войти информация о предыдущем опыте общения детей, особенностях взаимоотношений в семье, информация о тревогах, опасениях родителей и так далее.

Необходимо помнить, что эта информация – результат доверительного отношения родителей к педагогу и она строго конфиденциальна. Поэтому способы ее фиксирования каждый учитель выбирает сам. Возможно, учитель фиксировать будет что-то частично, а остальное просто запомнит.

Следует обратить внимание на то, что речь идет лишь о наблюдениях педагога в ходе общения с детьми и родителями. Никаких специальных диагностик учитель не использует, и тем самым не травмирует детей и родителей. Кроме того, таблицу в предложенном виде учитель заполняет для себя. Рекомендации родителям могут быть даны или в устной форме, или в виде другой упрощенной таблицы. Например:

Особенности развития ребенка

Рекомендации для родителей.

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, характер ожиданий

Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве листа

Мелкая моторика руки

Умение действовать по инструкции

Фонематический слух

Данная таблица помогает систематизировать результаты наблюдений, но не заменяет живого общения с родителями. Повышенный уровень тревожности родителей в это время можно снизить только в результате разговора. Как правило, разговор состоит из двух частей: общая беседа на собрании родителей будущих первоклассников и индивидуальный разговор с каждым родителем. Как показывает практика, большинство родителей не знают как правильно и вовремя помочь своему ребенку. Поэтому они охотно становятся союзниками учителя в предотвращении трудностей дальнейшего обучения. Конечно, в каждом  классе разговор будет иметь специфические особенности. Но общей главной мыслью таких бесед должно стать твердое убеждение в том, что с наступлением важных изменений в жизни ребенка не должно поменяться отношение к нему родителей. Причем необходимо обратить внимание родителей на сохранение внешних проявлений своей любви к детям, так как именно по ним ребенок судит об отношении к нему. При необходимости можно провести беседы на следующие темы:

«Когда в семье появляется первоклассник»

«Поступаем в первый класс вместе»

«Первые трудности: бояться или преодолевать?»

«Мне нужна ваша поддержка».

В дальнейшем, когда уже будет осуществляться процесс обучения, предложенный способ фиксирования информации может пригодиться. С помощью таких таблиц учитель вместе с каждым родителем будет отслеживать уровень достижений каждого ребенка, появиться возможность не только сделать выводы о динамике процесса, но и оказать действенную помощь.

Вызов ребенка к доске для устного ответа.

Ребенку и раньше приходилось отвечать на вопросы, выступать на праздниках, то есть оказываться в условиях личной презентации. Но все эти случаи не носили характера контроля и в основном совпадали с желанием ребенка выступить. В школе любой индивидуальный ответ связан в той или иной степени с контролем. Поэтому количество стрессовых факторов увеличивается. К ним относятся:

-внимание одноклассников и их возможная реакция;  

-внимание учителя и его реакция;

-последующее отношение родителей к результату ответа.

Это факторы ситуативного воздействия. Но больше всего напряжения, а затем и тревоги вызывает у ребенка постепенно возникающее ощущение зависимости качества его ответов и характера взаимоотношений со сверстниками, учителем и родителями. Таким образом, возникает страх публичного выступления и, как следствие, ухудшение качества новых ответов. Для преодоления этих трудностей учителю необходимо вести работу сразу по всем перечисленным направлениям. Ограничиваясь рамками темы данной статьи, мы обратим внимание лишь на формирование отношения родителей к результату ответа.

Типичным вопросом родителей является вопрос о том, как ответил ребенок. Мало кто будет задаваться вопросом, что он при этом чувствовал до тех пор, пока не появятся более грозные признаки дискомфорта: слезы ребенка, его жалобы, нежелание отвечать. И тут родители часто впадают в другую крайность. У многих начинается паника, которая лишь усугубляет тревогу и неуверенность ребенка. Как один из вариантов помощи родителям модно предложить проигрывание на собрании или консультации ситуаций ответов. Учитель может раздать группам родителей тексты диалогов учителя и ученика, ученика и родителей, содержащие ремарки о реакции одноклассников, учителя самого ребенка. Каждая группа готовит маленькую инсценировку и предлагает ее общему вниманию. Затем идет обсуждение. Такая форма работы помогает родителям взглянуть на ситуацию не только со своей позиции, а шире, пересмотреть свое отношение и обратить внимание на причины трудностей. Но проигрывание ситуаций – это не решение проблемы. Это лишь подготовка родителей к разговору с учителем. Поэтому вторым этапом работы станет откровенный индивидуальный разговор с педагогом, в ходе которого будет выстроена совместная стратегия поведения взрослых.

Совместной целью учителя и родителей является формирование у ребенка строгого разграничения отношения к его ответу и отношения к нему самому.

Контрольная работа (особенно первая).

Вся деятельность учителя в данном случае направлена на поиск золотой середины. У ребенка должно быть ощущение важности выполняемой работы, определенного итога, чувство собранности. Ведь это прообраз всевозможных дальнейших испытаний, которых впереди еще очень много. Поэтому безразличного, равнодушного отношения быть не должно. Но нельзя допустить и чрезмерного волнения, мешающего сосредоточиться, а затем перерастающего в постоянный страх. Союзниками учителя вновь должны стать родители. Важным моментом, на наш взгляд, должен стать перенос внимания ребенка с переживаний по поводу результата работы на отсутствие или наличие знаний и умений.

С этой целью заранее проводится встреча с родителями (обычно на плановом родительском собрании), где сообщается время проведения и тематика предстоящей контрольной работы. Родители знакомятся с содержанием знаний, умений и навыков, которые будут проверяться, критериями оценки (устной или в баллах), продолжительности проведения работы. Кроме общих рекомендаций по правильному настрою ребенка в эти дни, внимательному отношению к его настроению, можно предложить родителям смоделировать ситуацию контрольной работы дома. То есть учитель раздает примерные задания, сообщает сведения об ограничении времени. Родители дома проигрывают с детьми урок. Потом вместе с ребенком рассматривают трудности: недостаток знаний, медленное выполнение заданий, неумение понять задание, неумение спланировать действия, частые отвлечения и т.д. Своими  наблюдениями родители по желанию делятся с учителем. От такого взаимодействия получают пользу и родители, и учитель и, главное, ребенок. Заключительным звеном этой стратегии является отношение родителей к результату написания работы в школе. Оно должно быть выражено в конструктивном планировании дальнейшей работы. Можно предложить родителям составить вместе с ребенком специальную карточку. Она может содержать одну из тех надписей, которые ребенок привык видеть на страницах сборника самостоятельных и проверочных работ.

Примерный вид карточки:

Что я уже знаю и умею

Чему я еще учусь

Чему я еще должен научиться

Таблица заполняется самим ребенком под руководством родителя в виде веселых значков и рисунков. Данная таблица постоянно пополняется. Туда вносятся результаты работы над ошибками, результаты новых контрольных работ или просто удачно выполненных заданий и ответов. Показательным является то, что ребенок наглядно видит, как постепенно значки и рисунки из третьей колонки переходят в первую. Зрительное восприятие накопления знаний и умений вселяет уверенность, оптимизм. Кроме того, такая форма самооценки приучает и родителей, и ребенка концентрировать внимание на содержании учебного процесса, а не на его результатах, выраженных в баллах. Таким образом, напряжение снимается в ходе деятельности.

Начало выставления отметок (как текущих, так и семестровых).

Мы не будем очень подробно останавливаться на этой ситуации, так как стратегия поведения взрослых в данном случае объединяет два предыдущих направления. То есть работа с родителями по подготовке ребенка к ответу у доски и к написанию контрольной работы синтезируется при подготовке к выставлению отметок. К сказанному следует добавить, что подготовка к этому событию в жизни детей начинается заранее. Прежде всего, это специальные беседы, включаемые учителем в родительские собрания. Учитель совместно с родителями должен сформировать у детей еще до выставления отметок убеждение о том, что отметка – это не подарок учителя и не выражение его отношения к ученику. Это указатель на то, что требует внимания, изучения и отработки. Конечно, учителю необходимо подвести родителей к пониманию того, что начало выставления отметок – это начало нового периода в жизни детей. Как и любой новый этап, он требует адаптации. Именно в период такой адаптации необходимо особое взаимодействие учителя и родителей. В период адаптации оцениваются наиболее успешные работы и ответы детей. Но в то же время родители и дети должны быть готовы к выставлению различных оценок. Возможно применение системы конкретизации при выставлении отметок. То есть большинство отметок, выставленных в дневник должно иметь краткое пояснение. Такая система работы позволяет осуществлять постоянную связь с родителями. Наличие подробной информации, как известно, один из шагов снятия напряжения.

Например:  

Математика

Устные вычисления

5

Литературное чтение

Чтение текста

4

Русский язык

Диктант

4

Окружающий мир

Работа с таблицей

5

Конечно, учитель не может каждый день и каждому ученику выставлять оценки таким образом. Речь идет об отдельных видах работ. Такую запись можно использовать у каждого ученика в случаях, когда надо показать успешность продвижения или, наоборот, обратить на что-то внимание. Используется также при оценивании письменных работ. Этот прием продолжает начатое ранее направление по формированию правильного отношения к отметке. Оно заключается в обращении внимания на характер знаний и умений, а не на балл.

Подготовка к переходу к обучению в среднем звене.

Трудно выделить момент, когда эта подготовка начинается. Наверно, в широком смысле слова она идет с самых первых дней ребенка в школе. Если же говорить о специальной подготовке, наиболее интенсивно она идет в четвертом классе. Стрессовых факторов в ситуации перехода к обучению в среднем звене очень много. Это и тревоги по поводу выбора направления дальнейшего обучения ребенка, по поводу успешности ребенка в условиях предметного обучения, по поводу переформирования классного коллектива и т.д. Задача учителя начальных классов – подготовить безболезненный переход детей и родителей в среднее звено. Предотвратить возникновение негативных ситуаций поможет детальное информирование родителей об особенностях дальнейшего обучения. Начиная с четвертого класса, каждое родительское собрание имеет блок, посвященный этой проблеме (независимо от общей темы собрания). Для обсуждения с родителями могут быть предложены следующие микротемы:

«Ближайшее будущее наших детей, какое оно?»

«Итоговые контрольные работы: стоит ли их бояться?»

«Виды работ на уроке в пятом классе»

«Трудности, испытываемые пятиклассниками (из прошлого опыта»)

«Как сделать выбор».

Не секрет, что большинство тревог родителей и детей связано именно с выбором дальнейшего направления учебы. На наш взгляд помочь в этом может параллельное анкетирование детей и родителей. Для анкетирование детей предлагается опросник  Л.З.Красновского «Компас в мире профессий». Он позволяет приблизительно определить направление, к  которому ребенок проявляет склонность в данный период. Среди направлений выделяются следующие: человек-природа, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Конечно, результаты опроса не являются определяющими. Они лишь приглашают к разговору на эту тему, помогают задуматься и внимательнее прислушаться к себе. На родительском собрании проводится анкетирование родителей, где они дают ответы от лица своих детей. Затем родители сравнивают результаты ответов. Такой подход к проблеме позволяет наглядно показать родителям степень их понимания интересов ребенка, а иногда, и предостеречь их от навязывания своего выбора. Сообщение результатов анкетирования родителям происходит с согласия детей.

Мы рассмотрели лишь некоторые из возможных плановых ситуаций и формы взаимодействия учителя и родителей. Формы такого взаимодействия очень разнообразны. Это пропедевтическая работа,  общие и индивидуальные беседы, подробное информирование родителей с помощью специальных карт, совместное заполнение карточек достижений, проигрывание ситуаций на собрании, моделирование ситуации урока дома, обсуждение результатов с родителями, параллельное анкетирование, разговор на тревожные темы.

Но все это многообразие работы можно свести к одному очень важному ориентиру: помочь родителям прислушаться к «мудрости сердца». Каждый родитель любит своего ребенка. Поэтому только родитель может, не владея никакими методиками и технологиями первым прийти на помощь, поддержать, помочь поверить в свои силы. А задача учителя лишь помочь родителям увидеть все себе эти возможности и применить их.

nsportal.ru

Психолого-педагогическая помощь

Уважаемые родители!

Вы можете  получить  психолого-педагогическую помощь
от специалистов нашего учреждения
в консультативном центре

на сайте или в нашем учреждении.

  • Ваш ребенок не посещает детский сад?
  • Вы воспитываете ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья?
  • У Вас есть вопросы к специалистам по воспитанию и обучению ребёнка?

Значит эта информация для Вас!

Специально для Вас, на базе нашего детского сада, работает

Консультационный пункт по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную организацию, в том числе от 0 до 3 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Обратившись к нам, Вы получите бесплатную помощь специалистов: логопеда, педагога-психолога, воспитателя, старшего воспитателя, медицинской сестры.

Целью деятельности консультационного пункта является повышение доступности и качества дошкольного образования через оказание консультативной помощи родителям дошкольников.

Консультационный пункт реализует следующие задачи

  • оказание методической, психолого-педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в форме семейного воспитания, а также родителям (законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих ДОУ, в том числе детей с ОВЗ
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения и обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения
  • ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей

Основными формами деятельности консультационного пункта являются

  • индивидуальные и групповые консультации для родителей дошкольников
  • семинары и иные формы работы с родителями (в очной и дистанционной форме)

Как записаться консультацию  в Консультационный пункт МБДОУ «Детский сад № 275» г.о. Самара

Родитель (законный представитель) заполняет бланк обращения/запроса (перейти)

На консультацию к специалистам также можно записаться по телефону (846) 995-05-53

Родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультативного пункта. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере. Консультирование родителей проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от сути проблемы.


Педагог-психолог: консультирует родителей по вопросам адаптации к условиям дошкольного учреждения; психологической готовности к школьному обучению; по запросу родителей проводит индивидуальную психологическую диагностику с целью выявления уровня развития психических процессов, а так же своевременного выявления проблем психологического характера;

Учитель — логопед: оказывает консультативную помощь с целью своевременного выявления и профилактики речевых нарушений; обучает применять в домашних условиях специальные приёмы по исправлению звукопроизношения; по запросу родителей проводит углубленное логопедическое обследование ребёнка для определения уровня нарушения речевого развития;

Старший воспитатель: проводит консультирование по педагогическим проблемам воспитания детей в семье, обучению проведения занятий с ребёнком в домашних условиях.

Уважаемые родители, помните, что наш сайт создан в первую очередь для вас и, путешествуя по страницам сайта, вы найдёте много полезной и актуальной информации!

После путешествия по нашим страничкам, оставьте, пожалуйста, отзыв в разделе «Обратная связь»это очень важно для нас! Мы, ориентируясь на ваши пожелания и предложения, сможем поделиться большим количеством информации!

Приходите к нам! Звоните нам!

Мы будем рады вам помочь!

График консультаций в рамках оказания психолого-педагогической помощи

Онлайн-опрос граждан о качестве оказания психолого-педагогической и консультационной помощи


Бланк обращения (запроса) родителей (законных представителей) на консультацию в Консультационный центр МБДОУ «Детский сад №275» г.о. Самара

dou275samara.ru

Проект на тему: Психологический проект «Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»

Психологический проект

«Психолого-педагогическая помощь для родителей в воспитание»

                                         

                                             

                                                                           Выполнила: педагог-психолог

                                                                                                 Ибрагимова З.М.

                                                                 

                                                                               п. Кесова Гора

2016 год

                       

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом.

Для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, необходимо и знать его во всех отношениях. Поскольку развитие ребенка обусловлено отношениями внутри семьи – с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, поэтому в полной мере необходимо знать семью ребенка, особенности семейного воспитания.

К сожалению, чаще всего бывает так, что все общение с семьей воспитанников заканчивается на пороге группы. И часто мы можем что-то узнать о ребенке важное для воспитательной работы только урывками. Поэтому мой доклад направлен на  более глубокое и детальное изучение семьи ребенка.

Актуальность темы:

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.  

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».  Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Поэтому  в нашей работе мы разберем некоторые аспекты для укрепления знаний о своей семье и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители,  должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Цель: Создать условие для формирования и становления семейных ценностей, через психолого-педагогическую поддержку.

Задачи:

1.Формировать представление о значении семьи в жизни

 ребёнка и о семейных традициях;

2. Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;

3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Принципы

При ознакомлению дошкольников с семьей положены следующие принципы:

— Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается                                                           на уже усвоенное в предыдущем;

— Наглядности — дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию;

— Деятельности —  включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

— Интеграции — интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

— Дифференцированного подхода — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

— Возрастной адресности — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

— Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

Прогнозируемый результат.

За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится.

— дети узнают  больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

-дети лучше узнают  о родственных отношениях;

-о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции;

-имеют представление о родословной как истории семьи;

         Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Этапы реализации психолого-педагогической помощи .

I этап – подготовительный.

         На первом этапе было проведено диагностическое исследование детей по теме « Моя Семья» Была выявлена  цель проекта  и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.

II этап – основной.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога-психолога  с детьми, работа детей и родителей, работа педагога-психолога  и родителей. С детьми проводились  беседы по интересующим нас вопросам , была организована совместная и самостоятельная  деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями; для родителей разработаны консультации по теме.

Перспективный план работы по ознакомлению с семьей

   детей 2 младшей и средне-старшей группы.

Месяц

Тема мероприятий

Цель

Образовательные области

Сентябрь

Беседа: «Семья»

Рисование на тему: «Моя семья»

Анкетирование родителей «Сотрудничество детского сада и семьи»

Выставка сотворчества родителей и детей «осенняя выставка»

Составление семейного древа (2 младшая группа)

слайд

Формировать представления о мире семьи;

Выявить у детей уровень знаний  о своей семье.

Уточнить состав  своей семьи, выразить свои представления о ее членах в рисунке.

Выявить готовность родителей сотрудничать и помогать в работе педагога-психолога.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада совместно с воспитателями

Узнавать и называть своих близких людей. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе,  любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью.  

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественное творчество

Октябрь

Беседа: «Моя родня»

Дидактическая игра «Кто кому кем приходится»

Праздник «Осенний бал»

Формировать представление детей о близких родственниках; учить рассказывать о них, уважительно относиться к членам семьи.

Уточнение понимания ребенком родственных отношений.

Закрепить  знания о членах  семьи

Сплочение коллектива, развитие творческих способностей детей, установление комфортных отношений между родителями и детьми.

Познание

Коммуникация

Коммуникация

Социализация

Музыка

Познание

Коммуникация

Ноябрь

Беседа «Бабушка и дедушка в семье»

Чтение пословиц о семье, о маме.

Праздник «День Матери»

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье; их значимость в воспитании внуков; воспитывать у детей любовь и уважение к старшим членам семьи.

Объяснить смысл пословиц, подвести детей к осознанию того, что родней всех мама.

Развивать творческие способности детей, желание порадовать своих мам.

Поддержание традиций бережного отношения к матери; закрепление семейных устоев, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия

Познание

Коммуникация

Чтение

Музыка

Чтение

Познание

Декабрь

Беседа «Дети и родители»

Выставка сотворчества родителей и детей «Волшебная новогодняя игрушка»

Праздник «Новый год»

Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях; знакомить с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи; воспитывать любовь и привязанность к своей семье.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада; развивать творческие способности детей.

Поддержание традиций встречи Нового года; создать радостное настроение.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Музыка

Социализация

коммуникация

Январь

Беседа на тему: «Сила семьи – в ее родстве».

Сюжетно – ролевая игра «

Рассматривание картин Т.Сорокина «Семья», Ю. Межиров «Сыновья», Ю. Куган «В субботу. Семья»

Выявить знания детей о том, как члены семьи поддерживают друг друга, какую оказывают помощь, причем не только материальную, но и моральную; помочь оценить свое место в семье, чем они могут порадовать своих близких.

Объединять детей в совместной игре, развивать сюжет, передавать в игре взаимоотношения членов семьи.

Прививать интерес к изобразительному искусству; помочь раскрыть тему семьи в живописи.

Познание

Коммуникация

Социализация

Коммуникация

Художественное творчество

Февраль

Отправить на сентябрь

Беседы «Мой папа».

Чтение стихотворений о папе. А. Барто «Мы с отцом»

Изготовление подарка папам

Спортивный праздник «….»

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье, воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своем отце.

Воспитывать  любовь и уважение к папе.

Воспитывать любовь к своему папе и вызвать желание сделать ему подарок своими руками.

Приобщение детей к здоровому образу жизни; способствовать гармонизации детско – родительских отношений;

Познание

Коммуникация

Коммуникация

Художественное творчество

Физическая культура музыка  коммуникация

Март

Беседы: «Моя мама – лучше всех»;

Рисование «Портрет мамы» Изготовление подарка мамам «Праздничная открытка», «Игольница – шляпка»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, бабушке; стремление заботиться и помогать им.

.

Воспитывать любовь к маме, желание сделать ей подарок.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Апрель

Беседы «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи»

Сюжетно – ролевая игра «семья. День рождения»

Рисование «Семейный праздник», « Моя семья на отдыхе в лесу»

Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей»

Познакомить с культурными традициями разных семей; воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции; помочь детям осознать: семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение

Формировать представления о совместных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать культуру поведения в гостях.

Воспитывать интерес к семейным традициям, побуждать детей отражать свои впечатления  в рисунке.

Привлечь родителей к жизни детского сада.

Познание

Коммуникация

Социализация

Коммуникация

Художественное творчество

Май

Беседы «Мой прадедушка – защитник родины»

« История моей семьи», «Что такое генеалогическое древо?»

Консультация для  родителей «Родословная – старинная русская традиция» Консультация «Памятка по составлению родословной»

Совместная деятельность детей и родителей «Генеалогическое древо»

Анкетирование детей «Что я знаю о семье»

Рисование на тему: «О чем мечтают в нашей семье?»

Воспитывать у детей чувство любви к Родине, гордости за неё, формировать представление о героизме.

Формировать представления о родословной, как об  истории семьи.

Развивать интерес к истории своей семьи, расширять знания детей о близких людях, обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.

Выявить у детей уровень знаний   о семье.

Формировать умение изображать членов своей семьи и их мечты в рисунке.

Познание

Коммуникация

Социализация

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественное творчество

               

III этап – итоговый, включает в себя:

1) итоговое диагностирование детей,

2)презентацию  проекта «Моя семья» (Презентация к проекту прилагается на диске)

ВЫВОД: 

Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. В ходе проекта у детей повысились знания в вопросах, касающихся своей семьи. Родители стали активней участвовать в мероприятиях, формы досуга стали разнообразнее, а время, проводимое с детьми более длительным. Укрепились семейные отношения, стали эмоционально-благополучными контакты между родителями и детьми. Увеличился интерес к семейным традициям и семейным увлечениям. Взрослые и дети заинтересовались своим родом, некоторые углубили свои знания, создав генеалогическое древо  семьи.

Участие в проекте помогло родителям сблизиться с детьми и повлияло на организацию своего свободного времени. Дети отмечали, что им приятно было принимать участие в различных мероприятиях совместно с родителями. Всем понравилось интересное времяпровождение в разных формах. Многих заинтересовала работа по составлению родословной. Возможно, это станет их увлечением и семейной традицией.

Таким образом, работая над обозначенной проблемой, я достигла  ожидаемых результатов.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о

своей семье доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

В следующем учебном году я планирую провести работу с детьми  по формированию интереса к родословной как основе патриотического воспитания.


Используемая литература

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы   детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009.

5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

6. Куликова Т. А. «Я и моя семья» Пособие для детей 5-6 лет. — М.: Вентана – Граф, 2008.

7. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 2007.

8. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты/ авт.- сост. Н.П. Битютская. Волгоград: Учитель, 2013.

9.  «Ценностные ориентации родителей детей — дошкольников» В.С. Собкин, Е.М. Марич, Вопросы психологии №6, 2002


                                                 Приложение 1

                                           ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня  сформированности  

знаний о  семье у детей старшей группы.

Задание 1 «Что такое семья?»

Цель: определить уровень знаний о том, что такое семья.

Оборудование: сюжетные картинки, репродукции картин с изображением семьи.

Метод: беседа по картинкам.

Ход проведения: ребенку предлагается рассмотреть картинки  и ответить на вопросы:

— Кого ты видишь на картинках ? Покажи  родителей, детей.

— Кто еще изображен на картинках?

— Как ты думаешь, это чужие люди или родственники?

— Как можно  назвать одним словом этих людей?

— Что такое семья?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №2  «Члены моей семьи»

Цель: определить уровень знаний детей о членах своей семьи.

Оборудование: фотографии из семейного альбома детей.

Метод: рассматривание фотографий, беседа по вопросам.

Ход проведения:  с помощью фотографий попросить ребенка рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек, дедушек), братьев и сестер.

Вопросы:

— Как тебя зовут?

— С кем ты живешь? Назови имена и отчества мамы и папы.

— Сколько у тебя бабушек (дедушек)? Как их зовут? Где они живут?

— Как  зовут мамину  бабушку (дедушку) ?

— Как зовут папину бабушку (дедушку)?

— как ты относишься с членам своей семьи?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №3  «Мои родственники»

Цель:  определить уровень знаний детьми слов, обозначающих родство (мама, папа, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, внук, тетя и т.д.) и понимания родственных отношений (дети- родители, бабушка и дедушка – родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или сестра мамы или папы и т.д.)

Оборудование: карточки, на которых изображены члены отвлеченной, идеальной  модели семьи; фотографии из семейного альбома детей.

Методы: рассматривание, беседа по вопросам.

Ход проведения: Используя дидактические наглядные материалы, попросить ребенка рассказать о своих родственниках, объяснить родственные отношения.

— Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они тебе приходятся? А ты им?

— Есть ли у них дети? Кем они тебе приходятся?

— Сколько у тебя двоюродных братьев (сестер)?

— Кем ты приходишься бабушке?

— Кем приходится твоя мама твоей бабушке?

— Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

  Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №4  «Семейные праздники и традиции»

Цель: определить уровень знаний детей о семейных праздниках и традициях.

Оборудование: сюжетные картинки «Празднование дня рождения», «Новый год», « На катке», « Пикник на природе»; семейные фотографии детей.

Методы: наблюдение в ходе игр, беседа.

Ход проведения: попросить ребенка рассказать о семейных праздниках и традициях его семьи.

-Ты любишь праздники? Какие праздники отмечают в вашей семье?

— Как вы готовитесь к этим праздникам? Что именно ты делаешь во время подготовки к праздникам?

— Расскажи, какие существуют традиции в вашей семье (семейный альбом, коллекционирование, воскресный обед, посещение театра, семейный отдых на природе).

 Как вы проводите выходные дни?  

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Задание №5  «Родословная семьи»

Цель: определить уровень представлений детей о родословной семьи.

Оборудование: модель генеалогического древа.

Метод: беседа.

Ход проведения: опираясь на наглядный материал, попросить ребенка ответить на вопросы:

 -Что ты видишь? Как ты думаешь, что изображается в виде дерева (история   чьего — нибудь рода)

— Что ты знаешь о своих предках- прабабушках,  прадедушках? Где они жили? Чем занимались?

— Тебе интересно это знать?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, задание не вызвало затруднений.

2 балла – ребенок отвечает правильно на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

1 балл – ребенок затрудняется в ответах или делает 1-2 ошибки.

Уровни оценки

Уровни      баллы

Нижесреднего   5-8

Средний  9-12

Высокий  13-15

Характеристика уровней знаний.

Ниже среднего

Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает некоторые родственные отношения. Затрудняется рассказать о семейных праздниках,  не может назвать традиции семьи. Не имеет представления что, такое семья. Не проявляет интерес к истории семьи.

Средний

Уверенно называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка — это родители мамы или папы. Называет семейные праздники, некоторые традиции семьи.   Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Высокий

Уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка — это родители мамы или папы, дядя или тетя — брат или сестра его мамы или папы. Понимает, что прадедушка и прабабушка — это родители дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. С большим удовольствием рассказывает о семейных праздниках, семейных традициях. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная — это история семьи, рассказ о своей семье.

 

nsportal.ru

Психолого-педагогическая помощь

Просмотров: 10342

Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Ребенку предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации, которую он посещает, или в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.  Психолого-педагогический консилиум образовательной организации или центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем.  

Если Ваш ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом, то психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания.

Специальные условия обучения — это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента;
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).

(Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. На комиссию родитель (законный представитель) предоставляет в обязательном порядке заключение врачебной комиссии и/или справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка — инвалида.

iro86.ru

Материал по теме: Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»

Консультация для родителей

«Психолого-педагогическая помощь семье,

 воспитывающего  «особого» ребенка».

     Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится глубокой и продолжительной  социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился «такой ребенок»; нередко попадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, а нередко и от родственников.

     Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье, имеющей ребенка с врожденным или хроническим заболеванием, необходима специализированная помощь, которая становится актуальной в поиске новых путей и форм помощи таким родителям, направленная на осуществление психолого-педагогической поддержки развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии, психопрофилактики. Важным направлением ее работы является оказание психолого-педагогической помощи и поддержке родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии.

          Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами  игрового взаимодействия с детьми, коррекцию внутрисемейных отношений.

        В рамках проведения работы с родителями им предоставляются консультации специалистов как коллективные, так и индивидуальные. Большинство родителей своевременно получают необходимую помощь специалистов. Наиболее эффективная модель взаимодействия семьи и специалистов —  сотрудничество, партнерство, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений.

     В заключении хочется привести примерные правила для родителей, воспитывающих «особого» ребенка. Уверенность в том, что чем больше родителей будут следовать им, тем более гармоничной будет жизнь семьи, в которой растет и воспитывается такой ребенок, неоспорима.

             15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка  

 

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставьте ребенку  самостоятельность в действии и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением, Ребенок должен гордиться вами.
  7. Не бойтесь отказывать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  10. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  13. Общайтесь с семьями, где есть «особые» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.
  15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.    

 

nsportal.ru