Психолого педагогическая характеристика это: Психолого-педагогическая характеристика
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста.
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста.
Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В результате такого “высвобождения” ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «Что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин). Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.
У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.
Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.
Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию.
Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое “примеривание”, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение “примериванием” и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на “сигнальном” уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).
Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов.
Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Педагог-психолог: Лаврентьева Татьяна Егоровна.
Используемая литература: Е.А.Стребелева. Ранняя диагностика умственного развития.
Психолого-педагогическая характеристика 1 класса | Дефектология Проф
В начальной школе большую часть учебного-воспитательного процесса выстраивает один учитель. Увидеть ясную картину развития учащихся класса, поставить задачи и отследить их решение ему помогает психолого-педагогическая характеристика. В этой статье поговорим о том, какой должна быть и что содержать психолого-педагогическая характеристика 1 класса.
Психолого-педагогическая характеристика – это документ, отражающий учебные и психологические особенности коллектива.
Характеристика 1 класса на начало учебного года помогает учителю увидеть готовность детей к школе, поставить задачи для успешной адаптации. Кроме того, характеристика коллектива будет неоценимой помощью другому руководителю при его смене, а также психологу и социальному педагогу.
Учителям-предметникам характеристика поможет познакомиться с коллективом и организовать учебный процесс исходя из особенностей класса.
Принципы составления
Психолого-педагогическая характеристика 1 класса становится базовым документом, на основе которого составляются все последующие характеристики.
Грамотно написать документ помогают три принципа:
- Комплексность. Сведения в характеристике касаются всех сфер учебной деятельности. После прочтения документа у постороннего учителя должно сложиться ясное представление о классном коллективе.
- Гуманизм. Сведения о детях надо писать объективно, чтобы другому учителю построить отношения наиболее эффективно. В характеристике важно обозначить потенциал детей, и поставить задачи для его развития.
- Объективность. При анализе сведений важно их соотносить с возрастными особенностями и возможностями детей. Характеристики первоклассников и пятиклассников, несомненно, будут отличаться друг от друга.
Что писать в психолого-педагогической характеристике
Примерный план характеристики на начало обучения может быть таким:
- Общие сведения о классе: дата образования, пол, возраст, количество детей, классные руководители.
- Учебная деятельность: успеваемость, отстающие, лидеры, отношение к учебе. Готовность к школе, адаптация первоклассников.
- Внеурочная деятельность: сведения об активе класса, участии во внешкольных мероприятиях, отношения в классе, с другими детьми, учителями. Информация о микрогруппах: количество, отношения внутри и между ними. Лидеры формальные и неформальные, изгои. Как ученики решают конфликты.
- Выводы и заключение, где нужно указать причины проблем, способы их решения, дату контроля изменений.
Характеристика классного коллектива 1 класса на конец года может быть составлена по ниже приведенному плану.
Направление деятельности класса:
- Ведущая деятельность.
- Роль класса в жизни школьников.
- Традиции, нормы класса, положение классного коллектива среди других.
- Участие в общественной работе и мероприятиях вне школы.
Образовательная деятельность:
- Отношение к учебе.
- Уровень успеваемости.
- Контроль успеваемости и выполнения домашних заданий.
- Дисциплина и наказания за ее нарушение.
- Отношение в классе к лидерам, неуспевающим, нарушителям дисциплины.
- Формы взаимопомощи в коллективе.
Межличностные отношения:
- Основа взаимоотношений: место жительства, интересы, учебная деятельность.
- Поменялись ли группировки и их отношения.
- Изгои класса: причины, что предпринималось, чтобы исправить ситуацию.
- Характер отношений в коллективе, с учителями, другими учащимися.
Психологическая обстановка:
- Терпимость учащихся к чужому мнению.
- Как выражены доброта, честность, ответственность, уважение, долг и достоинство.
- Психологическое самочувствие учащихся в коллективе.
- Как прошла адаптация первоклассников.
Постановка задач и выводы:
- Что в целом изменилось.
- Что осталось на том же уровне.
- Что еще нужно изменить и как этого достичь.
Для составления характеристики учителю надо собрать много разноплановых данных. В этом ему помогут разные методы.
Какие методы помогут собрать нужную информацию
Характеристика 1 класса в начале учебного года будет содержать данные за небольшой промежуток времени, а в конце года – за весь первый класс.
Собрать эту информацию помогут:
- Наблюдение во время и вне уроков. Важные события и моменты лучше сразу записать, чтобы не упустить.
- Беседы с детьми, их родителями. Тематические классные и родительские собрания.
- Опросники: учебная мотивация, межличностные отношения, родительское отношение. Тест Керна-Йирасека, определяющий готовность к обучению в школе и другие.
- Социометрические тесты для младших школьников.
- Просмотр классного журнала, личных дел дадут сведения об успеваемости и посещаемости, месте жительства и т. д.
Психолог и социальный педагог могут оказать помощь в сборе необходимых данных: провести опрос, социометрию, обработать данные, понаблюдать за детьми на уроках.
Правильно составленная психолого-педагогическая характеристика класса поможет учителю вовремя обнаружить проблемы, и найти пути их решения.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Психолого-педагогические особенности старшеклассника
Оглавление= 768 && window.innerWidth
Психолого-педагогическая характеристика старшеклассника
2020 // DOI: 10.31149/ijie.v3i2.19
DOI: 10.31149/ijie.v3i2.19
Каримов Р., Йо Солиев, А. Ермирзаев, О. Баходиров, Э. Абдуразоков
Метрика
- 0 Просмотры
- 0 загрузок
0 просмотров // 0 загрузок
Цитата
Каримов Р.
Скачать файл цитаты:
РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)
БибТекс (LaTeX)
Посмотреть оригинал
Реферат
Именно в старшем школьном возрасте для подростка становится наиболее актуальным понимание себя, самопознание. Выделяет ли он для себя определенную сферу интересов и деятельности, определяется, какую профессию он хочет выбрать в будущем. На основе анализа подходов к изучению старшего школьного возраста ряда авторов сделан вывод о том, что нельзя рассматривать отдельно физическое созревание старшеклассника и социальную среду, так как они комплексно влияют на развитие личности.
Подростковый возраст критический, скачкообразный, с периода метания и роста духовной самостоятельности, старшеклассник постепенно движется к осознанию собственных ценностей, пониманию и принятию себя, формированию собственной личности. Причем психические процессы в этом возрасте протекают на фоне физиологических изменений в организме ребенка.Полный текст
Еще из этого журнала
Положительное влияние узбекских национальных игр на познавательное развитие детей и их исчезновение в детской деятельности
Открытый доступ 2019
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»>
×
Авторы
Юлдашева Нилуфар Шеркузи Гызы
Эпоха, в которой жил Газали: общественно-политическая ситуация и духовная среда
Открытый доступ 2020
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +
другие другие×
Авторы
Кодиров Давронбек Хошимович
Важность повышения профессиональной компетентности студентов технологического образования в Накшбандийском тарикате (Путь духовного развития)Открытый доступ 2021
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +
другие другие×
Авторы
М. А. Халмухамедова
🧐 Просмотреть все из этого журнала
Психолого-педагогические особенности человека с инвалидностью
Вид документа: Научная статья
Авторы
1 Казанский федеральный университет, Казань, Россия
2 Институт педагогики, психологии и социальных проблем Казани, Россия пример. На примере двух групп людей с ограниченными возможностями авторы анализируют особенности и стиль межличностного общения. Показано наличие нескольких подходов к изучению одиночества, а также наличие в этом понятии реального научного содержания, что имеет и практическое значение. Данная научная статья раскрывает ряд интересных психологических аспектов, которые требуют дальнейшего теоретического и экспериментального осмысления и дальнейших исследований. В статье описаны возможности социально-психологической и психолого-педагогической реабилитации для социальной адаптации личности.
Ключевые слова
Статистика
В. Гутман, Э., И. Айдаров, В., Г. Минзарипов, Р., и Ф. Юдинцев, А. (2019). Психолого-педагогические особенности человека с инвалидностью. Journal of Research in Applied Linguistics , 10 (Материалы 6-й Международной конференции по проблемам прикладной лингвистики (ALI 2019) 19-20 июля 2019 г. , Санкт-Петербург, Россия), 529-535. doi: 10.22055/rals.2019.15090
Гутман Евгения Владимировна; Владимир Иванович Айдаров; Рияз Г. Минзарипов; Анастасия Федоровна Юдинцева. «Психолого-педагогические особенности человека с инвалидностью». Journal of Research in Applied Linguistics , 10, Материалы 6-й Международной конференции по проблемам прикладной лингвистики (ALI 2019) 19-20 июля 2019 г., Санкт-Петербург, Россия, 2019, 529-535. doi: 10.22055/rals.2019.15090
Гутман В. Э., Айдаров И. В., Минзарипов Г. Р., Юдинцев Ф. А. (2019). «Психолого-педагогические особенности человека с инвалидностью», Журнал исследований в области прикладной лингвистики , 10 (Материалы 6-й Международной конференции по проблемам прикладной лингвистики (АЛИ 2019) 19-20 июля 2019 г., Санкт-Петербург, Россия), стр. 529-535. doi: 10.22055/rals.2019.15090
Гутман В. Э., Айдаров И. В., Минзарипов Г. Р., Юдинцев Ф. А. Психолого-педагогические особенности человека с инвалидностью.