Виды стресса в психологии учебный стресс: Психология стресса и методы коррекции. Щербатых Юрий Викторович. Издательство Питер. (отрывок). Интернет-магазин Лабиринт
Учебный стресс у студентов при разных формах обучения — Консультативная психология и психотерапия — 2016. Том 24. № 2
Аннотация
В данной статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого является сравнение уровня учебного стресса, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов, получающих первое высшее и второе высшее образование. Обследовано 55 человек: 28 студентов третьего курса первого высшего образования (средний возраст 21,5 лет), 27 студентов третьего и четвертого курса второго высшего образования (средний возраст 34 года). Выявлено, что студенты второго высшего образования имеют ста- тистически значимые различия по уровню психического состояния, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания по сравнению со студентами первого высшего образования. Студенты, получающие второе высшее образование, меньше эмоционально выгорают, так как их профессиональный выбор является более осознанным по сравнению со студентами первого высшего образования, находящимися под влиянием кризиса профессиональной идентичности на третьем курсе.
Ключевые слова: учебный стресс, стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание, совладание со стрессом, студенты, второе высшее образование
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Матюшкина Е. Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 47–63. DOI: 10.17759/cpp.2016240204
Фрагмент статьи
Учебная деятельность в вузе — один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности [5]. Для людей, получающих второе высшее образование, период обучения является сложным длительным процессом, требующим не только огромных физических усилий, эмоциональной устойчивости, психологической уравновешенности, но и ощутимых материальных затрат.
Литература
- Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В.,
Войцех В.Ф.,
- Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности / Фети- скин Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диа- гностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психоте- рапии. 2002. C. 276—279.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с. Истомина Н.Н. Исследование психолого-педагогических характеристик об- разовательной деятельности // Язык и культура, 2009. № 4. С. 18—25.
- Карякина С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших кур- сов высшего учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 210—215.
- Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая де- задаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL:https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 18.11.2015)
- Крюкова Т.Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реаль- ность. Мат. Сибирск. психологического форума. — Томск: Томский государ- ственный университет. 2004. 862 с. (http://psy.tsu.ru/problems_psy.php).
- Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. 190 c.
- Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях, 2014, 310 с. URL: http://www.universalin- ternetlibrary.ru/book/52821/chitat_knigu.shtml (дата обращения: 18.11.2015)
- Перре М. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002. 965 c.
- Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тре- вожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психо- терапия, 2011. № 1. С. 29—43.
- Северный А.А., Иовчук Н.М. Депрессии у детей и подростков. Издательство «Школа-Пресс», 1999. 80 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 180 с.
- Семикин Г.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здоро- вого образа жизни молодежи. Учебник для вузов / Г.И. Семикин, Г.А. Мыси- на, А.С. Миронов, З.Н. Калинина. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. 244 с.
- Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2006. 53 c.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тре- вожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психо- терапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94—102.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психоло- гия. 2009. № 3. С. 101—110.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологиче- ские факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психо- логии. 2009. № 3. С. 16—26.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
- Ellis A., Young J. & Lockwood G. Cognitive therapy and rational-emotive therapy: A dialogue. Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly. 1987. № 1. Pp. 205—255.
- Spielberger C.D. Conceptual and methodological issues in anxiety research. In C.D. Spielberger (Ed.), Anxiety: Current trends in theory and research. New York:Academic Press, 1972. Pp. 481—492.
Матюшкина Елена Яковлевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии, факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6027-1510, e-mail: [email protected]
Сведения об образовательной организации
Размер:
A
A
A
Цвет: CCC
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Горно-Алтайский государственный университет- Университет
- Обращение ректора
- История
- Ученый совет
- Администрация
- Медиацентр
- Отдел делопроизводства
- Юридический отдел
- Управление бухгалтерского учета и финансового контроля
- Планово-финансовое управление
- Управление кадров
- Управление стратегического менеджмента
- Управление по административно-хозяйственной работе
- Административно-хозяйственное и материально-техническое подразделение
- Контрактный управляющий
- Противодействие коррупции
- Сведения о доходах
- Антитеррористическая безопасность
- Международная деятельность
- Безопасность и охрана труда
- Лучшие студенты
- Структура
- Календарь мероприятий
- Профком студентов и аспирантов
- Республиканская профсоюзная организация высшей школы
- Вопросы ректору
- Образование
- Факультеты и институт
- Учебно-методическое управление
- Методический совет ГАГУ
- Образовательная деятельность
- Отдел практической подготовки студентов
- Заочное обучение
- Центр карьеры
- Методические и иные документы
- Консультационный центр поддержки студентов
- Региональный центр финансовой грамотности
- Учебно-тренинговый центр
- Центр развития педагогического образования
- Локальный центр тестирования иностранных граждан
- Воспитание
- Центр воспитательной и внеучебной работы
- Центр социально-психологической помощи
- Совет по воспитательной работе
- Волонтёрский центр
- Cовет обучающихся
- Информационные материалы
- Совет кураторов
- Клуб выпускников
- Наука
- Новости науки
- Центр развития науки и инноваций
- Отдел научно-технической информации
- Отдел подготовки научно-педагогических кадров
- Библиотечно-издательский центр
- Лаборатории, НШ, НИЦ, вузовско-академическая кафедра
- Музейный комплекс ГАГУ
- Научные мероприятия в ГАГУ
- Центр развития туризма и гостеприимства
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Культура и спорт
- Немецкий культурный центр
- Центр языка и культуры Китая
- Туристский клуб «Горизонт»
- Спортивный клуб «Буревестник»
- Киберспорт
- Военно-патриотический клуб «БАРС»
- Спортивно-оздоровительная база на Телецком озере
- Контакты и адреса
- Телефонный справочник
- Платежные реквизиты
- Символика ГАГУ
- Карта корпусов
- Карта сайта
- Сведения об образовательной организации
- ›
- Файлы
Академический стресс у студентов.
Сигналы для обеспечения и обеспечения без стресса… | Анушка Таккар | One Future CollectiveПодсказки для создания и обеспечения академической среды без стресса для студентов.
Школьное образование является очень важной частью жизни человека, а также поворотным моментом в его академической жизни. На этом этапе академическая успеваемость учащегося играет решающую роль в выборе следующего этапа его образования, что, в свою очередь, определяет его карьеру. Избыток академического стресса на этом этапе может привести к неблагоприятным последствиям, которые будут далеко идущими и продолжительными.
В современном мире с высокой конкуренцией учащиеся сталкиваются с различными проблемами в учебе, включая экзаменационный стресс, отсутствие интереса к посещению занятий и неспособность понять предмет. Академический стресс включает в себя психическое расстройство в связи с ожидаемыми академическими проблемами или неудачами или даже страхом перед возможностью академической неудачи. Академические стрессоры проявляются во многих аспектах в среде учащихся: в школе, дома, в отношениях со сверстниками и даже в их районе.
Чрезмерный уровень академического стресса может привести к увеличению распространенности психологических и физических проблем, таких как депрессия, беспокойство, нервозность и расстройства, связанные со стрессом, что, в свою очередь, может повлиять на их академические результаты. Тревога как расстройство наблюдается примерно у 8% подростков и детей во всем мире. Тревога и стресс оказывают существенное негативное влияние на их социальные, эмоциональные и академические успехи. В наши дни депрессия становится самой распространенной проблемой психического здоровья студентов колледжей. Это также отражение академической неудовлетворенности человека, академического конфликта, академической тревоги и академического давления. Четыре компонента академического стресса, обычно выделяемые у студента, — это академическая неудовлетворенность, академические конфликты, академическая тревога и академическое давление.
Photo by Jason Rosewell on UnsplashПо мнению большинства старшеклассников, их наибольший академический стресс включает тесты, оценки, домашние задания, академические ожидания и ожидания достижений, а также давление со стороны родителей. Стресс, связанный со школой, включает неадекватные методы обучения, отношения между учителем и учеником, тяжелую академическую нагрузку, плохую физическую среду в классе, неспособность совмещать свободное время со школой и дезорганизацию академических заданий и расписаний. Дополнительные источники включают борьбу за соответствие академическим стандартам, беспокойство по поводу управления временем и опасения по поводу оценок и оценок. Таким образом, видно, что на студентов влияют негативные причины академического стресса.
Психическое здоровье учащихся, особенно с точки зрения академического стресса и его воздействия, стало серьезной проблемой для школ и политиков из-за увеличения числа самоубийств среди учащихся по всему миру. В Lancet Report говорится, что в Индии самый высокий в мире уровень самоубийств среди молодежи. Установлено, что родительское давление с целью повышения успеваемости в основном является причиной академического стресса. Из-за того, что родители постоянно подталкивают ученика к тому, чтобы он лучше успевал как в учебе, так и во внеклассной деятельности, у некоторых детей в детстве развиваются глубоко укоренившиеся нервные расстройства.
Академический и экзаменационный стресс положительно коррелирует с родительским давлением и психическими проблемами. Важно помнить, что психическая конституция или способность справляться с трудностями варьируются от одного ребенка к другому. Таким образом, дети с плохой способностью справляться с трудностями становятся более склонными к беспокойству, депрессии и страху неуспеваемости, и это показывает нам, что не следует сравнивать одного ученика с другим.
Глядя на эти высокие уровни академического стресса у учащихся, которые также могут привести к психологическим расстройствам, существует острая необходимость в разработке подходящих вмешательств и решений для снижения этого уровня стресса и психической заболеваемости.
Вот несколько способов, с помощью которых учащиеся могут справляться и преодолевать академический стресс:
1) Каждый день всегда есть что-то, чего можно с нетерпением ждать, и это не всегда должно быть чем-то большим. Это помогает иметь причину предвидеть следующий день и, таким образом, лучше справляться с академическим стрессом.
2) Исследования показали, что регулярные физические упражнения часто уменьшают симптомы депрессии и стресса. Так что упражнения и спорт, ДА.
3) Составьте правильный график, который поможет вам более эффективно справляться с учебой и другими делами.
4) Поймите свои академические способности, что от вас ожидается и постарайтесь не иметь необоснованных ожиданий.
5) ВСЕГДА окружайте себя позитивными людьми.
Ресурсы:
http://www.apa.org/science/about/psa/2011/09/academic-stress.aspx
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles /PMC5193280/
http://synergies.lib.uoguelph.ca/index.php/ajote/article/view/2762/3253
https://cheekyscientist. com/9-ways-to-manage-and- преодоление академического стресса/
Анушка Таккар — научный сотрудник (психическое здоровье) в One Future Collective.
Влияние стресса на развитие ребенка
| 3 типа психологического стресса | Эффекты | стрессоры при токсическом стрессе | Токсический стресс против переносимого стресса |
Виды стресса у детей
Стресс является нормальной и важной частью здорового развития ребенка. Однако нельзя недооценивать влияние стресса на развитие ребенка. Узнайте, почему и как они влияют на детей.
Существует два основных типа стресса, воздействующего на человека 1 – физиологический стресс (физический) и психологический стресс. Физиологические стрессоры — это физические силы, которые достаточно сильны, чтобы бросить вызов физическим возможностям человека. Психологические стрессоры — это психосоциальные напряжения, возникающие в результате субъективной интерпретации человеком, основанной на ожиданиях, убеждениях или предположениях, вытекающих из его предыдущего опыта.
Физиологический стресс возникает в результате изменений во внешнем мире, тогда как психологический стресс коренится в мозге. Предыдущий опыт влияет на то, срабатывает ли психологическая реакция на стресс.
Когда активируется реакция на стресс, восприятие ребенком контроля над фактором стресса, основанное на предшествующем опыте, определяет интенсивность, продолжительность и долгосрочные последствия стресса.
Это означает, что при наличии одного и того же стрессора каждый ребенок воспринимает стресс по-разному из-за своего уникального жизненного опыта в прошлом.
3 Типы психологического стресса
Национальный научный совет по развитию ребенка определил три типа психологического стресса, которые могут повлиять на развитие ребенка 2 :
Положительный стресс
Кратковременные неблагоприятные переживания вызывают положительный стресс, называемый эустресс. Большинство повседневных стрессов — это позитивные стрессы. Это нормально в повседневной жизни. Маленькие дети могут испытать это, когда они встречают нового родственника, идут в новый детский сад, у них отнимают игрушку или посещают первый день в школе.
Дети могут научиться справляться со стрессом, чтобы справляться с ним и преодолевать его при поддержке заботливых взрослых. Способность ребенка справляться с таким стрессом имеет решающее значение для его здорового развития.
Переносимый стресс
Переносимый стресс относится к неблагоприятным переживаниям, которые все еще относительно непродолжительны, но более интенсивны.
Примеры включают смерть близкого человека, стихийное бедствие, ужасную аварию и серьезные проблемы, такие как переезд в новый город или разлучение родителей.
Этот тип стресса можно переносить, если у ребенка есть поддержка заботливого взрослого. Переносимый стресс в раннем детстве может улучшить развитие ребенка, если он становится положительным стрессом. Но это может произойти только при адекватной поддержке взрослых. Если ребенок не получает достаточной поддержки, даже стресс, который должен быть терпимым, может стать токсичным и вызвать долговременные проблемы со здоровьем, обсуждаемые ниже.
Токсический стресс
Неблагоприятные детские переживания (ACE), которые длятся недели, месяцы или даже годы, вызывают токсичный стресс.
Примеры хронического стресса включают жестокое обращение с детьми, такое как физическое насилие, эмоциональное насилие, сексуальное насилие и пренебрежение.
Дети не могут эффективно справляться с этим типом стресса самостоятельно. Когда системы реагирования на стресс маленького ребенка активируются в течение длительного периода времени, в развивающемся мозге могут происходить необратимые изменения.
Токсический стресс плохо влияет на развитие детей.
Хорошая новость заключается в том, что заботливые взрослые и благоприятная среда могут защитить ребенка от негативных последствий токсического стресса. Окружающая среда поддерживающих отношений может вернуть детскую систему реакции на стресс в нормальное состояние.
Влияние стресса на развитие мозга
Стресс — естественная и неизбежная часть жизни ребенка. Плоды испытывают стресс еще до рождения.
Так как же токсический стресс может повлиять на развитие мозга?
Определенное количество стресса необходимо для выживания человека. Это помогает детям развивать навыки, которые им понадобятся, чтобы справляться с новыми и потенциально опасными ситуациями на протяжении всей жизни.
Стрессовые ситуации активируют системы оповещения организма. Возникающая в результате реакция «бей или беги» вызывает физиологические эффекты, такие как учащение дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления, общего потребления кислорода и выброса гормонов стресса.
Стрессовая реакция на положительные и переносимые стрессоры носит временный характер. После исчезновения стрессора организм возвращается к исходному состоянию.
В то время как положительный и терпимый стресс может способствовать развитию ребенка, токсический стресс может повредить различные части архитектуры мозга3. Неблагоприятное воздействие стресса на развивающийся мозг включает следующее.
Нарушение познания, обучения и памяти
Токсический стресс приводит к повышенному выбросу гормонов стресса, таких как кортизол. Устойчиво высокий уровень кортизола может вызвать нарушение центра обучения и памяти (гиппокамп) 3 , а также исполнительного функционального центра (префронтальная кора) 4 уменьшаться в размерах, нарушая когнитивное развитие ребенка. Возникающие в результате когнитивные нарушения и плохой контроль импульсов могут продолжаться и во взрослом возрасте 5 .
Сверхактивная реакция на стресс
Повторяющаяся и длительная активация систем реакции на стресс приводит к тому, что эмоциональный центр в мозге (лимбическая система) увеличивается и становится сверхактивным. В результате дети, которые растут в условиях токсического стресса, более тревожны 6 или агрессивны 7 . Они часто страдают от эмоциональной дисрегуляции 8 .
Психические расстройства
Обширные эмпирические данные показывают, что токсический стресс может привести к психическим заболеваниям в более позднем возрасте, включая соматические расстройства, галлюцинации, тревогу, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство и попытки самоубийства.
Дисрегуляция иммунитета
Токсический стресс повреждает не только мозг. Это может нанести вред и физическому здоровью.
Гормон стресса, кортизол, вырабатываемый в стрессовых ситуациях, может подавлять иммунную систему, делая человека более восприимчивым к инфекционным заболеваниям и хроническим заболеваниям 9 .
Благополучие
Дети, которые растут в условиях токсического стресса, подвергаются более высокому риску хронических заболеваний, таких как болезни сердца. У них, как правило, более низкое самочувствие, больше проблем, связанных с работой, и преждевременная смерть на целых 20 лет раньше 8 .
Токсический стресс очень вреден для физического и психического здоровья ребенка. Стресс в раннем детстве может иметь серьезные последствия для здоровья ребенка на протяжении всей его жизни.
Какие типы стрессоров могут привести к токсическому стрессу
Жестокое обращение с детьми является основной причиной токсического стресса. Жестокое обращение может принимать различные формы, включая физическое, психологическое и сексуальное насилие.
Исследования показывают, что в этой стране насчитывается около 8 755 000 детей-жертв. Это означает, что более 1 из 7 детей в возрасте от 2 до 17 лет подвергались жестокому обращению 2 .
Однако жестокое обращение с детьми — не единственный источник токсического стресса. Неблагополучные семьи, злоупотребление психоактивными веществами лицами, осуществляющими уход, экономические трудности, семейный стресс, насилие в семье, травля и отсутствие продовольственной безопасности также могут привести к токсическому стрессу 10 .
Токсический стресс возникает, когда ребенок испытывает серьезные, длительные или повторяющиеся невзгоды и ему не хватает необходимой заботы или поддержки со стороны опекуна для предотвращения ненормальной реакции на стресс 11 .
Воздействие менее серьезного, но хронического постоянного ежедневного стресса также может быть токсичным для детей.
Эти ежедневные стрессоры включают в себя пребывание в семье, наполненной конфликтами и агрессией, а также холодные и неподдерживающие отношения.
Когда ребенок переживает токсический стресс, его система реагирования на стресс активируется, и его организм не может полностью восстановиться самостоятельно. Таким образом, независимо от того, являются ли они оскорбительными, повторная враждебность, неподдерживающие или негативные взаимодействия в семье точно так же запускают реакцию на стресс.
Вот почему эти стрессоры токсичны и закладывают основу для долгосрочных проблем с физическим и психическим здоровьем 10 .
Разница между токсическим и переносимым стрессом
Существует принципиальное различие между умеренными и прерывистыми стрессорами повседневной жизни и умеренным, но хроническим токсическим стрессом.
Неудачи, разочарования и отторжение неизбежны для детей, и детей не следует полностью ограждать от них. Мягкие, прерывистые стрессоры усиливают развитие здоровых систем реагирования на стресс.
Однако токсические стрессоры часто включают в себя устойчивую враждебность в семье, недостаток тепла между членами семьи или нехватку ресурсов в школах и районах.
В некоторых семьях часто кричат и спорят. Большинство из них не носят оскорбительного или экстремального характера. Однако они все же могут быть токсичными, поскольку негативные последствия стресса определяются не объективным стандартом, а человеком, который их испытывает.
Для маленьких детей даже незначительные конфликты могут быть значительными. Они переживают их не так, как взрослые. Дети испытывают токсический стресс, когда родители регулярно используют «жесткую любовь».
Вертолетные родители, с другой стороны, защищают своих детей от любых невзгод, тем самым не давая им размять свои стрессоустойчивые мускулы.
Заключительные мысли о неблагоприятном влиянии стресса на развитие ребенка
Ученые обнаружили, что безопасные, стабильные и заботливые отношения с опекунами могут защитить ребенка от токсического воздействия стресса. Эти отношения защищают детей от физического вреда и эмоциональных проблем. Они обеспечивают предсказуемость и последовательность в окружении ребенка. Близкие отношения между родителями и детьми также способствуют развитию у ребенка уверенности в себе и чувства собственного достоинства 12 .
Ссылки
1.
Huether G. Стресс и адаптивная самоорганизация нейронных связей в раннем детстве. Int j dev neurosci . Опубликовано в Интернете в июне 1998 г .: 297–306. doi:10.1016/s0736-5748(98)00023-9
2.
Middlebrooks JS, Audage NC. Влияние стресса в детстве на здоровье на протяжении всей жизни. Опубликовано в Интернете в 2008 г. doi: 10.13016 / NERG-FXLD
.3.
Шелине Ю.И. Нейровизуализационные исследования влияния расстройств настроения на мозг. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в августе 2003 г .: 338–352. doi:10.1016/s0006-3223(03)00347-0
4.
Древец WC, Price JL, Simpson JR Jr, et al. Субгенуальные аномалии префронтальной коры при расстройствах настроения. Природа . Опубликовано в Интернете, апрель 1997 г .: 824–827. дои: 10.1038/386824a0
5.
Андрееску С., Баттерс М.А., Бегли А. и др. Изменения серого вещества при депрессии в пожилом возрасте — структурный МРТ-анализ. Нейропсихофармакол . Опубликовано в Интернете 12 декабря 2007 г. : 2566-2572. дои: 10.1038/sj.npp.1301655
6.
Макьюэн Б.С. Постоянно меняющийся мозг: клеточные и молекулярные механизмы воздействия стрессовых переживаний. Девел Нейробио . Опубликовано в Интернете 14 мая 2012 г .: 878–890. doi:10.1002/dneu.20968
7.
Дэвидсон Р.Дж., Макьюэн Б.С. Социальное влияние на нейропластичность: стресс и меры для улучшения самочувствия. Nat Neurosci . Опубликовано в Интернете 15 апреля 2012 г .: 689–695. doi:10.1038/nn.3093
8.
Oral R, Ramirez M, Coohey C, et al. Неблагоприятный детский опыт и информированная о травмах помощь: будущее здравоохранения. Педиатр Рес . Опубликовано в Интернете 13 октября 2015 г .: 227–233. doi:10.1038/pr.2015.197
9.
Мори Дж. Н., Боггеро И. А., Скотт А. Б., Сегерстром СК. Современные направления стресса и иммунной функции человека. Текущее мнение в психологии . Опубликовано в Интернете в октябре 2015 г .