Психолого педагогические компетенции: Психолого-педагогическая компетентность

Психолого-педагогические компетенции родителей: термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Офат, И. В. Психолого-педагогические компетенции родителей: термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста / И. В. Офат. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 75-82. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5360/ (дата обращения: 21.04.2023).



Каждый человек появляется и растет в семье. Именно семья играет немаловажную роль, она является важнейшим общественным институтом, который влияет на экономическое, социальное и культурное развития всего общества, но также, необходимо понимать, что особое влияние она оказывает на развитие и формирование личности как детей, так и каждого отдельного члена семьи. Являясь значимым институтом, семья выполнят ряд функции такие как: репродуктивная, экономическая, регулятивная, коммуникативная, воспитательная и другие. Особое значение для данной работы имеет именно воспитательная функция. Почти каждый человек когда-то становится родителем. От того как человек будет исполнять родительскую роль, на сколько качественно и осознанно, будет зависеть состояние общества в целом, самого института семьи и психологического здоровья будущего поколения. Именно семья оказывает высокое влияние на личность ребенка и формирует основу для его дальнейшего благополучия.

Вопрос становления, формирования и развития психолого-педагогических компетенций у родителей является актуальным в нашем современном мире. Ведь именно родители несут первоочередную ответственность за воспитание собственных детей: «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [8].

Вопрос родительской компетентности и родительских компетенций рассматривается многими авторами [1; 2; 4; 6]. Стоит отметить, что мнение ученых касающихся трактовки понятий «родительская компетентность» и «родительские компетенции» неоднозначны. И более того, существует некая путаница в терминах. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению понятия психолого-педагогической компетенции родителей, необходимо рассмотреть понятия «компетенция» и «компетентность» в целом.

Изучение научной и учебно-методической литературы показало то, что однозначного толкования термина «компетенция» на данный момент нет. Существуют более двадцати различных определений. В данной статье мы будем опираться на авторов [3], которые рассматривают компетенцию как: «специфическое свойство индивида, состоящее из комплекса квалификационных характеристик и обуславливающее его способностью и готовностью осуществлять определенный вид деятельности в конкретной области». Именно это определение компетенции мы возьмем за основную в данной работе.

А компетентность мы можем определить, как: «интегральное свойство индивида, состоящее из системы компетенций и характеризующие его способность и готовность осуществлять определённую профессиональную деятельность в конкретной области [3, с. 103].

Изучая термин «компетенция», также необходимо дать определение терминам «способность» и «готовность», так как они являются важными элементами ее проявления. Первая составляющая — это способность. Под способностью будем понимать — «специфическое свойство индивида, обусловленное наличием у него комплекса когнитивных и функциональных квалификационных характеристик, необходимых для осуществления определенного вида целевой деятельности и совершенствования в этом виде деятельности» [3, с. 64].

Готовность осуществлять определенный вид деятельность является второй составляющей компетенции. Под готовностью следует понимать — «свойство индивида, обусловленное наличием у него мотивации и личных качеств, необходимых для осуществления определенного вида целевой деятельности в конкретной области и совершенствование в этом виде деятельности» [3, с.

67].

Из этого следует, что любая компетенция имеет две составляющих. Это способность, которая отражает когнитивно-функциональный аспект, и готовность, которая отражает мотивационно-личностный аспект.

В результате проведенного теоретического анализа терминов «компетенция» и «компетентность», родительскую компетентность мы можем определить, как — интегральное свойство индивида, состоящее из системы компетенций и характеризующие его способность и готовность растить и воспитывать ребенка. Из данного определения следует, что родительская компетентность состоит из системы компетенций. Мы можем предположить, какими компетенциями должен обладать каждый родитель:

− компетенция в области права — предполагает, что каждый родитель обладает определенные знаниями в области права, умеет ориентироваться в нормативно-правовых документах и законах РФ по вопросам семьи, а также, может применить их на практике.

− компетенция в области здоровья — представляет собой определенны знания и умения в области здоровья ребенка, и готовность родителя применить их на практике.

− психолого-педагогические компетенции — это социально-педагогический феномен, обусловливающий совокупность интегративных качеств личности родителя, включающих когнитивный, функциональный, мотивационный и личностный компоненты, задаваемых по отношению к своему ребенку, и необходимых для качественной реализации воспитательной функции семьи.

В данной статье мы рассматриваем именно тему — психолого-педагогическая компетенции у родителей детей дошкольного возраста как основную, поэтому остановимся на рассмотрении этой компетенции более подробнее. На основе проведенного теоретического анализа понятия «компетенция» составим компонентную структуру психолого-педагогической компетенции родителей. (Рис.1.1) [3, с. 64].

Рис. 1. Компонентная структура психолого-педагогической компетенции

Предложенный вариант состоит из четырех компонентов, таких как когнитивный, функциональный, мотивационный и личностный. Рассмотрим более подробнее каждый из этих компонентов.

Когнитивный компонент, который представляет собой: знания индивида, которые необходимы ему для выполнения целевой деятельности. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Знаю». [3, с. 73]. Является информационным элементом психолого-педагогической компетенции, включает в себя определенный объем знаний по основам психологии, педагогике и воспитанию детей дошкольного возраста.

Функциональный компонент — это умение и навык применить полученные знания на практике, в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, и определяется как «Умею». Представляет собой коммуникативный и деятельностный элементы компетенции. Где коммуникативный элемент представляет собой способность родителей вести бесконфликтное общение с ребенком, а деятельностный проявляется в освоении способов организации взаимодействия с ребенком в процессе решения воспитательных задач.

Мотивационный компонент — отражающий осознанную готовность, желание и стремление индивида для выполнения своей целевой деятельности. Этот компонент выражается как «Хочу». Этот компонент представлен ценностно-мотивационным элементом, который отражает наличие у родителей социальных и субъективных мотивов в вопросе повышения свой психолого-педагогической компетенции для воспитания и развития ребенка.

И на конец личностного компонент отражает психологические, физические и другие персональные качества индивида в аспекте его готовности осуществлять тот или иной вид деятельности [3, с. 74]. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Могу». Так же проявляется в осознании родителей огромного значения саморазвития и совершенствования в вопросах личностного роста в вопросах воспитании детей. И представляет собой рефлексивный элемент, который выражается в способности родителей анализировать свои уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты.

Для диагностики уровней сформированности психолого-педагогических компетенций необходима специальная методика, но в современной психолого-педагогической литературе нами не было выявлено единой методики определения уровня сформированности психолого-педагогической компетенции родителей, однако, попытки составить критериально-уровневую модель ее оценки предприняли в своих научных трудах Мимикина, А.

А Селина В.В [5,6].

Для диагностики уровня сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей воспитывающих детей дошкольного возраста мы взяли две критериально-уровеневые моделей, путем анализа и обобщения данных, опираясь, в свою очередь, на компонентную структуру психолого-педагогических компетенций (Рис. 1), нами была составлена модифицированная модель критериальных характеристик уровней психолого-педагогических компетенций родителей детей дошкольного возраста, которая приведена в таблице 1. Где, когнитивному компоненту относится информационная компетенция, функциональному — коммуникативно-деятельностная или технологическая компетенция, мотивационному — ценностно-мотивационная, и на конец, личностный компонент — аналитическая или рефлексивная компетенция.

Таблица 1

Критериальные характеристики уровней психолого-педагогических компетенций родителей детей дошкольного возраста

Уровень /Компонент

Когнитивный

Высокий

— знает возрастные особенности детей дошкольного возраста

— знает многие методы и средства воспитания

— знает все стили воспитания

— знает все задачи воспитания детей дошкольного возраста

— владеет разными источниками психолого-педагогической информации

— знает все кризисные периоды возрастного развития дошкольников

Средний

— знает большую часть возрастных особенностей детей дошкольного возраста

— знает некоторые методы и средства воспитания

— знает большую часть стилей воспитания

— владеет некоторыми источниками психолого-педагогической информации

— знает один кризисный период возрастного развития

Низкий

— имеет частичное представление о возрастных особенностях детей дошкольного возраста

— не знает ни одного метода и средства воспитания

— знает один-два стиль воспитания или не знает ни одного

— в вопросах воспитания опирается только на свой жизненный опыт или обращается за советом к родственникам, друзьям, знакомым.

— не знает ни одного кризисного периода возрастного развития дошкольника

Уровень /Компонент

Функциональный

Высокий

— имеет высокий уровень коммуникации с ребенком;

— способен оказывать ребенку помощь и поддержку в трудных ситуациях;

— применяет положительные методы в конфликтных ситуациях

— применяет различные методы и приемы (в основном положительные) в воспитании;

— владеет методами бесконфликтного общения с ребенком

— всегда замечает достижения своего ребенка

Средний

— имеет средний уровень коммуникации с ребенком

— не всегда оказать ребенку помощь в трудных ситуациях

— применяет как положительные, так и отрицательные методы в решении конфликтных ситуаций

— применяет как положительные, так и отрицательные методы, и приемы в воспитании

— частично владеет методами бесконфликтного общения с ребенком (применяет как положительные, так и отрицательные методы)

— не всегда замечает достижения своего ребёнка;

Низкий

— имеет низкий уровень коммуникации с ребенком

— не оказывает помощь ребенку в трудных ситуациях

— применяет отрицательные методы в решении конфликтных ситуаций

— в основном применяет отрицательные методы и приемы в воспитании

— не владеет методами бесконфликтного общения

— не замечает достижения ребенка

Уровень /Компонент

Мотивационный

Высокий

— понимает необходимость в получении дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства

— готов ставить перед собой все воспитательные задачи, необходимые ребенку дошкольного возраста

— хочет развить в ребенке лучшие качества (указал три или более качества)

— имеет представление о том, к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок)

— готов проходить дополнительные программы для повышения психолого-педагогических компетенций

Средний

— понимает необходимость в получении дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства, но не может выделить на это время

— ставит перед собой большую часть воспитательных задач

— хочет развить в ребенке лучшие качества (указал два-три качества)

— имеет представление о том, к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок)

— готов проходить дополнительные программы для повышения психолого-педагогических компетенций, но не готов сейчас уделять этому время или готов самосовершенствоваться в данном вопросе.

Низкий

— не считает необходимым получения дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства

— ставит перед собой одну-две воспитательных задач

— хочет развить в ребенке лучшие качества (указал одно качество)

— не имеет представления к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок)

— не готов уделять время для прохождения программы для повышения психолого-педагогических компетенций

Уровень /Компонент

Личностный

Высокий

— может анализировать собственные ошибки в вопросах воспитания

— уверен, что понимает внутренний мир ребенка

— готов самостоятельно разбираться в вопросах воспитания и обучения своего ребенка

— готов проходить дополнительные программы для повышения психолого-педагогических компетенций

— анализирует свои достижения в процессе воспитания (задачи воспитания) и считает, что достигает всех поставленных задач

Средний

— частично может анализировать собственные ошибки в вопросах воспитания, в некоторых вопросах нужна помощь специалиста

— частично понимает внутренний мир ребенка

— понимает необходимость в получении дополнительных рекомендаций от специалиста

— готов развиваться как родитель, совершенствовать свою компетентность в вопросах воспитании и развитии ребенка, но не может

— анализирует свои достижения в процессе воспитания (задачи воспитания) и считает, что достигает большую поставленных задач

Низкий

— не может анализировать собственные ошибки в вопросах воспитания

— не понимает внутренний мир ребенка

— готов ставить перед собой все необходимые ребенку дошкольного возраста воспитательные задачи, но хочет уделить этому время или не готов вовсе

— не испытывает желание совершенствоваться в вопросах воспитания и развития детей.

— анализирует свои достижения в процессе воспитания (задачи воспитания) и считает, что достигает меньшую часть поставленных задач, затрудняется ответить или однозначно нет.

Для изучения уровня сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей, мы применили метод анкетирования с помощью программы Google Формы. На основе компонентной структуры психолого-педагогической компетенции у родителей (Рис.1), нами была разработана анкета, вопросы которой отражали сущность всех четырех компонентов: когнитивного, функционального, мотивационного и личностного, а также включили дополнительные вопросы. Данная анкета была загружена на онлайн платформу в двух вариантах: анкета для мам, анкета для пап.

В первичном анкетировании приняло участие 61 родителей, из них 40 матерей и 21 отцов. В таблице 2, представлены результаты диагностики, основанные на результате первичного анкетирования родителей детей дошкольного возраста. Для перевода качественных показателей в количественные, для каждого компонента был присвоен балл: высокий уровень — 2 балла, средний уровень — 1 балл, низкий уровень — 0 баллов.

Таблица 2

Распределение родителей по уровню сформированности психолого-педагогических компетенций (первичная диагностика)

Компоненты

Когнитивный

Функциональный

Мотивационный

Личностный

Уровни

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

%

3

58

39

97

3

10

61

29

2

65

33

чел

2

35

24

59

2

6

37

18

1

40

20

Рассмотрим более подробно результаты по каждому компоненту. Высший уровень по когнитивному компоненту встречается лишь у 3 %, и только матерей. Средний уровень — 58 % (35 человек, из них 28 матерей и 7 отцов). Низкий уровень — 39 % (24 человека, из них 10 матерей и 14 отцов).

Диагностика функционального компонента показала, что 97 % родителей (59 родителей, из них 38 матерей и 21 отцов) имеет средний уровень сформированности данного компонента, низкий уровень — 3 % (2 матери), высший уровень отсутствует.

Мотивационный компонент — высший уровень 10 % (6 человек — матери), средний уровень 61 % (37 человек, из них 25 матерей, 12 отцов), низкий уровень 29 % (18 человек, из них 9 матерей, 9 отцов). Личностный компонент — высший уровень 2 % (1 отец), средний уровень 65 % (40 человек, из них 24 матери и 16 отцов), 33 % (20 человек, из них 16 матерей и 4 отца).

По результатам первичного диагностирования мы видим, что среди опрошенных (61 человек) родителей воспитывающих детей дошкольного возраста, большинство родителей имеет средний уровень развития психолого-педагогических компетенций по каждому из компонентов: когнитивный — 35 человек, функциональный — 59 человек, мотивационный — 37 человек, личностный — 40 человек. Но также мы видим, что достаточно больше количество родителей имеет низкий уровень сформированности данных компетенций: когнитивный — 24 человека, функциональный — 2 человека, мотивационный — 18 человек, личностный — 20 человек. А высший уровень практически отсутствует: когнитивный — 2 человека, функциональный — 0 человек, мотивационный — 6 человек, личностный — 1 человек.

Среди опрошенных родителей: 47 % (28 человек, из них 13 матерей и 15 отцов) имеют одного ребенка, 33 % (20 человек, из них 16 матерей и 4 отца) двоих детей, 15 % (9 человек, 8 матерей и 1 отец) троих, 5 % (имеет четверых детей. Среди опрошенных матерей: 13 человек (32 %), 16 (40 %) двоих детей, 8 (20 %) троих, 3 (8 %) имеет четверых детей. Из ответов на данный вопрос мы видим, что большинство родителей — 62 %, уже имеют опыт воспитания детей.

В целях изучения потребностей родителей в прохождении программы по повышению психолого-педагогических компетенций, родителям был задан вопрос «Как вы относитесь к обучению для родителей? Хотели бы вы личностно развиваться для решения вопросов воспитания?». Результаты ответов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Как вы относитесь к обучению для родителей?

Хотели бы вы личностно развиваться для решения вопросов воспитания?

Варианты ответов

Чел

%

Да, считаю это необходимым и готов уделить этому время

26

43

Да, считаю это необходимым, но не готов уделять этому время

7

11

Затрудняюсь ответить, и да, и нет

18

30

Нет, я не готов уделять этому время

3

5

Нет, я сам занимаюсь самообразованием в вопросах воспитания

7

11

Анализ полученных ответов показывает, что 43 % (26 человек) родителей считает, что необходимо проходить специализированные программы для родителей и готовы уделять этому время, 11 % (7 родителей) считает, что это необходимо, но не готовы уделять этому время, 30 % (18 родителей) затрудняются ответить, 5 % (3 родителя) не готовы уделять этому время и 11 % (7 родителей) занимаются самообразованием в вопросах воспитания детей.

Далее нам необходимо было узнать, какой формат обучения более предпочтителен, для этого был задан вопрос «Какой формат обучения подошел бы именно вам?». Результаты ответов представлены в таблице

Таблица 4

Какой формат обучения подошел бы именно вам?

(можно выбрать несколько вариантов или предложить свой)

Варианты ответов

Чел

%

Короткие видео и дополнительные текстовые материалы

46

53

Онлайн вебинары и дополнительные текстовые материалы

15

17

Групповые встречи 1 раз в неделю и дополнительные текстовые материалы

3

3

Групповые встречи 1 раз в две недели и дополнительные тестовые материалы

11

13

Другое

12

14

По результатам ответов на данный вопрос мы видим, что большинство родителей — 46 (53 %) выбрали дистанционный вариант, который включает в себя короткие видео и дополнительные текстовые материалы, 15 родителей (17 %) — онлайн вебинары, которые также представляю собой дистанционный вариант программы, 3 родителя (3 %) выбрали очный формат 1 раз неделю, 11 родителей (13 %) выбрали очный формат 1 раз в две недели, 12 родителей (14 %) написали свой вариант. Стоит отметить, что 14 родителей (23 %) выбрали оба варианта, которые подразумевают проведение программы в дистанционном варианте.

Далее нам необходимо было узнать, готовы ли родители принять участие в специальной обучающей программе. Результаты ответов на данный вопрос представлены в таблице 5.

Таблица 5

Готовы ли вы принять участие в обучающей программе для родителей?

Варианты ответов

Чел

%

да

41

72

нет

16

28

Из данных, приведенных в таблице 5, мы видим, что из всех опрошенных родителей 72 % (41 человек) готовы принять участие в программе.

По результатам первичного диагностирования уровня сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что родители в основном родители имеют средний уровень развития психолого-педагогических компетенций, а также многие родители положительно относятся к специальным программы для родителей и готовы личностно развиваться в вопросах воспитания детей.

Также мы можем предположить, что при проектировании программы необходимо уделить особое внимание когнитивному компоненту, который выражается глаголом «Знаю», так как повышение уровня когнитивного компонента, помогает чувствовать себя более увереннее в вопросах воспитания ребенка дошкольного возраста, в тоже время данный компонент может оказать значительное влияние на мотивационный и личностный компонент. Но, также не следует забывать про функциональный компонент — «Умею», который помогает использовать полученный знания, полученный благодаря блоку на развитие когнитивного компонента. А на основе изучения потребности в программе, желании принять участие и форме проведения программы, мы можем сделать вывод, что современные родители интересуются вопросом воспитания детей дошкольного возраста и готовы принимать участие в специальных программах для родителей, но в дистанционном формате.

Литература:

  1. Богачева, Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно- терминологическая проблема Актуальные вопросы современной педагогики Уфа: Лето, 2012. 56 с.
  2. Горлова, Е. Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста Психолог в детском саду. 2016. № 4. С. 65.
  3. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / Под ред. Доктора пед. Нак, профессора И. Д. Рудинского. — 2-е изд., испр. — М: Горячая линия — Телеком, 2019. — 240 с. с ил.
  4. Минина, А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2. С. 98.
  5. Мимикина, А. А. Образование матерей как средство развития компетентности в воспитании детей [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-materey-kak-sredstvo-razvitiya-kompetentnosti-v-vospitanii-detey (дата обращения 01.06.2019).
  6. Селина, В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дисс…канд. пед. наук [Электронный ресурс]. В. Новгород, 2009. 188 с. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 01.06.2019)
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, родитель, ребенок, компетенция, воспитание детей, когнитивный компонент, компонент, уровень, высший уровень, личностный компонент.

Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС | Статья на тему:

Кононенко Юлия Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик» города Губкина Белгородской области

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В части пятой среди профессиональных компетенций педагога дошкольного образования указана необходимость применения психологических знаний в работе с детьми и их родителями (п.п. 7, 8, 9, 10). Кроме  реализации рекомендаций психолога и создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды, педагог должен владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, а также методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

В концепции профессионального стандарта педагога указано, что его введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки педагогов.  Существенные изменения должны произойти в части усиления психолого-педагогических, этических и др. аспектов в системе повышения квалификации и подготовки педагогов.

Прежде, чем говорить о подготовке педагогов, следует обратить внимание на проблему психологической готовности будущих педагогов.

В настоящее время большинство выпускников школ при выборе будущей специальности руководствуются не собственным интересом, устремлением или призванием, а тем,  куда могут пройти по результатам аттестации, или следуя советам родителей и друзей и т.п. Поэтому при приеме в ВУЗ или профессиональное образовательное учреждение необходимо изучение мотивации абитуриента, а также его психологической устойчивости. Последнее связано со спецификой педагогической деятельности. Известно, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, нервно-психическим напряжением и подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и выгорания, и поэтому проблема сохранения психологического здоровья педагога становится особенно острой.

Наряду с этим необходимо отметить, что профессиональная успешность педагога во многом зависит от совокупности его психологических и психофизиологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости.

 Особое значение в свете новых задач приобретают требования к подготовке воспитателя ДОУ, уровню его профессионализма и компетенции.

Понятие профессионализма включает не только характеристику высококвалифицированного труда, но и  владение педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, и его способность систематически, надежно и эффективно выполнять свои обязанности в самых разнообразных условиях.

Профессиональная компетенция является необходимой составляющей профессионализма. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся: интеллектуально-педагогическая компетентность;
коммуникативная компетентность; информационная компетентность;
рефлексивная компетентность, психологическая компетентность и др..

Из сказанного становится очевидным, что современному педагогу необходимо обладать определенными набором компетенций.  
Наиболее значимой составляющей профессионализма педагога является  психологическая компетентность.

Психологическая компетентность является внутренним личностным инструментарием специалиста, способствующим более эффективному выполнению его профессиональной деятельности.

Следуя идеям И. С. Якиманской, под психологической компетентностью  следует понимать совокупность знаний, умений и навыков из области психологии; осознание ведущей роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение применять психологические знания в деятельности; умение обнаружить за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться; оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Лазаренко Л. А. в своих исследованиях отмечает, что психологическая компетентность должна включать в себя способности педагога принимать психологическую информацию, осознавать её, выстраивать на её основе систему отношений, принимать грамотные взвешенные психологические решения.

Таким образом, «психологическая компетентность» намного шире понятия психологической грамотности и должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации [2].

Таким образом, психологическую компетентность педагога можно определить как комплекс навыков, свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональной деятельности, разрешению сложностей и проблем, возникающих в деятельности.

Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью педагога понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

Психолого-педагогическая компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Однако такое определение не учитывает способности педагога принимать психологическую информацию, осмысливать её, включать в мотивационно — личностный план, строить на её основе систему отношений, принимать адекватные психологические решения.

Таким образом, можно сказать, что термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности и должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации.

Профессиональный педагог должен располагать обширным запасом знаний из области психологии управления, конфликтологии, психологии общения и других областей психологического знания.

Л.С. Выготский утверждал: «В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии». 

Современные условия жизни населения нашей страны вносят значительные коррективы во все направления деятельности педагогов.

Работа педагога с семьей воспитанников также становится более сложной как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.  

Современные педагоги достаточно грамотны, имеют доступ к психолого-педагогической информации, но их знания носят случайный, бессистемный характер. Но, в то же время, их отличает повышенное самомнение и амбициозность.  С другой стороны, сокращение свободного времени у педагогов, перегрузки на работе, чрезмерная занятость экономическими, бытовыми и личными проблемами приводит к утомляемости, повышенной раздражительности, стрессам.

Поэтому администрация ДОУ для установления и развития контактов с педагогами и родителями  должна владеть набором определенных знаний и умений: умение различать настроение, особенности их характера и поведения, умение кратко и точно, выразительно и доходчиво передать свою мысль.  Каждому руководителю  необходимо знать о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Анализ современной ситуации показывает, что педагоги ДОУ нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема психолого-педагогических знаний) испытывают значительные трудности в организации работы с ребенком на оптимальном уровне, проблемы во взаимодействии с родителями и сотрудниками.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки педагогических кадров. В современных программах акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства и формирования педагогической культуры педагога.

В то же время психолого-педагогическим аспектам деятельности педагога, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания.  Практика показывает, что необходимо расширить психолого-педагогическую подготовку специалиста ДОУ. Педагог должен уметь творчески сотрудничать, как с детьми, так и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разработать необходимые рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций,  по формированию благоприятного морально-психологического климата.  

Литература:

1. Горная, Т.И. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т.И. Горная // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции (9 октября 2013 года, Екатеринбург-Бирск) / Под ред. д-ра пед. н., профессора Л.В. Моисеевой, к. психол. н., доцента О.С. Батуриной. – М.: Научные технологии, 2013. – 217 с. С. 17-19.

2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации. // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 1 – С. 67-68 

3. Левитская, А.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетные задачи службы практической психологии образования / А.А. Левитская //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва, 14–16 декабря 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. – 266 с. – С. 22–30.

4. Черникова, Т.В. Антропологические основания практики образовательной подготовки специалистов «помогающих» профессий / Т.В.Черникова // «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16–18 декабря 2004 г.): Материалы Первой международной научно-практической конференции. – М.: Смысл, 2014. – С. 71-72.

Информационно-психологические технологии развития образовательных компетенций в электронном медицинском образовании

. 2019;72(11 гл.1):2167-2171.

Юрий В Вороненко 1 , Светлана П Кошова 1 , Александр К. Толстанов 1

принадлежность

  • 1 Национальная медицинская академия последипломного образования им. Шупика, Киев, Украина.
  • PMID: 31860866

Юрий В Вороненко и соавт. Вид Лек. 2019.

. 2019;72(11 гл.1):2167-2171.

Авторы

Вороненко Юрий В 1 , Светлана П Кошова 1 , Александр К Толстанов 1

принадлежность

  • 1 Национальная медицинская академия последипломного образования им. Шупика, Киев, Украина.
  • PMID: 31860866

Абстрактный

Цель: Введение: В статье анализируются систематизированные представления об электронном образовании как информационно-психологической технологии развития образовательных компетенций применительно к медицинскому образованию. В самом широком смысле е-образование интерпретируется как использование Интернета для обучения. В статье рассматриваются такие аспекты данной информационно-психологической технологии, как виртуальная образовательная среда и субъекты образовательного процесса (е-студент, педагог-технолог, библиотекарь, преподаватель). Цель. На основании вышеизложенной информации можно сформулировать цель статьи, которая заключается в представлении систематизированных представлений об электронном обучении как информационно-психологической технологии развития образовательных компетенций в процессе последипломного медицинского образования.

Пациенты и методы: Материалы и методы: В работе используется комплекс методов: контент-анализ, библиосемантика, системный подход, анализ продуктов деятельности.

Полученные результаты: Аннотация: Исследуются особенности электронного образования как адаптивной образовательной технологии в процессе медицинского образования и переподготовки. Целенаправленность подчеркивается как ключевой важный принцип эффективной информационно-психологической технологии развития образовательных компетенций. Виртуальная образовательная среда исследуется как компьютерно-интегрированное электронное обучение, которое, как правило, включает в себя широкий набор различных инструментов для эффективной доставки электронного образовательного контента аудитории, что улучшает сотрудничество и управление. В статье доказывается, что структурные и содержательные аспекты электронного обучения оказывают фундаментальное влияние на то, что может или не может происходить в рамках электронного образовательного процесса, и даже на то, как преподаватели и студенты строят свои знания в рамках электронных курсов, строят то, что они делают. (не) знаю, и процесс этого строительства. Отмечается, что роль контента в е-образовательной среде может приобретать множество различных форм, включая учебные материалы, справочные источники, а также любые практические материалы, например, научные статьи или клинические протоколы и инструкции. В статье описаны некоторые наиболее типичные функции, инструменты и сервисы, обычно доступные в виртуальной образовательной среде.

Заключение: Делается вывод о значительном потенциале электронного образования как эффективной информационно-психологической технологии образовательного процесса в медицинском образовании.

Ключевые слова: разработка; электронное образование; информационно-психологические технологии; учебные компетенции; медицинское образование.

Похожие статьи

  • Изучение концептуальных и теоретических основ обучения практикующих медсестер: протокол обзора обзора.

    Уилсон Р., Годфри С.М., Сирс К., Медвес Дж., Росс-Уайт А., Ламберт Н. Уилсон Р. и соавт. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):146-55. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2150. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26571290 Обзор.

  • Эффективность электронного обучения в Интернете в отношении поведения врачей и результатов лечения пациентов: протокол систематического обзора.

    Синклер П., Кейбл А., Леветт-Джонс Т. Синклер П. и др. JBI Database System Rev Implement Rev. 2015 Jan; 13(1):52-64. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1919. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26447007

  • Опыт студентов и преподавателей в обучении, основанном на моделировании матери и ребенка: систематический обзор протокола качественных доказательств.

    Маккиннон К., Марселлус Л., Риверс Дж., Гордон С., Райан М., Батчер Д. Маккиннон К. и др. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Jan; 13(1):14-26. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1694. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26447004

  • Психологические особенности мотивационного компонента подготовки врачей в системе последипломного образования.

    Кошова С., Горачук В., Пищиков В. Кошова С. и соавт. Вид Лек. 2018;71(3 pt 2):723-727. Вид Лек. 2018. PMID: 29783256 Украинец.

  • Отоларингология – хирургия головы и шеи в системе додипломного медицинского образования: достижения и инновации.

    Фунг К. Фунг К. Ларингоскоп. 2015 Февраль; 125 Приложение 2:S1-14. doi: 10.1002/lary.24875. Epub 2014 14 августа. Ларингоскоп. 2015. PMID: 25124523 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Формирование профессиональных компетенций студентов средствами психолого-педагогических дисциплин в условиях колледжа | Шакирова

Inicio > номер 23 (2018) > Шакирова

Формирование профессиональных компетенций студентов средствами психолого-педагогических дисциплин в условиях колледжа

Шакирова Айгуль

Резюме

Одним из основных вопросов среднего профессионального образования является формирование психолого-педагогической компетентности студентов колледжа. Педагогика, бурно развивающаяся в последние годы, является мощным инструментом исследования профессиональных компетенций студентов в области предметов психолого-педагогического цикла.

Актуальность исследования определяется направленностью среднего профессионального образования на развитие профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивающих такую ​​ключевую компетенцию, как способность к обучению. В контексте формирования психолого-педагогической компетентности в процессе психолого-педагогического обучения вырабатываются основные виды профессионально-коммуникативных компетенций, которые мы рассматривали как профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности.

Проблема формирования профессиональной компетентности школьника не может быть решена без учета особенностей развития основных психических процессов и функций в подростковом возрасте. Это дает основание утверждать, что занятия психолого-педагогического содержания, включающие яркие примеры из существующей психолого-педагогической сферы, предполагают активное вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, и действительно являются действенным средством формирования психолого-педагогической психологии. компетенции учащихся среднего профессионального образования.

В ходе расследования проведено изучение психолого-педагогических и методических исследований; были выделены исходные теоретические положения. В ходе эксперимента были выявлены и реализованы педагогические условия, определены и реализованы содержание, формы, методы и технологии формирования общекультурных компетенций обучающихся в поликультурном образовательном пространстве колледжа, проверена их эффективность в ход экспериментальной работы.

Реализация потенциала профессиональных дисциплин психолого-педагогической направленности, обеспечивающих психолого-педагогическую подготовку, способствует становлению личности студента и развитию его как личности, способной ориентироваться в пространстве колледжа на основе приобщения к элементам дошкольного образования. -школьная психология и педагогика.

Palabras clave

компетенция; система среднего профессионального образования; студенты; колледж; психолого-педагогический

Полный текст:
PDF (английский)

Referencias

Chiu, Chi-Yue,. Лоннер, В. Дж., Мацумото, Д., Уорд, К., Межкультурная компетентность: теория, исследования и применение. Журнал межкультурной психологии, том. 44, выпуск 6, стр. 843-848, 2013.

Д. Дж. Рэйвен Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. -396с.

Фахрутдинова Р.А., Ярмакеев И.Е., Фахрутдинов Р.Р., Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения английскому языку с помощью интерактивных технологий обучения (Исследование на базе Казанского федерального университета)//Преподавание английского языка. — 2014. — Т.7, Вып.12. — С.36-46

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование /http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1351.pdf

И.Д. Васильева, Р.А. Фахрутдинова, Р.Р. Фахрутдинов, Р.К.Диуанова Формирование профессиональных компетенций студентов колледжей средствами интерактивных методов обучения//QUID 2017, стр. 784-789, Спецвыпуск №1-ISSN: 1692-343X, Медельин-Колумбия

Р. А. Фахрутдинова, Р. Р. Фахрутдинов, Э.А. Конопацкая / Формирование общекультурных компетенций студентов в образовательном пространстве вуза / Life Science Journal 2014;11(6), с.525-529

Р.А. Фахуртдинова, Е.А. Конопацкая. Формирование общих компетенций у студентов-будущих преподавателей иностранных языков в процессе профессиональной подготовки в вузе /The Social Sciences-Medwell Journals, 2015, 10(7), p.1768-1772.

Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

Зеер Ух, Чиманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России, 2005, № 4. С 23-30.

Жакипбекова С. 2018. Определение педагогических условий формирования готовности будущих учителей начальных классов. Opción, Año 33, No. 85 (2018): 475-499

Зимняя И. А. Ключевая компетентность как эффективно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. M. ICPPS, 2004

DOI: http://dx.