Психолого педагогический консилиум – Психолого-педагогический консилиум. Состав, задачи, организация, содержание работы.

Психолого-педагогический консилиум

Психолого-педагогический консилиум как один из перспективных методов работы

педагога-психолога: сущность, организация и проведение

Отличие психолого-педагогического от психолого-медико-педагогического консилиума. Задачи психолога в психолого-педагогическом консилиуме. Проблемы практики образования, требующие решения на психолого-педагогическом консилиуме. Основные этапы работы консилиума и их содержание.

Консилиум — это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося.

Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.

Задачи консилиума:

  • выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;

  • разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

  • консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.

На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:

«Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени , а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).

Этапы:

  1. Информационный обмен между участниками консилиума (Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения консилиума, касающейся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.)

  2. Разработка стратегии сопровождения данного ученика

    (Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.)

Участник  сопровождения

Деятельность на этапе  подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках психолого- педагогического консилиума

Реализация решений консилиума

Психолог

  • Проведение диагностической  работы: диагностического минимума и различных схем углубленной диагностики в  отношении группы “проблемных” школьников

  • Подготовка материалов к консилиуму

  • Предоставление участникам консилиума необходимой информации по психолого- педагогическому статусу  конкретных учеников и по ученическим группам

  • Участие в разработке стратегии сопровождения

  • Планирование направлений и форм  психологической работы в рамках  сопровождения конкретных  учеников, ученических групп и параллели в целом

  • Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных  мероприятий со школьниками

  • Проведение групповых и индивидуальных  консультаций с педагогами и родителями

  • Консультирование администрации

  • Планирование совместной работы с  классными руководителями

  • Социально-диспетчерская деятельность

  • Психологическое просвещение

Заседания проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.

На самом заседании:

1. Заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает школьный врач, уточняют родители).

2. Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.

3. Приглашается ученик, происходит беседа с ним.

4. Заключительная стадия:

  • ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;

  • выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;

  • обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам воспитательного процесса.

Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях секций классных руководителей, методических объединениях учителей-предметников и т.д.

Этапы работы психолога: На I этапе школьный психолог определяет психологическое содержание проблемы, выносимой на обсуждение педагогического консилиума, составляет соответствующую программу предстоящей работы, определяет средства изучения, подбирает необходимый материал. На II этапе психолог приступает к собственно изучению психологических характеристик решаемой педагогической проблемы. На III этапе полученные в результате изучения данные систематизируются, анализируются, обобщаются. Здесь же может осуществляться их перевод на язык конкретной системы педагогической практики. На IV этапе психолог выступает в качестве одного из организаторов и активных участников работы педагогического консилиума, где его данные являются одними из наиболее весомых в плане научной обоснованности, опирающимися на использование разнообразных объективных методов.

На последнем, V этапе школьный психолог принимает активное участие в составлении заключения (рекомендации), коррекционной программы и других программных материалов педагогического консилиума, определяющих стратегию и тактику педагогической работы.

Психологическое заключение: псих-е познават-е процессы, личностные характеристики.

Заключение социального педагога: тип семьи, самооценка, социальный опыт ребенка, трудности и т.д.

Педагогическое заключение: адаптация, сформированность учебных навыков, трудности в процессе обучения.

Медицинское заключение: перенесенные заболевания, обследования педиатра, психиатра, основное заболевание

studfile.net

Психолого-педагогический консилиум, ГБОУ Школа № 1788, Москва

Школьный ПМПк

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы деятельности членов консилиума

  1. Основополагающим принципом работы ПМПк является общепедагогический принцип уважения к личности ребенка и опоры на положительное.
  2. Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач консилиума.
  3. Принцип закрытости информации.
  4. Принцип междисципинарности.

 

Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
  2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
  3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.

На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Таким образом, в создании индивидуального образовательного сопровождения значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.

На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы:

  • Психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования.
  • Особенности и проблемы, характеризующие развитие школьника в целом на момент обследования.
  • Содержание индивидуальной стратегии сопровождения ребенка в процессе школьного обучения.
  • Формах и сроки сопровождения школьника специалистами: психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др. специалистами.
  • Содержание консультативной работы участников консилиума с педагогическим коллективом, отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией.

Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.

В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.

Деятельность школьного консилиума руководствуется нормативными документами:

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  3. Семейный кодекс РФ на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  5. Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
  6. Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающими, имеющих сложный дефект».
  7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).
  8. Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.
  9. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.05.1999г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности ПМПк в системе образования РФ».
  10. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.

    Состав ППК :

Председатель ППК Заместитель директора Рыбина И.В
Член консилиума Педагог-психолог Склярова М.И.
Член консилиума Педагог-психолог Бондарева Е.А.
Член консилиума Логопед-дефектолог Белобородова А.В.

 

График работы:

Каждую среду с 14:30 до 18:30

по адресу: ул. Анны Ахматовой, дом 18

gum1788tn.mskobr.ru

Психолого-педагогический консилиум, ГБОУ Школа № 2089, Москва

№/№

Фамилия, имя, отчество

Должность

Контактный телефон

Школьное отделение 1

1.

Крылова Юлия Владимировна

Педагог — психолог, координатор СППС

8-926-465-63-17

2.

Шальнева Наталья Михайловна

Социальный педагог

8-916-849-42-13

3.

Горовая Марина Сергеевна

Социальный педагог

8-903-689-26-67

4.

Кузьмина Елена Николаевна

Учитель — дефектолог

8-916-568-99-61

5.

Комягина Ольга Олеговна

Учитель — логопед

8-968-595-62-44

6.

Нефедова Полина Николаевна

Учитель — логопед

8-985-344-28-17

7.

Алексеев Андрей Петрович

Педагог – психолог

8-916-827-19-75

Школьное отделение 2

1.

Авдохина Наталья Николаевна

Социальный педагог

8-916-444-22-37

2.

Кулешова Нина Андреевна

Учитель — логопед

8-925-205-32-00

3.

Аляутдинова Динара Камиловна

Учитель — логопед

8-925-829-86-78

4.

Елисеева Татьяна Вадимовна

Учитель — дефектолог

8-965-338-92-90

5.

Миронова Светлана Викторовна

Педагог — психолог

8-915-153-67-30

Школьное отделение 7

1.

Хачатурова Эвелина Саркисовна

Социальный педагог

8-962-999-52-40

2.

Тиунова Кристина Юрьевна

Педагог — психолог

8-916-475-14-76

3.

Елисеева Татьяна Вадимовна

Педагог — дефектолог

8-965-338-92-90

4.

Иванова Елена Александровна

Учитель — логопед

8-903-58-78-80

Дошкольное отделение 3

1.

Мадонова Елена Николаевна

Педагог — психолог

8-906-797-64-37

2.

Ильина Тамара Анатольевна

Учитель — логопед,

учитель — дефектолог

8-906-738-75-90

Дошкольное отделение 4

1.

Синякова Наталья Владимировна

Педагог — психолог

8-926-280-97-83

2.

Тимакина Светлана Вячеславовна

Учитель — логопед

8-967-151-69-13

3.

Селезнёва Ольга Олеговна

Учитель — логопед, координатор СППС

8-929-670-68-07

4.

Доронкина Лариса Валерьяновна

Учитель — логопед

8-903-105-02-97

5.

Набиулина Анна Сергеевна

Учитель — дефектолог

8-925-834-87-95

Дошкольное отделение 5

1.

Нагайчук Мария Николаевна

Педагог — психолог

8-903-288-23-29

2.

Чернова Светлана Модестовна

Учитель — логопед

8-906-083-24-08

3.

Ефимова Лариса Николаевна

Учитель — логопед

8-909-166-00-53

Дошкольное отделение 8

1.

Калиш Ирина Васильевна

Педагог — психолог

8-909-675-71-50

2.

Левченко Валерия Александровна

Дефектолог

8-988-677-61-59

3.

Костюкова Елена Александровна

Учитель — логопед

8-903-741-39-63

sch2089uv.mskobr.ru

Организация работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Тема: Организация работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Выполнила:

учитель начальных классов

Трошкина Татьяна Александровна

г. Ульяновск — 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2

2. Цели и задачи консилиума

2

3. Нормативная база ПМПк

3

4. Деятельность ПМПк

3

5. Документация консилиума

6

6. Этапы деятельности консилиума

8

7. Заключение

14

8. Литература

15

9. Приложение

16-19

1. Введение

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Поэтому главной задачей школы является создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном , конкурентном мире. Содержание деятельности образовательного учреждения связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

С введением федерального государственного образовательного стандарта ведущая роль в вопросе создания образовательной среды в школах для детей с ОВЗ отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк).

2. Цели и задачи консилиума

Консилиум создаётся в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и Индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида и решает ряд основных задач:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в создании СОУ;

— создание специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК;

— разработка и реализация для обучающихся индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;

— оценка эффективности реализации программы сопровождения в образовательной среде и корректировка программы;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;

— консультационная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО;

— координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия).

— организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ [4: раздел 2].

3. Нормативная база ПМПк

В своей деятельности консилиум руководствуется законом об образовании, федеральным региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, локальными нормативными актами, уставом организации, договорами между образовательной организацией (ОО) и родителями (законными представителями) обучающегося/воспитанника; между образовательной организацией и ПМПК; между образовательной организацией и другими образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия; Положением о ПМПк [4: раздел 1].

4. Деятельность ПМПк регламентируют:

— Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений, которое содержит рекомендации о порядке создания и организации работы ПМПк образовательного учреждения и формах учёта деятельности специалистов ПМПк.

Значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми с ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе междисциплинарного взаимодействия на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.

На заседаниях консилиума обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника и др.) (Представления прилагаются) В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

Разработку маршрута сопровождения детей с особенностями в развитии осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум. В состав нашего школьного консилиума входит:

председатель консилиума (заместитель ди­ректора по учебно-воспитательной работе) — отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематич­ность, формирует состав членов консилиума для очередного за­седания, состав учащихся, приглашаемых на заседание, коорди­нирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитатель­ного процесса, организует контроль за выполнением рекоменда­ций консилиума.

учитель с большим опытом работы (руководитель РМО начальных классов) -помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, дает характеристику учащегося, активно участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.

— учитель-логопед:

представляет речевое развитие ребенка,

— звукопроизношение учащихся;

-лексико-грамматическую сторону речи;

-фонематическую сторону;

-отмечает интеллектуальные особенности учащегося.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В..). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

— педагог-психолог:

представляет учащегося на консилиум с результатами диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей проводится по программе « Учись учиться», которая разработана на основе: Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Языкановой Е.В. Программа «Учись учиться» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы обучающихся начальной школы с ОВЗ , развивает такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

Актуальность данной программы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций.

— Социальный педагог:

проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.

  • характеристика семьи ребёнка, особенности  взаимоотношений и стиль воспитания;

  • жилищно-бытовые условия,

  • конфликтные аспекты в работе с семьёй;

  • настрой родителей (законных представителей)  на взаимодействие со школой.

Классный руководитель:

Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения. 
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.

 Информация содержит: 

 трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;

— индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

— медсестра — информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалисту (психоневрологу. детскому психиатру, окулисту, отоларингологу и т. д.), в ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.

— классный руководитель – дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его обучении и воспитании, активно участвует в собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации консилиума.

5. Документация консилиума

  • Приказ о создании ПМПк образовательной организации

  • График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)

  • Журнал протоколов коллегиальных заседаний ПМПк

  • Описание проблем или жалоб происходит при записи ре­бенка на консультацию. Для этого ведутся журналы предварительной записи учащихся ПМПк и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистами ПМПк.

  • Карта развития учащегося (вкладываются все представления специалистов)

  • Дневник индивидуального сопровождения (заполняется 1 раз в четверть)

  • Договор с ПМПК

  • Договор с родителями, заключается на один учебный год

На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов. [1]..

В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований (или изменить программу обучения). В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии. Важно только, чтобы все участники консилиума понимали необходимость решения всех возникающих вопросов для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.

Комиссию возглавляет руководитель из числа административно-управленческого состава организации, назначаемый директором. Состав консилиума формируется в начале учебного года и утверждается руководителем организации. Но с учётом возникающих потребностей, он может определяться для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

6. Этапы деятельности консилиума

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума состоит из определённых этапов, что создаёт чёткость, порядок и результативность в работе образовательной организации [2].

№ п/п

Название этапа

Содержание деятельности этапа

Документация

Ответственные

1.

Организационный

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в

Общеобразовательной организации

1. Приказ по ОО о создании ПМПк

2. Положение о ПМПк

3. График работы ПМПк ОО

4. Договор о взаимодействии с ПМПК

Директор ОО

Председатель ПМПк ОО

2.

Предварительный

1. Определение запроса

инициатора обращения

2. Составление договора между ОО и родителями (законными представителями)

3. Заполнение журнала записи детей на ПМПк

1. Договор между образовательной

организацией (в лице руководителя

ОО) и родителями (законными

представителями) воспитанника

образовательного учреждения о его

психолого-медико-педагогическом

обследовании и сопровождении

2. Журнал записи детей на ПМП(к)

Председатель ПМПк ОО

3.

Подготовительный

1. Индивидуальное обследование

ребенка специалистами

консилиума

2. Уточнение и дополнение

анамнестических сведений

1. График консультирования

специалистами

2. График обследования

специалистами

3.Индивидуальный план обследования ребенка:

• педагогического

• психологического

• логопедического

• медицинского

Специалисты

консилиума

4.

Индивидуальное

обследование

ребенка

специалистами

консилиума

1. Индивидуальное обследование

ребенка специалистами

консилиума

2. Уточнение и дополнение

анамнестических сведений

Индивидуальные заключения всех

специалистов консилиума и

педагогическая характеристика классного

руководителя.

кл. руководитель

учитель-логопед, педагог-психолог

медицинский

работник

5.

Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

1. Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка

2. Определить общий прогноз его развития

3. Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий

4.Выбрать образовательный маршрут

1. Протокол консилиума

2. Коллегиальное заключение

3. Рекомендации специалистов участникам образовательного процесса

4. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМП(к)

Все члены консилиума

6.

Направление ребенка на городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (при необходимости)

Подготовка документов для направления ребенка на ПМПК

1. Направление на комиссию (медицинское заключение специалистов)

2. Подробная психолого- педагогическая характеристика и обоснование причин направления ребенка на комиссию в 2-х экземплярах

Все члены консилиума

7.

Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе

Координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка

1. Карта развития ребенка

2. Планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума

Куратор ребенка и все специалисты консилиума

8.

Реализация рекомендаций консилиума

Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану

1. Журнал учета индивидуальных и групповых занятий

2. Журнал консультаций

Специалисты консилиума

9.

Оценка эффектив-ности коррекцион-но-развивающей работы

Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним

1. Карта динамики развития ребенка (или «Дневник динамического наблюдения»)

Специалисты консилиума

Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе. В МБОУ СШ №74 для обучающихся с ОВЗ разработана карта индивидуального сопровождения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Специалисты ПМПк

Рекомендации.

Содержание работы.

Сроки реализации.

Ожидаемый результат.

Учитель.

Привести в систему отрывочные представления об окружающем мире….

В течении года.

Усвоение программы.

Психолог.

Планируемые мероприятия: 1.Групповые занятия 1 раз в неделю по программе курса коррекционных занятий «Учись учиться» Языкановой Е.В.

2.Индивидуальные занятия 1 раз в неделю, направленные на адаптацию к регулярному школьному обучению….

1.В течение года.

2.Октябрь-декабрь

1.Формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности…

Логопед.

Планируемые мероприятия: занятия в условиях групповой работы (2 раза в неделю), подгрупповой и индивидуальной (2 раза в неделю) комплексной программы.

_ коррекция звукопроизношения,

— развитие фонематического слуха…

1 этап

Сентябрь — декабрь

2 этап

Январь — апрель

Правильное произношение поставленных и автоматизированных звуков, звуковой анализ и синтез слов…

Родители.

Участие в тематических родительских собраниях; тематических групповых лекториях и индивидуальных консультациях (по запросу родителей).

Посещение открытых занятий.

Присутствие при итоговой диагностике (по желанию родителей).

 

 

7. Заключение

В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все педагоги нашей школы, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.

В результате междисциплинарного взаимодействия специалистов образовательной организации проводится анализ всей деятельности: образовательной, воспитательной, коррекционной, принимается решение о продолжении обучения по установленной программе или об изменении программы обучения.

8. Литература:

  1. Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.

  2. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Т.Г. Зубарева. Курск, 2009 г.

  3. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. Ю.Ю. Баранова, М.И. Солодкова, Г.В. Яковлева. Издательство «Просвещение», 2014. — 3с.

  4. Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова — М.: МГППУ, 2006. — 60 с.

Приложение 1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (для школьного консилиума)

Ф.И.О ученика________________________________________________________________

Дата рождения __________________Школа_____________класс______________________

Общие сведения о ребенке_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности общения (со сверстниками, педагогами)______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения:

на уроках____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

во внеурочное время__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сформированность учебных навыков; трудности, возникающие в процессе учебной деятельности:

математика __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

русский язык _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

чтение (литература)____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

другие предметы______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Успеваемость по основным предметам:

математика ____________ русский язык _____________ чтение (литература)___________

Характеристика индивидуальных особенностей _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________ Подпись педагога ПМПк ___________(____________________)

С заключением и рекомендациями ознакомлен (а)

Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (для школьного консилиума)

Ф.И.О ученика_______________________________________________________________

Дата рождения ___________________ школа_____________класс______________

Речевая среда и социальные условия___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Артикуляционный аппарат____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устная речь:

общее звучание речи:__________________________________________________________
понимание речи _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

активный словарь _____________________________________________________________

грамматический строй речи_____________________________________________________

слоговая структура речи ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

звукопроизношение_________________________________________________________________________________________________________________________________________

фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

связная речь__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием)_____________________

_____________________________________________________________________________

Письменная речь:

Чтение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_______________ Подпись специалиста_____________ (___________________)

С заключением и рекомендациями ознакомлен (а)

Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

Психологическое заключение (для школьного консилиума)

1. Ф.И.О. ученика.__________________________________________________
Возраст, школа, класс, сведения о семье._______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности общения:

    • с одноклассниками_______________________________________________
      ________________________________________________________________

    • с учителями_____________________________________________________
      ________________________________________________________________

  2. Обследование ребенка:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

      ________________________________________________________________

        • Особенности внимания___________________________________________
          ________________________________________________________________

        • Особенности памяти_____________________________________________

        ________________________________________________________________

          ________________________________________________________________________________________________________________________________

          1. Особенности развития универсальных учебных действий ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          2. Особенности эмоционально – личностной сферы___________________
            ______________________________________________________________________________________________________________________________

          3. Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, характерные нарушения и особенности, рекомендации по коррекционной работе)_____________________________________________________________
            ______________________________________________________________________________________________________________________________

          Дата обследования_______________ ________________ /ФИО школьного психолога/

          С заключением и рекомендациями ознакомлен (а)

          Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

          Заключение психолого-медико-педагогического консилиума

          Ф.И.О ребенка_____________________________________________________

          Число, месяц, год, рождения/ класс___________________________________

          Причины направления на ПМПК:_____________________________________

          ____________________________________________________________________________________________________________________________________

          Участники консилиума______________________________________________

          __________________________________________________________________

          Заключения специалистов:

          Педагог-психолог___________________________________________________

          Учитель-логопед____________________________________________________

          Педагог ___________________________________________________________

          Другие ___________________________________________________________

          __________________________________________________________________

          Приложение (отметить наличие):

          1. Педагогическое представление.

          2. Психологическое заключение.

          3. Логопедическое заключение.

          4. Другие документы:

          __________________________________________________________________

          Коллегиальное заключение ПМПк:

          ____________________________________________________________________________________________________________________________________

          Рекомендации:____________________________________________________

          ____________________________________________________________________________________________________________________________________

          Дата заполнения____________________________________________________

          Председатель психолого-медико-педагогического консилиума:

          __________________________________________________________________

          Члены психолого-медико-педагогического консилиума:

          (Специальность, подпись)

          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          М.П.

          С заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ознакомлен (а)

          Дата__________ Подпись_____________ ( ____________________)

          kopilkaurokov.ru

          Учебно-методический материал на тему: Организация работы психолого — педагогического консилиума в коррекционном ДОУ

          Психолого – медико – педагогическое представление на ребенка.

          1. Общие сведения:

          ФИО ребенка ___________________________________________________________________

          Дата рождение _________________________ полный возраст __________________________

          Адрес проживания _______________________________________________________________

          1. Анамнестические данные

          Родился от  ____  беременности, предыдущие закончились  ____________________________

          ________________________________________________________________________________

          Особенности внутриутробного развития: токсикоз ____________________________________ ,

          заболевания матери во время беременности __________________________________________,

          угроза прерывания _______________________________________________________________,

          другие осложнения беременности __________________________________________________.

          Роды: в срок, преждевременные, запоздалые, наркоз, быстрые, стремительные, длительные, самостоятельные, со стимуляцией, кесарево сечение, родовспоможение вакуумом, наложение щипцов, выдавливание (нужное подчеркнуть).

          Вес ребенка при рождении _________, рост _________, приложили к груди на ____________, вскармливание грудным молоком, искусственное (причина) ____________________________.

          Перенесенные заболевания (ушибы, травмы, операции, интоксикации, хронические заболевания и т.п.) с указанием возраста _______________________________________________

          ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Наблюдение у невропатолога (указать причину) ________________________________________

          __________________________________________________________________________________

          1. Социальное положение ребенка

          Состав семьи ____________________________________________________________________

          ФИО матери _____________________________________________________________________

          ФИО отца _______________________________________________________________________

          Социальный статус семьи (нужное подчеркнуть): рабочие, служащие, учащиеся (указать где) ________________________________________________________________________________,

          Безработные, работает только один член семьи (указать кто) ____________________________, осужденные (указать кто) _________________________________________________________ ,

          другое __________________________________________________________________________

          с кем проживает __________________________________________________________________

          (по необходимости)

          Данные о законных представителях ребенка:

          ФИО _____________________________________________________ возраст _______________, социальное положение ______________________ кем приходится ребенку _________________

          Жилищные условия семьи __________________________________________________________

          Материальное положение семьи (нужное подчеркнуть): крайне низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое, другое _____________________________________________________

          Кто из взрослых больше времени проводит с ребенком, указать причину __________________

          _________________________________________________________________________________________

          Дополнительные сведения о семье ребенка ___________________________________________

          _________________________________________________________________________________

          1. Особенности раннего психического развития ребенка

          Формирование статических и моторных навыков: удержание головы с _________ месяцев, сидение с _________ месяцев, стояние с ___________ месяцев, ходит с поддержкой с _______ месяцев, ходит самостоятельно с __________ месяцев, целенаправленно двигается с ________ месяцев.

          Речевое развитие ребенка: гуление с __________ месяцев, лепет с __________ месяцев, первые слова с __________ месяцев, двусложные фразы с __________ ,

           предложения из 2-3 слов с _________ , развернутая фразовая речь с _________ , замечены нарушения звукопроизношения с _________ , заикание с _________ , отсутствие реакции на обращенную речь с _________ , непонимание простых инструкций с _________ .

           Развитие восприятия: реакция на звук с _________, свет с _________, ответная улыбка с _________, интерес к игрушке с _________, чем вызван ________________________________, неадекватные реакции на __________________________________________________________, чувствительность к холоду, голоду, боли (адекватная, не адекватная, в чем проявляется) _____

          ________________________________________________________________________________, другие особенности (любовь к музыке, интерес к графическим изображениям, отсутствие интереса к окружающему вообще и т.п., в каком возрасте проявились) ____________________

          ________________________________________________________________________________.

          Формирование предметной и игровой деятельности: хватание игрушки с _________ месяцев, манипуляции с игрушками с _________ месяцев, собирает пирамидку с _________, складывает башню из кубиков с _________, употребление предметов согласно их значению с _________, подражательные игровые действия с _________, проявление сюжета и распределение ролей с _________, наличие неадекватных действий с предметами (какого рода) ___________________________________________________________________________.

          Формирование личности: узнавание близких с _________, появление страха перед чужими людьми с _________, реакция на уход матери с _________, в чем проявлялась _____________, откликается на свое имя с _________, появление «Я», «Я сам» с _________, навыки опрятности с _________,, навыки самообслуживания с _________, самоорганизация (нужное подчеркнуть) высокая, низкая, нуждается в помощи взрослого, коммуникативные навыки (нужное подчеркнуть) мотивация общения высокая, низкая, отсутствует, вступает  в общение легко, с трудом, видимые причины этого _____________________________________________, другие особенности _______________________________________________________________

          _________________________________________________________________________________

           Некоторые показатели отклоняющегося развития (нужное подчеркнуть): задержка речевого развития, неадекватное поведение, агрессия, самоагрессия, отсутствие реакции на внешние раздражители, выраженная реакция на внешние раздражители, «полевое поведение», неустойчивое внимание, рассеянность, общая психомоторная расторможенность, заторможенность, вялость, апатия, нестойкий интерес к окружающему, неусидчивость, дезорганизованность, другое ________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

          1. Социальное развитие

          Посещает дошкольное учреждение с _________ лет, тип учреждения (если несколько, указать все) _____________________________________________________________________________

          _________________________________________________________________________________

          Особенности адаптации к дошкольному учреждению ___________________________________

          ______________________________, пропуски часто, не часто (указать причину) ____________

          _________________________________________________________________________________

          Поведение в дошкольном учреждении _______________________________________________

          _________________________________________________________________________________

          Любимые занятия в детском саду ____________________________________________________

          Поведение дома __________________________________________________________________

          Любимые занятия дома ____________________________________________________________

          Отношения с окружающими (с кем предпочитает общаться, каким образом, как долго и т.д.) _________________________________________________________________________________ не посещает дошкольное учреждение по причине ______________________________________

          Дополнительные сведения по данной части карты _____________________________________

          _________________________________________________________________________________

          Данная часть карты заполнялась ____________________________________________________ со слов __________________________________________________________________________

          Дата «_______» ______________________ 201___ г

          1. Характеристика актуального развития ребенка (данные всех специалистов)

          Речевая деятельность: артикуляционная моторика ___________________, уровень развития речи ___________________, активный словарь ___________________, пассивынй словарь ___________________, грамматический строй речи ___________________, семантическая (смысловая) структура речи ___________________, звукопроизношение ___________________, фонематическое восприятие ___________________, звуковой анализ, синтез ___________________, связная речь ___________________, темпо – ритмическая структура речи ___________________ _______________, предпосылки письменной речи ____________________________________________________________

          Познавательная деятельность: познавательные процессы (указать имеющиеся отклонения или уровень развития) ощущения ___________________, восприятие ___________________, память ___________________, внимание ___________________,  речь ___________________,

          мышление ___________________, познавательные интересы (нужное подчеркнуть) сформированы, не сформированы, познавательная активность (нужное подчеркнуть) высокая, низкая, темп деятельности  ___________________, работоспособность ___________________, другие особенности ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________

          Моторная сфера: общая моторика ___________________ ___________________, мелкая моторика ___________________ ___________________, особенности латерализации (доминантности парных органов чувств) ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________

          Эмоционально – волевая сфера (нужное подчеркнуть):

          эмоции адекватные, не адекватные, агрессия, самоагрессия,

          смена настроения: часто, редко, мотивирована, не мотиврована,

          волевая регуляция развита, слабая, не развита

          помощь принимает, не принимает, адекватно, не адекватно

          реакция на успех – не успех адекватная, не адекватная, эмоции контролируемы, не контролируемы

          уровень тревожности ___________________, наличие страхов, их характеристика ________________, другие особенности ___________________ ___________________ ___________________ __________

          Личность: критичность ___________________, мотивация ___________________, целенаправленность ___________________, интересы ___________________, привычки ___________  самоорганизация ___________________, самоконтроль ___________________,  самооценка ________

          ___________________, уровень притязаний ___________________, представления о себе ___________________, общение ___________________, отношение к окружающим _______________

          Поведение (нужное подчеркнуть): замкнутость, коммуникабельность, хаотичное, упорядоченное, адекватное, не адекватное, дисциплинированность, бездеятельность, другие особенности __________

          _______________________________________________________________________________________

          Интеллектуальная сфера уровень интеллектуального развития (нужное подчеркнуть):

          соответствует, не соответствует,

          вербальный интеллект ___________________, не вербальный интеллект ___________________, решение проблемных ситуаций ___________________, общая характеристика интеллектуальной деятельности ___________________ ___________________ ___________________ _______________

          Соматическая сфера: астения, повышенная утомляемость, хронические заболевания _____________

          __________________ ___________________ ___________________, частота соматических заболеваний ___________________ ___________________, наличие прогредиентных заболеваний ___

          ___________________ ___________________ в том числе психических ___________________, неврозоподобные проявления ___________________ ___________________, другое _______________

          ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________

          Предпосылки учебной деятельности: счет прямой в пределах _________________, обратный _____

          устный __________, пересчет предметов в пределах ___________________, соотнесение с цифрой __ __________, графические навыки ___________________, знание букв ___________________, конструктивная деятельность  ___________________, изобразительная деятельность ______________, игровая деятельность _____________________ ___________________, социально – бытовая ориентировка ___________________, знания об окружающем ___________________ ______________

          Заключение специалистов:

          _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          1. Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционного обучения и воспитания

          Тип дошкольного учреждения ______________________________________________________

          _________________________________________________________________________________

          Время пребывания ребенка ________________________________________________________, посещаемость: высокая, низкая (с чем связана)_________________________________________

          Особенности адаптации ____________________________________________________________

          Интенсивность коррекционного воздействия __________________________________________

          __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          Уровень достижений ребенка (нужное подчеркнуть):

          • Ухудшение, улучшение поведения
          • Снятие, появление агрессии, самоагрессии
          • Снижение, повышение коммуникативных навыков; снятие, появление тревожности
          • Сформировались, не сформировались навыки опрятности, самообслуживания
          • Появились, не появились предпосылки учебной деятельности
          • Уровень знаний остался на прежней уровне, незначительно повысился, значительно повысился
          • Уровень знаний соответствует, не соответствует требованиям общеобразовательной программе ДОУ
          • Появились, не появились познавательные процессы
          • Откорректировано, не откорректировано звукопроизношение
          • Не преодолены, преодолены нарушения лексико – грамматического строя речи
          • Развитие речи прогрессирует, регрессирует, в каком темпе ________________________
          • Другие достижения _________________________________________________________

          ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          1. Анализ проблемы

          ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          1. Заключение медико – психолого – педагогического консилиума МБДОУ «Детский сад № 22» компенсирующего вида

          ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          1. Рекомендации по дальнейшему обучению

          Учитель – дефектолог _____________________________________________________________

          Воспитатель _____________________________________________________________________

          Медицинский работник ____________________________________________________________

          Психоневролог ___________________________________________________________________

          Другие специалисты _______________________________________________________________

          Представление составлено «______» _______________ 20____г

          Члены ПМПк

          ____________________________                        ____________________________

          ____________________________                        ____________________________

          ____________________________                        ____________________________

          ____________________________                        ____________________________

          ____________________________                        ____________________________

          ____________________________                        ____________________________

          (подпись)                                                 (расшифровка)

          nsportal.ru

          Школьный психолого-педагогический консилиум, ГБОУ Школа № 1788, Москва

          Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

           

          Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-педагогическому консилиуму (ППк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

           

          Принципы деятельности членов консилиума

           

          Основополагающим принципом работы ППк является общепедагогический принцип уважения к личности ребенка и опоры на положительное.

          Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач консилиума.

          Принцип закрытости информации.

          Принцип междисципинарности.

           

           

          Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

           

          Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

           

          Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.

          Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.

          Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.

          На ППк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ППк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

           

          Таким образом, в создании индивидуального образовательного сопровождения значительную роль выполняет система деятельности специалистов ППк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ППк в образовательном учреждении.

           

          На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.

           

          Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы:

           

          Психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования.

          Особенности и проблемы, характеризующие развитие школьника в целом на момент обследования.

          Содержание индивидуальной стратегии сопровождения ребенка в процессе школьного обучения.

          Формах и сроки сопровождения школьника специалистами: психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др. специалистами.

          Содержание консультативной работы участников консилиума с педагогическим коллективом, отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией.

          Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ППк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.

           

          В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.

           

          Деятельность школьного консилиума руководствуется нормативными документами:

           

          Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

          Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (действующая редакция, 2016)

          Семейный кодекс РФ на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:

          Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

          Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

          Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающими, имеющих сложный дефект».

          Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).

          Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.

          Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.05.1999г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности ПМПк в системе образования РФ».

          Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.

          Состав ППК :

           

          Председатель ППКЗаместитель директора Рыбина И.В

          Член консилиумаПедагог-психолог Склярова М.И.

          Член консилиумаПедагог-психолог Бондарева Е.А.

          Член консилиумаПедагог-психолог Лысова Т.А.

          Член консилиумаЛогопед-дефектолог Белобородова А.В.

          Секретарь консилиумаПедагог-психолог Попова Т.А.

          gum1788tn.mskobr.ru

          Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении

          Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 89» Ленинского района г.Саратова

          Выступление на районном круглом столе

          Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении

          Орешкина Ирина Юрьевна,

          учитель начальных классов

          В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

          Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

          Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

          В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

          Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников

          ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО — МЕДИКО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.10.2013 N 30242). Https://minjust.consultant.ru/files/7942

          Нормативные документы

          Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

          Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

          Характеристика состоит из пяти разделов.

          Характеристика
          для ЦПМПК

          Часто написание характеристики затруднительно для педагога. Она отличается от характеристик, которые мы пишем в другие инстанции.

          1.Очень важно отметить в характеристике, насколько легко ребёнок вступает в контакт, насколько усвоил правила общения со сверстниками. Следует уделить внимание оценке адекватности реакции на успех/ неуспех, на требования со стороны взрослых.(Агрессия, убегает, толкается) Описание должно быть подробным. Общение со взрослым описывается подробно словами, характеризующими поведение ребёнка: отвечает на вопросы, не понимает вопроса с первого раза, закрывается, капризничает, резко отвечает, грубит, плачет. Также надо отметить наличие понимания затруднения и особенности критичности. Надо уделить место в характеристике поведению после уроков: не уходит сразу домой, на перемене подвижен или нет, с кем общается, в какие игры играет.

          2.Второй раздел характеристики описывает состояние координации ребёнка. Надо отметить особенности: недостаточная координация (падает, неустойчиво ходит и т.д.) Мелкая моторика описывается по наблюдениям за ребёнком в процессе письма и выполнения поделок. Надо отметить дрожание руки, письмо рывкообразное, недостаточно дифференцировано, сползает строка, неверно выполняются элементы букв и т.д.

          3. Речевое развитие. Учитель отмечает нарушение речи, краткие ответы, ошибки в сочетании слов, ошибки при письме, отсутствие точек, заглавных букв, замена и пропуск букв.

          4.Усвоение учебной деятельности. В характеристике мы отмечаем, сколько времени может работать, как выполняет устные инструкции, сколько требуется повторений задания, или выполняет инструкцию только после показа, объяснения лично ему. Отмечаем, если ребёнок комментирует слова учителя. Важно отметить, к какому уроку ребёнок устаёт. В случае усталости на уроке что делает ребёнок: прячется под парту, кладёт голову на парту, начинает раскачиваться, петь, ходить по классу. Учитель описывает наблюдения за ребёнком в процессе игры: во что играет, как играет, есть ли предпочтения : кричит, рычит и т.д.Поведение в столовой: не ест, сидит, смотрит в тарелке, рассуждает, что он это есть не будет.

          5. В характеристике отмечаем соответствие объёма знаний программе. Важно отметить, нуждается ли ребёнок в помощи специального человека для усвоения знаний, который помогает открыть тетрадь, найти страницу в учебнике и т.д.

          Особое место в характеристике уделяется нарушению процессов социализации: кричит, прячется, бросает вещи. На что реагирует, чем можно отвлечь. Отметить если ребёнок прижимается к маме, жалуется на всех. Также надо описать, боится ли ребёнок наказания, кого боится, за что его наказывают. Бывает, что ребёнок комментирует, что если он не запишет задание, мама будет ругать. Важно узнать у родителей, как реагирует на чтение вслух, сколько времени концентрирует внимание при слушании.

          Нормативно-правовое обеспечение деятельности ППк ОО

          Письмо Минобра от 27.03.2000 № 27/901-6

          Алгоритм подготовки к психолого-педагогическому консилиуму в образовательной организации

          Сбор информации, диагностика, наблюдение, оказание индивидуальной помощи, налаживание контакта с родителями/ законными представителями

          Подготовка характеристики, подготовка приглашения родителей на ППк

          ППк не является самостоятельным структурным подразделением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательной организации в работе консилиума.

          Консилиум образовательной организации действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 127/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.

          Задачи психолого-педагогического консилиума образовательной организации

          -выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

          -подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальной коррекционной работе и специальных условиях;

          -выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

          -анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

          — формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

          -выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

          -подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальной коррекционной работе и специальных условиях;

          -выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;

          -анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,

          -формирование рекомендаций для родителей, педагогов и педсовета по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

          Нормативно-правовое обеспечение деятельности ППК ОО

          О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

          1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

          2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

          3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

          4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

          5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

          ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

          П Р И К А З №

          Содержание: О работе психолого-педагогического консилиума (ППк) в МОУ «….» в 2017/2018 учебном году

          Основание: В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082), Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого – медико — педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

          ПРИКАЗЫВАЮ

          В целях своевременного……..

          Организация психолого-педагогического консилиума

          ППк организуется на базе образовательного учреждения независимо от типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательной организации. Общее руководство ППк возлагается на руководителя образовательного учреждения/заместителя . ППк работает во взаимодействии с ЦПМПК /ТПМПК и с психологическими центрами/ресурсными центрами инклюзивного образования.

          Психолого-педагогический консилиум — организационная форма, в рамках которой возможно:

          — психолого-педагогическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

          — более внимательное и объективное наблюдение и оценка педагогами и специалистов различных сторон обучения и поведения детей,

          — выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

          — объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

          — разработка программы индивидуального образовательного маршрута ребенка;

          — распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

          — координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

          При организации инклюзивного образования важно содействие с родителями. В законе об образовании за родителями закрепляется обязанность заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития.

          Для организации обучения нужны особые условия. Родитель подписывает согласие на обследование ребёнка или отказывается. Приглашение на ППк в письменном виде. Если есть контакт учителя с родителями, то приглашение передаёт учитель, если отношения натянутые, лучше это сделает администрация. Если родители не приходят, через два месяца повторный вызов.

          В случае согласия на сотрудничество, подписывается договор с родителями, назначается ведущий специалист.

          Разработка ИОМ и АОП, рабочих коррекционных программ специалистов проводится после получения рекомендаций от ЦПМПК /ТМПК.

          Если применяемые коррекционные действия не принесли результатов, или принесли резкие положительные изменения в динамике развития ребенка, то в рамках ППк ОО можно решить вопрос о изменении коррекционного компонента или даже направления ребенка повторно на ЦПМПК или ТПМП для изменения / отмены специальных условий образования

          Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

          В идеале такая команда состоит из:

          Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

          Литература:

          1. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.
          2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
          3. Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива»

          multiurok.ru