Психосоциальная теория эриксона: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Дипломная работа


©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз


Зеленова Надежда Владимировна
МБОУ Шпикуловская СОШ
Жердевского района Тамбовской области
Учитель начальных классов

Дипломная работа на тему
«Возрастные кризисы развития и их влияние на становление личности школьника»
Содержание
Аннотация
Введение
1.0. Рассмотрение личности и ее развития с точки зрения различных психологов.
1.1. Личность, как феномен общественного развития
1.2. Развитие личности
1.2.1. Развитие личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна
1.2.2. Развитие личности с точки зрения Б.Г. Ананьева
1.2.3. Развитие личности с точки зрения Л.С. Выготского
1.2.4. Развитие личности с точки зрения А.Н. Леонтьева
1.3. Психоаналитическая теория развития личности З.Фрейда
1.4. Психосоциальная теория развития личности Э.Эриксона
2.0. Подходы к периодизации психического развития

2. 1. Концепция психического развития ребёнка Д.Б. Эльконина
3.0. Возрастные кризисы
3. 1. Общее понятие о термине кризис
3.2. Общая характеристика кризисов детского развития
3.3. Кризис новорожденности
3.4. Кризис одного года
3.5. Кризис трех лет
3.6. Кризис семи лет
3.7. Кризис подросткового возраста
3.8. Кризис юности
3.9. Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков

Заключение и выводы


Список использованной литературы
Приложение
Аннотация
Актуальность данной темы исследования заключается в возросшей серьёзности и важности психологической стороны нашей жизни, особенно подрастающего поколения. Становление личности происходит очень сложно и неоднозначно. Это — целый процесс, сотканный из множества важных и второстепенных деталей, взаимоотношений между психикой индивида и окружающим его миром.
Традиционная психология рассматривает эту проблему сравнительно узко и сугубо клинически. Потому и новизна моей работы заключается в несколько неожиданном ракурсе рассмотрения этой темы. Традиционно, личность рассматривали, как вопрос «соотношения психических функций, процессов и состояний». В данной же работе сделан акцент на ее социально-психологическую сторону развития.
До сих пор большинство людей, говоря о личности, представляли себе наиболее выраженные характерные черты, которые показывают его в повседневной жизни. Но они забывают, что человек может вести себя совершенно по-разному, в зависимости от ситуации. Приписывая понятию «личность» наиболее ярко выраженные черты характера, люди впадают в опасные заблуждения, так как «личность» есть целостная структура, заключающая в себе, как позитивные, так и негативные черты. Точно так же и многие понимают определение «характера» соизмеримо «личности», что является так же ошибкой. В данной работе я задалась целью выяснить, что же влияет на становление «Личности» и формирование «Человека»; раскрыть суть проблем, влияющих на становление личности и факторов, которые способствуют ее успешному становлению.
Кроме того, хотелось бы осветить все эти понятия, наиболее углубляясь в их сущность. И, в конечном итоге, сформулировать наиболее точное понятие личности. Сравнительный анализ работ и исследований в области традиционной и новаторской психологии, социологии, литературы и публицистики, которыми я воспользовалась, дал мне возможность подойти вплотную к пониманию явных и скрытых процессов формирования личности и того, что влияет на них.
В данной работе рассмотрен процесс развития личности с точки зрения различных психологов, а также представлено общее понятие о термине личность. Описано общее понятие о термине кризис и рассмотрены разные представления о жизненных кризисах.
Цель работы: изучение роли кризиса в развитии ребёнка.
Предмет исследования: кризис как механизм развития личности
Структура данной работы: титульный лист, содержание, аннотация, введение, теоретическая часть, список использованной литературы, приложение.

Работа представлена на 85 страницах.


Библиографии 13 источников.

Введение
Как происходит становление личности, как она развивается, как из не личности» или «еще не личности» рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Какая личность — другой вопрос. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Сразу? Одномоментно? Вряд ли. Скорее всего, этот процесс имеет постепенный характер: шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Но тогда еще один вопрос: а есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью. По поводу этой проблемы было сломано немало копий, да и спор по сей день не окончен.


Как мы уже знаем, человеку присуща потребность быть личностью, т. е. быть в максимальной степени представленным в жизнедеятельности других людей, и способность быть личностью — наличие индивидуальных особенностей, позволяющих удовлетворить эту потребность. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих способностей выступает как персонализация индивида. Что же с точки зрения этого принципа является источником развития и утверждения личности? Противоречие между потребностью человека в персонализации и заинтересованностью его окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют его интересам.
Идет ли речь о переходе малыша из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента — в трудовой коллектив, призывника — в армейское подразделение, служащего — в новое учреждение, невестки — в семью мужа или же говорится о развитии личности от младенчества до гражданской зрелости. Мы не можем себе мыслить этот процесс иначе, как вхождение её в жизнь общества, которая приемлет его или не приемлет, к которой он должен приспосабливаться или ее приспосабливать к своим нуждам и целям.
Этот процесс подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде.
Они вновь и вновь будут повторяться, но каждый раз наполняясь новым содержанием. Мы назовем их фазами развития личности. Этих фаз три.
Итак, первая фаза становления личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Поторопится что-то в ней изменить — ему скажут: со своим уставом в чужой монастырь не лезь. Он должен быть уподоблен окружающим, пока его задача — «быть как все».
Это достигается (одними более, другими менее успешно), но, в конечном счете, при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Ему может показаться, что он полностью растворен в «общей массе». Происходит нечто вроде временной потери личности. Но это его субъективные представления, потому что фактически человек зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, имеющими значение именно для других людей, а не только для него самого.
Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить для других как личность.
Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью «быть как все» и стремлением человека к максимальной персонализации. Что же, приходится искать средства и способы для осуществления этой цели, для обозначения своей индивидуальности. Например, если некто попал в новую для него компанию, то он, по-видимому, не станет пытаться сразу в ней выделиться, а прежде попробует усвоить принятые в ней нормы общения, то, что можно назвать языком этой группы, допустимую в ней манеру одеваться, общепринятые в ней интересы, выяснит, кто для него друг, а кто враг.
Но вот, справившись с трудностями адаптационного периода, поняв, что для этой компании он «свой», иногда смутно, а иногда остро он начинает осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность в какой-то мере себя утрачивает, потому что другие не могут в этих обстоятельствах его разглядеть. Не разглядят из-за его неприметности и «похожести» на любого. В этом случае мобилизуются все внутренние ресурсы для утверждения своей индивидуальности, у кого какие найдутся. Обозначим эту вторую фазу как фазу индивидуализации.
Третья фаза — интеграция — определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху.
Сложный процесс развития личности в относительно стабильной среде еще больше усложняется в связи с тем, что она в действительности не является стабильной, и человек на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, далеко не совпадающие по своим социально-психологическим характеристикам.
Принятый в одной группе, где он вполне утвердился и давно уже «свой», он оказывается иной раз отвергнутым в другой, в которую он включается после первой или одновременно с ней. Ему снова и снова приходится утверждать себя в качестве самостоятельной личности. Таким образом, завязываются узлы новых противоречий, возникают новые проблемы и трудности.
Помимо этого, сами группы находятся в процессе развития, постоянно меняются, и к изменениям можно приспособиться только при условии активного участия в их воспроизводстве. Поэтому наряду с внутренней динамикой развития личности в пределах относительно стабильной социальной группы (семья, школьный класс, дружная компания и т. д.) надо учитывать объективную динамику развития самих этих групп, их особенности, их нетождественность друг другу. И те, и другие изменения становятся особенно заметными в возрастном развитии личности.
Из всего вышесказанного складывается следующее понимание процесса развития личности: личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Можно сказать и так: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, имеющие для него значение на разных возрастных ступенях.
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Кризис — это состояние, переживаемое как глобальное поражение всей жизненной целостности. Само понятие реально означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Другие значения этого слова усиливают тот же смысл. Действительно, если обратиться к работам психологов, то мы увидим схожие определения. «Кризис— это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени» (Г. Оллпорт). «Понимание греческого слова «кризис» имеет уничижительный оттенок, оно включает в себя личную неудачу, слабость неспособность противостоять внешним событиям» (Г. Шихи).

жүктеу/скачать 0.55 Mb.


Достарыңызбен бөлісу:

Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии сэпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития» (Erikson, 1963a, р. 270).

В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по — гречески «επι» означает «после», a «γενεσιζ» — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо — специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (Erikson, 1968, р. 286).

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям (Erikson, 1964a). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в табл. 5–1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

Таблица 5–1. Восемь стадий психосоциального развития

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

1. Орально — сенсорная

Рождение — 1 год

Базальное доверие — базальное недоверие

Надежда

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

2. Мышечно — анальная

1—3 года

Автономия — стыд и сомнение

Сила воли

3. Локомоторно — генитальная

3—6 лет

Инициативность — вина

Цель

4. Латентная

6—12 лет

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

5. Подростковая

12—19 лет

Эго — идентичность — ролевое смешение

Верность

6. Ранняя зрелость

20—25 лет

Интимность — изоляция

Любовь

7. Средняя зрелость

26—64 года

Продуктивность — застой

Забота

8.  Поздняя зрелость

65 лет — смерть

Эго — интеграция — отчаяние

Мудрость

(Источник: Erikson, 1963a, р. 273.)

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

 Одной из основных координат идентичности является жизненный цикл

Э.Эриксон называет жизненный цикл человека эпигенезом идентичности.Эпигенез — учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразовани Эпигенетическая концепция Э.Эриксона

Предметом исследования Э. Эриксона (1902-1994) стала идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру. Выводы, которые он делает относительно природы неврозов, соотносятся не с нарушением психосексуального развития, как считал З. Фрейд, а с тем, что происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Невроз по Эриксону — не интра- , а интерперсональное явление.

          Свой фундаментальный труд «Детство и общество» он издает в 1950 г. , имея богатый эмпирический материал, собранный на разных выборках. Э. Эриксон исследует личностную и историческую идентичность применительно к таким областям теории и практики, как этнопсихология, исследование так называемых военных неврозов, детская психология.

          Теория Эриксона имеет явную социо-культурную направленность. Оставаясь психоаналитиком, т.е. исследователем, учитывающим и принимающим биологическую детерминацию процесса развития человека, он тем не менее соединяет психологию вместе с социологией и биологией с тем, чтобы выяснить, как происходит взаимодетерминация социальных условий формирования личности и ее собственной активности. «Мы ведем речь о трех процессах: соматическом, эго-процессе и социальном. В истории науки эти три процесса были связаны с тремя научными дисциплинами: биологией, психологией и социальными науками. Каждая из них изучала то, что могла изолировать, сосчитать и расчленить: одиночные организмы, отдельные души (minds) и социальные агрегаты… Во всех этих случаях научная дисциплина наносит ущерб предмету наблюдения, активно расчленяя его целостное состояние жизни для того, чтобы сделать изолированную часть податливой к применению некоторого набора инструментов или понятий… Мы изучаем индивидуальные человеческие кризисы, вовлекаясь в них как терапевты… мы обнаруживаем, что упомянутые выше три процесса представляют собой три стороны человеческой жизни. Тогда соматическое напряжение, тревога индивидуума и платоническое настроение группы — это три разных образа, в которых человеческая тревога являет себя различным методам исследования» (Эриксон Э., 1996. С. 67).

          Суммируя свои выводы относительно природы идентичности, или тождественности, личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших уровнях развития, как интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами.

          Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез — учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Термин эпигенез впервые появился благодаря Харви Уильяму Гарвею в биологии в 1651 г. Эпигенез рассматривается как интенсивное развитие организмов (наряду с экстенсивным развитием — преформизмом, то есть появлением и увеличением уже имеющегося).

По сути, сам термин означает, что:

1)         развитие не есть простое развертывание того, что уже зародилось, возникают новые качества, формы, которые не были изначально предопределены;

2)         кроме «начал», материи, генов и др. роль отводится неким запускающим процессам, механизмам субъективного (готовность, предрасположенность) и объективного (условия, обстоятельства, деятельность) порядка.

Содержание и форма нового качества определяется общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки.

          Первые стадии развития Эриксон выделяет по аналогии со стадиями психосексуального развития Фрейда. Правда, он их истолковывает несколько иначе. По Эриксону, созревание определенных психофизиологических систем организма делает индивида восприимчивым к определенным социальным воздействиям. Общество предъявляет к человеку требования, но в то же время предоставляет возможности, широкий спектр средств, способов решения социальных задач.

          Отношения, которые формируются у человека к новым требованиям, ролям, задачам становятся центром его идентичности. При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста.

          Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов — проекции — приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроекции — вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.

Мышечно-анальная (18 мес. — 4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия — самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд — гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.

Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности — идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это — освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина — негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.

Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах означает один и тот же процесс — начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку чувствовать себя компетентно. Компетентность — уверенность в том, что в соответствие с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.

Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным «отражением». Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.

Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сформированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособление как вследствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.

Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями могут быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которые требуют разные когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегий. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.

Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция — это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни (см. Хрестомат. 3.2).

Эриксон говорил о замкнутости жизненного цикла, связи между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

          Эриксон выстраивает последовательность стадий развития личности, которые характеризуются особыми новообразованиями. Каждое из них формируется в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположностями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, а другая — тормозит его. Эти тенденции включают и определенную черту личности и отношение человека к миру, к жизни, к себе.

          В своих ранних работах такими положительными качествами были — доверие, автономия, инициатива, компетентность, положительно организованная идентичность, близость, генеративность и интегративность. К отрицательным качествам относились — недоверие, стыд, вина, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация и отчаяние.

          В последних работах он пересматривает свой взгляд на развитие личности, определяя новообразования как неустойчивый баланс между этими двумя тенденциями. При благоприятном разрешении кризиса баланс нарушается в сторону положительных качеств.

          Теперь эпигенетическими образованиями каждой стадии Э. Эриксон называет Надежду, Волю, Намерение, Компетентность, Верность, Любовь, Заботу и Мудрость, каждое из которых включает в себя два противоположных качества. Равновесие между ними может нарушаться то в одну, то в другую сторону.

Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции и индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Стадия 1

Младенчество

Базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти

Базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни

Стадия 2

Ранний возраст от 1 до 3 лет

Сомнение, стыд, зависимость от других

Самостоятельность, опрятность, воля

Стадия 3

Дошкольный возраст игры от 3 до 6 лет

Пассивность, подражание образцам, вина

Инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность

Стадия 4

Школьный возраст от 6 до 11 лет

Неполноценность, неверие в свои силы

Уверенность в себе, компетентность

Стадия 5

Юность от 11 до 25 лет

Диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность

Цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание себя людьми

Стадия 6

Молодость от 20 до 25 лет

Изоляция, одиночество

Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь

Стадия 7

До 50 дет

Опустошенность, застой, регрессия

Творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью

Стадия 8

После 50 лет зрелость

Разочарование в жизни

Окончательная форма эгоидентичности «принятия себя, жизни», мудрость

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис Человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет базовые физиологические потребности ребенка. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приручением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка, помогают ему контролировать удовлетворение естественных потребностей, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводят к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в дошкольном возрасте. В школе ребенок учиться работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как а плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен взрослым молодым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения (генеративности), выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути, а разрешение кризиса зависит от оценки того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе пред смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

3: Эриксон и психосоциальная теория

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    84144
    • Марта Лалли и Сюзанна Валентайн-Френч
    • College of Lake County

    Эриксон и психосоциальная теория: Теперь давайте обратимся к менее противоречивому теоретику психодинамики, Эрику Эриксону. Эриксон выделяет восемь стадий развития, охватывающих всю жизнь. По этой причине психосоциальная теория Эриксона формирует основу для большинства наших рассуждений о психосоциальном развитии.

    Рисунок 1.9: Эрик Эриксон.

    Эриксон (1950) предложил модель развития на протяжении жизни, которая дает полезную основу для размышлений об изменениях, которые мы переживаем на протяжении всей жизни. Эриксон порвал с акцентом Фрейда на сексуальности как на краеугольном камне социально-эмоционального развития и вместо этого предположил, что социальные отношения способствуют развитию. Эриксон предположил, что каждый период жизни имеет уникальную проблему или кризис, с которым должен столкнуться человек, достигший его, называемый психосоциальным кризисом . Согласно Эриксону, успешное развитие включает в себя позитивное решение целей и требований каждого из этих психосоциальных кризисов. (Эти кризисы обычно называют стадиями , хотя Эриксон не использовал этот термин. ) Если человек не может успешно разрешить стадию, это может помешать ему справиться с более поздними стадиями. Например, человеку, у которого не развито чувство доверия (первая стадия по Эриксону), во взрослом возрасте может быть сложно установить позитивные близкие отношения (шестая стадия по Эриксону). Или человек, который не развивает четкое чувство цели и идентичности (пятая стадия Эриксона), может стать поглощенным собой и застопориться, вместо того чтобы работать на благо других (седьмая стадия Эриксона). Однако большинству людей удается успешно пройти восемь этапов его теории (см. табл. 1.3).

    Таблица 1.3: Психологические стадии Эриксона.
    Возрастной диапазон Психосоциальный кризис Положительное разрешение кризиса
    От рождения до 12-18 месяцев Доверие против недоверия У ребенка развивается чувство доверия к своим опекунам.
    от 18 месяцев до 3 лет Автономия против стыда/сомнения Ребенок узнает, что он может и не может контролировать, и развивает чувство свободы воли.
    от 3 до 6 лет Инициатива против вины Ребенок учится быть независимым, исследуя, манипулируя и предпринимая действия.
    от 6 до 12 лет Трудолюбие против неполноценности Ребенок учится делать что-то хорошо или правильно в соответствии со стандартами, установленными другими, особенно в школе.
    от 12 до 18 лет Идентичность против смешения ролей Подросток развивает четко определенное и позитивное чувство себя по отношению к другим
    от 19 до 40 лет Близость против изоляции Человек развивает способность дарить и получать любовь и брать на себя долгосрочные обязательства
    от 40 до 65 лет Генерация против стагнации Человек проявляет интерес к руководству развитием следующего поколения, часто становясь родителем
    65 до смерти Целостность эго против отчаяния Человек начинает принимать свою жизнь такой, какой она была прожита.

    Теория Эриксона подвергалась критике за то, что она так сильно фокусируется на стадиях и предполагает, что завершение одной стадии является предпосылкой для следующего кризиса развития. Его теория также фокусируется на социальных ожиданиях, которые встречаются в определенных культурах, но не во всех. Например, идея о том, что подростковый возраст — это время поиска идентичности, может быть хорошо воплощена в культуре среднего класса Соединенных Штатов, но не так хорошо в культурах, где переход во взрослую жизнь совпадает с половым созреванием посредством обрядов перехода и где роли взрослых предлагать меньше вариантов.

    Теория обучения: Также известная как Бихевиоризм , основана на предпосылке невозможности объективного изучения разума, и поэтому психологам следует ограничить свое внимание изучением самого поведения. Самым известным бихевиористом был Берхус Фредерик (Б.Ф.) Скиннер (1904–1990), который расширил принципы бихевиоризма, а также довел их до сведения широкой общественности. Скиннер использовал идеи стимула и реакции, а также применение вознаграждений или подкрепление , для дрессировки голубей и других животных. Кроме того, он использовал общие принципы бихевиоризма для разработки теорий о том, как лучше учить детей и как создавать мирные и продуктивные общества (Скиннер, 1957, 1968, 1972).

    Бихевиористы внесли существенный вклад в психологию, определив принципы обучения . Хотя бихевиористы были неверны в своих убеждениях, что невозможно измерить мысли и чувства, их идеи дали новые идеи, которые помогли углубить наше понимание споров о природе и воспитании, а также вопроса о свободе воли. Идеи бихевиоризма являются фундаментальными для психологии и были разработаны, чтобы помочь нам лучше понять роль предыдущего опыта в различных областях психологии.

    Теория социального научения , разработанная Альбертом Бандурой (1977), обращает наше внимание на то, как многие из наших действий не усваиваются посредством обусловливания, как предполагал Скиннер; скорее, они изучаются, наблюдая за другими. Маленькие дети часто учатся поведению посредством подражания. Особенно когда дети не знают, что еще делать, они учатся, моделируя или копируя поведение других.

    Бандура (1986) предполагает, что существует взаимодействие между окружающей средой и индивидуумом. Мы не просто продукт нашего окружения, мы влияем на наше окружение. Существует взаимосвязь между нашей личностью и тем, как мы интерпретируем события и как они влияют на нас. Эта концепция называется взаимным детерминизмом . Примером этого может быть взаимодействие между родителями и детьми. Родители не только влияют на окружение своего ребенка, возможно, намеренно с помощью подкрепления и т. д., но и дети влияют на родителей. Родители могут по-разному реагировать на своего первого ребенка, чем на четвертого. Возможно, они пытаются быть идеальными родителями для своего первенца, но к тому времени, когда рождается их последний ребенок, у них совсем другие ожидания, как от себя, так и от своего ребенка. Наша среда создает нас, и мы создаем нашу среду.

    Другие социальные влияния: телевидение или не телевидение? Бандура и др. (1963) начали серию исследований, посвященных влиянию телевидения на поведение детей. Бандура начал с проведения эксперимента, в ходе которого он показывал детям фильм, в котором женщина бьет надувного клоуна или куклу «бобо».

    Рисунок 1.10: Кукла Бобо. Источник.

    Затем детей пустили в комнату, где они нашли куклу и во время игры стали ее бить. Дети также продемонстрировали новые способы проявления агрессии по отношению к кукле, которые не были продемонстрированы теми детьми, которые не видели агрессивную модель. Исследование Бандуры вызвало обеспокоенность по поводу воздействия насилия на маленьких детей. С тех пор было проведено значительное исследование влияния средств массовой информации с насилием на детскую агрессию, включая видеоигры.

    Когнитивная теория: когнитивных теории сосредоточены на том, как наши умственные процессы или познание меняются с течением времени . Три важные теории — это Жан Пиаже, Лев Выготский и теория обработки информации.

    Жан Пиаже (1896-1980) был одним из самых влиятельных теоретиков познания в области развития. Он был вдохновлен исследовать способность детей думать и рассуждать, наблюдая за развитием своих собственных детей. Он был одним из первых, кто осознал и обозначил отличия интеллекта детей от интеллекта взрослых (Пиаже, 1929). Он заинтересовался этой областью, когда его попросили проверить IQ детей, и он стал замечать, что в их неправильных ответах есть закономерность. Он считал, что интеллектуальные способности детей со временем меняются, и что взросление, а не обучение, приводит к этим изменениям. Дети разного возраста по-разному интерпретируют мир. Пиаже предположил, что дети проходят четыре стадии когнитивного развития (таблица 1.4).

    Таблица 1.4: Стадии когнитивного развития по Пиаже.
    Сцена Примерный возрастной диапазон Характеристики Сценические достижения
    Сенсомотор От рождения до 2 лет Ребенок познает мир через основные чувства: зрение, слух, осязание и вкус. Постоянство объекта
    Предэксплуатационный от 2 до 7 лет Дети приобретают способность внутренне представлять мир с помощью языка и ментальных образов. Они также начинают видеть мир с точки зрения других людей. Теория разума; быстрое увеличение языковых способностей
    Бетон рабочий от 7 до 11 лет Дети учатся логически мыслить. Они могут все чаще выполнять операции над реальными объектами. Консервация
    Официальный рабочий 11 лет до совершеннолетия Подростки могут мыслить систематически, рассуждать об абстрактных понятиях, понимать этику и научные рассуждения. Абстрактная логика

    Piaget подвергается критике за то, что он слишком подчеркивает роль физического созревания в когнитивном развитии и недооценивает роль, которую играют культура и опыт. Изучение разных культур показывает значительные различия в том, что дети могут делать в разном возрасте. Исследования показали значительное совпадение между четырьмя стадиями и то, что развитие является более непрерывным.

    Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом, писавшим в начале 1900-х, но чьи работы были обнаружены исследователями в США в 1960-х и стали более широко известны в 1980-х (Crain, 2005). Его социокультурная теория подчеркивает важность культуры и взаимодействия в развитии когнитивных способностей . Выготский отличался от Пиаже тем, что считал, что человек обладает не только набором способностей, но и набором потенциальных способностей, которые могут быть реализованы при правильном руководстве со стороны других. Выготский разработал теории обучения, которые сегодня приняты педагогами.

    Обработка информации не является работой одного теоретика, а основан на идеях и исследованиях нескольких ученых-когнитивистов , изучающих, как люди воспринимают, анализируют, манипулируют, используют и запоминают информацию . Этот подход предполагает, что люди постепенно улучшают свои навыки обработки; то есть развитие является непрерывным, а не стадийным. Более сложные умственные способности взрослых строятся на примитивных способностях детей. Мы рождаемся со способностью замечать раздражители, хранить и извлекать информацию. Созревание мозга способствует прогрессу в нашей системе обработки информации. В то же время взаимодействие с окружающей средой также помогает нам разрабатывать более эффективные стратегии обработки информации.

    Ури Бронфенбреннер (1917-2005) разработал Теорию экологических систем , , которая обеспечивает основу для понимания и изучения многих факторов, влияющих на развитие человека (Бронфенбреннер, 1979). Бронфенбреннер признал, что на человеческое взаимодействие влияют более крупные социальные силы и что понимание этих сил необходимо для понимания личности. На человека воздействуют несколько систем, в том числе:

    • Микросистема включает настройки человека и тех, кто имеет непосредственный значительный контакт с человеком, например родителей или братьев и сестер . Их ввод также модифицируется когнитивным и биологическим состоянием человека. Они влияют на действия человека, которые, в свою очередь, влияют на системы, воздействующие на него или на нее.
    • Мезосистема включает более крупные организационные структуры, такие как школа, семья или религия. Эти институты воздействуют на только что описанные микросистемы. Философия школьной системы, распорядок дня, методы оценки и другие характеристики могут повлиять на самооценку ребенка, его рост, чувство выполненного долга и расписание, тем самым воздействуя на ребенка физически, когнитивно и эмоционально.
    • Экзосистема включает более крупные контексты сообщества . Ценности, история и экономика сообщества могут влиять на организационные структуры, в которых оно находится. Мезосистемы как влияют, так и находятся под влиянием экзосистемы.
    • Макросистема включает культурные элементы, такие как глобальные экономические условия, войны, технологические тенденции, ценности, философии и реакции общества на мировое сообщество.
    • Хроносистема — исторический контекст, в котором происходят эти переживания. Это относится к ранее обсуждавшимся периодам времени разных поколений, таким как бэби-бумеры и миллениалы.

    Таким образом, опыт ребенка формируется более крупными силами, такими как семья, школа, религия, культура и период времени. Модель Бронфенбреннера помогает нам понять все различные среды, которые одновременно воздействуют на каждого из нас. Несмотря на свою полноту, теория экологической системы Бронфенбреннера не проста в использовании. Принятие во внимание всех различных влияний затрудняет исследование и определение влияния всех различных переменных (Dixon, 2003). Следовательно, психологи не полностью приняли этот подход, хотя и признают важность экологии личности. На рис. 1.11 представлена ​​модель теории экологических систем Бронфенбреннера.

    Рисунок 1.11. Источник.

    Эта страница под названием 3: Erikson and Psychosocial Theory распространяется в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA, авторами, ремиксами и/или кураторами являются Марта Лалли и Сюзанна Валентайн-Френч.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Глава
        Лицензия
        CC BY-NC-SA
        Показать оглавление
        нет
        Включено
        да
      2. Теги

        Теория психосоциального развития (8 стадий Эриксона) Объяснение (2023)

        Теория психосоциального развития была придумана известным американским психологом Эриком Эриксоном и включает восемь стадий развития личности.

        На каждом этапе человек сталкивается с определенным конфликтом и в результате развивает то или иное качество или навык.

        Согласно Эриксону, все люди проходят через восемь кризисов или конфликтов в своем развитии. Психосоциальная адаптация, достигнутая человеком на каждом этапе развития, может изменить его характер в более позднем возрасте, иногда радикально.

        Например, дети, лишенные любви и тепла в детстве, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних этапах им будет уделено дополнительное внимание.

        Однако важную роль в развитии конкретной личности играет характер психосоциальной адаптации к конфликтам.

        Разрешение этих конфликтов является кумулятивным, и то, как человек приспосабливается к жизни на каждом этапе развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

        Теория психосоциального развития Эриксона – Определение

        Теория психосоциального развития Эрика Эриксона представляет собой основу, которая объясняет, как люди развиваются и растут на протяжении всей своей жизни.

        Согласно Эриксону, человеческое развитие представляет собой непрерывный поэтапный процесс, каждый из которых характеризуется определенным психосоциальным кризисом или проблемой (Orenstein & Lewis, 2021).

        В книге Детство и общество Эриксон (1963) разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития «эго». Эти стадии являются результатом эпигенетически развернутого плана личности, который передается генетически.

        Согласно Муру и Розенталю (2007),

        «Эриксон постулирует, что психологическое развитие проходит через ряд стадий на протяжении всей жизни, каждая стадия характеризуется серьезным кризисом или конфликтом, который необходимо преодолеть и разрешить» (стр. 33).

        Эпигенетическая концепция развития основана на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла приходится на определенное время («критический период») и что полноценная личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий в своем развитии.

        Кроме того, каждый психосоциальный этап сопровождается кризисом – переломным моментом в жизни личности, который возникает в связи с достижением определенного уровня психологической зрелости и социальными требованиями, предъявляемыми к личности на данном этапе (Эриксон, 1963).

        Итак, говоря простыми словами, теория психосоциального развития Эриксона представляет собой основу для понимания того, как люди растут и развиваются на протяжении всей своей жизни, каждая стадия которой характеризуется определенной психосоциальной проблемой или кризисом.

        Он подчеркивает важность успешного разрешения этих конфликтов для перехода к следующему этапу и в конечном итоге для достижения полноценной личности.

        Этапы теории психосоциального развития Эриксона

        Теория психосоциального развития Эрика Эриксона выделяет восемь стадий, через которые проходят люди от рождения до старости.

        Каждая стадия представляет собой уникальную психологическую проблему или кризис, который необходимо разрешить для достижения здорового развития (Эриксон, 19 лет). 63).

        1. Доверие или недоверие

        Возрастной диапазон: Младенчество, 0–1 год
        Основная проблема: Развитие доверия к опекунам
        Основной вопрос: «Могу ли я доверять окружающим меня людям?»

        На этом этапе младенцы учатся доверять или не доверять своим опекунам на основе последовательности и надежности их ухода.

        Чуткий уход, позитивное подкрепление, безопасная среда, позитивный опыт и поддерживающие родители могут помочь ребенку добиться успеха на этапе развития доверия и недоверия (Эриксон, 19 лет).63).

        Успешное развитие доверия в младенчестве может иметь более позитивные перспективы во взрослой жизни, может помочь развить самооценку и построить здоровые отношения.

        Без надлежащего поощрения и развития ребенок может стать очень недоверчивым из-за нестабильного ухода, небрежности, жестокого обращения, проблем с разлучением или даже чрезмерной защиты (Erikson, 1963).

        Неспособность развить доверие в младенчестве может иметь серьезные последствия для психологического и эмоционального развития ребенка, приводя к таким проблемам, как тревога, депрессия и даже агрессия.

        Прочитайте наше полное руководство: Стадия доверия и недоверия Эриксона (с 10 примерами)

        2. Автономия или стыд и сомнение и открытие


        Основной вопрос: «Могу ли я делать что-то сам или я полагаюсь на помощь других?»

        Когда малыши вступают в эту стадию, они начинают стремиться к большей самостоятельности и познавать окружающий мир.

        Поощрение, поддержка и свобода выбора со стороны родителей являются важнейшими факторами, помогающими детям успешно пройти этап автономии, а не стыда и сомнений (Lewis & Abell, 2017).

         Успешное развитие самостоятельности у детей помогает им повысить уверенность в себе, обрести независимость и улучшить отношения с другими людьми в раннем возрасте и во взрослой жизни (Slee et al. , 2012).

        Ребенок может стать менее самостоятельным, у него может развиться чувство стыда и сомнений, если ему не разрешают принимать решения самостоятельно, если его родители чрезмерно контролируют его, он переживает стрессовые ситуации или даже испытывает недостаток поддержки (Эриксон, 19 лет).63).

        Неспособность развивать автономию может привести к неуверенности ребенка в себе и плохим социальным навыкам или даже создать негативное представление о себе.

        Прочтите наше полное руководство: Автономия Эриксона против Стадии Стыда и Сомнения (с 10 примерами)
        Основной вопрос: «Хороший я или плохой?»

        На этом этапе у детей начинает развиваться целеустремленность и инициатива. Они начинают использовать свое чувство власти и контроля, беря на себя ответственность во время игр и других социальных взаимодействий

        Благоприятная среда, поощрение независимости и поддержка творчества — все это критические факторы для ребенка, чтобы он преуспел в инициативе по сравнению с другими. стадия вины (Эриксон, 1963).

        Когда дети развивают инициативу, они могут повысить свою самооценку, улучшить навыки решения проблем, стать более независимыми, улучшить успеваемость и даже улучшить физическое здоровье.

        Критика и наказание, отсутствие возможностей и поощрения, чрезмерная забота родителей, боязнь неудачи и травмы являются одними из факторов, которые могут привести к тому, что дети потерпят неудачу на стадии инициативы и вины (Erikson, 1963).

        Когда родители не развивают инициативу своего ребенка, последствия могут варьироваться от негативных до серьезных. К ним относятся отсутствие уверенности в себе и независимости, плохая успеваемость, тревога и депрессия.

        Прочтите наше полное руководство: Инициатива Эриксона vs Стадия вины (с 10 примерами)

        4. Трудолюбие или неполноценность

        Возрастной диапазон: Начальная школа, 6–12 лет
        Основная задача: Развитие трудолюбия
        Основной вопрос: «Как я могу быть хорошим?»

        На этом этапе у детей развивается чувство компетентности и мастерства в академических и социальных навыках.

        Поддерживающая среда, поощрение творчества, признание усилий и свобода исследовать интересы — все это критические факторы для ребенка, чтобы добиться успеха на этапе индустрии против неполноценности (Эриксон, 19 лет).63).

        Воспитывая у детей трудолюбие и амбиции, взрослые могут дать детям инструменты для обретения уверенности и стойкости. Обладая этими навыками, дети будут лучше подготовлены к решению любых задач, прокладывая себе путь к успеху.

        Отсутствие благоприятной среды, плохая успеваемость, запугивание и ограниченное знакомство с новыми видами деятельности могут быть факторами, способствующими тому, что дети не преуспевают в отрасли, а не на стадии неполноценности (Erikson, 1963).

        Неспособность установить способности и настрой, необходимые для успеха в отрасли, по сравнению со стадией неполноценности может привести к серьезным проблемам у ребенка, включая снижение уверенности в себе, социальные проблемы и трудности в учебе.

        Прочитайте наше полное руководство: Трудолюбие Эриксона и стадия неполноценности (с 10 примерами)

        5.

        Идентичность и путаница ролей личности
        Основной вопрос: «Кто я?»

        На этом этапе подростки формируют свою идентичность и самоощущение, исследуя и «примеривая» различные роли идентичности.

        Положительные образцы для подражания, поощрение быть независимым, безопасным и поддерживающим окружением, открытое общение и свобода самовыражения — важные факторы, которые могут помочь детям добиться успеха на этапе идентичности и смешения ролей (Эриксон, 19 лет).63).

        Успешное развитие идентичности на этапе идентичности и смешения ролей может помочь повысить самооценку, укрепить межличностные отношения, улучшить физическое здоровье, повысить творческий потенциал и даже улучшить успеваемость.

        Отсутствие поддержки, негативные образцы для подражания, травмы, социальное давление или проблемы с психическим здоровьем могут способствовать невозможности успешного перехода во взрослую жизнь (Erikson, 1963).

        Без развития сильного чувства идентичности человек может потерять направление и цель в жизни, столкнуться с трудностями в установлении значимых связей с другими людьми или просто быть не в состоянии выбрать правильный карьерный путь.

        Прочтите наше полное руководство: Идентичность Эриксона и смешение ролей (с 10 примерами) отношения
        Основной вопрос: «Буду ли я любим, или я буду один?»

        На этом этапе люди стремятся установить значимые связи и близость с другими. Это могут быть и романтические отношения, и дружба, и профессиональное партнерство.

         На этапе близости и изоляции очень важно развивать отношения поддержки и обладать такими качествами, как эмоциональный интеллект, эмпатия, готовность идти на компромисс и доверие к успеху кого-то (Эриксон, 1963).

        Установление значимых связей имеет множество положительных последствий для эмоционального и физического благополучия, личного роста и общей удовлетворенности жизнью. Близость прокладывает путь к насыщенной жизни.

        Отсутствие доверия, трудности в общении, социальная изоляция, травмы и некоторые другие личные проблемы могут препятствовать развитию близости в отношениях (Эриксон, 19 лет). 63).

        Если пренебречь стадией близости или изоляции, это может привести к одиночеству и проблемам в построении значимых отношений. Кроме того, это может привести к страху быть отвергнутым и пагубно повлиять на физическое здоровье.

        Прочтите наше полное руководство: Близость и изоляция Эриксона (с 10 примерами)

        сообщество


        Основной вопрос: «Как я могу помочь миру?»

        На этом этапе жизни люди стремятся отдать долг своему сообществу и оставить неизгладимое впечатление на будущие поколения.

        Позитивные отношения, эмоциональная стабильность, чувство выполненного долга, саморефлексия и финансовая безопасность — вот несколько факторов, которые могут способствовать успеху человека на стадии продуктивности, а не стагнации (Erikson, 1963).

        Успех развития генеративности может иметь положительные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом — от создания удовлетворения в жизни и улучшения здоровья до улучшения мира.

        Эгоцентризм людей, отсутствие личностного роста и значимых отношений, страх неудачи и даже нехватка ресурсов существенно влияют на их способность развивать продуктивность, что приводит к застою (Erikson, 1963).

        Неспособность развить генеративность в середине взрослой жизни может привести к ощущению застоя и неудовлетворенности жизнью. Такие люди могут испытывать чувство бесцельности и чувствовать себя оторванными от окружающего мира.

        Прочтите наше полное руководство: Генеративность Эриксона и застой (с 10 примерами)

        Основной вопрос:

        «Жил ли я значимой жизнью?»

        На этом этапе люди размышляют о своем жизненном выборе и должны смириться с целью всего этого.

        Здоровые отношения, осмысленная работа, прощение, вклад в общество и позитивный настрой могут помочь людям преуспеть на стадии честности и отчаяния (Эриксон, 19 лет).63).

        Успех в развитии честности имеет несколько положительных последствий для людей, таких как чувство выполненного долга, повышение самосознания, улучшение психического здоровья, повышение целеустремленности и укрепление отношений.

        Отсутствие значимых отношений и достижений, болезнь или инвалидность, изоляция, проблемы с психическим здоровьем и трудности с самосознанием — все это может способствовать неудаче человека на стадии честности и отчаяния (Erikson, 1963).

        Последствия неспособности развить целостность на более поздних этапах жизни могут привести к чувству отчаяния, сожаления и неудовлетворенности, что может привести к ощущению безнадежности и негативному взгляду на жизнь.

        Прочтите наше полное руководство: Честность и отчаяние Эриксона (с 10 примерами)

        Критика теории психосоциального развития

        Хотя теория психосоциального развития Эриксона оказала большое влияние на психологию, она также получила свою долю критики, связанной с отсутствием эмпирических доказательств и теоретической строгости.

        • Субъективность: Одним из основных критических замечаний по поводу теории Эриксона является то, что она основана на его собственном опыте и наблюдениях, которые могут не относиться ко всем людям.
        • Западный уклон: Теория Эриксона подчеркивает важность развития индивидуальной идентичности в западных культурах. Однако это может быть менее актуально в коллективистских культурах, где идентичность более тесно связана с группой.
        • Жесткость стадий: Другая критика заключается в том, что стадии в теории Эриксона слишком ригидны и требуют учета индивидуальных различий или вариаций в развитии. Хотя Эриксон предложил определенные возрастные диапазоны для каждой стадии, люди могут проходить стадии с разной скоростью или проходить их в разном порядке.
        • Отсутствие ясности: Необходимо больше ясности в отношении того, какая форма опыта необходима для преодоления трудностей и успешного продолжения развития.

        Психосоциальная и психоаналитическая теория

        Психосоциальная теория вдохновлена ​​психоаналитической теорией Фрейда. Однако подход Эриксона приобретает более рациональную и позитивную структуру.

        В то время как Фрейд сосредотачивается на подсознании и сексуальном желании, Эриксон фокусируется на нашей социальной жизни. Его цель — исследовать, как люди развивают продуктивное самоощущение, а не чрезмерно сосредотачиваются на своих внутренних демонах.

        Here is a summary of the differences between the two theories:

        Psychosocial Theory Psychoanalytic Theory
        Founder Erik Erikson Sigmund Freud
        Фокус Стадии развития и жизненные переходы Бессознательные конфликты и переживания раннего детства
        Развитие подчеркивает, что на протяжении всей жизни природа развития подчеркивает опыт раннего детства и их влияние
        Личность рассматривает как сознание, и не является неофициальным.
        Стадии Рассматривает восемь стадий развития Сосредоточен на пяти психосексуальных стадиях развития
        Identity подчеркивает развитие стабильной идентичности, подчеркивает разрешение бессознательного конфликта
        Culture . Идентификация на культуре и в Commult Actul On Empuctlic. Идентификация. опыт
        Терапия Акцент на решении проблем и личностном росте Акцент на исследовании бессознательного

        Происхождение теории психосоциального развития

        Эрик Эриксон Теор Y Центр. Молодость и кризис . Вероятно, личный опыт сыграл значительную роль при формулировании теории психосоциального развития.

        Эрик Эриксон (Хомбергер), родившийся от неизвестного отца-датчанина и матери-еврейки, в юности подвергался насмешкам со стороны сверстников из-за сопоставления его нордической внешности с еврейским воспитанием (Carley, 2015).

        Блуждая в поисках цели, Эрик преследовал мечту стать художником. Но начало Второй мировой войны заставило Эриксона и его жену несколько раз переезжать, пока в конечном итоге они не обосновались в Бостоне.

        Во время своих путешествий он изменил свое имя, чтобы отразить постоянную трансформацию личности, которую он переживал сам — идея, которая повсеместно встречается во всех его теориях личностного развития.

        У Эриксона было много помощников по антропологии, таких как Рут Бенедикт, Грегори Бейтсон и Маргарет Мид. И все же никто не повлиял на него так сильно, как Зигмунд Фрейд своими идеями и теориями.

        Вдохновленный работами Фрейда, Эриксон расширил теории последнего и создал собственный уникальный набор (Carley, 2015).

        В то время как Зигмунд Фрейд предложил пять стадий человеческого развития, кульминацией которых является подростковый возраст, Эрик Эриксон сформулировал восемь основных фаз.

        Фрейд считал, что детство человека является фундаментальным краеугольным камнем его личности, тогда как Эриксон утверждал, что личностное развитие продолжает прогрессировать и развиваться на протяжении всей жизни. Этот рост можно увидеть даже в позднем взрослом возрасте.

        Перед своей первой публикацией Детство и общество Эриксон погрузился в жизнь индейских племен (Carley, 2015).

        Там он обнаружил квесты мечты — охоту за мальчиками, достигшими совершеннолетия, — и увидел, как их традиционная идентичность растворяется современными белыми практиками. Эти наблюдения также повлияли на взгляд Эриксона на теорию психосоциального развития.

        Он чувствовал, что кризис идентичности и диссонанс, с которыми сталкивались индейские мальчики, можно обнаружить у молодых людей из всех обществ — понятие, которое сегодня высоко ценится.

        Заключение

        Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается на протяжении всей жизни, где один этап сменяется другим в случае успешного разрешения внутренних противоречий.

        Восемь стадий психосоциального развития включают в себя формирование личности, способность формировать интимные отношения, продуктивность и целостность эго. Они также дают понимание того, как жизненный опыт может повлиять на развитие.

        Эрик Эриксон был последователем Фрейда. Он расширил психоаналитическую теорию и вышел за ее пределы, потому что стал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

        Сегодня восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона являются крупным вкладом в область психологии, оказавшей широкое влияние.

        Однако он также вызвал много критики из-за отсутствия эмпирических данных и теоретической строгости.

        Каталожные номера

        Карли, С. Г. (2015). Эрик Эриксон: постфрейдистская теория . Создать пространство.

        Эриксон, Э. Х. (1963). Детство и общество . Винтажный цифровой.

        Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . В.В. Norton & Co.

        Мур, С., и Розенталь, Д. (2007). Сексуальность в подростковом возрасте: Современные тенденции . Рутледж.

        Оренштейн, Г. А., и Льюис, Л. (2021). Эриксоновские стадии психосоциального развития . пабмед; Издательство StatPearls. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK556096/

        Виктория Сус (Массачусетс)

        + посты

        Виктория Сус — академический писатель, специализирующийся в основном на экономике и бизнесе из Украины. Она имеет степень магистра международного бизнеса Львовского национального университета и имеет более чем 6-летний опыт написания текстов для различных клиентов. Виктория увлечена исследованием последних тенденций в экономике и бизнесе. Однако она также любит исследовать различные темы, такие как психология, философия и многое другое.

        Крис Дрю (доктор философии)

        + сообщения

        Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии.