Психосоциальное развитие: РАЗВИТИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ это

27. Психосоциальное развитие дошкольника

Стадия «возраст игры» по Эриксону, соответствует фаллической стадии по Фрейду.

Социальная ситуация развития: изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность – ролевая игра.

Формируется главное психологическое новообразование – произвольность психических процессов и психологической готовности к школе.

3 стадия по Эриксону (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.

). При неблагоприятных условиях растет тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность. Закладываются основы успешной деятельности в будущем. (См.подробнее Конфликты развития Эриксона)

Особенности эмоционального развития

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: — ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; — изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; — формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические; — Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. (См.подробнее ниже: Эмоциональное развитие)

Особенности социального развития в дошкольном возрасте

— у ребенка складывается образ взрослого в его социальной функции; — развиваются новые формы общения и основные виды деятельности: игра, учение, труд; — интимно-эмоциональное и ситуативно-деловое общение все еще важны для ребенка — появляются новые важные формы общения, общение становится информативным, познавательным; — ребенок хочет утвердиться в том, что он считает правильным и часто жалуется; — формируются формы сотрудничества со сверстниками; — меняется форма подражания: ребенок копируют внешние черты облика и поведения, появляются идеальные образы для подражания

(См. подробнее ниже: Социальное развитие)

Психическое развитие

— самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. — возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. — самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. — о моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. — к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. — развивается способность мотивировать самооценку.

— появляется осознание себя во времени, личное сознание. — дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

  • ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

  • у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

  • ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

(См.подробнее ниже: Развитие мотивационной сферы; Развитие самосознания)

Конфликты развития Эриксона

Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста.

«Каждая последующая стадия… есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис»… употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический (т. е. индивидуально-личностный. — М. И.) источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости» .

Суть замысла Эриксона состояла в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого.

24. Психосоциальное развитие в раннем детстве

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Психосоциальная стадия согласно Эриксону характеризуется автономией / стыд и сомнение.

Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. 

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная.

— эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения; — происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения; — развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда; — включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Особенности социального развития

— ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. — начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому). — совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).

Особенности психического развития

— развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий; — развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности; — возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства; — в соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием; — ребенок сравнивает себя с взрослыми и хочет быть похожим на них во всем; — в результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых; — взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности; — возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам».

Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет. — формируются основы «я-концепции»: к двум годам ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ — развивается половая идентичность, ребёнок находится в импульсивной стадии, уже достигнув отдельной идентичности, хотя его по-прежнему интересует главным образом удовлетворение своих потребностей; — ребенок оценивает свои действия как хорошие или плохие, основываясь исключительно на том, поощряют их за это или наказывают; — представление о мире эгоцентрично и конкретно См. ниже: Формирование идентичности

С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу». Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

7.4: Психосоциальное развитие в подростковом возрасте

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    69402
  • Эриксон: идентичность против смешения ролей

    Эриксон считал, что основной психосоциальной задачей подросткового возраста является установление личности. Подростки борются с вопросом «Кто я?» Это включает в себя вопросы, касающиеся их внешности, профессионального выбора и карьерных устремлений, образования, отношений, сексуальности, политических и социальных взглядов, личности и интересов. Эриксон видел в этом период путаницы и экспериментов в отношении идентичности и своего жизненного пути. Те, кому не удается пройти этот этап, могут либо еще больше уйти в социальную изоляцию, либо, как говорится, «затеряться в толпе». Однако более поздние исследования показывают, что немногие покидают этот возрастной период с достижением идентичности, и что большая часть формирования идентичности происходит в молодом взрослом возрасте (Côtè, 2006).

    Статусы идентичности

    Расширяя теорию Эриксона, Джеймс Марсия (2010) определил четыре статуса идентичности , которые представляют четыре возможных комбинации измерений приверженности и исследования (см. Таблицу ниже).

    Приверженность личности

    Разведка

    Отсутствует

    Подарок

    Отсутствует

    Распространение личности

    Мораторий на личность

    Подарок

    Обращение взыскания на личность

    Достижение личности

    Наименее зрелый статус, характерный для многих детей, — это распространение идентичности . Рассеивание идентичности — это статус, который характеризует тех, кто не исследовал варианты и не взял на себя обязательства по идентичности. Те, кто упорствует в этой идентичности, могут бесцельно дрейфовать, не имея связи с окружающими или не имея большого смысла в жизни.

    Те, кто находится в лишении права выкупа личности , взяли на себя обязательство сохранить личность, не изучив варианты. Некоторые родители/опекуны могут принимать такие решения за своих детей и не предоставлять подростку возможности сделать выбор. В других случаях подростки могут сильно идентифицировать себя с родителями/опекунами и другими людьми в своей жизни и желать пойти по их стопам.

    Мораторий на идентификацию — это статус, который описывает тех, кто исследует деятельность в попытке установить личность, но еще не взял на себя никаких обязательств. Это может быть тревожный и эмоционально напряженный период времени, поскольку подросток экспериментирует с разными ролями и исследует различные убеждения. Ничто не определено, и есть много вопросов, но мало ответов.

    Достижение личности относится к тем, кто после исследования взял на себя обязательство. Это длительный процесс, который не всегда достигается к концу подросткового возраста.

    В старшей школе и колледже подростки и молодые люди обычно переходят от распространения идентичности и лишения права выкупа к мораторию и достижениям. Наибольшие успехи в развитии идентичности, по-видимому, достигаются в колледже, поскольку студенты колледжей сталкиваются с большим разнообразием выбора карьеры, образа жизни и убеждений. Однако не у всех есть доступ к ресурсам, которые помогают им учиться в колледже, и многие люди, кажется, находят разнообразное воздействие в других местах, таких как общественная активность и онлайн-форумы. Вероятно, это вызовет вопросы об идентичности. Большая часть работы по идентификации, которую мы проводим в подростковом и юношеском возрасте, связана с ценностями и целями, поскольку мы стремимся сформулировать личное видение или мечту о том, чего мы надеемся достичь в будущем (McAdams, 2013).

    Области развития личности

    Психологи, занимающиеся вопросами развития, исследовали несколько различных областей развития личности, и будет интересно посмотреть, как они меняются или остаются неизменными с течением времени.

    Некоторые из основных областей включают:

    • Религиозная/духовная идентичность: Религиозные/духовные взгляды подростков часто схожи со взглядами их семей (Kim-Spoon, Longo, & McCullough, 2012). Большинство подростков могут подвергать сомнению определенные обычаи, обычаи или идеи веры своих родителей/опекунов, но немногие полностью отвергают религию своих семей.
    • Политическая идентификатор: Политическая идеология подростков также находится под влиянием политических убеждений их родителей/опекунов. Новой тенденцией 21 века является снижение партийной принадлежности взрослых. Многие взрослые не присоединяются ни к демократической, ни к республиканской партии, а считают себя более «независимыми». Их дети-подростки часто следуют их примеру или становятся более аполитичными (Côtè, 2006).
    • Профессиональный идентификационный номер: В то время как подростки в предыдущих поколениях представляли себя работающими на определенной работе и часто работали в качестве подмастерьев или неполный рабочий день в таких профессиях, как подростки, сегодня это редко происходит. Для формирования профессиональной идентичности требуется больше времени, так как большинство современных профессий требуют определенных навыков и знаний, которые потребуют дополнительного образования или приобретаются на самой работе. Кроме того, многие из рабочих мест, занимаемых подростками, не относятся к занятиям, которые большинство подростков будут искать во взрослом возрасте.
    • Гендерная идентичность: Это также становится все более и более продолжительной задачей, поскольку отношения и взгляды на гендерные вопросы постоянно меняются. Роли, которые считаются подходящими для людей, развиваются (Sinclair & Carlsson, 2013).
    • Этническая и культурная идентичность: «Задача формирования этнической идентичности включает в себя сортировку и разрешение положительных и отрицательных чувств и установок по отношению к своей этнической группе и другим группам и определение своего места по отношению к ним обоим» (Phinney, 2006). ). Когда группы различаются по статусу в культуре, представители недоминирующей группы должны быть осведомлены об обычаях и ценностях тех, кто принадлежит к доминирующей культуре. Это делает этническую идентичность менее заметной для представителей доминирующей культуры. Согласно переписи населения США (2012 г.), более 40% американцев в возрасте до 18 лет принадлежат к этническим меньшинствам. Для многих подростков из числа этнических меньшинств раскрытие своей этнической идентичности является важной частью формирования идентичности.

    Влияние развития личности

    Подростки продолжают совершенствовать свое самоощущение по мере того, как они относятся к другим. Эриксон называл задачу подростка противопоставлением идентичности путанице ролей. Таким образом, по мнению Эриксона, главные вопросы подростка: «Кто я?» и «Кем я хочу быть?» Некоторые подростки перенимают ценности и роли, которые ожидают от них их родители/опекуны. Другие подростки развивают идентичность, которая противоречит их родителям / опекунам, но соответствует группе сверстников. Это распространено, поскольку отношения со сверстниками становятся центральным направлением жизни подростков.

    По мере того как подростки работают над формированием своей идентичности, они, как правило, отдаляются от своих родителей/опекунов, и группа сверстников становится очень важной (Shanahan, McHale, Osgood, & Crouter, 2007). Несмотря на то, что они проводят меньше времени со своими родителями/опекунами, в настоящее время большинство подростков сообщают о в основном положительных чувствах к ним (Moore, Guzman, Hair, Lippman, & Garrett, 2004). Теплые и здоровые отношения между родителями и опекунами связаны с положительными результатами для детей, такими как более высокие успехи в учебе и меньше проблем с поведением в школе, как в Соединенных Штатах, так и в других странах (Hair et al. , 2005).

    Похоже, что большинство подростков на самом деле не испытывают подросткового «шторма и стресса» в такой степени, как однажды это было известно Дж. Стэнли Холлу, пионеру в изучении подросткового развития. Только небольшое количество подростков имеют серьезные конфликты со своими родителями/опекунами, и большинство разногласий незначительны. Например, при исследовании более 1800 родителей подростков из различных культурных и этнических групп Барбер (1994) обнаружил, что конфликты возникали из-за повседневных вопросов, таких как домашнее задание, деньги, комендантский час, одежда, работа по дому и друзья. Эти типы аргументов, как правило, уменьшаются по мере взросления подростков (Galambos & Almeida, 19 лет).92). Эти выводы остаются довольно актуальными даже сегодня, и будет интересно посмотреть, что исследование покажет больше в будущих исследованиях.

    Родители/опекуны

    Хотя сверстники приобретают большее значение в подростковом возрасте, семейные отношения также остаются важными. Одно из ключевых изменений в подростковом возрасте связано с пересмотром отношений родитель/опекун-ребенок. По мере того, как подростки стремятся к большей независимости и автономии в это время, различные аспекты воспитания/ухода становятся более заметными. Например, удаленный надзор и мониторинг родителей/опекунов становятся все более важными, поскольку подростки проводят больше времени вдали от них и в присутствии сверстников. Мониторинг родителей/опекунов включает в себя широкий спектр поведенческих действий, таких как попытки установить правила и узнать друзей, занятия и местонахождение своих подростков, в дополнение к готовности подростков раскрыть им информацию (Stattin & Kerr, 2000). Психологический контроль, который включает в себя манипулирование и вторжение в эмоциональный и когнитивный мир подростков путем обесценивания чувств подростков и принуждения их к определенному мышлению (Барбер, 19 лет).96), является еще одним аспектом воспитания/заботы, который становится более заметным в подростковом возрасте и связан с более проблематичной адаптацией подростков.

    Сверстники

    Рисунок 7.4.1 Отношения со сверстниками составляют большую часть развития подростка. Влияние сверстников может быть как положительным, так и отрицательным, поскольку подростки экспериментируют вместе с формированием идентичности и новым опытом. (Лицензия Unsplash; Закари Нельсон через Unsplash)

    Когда дети становятся подростками, они обычно начинают проводить больше времени со своими сверстниками и меньше со своими семьями, и эти взаимодействия со сверстниками все чаще остаются без присмотра взрослых. Представления детей о дружбе часто сосредоточены на совместных занятиях, тогда как представления подростков о дружбе все больше сосредотачиваются на интимном обмене мыслями и чувствами. В подростковом возрасте группы сверстников эволюционируют от преимущественно однополых до смешанных. Подростки в группе сверстников, как правило, похожи друг на друга в поведении и отношениях, что объясняется гомофилией (тенденцией людей иметь связи с теми, кто похож на них в социально значимом плане). Один из наиболее широко изучаемых аспектов влияния сверстников подростков известен как девиантное заражение сверстников (Dishion & Tipsord, 2011), процесс, посредством которого сверстники подкрепляют проблемное поведение смехом или демонстрацией других знаков одобрения, которые затем повышают вероятность проблемного поведения в будущем.

    Сверстники могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции в подростковом возрасте. Негативное давление со стороны сверстников может привести к тому, что подростки будут принимать более рискованные решения или вести себя более проблематично, чем в одиночку или в присутствии своей семьи. Например, подростки гораздо чаще употребляют алкоголь, наркотики и совершают преступления, когда они со своими друзьями, чем когда они одни или со своей семьей. Однако сверстники также служат важным источником социальной поддержки и товарищеских отношений в подростковом возрасте, и подростки с позитивными отношениями со сверстниками более счастливы и лучше приспособлены, чем те, кто социально изолирован или имеет конфликтные отношения со сверстниками.

    Толпы — это формирующийся уровень отношений со сверстниками в подростковом возрасте. В отличие от дружеских отношений (которые представляют собой взаимные диадические отношения) и клик (которые относятся к группам людей, которые часто взаимодействуют друг с другом), толпы характеризуются скорее общей репутацией или имиджем, чем реальными взаимодействиями (Brown & Larson, 2009). Эти толпы отражают различные прототипы идентичности (например, «спортсмены» или «ботаники») и часто связаны с социальным статусом подростков и восприятием сверстниками их ценностей или поведения.

    Романтические/интимные отношения

    Подростковый возраст – это период развития, когда обычно впервые возникают романтические отношения. К концу подросткового возраста у большинства американских подростков была хотя бы одна романтическая/интимная связь (Долгин, 2011). Тем не менее, культура играет роль. Свидания служат многим целям для подростков, включая развлечение, общение, статус, социализацию, сексуальные эксперименты, близость и выбор партнера для тех, кто находится в позднем подростковом возрасте (Долгин, 2011).

    Процесс свиданий проходит в несколько этапов, начиная с участия в смешанной групповой деятельности в раннем подростковом возрасте (Долгин, 2011). Однополые группы сверстников, которые были обычным явлением в детстве, расширяются до смешанных групп сверстников, которые более характерны для подросткового возраста. Романтические/интимные отношения часто формируются в контексте этих разнополых групп сверстников (Connolly, Furman, & Konarski, 2000). Подросткам легче общаться в смешанных группах, поскольку они входят в группу поддерживающих друзей, могут наблюдать, как другие взаимодействуют, и защищены от слишком ранних интимных отношений. К среднему подростковому возрасту подростки часто участвуют в коротких случайных свиданиях или в групповых свиданиях со сложившимися парами (Долгин, 2011). Затем, в позднем подростковом возрасте, свидания предполагают эксклюзивные, интенсивные отношения. Эти отношения, как правило, длительны и продолжаются в течение года или дольше, однако они также могут мешать дружбе.

    Хотя романтические/интимные отношения в подростковом возрасте чаще недолговечны, чем долгосрочные партнерские отношения, их важность не следует преуменьшать. Подростки уделяют много времени романтическим/интимным отношениям, и их положительные и негативные эмоции больше связаны с романтическими/интимными отношениями или их отсутствием, чем с дружбой, семейными отношениями или школой (Furman & Shaffer, 2003). Эти отношения способствуют формированию личности подростков, изменениям в семье и отношениях со сверстниками, а также эмоциональной и поведенческой адаптации. Кроме того, эти отношения центральным образом связаны с формирующейся сексуальностью подростков. Родители/опекуны, политики и исследователи уделяют большое внимание сексуальности подростков, в значительной степени из-за опасений, связанных с сексуальной активностью и безопасной контрацепцией. Однако сексуальность включает в себя нечто большее, чем этот узкий фокус. Например, подростковый возраст часто наступает, когда лесбиянки, геи, бисексуалы или трансгендеры начинают понимать и принимать себя таковыми (Russell, Clarke, & Clary, 2009). ). Таким образом, романтические/интимные отношения — это область, в которой подростки экспериментируют с новым поведением и идентичностью в поисках подлинного себя.


    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или страница
      2. Теги
        1. идентификатор:psy180

      Психосоциальное развитие в позднем взрослом возрасте

      Результаты обучения

      • Опишите теории, связанные с поздним взрослением, включая психосоциальную стадию честности и отчаяния Эриксона
      • Опишите примеры продуктивности в позднем взрослом возрасте

      Эриксон: честность против отчаяния

      По мере того, как человек становится старше и вступает в пенсионный возраст, темп жизни и продуктивность замедляются, что дает человеку время для размышлений о своей жизни. Они могут задать экзистенциальный вопрос: «Хорошо ли быть мной?» Если кто-то видит себя прожившим успешную жизнь, он может видеть ее наполненной продуктивностью или, согласно Эрику Эриксону, честностью.

      Здесь говорят, что целостность состоит в способности оглядываться на свою жизнь с чувством удовлетворения, покоя и благодарности за все, что было дано и получено. Эриксон (1959/1980) отмечает по этому поводу:

      «Честный человек готов защищать достоинство своего образа жизни от всех физических и экономических удовольствий. Ибо он знает, что индивидуальная жизнь — это случайное совпадение всего лишь одного жизненного цикла внутри одного отрезка истории; и что для него вся человеческая целостность стоит и рушится с одним стилем целостности, которого он придерживается». (Erikson, 1959/1980, стр. 104)

      Таким образом, люди обретают чувство смысла (т. е. цельности) посредством тщательного анализа того, как они прожили свою жизнь (Krause, 2012). Однако в идеале целостность не останавливается на достигнутом, а продолжает развиваться в добродетель мудрости. По словам Эриксона, это цель на данном этапе жизни.

      Если человек считает свою жизнь непродуктивной или чувствует, что не достиг своих жизненных целей, он может стать неудовлетворенным жизнью и развить то, что Эриксон называет отчаянием, что часто приводит к депрессии и безнадежности. Эта стадия может произойти вне последовательности, когда человек чувствует, что он близок к концу своей жизни (например, когда ему поставили диагноз неизлечимой болезни).

      Рисунок 1 . Эриксон подчеркнул важность честности и чувства выполненного долга, когда пожилой человек оглядывается на свою жизнь.

      Девятая стадия Эриксона

      Эриксон сотрудничал со своей женой Джоан в большей части своей работы по психосоциальному развитию. В более старшем возрасте Эриксона они пересмотрели восемь стадий и создали дополнительные мысли о том, как развивается развитие человека в 80-е и 90-е годы. После того, как Эрик Эриксон скончался в 1994 году, Джоан опубликовала главу о девятой стадии развития, в которой она предложила (исходя из своего собственного опыта и заметок Эрика) пожилым людям вернуться к предыдущим восьми стадиям и по-новому справиться с предыдущими конфликтами. поскольку они справляются с физическими и социальными изменениями старения. На первых восьми стадиях все конфликты представлены в синтонно-дистонической материи, а это означает, что первый термин, указанный в конфликте, — это положительное, искомое достижение, а второй термин — менее желательная цель (т. е. доверие). желательнее, чем недоверие, и честность желательнее, чем отчаяние). [1] На девятой стадии Эриксон утверждает, что дистонический, или менее желательный, исход снова становится приоритетным. Например, пожилой человек может стать недоверчивым (доверие или недоверие), чувствовать большую вину за то, что у него нет способностей делать то, что он когда-то делал (инициатива или вина), чувствовать себя менее компетентным по сравнению с другими (трудолюбие или неполноценность), терять чувство идентичности по мере того, как они становятся зависимыми от других (идентичность или смешение ролей), становятся все более изолированными (близость или изоляция), чувствуют, что меньше могут предложить обществу (генеративность или стагнация), или [2] Эриксоны обнаружили, что те, кто успешно смирился с этими изменениями и приспособлениями в более позднем возрасте, продвигаются к геротрансценденции, термину, придуманному геронтологом Ларсом Торнстамом для обозначения большего осознания собственной жизни и связи со вселенной. усиленные связи с прошлым и позитивный, трансцендентный взгляд на жизнь.

      Теория деятельности

      Теория деятельности, разработанная Хавигхерстом и Альбрехтом в 1953 году, решает вопрос о том, как лучше всего приспособиться к изменяющимся обстоятельствам старости, например, к выходу на пенсию, болезни, потере друзей и близких из-за смерти и т. д. При решении этой проблемы они рекомендуют, чтобы пожилые люди участвовали в добровольных и развлекательных организациях, уходе за детьми и других формах социального взаимодействия. Теория активности , таким образом, решительно поддерживает отказ от малоподвижного образа жизни и считает важным для здоровья и счастья, чтобы пожилой человек оставался активным физически и социально. Другими словами, чем активнее пожилые люди, тем более стабильной и позитивной будет их самооценка, что приведет к большему удовлетворению жизнью и более высокому моральному духу (Havighurst & Albrecht, 1953). Теория активности предполагает, что многие люди с возрастом лишены значимого опыта, но пожилые люди, которые по-прежнему хотят оставаться активными, могут работать над тем, чтобы заменить утраченные возможности новыми. [3]

      Теория разъединения

      Теория разъединения , разработанная Каммингом и Генри в 1950-х годах, в отличие от теории активности, подчеркивает, что пожилых людей не следует отговаривать от следования их склонности к одиночеству и большей бездеятельности. Не полностью сбрасывая со счетов важность физических упражнений и социальной активности для поддержания физического здоровья и личного благополучия, теория разъединения выступает против искусственного удерживания пожилого человека настолько занятым внешней деятельностью, что у него не остается времени для созерцания и размышлений (Cumming & Henry , 1961). Другими словами, теория размежевания утверждает, что пожилые люди во всех обществах проходят процесс приспособления, который включает в себя отказ от прежних общественных и профессиональных ролей и сужение своего социального кругозора до более узкого круга семьи и друзей. Этот процесс позволяет пожилому человеку умереть более спокойно, без стресса и отвлекающих факторов, которые сопровождают более активную социальную жизнь. Теория предполагает, что в позднем взрослом возрасте человек и общество взаимно удаляются. Пожилые люди становятся более изолированными от других и менее заинтересованными или вовлеченными в жизнь в целом. Эта когда-то популярная теория теперь критикуется как антивозрастная и используется для оправдания обращения с пожилыми людьми как с гражданами второго сорта. [4]

      Теория непрерывности

      Теория непрерывности предполагает, что с возрастом люди продолжают воспринимать себя почти так же, как и в молодости. Подход пожилого человека к проблемам, целям и ситуациям во многом такой же, как и в молодости. Это те же люди, но просто в более старых телах. Следовательно, пожилые люди продолжают сохранять свою идентичность, даже отказываясь от прежних ролей. Например, отставной командир береговой охраны посещает встречи с товарищами по кораблю, по-прежнему интересуется новыми технологиями для домашнего использования, дотошно относится к работе, которую он выполняет для друзей или в церкви, и демонстрирует сувениры  из своего опыта на корабле. В результате он способен сохранять чувство собственного достоинства. С возрастом люди не отказываются от того, кто они есть. Будем надеяться, что они смогут делиться этими аспектами своей личности с другими на протяжении всей жизни. Сосредоточение внимания на том, что человек может сделать, и преследование этих интересов и занятий — один из способов оптимизировать и сохранить самоидентификацию.

      Генеративность в позднем взрослом возрасте

      Люди в позднем взрослом возрасте продолжают продуктивно работать во многих отношениях. К ним относятся работа, образование, волонтерство, семейная жизнь и интимные отношения. Пожилые люди также испытывают генеративность (вспомните предыдущую стадию генеративности Эриксона по сравнению с застоем) через голосование, создание и помощь социальным институтам, таким как общественные центры, церкви и школы. Психоаналитик Эрик Эриксон писал: «Я — то, что переживает меня». [5]

      Производительность в работе

      Рисунок 2 . Многие предпочитают выходить на пенсию в возрасте 65 лет, но некоторые наслаждаются продуктивной трудовой жизнью и после 60 лет.

      Некоторые продолжают продуктивно работать. Обязательный выход на пенсию теперь является незаконным в Соединенных Штатах. Тем не менее, многие выбирают пенсию в возрасте 65 лет, и большинство увольняется с работы по собственному желанию. Те, кто уходит по собственному желанию, легче приспосабливаются к пенсионному возрасту. Скорее всего, они подготовились к более плавному переходу, постепенно уделяя больше внимания увлечению или интересу по мере приближения выхода на пенсию. И они, скорее всего, будут финансово готовы выйти на пенсию. Тем, кто должен уйти внезапно по состоянию здоровья или из-за увольнения или сокращения штата, сложнее приспособиться к новым обстоятельствам. Мужчины, в частности, могут столкнуться с трудностями при неожиданном уходе на пенсию. Женщины могут меньше чувствовать себя потерянными после выхода на пенсию, потому что большая часть их идентичности, возможно, также возникла из семейных ролей. Но женщины, как правило, имеют меньше пенсионных накоплений от работы, и если они получают свои пенсионные накопления единовременно (будь то из собственных средств или из средств умершего мужа), они больше рискуют дожить до этих средств. Женщинам необходимо лучшее финансовое пенсионное планирование.

      Шестнадцать процентов взрослых старше 65 лет были в составе рабочей силы в 2008 г. (Бюро переписи населения США, 2011 г.). Во всем мире 6,2 процента составляют рабочую силу, и ожидается, что к 2016 году это число достигнет 10,1 миллиона человек. Многие взрослые в возрасте 65 лет и старше продолжают работать полный или неполный рабочий день либо для получения дохода, либо для удовольствия, либо для того и другого. В 2003 г. 39 процентов штатных работников старше 55 лет составляли женщины старше 70 лет; 53 процента были мужчинами старше 70 лет. Это увеличение числа пожилых людей, вероятно, означает, что в ближайшие годы все больше будет оставаться частью рабочей силы. (Он и др., статья, Перепись населения США, 2005 г. ).

      Волонтерство: очное и виртуальное

      Около 40 процентов пожилых людей участвуют в какой-либо структурированной добровольческой работе лицом к лицу. Но многие пожилые люди, около 60 процентов, занимаются своего рода неформальной волонтерской деятельностью, помогая соседям или друзьям, а не работая в организации (Бергер, 2005). Они могут помочь другу, отведя его куда-нибудь или купив для него и т. д. Некоторые действительно участвуют в организованных волонтерских программах, но, что интересно, те, кто все же, как правило, работают неполный рабочий день. Те, кто выходит на пенсию и не работает, с меньшей вероятностью чувствуют, что они могут внести свой вклад. (Это как если бы человек привыкал оставаться дома, его уверенность в том, чтобы выйти в мир, уменьшается.) И те, кто недавно вышел на пенсию, чаще становятся волонтерами, чем те, кому за 75 лет.

      Для пожилых людей существуют новые возможности служить виртуальными волонтерами , общаясь онлайн с другими людьми со всего мира и делясь своей поддержкой, интересами и опытом. Согласно статье AARP (Американской ассоциации пенсионеров), виртуальное волонтерство увеличилось с 3000 в 1998 году до более 40 000 участников в 2005 году. Возможности волонтеров варьируются от помощи подросткам в письме до общения с «соседями» в деревнях развивающихся стран. . Виртуальное волонтерство доступно для тех, кто не может участвовать в общении лицом к лицу, и открывает новый мир возможностей и способов общения, сохранения идентичности и продуктивности (Uscher, 2006).

      Образование

      Двадцать процентов людей старше 65 лет имеют степень бакалавра или более высокую степень. И более 7 миллионов человек старше 65 лет посещают курсы обучения взрослых (U.S. Census Bureau, 2011). Обучение на протяжении всей жизни в рамках программ непрерывного образования в кампусах колледжей или программ, известных как «общежития для пожилых людей», которые позволяют пожилым людям выезжать за границу, жить в кампусе и учиться, что обеспечивает обогащающий опыт. Среди предлагаемых курсов академические курсы, а также практические навыки, такие как компьютерные классы, иностранные языки, составление бюджета и холистическая медицина. Пожилые люди с более высоким уровнем образования с большей вероятностью будут продолжать образование. Но предоставление большего количества образовательных услуг разнообразной группе пожилых людей, в том числе тем, кто находится в домах престарелых, может повысить качество жизни.

      Религиозная деятельность

      С возрастом люди склонны все больше вовлекаться в молитву и религиозную деятельность. Это обеспечивает социальную сеть, а также систему убеждений , которая может бороться со страхом смерти. Религиозная деятельность также позволяет сосредоточить внимание на добровольчестве и других видах деятельности. Например, одна пожилая женщина гордится тем, что вяжет молитвенные шали, которые дарят больным. Другой служит в алтарной гильдии и отвечает за содержание одежды и постельного белья в чистоте и готовности к причастию.

      Политическая активность

      Люди старше 65 лет очень активны в политике. Они имеют высокие показатели голосования и участвуют в написании писем в Конгресс по вопросам, которые касаются не только их самих, но и широкого круга внутренних и зарубежных проблем. На последних трех президентских выборах более 70 процентов людей в возрасте 65 лет и старше пришли на избирательные участки, чтобы проголосовать (Бюро переписи населения США).

      Попробуйте

      Глоссарий

      целостность:
      Эриксон называет это размышлениями о своей жизни и испытывает чувство удовлетворения и выполненного долга
      теория разъединения:
      предполагает, что в позднем взрослом возрасте человек и общество взаимно удаляются
      теория деятельности:
      предполагает, что с возрастом люди лишены значимого опыта и что физическая и социальная активность важны
      теория непрерывности:
      предполагает, что с возрастом люди продолжают воспринимать себя почти так же, как и в молодости

      Поддержите!

      У вас была идея улучшить этот контент? Мы будем признательны за ваш вклад.

      Улучшить эту страницуПодробнее


      1. Перри, Т. Э., Руджиано, Н., Штомпель, Н.