Птица в славянской мифологии: Птицы славянского фольклора. Чудо-птицы мифов славян

Птицы в славянской мифологии » Перуница

… «Отчего люди не летают так, как птицы?»* Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…

Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.


К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.


Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.


Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая.

Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы.

Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.


Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.

Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!


Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.

Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».


(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.

Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла.

Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

В русской литературе и живописи птицы встречаются довольно часто. В поэзии к образам мифологических птиц обращались такие поэты, как Блок и Клюев, в живописи — Васнецов, Врубель, Бакст.

*А.Островский «Гроза»

Птицы в славянской мифологии » Перуница

… «Отчего люди не летают так, как птицы?»* Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам.

И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…

Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.


Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.


Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая.

Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы.

Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.


Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.

Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!


Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.

Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».


(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.

Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

В русской литературе и живописи птицы встречаются довольно часто. В поэзии к образам мифологических птиц обращались такие поэты, как Блок и Клюев, в живописи — Васнецов, Врубель, Бакст.

*А.Островский «Гроза»

Сирин мифологическое существо из русских легенд

Сирин мифологическое существо из русских легенд

Сирин мифологическое существо из русских легенд

Сирин с головой и грудью красивой женщины и телом птицы не одинок в русском фольклоре. Ближайшими его родственниками являются Гамаюн (Хумаюн) и Алконост. Сирины пели святым красивые песни, предсказывая грядущие радости. Однако для смертных птицы были опасны. Люди, услышавшие их, забудут обо всем на свете, последуют за ними и в конце концов умрут. Позже образ Сиринов изменился, и они стали символизировать мировую гармонию (поскольку живут рядом с раем). Также он символизирует вечную радость и райское счастье и вдохновляет художников на создание картин, рисунков, скульптур.

Триптих Алкон Сирин, Гамаюн

Между тем иногда Сирины выступают как метафора слова Божия, входящего в душу человека. Но это также может быть метафорой еретиков, искушающих слабых. Кстати, мифическая птица эквивалентна польской виле. В русском фольклоре Сирин смешивался с почитаемым религиозным писателем святителем Ефремом Сирином. Так, крестьянские лирики, такие как Николай Клюев, часто использовали Сиринса как синоним поэта.

В геральдике Эри-райская птица Гамаюн (Humayun) – мифическая птица счастья. Также символизирует мир, богатство, процветание и величие. В России это птица-вещь, изображенная, например, на гербах следующих русских населенных пунктов и областей — Смоленска, Михайловска (Свердловская область), Тербуны, Удмуртии.
Елена Флерова. Сирин

Традиционно Сирин поет пророческие песни о грядущем блаженстве. Утром на Яблочный Спас Сирин приходит в яблоневый сад, где грустит и плачет. Днем его заменяет птица Алконост, которая приносит радость и смех.

В отличие от Сирина и Алконоста, Хумаюн пришел в Россию не из Древней Греции. Его корни можно найти в иранском фольклоре, в котором фигурирует птица. Гамаюн умен и мудр. Среди славян большую популярность приобрела птица Гамаюн. Кроме того, это воплощение Велеса – бога мудрости, знающего и хранящего тайну творения, рождения богов и людей. Посланник мира к людям прибывает и поет старинную книгу «Песни». «Вещая птица, мудрая птица, ты знаешь много, много… Ты расскажи знающей, Гамаюн, пой, повествуй нам…» — «Не отрицай, что Веды…»
Е. Флерова. Сирин

Летящая птица Гамаюн в геральдике символизирует счастье, удачу. Птица-пифа Гамаюн никогда не изображалась с двумя другими райскими птицами – Алконом и Сирином. Она всегда была одна, зная судьбы мира и Веды, человеческие судьбы.

Скульптура Сирина украшает здание бывшего Российского Крестьянского банка 1906 года (ул. Октябрьская, 39), Полтава, Украина. Сейчас здание принадлежит службе безопасности. Построен инженером С. Носовым и архитектором А. В. Кобелевым. В декоре широко использовались детали русского зодчества. Особую живописность придает разноцветная мозаика. Центральный вход на срезанном углу здания украшен декоративным мозаичным панно. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны, перестроено в 1948 архитектора Н. Онищенко. Памятник представляет собой произведение архитектуры псевдорусского стиля.

Одно из самых интересных изображений Сирина принадлежит художнице Елене Флеровой (галерея изображений ниже). Родилась в Москве 19 декабря 1943 года. Окончила Академию художеств. Победитель международных конкурсов. Ее работы находятся в галереях и частных коллекциях России, Италии, Швейцарии, Австралии, Израиля, Германии, Англии, Китая и других стран.

СССР Фильм «Садко», 1952 год. Феникс – Лидия ВертинскаяЛидия Вертинская в роли СиринСцена из фильма. Феникс – Лидия ВертинскаяВиктор Васнецов. Хумаюн, птица-веще. 1895. Дагестанский музей изобразительных искусствВ. Васнецов. Сирин (слева) и Алконост «Птицы радости и печали» (1896 г.)Художник В. Корольков, СиринКартина В. Королькова – СиринСирин, коробка. Резьба по деревуШкатулка СиринХудожник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942). СиринПопулярный принт XVIII века. Райская птица с головой девственницы. Христианское представление о языческих русалкахПотрясающий Сирин, Мифологическое существоВторая половина XIX века. Неизвестный артист. Чернила, темпера и золото. Название – «Птицы Сирии». Приобретено на Рынке в 19 г.03. Художник объединил двух одинаковых девушек-птиц, поместив их на большое дерево. Парный образ райских птиц в этой композиции характеризуется самостоятельностью решения Александра Воронкова. СиринВ. Корольков. СиринАлконост. Художник Иван БилибинЭлина Хасьянова, птичка СиринСовременное искусство. Цифровое изображение СиринГамаюн, художник В. КорольковСиняя птица счастья, ГамаюнДары алконостиИлья Глазунов. Алконостные птицы Мария Федорова. Золотая птица Сирин. 1992Первая половина 19 века. Райская птица Сирин на яблокеКартина неизвестного художника Райская птица Сирин. 1818 г. На виноградном дереве. 1710 г. Прекрасная скульптура Сирина украшает здание бывшего Русского Крестьянского банка 19 г.06 (ул. Октябрьская, 39), Полтава, Украина. Сейчас здание принадлежит службе безопасности. Построен инженером С. Носовым и архитектором А. В. КобелевымСкульптура Ситина украшает здание Бывшего Русского Крестьянского Банка 1906 г. Здание Бывшего Русского Крестьянского Банка 1906 г. Существа, мифы и истории

 

Славяне — крупнейшая европейская этнолингвистическая группа, рассеянная по Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. Сегодня большинство этих людей исповедуют христианство, но задолго до христианизации исконной верой славянских племен было то, что мы сегодня считаем язычеством. Это означает, что у религии не было организованной иерархической структуры с всесторонним контролем или четко определенными священными писаниями. Кроме того, в отличие от своих евангелизированных преемников, древние славяне не почитали божество через архетип единого Бога. Зато славяне того времени имели твердое убеждение, что все необычные явления, поставленные перед ними, так или иначе зашифрованы в природе, где можно найти все ответы. Вот почему эта языческая религия породила некоторые из самых интересных историй, которые мы теперь знаем как славянскую мифологию.

 

1. Перун и Велес
Перун, Бог Грома, через Kafkadesk

 

Хотя славянская языческая религия не была монотеистической, все же существовал верховный бог по имени Перун. Ближайшим эквивалентом из других культур был бы Зевс из греческой мифологии и Тор из скандинавской мифологии, поскольку они правят небесами как боги грома и молнии. Его противовесом является Велес, хтонический бог, связанный с водами. В то время как Перун огненный и сухой и правит миром живых из своей цитадели, расположенной на вершине высшей ветви Мирового Древа, Велес — хтонический бог, привязанный к водам, правящий от корней Мирового Древа. Он земной и влажный, так как является владыкой Преисподней, правящим царством мертвых.

 

Сам миф состоит из Перуна, преследующего змееподобное существо, которым является Велес. Велесу удается обмануть его и сбежать, превращаясь в различных животных. Считается, что Перун решил не убивать Велеса, а отправить его в Преисподнюю, мир мертвых, которому он действительно принадлежит.

 

2. Морена, богиня смерти
Цикл жизни и смерти: славянские богини Морена и Весна, через Ancient Origins

 

Имя этой славянской богини отличается от страны к стране, поэтому можно услышать Марзанну, Марену или Мару. Тем не менее, все они относятся к одной богине: Морене, языческой славянской богине зимы, смерти, урожая, колдовства и ночных кошмаров. Это завораживающее мифологическое существо — дочь богини весны Лады, олицетворяющей любовь, плодородие и красоту, и Сварога, бога огня и кузнечного дела.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Несмотря на то, что она известна как богиня смерти, роль Морены также можно увидеть на различных стадиях перехода в человеческой жизни. Эта покровительница подземного мира знаменует конец физической жизни смертных на Земле, а ее смерть знаменует собой конец зимы и символизирует возрождение весны, представленной богиней Ладой. Морена является многослойной фигурой, так как она соединяет зиму и смерть с возрождением природы и, таким образом, напрямую символизирует различные циклы человеческой жизни, а также связанное с ней плодородие.

 

3. Вила (Русалка)
Русалка, через Метрополитен-опера

 

Опять же, этот славянский мифологический персонаж имеет разные имена в разных регионах. Этот миф сумел пережить славянское язычество и упоминается даже в современной поп-культуре. Вилас упоминается в серии книг Дж. К. Роулинг « о Гарри Поттере », где они представляют собой невероятно красивых женщин-гуманоидов, способных бесконтрольно сводить мужчин с ума, в основном исполняя чувственные танцы.

 

В славянской мифологии это ошеломляющие, но демонизированные существа, красота которых настолько уникальна, что это за гранью воображения смертных, которые происходят от женщин, утонувших до того, как они вышли замуж. Они великолепны и либо обнажены, либо одеты в прозрачные серебряные одежды. Их волосы шелковистые, зеленые и длинные, напоминающие водяную траву, и увенчаны цветочным венком из цветов и трав.

 

Тем не менее, эта внешность имела свою цену для мужчин, которые хотели танцевать с ними. Легенда гласит, что их очаровательный вид привлекал мужчин, которые либо танцевали с ними и сгорали, либо подходили слишком близко к воде и тонули. В некоторых других историях эти невероятно красивые существа могут превращаться в животных, таких как змеи, волки, лебеди, лошади и соколы.

 

4. Баба Яга
Баба Яга, из Василисы Прекрасной 5, 1900, через Википедию

 

Баба Яга, возможно, самый известный миф, пришедший из славянской мифологии, и до сих пор используется в некоторых сельских районах как народная сказка. Баба Яга — людоедка, которая, как говорят, ворует, готовит и ест своих жертв, обычно детей. Ближайшим сравнением с ее персонажем будет ведьма, поскольку она также ездит на метле или ступе. Поскольку ее предполагаемой основной целью являются дети, рассказы Бабы Яги по сей день используются в качестве инструмента для родителей, чтобы напугать детей, которые плохо себя ведут. А так как говорят, что она живет в доме далеко в лесу, это часто используется, чтобы отговорить детей от того, чтобы они не уходили слишком далеко от дома.

 

Ее дом довольно тревожный, стоит на сваях на курьих ножках и может передвигаться сам по себе. Несмотря на то, что характер Бабы Яги исключительно жуткий, особенно для детей, которые с ней сталкиваются, и связан с убийствами и каннибализмом, она не совсем злая. Для тех немногих счастливчиков, которые столкнутся с ней и сумеют перехитрить ее, тем самым заслужив ее уважение, она будет очень рада помочь. В современном фольклоре образ Бабы-Яги очень похож на персонажа из сказки братьев Гримм «9».0086 Гензель и Гретель .

 

5. Кикимора
Дух дома Кикимора, через Ancient Origins

 

Если у вас когда-либо был сонный паралич, вы знаете, как это может расстраивать. Теперь представьте, что кто-то сидит вам на груди, когда вы засыпаете, а затем пытается вас задушить. По сути, это то, что древние славянские племена считали Кикимора.

 

В славянском мире есть несколько домашних духов с разными характеристиками. Кикимора выглядит довольно непривлекательным женским существом, обычно деформированным или имеющим какие-то животные конечности, такие как у собаки, кролика или курицы. Но, как это часто бывает, этот злой домашний дух может изменить форму и превратиться в красивую женщину.

 

Что особенно жутко в этом духе, так это то, что она прячется в темных местах в домах людей, живет на чердаке или за каминами и печами. Кикимора может проникнуть в ваш дом через замочную скважину, и вы можете заметить ее присутствие по звукам, похожим на те, что издает грызущая мышь. Этот дух обвиняют во многих негативных вещах в домашнем хозяйстве, от порчи еды до ночных кошмаров.

 

6. Триглав
Триглав Марека Хапона, 2014 г., из Википедии

 

Триглав буквально в переводе с большинства славянских языков означает «трехглавый». Триглав изображается как один трехглавый бог, объединяющий трех верховных славянских богов. У этого слияния богов есть головы, принадлежащие Перуну, Сварогу или Дажьбогу в ранних версиях этого мифа, или Перуну, Сварогу и Световиду в более поздних версиях.

 

Это божество весьма популярно среди южных славян, особенно в Словении и Боснии и Герцеговине, где географические точки носят имя этого славянского божества. Триглав — самая высокая гора в Словении, а гора Триглав — самая высокая вершина горы Динара, которая находится в Боснии и Герцеговине.

 

Помимо горных вершин, три головы этого славянского божества олицетворяют небо, землю и подземный мир. Древние славяне считали, что головы Триглава означают, что он правит тремя царствами этой Земли: настоящей жизнью (земля), будущим, которое нас ждет (небо), и подземным миром (царством мертвых или прошлым).

 

Еще одним примечательным аспектом этого славянского божества является то, что он носил золотые повязки на глазах и губах, поэтому он не мог видеть грехи людей, а также не мог говорить о них.

 

7. Жар-птица
Жар-птица, через Знакомство со славянами

 

Жар-птица — еще одно существо из славянской мифологии, воплощенное в виде оккультного сверхъестественного духа. Жар-птица — это небесная птица, освещенная пылающими огнями, спускающимися на Землю с небес. Это может быть самым большим благословением или самой опасной угрозой.

 

Если бы у вас хватило смелости поймать это завораживающее существо, у вас были бы равные шансы на величайшую удачу или смерть самой ужасной смертью, какую только можно вообразить. Это волшебное существо фигурирует во многих народных сказках и имеет разное значение в разных историях. Однако в каждой сказке сходным является величественное пламя, которое несет эта птица, которое сияет так ярко, что освещает все вокруг, знаменуя собой начало долгого и непростого пути.

 

Жар-птица очень похожа на историю Феникса, миф о горящей птице, которая поджигает себя только для того, чтобы возродиться из пепла. Однако единственное сходство между этими двумя — это их огонь. Феникс символизирует бессмертие, а Жар-птица представляет собой редкое и труднодоступное сокровище.

 

8. Древо жизни
Клятва Омладины под славянской липой Альфонса Мухи, 19 лет26, через Викиданные

 

Древо Жизни можно считать ядром славянской мифологии, поскольку оно связано с сотворением мира. Вообще деревья занимали особое место во всей славянской мифологии и были частью их древнейших традиций. По сути, каждое дерево было связано с божеством, которому они исповедовались в своих грехах, молились и приносили жертвы. Для них дерево было больше, чем просто аспект природы; он символизировал круг жизни и космическое возрождение.

 

Их самым важным деревом был дуб, или Древо Жизни. Корни этого священного дерева символизируют Преисподнюю; ствол — это земной мир или Царство Человека, а верхушка предназначена для богов и божественного; славянская версия Олимпа. Бог-громовержец Перун изображается в виде орла, сидящего на кроне дерева, а Велес, змееподобное существо, находится у корней, в Подземном царстве. Затем последовало поверье, что Перун защищал людей и их жилища от Велеса, особенно во время бурь. В противном случае Велес мог спрятаться в их доме, переодевшись змеем, и устроить хаос.

 

В общем, славянская мифология полна чудес, объясняемых невероятными силами, встречающимися в природе, подчеркивающими двойственность всего сущего.