Работа психолога с детьми группы риска – Рабочая программа по психологии на тему: Программа работы психолога с детьми «группы риска» и их родителями

Психолого- педагогическая работа с детьми группы риска

Психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска»

Педагог- психолог: Наскина Е.А.                                                                                                              

             

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Психологические особенности детей «группы риска»………………5

  1. Сущностная характеристика понятия «дети группы риска»……..5
  2.  Психологические особенности детей группы риска……………..10

Глава 2. Особенности психолого-педагогическая работа с детьми группы  

               риска……………………………………………………………………24

            2.1  Технология комплексного психолого-педагогического сопрово-                              

                     ждения и поддержки детей «группы  риска»……………………24

              2.2 Особенности        психологического       консультирования

                       детей «группы  риска»…………………………………………36

Заключение…………………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………………………41

Введение

             Психолого — педагогическая работа с детьми «группы риска»  является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.  Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников

              К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.

          Во-первых, здесь складываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и  изменением «Я»- концепции.

           Во-вторых, существенно влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремиться к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком.

            В третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».

           Цель исследования:  изучить особенности  психолого- педагогической работы с    детьми «группы риска».  

          Задачи  исследования:

—     проанализировать  психологические особенности  детей «группы риска»;

—     рассмотреть сущностную характеристику понятия дети«группы риска» ;

—     проанализировать формы и методы работы с детьми        «группы риска» ;

—      изучить особенности психолого-педагогической поддержки детей «группы риска».

           Объект исследования:    психологические особенности детей «группы риска».    

          Предмет исследования:  формы и методы психолого-педагогической работы с детьми «группы риска».

           Теоретические  основы  исследования:   в  исследовании  мы опирались на  положения и выводы, относительно особенностей психолого-педагогической работы с детьми «группы риска» в трудах А. Е. Личко, В. С. Мухиной, Г.М. Андреевой, Л.Ф. Обуховой, И.Т.  Шульги, И.В.  Дубровиной, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьевой и др.

            Методы  исследования:  теоретический  анализ литературы; синтез полученной  информации.    

Глава 1. Психологические особенности детей «группы риска»

1.1 Сущностная характеристика понятия дети «группы риска»

Понятие дети «группы риска» сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам[12; с. 45].

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения то

nsportal.ru

Доклад на тему «Работа психолога с детьми группы риска»

Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особоговнимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и других специалистов.К ним относятся педагогическизапущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами вразвитии (олигофрены), гиперактивные дети,леворукие дети и дети с эмоциональным нарушением.

Сегодня для нас с вами, уважаемые педагоги, является приоритетным личностно-ориентированное образование, поэтому мы в работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности, уже с первого дня пребывания ребенка в школе. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.

Задачей такого подхода является наиболее полное выявление

индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его

собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать

потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с

учащимися «группы риска». Как ни кто другой, они требуют пристального

внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки

программ коррекционного развития.

А теперь конкретно остановимся на некоторых из них.

Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита

внимания

Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и

тормозящего контроля.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируются чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками

внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей

сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется

инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными

нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она

обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у

них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят

неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом

невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на

взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со

сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко

отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

Рекомендации педагогам:

Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным

привлечением родителей и учителей.

Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома

дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать специально разработанные коррекционно — развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания.

Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Леворукие дети

Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую

проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворукихдетей и они пишут удобной для них рукой. Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее

использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной

сферы могут иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций:

дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти,

зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом,

раскладывание по «полочкам».

4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их

эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

— зрительно – моторной координации;

— точности пространственного восприятия;

— зрительной памяти;

— наглядно – образного мышления;

— способности к целостной переработке информации;

— моторики;

— фонематического слуха;

— речи.

Рекомендации педагогам.

Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и

левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариантначертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письмапротивопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует

отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи

с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Дети с эмоциональным нарушением

Развитие эмоционально – волевой сферы – один из важнейших компонентов

готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка

бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоциональнорасторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего

экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают – их плач и

стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются

громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Рекомендации педагогам:

Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии

эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить

особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с учащимися и родителями, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка.

Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку.

В нашей школе тоже есть контингент таких детей, с которыми социально – психологической службой проводится определенная работа: выявление таких детей, посещение семей с целью обследования ЖБУ в которых живет ребенок, индивидуальные беседы с родителями, детьми и педагогами, в ходе которых им даются рекомендации. С детьми проводятся различные методики, с результатами которых знакомятся кл. руководитель и по необходимости родитель. Затем планируется коррекционная работа.

В завершении хочу отметить,что ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким он вырастит.

Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения.

Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети «группы риска» не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов. Поэтому организация обучения и воспитания детей «группы риска» должна осуществляться в тесном сотрудничестве, родитель, ребенок, педагог, и только тогда эта работа будет эффективной.

«Липихинская ООШ»

Работа социально –психологической службы

с детьми «группы риска»

Психолог: Белан О. В.

Декабрь 2015 г.

infourok.ru

Работа педагога-психолога с детьми «группы риска»

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения и затем работать над устранением этих причин.

  1. Выявление учащихся «группы риска».

Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

  • учебная деятельность;

  • взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми;

  • проведение личного времени;

  • поведение и поступки учащегося.

Способы получения необходимой информации самые разные: наблюдения, беседы с учащимся, учителями и родителями (или опросы), анализ посещаемости занятий, диагностическая работа (опросник «СОП», опросник агрессивности Басса-Дарки, первичная диагностика «детей группы риска» и т. д.).
2. Планирование работы с учащимися «группы риска»

Продуманный и скоординированный план работы с учащимися «группы риска» во многом определяет успех коррекции отклоняющегося поведения. Различают два аспекта планирования, взаимно дополняющие друг друга:

  • мероприятия, рассчитанные на всех учащихся «группы риска»;

  • индивидуальная работа с каждым из таких школьников.

Коррекционные программы:

  1. Журнал «Вопросы психологии» № 6, 1994 год – австралийская программа предупреждения отклоняющегося поведения (АППОП). Данная программа содержит рад разнообразных психотехнических приёмов, сгруппированных в 8 разделов, каждый из которых призван решать свои задачи:

  • «Я-концепция» (Упражнения «Автопортрет», «Кто я?», «Какой я?», «Мои сильные и слабые стороны» и др.)

  • «Самоуважение» («Положи себя под микроскоп», «Мои проблемы», Самокритика» и др.)

  • «Чувства» («Я тебя понимаю», «Цвета эмоций», «Рисунок музыки», «Нарисуй свой гнев» и др.)

  • «Коммуникация» (Интервью», «Слушаем молча», «Язык без слов» и др.)

  • «Отношения» («Скажи мне, кто твой друг», «Я и моя семья», «Симпатии», «Спина к спине» и др.)

  • «Ценности» («Мои добрые дела», «Хобби», «Мои идеалы» и др.)

  • «Решения» («На острове», «Жизнь заново», «»Уверенность в себе» и др.)

  • «Преодоление стресса» («Созерцание», «Антистрессовая релаксация», «Гармонизация с природой», «Нарисуй свой страх» и др.)

2) Журнал «Школьный психолог» № 29, 2004 г. – программа психологического тренинга внутригруппового взаимодействия «Профилактика девиантного поведения подростков» (авторы: Е.Гедзь, Н. Середенко – психологи центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», г. Москва).

Цель программы: предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы:

  • выработка адекватных и эффективных навыков общения;

  • формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, позволяющих адаптироваться в условиях коллектива класса и школы;

  • предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков;

  • формирование осознанной позиции, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Самое важное в работе с учащимися «группы риска» – согласованность действий педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР, классного руководителя, учителей-предметников, инспектора ОПДН ОВД и родителей.

infourok.ru

Документация по работе с детьми «группы риска»

Дети, воспитывающиеся в семьях в непростых социальных условиях, нуждаются в особом внимании со стороны психологов, педагогов, классных руководителей и всех тех, кому не безразлично будущее нашего общества. С чего начать работу, как проследить динамику изменений в поведении подростка, как оформить это документально? Каждому из нас хочется достичь в работе с данными детьми стойких результатов, но для этого необходимо понимать, прежде всего, причины возникновения отклонений в поведении. В своей практике работы с детьми «группы риска» я разработала и внедрила в практику следующую документацию:

1. Список детей, стоящих на различных видах контроля 20__-20__ учебный год (заполняет классный руководитель)

Ф.И. класс Вид контроля

1.

 Анна М. 4 ККР

2.

Ольга И. 7 ВШК

3.

Роман Т. 9 ОДН

Примечание: ККР – контроль классного руководителя.

2. Причины постановки учащихся на контроль (Приложение 1)

3. Социальная карта учащегося (Приложение 2)

4. Список детей «группы риска» посещающих факультативы, спортивные секции

Ф.И. класс Что посещает
       

5. Контроль за пропусками.

Ф.И. ученика число Причина пропуска Что сделано
         

6. Вызов в школу родителей.

Ф.И. ученика причина Что сделано Роспись родителей
       

7. Карта личности школьника. (Приложение 3)

8. Индивидуальный план работы с учащимся. (Приложение 4)

9. Отчет о проделанной работе (заполняется в свободной форме).

И еще. Заполняя данные таблицы каждый день (по необходимости) вы увидите свой результат работы в конце учебного года. Времени на заполнение не требуется много, а результат и удовлетворение от проделанной работы колоссальный!

urok.1sept.ru

Статья «Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»»

Современные методы профилактической работы педагога-психолога

с обучающимися «группы риска»

В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были ещё и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года. …

У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

То же самое происходит и в наше время. Для профилактической работы нужно оценивать ситуацию (каких детей, с какими проблемами) и адекватно подбирать методы профилактической деятельности.

Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.

Выявление учащихся «группы риска» 


Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

— учебная деятельность;

— взаимоотношения со сверстниками;

— взаимоотношения со взрослыми;

— проведение свободного времени;

— отношение к труду и профессиональная ориентация;

— поведение и поступки.

Способы получения необходимой информации самые разные: наблюдения, беседы с учащимся, учителями и родителями (или опросы), анализ посещаемости занятий, анализ оценок в классном журнале и работы ученика в тетрадях, диагностика.

В случае работы педагога-психолога, это дети и/или их семьи, которые поставили на внутришкольной учет, либо на учет в ОДН, либо в КДН; дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик).

Отдельно хочется отметить, что дети, которые стоят на учете или чьи семьи стоят на учете, разные. Есть дети действительно «трудные», «педагогически запущенные», есть дети хорошие, попавшие в определенную жизненную ситуацию (когда ребенок защищает друга/ подругу).

В зависимости от причины включения в «группу риска», профилактическая работа будет построена по-разному.

Поэтому, в первую очередь, необходимы консультационная беседа и проведение психодиагностических мероприятий.

  1. Диагностическая беседа будет включать в себя определение эмоционального состояния, мотивации и потребностей ребенка, его жизненной ситуации. Слова подростка из «Педагогической поэмы»: «Зачем мне ходить в школу, если мне есть нечего». Нужно узнать, удовлетворены ли базовые потребности ребенка, чтобы строить дальнейшие планы профилактической и коррекционной работы.

Если обратиться к исследованиям трудных детей, то оказывается, что у них гипертрофированы материальные, личные, чисто органические потребности (вкусно поесть, хорошо одеться и др.), духовные же потребности (познавательные, нравственные, эстетические) находятся на низком уровне развития.

  1. Психодиагностика подтвердит или опровергнет предположения, построенные в ходе диагностической беседы.

Младшие школьники:

  • методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.)

  • иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой.

  • проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля)

Методика Рене Жиля применяется у детей от 4 до 12 лет и их родителей для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Методика позволяет установить быстрый контакт с ребенком. Сначала ребенок заполняет методику, далее родителя просят угадать ответы ребенка. Это дает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу.

Средняя и старшая школа:

  • Методики на определение уровня развития познавательной сферы (ШТУР, корректурная проба, задания на запоминание, матрицы Равена и т.д.)

  • Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей, методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» (Прутченков А. С., Сиялов А. А., 1994), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки и т.д.)

  • Проективные методики –Метод цветовых выборов МЦВ Л.Н.Собчик — модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Рене Жиля

  • Исследование социально-психологического климата (Социометрия)

  • Исследование мотивационной сферы – анкета Н.Г.Лусканой для 5 класса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников — Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6–9-х классов, однако можно использовать его и в 10–11-х классах.

  1. Выбор программы развивающих коррекционных занятий. В принципе, коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога в то же время является и профилактикой нежелательных проявлений детей «группы риска».

  • Тренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ.

  • Тренинги для детей определенных групп риска (например, для неуверенных детей – тренинг уверенности в себе, агрессивных – «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» О.С.Гришанова, тренинг профилактики суицида и т.д.).

  • Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений.

Главные направления профилактической работы с детьми «группы риска»

  1. Дни профилактики

Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.

  1. Проведение тематических мероприятий (День Психологии, День Толерантности) с привлечением к организации и участию детей, входящих в группу риска

  1. Организация школьного театра

  1. Организация «Совета отцов».

Такой опыт используется довольно успешно. Выбирается «Совет отцов» из наиболее влиятельных отцов школы. Периодически проводятся заседания Совета, куда вызывают хулиганов и их отчитывают за плохое поведение. Такая система хорошо себя показала в Казахстане.

Цели и задачи Совета отцов.

Основной целью Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения,    обобщение  и распространение   опыта   успешных   семей,   способствующих   функционированию    и развитию общеобразовательного учреждения, содействие   в   планировании   и организации  профилактической работы с неблагополучными  семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.

Задачами Совета отцов являются:

— координация вопросов, относящихся к воспитанию детей;
— оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях;
— развитие школьного самоуправления;
— расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона;
— развитие материально-технической базы школы.

В своем выступлении один юморист сказал: «Куда пропали все неформалы – готы, скин-хеды, панки? Мне кажется, что все они пересели на самокаты». Также и нам, нужно переключать ребят на положительное.

  1. Организация детей по клубам, кружкам, секциям.

  1. Социальная активность

Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию в концертах.

  1. Возможности самореализации

Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка.

  1. Просвещение педагогов

В книге «Возрастная и педагогическая психология авторов М.В.Гамезо, Е.А, Петровой, Л.М.Орловой в статье «Некоторые вопросы психологии перевоспитания» говорится о том, что перевоспитание необходимо, когда у ребенка сложились плохие привычки, сформировалась отрицательная мотивация и отрицательная направленность личности.

Привычные формы поведения – динамический стереотип. Сложившийся динамический стереотип — цепь реакций, которые осуществляются одна за другой почти без участия сознания. Поэтому при попадании в привычную ситуацию (школьная, семейная или какая-либо другая обстановка) эта система реакций срабатывает, проявляется часто автоматически. Даже если ученик дает слово исправиться, сознает неприглядность своего поведения и хочет его изменить, ему трудно затормозить привычные реакции в привычных условиях. Только длительное неподкрепление этих привычных реакций и создание условий для их непроявления может разрушить старый стереотип. При этом старый стереотип должен быть заменен новым.

Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе.

Так как ломка старого и формирование нового стереотипа обязательно предполагает создание новых условий, то очень важно знать условия, которые породили «трудность» (безнадежность, вредные влияния окружающих, обстановка в семье), с тем, чтобы по возможности устранить их или изменить.

Отрицательная направленность личности создает вполне определенные доминанты. Подросток говорит о дурном, думает о дурном, он как бы глух к хорошим предложениям окружающих прочитать серьезную книгу, помочь другому человеку и т.д.

Однако если возникают одновременно две доминанты, то они взаимно угнетают друг друга и побеждает, как правило, более сильная. На этом и должна быть построена вся система перевоспитания трудных: в противовес возникшим «дурным» доминантам нужно создавать, вызывать у подростков иные — полезные, «хорошие», укреплять, усиливать их до полного вытеснения ранее сложившихся.

В связи с этим совершенно недостаточно, чтобы подросток отрекся от старых взглядов, потребностей, идеалов — следует заменить их новыми, чтобы новые вытеснили старые и заняли их место. Переключить его энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого.

Т.к. внешнее всегда преломляется через внутреннее, недостаточно проведения бесед со ссылками на примеры хорошего поведения с попытками вызвать укоры совести, желание исправиться. Опора на такие мотивы, как потребность в сочувствии и защите взрослого, одобрении окружающих, потребность занять конкретное место в коллективе, создает необходимую положительную мотивацию подростка, благоприятные внутренние условия для перевоспитания, для замены старых привычек, взглядов, идеалов новыми.

При работе с трудным ребенком нужно понимать и учитывать его внутренние мотивы.

  • желание выделиться из массы других подростков, утвердиться в коллективе, привлечь к себе внимание и т.п. – грубит и срывает уроки;

  • физическое притеснение одноклассников – хочет пользоваться уважением и привлечь внимание

Одним из способов перевоспитания может быть «замена действия». Успех перевоспитания будет заключаться в том, чтобы найти такую задачу для подростка, которая давала бы ему возможность психологического удовлетворения (обеспечивала ему завоевание достойного места в коллективе, преодолевала его чувство ущемления, способствовала проявлению его взрослости) и вместе с тем не была бы антиобщественной.

  1. Организация подросткового добровольнического движения (волонтерское движение)

Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий

  1. Работа с родителями.

Проведение просветительских бесед с родителями на родительских собраниях, в индивидуальном порядке.

Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.)

У родителей должна быть откровенная, выраженная заинтересованность в успехах детей, личный контакт с ними, умение выслушать.

Родители – необходимо рассказать об особенностях возрастного периода ребенка, конструктивных способах решения конфликтов, Я- и Ты-высказываниях, технике активного слушания.

Конструктивный способ разрешения конфликтов

  1. Прояснение конфликтной ситуации.

  2. Сбор предложений.

  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.

  4. Детализация принятого решения.

  5. Выполнение решения, проверка.

Продуктивное разрешение конфликтов предполагает:

  • Восприятие поиска решения как творческой задачи.

  • Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка.

Техника «я-высказывание»: как сделать чтобы вас услышали

Техника «Я-высказывание» — с одной стороны очень простая, а с другой — не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Разберемся, что к чему.

«Я- высказывание» передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации

Алгоритм «я-высказывания»

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я не знаю, как реагировать…»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось…»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так…», «В следующий раз сделай…»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Формула

Ситуация + Я — чувство + Объяснение

Примеры

«Ты — высказывание» / «Я — высказывание»

* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

* Что ты все время разговариваешь параллельносо мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.
МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!
ДОЧЬ: Ну, мам, потом!
МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться…
ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. 

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу…
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).

Результаты активного слушания

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

…Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно… (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…
МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. 

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003

  3. Макаренко А.С. Собрание сочинений в пяти томах. Том I. – Москва: изд-во «Правда», 1971. – 431 с.

  4. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост. М.Ю.Мизайлина, М.А.Павлова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 226 с.

  5. Родители и подростки: навстречу друг другу/ Е.А. Леванова, С.И.Шевченко, М.В.Ковалевская / Под общ.ред. Е.А.Левановой. – М.: «Педагогическая литература», 2010. – 240 с.

  6. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми/ авт.-сост.М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 232 с.

infourok.ru

Статья из опыта организации работы педагога-психолога с детьми группы «риска»

Особенности  работы с детьми и семьями группы «риска» школьного психолога 

Введение в проблему.

Основной трудностью, решения проблемы работы и консультирования с детьми группы «риска» является сложившаяся устойчивая практика обращения к психологу только тогда, когда учителя или родители уже не могут справиться с обострившейся проблемой ребенка. Наибольшей эффективностью в решении данного рода проблем обладают профилактические меры, препятствующие появлению социально-опасного поведения. Они направлены на расширение возможностей, поиск наиболее правильного и принимаемого обществом способа поведения.

Профилактическая работа имеет три уровня:

  1. Первичная профилактика — работа со всем контингентом детей.

  2. Вторичная профилактика —  работа с детьми группы учебного и поведенческого риска.

  3. Третичная профилактика — работа  с детьми, имеющими социальную дезадаптацию или негативную форму адаптации (реабилитация).

Педагог-психолог школы, в своей работе, должен быть ориентирован, прежде всего, на первичную профилактику, которая подразумевает создание оптимальных условий для развития ребенка.

При сложившейся практике работы, психолог работает с третичной профилактикой, часто уровень третичной профилактики требует комплексного подхода к решению проблемы, в сложившихся условиях работы, когда в школьном штатном расписании психолог остался только один, из специалистов подобного рода, данная работа должна проводиться преимущественно в ПМС центрах. Школьный невроз, подростковый суицид, детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, ранние половые связи — эти проблемы только силами школьного психолога решены быть не могут. Поэтому надо активнее вести работу на уровне первичной профилактики, привлекать к профилактической деятельности ребят используя волонтерское движение, расширять межведомственные связи.

На уровне вторичной профилактике работу должен вести весь педагогический коллектив, классный руководитель и психолог. В последнее время наблюдается такая практика в работе с детьми группы «риска», их либо не замечают (пока что-то не случится, либо просто отводят к психологу («сделайте что – нибудь»)

Но психопрофилактическая работа не всегда видна, а поэтому и неблагодарна. Ведь если что-то не случилось, трудно доказать эффективность проведенных предварительных мероприятий, а если что-то случилось – значит было плохо организована профилактическая работа, круг замкнулся.

Нельзя ставить перед психологом невыполнимых задач, заставлять его как можно скорее доказать, на что он способен. Необходимо надеяться, что психолог пришел в школу надолго. Администрации следует сформировать у коллектива установку, что психолог не гипнотизер, не волшебник, не все сразу может решить. Если администрация союзник и поддержка психолога, то самый лучший и эффективный способ организации профилактической работы — «заразить» учителей желанием работать с детьми; уважая их личность. Таким образом, профилактическую работу начинает проводить психолог, а в младших классах подключает себе в помощь волонтеров-старшеклассников, далее работа может идти через педагогов, при необходимости, под контролем и консультации психолога.

Работа психолога с учащимися «группы риска»

Основные направления  работы с подростками «группы риска»

В « группу риска» входят следующие категории детей и подростков:

  • общее отставание в обучении;

  • дезадаптация к школе;

  • девиантное и делинквентное поведение.

Анализ «трудных» учащихся показывает, что чаще всего это:

  • сироты, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети, перенесшие психотравмирующую ситуацию, имеющие посттравматический синдром, т.е. пережившие кризисное состояние личности.

Помочь «трудному» подростку преодолеть имеющиеся проблемы – это, значит, научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и прежде всего, в своих собственных.

Любая работа начинается с индивидуальной встречи, куда приглашается ребенок вместе с родителем (законным представителем), о встрече договаривается классный руководитель. В ходе беседы сразу виден стиль детско-родительских отношений (при необходимости родителям дается анкета), нацеленность родителей на совместную деятельность. Стоит отметить, если родители настроены отстраненно, результаты работы будут практически не заметны, без совместной работы: родитель — ребенок-психолог-педагог, результат помощи не значительный и кратковременный.

Работа ведется по четырем направлениям:

1.В ходе консультации выявление индивидуальных особенностей личностной и мотивационной сфер, выявление разного рода отклонений в поведении и отставании в учении (выделение «группы риска»), заполнение диагностического листа.

2.После индивидуального обследования и первой консультации составляется программа работы с ребенком, как правило, программа создаются на основе блока игр.  Целью индивидуального курса реабилитации является: обеспечение психологического комфорта в семейных условиях, помочь детям осознать свое «Я», повысить самооценку, снизить конфликтное состояние.

3.Консультация, психологическое просвещение и сопровождение родителей.

4.Коррекционно-развивающая работа.

Консультирование родителей.

Цель работы с родителями: коррекция неэффективного родительского отношения к детям, гармонизация отношений в семье.

Задачи коррекции: снижение абмициозности, претензиозности в требованиях к ребенку, введение похвалы, навыков активного общения.

Важнейшим элементом работы с родителями является:

  • Пересмотр межличностных отношений в семье.

  • Устранение авторитарного подавления или безразличного отношения к ребенку.

  • Введение системы поощрения и похвалы.

Поставленная цель осуществляется, прежде всего, через консультативную помощь родителям. Индивидуальное консультирование родителей является самым энерго- и времязатратным процессом, родители очень легко изменяют, пропускают назначенное время встречи, не выполняют намеченный на консультации алгоритм действий, срываются с выработанной стратегии поведения, в итоге приходится начинать все сначала. Поэтому, исходя из опыта работы, перешли на режим кратковременных бесед, в ходе такой встречи дается краткий обзор намеченных действий для родителей, в более глубоких случаях посылаем на консультирование в  ГСКУ АО ОСРЦ ДН «Исток», Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие».

Формы работы с семьей детей «группы риска»:

1.Традиционные: индивидуальные консультации; лектории в режиме тематических выступлений на классных родительских собраниях; проведение «круглых столов» с учителями предметниками о детях «группы риска» с обязательными рекомендациями; Советы по профилактике правонарушений с присутствием родителей, учащихся группы «риска», инспектора ПДН

2.Нетрадиционные: посещение на дому «трудных» семей и родителей, идем в те семьи, которые избегают взаимодействия со школой

Цель посещения установить контакт с родителями, необходимый для дальнейшей коррекционной работы. Ставим задачи посещения:

  • Первичное знакомство — психолог, классный руководитель, инспектор ПДН (если семья ассоциальная).

  • Проследить, чем занят ребенок после школы — психолог, классный руководитель, инспектор ПДН.

  • Посмотреть, как общается ребенок со своими родителями, матерью, бабушкой — психолог.

  • Беседа с родителями, ребенком в домашних условиях — психолог

Домашние беседы

Домашние беседы очень эффективны, т.к. родителям и детям в привычной, домашней обстановке даются рекомендации позитивных способов общения, постепенно формируя продуктивные коммуникативные умения, и, как показывает опыт, такие посещения и рекомендации помогают изменить отношение к работникам школы, дают возможность организовать дальнейшие встречи на территории школы, снимают барьеры эффективного взаимодействия.

Как только контакт установлен и родитель понял, что с ним общаются не только чтобы сказать, что сделано что-то плохо, но и оказать помощь, он готов к посещению школы.

После этого, вся основная работа перемещается в кабинет психолога:

-Консультативная работа, беседы с родителями и детьми «трудной семьи» (темы бесед с родителями в приложении)

Планируем: привлечение родителя(лей) к участию во внеклассных мероприятиях вместе с детьми- повышает в основном невысокий статус в классе у трудного подростка;

неформальное объединение «Семейный клуб» по схожести проблем, поскольку все живут в одном микрорайоне, все знают друг друга, а зачастую в курсе и всех семейных затруднений

Литература

  1. С.В.Кривцова, Е.Ю.Патяева «Семья- искусство общения с ребенком». Министерство образования Московской области 2008г.

  2. С.С.Столина, О.В.Карабанова «Программа работа с родителями» Москва 2004г.

  3. А.С.Прудченков. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М-1991г.

  4. М.В.Маленкова Человековедение (программа и методические материалы), М., ТОО «Интел Тех», из-во «Знание» Россия — 1993г.

  5. Р. Фишер, У.Юри Путь к согласию, или переговоры без поражения /Пер. с англ. А.Гореловой., М., Наука, 1990г

  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть I и II –– Москва: Генезис, 1998

infourok.ru

Материал по психологии: План работы педагога-психолога с детьми группы риска на 2018-2019 учебный год

Вид деятельности

Мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Примечания

1

Индивидуальная диагностика детей группы риска

1.Исследование личностных и особенностей.

2.Исследование актуальных психологических проблем (проективные методики)

3.Диагностика межличностных отношений.

4.Диагностика школьной тревожности личности.

Сентябрь – октябрь

В течении года

В течении года

В течении года

Педагог-психолог

2

Коррекционно-развивающая работа

(индивидуальная или групповая)

1.Индивидуальные формы работы

2.Занятие на развитие коммуникативных навыков.

3.Занятия на формирование учебной мотивации.

4.Занятия направленные на коррекцию поведения

Один раз в месяц

В течении года

В течении года

В течении года

Педагог-психолог

По результатам тестирования

3

Консультирование

1.Психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей.

2.Консультирование классных руководителей и учителей предметников

В течении года

В течении года

Педагог-психолог

4

Просветительская работа

Индивидуальные и групповые беседы, направленные на профилактику:

— табакокурения;

— приема ПАВ;

— вымогательства

В течении года

Педагог-психолог

nsportal.ru