Работа с гиперактивными детьми в школе: Работа с гиперактивными детьми в школе

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Ребёнок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Всё это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

1. Ребёнку нужно постоянно двигаться. Он отвлекается, разговаривает на уроках, крутится, раскачивается, сидит, подложив ноги под попу, при утомлении его моторная активность повышается. Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ. Нужно, чтобы в мозг постоянно поступали питательные вещества, а это возможно только при движении. Если гиперактивного ребёнка заставить сидеть спокойно, ему будет сложнее думать. Поэтому учителям нужно позволить детям двигаться во время урока. Например, если ребёнок утомляется, предложить походить по классу (найти для этого какой-то законный повод!) или дать физическое задание: протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой.

2. Ребёнок быстро устаёт от рутины. Ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже в них разобрался. В других странах детям с СДВГ на 30% снижают количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий), а учителя не требуют, чтобы дети выполняли все примеры, если ребёнок усвоил тему. В случае СДВГ повторение никак не влияет на качество усвоения материала. Хорошо если такие дети могли бы во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, и это никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребёнок начинает отвлекать своих соседей и разговаривать с ними.

3. Дети с СДВГ часто не очень аккуратно оформляют домашние работы. В тетрадях много исправлений, помарок. Поэтому учителям стоит смотреть на содержание работы, а не на оформление, и помнить, что снижение оценок за плохо оформленную работу будет снижать мотивацию к учёбе.

4. Гиперактивные дети боятся больших объёмов. Если такому ребёнку сразу дать 20 примеров, он испугается. Но если ребёнку дать те же 20 примеров на отдельных карточках пять раз по четыре примера — он сделает все и гораздо быстрее. Кроме того, это ещё и хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. То есть просто нужно делить большие объёмы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребёнок может что-то забывать. Например, как выполнять какое-то задание или вообще конечную цель работы (плохая оперативная память). В итоге детям опять снижают оценки, мотивация падает. Нужно концентрировать внимание ребёнка на всех пунктах задания в упражнении, спрашивать, что нужно не забыть сделать. Кроме того, гиперактивные дети часто забывают свои вещи. Можно напоминать ребёнку об этом или поощрять, если он не забыл взять свои вещи. Эффективен метод «напоминалок» — маленьких записок, наклеек на пенале, благодаря которым ребёнок может вспомнить что-то с собой взять, сделать или куда-то сходить.

6. Ребёнок часто отвлекается. Желательно посадить его ближе к учителю, чтобы было легче сосредоточиться. Если ребёнок отвлёкся, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Или обсудите с ребёнком, как помочь ему не отвлекаться на уроке.

7. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени. Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребёнка. Он просто не замечает, что прошло больше времени, чем он думал. В результате опаздывает и не успевает что-то доделать. В таких случаях нужно либо постоянно напоминать ему время, либо научить ребёнка ставить таймер, либо самому ставить таймер (или песочные часы) так, чтоб он их видел.

8. Дети с СДВГ импульсивны. Такому ребёнку трудно удержаться и не выкрикнуть ответ, если он его знает. Трудно не вмешаться в процесс, если происходит что-то для него интересное. На уроках можно ввести специальные таблички, на которых дети могут писать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. Или придумать поощрение, если он сдержался и не перебил одноклассника.

9. Дети с СДВГ эмоциональны. Они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (гиперактивные дети очень общительны и любят поговорить). В этом случае ребёнку нужна поддержка или помощь, чтобы наладить отношения с одноклассниками. Например, вмешаться в игру и помочь правильно распределить роли.

10. Ребёнок всегда что-нибудь делает не так. Шумит, бегает и утомляет окружающих. Попробуйте понять, какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Иначе придётся непрерывно делать ребёнку замечания. Он начнёт игнорировать всё, что вы ему говорите, и у него упадёт самооценка. Будьте избирательны: обращайте внимание только на то поведение, которое вы решили исправить.

11. Гиперактивного ребёнка можно научить всему. Даже делать сложные для него (по физиологическим причинам) вещи. Но для этого нужно создать ему внешнюю мотивацию.

В этом может помочь система поощрения, которой учителя и родители могут пользоваться вместе. Допустим, вводится несколько правил (три), которые ребёнок должен выполнять в школе. За их выполнение он получает плюсики от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок делает сам и красиво оформляет). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь». Затем родители награждают ребёнка за плюсики, для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый бонус стоит определённое количество плюсов. Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Система наказаний у детей с СДВГ обычно или просто не работает (плюсики ребёнок будет терять быстрее, чем накапливать), или приводит к депрессии.

Ещё можно использовать систему выработки навыка желательного поведения, причём для всего класса. Об этой системе писал психиатр Бен Фурман в книге «Навыки ребёнка в действии». Выбирается один навык, которому учится весь класс. Допустим, быть готовым к уроку вовремя. Значит, что как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять возле своей парты, а на столе лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, учитель их хвалит и кладёт шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной — это означает, что класс освоил навык. За это дети получают какое-то награждение: чаепитие, грамоту, поход в зоопарк и тому подобное.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ | Статья:

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ.

«Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться»

Доктор мед. наук, профессор Ю.С. Шевченко

В настоящее время проблема гиперактивности является актуальной, так как с каждым годом увеличивается число гиперактивных детей.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Педагоги, работая с гиперактивными детьми, отмечают у них нетерпеливость, непоследовательность, импульсивность, вспыльчивость, неугомонность. Для гиперактивных детей может быть характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Гиперактивность – это чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Гиперактивность – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.

Педагогам группы отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Современный педагог должен знать физиологические и психологические особенности гиперактивного ребенка, владеть практическими методами организации работы с гиперактивными детьми в детском саду.

При организации психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми акцент делается на развитии умений ребенка:

— концентрировать внимание;

— доводить начатое до конца;

— контролировать свои движения;

— снимать мышечное напряжение;

— контролировать свои эмоциональные проявления;

— расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Работа с гиперактивными детьми организуется в трех направления:

1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. При необходимости работа с гневом.

Подбирая игры, особенно подвижные, для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому необходимо включать таких детей в коллективную деятельность поэтапно: сначала индивидуально, затем в малую группу, потом в коллективные игры.

Игры на коррекцию гиперактивности должны быть подобраны в следующих направлениях:

— игры на развитие внимания;

— игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;

— игры, развивающие навыки волевой регуляции;

— игры, направленные на развитие умения общаться.

Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных ему правил поведения в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие, понятные правила, дополненные терпением и пониманием педагогом, готового в нужный момент напомнить правила, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно контролировать свое поведение.

В общении с гиперактивным ребёнком педагоги должны соблюдать следующие правила:

1. Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, иначе он еще более возбудится.

2. При необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребёнка за руку, погладить его по голове, прижать к себе.

3. Во время занятий сажать ребенка рядом с собой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.

4. В середине занятия дать возможность подвигаться: физ.минутка, попросить что–нибудь поднять, принести и т.п.

5. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.

Правила работы с гиперактивным ребенком

  • Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным, сдерживать раздражение

«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком

  • Отвлечь ребенка от его капризов.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

  • Заранее договариваться с ребенком о времени игры, длительности прогулки и т.д.
  • Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  • Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе и дома.
  • Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  • Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Выполнение педагогами ряда психолого-педагогических рекомендаций, поможет им эффективно строить общение с гиперактивным ребенком. В свою очередь это окажет положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. У него будут сформированы навыки общения, игровые умения. Внимание будет более устойчивым. Он сможет контролировать свое поведение.

Таким образом, гиперактивным детям необходима помощь со стороны педагогов, которые владеют различными методами и приемами работы с ними.

Литература.

  1. Брязгунов И.П., Касатникова И.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Институт психотерапии, 2001.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005.
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа пресс, 2001.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2010.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг   эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2006.
  6. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Проблемы   маленького    ребенка. СПб.: Речь, 2002.
  7. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
  8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. М.: Флинта, 2009.

5 отличных способов помочь гиперактивным детям учиться

Гиперактивные дети сводят вас с ума в классе? Большинство учителей сказали бы да. Гиперактивные ученики требовательны, но значит ли это, что вы отказываетесь от них? Конечно, нет!

При правильном подходе к гиперактивным ученикам это может превратиться в прекрасный опыт взаимной мотивации и уважения.

Гиперактивным детям просто нужно больше внимания. Большинство детей активны по своей природе, но гиперактивные дети всегда в движении, перескакивая с одного занятия на другое. Им трудно обращать внимание на уроки, когда вы используете традиционные методы обучения.

Вот почему вам нужно ввести другие стратегии, которые привлекут гиперактивных учеников на их собственном уровне. Хорошая новость заключается в том, что эти методы также делают процесс обучения более увлекательным.

1. Научите их расслабляться

Внимательность в школах может показаться взаимоисключающей концепцией, но многие учителя испытали на себе ее преимущества. Недавние исследования показали, что программы и методы осознанности приносят положительные результаты в классе. В 2016 году средняя школа из Нью-Йорка ввела программу йоги. Учащиеся, которые участвовали, имели значительно более высокий средний балл по сравнению с группой учеников, которые не занимались йогой.

[Бесплатная загрузка: 5 упражнений на внимательность для учащихся с СДВГ]

Дело не только в оценках. Другое исследование среди старшеклассников показало, что йога помогает ученикам контролировать свои эмоции.

Осознанность означает пребывание в настоящем моменте без привязанности или осуждения. Для гиперактивного ребенка это означает ощущать текущую ситуацию своим телом и разумом и примиряться с ней.

Внимательность обычно достигается с помощью техник медитации. Медитация тренирует ум отбрасывать отвлекающие факторы и присутствовать в текущем моменте. Если вы считаете, что ваши ученики слишком молоды или слишком невнимательны для медитации, вы можете начать с простых техник дыхания и релаксации. Они также приводят к сосредоточенному состоянию ума.

  • Во-первых, вы должны знать, как реализовать релаксацию и дыхание в классе. Найдите хорошего инструктора в вашем районе и возьмите несколько занятий. Поговорите с ними об обучении детей техникам релаксации и дыхания. Возможно, пригласите их в класс, чтобы они могли провести короткий сеанс релаксации.
  • Объедините технику релаксации с позитивными визуальными образами. Многие спортсмены полагаются на визуализацию, чтобы улучшить свои результаты. Поскольку вы имеете дело с гиперактивными учащимися, попросите их представить себе успокаивающую сцену, например сад, пляж или тихий лес.

2. Поощряйте практическое обучение

Гиперактивные учащиеся лучше всего учатся, когда они вовлечены в процесс. Вы не можете ожидать, что они будут спокойно сидеть за своим столом, слушать лекцию и сдавать тест. Это слишком сложно для них. Выполнение всегда лучше, чем прослушивание , поэтому вы можете превратить их выполнение в учебную деятельность.

  • Попросите их нарисовать иллюстрации к книге, которая является частью учебной программы. Это хороший способ научить писать эссе и рассказывать истории.
  • Говоря об эссе, свяжите своих учеников с профессиональными писателями, которые могут предоставить пошаговые инструкции, которые вовлекут их в процесс написания.
  • Учителя часто советуют родителям практиковать практическое обучение со своими детьми.
    Почему бы не воспользоваться собственным советом? Вместо того, чтобы преподавать науку в классе, время от времени находите науку за стенами классной комнаты. Отправляясь с классом в парк, вы можете испытать свое терпение, но если вы хорошо организуете экскурсию, вы можете научить своих учеников учиться, пока они исследуют.

[Как обучение на основе проектов может пробудить в вашем ребенке любовь к учебе]

3. Позвольте им двигаться

Гиперактивным детям по определению трудно оставаться на месте. Для них слишком долго оставаться за рабочим столом — пытка. Эти студенты являются кинестетическими учениками. Это неплохо. Это возможность для вас внедрить в свои образовательные программы свежие методы, соответствующие этому стилю обучения.

  • Превратите урок истории в актерский проект. Каждому ученику достается роль, и они разыгрывают сценки из урока. Вы можете быть рассказчиком, вводя даты и факты в драму. Им будет намного легче запоминать информацию, когда они узнают ее посредством активной игры.
  • Если вы хотите что-то спросить, аккуратно бросьте мяч ученику вместо того, чтобы обращаться к нему или к ней по имени. Это простое занятие, которое добавляет веселья обсуждениям.
  • После получаса сидения за партами наградите своих учеников, пригласив их встать, потянуться и принять участие в минутной танцевальной паузе.

4. Научите их быть полезными

Гиперактивные дети хотят и нуждаются в движении. Направьте эту потребность в полезную деятельность. Очистка , если быть точным.

Поощряйте учащихся нести ответственность за уборку в классе. Научите их, что это нормальная часть школьного дня.

Скажи: «Эй, давай уберем класс вместе!» Сделайте это призывом к действию. Вы можете разделить их на группы: одна группа будет убирать парты, другая группа будет собирать мусор с пола, а третья группа будет раскладывать предметы в классе. Меняйте группы в течение месяца, чтобы все успевали.

Эти простые дела прививают вашим детям чувство ответственности, и в процессе они сжигают лишнюю энергию. Конечный результат? Студенты будут спокойнее до конца дня.

5. Создайте свою собственную систему вознаграждения

Вы не можете ожидать, что все ваши ученики будут мотивированы и проявят желание учиться тому, что вы им предлагаете. Однако вы можете поощрять и убеждать своих учеников хотеть учиться.

  • Повысьте их мотивацию, предложив ощутимые вознаграждения. В качестве приза раздайте дипломы, наклейки или полезные угощения. Осязаемые вознаграждения дают немедленные результаты и дают учащимся возможность сосредоточиться.
  • Однако не приучайте их слишком к получению призов за выполнение школьных заданий. Подлинные положительные отзывы тоже приятно. Когда гиперактивные ученики ведут себя хорошо, даже если это только на одном уроке, похвалите их за достижение.

Какой бы метод вы ни выбрали, помните: гиперактивные дети — это всего лишь дети. Они не могут быть серьезными и все время следовать инструкциям. Первый шаг к решению проблемы прост: учитель должен перестать быть слишком серьезным. С помощью забавных методов обучения вы можете заставить гиперактивных учеников сосредоточить всю свою энергию в правильном направлении.

[Скачать: Как использовать проектное обучение в классе]

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Инстаграм
  • Пинтерест

Предыдущая статья Следующая статья

Общешкольные стратегии управления… ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Гиперактивные ученики, как правило, имеют очень высокий уровень энергии, действуют импульсивно и могут отвлекать внимание. Они могут ерзать, играть с предметами, так громко стучать карандашами по столу, что дети с другого конца комнаты смотрят на них, или выпаливать ответы на вопросы учителя еще до того, как преподаватель закончит их задавать. При работе с гиперактивными или импульсивными учащимися учителя должны иметь в виду, что такие учащиеся очень часто совершенно не осознают, что другие считают их поведение отвлекающим или раздражающим.

Учителя, работающие с такими детьми, могут значительно повысить свою собственную эффективность, четко сообщая учащимся о поведенческих ожиданиях, поощряя и вознаграждая учащихся, которые ведут себя надлежащим образом, а также будучи последовательными и справедливыми, реагируя на проблемное поведение учащихся. Вот идеи учителей по работе с импульсивными или гиперактивными учащимися, которые демонстрируют проблемы с моторикой или вербальным поведением:

  • Принять «тихий сигнал» (Министерство образования США, 2004 г.). Вы можете сдержанно перенаправить гиперактивных учеников, используя безмолвный сигнал. Встретьтесь с учащимся наедине и определите для него те двигательные или вербальные действия, которые кажутся ему наиболее отвлекающими. С помощью учащегося выберите беззвучный сигнал, который вы можете использовать, чтобы предупредить учащегося о том, что его или ее поведение перешагнуло порог и теперь отвлекает других. Разыграйте с учащимся несколько сценариев, в которых вы используете сигнал молчания, а учащийся затем контролирует проблемное поведение. Когда вы сможете успешно использовать «тихий сигнал» во время обучения, обязательно похвалите ученика в частном порядке за то, что он правильно и быстро отреагировал на ваш сигнал.
  • Разрешить дискреционные остановки двигателя (Министерство образования США, 2004 г.). При коротких перерывах на «движение» высокоактивные учащиеся часто демонстрируют улучшения в своем поведении. Позвольте учащемуся встать со своего места и спокойно пройтись по классу всякий раз, когда учащийся чувствует себя особенно беспокойным. Или, если вы считаете, что моторные паузы в классе будут слишком отвлекать, подумайте о том, чтобы дать учащемуся дискреционный пропуск, который позволит ему или ей ненадолго покинуть класс, чтобы попить воды или прогуляться взад-вперед по коридору.
  • Поощряйте допустимые проявления моторного поведения (Министерство образования США, 2004 г.). Если учащийся отвлекает других учащихся игрой с предметами, замените его другим двигательным поведением, которое не будет отвлекать других.
    Дайте учащемуся мягкий «мяч для снятия стресса» и предложите учащемуся сжимать его всякий раз, когда он или она чувствует потребность в двигательных движениях. Или, если обстановка подходит, разрешите учащемуся жевать резинку в качестве замены двигательного поведения.
  • Попросите учащегося контролировать двигательное поведение и крики (ДюПоль и Стоунер, 2002). Студенты часто могут изменить проблемное поведение, когда они обращают внимание на это поведение. Попросите учащегося следить за своим моторным поведением или криками. Во-первых, выберите период занятий или часть дня, когда вы хотите, чтобы учащийся контролировал отвлекающее поведение. Затем встретьтесь с учащимся наедине, чтобы обсудить, какое поведение этого учащегося отвлекает. Затем вместе с учащимся разработайте простую форму оценки отвлекающего поведения, содержащую не более 3 пунктов (для учащегося, который часто кричит, например, полезным элементом оценки может быть «Насколько хорошо я сегодня соблюдал правило поднятия мою руку и меня опрашивают, прежде чем дать ответ? Плохо – Удовлетворительно – Хорошо».
    ) Пусть учащийся оценит свое поведение в конце каждого урока. Постарайтесь похвалить учащегося (а) за то, что он точно оценивает поведение, и (б) за любые улучшения, которые вы видите в поведении учащегося с течением времени.
  • Игнорировать моторное поведение низкого уровня (Sprick, Borgmeier & Nolet, 2002; Министерство образования США, 2004). Избирательное игнорирование может быть эффективной реакцией учителя на незначительное ерзание или другое двигательное поведение. Если «непоседливое» поведение учащегося относительно незначительно и серьезно не мешает обучению в классе, учителю следует просто не обращать на него внимания.
  • Уберите ненужные предметы с рабочего места учащегося
    (Министерство образования США, 2004 г.). Учащиеся, которые склонны отвлекать себя и других игрой с предметами, ведут себя лучше, когда их рабочее место не захламлено. Уберите (или попросите учащегося убрать) любые предметы, которые учащемуся не нужны для выполнения рабочего задания, но с которыми может возникнуть соблазн поиграть (например, лишние ручки, скрепки).
  • Расписание группы «Перерывы на растяжку» (Брок, 1998). Вы можете повысить концентрацию внимания всего класса и соответствующим образом направить двигательное поведение суетливых учеников, запланировав короткие «перерывы на растяжку». В простейшем случае перерывы на растяжку состоят из того, что ученики встают рядом со своими партами, вытягивают руки, делают глубокий вдох и медленно выдыхают, прежде чем вернуться на свои места. Или вы можете проявить творческий подход, предлагая учащимся участвовать в различных движениях во время каждой перемены (например, «Хорошо, класс. Пришло время для перерыва на растяжку. Встаньте у своего стола, руки над головой. Затем сделайте 3 шага назад и 3 шага вперед… «). ПРИМЕЧАНИЕ. При использовании растяжек убедитесь, что вы выбираете движения, которые все ваши ученики физически могут выполнять без труда.
  • Посадите учащегося рядом с устойчивыми к отвлекающим факторам сверстниками (Керр и Нельсон, 1998). Одна полезная стратегия управления низкоуровневым моторным поведением состоит в том, чтобы посадить учащегося рядом со сверстниками, которые обычно могут игнорировать такое поведение. Переставьте места в классе таким образом, чтобы учащийся сидел рядом со сверстниками, которые являются хорошим образцом поведения и не отвлекаются на незначительные суетливые движения этого учащегося или игру с предметами.
  • Выберите «Поддерживающий партнер» (ДюПоль и Стоунер, 2002). Выберите одноклассника, у которого хорошие отношения с учеником, но которого нелегко отвлечь от задания, и назначьте этого ученика «помощником сверстника». Встретьтесь наедине со студентом и помощником сверстника. Скажите сверстнику, что всякий раз, когда он или она замечает, что вербальное или двигательное поведение ученика поднялось до уровня, отвлекающего других, сверстник должен дать ученику краткий, тихий, не осуждающий сигнал (например, легкое постукивание по плечу). контролировать поведение. Разыграйте несколько сценариев по ролям, чтобы сверстник знал, когда он или она может игнорировать низкоуровневое двигательное поведение учащегося, а когда сверстник должен использовать сигнал, чтобы предупредить учащегося о более отвлекающем поведении.
  • Учебные мероприятия по структуре, обеспечивающие взаимодействие и движение (DuPaul & Stoner, 2002; Sprick, Borgmeier & Nolet, 2002; Министерство образования США, 2004). Студенты с высоким уровнем энергии могут быть более склонны к отвлекающему поведению, когда они вынуждены сидеть в течение длительного периода лекции или самостоятельной сидячей работы. Вместо этого предлагайте учащимся частые возможности для большего движения, разрабатывая инструкции так, чтобы они активно привлекали их как учащихся (например, совместное обучение). Дополнительным преимуществом менее формальной, более спонтанной учебной деятельности является то, что, когда гиперактивный ребенок все же демонстрирует двигательное поведение в этой расслабленной обстановке, такое поведение с меньшей вероятностью будет отвлекать сверстников.
  • Используйте «Стоимость ответа» (DuPaul & Stoner, 2002; Martens & Meller, 1990). Стратегия уменьшения отвлекающего вербального или двигательного поведения заключается в использовании «цены реакции»: сначала начисляются баллы или жетоны, а затем вычитаются эти баллы или жетоны всякий раз, когда поведение отвлекает других учащихся. Вот простой вариант, который вы можете использовать в своем классе: начисляйте учащемуся определенное количество «баллов за поведение» (например, 5) в начале каждого урока и записывайте на доске серию подсчетов баллов, соответствующих этому. число. В частном порядке сообщите учащемуся, что каждый раз, когда он или она совершает вербальные или двигательные действия, которые явно отвлекают других учащихся (например, заставляют их комментировать свое поведение), вы молча подходите к доске и вычеркиваете один балл из общей суммы учащегося. В конце каждого урока учащемуся разрешается сохранять любые оставшиеся «поведенческие баллы». Сообщите учащемуся, что он или она может накапливать баллы в течение нескольких дней и в конечном итоге обменять определенное количество накопленных «баллов поведения» на призы или привилегии (например, дополнительное свободное время).
  • Используйте краткие напоминания о надлежащем поведении и поведении (DuPaul & Stoner, 2002; Sprick, Borgmeier & Nolet, 2002). Предоставьте учащимся краткие напоминания об ожидаемом поведении в «точке выступления», когда они получат от этого наибольшую пользу. Рассмотрите возможность использования структурированных подсказок, таких как следующие для учащихся, которые склонны выпаливать ответы: «Когда я задаю этот вопрос, я даю классу 10 секунд, чтобы подумать о вашем лучшем ответе. Затем я вызываю одного ученика». Или вы можете напомнить учащимся, которым трудно передвигаться по коридорам в составе группы: «Не забывайте держать руки при себе и тихо идти справа, когда мы идем на урок рисования».

Ссылки

  • Brock, SE (1998, февраль). Помощь ученику с СДВГ в классе Стратегии для учителей. Коммюнике, 26 (5), 18-20.
  • DuPaul & Stoner, 2002 DuPaul, GJ, & Stoner, G. (2002). Вмешательства при проблемах с вниманием. В М. Шинн, Х. М. Уокер и Г. Стоунер (редакторы). Вмешательства при академических и поведенческих проблемах II: профилактические и лечебные подходы (стр. 913-938). Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов.
  • ДюПоль, Г.Дж., и Стоунер, Г. (2002). Вмешательства при проблемах с вниманием. В М. Шинн, Х.М. Уокер и Г. Стоунер (редакторы). Вмешательства при академических и поведенческих проблемах II: профилактические и лечебные подходы (стр. 913-938). Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов.
  • Керр, М.М., и Нельсон, К.М. (1998). Стратегии управления проблемами поведения в классе. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Мартенс, Б. К., и Меллер, П. Дж. (1990). Применение поведенческих принципов в образовательных учреждениях. В Т.Б. Gutkin & CRReynolds (Eds.), Справочник по школьной психологии (2-е изд.) (стр. 612-634). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
  • Сприк, Р. С., Боргмайер, К., и Нолет, В. (2002). Профилактика и управление поведенческими проблемами в средних школах. В М. Р. Шинн, Х. М. Уокер и Г. Стоунер (ред.). Вмешательства для академических и поведенческих проблем II: профилактические и корректирующие подходы (стр. 373-401). Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов.
  • Министерства образования США (2004 г.). Обучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: Учебные стратегии и практика. Получено 20 августа 2005 г. с http://www.ed.gov/teachers/needs/speced/adhd/adhd-resource-pt2.doc
  • .

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Этот 49-страничный буклет, подготовленный Национальным институтом психического здоровья (NIMH), представляет собой отличное введение в расстройство. В нем дается базовое определение СДВГ, описываются области детского функционирования, затронутые этим расстройством, и обсуждаются распространенные методы лечения. Отличный ресурс, которым можно поделиться с учителями и родителями. ||Сообщить о неработающей ссылке

Выявление и лечение СДВГ. Если вы ищете хорошее введение в СДВГ и его влияние на детей, вам стоит ознакомиться с этим 22-страничным буклетом Министерства образования США.