Развитие конфликта: Стадии развития конфликтной ситуации — урок. Обществознание, 6 класс.
Назовите основные стадии развития конфликта. Приведите примеры.
Социальная психология выделяет 4 основных стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт, стадия разрешения противоречий и послеконфликтная стадия.
Предконфликтная стадия конфликта
На этом этапе возникает некая ситуация, при которой растет напряженность в отношениях между потенциальными участниками конфликта. Она обусловлена уже существующими противоречиями.
Например, начальник попросил сотрудника выполнить сверхурочную работу, которая не входит в прямые обязанности сотрудника. Сотрудник недоволен тем, что ему придется потратить свой выходной на выполнение этой задачи, потому что в прошлый раз такая сверхурочная работа не была дополнительно оплачена. Далее он может ограничиться своими недовольствами, но выполнить работу и тогда конфликт не наступит, или он может открыто заявить свой отказ, который скорее всего приведет к нарастанию конфликта.
Непосредственно конфликт
На этом этапе участники конфликта начинают противостоять друг другу. Возникает инцидент, то есть самая первая стычка конфликтующих сторон. В нашем примере таким инцидентом можно считать первый открытый отказ сотрудника выполнять сверхурочную работу. Начальник в свою очередь угрожает лишить сотрудника премии за отказ подчиниться. Возникает противостояние сторон.
Противостояние может войти в стадию эскалации, то есть продолжить нарастать, или остаться на прежнем уровне. Например, в случае эскалации сотрудник ответит начальнику, что обратится в профсоюз. Если же конфликт остается на прежнем уровне, то сотрудник просто уйдет, хлопнув дверью.
Если эскалация продолжается, то в конечном итоге она приводит к такому противоборству, когда сама причина конфликта уже не важна для участников. Важно только причинить максимальный ущерб сопернику.
Стадия разрешения противоречий
Эта стадия самая сложная для всех участников конфликта. Им предстоит переоценить свои взаимоотношения и найти пути разрешения проблемы.
Конфликтующие пытаются просчитать какова цена конфликта и цена выхода из него и что для них предпочтительнее:
- Каковы будут затраты энергии, сил, времени, денег. Если конфликт продолжится?
- Какой ущерб будет нанесен обеим сторонам?
- Какие потери они понесут?
Например, начальник объективно понимает, что сотрудник важен для компании и его увольнение принесет больше вреда, чем пользы. В это же время сотрудник понимает, что дальнейшее противостояние приведет к невозможности карьерного роста. Участники конфликта решают договориться. Сотрудник соглашается выполнить сверхурочную работу, а начальник соглашается оплатить ее дополнительно.
Послеконфликтная стадия
После завершения конфликта у каждого из участников остается некий след в эмоциональном состоянии оппонентов: обида и разочарование или гордость за свои действия. Взаимоотношения между конфликтующими меняются и уже не будут такими же, как были до начала конфликта.
ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»
- Главная
- Сведения о профессиональной образовательной организации
- Техникуму — 85!
- Противодействие коррупции
- Интернет-приемная
- Комплексная безопасность
- Охрана труда
- История
- Музей
- Новости
- Видеогалерея
- Контакты
- Вакансии
- Профилактика ЗОЖ
- Корпоративная почта
- Специальности
- Абитуриентам
- Студентам
- Преподавателям
- Расписание
- Электронный журнал
- Документы и бланки
- Электронно-библиотечные системы
- Методическая копилка преподавателей
- Памятки для преподавателей
- Конкурсы
- Дополнительные услуги
- Перечень профессий с ценами
- Курсовая подготовка
- Дополнительное профессиональное образование
- ФП «Содействие занятости»
- Общеразвивающие программы для школьников
- Микуньский филиал
- Сведения о филиале
- Специальности
- Образование
- Абитуриентам
- Студентам
- Преподавателям
- Выпускникам
- Дополнительные услуги
- Электронная библиотека
- Мастерские
- Платные образовательные услуги
- Безопасность на железной дороге
- Контакты
- Обращения граждан
Теория развития и конфликтов | За пределами неподатливости
Автор:
Олимпио Барбанти-младший
Август 2004 г.
Понятие «развитие» проходит через многие уровни. Он относится к макропроблемам (таким как модели роста нации), а также к мезопроблемам (таким как планы речных бассейнов) или к микропроблемам (таким как развитие местных сообществ). Все три уровня — макро, мезо и микро — переплетаются. И на всех уровнях многие аспекты — экономические, культурные, религиозные и гендерные — влияют на развитие и находятся под его влиянием. В этом исследовании рассматриваются связи между поощрением социальных изменений, связанных с помощью в целях развития, и конфликтами.
Разработку следует понимать как процесс, а не продукт. Общества всегда меняются. Некоторые улучшаются, а другие терпят неудачу. Теория развития стремится объяснить оба процесса. Практика развития предназначена для предоставления инструментов, которые могут быть применены ко всему обществу или конкретным сообществам. Такие вмешательства предназначены для того, чтобы перевести сообщества или общества из ситуации, в которой они, как считается, находятся в худшем положении, в ситуацию, в которой они, как предполагается, находятся в лучшем положении.
Текущие связи между развитием и теорией конфликта подчеркивают необходимость оказания помощи в случае насильственного конфликта. Вмешательства в миростроительство после насильственных конфликтов решают те же проблемы, что и вмешательства в целях развития. Ясно, что развитие лежит в основе постконфликтных вмешательств, когда был нанесен ущерб физическому и социальному ландшафту. В таких случаях оказывается помощь в развитии.
Однако помощь в целях развития выходит за рамки помощи в целях развития. Помощь относится к общей поддержке улучшения обществ третьего мира, которые могут быть или не быть в насильственном конфликте. Возможно, из-за того, что помощь в целях развития не имеет прямого отношения к насилию, конфликты и их разрешение не были темами серьезного беспокойства для теоретиков развития или рабочих. Однако это начало меняться.
Цели развития тысячелетия показывают, что развитие является междисциплинарной областью, которая реализует программы в различных областях и имеет дело с бесчисленными переменными, такими как экономические, социальные, политические, гендерные, культурные, религиозные и экологические вопросы. Эта область еще более усложняется, потому что эти переменные сильно переплетены. Следовательно, анализ гендерных вопросов должен также учитывать влияние и связанные с ними экономические, религиозные и культурные вопросы. Аналогичные связи существуют со многими другими темами разработки. Такие связи становятся очевидными в результатах этого исследования.
Развитие и структурные изменения
Социальные изменения чаще всего требуют структурных изменений. Хотя это может быть верно для любой страны, это, вероятно, чаще верно для развивающихся стран. Тем не менее, большинство мероприятий в области развития носят местный характер и краткосрочны. Он не пытается осуществить структурные изменения во всем обществе.
Этот разрыв создает что-то вроде «Уловки-22» — порочного круга, в котором развитие приводит к конфликту, а отсутствие практик разрешения конфликтов мешает дальнейшему развитию.
Игнорирование структурных факторов означает не только игнорирование аспектов, происходящих на макроуровне, но и недостаточное внимание к последствиям развития и конфликтов в обществе на микроуровне. Один шокирующий пример был недавно обнародован опросом общественного мнения, согласно которому 67% бразильцев функционально неграмотны. Это означает, что им очень трудно понять самую базовую информацию. Как можно продвигать рациональные процессы разрешения конфликтов в этой ситуации?
Такая функциональная неграмотность отчасти вызвана хрупкостью системы образования. Обветшалые школы отражают экономический кризис в развивающихся странах, а также недостаточное внимание общества к образованию. Это в значительной степени является результатом давнего социального неравенства, поддерживаемого элитой, которая извлекает выгоду из возникающих в результате отношений покровитель-клиент. Эти отношения настолько сильны, что структурные проблемы сохраняются даже после принятия некоторых мер по разрешению конфликтов, таких как расширение прав и возможностей бессильных групп.
Развитие и конфликт
Взаимосвязь факторов развития часто приводит к дальнейшей эскалации конфликта. Например, административный хаос в недостаточно финансируемых государственных органах часто приводит к передаче ответственности от центрального государства к НПО, местным органам власти и частному сектору. В результате такие организации берут на себя обязанности, которые могут выходить далеко за рамки их возможностей, что вызывает дальнейшие конфликты. Например, НПО, местным органам власти и частному сектору не хватает подготовки в области фасилитации, посредничества и переговоров, а также теоретических знаний по разрешению конфликтов. Таким образом, конфликты обостряются, и никто не знает, что с этим делать.
В большинстве развивающихся стран есть несколько учреждений, которые понимают или участвуют в практике разрешения конфликтов. Но даже когда они это делают, они, как правило, работают с неадекватными беспроигрышными схемами. В некоторых случаях, например, переговоры в рамках типичных взаимовыгодных процессов блокируются, потому что влиятельные лица в бедных сообществах являются преступниками. В Бразилии криминальные элементы имеют возможность установить полный контроль над большими территориями, в основном в пределах мегаполисов, откуда они торгуют наркотиками и оружием. Это одна из многих причин, по которым традиционные основанные на интересах и взаимовыгодные переговоры во многих случаях не работают в развивающихся странах.
В Бразилии криминальный сектор смог завербовать детей в возрасте девяти лет. Профиль типичной молодежи, взятой в исправительные школы, шокирует. Большинству около 13 лет, но они отцы и кормильцы. Чаще всего они обращались к преступлению, потому что у них не было других вариантов трудоустройства и надежды на лучшую жизнь. В связи с экономическим кризисом последних десяти лет постоянная и стабильная занятость в значительной степени была заменена «гибкими», негарантированными контрактами без гарантий официальной системы социального обеспечения. Это особенно затронуло женщин и другие уязвимые группы общества, которые составляют большинство тех, кто работает в неформальном секторе.
Эта неформальность создает дополнительные трудности для разрешения конфликтов в развивающихся странах. Многие молодые люди уже являются вторым, а то и третьим поколением семей, занятых в основном на «гибких» или «нестандартных» работах. Им не хватает культуры труда и приписываемых ей ценностей.
Социальные ценности также часто подрываются официальной системой образования, поскольку информация, распространяемая книгами в государственных школах, пронизана предрассудками и стереотипами, которые, например, переоценивают мужчин в ущерб женщинам.
Помощь в разработке пытается решить такие проблемы. Эти факторы, среди прочего, являются целью Целей тысячелетия. Однако во многих случаях вмешательства в области развития недооценивают местную политику, социальные реалии и системы убеждений. Это сильные факторы, влияющие на возможности разрешения конфликтов, которые, тем не менее, остаются незамеченными теми, кто работает в области теории и практики развития.
Примечательно, что теория и инструменты разрешения конфликтов также не принимаются во внимание ни организациями коренных народов, ни международными агентствами развития. Об этом ясно свидетельствует Доклад о развитии человека за 2003 год, опубликованный Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). В докладе отражена глубокая обеспокоенность вооруженными, насильственными и военными конфликтами, такими как межгосударственные или гражданские войны. Однако в нем не рассматриваются другие, более тонкие формы конфликта или представление о том, что конфликтные процессы могут препятствовать достижению целей развития. Понимание природы и последствий международного развития иллюстрирует причину этого.
История разработки
Практика разработки не нова. Это восходит к европейским колониям, когда колонизаторы насаждали «цивилизованную», упорядоченную, белую, мужскую, христианскую этику. В постколониальный период последовала организованная постоянная помощь в целях развития. Теория развития, однако, появилась намного позже, превратившись в стабильную академическую область исследований только после Второй мировой войны, когда европейские страны пытались держать свои бывшие колонии на расстоянии вытянутой руки. На протяжении всех этих лет теория и практика развития характеризовались передачей моральных ценностей из промышленно развитых стран в менее промышленно развитые сельские страны.
Область развития всегда находилась под сильным влиянием экономической мысли, о чем свидетельствует тот факт, что развитие в первую очередь измерялось увеличением валового национального продукта (ВНП). По словам Денниса Рондинелли, в 1950-х и 60-х годах вмешательство в развитие предполагало, что «успешные методы, приемы и способы решения проблем и предоставления услуг в США или других экономически развитых странах окажутся столь же успешными в развивающихся странах». [1] Таким образом, в самом начале теории развития существовало понятие прямой переносимости или универсального типа помощи в целях развития. Однако оказание помощи было не только техническим вопросом; это также связано с политическими проблемами. Например, во время холодной войны помощь США в основном направлялась тем странам, которые находились или могли попасть под советское влияние.
70-е годы были отмечены бурным ростом американских и европейских многонациональных компаний в развивающихся странах. Хотя эти компании расширяли рынки и делали доступными новые товары, они также вели хищническую конкуренцию местным отраслям. В развивающихся странах, особенно в Латинской Америке, возникли два теоретических спора: теория зависимости и теория центра и периферии. По мнению таких теоретиков зависимости, как Пол Баран, Андре Гюнтер Франк и Фернандо Энрике Кардосо, развивающиеся страны попали в ловушку зависимости от международного капитала, в которой было мало места для маневра. Теория центр-периферия (или метрополия-сателлит), разработанная Иммануэлем Валлерстайном, утверждала, что движение внутри и между центром и периферией возможно. Эта теория ввела понятие мировой экономики и заявила, что движение внутри и между слоями этой экономики регулируется рыночными силами.
Особенно трудно было такое передвижение, однако, в 1980-х годах. Из-за финансового кризиса этого десятилетия многие развивающиеся страны не смогли выплатить свои внешние долги и были вынуждены принять меры экономической корректировки, навязанные Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, чтобы занять деньги. Такие меры включали сокращение государственных расходов и развитие более эффективного, прозрачного и подотчетного государства [3]. Хотя рекомендация Всемирного банка заключалась в том, что «эффективное государство, а не минимальное государство, играет центральную роль в экономическом и социальном развитии», в действительности требования МВФ и Всемирного банка привели к значительному сокращению размеров и функций государств и к незначительному или отсутствию увеличения в подотчетности и прозрачности. [4]
В 90-е годы МВФ сохранил свой план структурной перестройки, в то время как Всемирный банк получил более глубокое понимание других факторов, которые могут повлиять на экономические показатели. Такие ученые, как лауреаты Нобелевской премии Роберт Коуз (1991 г.), Гэри Беккер (1992 г.), Дуглас Норт и Роберт Фогель (1993 г.), Джон К. Харсаньи, Рейнхард Зельтен, Джон Ф. Нэш-младший (1994 г.) и Амартия Сен (1998 г.) были среди нескольких авторов, которые в своих теориях развития сосредоточили внимание на трансакционных издержках, правах собственности, институтах, нерыночном поведении и экономике благосостояния.
В 90-е годы это новое внимание к институтам было объединено с серией всемирных саммитов, организованных Организацией Объединенных Наций для обсуждения вопросов развития. Окружающая среда и развитие были темой саммита в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В 1993 году в Вене прошла конференция по правам человека. В 1994 году в Каире прошла конференция по народонаселению и развитию. Социальное развитие обсуждалось на всемирном саммите в Копенгагене в 1995 году. Гендерные вопросы, особенно роль женщин, обсуждались в 1995 году в Пекине. Последняя конференция Habitat-II состоялась в Стамбуле для обсуждения городских проблем.
Текущая теория развития
Несмотря на то, что большая часть мышления и практики развития изменилась, моральные и политические аспекты все еще остаются. Критики современной теории развития, такие как Джонатан Краш [5] и Артуро Эскобар [6], рассматривают развитие как набор рациональных управленческих предписаний, с помощью которых промышленно развитые страны в значительной степени навязывают свои взгляды и модели получателям своей помощи, заставляя их в некоторой степени, изменение
Однако развитие — не единственное влияние на нацию; местные политические процессы также имеют значительное влияние. Кроме того, область развития помогает преодолевать нарушения прав человека, защищать окружающую среду и расширять права и возможности женщин. В то время как дебаты о плюсах и минусах различных подходов к развитию все еще бушуют, постоянная критика вдохновила на поиски разнообразия среди теорий развития.
Как отмечалось ранее, вмешательства в целях развития предназначены для того, чтобы перевести общества из ситуации, в которой они, как считается, находятся в худшем положении, в ситуации, в которых они, как предполагается, находятся в лучшем положении. Конечно, существует много споров о том, что определяет, кто «хуже», а кто «лучше». Традиционные парадигмы теории развития исторически были аналогичны парадигмам экономики. В частности, поле Экономика развития пытается объяснить различия в условиях развития в основном с помощью макроэкономических факторов. ВВП страны был для большинства экономистов основным параметром, с помощью которого можно измерить успех развития.
В последнее время больше внимания уделяется вкладу нобелевских лауреатов 1990-х годов, которые подчеркивали политические и социальные аспекты развития. Исследования в области развития стали междисциплинарными, охватив анализ политики и сосредоточив внимание на главном симптоме неудачного развития — бедности.
Такой междисциплинарный взгляд на развитие открывает возможности для свежего осмысления человеческих аспектов развития. Аргументом в пользу такой точки зрения является то, что развитие является не самоцелью, а скорее средством достижения лучших и более справедливых условий жизни людей. В связи с этой точкой зрения акцент на устойчивом развитии направлен на интеграцию экономических, биологических, социальных, культурных и политических аспектов.
Сегодня сосуществуют все подходы, и во многих случаях делается попытка примирить все взгляды на развитие.
Есть, конечно, нюансы. В двух таблицах ниже показаны подходы к темам развития от Всемирного банка и от Eldis Gateway to Development , который представляет более академический взгляд на разработку. Eldis Gateway имеет тенденцию подчеркивать антропологический и социологический подходы, в то время как литература Всемирного банка имеет тенденцию подчеркивать экономику развития.[1] Рондинелли, Деннис А. Администрация развития и политика внешней помощи США, Боулдер: Lynne Rienner Publishers, стр. 23.
[2] Валлерстайн, И. М. (1979) Капиталистическая мировая экономика: очерки Иммануэля Валлерстайна, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
[3] Месскоуб, М. (1992). «Депривация и структурная перестройка». В Политика развития и общественные действия , ред. Вайтс, Макинтош и Хьюитт. (175-285), Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
[4] Всемирный банк (1997). Доклад о мировом развитии: государство в меняющемся мире, Вашингтон: Всемирный банк.
[5] Краш, Джонатан (1995). Power of Development , Лондон: Routledge.
[6] Эскобар, Артуро (1995). Встреча с развитием. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета.
Для цитирования этой статьи используйте следующий код:
Барбанти-младший, Олимпио. «Развитие и теория конфликтов». За пределами неподатливости . ред. Гай Берджесс и Хайди Берджесс. Консорциум информации о конфликтах, Университет Колорадо, Боулдер. Опубликовано: август 2004 г.
Где сосредоточен конфликт в Южной Азии?
После Ирака Южная Азия занимает второе место по уровню насилия
на Земле. Конфликты в Южной Азии усилились за последнее десятилетие. Где сосредоточен конфликт? Что можно с этим сделать? Конфликт — это очень широкий термин, который часто определяется по-разному в разных контекстах и наборах данных. Однако мы можем рассмотреть два широких класса конфликтов. К первой категории относится конфликт с государством . Примеры этого включают гражданскую войну или терроризм, что является крайним проявлением конфликта и отражает определенную степень организации конфликта. Она осуществляется относительно организованной группой негосударственных акторов и направлена против государства. Некоторые исследователи предпочитают рассматривать терроризм как меру конфликта, поскольку он влияет на общую стабильность самого государства и, следовательно, на его способность проводить любую политику развития. Во вторую категорию входят
Южная Азия страдает от обоих типов конфликтов — конфликтов против государства и конфликтов между людьми. Однако в регионе они развиваются по-разному: одни растут, другие падают. В Индии количество конфликтов между людьми (убийства, беспорядки) за последнее десятилетие имело тенденцию к снижению. Это резко контрастирует с ростом террористических актов.
Есть ли связь между конфликтом и развитием? На рис. 1 показана взаимосвязь между конфликтами и доходом на душу населения для группы развивающихся и развитых стран. Вертикальная ось показывает количество людей, убитых в террористических актах (нормализованное по населению), как меру конфликта. По горизонтальной оси отложен реальный ВВП на душу населения. Он показывает зависимость с наклоном вниз. Это говорит о том, что высокий уровень конфликтов связан со странами с низким доходом на душу населения. Из этого сюжета нельзя сделать вывод о причинности. Что поразительно на диаграмме, так это то, что в большинстве стран Южной Азии (за исключением Бангладеш) уровень конфликтности гораздо выше, чем уровень их доходов.
Отрицательная связь между доходом на душу населения и уровнем конфликтности также предполагает, что насилие должно быть намного выше в бедных регионах внутри страны. Это именно то, что мы находим в Афганистане, Бангладеш, Индии, Непале, Пакистане и Шри-Ланке. Мы обнаруживаем, что конфликт сконцентрирован в отстающих регионах, где доход на душу населения ниже среднего по стране.
Отстающие регионы в Пакистане (Белуджистан, Федерально управляемые племенные территории [ФУТП] и Северо-Западная пограничная провинция [СЗПП]), Индии (маоистское повстанческое движение в Бихаре, Чхаттисгархе, Джаркханде и Ориссе), Шри-Ланке (на севере уменьшилось значительно с момента окончания войны), и Непал привлек внимание всего мира из-за высокого уровня конфликта. В Афганистане последние 30 лет идет гражданская война. Отстающие регионы пережили более чем в три раза больше террористических актов на душу населения по сравнению с ведущими регионами и почти вдвое больше смертей на душу населения в таких инцидентах.
Конфликты могут быть вызваны внутренними недостатками в развитии и управлении (более низкая экономическая альтернативная стоимость восстания в бедных районах, неравное распределение доходов от развития, политическая маргинализация) или внешними потрясениями (экономические потрясения, бедствия и войны). Эти недостатки сосредоточены в отстающих регионах. В ведущих регионах тоже есть конфликты, но они лучше справляются с ними из-за быстрого роста, создания рабочих мест и более совершенных институтов и программ социальной защиты. Неблагоприятные последствия конфликта более серьезны в регионах со слабыми институтами, неблагоприятным географическим положением и слабо интегрированными в рынки. Эти же характеристики ограничивают темпы их роста и сокращения бедности в отстающих регионах.
В следующем блоге мы обсудим, что можно сделать, чтобы уменьшить количество конфликтов в регионах ведения журнала.