Развитие отечественной психологии: РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Содержание

7.1. Уникальность пути развития отечественной психологии

 

 Опорные слова к вопросу №7 — здесь

История отечественной психологии подразделяется на два периода.

Первый период (конец XIX в. — начало XXв.) характеризуется тем, что развитие отечественной психологии происходило в русле мировой психологии.

Второй период (30-е годы XXв. — конец 80-х годов XXв.) характеризовался особым направлением отечественной психологии.

Уникальность пути развития отечественной психологии объясняется тем, что после Октябрьской революции отечественная психология продолжала бурно развиваться, возникло множество школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывалась под идеологическим давлением, а управление наукой осуществлялось с помощью административных методов.

Запрещались все направления так называемой идеалистической психологии, т.е. психологии, как науки о душе. Ее приверженцы изгоняются из институтов и университетов. В качестве единой философско-методологической базы советской психологии выдвигается марксизм.

Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые начинают рассматриваться не просто как необходимое, но как центральное звено при исследовании любых психологических явлений.

Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объединенной научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, провозглашавшими учение Ивана Петровича Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии (1950).

Однако советская психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату, основываясь на единой методологической базе — марксистско-ленинском учении об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельности. И на этой общей основе развивались различные школы, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

В советской психологии сложились, фактически, два направления:

  • психология деятельности, это основное, главное направление, которое разрабатывалось многими советскими психологами, в основном, московскими и ленинградскими. Это направление в психологии постепенно начинают называть отечественной психологией.
  • психология установки разрабатывалась грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе и его школой на основе многочисленных экспериментальных исследований.

В настоящее время (с конца 80-х годов XXв.) отечественная психология возвращается в русло мировой психологии, привнося с собой все те ценные результаты, которые были получены ею на втором этапе. Возможно, что как раз в этом и состоит суть третьего этапа развития отечественной психологии. Так это или нет, — будущее покажет.

Остаётся ответить на вопрос. Почему отечественная психология достигла в изучении психики отдельного человека уникальных и очень ценных результатов?

Причина в том, что отечественная психология базируется на марксизме-ленинизме, одним из источников которого являлется немецкая классическая философия, отразившая тысячелетнюю традицию изучения психики отдельного человека. Поэтому задачей отечественной психологии был перевод богатейшего психологического содержания, накопленного классической философией, с философского языка на язык психологический, естественнонаучный.

 

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Изменения в развитии воздействия насилия со стороны интимного партнера в детстве

1. Блэк М.С., Базиль К.С., Брейдинг М.Дж., Смит С.Г., Уотерс М.Л., Меррик М.Т. и др. Национальное обследование интимных партнеров и сексуального насилия (NISVS): сводный отчет 2010 года. Атланта: Национальный центр профилактики и контроля травматизма, Центр контроля и профилактики заболеваний, 2011:1–8. [Google Scholar]

2. Garcia-Moreno C, Jansen HA, Ellsberg M, Heise L, Watts CH; Многострановое исследование ВОЗ о женском здоровье и домашнем насилии в отношении женщин Исследовательская группа. Распространенность насилия со стороны интимного партнера: результаты многостранового исследования ВОЗ, посвященного здоровью женщин и домашнему насилию. Ланцет. 2006 7 октября; 368 (9)543): 1260–9. [PubMed] [Google Scholar]

3. Fusco RA, Fantuzzo JW. Преступления, связанные с домашним насилием, и дети: популяционное исследование прямого сенсорного воздействия и характера вовлечения. Детская молодежная служба, ред. 2009; 31 (2): 249–56. [Google Scholar]

4. Грэм-Берманн С.А.

, Линч С., Баньярд В., ДеВоэ Э.Р., Халабу Х. Мероприятия на уровне сообщества для детей, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера: испытание эффективности. J Consult Clin Psychol. 2007 г., апрель; 75 (2): 199–209. [PubMed] [Академия Google]

5. Хэмби С., Финкельхор Д., Тернер Х., Ормрод Р. Подверженность детей насилию со стороны интимного партнера и другому насилию в семье. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография, 2011:1-12. [Google Scholar]

6. ЮНИСЕФ. Положение детей в мире в 2006 г.: исключенные и невидимые. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 2005:1–8. [Google Scholar]

7. Эванс С.Е., Дэвис С., ДиЛилло Д. Подверженность домашнему насилию: мета-анализ последствий для детей и подростков. Агрессивное агрессивное поведение. 2008;13(2):131–40. [Академия Google]

8. Баярри Фернандес Э., Эспелета Л., Гранеро Р., де ла Оса Н., Доменек Х.М. Степень подверженности домашнему насилию, психопатологии и функциональным нарушениям у детей и подростков. J Interpers Насилие.

2011 апр; 26 (6): 1215–31. [PubMed] [Google Scholar]

9. Graham-Bermann SA, Castor LE, Miller LE, Howell KH. Влияние насилия со стороны интимного партнера и дополнительных травмирующих событий на симптомы травмы и ПТСР у детей дошкольного возраста. J Травматический стресс. 2012 авг; 25 (4): 393–400. [PubMed] [Академия Google]

10. Грэм-Берманн С.А., Хауэлл К., Хабарт Дж., Кришнан С., Лори А., Берманн Э.А. К оценке травмирующих событий и симптомов стресса у детей дошкольного возраста из малообеспеченных семей. Am J Ортопсихиатрия. 2008 г., апрель; 78 (2): 220–8. [PubMed] [Google Scholar]

11. Graham-Bermann SA, Seng J. Воздействие насилия и симптомы травматического стресса как дополнительные предикторы проблем со здоровьем у детей из групп высокого риска. J Педиатр. 2005 г., март; 146 (3): 349–54. [PubMed] [Google Scholar]

12. Kennedy AC, Bybee D, Sullivan CM, Greeson M. Влияние насилия в семье и обществе на траектории детской депрессии: изучение взаимодействия воздействия насилия, социальной поддержки семьи и пола. Джей Фам Психол. 2010 апр;24(2):197–207. [PubMed] [Google Scholar]

13. Марголин Г., Викерман К.А., Оливер П.Х., Гордис Э.Б. Воздействие насилия в нескольких межличностных областях: кумулятивные и дифференциальные эффекты. Дж Адолеск Здоровье. 2010 г., август; 47 (2): 198–205. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Сильверштейн М., Августин М., Кабрал Х., Цукерман Б. Материнская депрессия и воздействие насилия: двойная опасность для функционирования детской школы. Педиатрия. 2006 г., сен; 118 (3): e792–800. [PubMed] [Академия Google]

15. Suglia SF, Enlow MB, Kullowatz A, Wright RJ. Насилие со стороны интимного партнера со стороны матери и рост заболеваемости астмой у детей: буферные эффекты поддерживающего ухода. Arch Pediatr Adolesc Med. 2009 г., март; 163 (3): 244–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Wolfe DA, Crooks CV, Lee V, McIntyre-Smith A, Jaffe PG. Последствия воздействия домашнего насилия на детей: метаанализ и критика. Clin Child Fam Psychol Rev. 2003 Sep; 6 (3): 171–87. [PubMed] [Академия Google]

17. Zinzow HM, Ruggiero KJ, Resnick H, Hanson R, Smith D, Saunders B, et al. Корреляты распространенности и психического здоровья свидетелей насилия со стороны родителей и сообщества в национальной выборке подростков. J Детская психологическая психиатрия. 2009 г., апрель; 50 (4): 441–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Graham-Bermann SA, Gruber G, Howell KH, Girz L. Факторы, различающие профили устойчивости и психопатологии у детей, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера (IPV). Жестокое обращение с детьми Негл. 2009 г.Сен; 33 (9): 648–60. [PubMed] [Google Scholar]

19. Grych JH, Jouriles EN, Swank PR, McDonald R, Norwood WD. Модели приспособления детей женщин, подвергшихся побоям. J Consult Clin Psychol. 2000 г., февраль; 68 (1): 84–94. [PubMed] [Google Scholar]

20. Cater AK, Miller LE, Howell KH, Graham-Bermann SA. Воздействие насилия со стороны интимного партнера в детстве и проблемы психического здоровья взрослых: отношения с полом и возрастом. J Fam Violence (в печати). [Google Scholar]

21. Эренсафт М.К., Коэн П., Браун Дж., Смейлс Э., Чен Х., Джонсон Дж.Г. Межпоколенческая передача насилия со стороны партнера: 20-летнее проспективное исследование. J Consult Clin Psychol. 2003 г., август; 71 (4): 741–53. [PubMed] [Академия Google]

22. Кинсфогель К.М., Грич Ю.Х. Межродительский конфликт и подростковые отношения на свиданиях: интеграция когнитивных, эмоциональных влияний и влияний сверстников. Джей Фам Психол. 2004 г., сен; 18 (3): 505–15. [PubMed] [Google Scholar]

23. Миллетич Р.Дж., Келли М.Л., Доан А.Н., Пирсон М.Р. Подверженность межродительскому насилию и физическому и эмоциональному насилию в детстве, связанному с физической агрессией в отношениях со студентами. Джей Фам Насилие. 2010;25(7):627–37. [Google Scholar]

24. Робертс А.Л., Гилман С.Е., Фицморис Г., Декер М.Р., Коенен К.С. Свидетель насилия со стороны интимного партнера в детстве и насилия со стороны интимного партнера во взрослом возрасте. Эпидемиология. 2010 ноябрь;21(6):809–18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Jasinski JL. Беременность и насилие в семье: обзор литературы. Насилие, травма. 2004 г., январь; 5 (1): 47–64. [PubMed] [Google Scholar]

26. Taillieu TL, Brownridge DA. Насилие в отношении беременных женщин: распространенность, закономерности, факторы риска, теории и направления будущих исследований. Агрессивное агрессивное поведение. 2010;15(1):14–35. [Google Scholar]

27. Бономи А.Е., Томпсон Р.С., Андерсон М., Ривара Ф.П., Холт В.Л., Каррелл Д. и соавт. Установление насилия со стороны интимного партнера с использованием двух систем измерения жестокого обращения. Инж Пред. 2006 апр; 12 (2): 121–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Грэм-Берманн С.А., Перкинс С. Влияние раннего и пожизненного насилия со стороны интимного партнера (ИПВ) на адаптацию ребенка. Насилие Вик. 2010;25(4):427–39. [PubMed] [Google Scholar]

29. Левендоски А. А., Богат Г.А., Хут-Бокс А.С., Розенблюм К., фон Эйе А. Влияние домашнего насилия на стабильность привязанности от младенчества до дошкольного возраста. J Clin Child Adolesc Psychol. 2011;40(3):398–410. [PubMed] [Google Scholar]

30. Зеана Ч., Дэнис Б., Хиршберг Л., Бенуа Д., Миллер Д., Скотт Хеллер С. Дезорганизованная привязанность, связанная с насилием со стороны партнера: исследовательская заметка. Психическое здоровье младенцев J. 1999;20(1):77–86. [Google Scholar]

31. Ланди М., Гроссман С.Ф. Психическое здоровье и потребности в услугах маленьких детей, подвергшихся домашнему насилию: подтверждающие данные. Фам Соц. 2005;86(1):17–29. [Google Scholar]

32. Casanueva C, Goldman-Fraser J, Ringeisen H, Lederman C, Katz L, Osofsky JD. Материнское восприятие темперамента среди младенцев и детей ясельного возраста, исследованных на предмет жестокого обращения: последствия для потребности в услугах и направления. Джей Фам Насилие. 2010;25(6):557–74. [Академия Google]

33. McDonald R, Jouriles EN, Briggs-Gowan MJ, Rosenfield D, Carter AS. Насилие по отношению к члену семьи, гневный конфликт взрослых и трудности адаптации ребенка: отношения в семьях с детьми в возрасте от 1 до 3 лет. Джей Фам Психол. 2007 июнь; 21 (2): 176–84. [PubMed] [Google Scholar]

34. Левендоски А.А., Лихи К.Л., Богат Г.А., Дэвидсон В.С., фон Эйе А. Насилие в семье, материнское воспитание, психическое здоровье матери и экстернализирующее поведение младенцев. Джей Фам Психол. 2006 г., декабрь; 20 (4): 544–52. [PubMed] [Академия Google]

35. ДеЙонге Э.С., фон Эйе А., Богат Г.А., Левендский А.А. Влияет ли наблюдение насилия со стороны интимного партнера на интернализацию и экстернализацию поведения малышей? Appl Dev Sci. 2011;15(3):129–39. [Google Scholar]

36. Богат Г.А., ДеДжонге Э., Левендоски А.А., Дэвидсон В.С., фон Эйе А. Симптомы травмы у младенцев, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. Жестокое обращение с детьми Негл. 2006 г., февраль; 30 (2): 109–25. [PubMed] [Google Scholar]

37. Левендоски А.А., Богат Г.А., Мартинес-Тортея С. Симптомы посттравматического стрессового расстройства у детей младшего возраста, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. Насилие против женщин. 2013 Фев; 19(2): 187–201. [PubMed] [Google Scholar]

38. Эль Кади Д., Гилберт В.М., Син Г., Смит Л.Х. Материнские и неонатальные последствия посягательств во время беременности. Акушерство Гинекол. 2005 г., февраль; 105 (2): 357–63. [PubMed] [Google Scholar]

39. Silverman JG, Decker MR, Reed E, Raj A. Преследование насилия со стороны интимного партнера до и во время беременности среди женщин, проживающих в 26 штатах США: связь со здоровьем матери и новорожденного. Am J Obstet Gynecol. 2006 г., июль; 195 (1): 140–8. [PubMed] [Академия Google]

40. Мальчик А, Салиху Х.М. Насилие со стороны интимного партнера и исходы родов: систематический обзор. Int J Fertil Womens Med. 2004 г., июль-август; 49 (4): 159–64. [PubMed] [Google Scholar]

41. Hibel LC, Granger DA, Blair C, Cox MJ; Ключевые исследователи проекта «Семейная жизнь». Материнская чувствительность смягчает адренокортикальные последствия воздействия насилия со стороны интимного партнера в раннем детстве. Дев психопат. 2011 май; 23 (02): 689–701. [PubMed] [Google Scholar]

42. Sturge-Apple ML, Davies PT, Cicchetti D, Manning LG. Межродительское насилие, материнская эмоциональная недоступность и детское функционирование кортизола в семейных контекстах. Дев Психология. 2012 г., январь; 48 (1): 237–49.. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. Чугани Х.Т., Мюллер Р.А., Чугани Д.К. Функциональная реорганизация головного мозга у детей. Мозг Дев. 1996 г., сентябрь-октябрь; 18 (5): 347–56. [PubMed] [Google Scholar]

44. Schnurr MP, Lohman BJ. Продольное влияние воздействия домашнего насилия на малышей. J Агрессивное жестокое обращение с травмой. 2013;22(9):1015–31. [Google Scholar]

45. Киль Э.Дж., Басс К.А. Предполагаемые отношения между боязливым темпераментом, защитным воспитанием и социальной изоляцией: роль материнской точности в рамках умеренного посредничества. J Abnorm Child Psychol. 2011 Окт;39(7): 953–66. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

46. Luebbe AM, Kiel EJ, Buss KA. Контекстно-зависимые эмоции малышей, материнские реакции на эмоции и интернализованное поведение. Эмоция. 2011 г., июнь; 11 (3): 697–703. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. Миллер Л.Е. Воспринимаемая угроза в детстве: обзор исследований и последствия для детей, живущих в семьях с насилием. Насилие, травма. 2014 20 фев. [PubMed] [Google Scholar]

48. Финкельхор Д., Ормрод Р., Тернер Х., Хэмби С.Л. Виктимизация детей и молодежи: всесторонний национальный обзор. Жестокое обращение с детьми. 2005 г., февраль; 10 (1): 5–25. [PubMed] [Академия Google]

49. Миллер Л.Е., Хауэлл К.Х., Грэм-Берманн С.А. Изменения в развитии угрозы и самобичевания у дошкольников, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера (IPV). J Interpers Violenc. 2014 июнь; 29 (9): 1535–53. [PubMed] [Google Scholar]

50. Энтони Л. Г., Энтони Б.Дж., Гланвилл Д.Н., Найман Д.К., Ваандерс С., Шаффер С. Взаимосвязь между родительским стрессом, родительским поведением и социальной компетентностью дошкольников и проблемами поведения в классе. Младенец ребенка Dev. 2005;14(2):133–54. [Академия Google]

51. Вериссимо М., Сантос А.Дж., Фернандес С., Шин Н., Вон Б.Е. Связь между безопасностью привязанности и социальной компетентностью у детей дошкольного возраста. Меррелл Палмер Q — Журнал психологии развития. 2014;60(1):80–99. [Google Scholar]

52. Хангерфорд А., Уэйт С.К., Фриц А.М., Клементс С.М. Подверженность насилию со стороны интимного партнера и психологическая адаптация детей, когнитивное функционирование и социальная компетентность: обзор. Агрессивное агрессивное поведение. 2012;17(4):373–82. [Академия Google]

53. Frankel LA, Hughes SO, O’Connor TM, Power TG, Fisher JO, Hazen NL. Влияние родителей на саморегуляцию потребления энергии детьми: выводы из литературы по развитию о регуляции эмоций. Дж. Обес. 2012; 2012:327259. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Миллер Л.Е., Грабелл А., Томас А., Берманн Э., Грэм-Берманн С.А. Ассоциации между насилием в обществе, насилием по телевидению, насилием со стороны интимного партнера, агрессией между родителями и детьми и агрессией в отношениях между братьями и сестрами в выборке дошкольников. Психологическое насилие. 2012;2(2):165–78. [Академия Google]

55. Minze LC, McDonald R, Rosentraub EL, Jouriles EN. Осмысление семейного конфликта: Насилие со стороны интимного партнера и экстернализация проблем дошкольников. Джей Фам Психол. 2010 фев; 24 (1): 5–11. [PubMed] [Google Scholar]

56. Voisin DR, Hong JS. Медитативная модель, связывающая наблюдение за насилием со стороны интимного партнера, запугиванием и виктимизацией среди молодежи. Educ Psychol Rev. 2012; 24 (4): 479–98. [Google Scholar]

57. Бернетт М.Л. Пол и развитие оппозиционно-вызывающего расстройства: вклад физического насилия и раннего семейного окружения. Жестокое обращение с детьми. 2013 авг;18(3):195–204. [PubMed] [Google Scholar]

58. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация, 2013: 271–80. [Google Scholar]

59. Swartz JR, Graham-Bermann SA, Mogg K, Bradley BP, Monk CS. Смещение внимания к эмоциональным лицам у маленьких детей, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. J Детская подростковая травма. 2011;4(2):109–22. [Google Scholar]

60. Cipriano EA, Skowron EA, Gatzke-Kopp LM. Сердечная реактивность детей дошкольного возраста смягчает связь между воздействием семейного насилия и эмоциональной адаптацией. Жестокое обращение с детьми. 2011 авг; 16 (3): 205–15. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Зальцман К.М., Холден Г.В., Холахан С.Дж. Психобиология детей, подвергшихся насилию в семье. J Clin Child Adolesc Psychol. 2005 г., март; 34 (1): 129–39. [PubMed] [Google Scholar]

62. Boynton-Jarrett R, Fargnoli J, Suglia SF, Zuckerman B, Wright RJ. Связь между насилием со стороны интимного партнера со стороны матери и ожирением у детей дошкольного возраста: результаты исследования неблагополучных семей и детского благополучия. Arch Pediatr Adolesc Med. 2010 июнь; 164 (6): 540–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Кульман К.Р., Хауэлл К.Х., Грэм-Берманн С.А. Физическое здоровье детей дошкольного возраста, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера. Джей Фам Насилие. 2012;27(6):499–510. [Google Scholar]

64. Грэм-Берманн С.А., Хауэлл К.Х., Миллер Л.Е., Квек Дж., Лилли М. Травматические события и материнское образование как предикторы вербальных способностей дошкольников, подвергшихся насилию со стороны интимного партнера (ИПВ). Джей Фам Насилие. 2010;25(4):383–92. [Google Scholar]

65. Джурилес Э.Н., Браун А.С., Макдональд Р., Розенфилд Д., Лихи М.М., Сильвер С. Насилие со стороны интимного партнера и эксплицитная память дошкольников. Джей Фам Психол. 2008 июнь; 22 (3): 420–8. [PubMed] [Академия Google]

66. Huth-Bocks AC, Levendosky AA, Semel MA. Прямое и косвенное влияние домашнего насилия на интеллектуальное функционирование детей младшего возраста. Джей Фам Насилие. 2001;16(3):269–90. [Google Scholar]

67. Холт С., Бакли Х., Уилан С. Влияние домашнего насилия на детей и молодежь: обзор литературы. Жестокое обращение с детьми Негл. 2008 г., август; 32 (8): 797–810. [PubMed] [Google Scholar]

68. Паркер Дж.Г., Рубин К.Х., Эрат С.А., Войславович Ю.К., Бускирк А.А. Отношения со сверстниками, развитие ребенка и приспособление: перспектива психопатологии развития. В: Cicchetti D, Cohen DJ (ред.): Теория и метод психопатологии развития. Хобокен: John Wiley & Sons Inc, 2006: 419.-94. [Google Scholar]

69. Макклоски Л.А., Стювиг Дж. Качество отношений со сверстниками среди детей, подвергшихся насилию в семье. Дев психопат. 2001 Зима; 13 (1): 83–96. [PubMed] [Google Scholar]

70. Болдри AC. Издевательства в школах и подверженность домашнему насилию. Жестокое обращение с детьми Негл. 2003 г., июль; 27 (7): 713–32. [PubMed] [Google Scholar]

71. Бауэр Н.С., Херренколь Т.И., Лозано П., Ривара Ф.П., Хилл К.Г., Хокинс Д.Д. Участие в травле в детстве и подверженность насилию со стороны интимного партнера. Педиатрия. 2006 г., август; 118 (2): e235–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

72. Грэм-Берманн С.А., Бресколл В. Гендер, власть и насилие: оценка семейных стереотипов о детях агрессоров. Джей Фам Психол. 2000 г., декабрь; 14 (4): 600–12. [PubMed] [Google Scholar]

73. Кац Л.Ф., Хесслер Д.М., Аннест А. Насилие в семье, эмоциональная компетентность и приспособление к ребенку. Соц Дев. 2007;16(3):513–38. [Google Scholar]

74. Грэм-Берманн С.А., Левендский А.А. Симптомы травматического стресса у детей женщин, подвергшихся побоям. J Interpers Насилие. 1998;13(1):111–28. [Академия Google]

75. Китцманн К.М., Гейлорд Н.К., Холт А. Р., Кенни Э.Д. Дети-свидетели домашнего насилия: метааналитический обзор. J Consult Clin Psychol. 2003 г., апрель; 71 (2): 339–52. [PubMed] [Google Scholar]

76. Meltzer H, Doos L, Vostanis P, Ford T, Goodman R. Психическое здоровье детей, ставших свидетелями домашнего насилия. Детская семейная социальная работа. 2009;14(4):491–501. [Google Scholar]

77. Чемтоб В.М., Карлсон Дж.Г. Психологическое воздействие домашнего насилия на детей и их матерей. Int J Управление стрессом. 2004;11(3):209–26. [Google Scholar]

78. Reynolds MW, Wallace J, Hill TF, Weist MD, Nabors LA. Взаимосвязь между полом, депрессией и самооценкой у детей, ставших свидетелями домашнего насилия. Жестокое обращение с детьми Негл. 2001 г., сен; 25 (9): 1201–1206. [PubMed] [Google Scholar]

79. Кеннеди А.С., Байби Д., Салливан С.М., Грисон М. Влияние общественного и семейного насилия на траектории тревоги в среднем детстве: роль социальной поддержки семьи как модератора. J Clin Child Adolesc Psychol. 2009 г.Май; 38 (3): 365–79. [PubMed] [Google Scholar]

80. Johnson RM, Kotch JB, Catellier DJ, Winsor JR, Dufort V, Hunter W, et al. Неблагоприятные поведенческие и эмоциональные последствия жестокого обращения с детьми и насилия в присутствии свидетелей. Жестокое обращение с детьми. 2002 г., август; 7 (3): 179–86. [PubMed] [Google Scholar]

81. Эль-Шейх М., Харгер Дж. Оценка семейного конфликта и адаптации детей, здоровья и физиологической реактивности. Дев Психология. 2001 ноябрь; 37 (6): 875–85. [PubMed] [Google Scholar]

82. Поргес SW. Тон блуждающего нерва: вегетативный медиатор аффекта. В: Гарбер Дж. А., Додж К. А. (ред.): Развитие регуляции аффекта и дисрегуляции. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 19.91:111–28. [Google Scholar]

83. Кац Л.Ф. Насилие в семье и вагусная реакция на провокацию сверстников. Биол Психол. 2007 г., февраль; 74 (2): 154–64. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

84. Кац ЛФ. Жизнь во враждебном мире: к интегрированной модели семьи, сверстников и физиологических процессов у агрессивных дошкольников. В: Кернс К.А., Контрерас Дж.М., Нил-Барнетт А.М. (ред.): Семья и сверстники, связывающие два социальных мира. Вестпорт: издательство Praeger Publishers, 2000:115–36. [Академия Google]

85. Achenbach TM, Rescorla L. ASEBA Формы и профили школьного возраста. Берлингтон: Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей, 2001. [Google Scholar]

86. Lamers Winkelman F, De Schipper JC, Oosterman M. Жалобы на физическое здоровье детей после воздействия насилия со стороны интимного партнера. Br J Health Psychol. 2012 ноябрь; 17 (4): 771–84. [PubMed] [Google Scholar]

87. DePrince AP, Weinzierl KM, Combs MD. Показатели исполнительной функции и воздействие травм в выборке детей из сообщества. Жестокое обращение с детьми Негл. 2009 г.июнь; 33 (6): 353–61. [PubMed] [Google Scholar]

88. Пик-Аса С., Максвелл Л., Стромквист А., Уиттен П., Лимбос М.А., Мерчант Дж. Снижает ли физическое насилие родителей результаты стандартных тестов детей? Энн Эпидемиол. 2007 ноябрь; 17 (11): 847–53. [PubMed] [Google Scholar]

89. Эриксон ЭХ. Идентичность: Молодость и кризис (№ 7). Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1968: 128–34. [Google Академия]

90. Петерсон Г.В., Ли Г.К. Семья и социальная компетентность в подростковом возрасте. В: Гуллотта Т.П., Адамс Г.Р., Монтемайор Р. (ред.): Развитие социальной компетентности в подростковом возрасте: достижения в развитии подростков. Парк Ньюбери: Сейдж, 19 лет.90:97-138. [Google Scholar]

91. Лихтер Э.Л., Макклоски Л.А. Влияние воздействия насилия в семье в детстве на представления подростков о гендерных ролях и насилие на свиданиях. Psychol Women Q. 2004; 28 (4): 344–57. [Google Scholar]

92. Темпл Дж.Р., Шори Р.К., Тортолеро С.Р., Вулф Д.А., Стюарт Г.Л. Важность пола и отношения к насилию в отношениях между подверженностью межродительскому насилию и совершением подросткового насилия на свиданиях. Жестокое обращение с детьми Негл. 2013 г., май; 37 (5): 343–52. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

93. Хадж-Яхия М.М., Абдо-Калоти Р. Последствия для психического здоровья палестинских подростков, подвергшихся насилию в семье. Джей Травма потери. 2008;13(1):1–41. [Google Scholar]

94. Гасеми М. Влияние домашнего насилия на психологическое благополучие детей в Иране. Джей Фам Стад. 2009;15(3):284–95. [Google Scholar]

95. Макклоски Л.А., Лихтер Э.Л. Вклад семейного насилия в подростковую агрессию в разных отношениях. J Interpers Насилие. 2003;18(4):390–412. [Google Scholar]

96. Knous-Westfall HM, Ehrensaft MK, MacDonell KW, Cohen P. Насилие со стороны интимного партнера со стороны родителей, методы воспитания и травля среди подростков: проспективное исследование. J Child Fam Stud. 2012 окт; 21 (5): 754–66. [Google Scholar]

97. Хельвег-Ларсен К., Фредериксен М.Л., Ларсен Х.Б. Насилие как фактор риска ухудшения психического здоровья в подростковом возрасте: Датское общенациональное репрезентативное обследование молодежи. Scand J Общественное здравоохранение. 2011 г., декабрь; 39 (8): 849–56. [PubMed] [Академия Google]

98. Хиндин М.Дж., Гултиано С. Связь между свидетелями домашнего насилия со стороны родителей и депрессивными симптомами у филиппинских подростков. Am J Общественное здравоохранение. 2006 г., апрель; 96 (4): 660–3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

99. Herrera VM, McCloskey LA. Гендерные различия в риске правонарушений среди молодежи, подвергающейся насилию в семье. Жестокое обращение с детьми Негл. 2001 г., август; 25 (8): 1037–51. [PubMed] [Google Scholar]

100. Ирландия TO, Smith CA. Жизнь в партнерских семьях: связи развития с антиобщественным поведением и насилием в отношениях. J Молодежь Подросток. 2009 г.Март; 38 (3): 323–39. [PubMed] [Google Scholar]

101. Moretti MM, Obsuth I, Odgers CL, Reebye P. Подверженность насилию со стороны матери по сравнению с отцом, посттравматическое стрессовое расстройство и агрессия у девочек и мальчиков-подростков. Агрессивное поведение. 2006;32(4):385–95. [Google Scholar]

102. Штернберг К.Дж., Барадаран Л.П., Эбботт С.Б., Лэмб М.Е., Гутерман Э. Тип насилия, возрастные и гендерные различия в влиянии семейного насилия на проблемы поведения детей: мегаанализ. Dev Rev. 2006; 26 (1): 89–112. [Академия Google]

103. Райт Э.М., Фаган А.А. Подверженность насилию со стороны интимного партнера. Имеет ли значение пол правонарушителя для психического здоровья подростков? Поведение уголовного правосудия. 2012;39(1):26–41. [Google Scholar]

104. Гарридо Э.Ф., Калхейн С.Е., Петренко С.Л., Тауссиг Х.Н. Психосоциальные последствия воздействия насилия со стороны интимного партнера (ИПВ) у подростков, подвергшихся жестокому обращению: оценка не только возникновения ИПВ. Джей Фам Насилие. 2011 12 июня; 26 (7): 511–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

105. Леписто С., Йоронен К., Остедт-Курки П., Лууккаала Т., Паавилайнен Э. Субъективное благополучие финских подростков, подвергающихся насилию в семье. Джей Фам Нурс. 2012 г., май; 18 (2): 200–33. [PubMed] [Google Scholar]

106. Jun HJ, Corliss HL, Boynton-Jarrett R, Spiegelman D, Austin SB, Wright RJ. Взросление в условиях домашнего насилия: взаимосвязь с траекториями развития индекса массы тела в период от подросткового до юношеского возраста. J Эпедимиол Общественное здравоохранение. 2012 июль; 66 (7): 629–35. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

107. Greenhoot AF, McCloskey L, Glisky E. Лонгитюдное исследование воспоминаний подростков о насилии в семье. Appl Cogn Psychol. 2005;19(6):719–43. [Google Scholar]

108. Джонсон Р.Дж., Гринхут А.Ф., Глиски Э., Макклоски Л.А. Взаимосвязь жестокого обращения, депрессии и автобиографической памяти подростков. J Clin Child Adolesc Psychol. 2005 г., июнь; 34 (2): 235–47. [PubMed] [Google Scholar]

109. Orbach Y, Lamb ME, Sternberg KJ, Williams JM, Dawud-Noursi S. Влияние жертвы или свидетеля семейного насилия на поиск автобиографических воспоминаний. Жестокое обращение с детьми Негл. 2001 ноябрь; 25 (11): 1427–37. [PubMed] [Академия Google]

110. Джаясингхе С., Джаявардена П., Перера Х. Влияние насилия со стороны интимного партнера на поведение, психологическое состояние и успеваемость детей в школе в Шри-Ланке. Джей Фам Стад. 2009;15(3):274–83. [Google Scholar]

111. Howell KH, Graham-Bermann SA, Czyz E, Lilly M. Оценка устойчивости детей дошкольного возраста, подвергающихся насилию со стороны интимного партнера. Насилие Вик. 2010;25(2):150–64. [PubMed] [Google Scholar]

112. Martinez-Torteya C, Anne Bogat G, Von Eye A, Levendosky AA. Устойчивость среди детей, подвергшихся домашнему насилию: роль факторов риска и защиты. Детский Дев. 2009 г.Март-апрель; 80 (2): 562–77. [PubMed] [Google Scholar]

Первое в своем роде исследование сравнивает программы борьбы с домашним насилием и дает многообещающие результаты • Служба новостей • Университет штата Айова

Эми Зарлинг, клинический психолог и адъюнкт-профессор человеческого развития и семейных исследований в штате Айова. Увеличенное изображение. Крис Гэннон/Университет штата Айова

Эймс, Айова. Новое исследование, проведенное Университетом штата Айова, показало, что мужчинам, осужденным за бытовое насилие, через год после завершения программы лечения, разработанной в Айове, было предъявлено значительно меньше обвинений в насильственных и ненасильственных действиях по сравнению с моделью, используемой в большинстве других штатов. Данные опроса жертв, все еще находившихся в контакте с мужчинами, предоставили предварительные доказательства того, что местное вмешательство может также уменьшить такие виды поведения, как физическая агрессия, контролирующее поведение и преследование.

Результаты получены в результате первого рандомизированного контролируемого исследования, в котором сравнивалась программа, основанная на терапии принятия и приверженности (ACT), используемая Департаментом исправительных учреждений штата Айова, с классами ненасилия для мужчин модели Duluth.

Эми Зарлинг, клинический психолог и адъюнкт-профессор человеческого развития и семейных исследований в штате Айова, руководила исследованием, которое было опубликовано в Журнале консалтинговой и клинической психологии и финансировалось Управлением по борьбе с насилием в отношении женщин Министерства юстиции.

«Я ждал более десяти лет, чтобы провести это исследование. Рандомизированные контролируемые испытания являются золотым стандартом для оценки эффективности программ, но их очень сложно правильно реализовать, особенно в реальных условиях», — сказал Зарлинг. «Результаты показывают, что программа, основанная на ACT, является эффективным средством для снижения преступного поведения, и, что наиболее важно, женщины, пережившие насилие в семье, сообщают, что мужчина, причинивший вред, значительно уменьшил свое оскорбительное поведение из-за ACT. программа».

Опрос, проведенный в 2015 году Центрами по контролю и профилактике заболеваний США, показал, что каждая третья женщина в США подвергалась насилию со стороны интимного партнера. Это включает физическое и сексуальное насилие, преследование и психологическую агрессию (например, тактику принуждения). Тем не менее, эксперты говорят, что домашнее насилие хронически занижается, поэтому даже эта поразительная цифра не отражает всех масштабов домашнего насилия.

Вместо того, чтобы отправлять мужчин с первым или вторым обвинением в домашнем насилии в тюрьму, Айова и большинство других штатов предписывают завершить программу вмешательства насильников. Наиболее широко используемая программа, модель Дулута, восходит к началу 19 века.80-х годов и основан на феминистской теории.

Сторонники модели Дулута говорят, что первопричиной домашнего насилия является сексистское общество, и что для того, чтобы мужчины изменились, им нужно переучиться и забыть о своих убеждениях.

Новая модель для Айовы

Но когда Управление исправительных учреждений штата Айова (DOC) провело внутреннюю оценку модели Дулута в 2009 году, оно обнаружило, что программа очень мало сделала для улучшения ситуации с рецидивами домашнего насилия по сравнению с отсутствием лечения вообще. Результаты отражали аналогичные выводы исследователей, изучавших эффективность Duluth и других программ вмешательства для лиц, причиняющих вред, которые использовали аналогичный подход.

DOC Айовы решил поискать альтернативу и обратился к исследователям из Университета Айовы, где Зарлинг в то время был аспирантом.

Сочетая свой опыт в области клинической психологии с вкладом практикующих специалистов в области уголовного правосудия, Зарлинг разработала программу «Достижение изменений посредством поведения, основанного на ценностях», или ACTV (произносится как «активный»), которую DOC штата Айова опробовал в 2010 году и с тех пор расширил для использования по всей Айове. Более 500 сотрудников прошли обучение по модели ACTV, и около 15 000 мужчин, обвиняемых в домашнем насилии, приняли участие в интервенции.

ACTV основан на терапии принятия и приверженности (ACT). Это когнитивно-поведенческий подход, основанный на единой модели человеческого развития, изменения поведения и психологического роста.

«Программы, основанные на ACT, исходят из того, что есть много факторов, способствующих насилию со стороны интимного партнера, в том числе отсутствие навыков управления эмоциями и здорового и уважительного общения, а также тревожные или вредные убеждения и отношение к женщинам и к себе. Травмы в анамнезе, опыт расовой дискриминации, трудности с привязанностью, употребление психоактивных веществ и даже психическое здоровье также могут быть факторами», — сказал Зарлинг.

Матрица — это интерактивный инструмент, который фасилитаторы используют, чтобы помочь участникам ACTV определить, как они реагируют на определенные ситуации и приближают ли эти реакции их к тому, что они ценят в жизни, или отдаляют их от них. Увеличенное изображение. Фото предоставлено Эми Зарлинг.

Зарлинг подчеркнул, что программы, основанные на ACT, представляют собой основанный на травме подход, помогающий людям определить свои ценности, отношения и значимые части своей жизни, а затем развить навыки, позволяющие расширить их «психологическую гибкость» — способность вести себя так, чтобы это соответствовало их жизни. эти ценности, независимо от мыслей или чувств, которые могут возникнуть.

«С точки зрения ACT, наш мозг работает, добавляя, а не вычитая, а это означает, что действительно трудно удалить возникающую мысль, эмоцию или чувство. Но с психологической гибкостью кто-то может заметить эту мысль или чувство и то, как оно пытается заставить его вести себя определенным образом, отдалиться от него, а затем иметь возможность более осознанно выбирать, реагируя на эту мысль или чувство», — сказал он. Зарлинг.

Сбор данных, выводы и ограничения

Зарлинг разработал исследование, чтобы случайным образом распределить 338 мужчин в центральной части Айовы, которым суд поручил пройти 24 сеанса программы по домашнему насилию, в ACTV или Модель Дулута.

Она обнаружила, что через год после завершения программы вмешательства у участников ACTV было примерно вдвое меньше насильственных и ненасильственных обвинений, таких как грабежи и преступления, связанные с наркотиками, по сравнению с мужчинами, которые были назначены на модель Дулут.

Менее 13% участников как ACTV, так и модели Дулута были снова обвинены в домашнем насилии в течение года после вмешательства. В то время как рецидивизм был на несколько процентных пунктов ниже для выпускников ACTV (9%), Зарлинг сказал, что разница не была статистически значимой, возможно, из-за меньшего, чем ожидалось, размера выборки участников. Первоначальный план состоял в том, чтобы собрать выборку из более чем 400 мужчин, но вспышка COVID-19 в 2020 году досрочно положила конец исследованию.

«Но использование уголовных обвинений в качестве результата — это только одна часть головоломки», — сказал Зарлинг. «В некотором смысле, наиболее важным выводом этого исследования являются отчеты жертв, поскольку о большинстве случаев домашнего насилия в правоохранительные органы не сообщается».

Данные опроса жертв показали, что физическая агрессия, контролирующее поведение и преследование уменьшились по сравнению с мужчинами, которые были в ACTV.

Преодоление разрыва

Эми Зарлинг обсуждает матричный инструмент с исполнительным директором Кристин Пармерли и координатором общественного лечения Лукасом Сэмпсоном в Департаменте исправительных учреждений 5-го округа Де-Мойна, апрель 2022 г. Фото предоставлено Эми Зарлинг.

За последнее десятилетие Зарлинг помогал Департаменту исправительных учреждений штата Айова обучать фасилитаторов ACTV и обеспечивал наблюдение во время их первых 24 сессий с участниками.