Развитие психики: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Содержание

Задержки и нарушения развития детей диагностика и лечение в Москве

Причины

Задержки и нарушения развития в детском возрасте могут возникать по разным причинам. В зависимости от механизма возникновения, они имеют свою специфику как с точки зрения способов преодоления, так и с точки зрения прогноза.

Диапазон возможных проблем развития в детском возрасте может колебаться от единичных трудностей формирования отдельных психических функций (диспраксия, трудности концентрации внимания, несформированность пространственной функции), до стойких системных нарушений психического развития (умственная отсталость).

В клинико-психолого-педагогической классификации различных видов дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому) предпринята попытка описать шесть основных маршрутов формирования задержек и нарушений психического развития.

  1. Общее психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга — генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных (например, при олигофрении).
  2. Задерженное психическое развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть следствием патогенных воздействий на нервную систему ребенка различной этиологии (хронические заболевания, гипоксии, травмы головного мозга) до 3-х летнего возраста. Задержки психического развития (ЗПР), а так же задержки речевого развития (ЗРР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР) часто являются предпосылками школьной неуспеваемости, но при этом имеют относительно хороший прогноз в преодолении и являются наиболее частой причиной обращения родителей к специалистам в коррекционные центры. В грубых случаях необходима дифференциальная диагностика, позволяющая точно установиться диагноз, так как грубые задержки дают клиническую картину, схожую с умственной отсталостью.
  3. Поврежденное психическое развитие — является следствием патогенного воздействия на нервную систему в период ее относительной сформированности (травмы, интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания). Отличается парциальностью расстройств (например, афазия; органическая деменция).
  4. Дефицитарное психическое развитие — вариант особенностей развития, связанный с недостаточностью отдельных систем организма: первичные нарушения двигательной сферы, нарушения зрения и слуха, инвалидизирующие соматические заболевания (заболевания сердца, дыхательной системы, эндокринные заболевания, иногда — детский церебральный паралич (ДЦП). Изначально здоровая нервная система развивается в условиях дефицита стимулов либо не имеет возможности давать адекватную реакцию на стимул (часто это задержки развития по моторному или сенсорному типу). Первичный дефект ведет к недоразвитию связанных с ним психических функций. В случае преодоления первичного дефекта может давать картину ЗПР.
  5. Искаженное психическое развитие — сочетание элементов общего психического недоразвития с элементами задержанного, ускоренного и поврежденного развития отдельных функций. Данная комбинация дает новую клиническую картину нарушений, не свойственную входящим в ее состав отдельным типам. Подобный тип формирования психической сферы наблюдается при раннем детском аутизме (РДА), расстройствах аутистического спектра (РАС).
  6. Дисгармоническое психическое развитие. По структуре схоже с искаженным развитием, но на первый план выходит не текущий болезненный процесс, как при РДА, где развитие психики происходит под давлением заболевания, а врожденная либо приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно, в эмоционально-волевой сфере. Примером могут служить ряд психопатий и, так называемых, патологических формирований личности, проявляющихся в юношеском и зрелом возрасте. Часто к подобному типу развития приводит сочетание биологических (наследственных, органических) и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие психики на протяжении всей жизни.

Часто в клинической практике мы встречаемся с сочетанием патологических типов развития нервной системы у ребенка с трудностями в развитии. Трудности в развитии, связанные с гипоксией при родах, могут усиливаться элементами сенсорной депривации, связанными с отсутствием подвижного образа жизни и эмоционально-волевыми проблемами, связанными с особенностями семейной системы.

Диагностика и лечение

Для выявления структуры нарушения и постановки точного диагноза у ребенка с задержкой развития требуется подробный сбор анамнестических данных и комплексная междисциплинарная диагностика: обследование врача невролога (при необходимости психиатра), функциональная диагностика (ЭЭГ с картированием, УЗДГ, вызванные потенциалы), обследование логопеда, обследование нейропсихолога, в ряде случаев, для диагностики генетических заболеваний (например, синдром Мартина-Бэлла) назначают генетические исследования.

Преодолением задержек и нарушений психического развития, в зависимости от причин возникновения и необходимых лечебных мероприятий, занимаются врачи (невролог, психиатр, педиатр) и специалисты отделения лечебной педагогики (логопед, нейропсихолог). В ряде случаев, пациенту рекомендуется пройти курс остеопатического лечения и лечебного массажа.

Непосредственно для лечения задержек органического генеза разработаны протоколы лечения на специальном реабилитационном оборудовании — транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Решение о возможности применения ТМС можно принимать только после постановки правильного диагноза, основанном на патогенезе нарушения.

Научная школа кафедры возрастной психологии

В основе деятельности кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии лежит культурно-историческая и деятельностно-личностная теория Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей развития психики были заложены Л.С. Выготским, а дальнейшее развитие этого подхода неразрывно связано с теорией деятельности А.Н. Леонтьева и теорией психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.

Основными положениями научной школы являются принцип социально-исторической обусловленности психики человека, принцип специфики развития психики в онтогенезе, принцип стадиальности развития психики и ведущей роли деятельности в развитии психики, учение о психологическом возрасте, законы развития психики в онтогенезе и законы развития высших психических функций.

Современная культурно-историческая и деятельностная научная школа развивается в культуре постмодернизма и несет в себе новые исследовательские задачи, связанные с информатизацией общества, развитием сетевых принципов организации научного знания, междисциплинарностью научного дискурса и герменевтической ориентацией исследований.

Основными характеристиками психологии постмодернизма является множественность типов научной рациональности, пониманием сложности соотношения индивидуального, социального и общего в субъекте. Новое звучание в современных исследованиях научной школы Л.С. Выготского получил примат знаков и смыслового строения сознания.

Исследования кафедры проводятся в пространстве изучения взаимосвязей между психическим функционированием субъекта (в разных возрастах) и культурным, социальным, институциональным окружением с другой. Так, проведен цикл научных исследований, посвященных проблеме социализации и индивидуализации личности на разных этапах онтогенеза в контексте различных институтов социализации, в том числе, образовательных.

Исследовалась проблема информационной и потребительской социализации ребенка, подростка, взрослого. Предложены различные модели типологизации моделей социализации, анализируются культурные контексты социализации.

Проводится работа в направлении построения современной методологической базы возрастно-психологических исследований, выявления частных механизмов и закономерностей в универсальном пространстве развития психики.

Большое развитие получило направление разработки методических принципов и рекомендаций по реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Подготовлены и опубликованы ряд методических изданий в рамках компетентностного подхода и реализации деятельностной парадигмы в современной системе дошкольного образования: Авдулова Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка(М.: Владос, 2014), Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности личности дошкольника.

Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка (М.: Владос, 2014) и другие. Готовится к публикации серия методических пособий по ФГОС ДОпоследующим направлениям: эмоциональное развитие дошкольника, патриотическое развитие дошкольника, социализация дошкольника и др.

На кафедре на общественных началах открыта научная лаборатория изучения ребенка, цель которой систематизировать и обобщить полученные знания в области психологии дошкольного детства и определить траектории психического развития детей в современном мире.

Современная культурно-историческая и деятельностная научная школа развивается на кафедре возрастной психологии в пространстве координат методологического плюрализма, сетевого подхода, социокультурного контекста при переходе от классической и неклассической к постклассической рациональности. 

развитие психики — это… Что такое развитие психики?

(англ. development of mind) — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Р. п. — путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения.

В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности, т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Р. п. сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см. Антропогенез). Особенности психики человека, его сознание — продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см. Усвоение). Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Задатки способностей, Формирование способностей), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность (см. Ведущая деятельность, Обучение и развитие). Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием. В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция — к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Р. п. человеческого индивида — обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.

Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты…) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Задержка физического развития ребенка симптомы, лечение в Железнодорожном

22. 03.2017

Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания. Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень  развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги. Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.

Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые сопровождаются определенными трудностями в процессе обучения.   Около 15-16% детей имеют ту или иную степень задержки психического развития.  Задержку психического развития чаще всего относят к психолого-педагогическим проблемам, но ее основу могут составлять и органические отклонения, в частности неврологические заболевания. Различные психические функции у детей развиваются неравномерно, поэтому часто диагноз невозможно установить детям до достижения 4-5 лет. На практике диагноз устанавливается в основном уже в школьном возрасте.

Причины задержки психического развития

В основе задержки психического развития могут лежать социально-психологические или биологические факторы. Биологические факторы приводят к нарушению формирования различных отделов головного мозга, что сопровождается частичными отклонениями психического созревания ребенка. Влияние могут оказывать факторы, воздействующие во время беременности (гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т.д.), в родах и после рождения ребенка (внутричерепная травмами, ядерная желтуха новорожденных). В раннем детском периоде задержка психического развития может вызываться тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, черепно-мозговыми травмами.

К другой группе причин относятся средовые (социальные) факторы. При этом отсутствует органическое повреждение головного мозга. Причиной может быть как безнадзорность со стороны родителей, таки и чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание, недостаток контакта с взрослыми и сверстниками.

Задержку психического развития вторичного генеза нередко вызывают раннее нарушение зрения и слуха, дефекты речи из-за выраженной нехватки сенсорной информации и общения.

Виды задержки психического развития

Таким образом, группы детей, имеющие задержку психического развития, являются неоднородными. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, выделяющую 4 клинических типа задержки психического развития.

  1. ЗПР конституционального генеза обуславливается медленным созреванием центрально-нервной системы. Для нее характерен гармоничный физический и психический инфантилизм. Поведение и антропометрические данные детей не соответствуют возрасту. Они являются эмоционально лабильными, непосредственными, отмечается неспособность концентрировать внимание, нехватка памяти. В школьном возрасте у таких детей преобладают игровые, нежели учебные интересы.

  2. ЗПР соматогенного генеза обуславливается продолжительными  тяжелыми соматическими заболеваниями детей в раннем возрасте, которые неизбежно задерживают созревание и формирование центральной нервной системы. В анамнезе детей отмечаются хронические заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и т.д. Как правило, дети в течение длительного времени находятся в больницах, изолированно от своих сверстников. ЗПР соматогенного генеза может проявиться в виде астенического синдрома, низкой работоспособности детей, уменьшением памяти, поверхностного внимания, гиперактивности либо заторможенности при переутомлении.

  3. ЗПР психогенного генеза обуславливается негативными социальными условиями, в которых вынужден находиться ребенок (безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека). Вследствие дефицита внимания, у ребенка может формироваться психическая неустойчивость, отставание в интеллектуальном плане, импульсивность. При чрезмерной опеке формируется безволие, безынициативность, отсутствие целеустремленности, эгоцентризм.

  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается довольно часто. Она может быть обусловлена негрубым органическим повреждением головного мозга. Возможно поражение одной области или мозаичное поражение нескольких областей головного мозга, нарушающей одну или несколько психических функций. Задержку психического развития церебрально-органического генеза можно характеризовать, как несформированность эмоционально-волевой стороны и познавательной работы: отсутствует яркость и живость эмоций, выраженная внушаемость, бедность воображений, двигательная расторможенность и т. д.

Отличительные черты детей с задержкой психического развития

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития, характеризуются легким характером, но могут затрагивать все аспекты интеллектуальной деятельности: речь, восприятие, мышление, память, внимание.

Ребенок с задержкой психического развития имеет фрагментарное, неточное, замедленное восприятие. Некоторые анализаторы функционируют полноценно, но ребенок испытывает трудности при создании целостных образов окружающей среды. Зрительное восприятие является наиболее развитым, слуховое – менее, в связи с этим при разъяснении учебных дисциплин детям с задержкой психического развития необходимо использовать наглядные материалы.

Дети с задержкой психического развития имеют неустойчивое, поверхностное, кратковременное внимание. Ребенок отвлекается и переключает внимание под воздействием любых посторонних стимулов. Ситуации, которые связаны со сосредоточенностью, концентрацией внимания на чем-либо, могут вызвать затруднения. При переутомлении и повышенном напряжении возможно обнаружение признаков синдрома гиперактивности, а также дефицита внимания.

Память характеризуется мозаичностью запоминания информации, слабой избирательностью. Наглядно-образная память преобладает над вербальной. Характерна низкая мыслительная активность в процессе воспроизводства информации. Дети с задержкой психического развития имеют более сохранное наглядно-действенное мышление; большему нарушению подвергается образное мышление в связи с неточностью восприятия. Абстрактно-логического мышления нельзя достигнуть без помощи взрослых. Детям с задержкой психического развития характерны трудности с синтезом и анализом, сравниванием, обобщением; они не способны упорядочивать события, строить умозаключения, формулировать выводы. Кроме того, дети с задержкой психического развития имеют искаженную артикуляцию большинства звуков, повреждения слуховой дифференцировки, резкое ограничение словарного запаса.

Диагностика

Для диагностики задержки психического развития проводится комплексное обследование ребенка специальной комиссией, в которую входят детский психолог, логопед, детский невролог, дефектолог, психиатр, педиатр и, при необходимости, другие специалисты. Осуществляется сбор, изучение анамнеза, диагностическое обследование речи, изучение условий жизни, нейропсихологическое тестирование, анализ медицинских данных. С ребенком обязательно проводят беседу, исследуются интеллектуальные процессы и эмоционально-волевые качества.

При выявлении органической патологии необходимо обследование медицинскими специалистами, в первую очередь, детским неврологом и педиатром. При инструментальной диагностике может проводится инструментальная диагностика — ЭЭГ, МРТ головного мозга. Дифференциальную диагностику задержки психического развития проводят с аутизмом и олигофренией.

Коррекция

Для работы с детьми, страдающими ЗПР, необходим мультидисциплинарный подход, активное участие детских психологов, неврологов, педиатров, логопедов, психиатров, дефектологов. Коррекцию задержки психического развития следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном периоде.

Часто дети нуждаются в посещении специализированных детских дошкольных и общеобразовательных учреждений либо специальных групп и коррекционных классов. Необходимо дозировать учебный материал, опираться на наглядность, частое повторение материала, регулярную смену видов деятельности. Важно уделять внимание развитию различных познавательных навыков (мышления, внимания, восприятия, памяти), моторной, сенсорной и эмоциональной сферы, используя для этого игровую терапию, детскую арт-терапию. Коррекцию нарушений речевого аппарата  проводит логопед.

При выявлении соматических заболеваний и органических повреждений головного мозга, массаж, физиотерапия, водолечение, ЛФК.

Профилактика

Дети с задержкой психического развития способны догнать своить сверстников. Они являются обучаемыми. При правильной организации коррекционной работы в их развитии наблюдается выраженная положительная динамика. Педагоги помогают им осваивать новые знания, навыки. Они могут также, как и их сверстники, поступать в ВУЗы, колледжи.

Для профилактики задержки психического развития ребенка необходимо с большой ответственностью отнестись к планированию беременности, избегать негативных воздействий на плод, заниматься профилактикой соматических и инфекционных болезней у ребенка в раннем возрасте, обеспечивать благоприятные условия их жизни. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо незамедлительное обследование и начало коррекционной работы. 


Развитие психики в онтогенезе

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой развития психики в онтогенезе: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Колберг, Дж. Брунер, Штерн, Пертровский, Валлон, Л. И. Божович и др.

Далее рассмотрим понятие психики, а также ее развитие в ходе онтогенеза.

Понятие психики

Психика представляет собой отражение объективной действительности.

Психика человека представляет собой субъективный образ внешнего мира.

Теории развития психики в онтогенезе

  1. Психоаналитическая теория З. Фрейда. В основе теории лежит конфликт между бессознательным и сознательным; выделяются пять стадий развития психики в онтогенезе.
  2. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. В данной теории рассматривается модель 8 возрастов человека.
  3. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Ж. Пиаже рассматривает 4 стадии интеллектуального развития детей.
  4. Развитие психики по Л. Колбергу. В данной теории показано развитие морального сознания.
  5. Развитие психики по Дж. Брунеру. Дж. Брунер представил 3 сферы, которыми ребенок овладевает последовательно.
  6. Теория Штерна. Теория представляет собой конвергенцию двух факторов.
  7. Теория Петровского.
  8. Теория Валлона.
  9. Концепция Д. Б. Эльконина. Д. Б. Эльконин выделил две сферы потребностей, в соответствии с которыми построил свою модель.
  10. Концепция Л. С. Выготского – периодизация психического развития с учетом возрастных кризисов.
  11. Теория развития личности Л. И. Божович опирается на социальную ситуацию развития и новообразования.

Развитие психики в онтогенезе

Основные этапы развития психики представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. «Развитие психики на протяжении первого года жизни»

Вывод

Таким образом, первый год жизни наиболее продуктивен для развития психики ребенка.

Здесь закладывается большинство основных реакций. Наиболее ярко данная информация представлена в периодизации Ж. Пиаже.

Рисунок 2. «Психика человека в онтогенезе»

В процессе своего развития ребенок проходит множество кризисов, которые в дальнейшем выводят его на новую ступень.

6. Развитие психики и сознания » Шпоры для студентов

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Как предотвратить развитие психического заболевания: полезные советы

Забота о своем психическом здоровье – это приоритетная задача каждого из нас. Потому что при недостаточном внимании к себе, отсутствии профилактики и нежелании идти к специалисту с первыми тревожными симптомами, может усугубить состояние, а также привести к ухудшению отношений с друзьями и родственниками, потере работы и вообще интереса к жизни.

По информации Всемирной организации здравоохранения, в странах Европы на долю психических расстройств приходится около 20% всех случаев заболеваний. Однако значимость психических заболеваний далеко не исчерпывается огромной распространенностью. Психические расстройства влияют на все стороны жизни человека: они способны подорвать и физическое здоровье, нарушить семейные и общественные связи, испортить карьеру и даже толкнуть на преступление. Кроме того, из-за распространенных в обществе предубеждений люди, страдающие психическими расстройствами, могут стать жертвами дискриминации и потерять к себе уважение и перестать воспринимать себя как полноценных членов социума (это явление называется самостигматизацией). Неудивительно, что психические расстройства наносят вред не только конкретному пациенту и его семье, но и обществу в целом. 

Современная эпоха породила новые проблемы. Происходят социально-экономические изменения, и не все люди могут адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, что приводит к ухудшению психического здоровья, распространению алкоголизма и других зависимостей, росту уровня насилия в обществе и числа самоубийств.  

Как предотвратить развитие психического заболевания?

  • Для каждого из нас целесообразно обратить внимание на свое психическое состояние уже сейчас и вложить свои силы в поддержание психического здоровья:
  • Прежде всего обратите внимание на свой режим сна и отдыха. Для того, чтобы наша нервная система восстановилась, нам необходимо как минимум 8 часов сна каждый день. 
  • Занятие любимым делом и ощущение своего призвания. Если вас ежедневно угнетает ваша работа, то о каком психическом здоровье может идти речь? При этом важно находить время не только для работы, но и для хобби. 
  • Занимайтесь умеренными физическими нагрузками, не поддавайтесь гиподинамии и старайтесь поддерживать свой физический статус в норме.
  •  Обратите внимание на свои отношения с близкими. Конфликты и агрессия в семье нередко становятся провоцирующими факторами развития психических заболеваний или их обострений. 
  • Если вы чувствуете, что не справляетесь с эмоциональной нагрузкой, обратитесь к психологу. То, что психологи имеют дело с глубоко больными людьми – очередной миф. Основная задача психолога – помочь человеку справиться с его жизненными проблемами и адаптироваться к возникающим сложностям.
  • Не стесняйтесь предложить помощь людям. Если вы видите, что член вашей семьи или ваш друг испытывает проблемы (тем более, если человек говорит о бессмысленности своей жизни, о желании расстаться с ней), ваша задача – уговорить этого человека обратиться к психологу или психиатру. 

Важная информация для жителей Ставропольского края!

Согласно ВОЗ, забота о своем психическом здоровье уменьшает риск развития суицидальных наклонностей  и преждевременной смерти от суицида, а также в целом улучшает качество вашей жизни. 

Своевременное выявление психической болезни на первых стадиях ее развития дает возможность приостановить или существенно замедлить ее прогрессирующее течение. Если вы заметили признаки расстройства у себя или своих родных, призываем вас своевременно обратиться за помощью к психологу или психиатру.

Материал подготовлен Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницей №1

 

Иллюстрация к данной публикации взята из общедоступной библиотеки изображений https://www.freepik.com/  и из открытых источников.

Об использовании иллюстраций из библиотеки Freepik подробно можно прочесть здесь

 

Четыре стадии когнитивного развития Пиаже | Развитие детского мозга

Чему дети способны научиться на разных этапах своего развития? Как дети развивают свои интеллектуальные способности реагировать и взаимодействовать со своим окружением? Как развиваются эти когнитивные способности, и в каком порядке?

Это были некоторые из вопросов, на которые ответил французский психолог. Жан Пиаже в 1952 году, когда он опубликовал свою новаторскую теорию когнитивных способностей. развитие у детей.

Пиаже начал свое исследование, просто интересовавшись тем, как дети реагируют на свои окружающей среде, но его наблюдения противоречили текущим представлениям день (в котором говорилось, что у детей нет познания, пока они не станут достаточно взрослыми научиться говорить), и, по сути, стали самыми известными и влиятельная теория когнитивного развития на сегодняшний день.

Вот четыре стадии когнитивного развития , определенные Жаном Пиаже:

  1. Сенсомоторная стадия: Рождение через 2 года. На этом этапе познавательного развития дети познают мир через их чувства и манипуляции с объектами.
  2. Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет. На этой стадии у детей развиваются память и воображение. Они также способны понимать вещи символически и понимать идеи прошлое и будущее.
  3. Конкретная операционная стадия: от 7 до 11 лет. На этой стадии дети также становятся более осведомленными о внешних событиях. как чувства, отличные от их собственных.Они становятся менее эгоцентричными и начинают понять, что не все разделяют их мысли, убеждения или чувства.
  4. Формальная операционная стадия: от 11 лет и старше. На этом этапе дети могут использовать логику для решения задач, просмотра мир вокруг них и планы на будущее.

Что мы знаем из модели обработки информации

Модель обработки информации еще больше расширяет наше понимание развитие познания у детей. Разработан в течение двух десятилетий после публикация теории Пиаже, эта модель объясняет, как и когда у ребенка развиваются основные когнитивные навыки.

Когнитивные навыки включают внимание, кратковременную память, долговременную память, логику и рассуждение, и слуховая обработка, визуальная обработка и скорость обработки. Они навыки, которые мозг использует, чтобы думать, учиться, читать, запоминать, обращать внимание, и решать проблемы. Если теория Пиаже объясняет, что такое ребенок способен выполнять на разных этапах своего развития Информационный Модель поближе познакомится с конкретными когнитивными навыками, стоящими за ней. сцена.

Согласно этой модели внимание, кратковременная память и долговременная память развиваются в возрасте от 2 до 5 лет. Обработка слуха, которая имеет решающее значение для хороших навыков чтения, развивается в возрасте 5 и 7. Логика и рассуждения также становятся более устойчивыми после В 5-летнем возрасте ребенок становится лучше способным находить связи между идеями.

Когнитивные сильные и слабые стороны варьируются от ребенка к ребенку

У всех разные когнитивные способности.Например, у некоторых людей исключительно сильные навыки памяти, в то время как другие люди преуспевают в логике и рассуждения. То же самое можно сказать и о когнитивной слабости.

Посмотрите, насколько по-разному выглядят эти три когнитивных профиля:

Эти дети в возрасте от 7 до 13 лет LearningRx, потому что они боролись с вниманием, памятью или не отставали от школьные / домашние задания. Комплексная когнитивная оценка выявила слабые навыки в основе их борьбы.

Вот, например, посмотрите на когнитивные способности ребенка А. и после тренировки мозга. На диаграмме слева показано, каким был этот ребенок. выполнение перед тренировкой мозга. График справа показывает улучшение в каждом навыке после тренировки мозга (зеленые полосы показывают «до тренировки », а фиолетовые полосы показывают, как выполнялся этот же навык. «после тренировки»).

(Естественно, это баллы одного ребенка, которые могут отражать, а могут и не отражать улучшения, которых может достичь другой ребенок.) Чтобы получить более четкое изображение того, что можно сделать с помощью когнитивных тренировок, вы можете скачать в среднем до и после оценки 21 974 детей и взрослых и просмотр наши результаты.

Если у вашего ребенка проблемы с обучением, чтением, вниманием или памятью, следующий шаг — выяснить, почему. Когнитивная оценка занимает около час и даст вам подробную информацию о том, как ваш ребенок успевает когнитивно и определит конкретные сильные и слабые стороны.

Позвоните в Центр LearningRx рядом с вами и назначьте время для вашего ребенка сдать оценку.

Объяснение четырех стадий когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различных стадии умственного развития. Его теория фокусируется не только на понимании того, как дети приобретают знания, но и на понимании природы интеллекта. Этапы Пиаже:

  • Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет
  • Предоперационный этап: от 2 до 7 лет
  • Стадия эксплуатации бетона: возраст от 7 до 11 лет
  • Официальный этап операции: от 12 лет и старше

Пиаже считал, что дети принимают активное участие в процессе обучения, действуя во многом как маленькие ученые, проводя эксперименты, наблюдая и познавая мир.По мере того, как дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно добавляют новые знания, опираются на существующие знания и адаптируют ранее существовавшие идеи для размещения новой информации.

Иллюстрация Джошуа Сонга, Verywell

Как Пиаже развивал теорию

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов и был не по годам развитым студентом, опубликовав свою первую научную работу, когда ему было всего 11 лет. Его раннее знакомство с интеллектуальным развитием детей произошло, когда он работал ассистентом Альфреда Бине и Теодора Саймона, когда они работали над стандартизацией своего знаменитого теста IQ.

Интерес Пиаже к когнитивному развитию детей во многом был вызван его наблюдениями за собственным племянником и дочерью. Эти наблюдения подтвердили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум — это не просто уменьшенная версия разума взрослых.

До этого момента истории к детям относились просто как к уменьшенным копиям взрослых. Пиаже был одним из первых, кто определил, что образ мышления детей отличается от образа мышления взрослых.

Вместо этого он предположил, что интеллект — это то, что растет и развивается через ряд этапов. Он предположил, что дети старшего возраста не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Вместо этого существуют качественные и количественные различия между мышлением маленьких детей и детей старшего возраста.

На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они думают иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что о нем мог подумать только гений.»

Теория сцены Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает изменения в когнитивных процессах и способностях. По мнению Пиаже, раннее когнитивное развитие включает процессы, основанные на действиях, а затем переходят к изменениям в умственных операциях.

Этапы

Наблюдая за своими детьми, Пиаже разработал поэтапную теорию интеллектуального развития, которая включает четыре отдельных этапа:

Сенсомоторный каскад

Возраст: от рождения до 2 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

  • Младенец познает мир через свои движения и ощущения
  • Дети познают мир посредством основных действий, таких как сосание, хватание, взгляд и слушание
  • Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть (постоянство объекта)
  • Они отдельные существа от людей и предметов вокруг них
  • Они понимают, что их действия могут вызвать что-то в окружающем их мире

На этой самой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания посредством сенсорного опыта и манипулирования объектами.Весь опыт ребенка в самом раннем периоде этой стадии происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.

Именно на сенсомоторной стадии дети переживают период резкого роста и обучения. Взаимодействуя с окружающей средой, дети постоянно делают новые открытия о том, как устроен мир.

Когнитивное развитие, происходящее в этот период, происходит за относительно короткий период времени и предполагает значительный рост.Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба; они также много узнают о языке от людей, с которыми общаются. Пиаже также разбил этот этап на несколько различных подэтапов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Пиаже считал, что развитие постоянства объектов или постоянства объектов, понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть, было важным элементом на этом этапе развития.

Узнав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что они существуют сами по себе за пределами индивидуального восприятия, дети затем могут начать прикреплять имена и слова к объектам.

Предоперационный этап

Возраст: от 2 до 7 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

  • Дети начинают мыслить символически и учатся использовать слова и картинки для обозначения предметов.
  • Дети на этом этапе, как правило, эгоцентричны и изо всех сил стараются видеть вещи с точки зрения других.
  • Хотя они улучшают язык и мышление, они по-прежнему склонны думать о вещах в очень конкретных терминах.

Основы языкового развития могли быть заложены на предыдущем этапе, но именно появление языка является одним из основных признаков дооперационной стадии развития.

Дети становятся намного более опытными в ролевой игре на этом этапе развития, но при этом продолжают очень конкретно думать об окружающем их мире.

На этом этапе дети учатся через ролевую игру, но все еще борются с логикой и понимают точку зрения других людей. Они также часто борются с пониманием идеи постоянства.
Например, исследователь может взять кусок глины, разделить его на две равные части, а затем дать ребенку выбор между двумя кусочками глины для игры. Один кусок глины скатывают в компактный шар, а другой разбивают в форму плоского блина. Поскольку плоская форма выглядит на больше, ребенок до операции, скорее всего, выберет эту деталь, даже если две части точно такого же размера.

Бетонный этап эксплуатации

Возраст: от 7 до 11 лет

Основные характеристики и изменения в развитии

  • На этом этапе дети начинают логически думать о конкретных событиях
  • Они начинают понимать концепцию сохранения; что количество жидкости в короткой широкой чашке равно количеству жидкости в высокой тонкой чашке, например
  • Их мышление становится более логичным и организованным, но по-прежнему очень конкретным
  • Дети начинают использовать индуктивную логику или рассуждать, исходя из конкретной информации, в соответствии с общим принципом

Хотя на данном этапе развития дети по-прежнему очень конкретны и буквальны в своем мышлении, они становятся гораздо более искусными в использовании логики.Эгоцентризм предыдущего этапа начинает исчезать, когда дети начинают лучше думать о том, как другие люди могут смотреть на ситуацию.

Хотя мышление становится намного более логичным в конкретном рабочем состоянии, оно также может быть очень жестким. Дети на этом этапе развития склонны бороться с абстрактными и гипотетическими концепциями.

На этом этапе дети также становятся менее эгоцентричными и начинают думать о том, как другие люди могут думать и чувствовать. Дети, находящиеся на этапе конкретной операции, также начинают понимать, что их мысли уникальны для них и что не все остальные обязательно разделяют их мысли, чувства и мнения.

Формальный этап эксплуатации

Возраст: от 12 лет

Основные характеристики и изменения в развитии:

  • На этой стадии подросток или молодой взрослый начинает абстрактно мыслить и рассуждать о гипотетических проблемах
  • Возникновение абстрактной мысли
  • Подростки начинают больше задумываться о моральных, философских, этических, социальных и политических вопросах, которые требуют теоретических и абстрактных рассуждений
  • Начните использовать дедуктивную логику или рассуждения от общего принципа к конкретной информации

Заключительный этап теории Пиаже включает в себя развитие логики, способность использовать дедуктивные рассуждения и понимание абстрактных идей.На этом этапе люди становятся способными видеть множество потенциальных решений проблем и более научно думать об окружающем мире.

Способность размышлять об абстрактных идеях и ситуациях — ключевой признак формальной операционной стадии когнитивного развития. Способность систематически планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях также являются критическими способностями, которые проявляются на этом этапе.

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал интеллектуальное развитие детей как количественный процесс; то есть дети не просто добавляют больше информации и знаний к своим существующим знаниям, когда они становятся старше.Вместо этого Пиаже предположил, что в образе мышления детей происходит качественное изменение по мере того, как они постепенно проходят через эти четыре стадии.Ребенок в возрасте 7 лет не просто имеет больше информации о мире, чем в возрасте 2 лет; в году коренным образом изменилось то, как он думает о мире.

Важные понятия

Чтобы лучше понять некоторые вещи, которые происходят во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и концепций, представленных Пиаже.

Ниже приведены некоторые факторы, влияющие на то, как дети учатся и растут:

Схемы

Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и знанием. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как категорию знаний, так и процесс получения этих знаний. По мере возникновения опыта эта новая информация используется для модификации, добавления или изменения ранее существовавших схем.

Например, у ребенка может быть схема о типе животного, например о собаке. Если у ребенка был единственный опыт общения с маленькими собаками, ребенок мог бы подумать, что все собаки маленькие, пушистые и у них четыре ноги. Предположим, что ребенок встречает огромную собаку. Ребенок примет эту новую информацию, изменив ранее существующую схему, чтобы включить эти новые наблюдения.

Ассимиляция

Процесс включения новой информации в наши уже существующие схемы известен как ассимиляция.Этот процесс в некоторой степени субъективен, потому что мы склонны слегка изменять опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведенном выше примере наблюдение за собакой и присвоение ей ярлыка «собака» — это случай ассимиляции животного в собачьей схеме ребенка.

Жильё

Другая часть адаптации включает изменение или изменение наших существующих схем в свете новой информации, процесс, известный как приспособление. Приспособление включает изменение существующих схем или идей в результате получения новой информации или нового опыта.В ходе этого процесса также могут быть разработаны новые схемы.

Уравновешивание

Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией, что достигается с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляция) и изменением поведения с учетом новых знаний (приспособление).Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут переходить от одной стадии мышления к другой.

Слово Verywell

Один из наиболее важных элементов теории Пиаже, о которой следует помнить, — это то, что она придерживается точки зрения, согласно которой создание знаний и интеллекта по своей сути является активным процессом .

«Я противостою взглядам на знание как на пассивную копию реальности», — пояснил Пиаже. «Я считаю, что познание объекта означает воздействие на него, построение систем преобразований, которые могут быть выполнены на этом объекте или с ним.Познание реальности означает построение систем преобразований, более или менее адекватно соответствующих реальности ».

Теория когнитивного развития Пиаже помогла нам расширить наше понимание интеллектуального развития детей. Он также подчеркнул, что дети не просто пассивные получатели знаний. Вместо этого дети постоянно исследуют и экспериментируют, чтобы понять, как устроен мир.

Психическое здоровье в раннем детстве

Серьезные проблемы с психическим здоровьем могут возникать и возникают у маленьких детей. Дети могут проявлять четкие характеристики тревожных расстройств, синдрома дефицита внимания / гиперактивности, расстройства поведения, депрессии, посттравматического стрессового расстройства и нарушений развития нервной системы, таких как аутизм, в очень раннем возрасте. Тем не менее, маленькие дети реагируют на эмоциональные переживания и травмирующие события и обрабатывают их совершенно иначе, чем взрослые и дети старшего возраста. Следовательно, диагностика в раннем детстве может быть намного сложнее, чем у взрослых.

Опыт оставляет химическую «подпись» на генах, которая определяет, экспрессируются ли гены и как.Узнать больше

Взаимодействие генов и опыта влияет на психическое здоровье детей. Гены не судьба. Наши гены содержат инструкции, которые говорят нашему телу, как работать, но химическая «подпись» нашей окружающей среды может санкционировать или препятствовать выполнению этих инструкций. Взаимодействие между генетической предрасположенностью и устойчивым стрессовым опытом в раннем возрасте может заложить нестабильный фундамент психического здоровья, который сохранится и во взрослом возрасте.

Токсический стресс может повредить архитектуру мозга и повысить вероятность возникновения серьезных проблем с психическим здоровьем либо быстро, либо спустя годы. Из-за своего длительного воздействия на развитие мозга и другие системы органов токсический стресс может ухудшить готовность к школе, успеваемость, а также физическое и психическое здоровье на протяжении всей жизни. Обстоятельства, связанные с семейным стрессом, такие как постоянная бедность, могут повысить риск серьезных проблем с психическим здоровьем.Особенно уязвимы маленькие дети, которые периодически подвергаются жестокому обращению или хроническому пренебрежению, насилию в семье, психическому здоровью родителей или злоупотреблению психоактивными веществами.

Никогда не поздно, но лучше раньше. Некоторые люди демонстрируют замечательные способности преодолевать серьезные проблемы, связанные с постоянным жестоким обращением в раннем возрасте, травмами и эмоциональными травмами, однако есть пределы способности маленьких детей психологически оправиться от невзгод.

Даже когда детей вытаскивают из травмирующих обстоятельств и помещают в дома с исключительно заботой, улучшения в развитии часто сопровождаются постоянными проблемами в саморегулировании, эмоциональной адаптации, отношениях с другими и самопонимании.Когда дети преодолевают это бремя, они обычно получают выгоду от исключительных усилий со стороны поддерживающих их взрослых. Эти результаты подчеркивают важность профилактики и своевременного вмешательства в обстоятельствах, которые подвергают маленьких детей серьезному психологическому риску.

Очень важно лечить проблемы психического здоровья маленьких детей в их семьях, домах и общинах. Эмоциональное благополучие маленьких детей напрямую связано с функционированием их опекунов и семей, в которых они живут.Когда эти отношения являются оскорбительными, угрожающими, хронически пренебрежительными или психологически вредными по другим причинам, они являются мощным фактором риска для развития ранних проблем психического здоровья. Напротив, когда отношения надежно реагируют и поддерживают, они могут фактически защитить маленьких детей от неблагоприятного воздействия других факторов стресса. Таким образом, уменьшение стрессовых факторов, влияющих на детей, требует устранения стресса, испытываемого их семьями.

Физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное развитие

Сферы развития подростка взаимосвязаны и сильно зависят от опыта и окружающей среды.

Сферы развития подростков взаимосвязаны и сильно зависят от опыта и окружающей среды. Изменения в развитии, которые обычно происходят в подростковом возрасте, подробно описаны в широко доступной литературе. Важно отметить, что каждая область развития переплетается с другой — физическим, социальным, эмоциональным и когнитивным развитием — наряду с социокультурными и средовыми влияниями и переживаниями. Ниже приводится краткое изложение некоторых ключевых аспектов развития подросткового возраста и характера этих изменений.

Физическое развитие

В раннем подростковом возрасте тело претерпевает больше изменений в развитии, чем в любое другое время, за исключением периода от рождения до двух лет. Скорость роста быстрая и неравномерная, с разными темпами и темпами изменений для каждого человека. Физические изменения включают увеличение роста, веса и размера внутренних органов, а также изменения скелетной и мышечной систем. Половое созревание наступает в раннем подростковом возрасте, вызванное высвобождением гормонов, которые приводят к развитию первичных половых признаков (гениталий) и вторичных половых признаков (например, развитие груди у девочек; растительность на лице у мальчиков).Повышенная выработка гормонов влияет на рост скелета, рост волос и изменения кожи. Физические изменения видны всем и подчеркивают диапазон и темп изменений. Иногда это приводит к тому, что подростки чувствуют себя более или менее зрелыми, чем другие. Скачки физического развития у девочек возникают примерно на два года раньше, чем у мальчиков.

Социальное развитие

Социальное развитие подростков часто описывается как процесс формирования чувства идентичности и определения роли и цели.Это внешнее ощущение самого себя. Образ тела — ключевой фактор в развитии самоощущения и самобытности, особенно для девочек, а семья и все чаще сверстники играют важную роль, помогая и поддерживая подростка в достижении взрослой роли. Риск — это естественная часть подросткового путешествия. Социальное развитие и эмоциональное развитие тесно взаимосвязаны, поскольку молодые люди стремятся обрести самоощущение и личностную идентичность.

Эмоциональное развитие

То, как человек думает и чувствует себя и других, свои внутренние мысли, является ключом к его эмоциональному развитию.Развитие и демонстрация индивидуальных эмоциональных качеств, таких как стойкость, самооценка и навыки совладания с трудностями, усиливается в подростковом возрасте из-за быстрых изменений, которые происходят. Школы являются важными площадками для социального и эмоционального обучения и разработали политику и программы, касающиеся здоровья учащихся, часто с акцентом на подход, основанный на сильных сторонах.

Когнитивное развитие

4.8

440 отзывов

Познание — это процесс, включающий мысль, логическое обоснование и восприятие. Физические изменения мозга, происходящие в подростковом возрасте, следуют типичным моделям когнитивного развития. Для них характерно развитие когнитивного функционирования более высокого уровня, которое согласуется с изменениями в структуре и функциях мозга, особенно в области префронтальной коры.Структурные и функциональные изменения мозга влияют на возможность увеличения памяти и обработки. Они также могут способствовать уязвимости, например риску и повышенной чувствительности к психическим заболеваниям. В последние годы данные нейровизуализации развития позволили лучше понять изменения, происходящие в мозге человека в подростковом возрасте. Эти данные указывают на второе окно возможностей в развитии мозга. Подростковый возраст — это период чувствительности мозга, то есть время повышенной пластичности мозга.В это время есть возможность для обучения и когнитивного роста, поскольку мозг адаптируется по структуре и функциям в ответ на переживания. На следующем этапе мы свяжем ключевые аспекты подросткового возраста с обсуждением вашего собственного опыта.

Ваша задача

Прочтите статью Каски и Анфары «Особенности развития молодых подростков». 1
  • Что вы прочитали в этой статье, что может изменить способ вашего взаимодействия с подростками в вашей сфере?
  • Как вы будете поступать по-другому, учитывая последствия для практики?
Делитесь своими ответами в комментариях.

Список литературы

Что нужно знать о когнитивном развитии ребенка в возрасте 6-9 месяцев

Когнитивное развитие относится к тому, как ваш ребенок учится думать, запоминать, воображать, собирать и систематизировать информацию, решать проблемы и развивать суждения. Вроде много, но все происходит постепенно.

Вот то, что вы можете ожидать от шести до девяти месяцев.


Когнитивные вехи

В этом возрасте ребенок, скорее всего, будет:

  • Обратите внимание на размер предметов: меньшие предметы тянутся пальцем и большим пальцем, а большие — обеими руками.
  • Узнавать, находятся ли объекты близко или далеко.
  • Поймите, как можно использовать объекты. Например, ваш ребенок может стучать блоками по полу, сильнее трясти шумоглушитель или нажимать кнопки на игрушке.
  • Кратковременно поискать объект, когда он унесен.

Игра и деятельность

Вы можете способствовать когнитивному развитию вашего ребенка различными способами, в том числе:

  • Продолжая кормить грудью.
  • Много похвалы за новые навыки.
  • Предоставление разнообразных предметов или игрушек (игрушки для заполнения и сброса; игрушки для штабелирования, раскладки и сортировки; игрушки с различными текстурами, формами, звуками, цветами и весом; книги, защищенные от детей).
  • Чтение книг малышу.
  • Играть в игры-копии, например высунуть язык или постучать сковородой.
  • Играет в прятки.
  • Входить и выходить в игры, например, складывать блоки в контейнер и вынимать их.
  • Танцы, музицирование и пение с малышом.

Другие вехи познавательной деятельности

В период с шести до девяти месяцев ваш ребенок также может:

  • Бросьте объекты и ищите их.
  • Разберитесь в понятиях «вход» и «выход». Например, бросьте в чашку несколько больших бусинок, выбросьте их и повторите.
  • Используйте навыки решения проблем. Например, потяните за веревку игрушку, чтобы приблизить ее.
  • Начните комбинировать известные модели поведения по-новому. Например, тянуться и ползать одновременно.
  • Думайте о себе, глядя на ребенка на фотографиях или в зеркало.

Проблемы развития

Некоторым младенцам требуется больше времени, чем другим, чтобы достичь вех в развитии.И некоторые вещи могут вызывать беспокойство. Обратитесь к своему лечащему врачу за советом, если у вас есть проблемы или если у вашего ребенка обнаружены какие-либо из следующих признаков:

  • необычно жесткий или гибкий корпус
  • Не смотрит на лица в течение двух-трех месяцев
  • необычно тихо
  • необычные трудности с кормлением
  • Не вздрагивает до громких звуков
  • держит руки в кулаках
  • не следит за действиями глазами
  • не узнает вас
  • не вокализирует
  • не ищет звуки глазами
  • упорно не может рассчитаться

Ресурсы и ссылки:

Прочтите о следующих шагах вашего ребенка: Когнитивное развитие младенцев в возрасте от 9 до 12 месяцев
Руководство по Leap BC: Двигайтесь со мной от рождения до трех лет
HealthLink BC: Когнитивное развитие, от 1 до 12 месяцев
HealthLink BC: Стимулируйте обучение вашего ребенка

Рост и развитие: умственное и эмоциональное развитие

(Информация в этой статье была взята или адаптирована из Учебного пособия по программе высокопроизводительного коучинга.)

Умственное / когнитивное развитие

Развитие умственных и когнитивных способностей детей и подростков оказывает огромное влияние на то, как тренеры обучают и развивают навыки игроков в спорте или любой другой деятельности или функции. Одним из часто используемых и цитируемых источников этого умственного и когнитивного развития является Пиаже. На основании ранних наблюдений за развивающимися детьми Пиаже пришел к выводу, что нас не должно так интересовать количество того, что ребенок знает, а нас — качество его или ее мышления и способ решения проблем.Пиаже предложил три основных концепции когнитивного развития: ассимиляция , аккомодация и схема . Ассимиляция — это «усвоение» и адаптация информации или опыта для добавления к существующим знаниям или стратегиям человека. Размещение — это изменение и корректировка своих стратегий и концепций для получения нового опыта и информации. Наконец, схема — это действие или стратегия, возникающая в результате ассимиляции и адаптации.

В возрасте от 8 до 11 лет ребенок способен понимать конкретные мыслительные концепции. Он или она получает большой объем информации или ассимилирует. В этот период дети лучше воспринимают любую информацию, которую им дают, без особых вопросов. Piaget называет этот период конкретных операций . Ребенок может достаточно хорошо принять правила и структуру в течение этого периода времени.

В возрасте от 12 до 15 лет человек ставит под сомнение информацию, которую ему дают, что часто создает большую путаницу.Прямое принятие команд и инструкций уменьшается по мере того, как преобладают большие объемы информации и более продвинутые мыслительные процессы. Piaget называет этот период официальных операций . В течение этого периода человек учится управлять идеями более сложными способами и систематически и методично решать проблему. На этом этапе люди смогут решать проблемы более систематично, чем дети в возрасте от 8 до 11 лет.

Наконец, в возрасте от 16 до 18 лет подростки становятся способными к более сложным извлечениям и концепциям.Они могут лучше понимать различия и решать проблемы на более высоком уровне. Люди в этой возрастной группе будут оспаривать правила и будут меньше принимать жесткие и строгие правила в тренировочных ситуациях.

Эмоциональное развитие

До подросткового возраста дети хотят работать и производить. Они хотят делать дела хорошо, и они гордятся этим и заслуживают похвалы учителей, тренеров и родителей. В это время дети будут усердно тренироваться, изучать правила и выполнять задачи, поставленные авторитетными лицами.

По мере того, как дети переходят в подростковый возраст, под сильным влиянием сверстников и быстрыми физическими изменениями, поиск идентичности приобретает первостепенное значение. Хотя подростки боятся выделиться из группы сверстников, внутри они борются с тем, кем они хотят быть, когда вырастут. Они часто примеряют разные роли, чтобы увидеть, как эти роли подходят. Этот поиск идентичности необходим, если молодые люди хотят иметь близкие отношения с другими. Они не могут любить другого, пока не узнают, кто они.

Понимание когнитивного развития вашего ребенка

Что такое когнитивное развитие?

Легко измерить изменения веса и размера вашего новорожденного, но не так просто увидеть, что происходит внутри его мозга.

Части мозга вашего ребенка, которые контролируют его телесные функции, уже созданы. Итак, ваш новорожденный умеет дышать, кормить, спать и какать. Короче говоря, все, что им нужно, чтобы выжить прямо сейчас. Однако тем частям мозга вашего ребенка, которые помогают ему понимать окружающий мир, еще многое предстоит сделать.

Мозг вашего новорожденного еще не в состоянии полностью справиться с восприятием, мышлением, памятью, языком и физической координацией. Процесс, с помощью которого ваш ребенок постепенно осваивает эти навыки, называется когнитивным развитием.

Когда начинается когнитивное развитие?

Расслаблялись ли вы под любимую телепрограмму на последних неделях беременности? Ваш ребенок успокаивается, если слышит его фирменную мелодию? Если это так, они доказывают вам, что могут учиться и помнить еще до своего рождения (Hepper 2007).

Когда вашему ребенку исполняется несколько недель, он понимает, что может добиться успеха. Но их способность помнить, что они могут делать вещи, со временем только разовьется.

Попробуйте прикрепить ленту к стопе вашего ребенка, чтобы, когда он пинает, он двигал своим мобильным телефоном. Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного, пока будете пробовать это! Через два месяца они будут пинать больше, но через пару дней забудут, что делать, чтобы добиться того же эффекта. В шесть месяцев они, вероятно, будут помнить, что делать в течение двух недель (Renee Collier, 1999).Способность вашего ребенка определять связь между своими действиями и тем, что в результате происходит, называется узнаванием.

Воспоминание — более сложный навык памяти. Это способность думать о чем-то вне контекста. Например, ваш ребенок думал о своей кроватке, сидя в автокресле.

Вспоминание редко до шести месяцев, но после этого возраста следите за тем, чтобы они начали использовать действия для общения. Жест, показывающий, что они хотят, чтобы их подняли, часто бывает одним из первых.

Примерно в шесть месяцев ваш ребенок, вероятно, перейдет от рта и ударов всеми своими игрушками к пониманию того, что он делает разные вещи. Машины «забиты», а мишек прижимают к себе (Герберт и Паскалис, 2007).

Могу ли я помочь в когнитивном развитии моего ребенка?

Большая часть когнитивного развития вашего ребенка происходит естественным путем, но вы можете сыграть большую роль, помогая ему в этом. За последние 100 лет родители стали все больше интересоваться тем, как развивается мозг их малышей.В результате участия родителей в их развитии дети стали ярче (Truscott & Frank Flynn JR, 1991). Итак, то, как вы взаимодействуете со своим ребенком, имеет значение.

С момента появления на свет вашего ребенка они смотрят вокруг и учатся. Ваш новорожденный узнает ваш запах и голос. Им нравится изучать твое лицо. Они подстраиваются под ритмы речи и копируют движения губ. Если вы внимательно посмотрите на своего ребенка, вы узнаете, когда реагировать на его сигналы.

Младенцы учатся, делая что-то снова и снова.Так что играйте с малышом в простые игры. Позвольте им попробовать игру и дайте им время попрактиковаться в ней вместе с вами.

Также помогают игрушки, подходящие для возраста вашего ребенка. Но старайтесь не перегружать малыша игрушками, так как слишком много игрушек будет его отвлекать. Отвлеченному ребенку труднее сосредоточиться на чем-то одном.

Когда мой ребенок совершит прыжок в понимании?

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Но мы можем сделать общие прогнозы относительно того, какие шаги в понимании того, что ребенок совершит, когда он вырастет.Читайте дальше, чтобы узнать, чего ожидать и когда.

От новорожденного до трех месяцев
Вашему ребенку нравится ваш высокий голос, и он может повернуться к нему. Если вы покажете им язык, они попытаются скопировать вас.

Ваш ребенок счастлив, когда его обнимают в первые недели и месяцы (Berk 2007, Einon 2006). Хотя они узнают ваш уникальный запах и звук вашего голоса, они еще не осознают, что вы все еще существуете, когда вы не рядом с ними.

От трех месяцев до шести месяцев
Теперь ваш ребенок может делать вещи реальностью.Они знают, где они останавливаются и начинается все остальное, понимая, что даже если две игрушки соприкасаются, это не делает их одним целым.

Ваш ребенок может классифицировать. Покажите им шесть картинок с кошками и наблюдайте за их удивлением, когда на седьмой картинке изображена собака! Установите два или три зеркала и сядьте с малышом перед ними. Им понравится видеть множество ваших отражений. Однако к пяти месяцам это может их расстроить, поскольку к тому времени они уже знают, что мама должна быть только одна.

К шести месяцам ваш ребенок будет с радостью тянуть, хватать, хлопать и класть их в рот.Они используют форму, текстуру и цвет, чтобы определить, что они собой представляют. Они могут понять, что игрушка, которую они держат, — это та, которую они видели раньше (Berk 2007, Einon 2006).

От семи до девяти месяцев
Теперь ваш ребенок знает свое имя. Им становится не по себе с чужими и незнакомыми местами.

Ваш ребенок умеет строить планы. Они могут решить подползти к своему плюшевому мишке или еще раз взглянуть на то, что находится под столом. Скорее всего, игрушки будут использоваться правильно, когда будет бить по барабанам и опрокидываться кирпичи.

Вы можете обнаружить, что ваш ребенок копирует то, что вы делали вчера. Если они научатся новому трюку, например, бросить погремушку из своей кроватки, они захотят попробовать его в другом месте. Следите за тем, чтобы они не уронили ложку со своего детского стульчика! Ваш ребенок еще не понимает прятки, поэтому, если вы спрячете его игрушку, он, вероятно, не станет ее искать (Berk 2007, Einon 2006).

От девяти месяцев до 12 месяцев
Ваш ребенок цепляется за вас и плачет, когда вы уходите. Они расстроены, потому что выяснили, что вы существуете, даже когда они вас не видят.Но если они увидят себя в зеркале, они не поймут, что это их отражение.

Ваш ребенок издает многозначительные звуки, которые станут его первыми словами. Их поведение кажется более спланированным, и они лучше предвидят то, что произойдет (Berk 2007, Einon 2007).

От 12 месяцев до 18 месяцев
Ваш ребенок говорит вам, чего он хочет, сочетая слова и действия. Они также могут копировать действия, особенно ваши. Они могут даже имитировать то, что вы видели на прошлой неделе.Ваш ребенок во всем: открывает шкафы, опорожняет мусорные ведра. Их миссия — открыть для себя мир!

Столкнувшись с проблемой, они пробуют одно решение, затем другое. Если что-то потеряно или спрятано, они могут искать это систематически (Berk 2007, Einon 2007).

От 18 месяцев до 24 месяцев
Сейчас вашему малышу почти два года, и они начинают складывать слова. Иногда они могут решить проблему в уме, решая проблему, думая о ней, а не методом проб и ошибок.Ваш малыш ищет вещи там, где они их оставили. Они притворяются и подражают.

Ласковый и любящий, ваш ребенок также может быть нервным, трудным и нереалистичным в отношении того, что он может делать. Их разочарование перерастает в истерику. Они цепляются за вас в странных ситуациях.

В 18 месяцев они могут не возражать против того, чтобы другие дети играли с их игрушками, но к двум годам они выхватывают их обратно. Им нравится быть с другими детьми, но они не играют с ними, если они не постарше. Ваш ребенок не может поставить себя на чужое место.Поскольку ударить кого-то еще не повредит им, они полагают, что это не повредит и им. А если они врежутся в стул, они скажут, что стул им больно.

В 18 месяцев, если вы нанесете им пятно помады на лоб и сядете перед зеркалом, они протрут зеркало. В 21 месяц они признают, что «это я», и вытирают лоб. У вашего ребенка улучшается память, и он замечает, если вы пропустите страницу в своей книге (Berk 2007, Einon 2007). Они действительно растут!

Как я могу идти в ногу с развитием моего ребенка?

С самого начала вы лучшая игрушка для вашего малыша.Заставьте их улыбаться, булькать и смеяться, и вы поступаете правильно. Имейте в виду, что их легко отвлечь. Слишком много занятий означает, что они не получат от них максимума.

Не перегружайте их, опрокидывая коробку с игрушками целиком. Они будут счастливы, если вы выберете одну игрушку, подходящую для их возраста. Вашему малышу не помогут игрушки, предназначенные для детей старшего возраста, потому что игрушки работают только в том случае, если они удовлетворяют его текущие потребности.

Вашему ребенку потребуется спокойная деятельность в перерывах между шумными играми.Пусть решают, когда остановиться. Если они теряют интерес к игре или игрушке, позвольте им расслабиться. Иногда вашему ребенку требуется время и усилия, чтобы чего-то добиться. Позвольте им попробовать, прежде чем вы поможете, но сделайте шаг вперед, прежде чем они сдадутся.

Имейте уверенность. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, и вы поймете, что ему нужно, чтобы стимулировать его обучение. Если вы думаете, что «моему ребенку это понравилось бы», вы, вероятно, правы. Вы эксперт по своему ребенку.

Что делать, если мой ребенок не развивается так быстро, как следовало бы?

Все дети разные и развиваются с разной скоростью.Если ваш ребенок родился недоношенным, возможно, он не достигнет поставленных целей. Вашему недоношенному ребенку может потребоваться несколько лет, чтобы наверстать упущенное.

Если ваш ребенок плохо себя чувствует, у него также могут быть задержки. Будьте терпеливы и будьте уверены, что ваш ребенок, скорее всего, достигнет всех своих целей, если у него будет достаточно времени.

В среднем младенцы могут сидеть без посторонней помощи в семь месяцев. К девяти месяцам 90 процентов младенцев могут сидеть. Если ваш ребенок не садится в 10 месяцев, стоит поговорить с вашим лечащим врачом или врачом.

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 13 месяцев, он, вероятно, будет издавать 10 звуков или слов. К 18 месяцам это число увеличивается до 50 звуков или слов. Но опять же, все младенцы разные. Если кажется, что ваш ребенок не понимает многих слов, спросите у своего патронажного врача или врача о проверке слуха.

Старайтесь не чрезмерно стимулировать ребенка. Они могут замкнуться в себе, если чувствуют себя подавленными. Держите свои игры простыми и играйте с одной игрушкой за раз.

Прижмитесь к полу вместе с малышом.Смотрите им в глаза, когда говорите. Дайте им время и ободрите. Но помните, что вашему ребенку действительно нужно пытаться делать что-то самостоятельно. Лучшие уроки — это те, которые они усвоили сами.

Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, посмотрите наше видео, чтобы узнать, какая поддержка доступна.

Список литературы


Берк Л. 2007. Развитие ребенка. Харлоу: Аллин и Бэкон

Эйнон Д. 2006. Тест на развитие ребенка . Лондон: Вермиллион

Хеппер П.2007. Пренатальное развитие. В: Slater A, Lewis M. eds. Введение в развитие младенцев 2-е изд. Оксфорд. Oxford University Press

Герберт Дж. С. и Паскалис О. 2007. Развитие памяти. В: Slater A, Lewis M. eds. Введение в развитие младенцев 2-е изд. Оксфорд: Oxford University Press

Рене Коллиер C. 1999. Развитие детской памяти. Текущие направления психологической науки 8 (3): 80-85

Траскотт и Фрэнк Флинн младший 1991 Значительный прирост IQ в 14 странах.Что на самом деле измеряют тесты IQ. Психологический бюллетень 101: 171-191

.