Развиваем творческие способности – Творческая личность живёт в каждом: 7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

Содержание

Творческая личность живёт в каждом: 7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

Гостевой пост. Автор — Евгений Щербань, уже не первый раз засветившийся на Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», — говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» — это лишь удобное оправдание своей лени.

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности — это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды спиться, пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, здесь.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек, вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное — помните, что начинать что-то новое никогда не поздно

: художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

lifehacker.ru

Творческие способности: особенности и развитие

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Способности и их роль в деятельности

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности:

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, интеллект.
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в талант.

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое мышление, отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Творческое мышление изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса восприятия – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду уровень интеллекта. Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что потребность в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и воображения разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на развитие творческих способностей. Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

psychologist.tips

10 дел, идей и упражнений

1. Ищем источник вдохновения

Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.

2. Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром

Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.

Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.

5. Творчество доступно каждому

Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.

Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!

Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.

6. Сохраняем результаты и желание творить

Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.

Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock

Критиковать (,) нельзя (,) хвалить

Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.

За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак

7. Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы...»

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения

Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.

Упражнение «Найди выход»

Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?

9. Решаем нестандартные задачи

Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.

На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.

10. Процесс важнее результата

Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.

Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.

Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!

logiclike.com

Как развить свои творческие способности: Советы молекулярного биолога

Творческая способность — в определенном смысле тоже мышца. Вместе с книгой «Гибкий ум» разбираемся, как знание законов работы мозга помогает стать творческим человеком, почему дети замечают в окружающем мире то, что взрослые уже не видят, чем творчеству мешает «репродуктивное мышление» и как его поддерживает «триединый мозг».

«Собака, облако, вода и дверь. Найдите критерий, по которому одно из четырех слов станет лишним», — одно из заданий для разогрева мозга, которое приводит Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум». Современное общество «кишит» разнообразными стереотипами, утверждая, что все люди делятся на творческих и совершенно не приспособленных к творчеству, право– и левополушарных, способных производить тысячи гениальных идей в определенный промежуток времени и прирожденных только их исполнять согласно инструкции.

Как развить свои творческие способности

  • Способности можно развивать!
  • Мыслить нестандартно и видеть вещи иначе 
  • Мы и наш мозг
  • Слепое пятно эксперта
  • Зажечь новые фонари. Создавать — значит исследовать возможности!

Молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель Эстанислао Бахрах неголословно опровергает практически всё из вышеперечисленного, подтверждая свои суждения результатами исследований.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Главный тезис книги можно свести к следующему: быть творческим человеком — это свободный выбор каждого и тяжелый труд по развитию и поддержанию этого навыка на протяжении всей жизни. Все изначально рождаются с одинаковыми задатками и творческим потенциалом, но опять же все по-разному распоряжаются своим генетическим наследием.

Способности можно развивать!

Наши творческие способности – прямое отражение того процесса, который происходит в нашем «бортовом компьютере» – мозге. По мнению Бахраха, мы можем развивать свое творческое начало, только если мы четко понимаем, как он (мозг) функционирует, что происходит с нами в разные периоды жизни, как отражаются на нейронных связях наши эмоциональные состояния и, наоборот, как нейронные связи порождают эмоции, как по-разному на одинаковые ситуации реагируют мужчины и женщины.

Применение современных технологий позволило нейронауке за последние десятилетия достичь настоящих прорывов, позволяя практически «фотографировать» разные состояния мозга и объяснять далеко не научными терминами, как эти состояния влияют на нашу повседневную жизнь.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Эстанислао приводит в пример детей до 6 лет и их способ исследования мира, пытаясь доказать, что все рождаются с творческими способностями. Дети отмечают в окружающем мире то, что не сразу может увидеть взрослый человек, дети пробуют соединить на первый взгляд совершенно не связанные вещи.

«Впоследствии под влиянием школы и общества мы перестаем использовать эти нейронные сети, сконцентрировавшись на логике и анализе, которые становятся основными моделями мышления».

Исследование пространства — с одной стороны, это детская характеристика, с другой стороны, это именно то, что отличает творческих людей. Художники, исследователи, изобретатели проверяют мир и его компоненты на верность, прочность, работоспособность, полезность, и в этой проверке рождаются инновационные идеи, которые украшают и значительно облегчают нам жизнь.

Творческая способность — это тоже в определенном смысле мышца. Если вы готовитесь пробежать марафон, то, безусловно, важным компонентом вашей жизни становится работа над состоянием своего тела: вы регулируете режим сна и отдыха, структуру питания и, конечно, тренируетесь, чтобы не сойти с дистанции на первом километре. Развитие творческих способностей и изучение мозга — это такой же марафон, только длиной в жизнь.

Бахрах пишет:

«Мозг обладает способностью восстанавливаться и обучаться вплоть до последних дней. Еще недавно ученые считали, что развитие творческих способностей у взрослых невозможно и что нейроны и синапсы, не используемые в течение долгого времени, нельзя восстановить. Хорошая новость: это предположение было научно опровергнуто».

Ура! Как только вы позволите ограничениям, возведенным социумом или вами самими, пасть, и почувствуете себя снова детьми, вы сможете начать тренировать свою творческую мышцу, независимо от возраста.

Мыслить нестандартно и видеть вещи иначе 

Основная проблема, из-за которой многие люди считают себя нетворческими или не могут предложить радикально новые идеи, по мнению Эстанислао Бахраха, заключается в том, что наше мышление можно назвать «репродуктивным», то есть при попытке найти ответ на вопрос, мы обращаемся к своему прошлому опыту, к тому, что, так или иначе, имело к нам отношение. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые в значительной степени упрощают нам жизнь.

«Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные».

Творчество начинается в тот момент, когда мы пытаемся решить задачу, не вооружившись опытом прошлого, а начинаем с чистого листа: пытаясь понять, например, сколько существует точек зрения на поставленный вопрос.

Если же нам дадут задачу соединить два совершенно не связанных между собой предмета, для большинства из нас эти два предмета так и останутся двумя разными объектами, даже если мы и сможем найти ассоциацию, которая бы их объединяла. Для творческого человека работает правило: «один плюс один равно один». Автор приводит простую и очень понятную аналогию с водой: если одна капля соединится с другой, то получится… одна капля, а не две отдельные!

Мы и наш мозг

Все-таки немного о том, что нужно понимать про мозг, чтобы уметь найти к нему подход.

Во второй главе книги Бахрах пишет:

«На самом деле, у нас три мозга. Можно сказать, сильно упрощая, что в ходе эволюции, перед тем как стать приматами, мы были простыми млекопитающими, а до этого — рептилиями. У нас до сих пор мозг «ящерицы-белки-обезьяны», определяющий поведение. Его называют «триединым мозгом» – это одна из множества моделей, с помощью которых ученые описывают иерархию структур мозга».

Самой «старой» области – рептильному мозгу – более 500 млн. лет, и она отвечает за все базовые функции нашего организма: дыхание, пробуждение, сон, сердечный ритм. Лимбическая система моложе, ей около 200 млн. лет. Она отвечает больше за животные реакции: спасительные решения бежать или ударить в экстремальной ситуации, а также такие базовые функции, как размножение и питание. Кстати, именно в лимбической системе расположены загадочные амигдала, гиппокамп и таламус.

Амигдала ответственна за формирование эмоций и появление воспоминаний, с ними связанных, именно она заставляет нас чувствовать досаду, страх и удовольствие. Гиппокамп участвует в переходе кратковременной памяти в долговременную. Таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга.

Самая молодая (всего 100 тыс.лет) и самая человеческая часть — кора головного мозга — специализируется на зрении, языке, памяти и всех функциях, связанных с принятием решений.

Долгое время было принято считать, что человек — рациональное существо (кора головного мозга) с чувствами (лимбическая система). Но, как утверждает Эстанислао Бахрах, сегодня ученые сходятся во мнении, что у эмоций значительно больше власти над разумом, поэтому многие вещи мы делаем неосознанно, под влиянием инстинктов или воспоминаний.

Знание этих особенностей нашего мозга, понимание важности неосознаваемого восприятия могут стать той основой, на которой рождается творчество.

Слепое пятно эксперта

Эстанислао разделяет типовой творческий процесс на пять этапов:

  • Подготовка: по сути, постановка творческой задачи;
  • Обдумывание: идеи в этот момент роятся на бессознательном уровне и появляются необычные связи;
  • Озарение, или «Эврика!»;
  • Оценка и принятие решения о ценности идеи;
  • Разработка: один из самых сложных этапов, так как требует не полета фантазии, а усидчивости и терпения, чтобы превратить эскизы правого полушария в законченную картину.

Последовательность и количество этапов не стоит воспринимать буквально: творческий процесс, как правило, тернист и извилист, с огромным количеством тупиков, в которых оказывается человек. Однако эта простая схема позволяет найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации и либо отказаться от своей идеи, либо увидеть, где была допущена ошибка и как ее можно исправить — так называемое «слепое пятно эксперта».

В качестве примера автор приводит свою личную историю творческого кризиса в исследовании страшного генетического заболевания — мышечной дистрофии Дюшена. Накопленные данные и результаты экспериментов не давали возможность сделать выводы и продвинуться в исследовании. Консультации с гуру в области медицины тоже не принесли свои плоды.

Тогда известный ученый предложил Эстанислао творческий выход из ситуации: представить результаты своих исследований перед уборщицами Гарвардской медицинской школы, которые говорили на испанском языке так же, как и Бахрах. Несмотря на некоторую абсурдность решения (представить решение вопроса непрофессионалам в этой области), результаты были положительные: аудитория начала задавать простые, но важные вопросы, которые позволили автору вернуться к началу эксперимента и понять, что были допущены технические ошибки, которые и не позволяли сделать обобщающие выводы.

Зажечь новые фонари. Создавать — значит исследовать возможности!

В книге приведено огромное количество задач и техник, которые позволяют создать комфортные условия для появления творческой искры у каждого человека. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в качестве управленческих подходов к работе с командой.  Как разогреть свой мозг, как увидеть новое в давно примелькавшемся окружении, как предложить по-настоящему стоящие решения, как управлять своими эмоциями и уйти от примитивных реакций? Эстанислао Бахрах дает один ответ — «Тренироваться» — и десятки способов, как это можно делать!

В качестве заключения несколько вдохновляющих советов для тех, кто хочет разжечь жерло творческого вулкана:

  • Создайте условия для вдохновения. Тот, кто заботится об особом пространстве для души и творчества, может в любой момент получить необходимые результаты, а не ждать «музы».
  • Взрастите собственное любопытство. Задавайте вопросы (даже, на ваш взгляд, глупые, наивные, простые), исследуйте известные предметы и явления.
  • Тренируйтесь каждый день и каждый свободный момент. Почувствуйте себя Томасом Эдисоном и изобретайте, несмотря ни на что.
  • Записывайте все идеи, которые приходят к вам в голову, но структурируйте их по направлениям, так, чтобы в дальнейшем с ними можно было работать. Списки позволяют мышлению стать более свободным (количество идей) и более гибким (изобретательность).
  • Производите большое количество идей, а не старайтесь придумать одну, но хорошую. Не ограничивайте себя во время мозгового штурма.
  • Изучите себя, свои ограничения, свои эмоции и реакции. Как только вы их осознаете, вы станете значительно более раскованны в творчестве.
  • Расслабьтесь. Озарение настигнет только того, кто спокоен!опубликовано econet.ru.

По материалам книги «Гибкий ум» Эстанислао Бахраха

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как развить творческие способности? 46 способов.

Обычно творчество ассоциируется с художниками, писателями, актёрами. Однако для того, чтобы увеличить продуктивность и прибыльность бизнеса, его владелец просто обязан быть творческой личностью.

Автор Редакция На чтение 7 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано

Обычно творчество ассоциируется с художниками, писателями, актёрами. Однако для того, чтобы увеличить продуктивность и прибыльность бизнеса, его владелец просто обязан быть творческой личностью. Прежде всего вы должны осознавать, что собираетесь внести в своё дело творческий подход. Однако в процессе развития вы можете столкнуться с тем, что у вас закончатся идеи.

Существует 46 простых способов, как развить в себе творческие способности:

  1. Подбивайте свои счета без помощи калькулятора.
  2. Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя делать письменные заметки, набирать номер телефона, резать мясо недоминирующей рукой.
  3. Прочтите первых десять страниц бульварного романа. Завершите эту историю сами.
  4. Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.
  5. Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте Цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.
  6. Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.
  7. Направляясь в магазин за покупками, не делайте список требуемого.
  8. В следующий раз, когда сядете играть в бридж или покер, следите за сданными картами, не перекладывая свои по мастям.
  9. Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи к карикатурам наугад. Получилось что-нибудь интересное? Не наталкивает на мысли о новой подписи или новой карикатуре?
  10. Делайте перечни подпроблем, на которые можно разделить сложные проблемы.
  11. Каждый день открывайте наугад словарь и прочитывайте страницу целиком, с примерами.
  12. В следующий раз, когда доведется попасть в незнакомый город, не берите с собой карту. Читайте дорожные знаки и указатели. Попробуйте определить, у какого местного жителя можно спросить дорогу.
  13. Придумайте новое блюдо из остатков, которые можно собрать в холодильнике, и припасов, застрявших в укромных уголках кухонных шкафчиков.
  14. Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.
  15. Всюду носите с собой карандаш (или ручку) и бумагу. Сидя в метро, в приемной своего врача и т.д., зарисовывайте всё, что видите. Не обязательно работать на персональную выставку в Эрмитаже. Зарисуйте, например, кофейник, поставленный на корешок депозитного чека. Нарисуйте стул на полях журнала. Попробуйте изобразить все его четыре ножки в пространственной перспективе.
  16. В следующий раз, когда сломается какой-то предмет кухонного или садового инвентаря, не торопитесь покупать новый. Почините его или сымпровизируйте какую-нибудь замену.
  17. Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.
  18. Придумайте хотя бы десять способов использования треснутых чашек.
  19. Начните изучать иностранный язык.
  20. Будьте смелы в любом деле. Добавьте, например, макароны в консервированную фасоль.
  21. В каждом четвертом походе в гастроном кладите в свою тележку только те продукты, которых до сих пор не покупали.
  22. Делайте анаграммы из слов, увиденных на дорожных знаках.
  23. Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.
  24. Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг для этой продукции. Предложите лучшее се коммерческое название.
  25. По меньшей мере раз в день усиливайте приток крови к мозгу, стоя на руках, свесив голову с края кровати или долго завязывая шнурки в наклоне, не сгибая коленей.
  26. Практикуйтесь в измерениях объема и веса на глаз, когда готовите пищу.
  27. Если ваше домашнее животное незатейливо зовут Тузик, Мурка или Жучка, постарайтесь придумать новое имя, более подходящее ему по характеру. Попробуйте экспериментировать с прилагательными или глаголами. Если осмелитесь, то переименуйте и своих детей.
  28. Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».
  29. Сделайте краткий конспект рассказа из какого-нибудь литературно-художественного журнала.
  30. Приучите себя просматривать содержание и указатели каждой научной, научно-популярной или учебной книги. Примечайте также имя автора.
  31. Наметьте цели и составьте план действий на следующие пять лет в отношении чего-то серьезного: служебной карьеры, воспитания ребенка, выращивания сада или сортировки старья в подвале.
  32. Даже если вам поначалу не понравится, заставьте себя разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки в какой-нибудь газете. Проверяйте свои ответы, они печатаются в этом же или следующем номере газеты.
  33. Разбейте какую-то повседневную процедуру (например, процесс одевания или путь на работу) на составные элементы.
  34. Научитесь играть в игры, требующие разработки стратегии, например, бридж, шахматы, покер на деньги.
  35. Подпевайте включенному радио в машине. Старайтесь петь в унисон. Если не знаете, что это такое, подумайте об уроках музыкальной грамоты.
  36. Когда вы с друзьями отправляетесь в бар выпить, то в перерывах между тостами попытайтесь играть в фамилии. Например: «Если Элла Фицджеральд выйдет замуж за Филиппа Киркорова, то ее фамилия будет…» (а те, кто не умеет играть в эту игру, будут, конечно, завидовать.)
  37. Возвратитесь нынче с работы домой по новому маршруту. Замерьте время. Сравните со временем, которое затрачивали на старом пути.
  38. Каждую вторую ночь ложитесь спать, повернувшись ногами к изголовью кровати.
  39. Сколько различных способов применения вы найдете для зубной щетки? (Например, вылавливать носки из раковины умывальника, щекотать друзей, причесывать кошку. А две зубных щетки можно использовать в качестве китайских палочек для еды.) Оставайтесь без сладкого на ночь, если сможете сказать только: «Для чистки зубов».
  40. Если сможете выдержать, освойте какую-нибудь видеоигру.
  41. Если не можете послушать радиопьесы по радио, то установите яркость экрана своего телевизора на минимум и попытайтесь только по звуку понять, что происходит.
  42. Попробуйте написать текст, в котором каждое новое слово начинается с последующей буквы алфавита (например: «Арбузы Бывают Всякие…»).
  43. Откройте словарь и выберите наугад какое-то слово. Попробуйте придумать с ним каламбур. Или анаграмму. Или ключевую фразу (изюминку) для юмористического рассказа.
  44. Возьмите за правило раз в неделю по десять минут ходить между шкафами со справочной литературой в книжном магазине или библиотеке. Смотрите на эти книги.
  45. Нарисуйте план своего дома. Оцените на глаз размеры всех укромных уголков и закоулков.
  46. Если сможете отыскать какой-нибудь старый учебник латинского языка, пропустите грамматический материал по спряжению глаголов и т. п. и заучите лексику к урокам — ваш русский тоже значительно улучшится. Люди имеют склонность судить о вас по тому, как вы говорите. Если они будут думать, что вы умны, то они и отвечать вам будут, как умному. А вы неизбежно постараетесь подтянуться.

В бонусе читайте пять простых способов развить творческие способности, если вы предприниматель:

[sociallocker]

1. Разработайте список своих действий

Посидите в каком-нибудь тихом месте, зафиксируйте и оцените свои деловые операции. Не нужно сосредотачиваться на тех моментах, которые не работают. Без лишних размышлений запишите то, что бы вам хотелось сделать в своём бизнесе. Например, это может быть совещание по телефону, телеконференция или интерактивный семинар. Получат ли от этого выгоду ваши потенциальные клиенты? Увеличится ли ваш доход? Если вы сможете ответить “да” на эти вопросы, значит следует проводить как можно больше подобных деловых операций и постоянно искать творческие пути повышения продуктивности бизнеса.

2. Сделайте попытку совершить что-нибудь неожиданное

Если вы практикуете общение со своими клиентами исключительно по почте, можете внести в это некоторые изменения. Просто возьмите трубку, скажите: “Привет!” и пообщайтесь с кем-нибудь из клиентов. Такое общение может породить новые взаимовыгодные идеи.

3. Обучайтесь и самосовершенствуйтесь

Приучите себя ежедневно, хотя бы по 15 минут, читать то, что может помочь вам в вашей предпринимательской деятельности. Постарайтесь узнать что-то новое, а затем применить эту информацию для развития своего бизнеса.

4. Скажите критике “нет”

Наверняка, часто бывает так, что перед тем, как записать новую идею, вы сначала оцениваете её и отбрасываете. Не стоит идти на поводу у самокритики! Записывайте все ваши творческие фантазии и идеи, а затем думайте над принятием мер, необходимых для их реализации. После того, как вы определитесь с тем, что вам нужно сделать, следует определиться и с тем, как это реализовать на практике.

5. Контролируйте своё сознание, дух и тело

Возьмите за правило употреблять только здоровую пищу, спать по ночам, делать утреннюю зарядку и медитировать. Конечно, это основы, но многие бизнесмены склонны игнорировать данный аспект. Это ведёт к тому, что они получают разочарование и потерю мотивации к открытию своего дела.

[/sociallocker]

 

www.cluber.com.ua

Что такое Развитие творческих способностей? Развитие творческих способностей — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.

Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации. Так с чего же начать?

Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке эти способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более масштабно и реализовывать смелые идеи.

Так в чём же заключается работа по развитию творческих способностей? По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут "пробиться" через поток наши забот и переживаний.

Поэтому, прежде чем взяться за усиленную работу по развитию творческих способностей нужно… расслабиться. Это, кстати, справедливо и для развития интуиции, и для других навыков. В этом прекрасно помогают медитативные практики, а также различные приёмы реклаксации и аутотренинга. Таким образом, вы сможете отойти от привычных мыслительных стереотипов и освободить место для новых идей и возможностей. Кроме того, вы сможете получить доступ к внутренним ресурсам — состояниям покоя, вдохновения и лёгкости.

Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Поэтому можно сказать, что один из ключей к раскрытию творческих способностей является регулярная практика медитации.

Чем ещё можно помочь раскрыться вашему безграничному творческому потенциалу?

Не менее важной является работа с ограничивающими убеждениями. Согласитесь, оригинальные идеи не спешат приходить в голову, где крутятся мысли вроде: "Я сама посредственность", "Куда уж мне…", "А что подумают другие?" и т.д. Поэтому необходимо работать над образом своего мышления. В этом могут помочь аффирмации (поймали ограничивающее убеждение — тут же говорите себе взамен что-то позитивное), психотерапия (можно поработать с причинами тех барьеров, которые мы себе выставляем), коучинг (формируем стратегию мышления победителя) и т.д.

Ещё одной немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Для этого всегда нужно иметь под рукой бумагу и карандаш (новые мысли могут посетить вас в самых неожиданных местах!).

Тренинги креативности

"Запустить" творческое мышление можно и на специальных тренингах. Там можно обучиться специальным приёмам генерирования творческих идей, способам быстро получать доступ к творческим ресурсам, поработать с блоками и ограничениями. Не смотря на то, что специалисты работают в разных подходах и применяют разные техники, перечислим наиболее часто встречающиеся подходы и методики

  • Мозговой штурм. Автором данного метода является Алекс Осборн. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
  • Ментальные карты (Тони Бьюзен). По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.
  • Шесть шляп Эдварда де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
  • Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
  • Синектика. Основной источник креативности, по мнению Уильям Гордона, — в поиске аналогий. Необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объёмный карандаш, её отрицание — плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс, выводя его из ряда неконтролируемых, интуитивных, почти мистических явлений в разряд понятных алгоритмов действий.

Развивая творческие способности, вы сможете:

  • Лучше узнать и понять себя;
  • Найти новые решения для стандартных проблем;
  • Взглянуть на мир по-новому;
  • Повысить собственную эффективность
  • и многое другое.

Помните, что вы обладаете безграничным творческим потенциалом!

samopoznanie.ru

Развитие творческих способностей детей. Основные методы развития

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

 

развитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

 

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

 А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

 

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.  

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

 

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

 

лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

 

Чтение с детьми

 

 

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

 

Музыка

 

музыкальное развитие ребенка

 

С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.

 

Заключение

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа  должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.

После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.

 

 

Похожие записи:

vdecrete.ru