Развивающие беседы в школе: Развивающие беседы
Статья о проведении развивающих бесед с учащимися
Каждый ребенок хочет быть успешным в учебе и нуждается в том, чтобы его заметили и похвалили за достигнутые успехи. Иногда ученик нуждается просто в ободрении и возможности попросить помощь. Скоростные темпы нашей жизни, как в школе, так и в домашнем кругу создают необходимость просто остановиться, сесть и вместе поговорить о том, что важно для ребенка.
В нашей школе имеется опыт проведения развивающих бесед с учениками. Я, классный руководитель 9 класса хочу поделиться своим опытом проведения таких бесед.
Ребенок проводит в школе большую часть своего времени, поэтому именно школа, наравне с домом является важным фактором развития ребенка. Учителю важно узнать как можно больше о жизни ребенка во внеурочное время, собрать информацию о его поведении дома, об отношениях с родителями, о его хобби, интересах, много ли у него друзей и как легко он заводит новые контакты и т.д. Родители в свою очередь заинтересованы в получении обратной связи о развитии своего ребенка, о его успеваемости и поведении в школе – некоторые дети проявляют себя в школьной и домашней среде абсолютно по-разному.
В школе такую возможность предоставляют беседы о развитии. Беседа о развитии — конфиденциальный и документируемый разговор между учеником, его родителями и классным руководителем, в центре внимания которого находится ребенок.
Во время проведения беседы о развитии слово должно быть дано, прежде всего, самому ученику. Встреча ни в коем случае не должна быть монологом одного лишь учителя или диалогом педагога и родителя с целью обвинить или упрекнуть ребенка. Ребенок стоит на первом месте, тут ему предоставляется возможность с помощью родителя и учителя проанализировать самого себя и свои способности, обсудить собственные планы на будущее, результаты учебы и возможности дальнейшего обучения. Ученик имеет возможность рассказать о том, что его раздражает и мешает дома или в школе, или же наоборот, поделиться тем, что он считает важным и полезным. Также и учителя с родителями могут узнать о чувствах ребенка, о его радостях и горестях, чтобы затем постараться оказать поддержку и помощь.
Обмен информацией между домом и школой, а также одинаковое понимание целей помогает предотвратить напряжения, проблемы и взаимное непонимание, которые могут возникнуть в школьной и домашней жизни. Поэтому беседа о развитии является важным элементом в цепочке предотвращения и разрешения возможных проблем.
Таланты, склонности и способности учеников могут проявляться дома и в школе по-разному. В беседе педагога и родителя обе стороны могут дополнить свое представление о ребенке и использовать полученную информацию для наиболее эффективной организации учебы и создания наилучших возможностей для реализации уникальных особенностей и способностей ученика.
Цели беседы о развитии ребенка:
- Помочь ученику проанализировать и оценить свои успехи, результаты учебы и поведение;
- Помочь ему составить план на следующий учебный период, который содержал бы пункты о возможностях решения проблем и меры, которые возможно предпринять для наиболее эффективного развития способностей ребенка;
- Договориться с учеником о целях его развития на следующий учебный период, чтобы семья и школа смогла оказать ему в достижении этих целей максимальную поддержку;
- Помочь ребенку достигнуть высокой самооценки и самоуважения;
- Создать и поддерживать хорошие отношения и сотрудничество между школой, учеником и родителями;
- Предотвратить возможное возникновение проблем в поведении, учебе и развитии ребенка;
- Предоставить консультацию и помощь ребенку и его родителям в вопросах учебы и воспитания;
- Направить ребенка к проведению самоанализа, самооценки и планированию собственной дальнейшей деятельности;
- Научить ребенка ответственности и навыкам наблюдения за своей учебой;
- Поддержать и мотивировать ученика смело ставить перед собой цели и стремиться к их достижению;
- Оказать ребенку помощь в планировании пути дальнейшего образования.
Беседы о развитии проводятся в нашей школе с каждым учеником регулярно один раз в год. Это позволяет определить этап развития ребенка длительностью в один год и анализировать результаты учебы и достигнутые учеником за это время успехи, а также ставить новые цели для дальнейшего развития. При необходимости или в случае возникновения проблемных ситуаций, беседы о развитии проводятся чаще одного раза в учебном году. Чем короче анализируемый период, тем более точную информацию о развитии ребенка учитель получает, что позволяет составить максимально конкретный план дальнейших действий.
Иногда беседу о развитии можно разбивать на несколько частей и проводить с ребенком и родителем отдельно – это делается в том случае, если в таком походе есть прямая необходимость. Однако, для ребенка, более полезной является беседа, в которой принимают участие все стороны и в ходе которой, открыто обсуждаются все актуальные вопросы.
Порядок проведения
· Беседа проводится с каждым учеником не реже одного раза в год
· Проводит классный руководитель
· Беседа проводится в назначенное и заранее объявленное время (классный руководитель согласует дату и время проведения РБ с учеником и его родителями)
· Помещение должно гарантировать приватность, где никто и ничто не помешает доверительной беседе
· Беседа носит характер соглашения между учителем и учеником о целях и планировании дальнейших действий при поддержке и содействии родителей
· Длительность беседы 40 – 60 минут
· Значительную часть времени говорит ученик и его родитель (80%), а не учитель (20%)
· Координирует процесс проведения РБ и отвечает за их проведение классный руководитель?
Участники.
· В развивающей беседе участвуют ученик, классный руководитель и родитель (или оба родителя)
· По устному разрешению (или ходатайству) ученика или родителей, возможно, привлекать к участию в развивающей беседе других учителей и работников школы
· По необходимости к беседе могут привлекаться , психолог и другие специалисты школы
· В некоторых случаях беседа может проводиться без присутствия родителей
Подготовка к развивающей беседе
Информирование
· В начале учебного года на родительском собрании классный руководитель:
— информирует родителей о проведении РБ, разъясняет ожидания и выражает пожелания, связанные с РБ,
— обозначает роль родителя в поддержке развития ребенка
-знакомит с порядком проведения индивидуальных РБ
-составляет график проведения РБ (дата и время проведения) Приложение1.
-согласует дату проведения РБ с каждой семьей
Приглашение
· За 3 недели до проведения РБ классный руководитель передает семье письменное приглашение на РБ через учащегося и получает согласие родителей на участие в беседе. Приложение 2
· Если родители не реагируют на приглашение в течение одной недели, то классный руководитель звонит родителям и напоминает о встрече
· Если родитель на повторное сообщение дает негативный ответ, то развивающая беседа проводится без участия родителей. В таком случае родитель должен дать письменный отказ о своём присутствии в проведении развивающей беседы и доверенность (написанную в свободной форме) о том, что беседу можно проводить без родителей, заверив их своей подписью
Сбор информации об учащемся
· Классный руководитель заранее составляет «Лист самоанализа» для учащегося в виде вопросов или утверждений (не более 15 вопросов).
· За 2 недели до проведения РБ классный руководитель выдает ученику «Лист самоанализа», который он должен заполнить самостоятельно. Заполненный «Лист» ученик возвращает за 1 неделю до проведения беседы, чтобы педагог заранее с ним ознакомился. Приложение 3
· За 2 недели до проведения РБ классный руководитель выдает родителям «Анкету», заполнив которую они возвращают, не позднее, чем за одну неделю до проведения беседы
· За 2 недели до проведения РБ классный руководитель выдает педагогам-предметникам «Лист оценки ученика», заполнив который они возвращают не позднее, чем за 3дня до проведения беседы. Приложение 5
· Классный руководитель заполняет сводный протокол «Лист оценки ученика» (Приложение 6) и знакомится с результатами учебы ребенка через школьный Журнал.
Планирование процесса беседы.
· Классный руководитель анализирует информацию, полученную от учащихся, родителей и педагогов-предметников
· На основе анализа классный руководитель совместно со специалистами Службы Сопровождения гимназии
— формулирует тему и цели индивидуальной РБ, примерные вопросы к беседе Приложение 7
— составляет план проведения беседы
Содержание развивающей беседы.
В ходе РБ
· Оцениваются результаты предыдущего периода развития учащегося,
· Уточняются некоторые ответы на вопросы самоанализа,
· Обсуждаются дополнительные вопросы, возникающие в ходе беседы,
· Вырабатывается план действий, который может помочь решить выявленные «точки роста» ученика,
· Подводятся итоги и намечаются цели на новый период развития.
-Цели развития ученика вытекают из самоанализа ученика.
-Ученик формулирует свои цели развития сам.
-Цели развития ясно определены и реальны.
— Достижение целей наблюдаемы и измеримы.
— Формулируется цели так, чтобы они были однозначно и одинаково понимаемы всеми сторонами.
-У классного руководителя и родителей при достижении учеником целей развития поддерживающая и вспомогательная роль
Рекомендуемая программа РБ
· Формулирование цели беседы.
· Обзор и анализ достижения целей предыдущего периода развития.
· Анализ учебы и поведения.
· Обратная связь со стороны классного руководителя.
· Обратная связь со стороны родителя.
· Обратная связь со стороны ученика и выражение интересов и ожиданий.
· Формулирование целей, необходимости развития и программы действий.
· Подведение итогов.
· Подписание Соглашения (установка целей на следующий учебный период).
Документирование развивающей беседы
· Развивающие беседы следует документировать.
· Документация включает заполненную форму «Соглашения», которое заполняется в ходе развивающей беседы.
· «Соглашение» утверждается подписями ученика, классного руководителя и родителя.
· Классный руководитель хранит «Соглашение» весь период развивающей беседы ученика.
· Классный руководитель выдает копию «Соглашения» развивающей беседы ученику.
· Оригинал хранится в папке по данному ученику. (Если беседа проводилась без родителей, то на подпись отдаётся оригинал, затем он возвращается классному руководителю, после чего выдаётся копия родителям через ученика).
Принципы достижения результативности
· Стороны должны знать о цели развивающей беседы и ее содержании, иметь достаточно времени для подготовки к беседе (предварительная работа учителя, учащегося и /или его родителя)
· В общих случаях выносить оценку успешности проведения развивающей беседы должен классный руководитель.
· Беседа должна всегда проходить по одинаковым правилам согласованным и документально зафиксированным.
· Взаимообратная связь (обмен информацией о деятельности ученика между учителем и родителями).
· Правильно организованные и проведенные с учащимися развивающие беседы позволяют получить результаты, соответствующие поставленным целям.
С точки зрения школы беседа о развитии помогает достигать воспитательных целей, записанных в школьной учебной программе. Результаты воспитания, несомненно, важны также и для родителя, потому что все родители представляют своих детей в будущем успешными, уважаемыми в обществе, вежливыми, воспитанными и приятными в общении людьми. Тем самым беседа о развитии является частью воспитательного процесса, долгосрочная цель которого – формирование интеллигентного, целостного человека, понимающего себя и окружающих, не боящегося принимать на себя ответственность, справляющегося с жизненными трудностями, эффективно решающего проблемы, открытого и владеющего своими чувствами и эмоциями.
Приложения.
Опросник для родителей. Ф.И. ребенка, класс:_______________________________
1 | Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие у него сильные стороны?
|
|
2 | Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
|
|
3 | Как вы оцениваете здоровье своего ребенка? | отличное; хорошее; в пределах нормы;
слабое; имеет хронические заболевания
|
4 | Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с ребенком?
|
|
5 | Какие формы поощрения или порицания Вы используете в воспитании?
|
|
6 | Рассказывает ли Вам о событиях, происходящих в школе?
|
|
7 | Откровенен ли Ваш ребенок с Вами?
|
|
8 | Знакомы ли Вы с друзьями-товарищами-одноклассниками ребенка?
|
|
9 | Как Вы оцениваете отношение ребенка к школе, к одноклассникам, учителям?
|
|
10 | Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
|
|
11 | Насколько самостоятелен он при выполнении домашних заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
|
|
12 | Считает ли Вы, что ребенок очень загружен уроками?
|
|
13 | Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
|
|
14 | Как Вы относитесь к плохим отметкам ребенка?
|
|
15 | По каким причинам ребенок не посещает школу?
|
|
16 | Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблем видите Вы сами?
|
|
17 | Насколько Вы удовлетворены работой классного руководителя? |
Минимально 1 2 3 4 5 6 7 Максимально
|
18 | Насколько Вы удовлетворены работой учителей-предметников?
|
Минимально 1 2 3 4 5 6 7 Максимально
|
19 | Какие ожидания от школы есть у Вас? Пожелания.
|
|
Спасибо за Ваши ответы!
Уважаем….
________________________________________, ____________________________________
И.О. родителей (родителя)
и ____________________________________________
Ф.И. ребенка
Приглашаем вас на развивающую беседу, которая состоится
«____» _____________ 201 г. в ________ час. в помещении________________________
Цель проведения развивающей беседы – это поиск возможностей для развития ученика в сотрудничестве между школой и семьей. Поэтому важно Ваше присутствие.
Если Вам не подходит предложенное время, пожалуйста, сообщите по телефону _______________________, для того, чтобы мы смогли договориться о более подходящем времени.
Просим Вас подтвердить своё участие в развивающей беседе письменно.
Классный руководитель:__________________________________________________
Ф.И.О. полностью
Подпись:___________________________ Дата: __________________
Спасибо за сотрудничество.
———————————————————————————————————————
P. S. Предлагаем Вам ответить на вопросы, на основе которых будет построена наша беседа.
Просим Вас вернуть заполненный опросник не позднее ____________.
———————————————————————————————————————
Подтверждение об участии в беседе.
Пожалуйста, передайте его с Вашим ребенком классному руководителю.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись родителей:_____________
Примерные вопросы, для проведения развивающей беседы
Выберите примерно десять вопросов, отвечающих цели беседы. Вы можете их выписать, чтобы в ходе беседы не забыть спросить о чем-то важном.
Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.
Пять основных вопросов, которые помогают учителю при проведении развивающей беседы:
1. Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
2. Что тебе наиболее интересно на занятиях?
3. Что тебе в учебе нравится меньше всего?
4. Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
5. Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
Учебные компетенции
Для чего ты ходишь в школу?
Для
чего ты изучаешь этот материал?
Легко ли тебе отвечать на вопросы учителя или написанные в конце
параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей
успеваемости (работая индивидуально, с соседом по парте, в групповой работе,
отвечая устно, письменно)?
Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Коммуникативные компетенции:
Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные
периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями?
Самооценка
Что
тебе в себе нравится?
Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относиться? А как этого
достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?
Дополнительные вопросы
Чем
ты увлекаешься, в какие кружки ходишь? Расскажи о своих увлечениях.
Насколько ты доволен своей жизнью в классе?
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
Какие твои домашние обязанности?
Что
тебе больше всего нравится в учебном процессе?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроением ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?
Психолог ТГ: Развивающие беседы
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХ БЕСЕД
в 5-12 классах
Цели развивающей беседы:
q развивать способность ученика к самоонализу и самооцениванию;
q предупреждать сложные проблемы, связанные с поведением или успеваемостью ученика;
q формировать отношения с учеником и его родителями через взаимопонимание;
q поддерживать ученика и его развитие путем консультирования родителей;
q выражать положительные ожидания школы;
q получать обратную связь
Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.
5 основных вопросов, которые всегда помогают учителю при проведении развивающей беседы.
q Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
q Что тебе наиболее интересно на занятиях?
q Что тебе в учебе нравится меньше всего?
q Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
q Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
Вопросы для развивающей беседы в 5-6-7 классе
Учебные
компетенции:Для чего ты ходишь в школу?
Для чего ты изучаешь этот материал?
Легко ли тебе отвечать на вопросы учителя или написанные в конце параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Какие предметы ты особенно любишь?
Какие темы тебя особо заинтересовали?
Сколько времени обычно ты тратишь на подготовку домашних заданий?
Нуждаешься ли ты в помощи, когда готовишь домашнее задание?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей успеваемости (работая индивидуально, с своседом по парте, в групповой работе, отвечая устно, письменно)?
Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты справлялся?
Какой предмет для тебя наиболее сложен?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Расскажи о случае, когда ты испытывал удовлетворение от своих результатов учебы.
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Коммуникативные компетенции:
Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Что ты любишь делать на перемене?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Удается ли тебе отстаивать свое мнение среди одноклассников?
С какими людьми тебе нравится общаться?
С какими людьми тебе сложно общаться?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями? ( Если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Нравятся ли тебе школьные мероприятия?
Как ты предпочитаешь проводить время?
Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Самооценка:
Как ты думаешь, каким человеком тебя считают одноклассники\ учителя\ родителя?
Что, по-твоему мнению, ты умеешь делать хорошо?
Что для тебя значит быть вежливым?
Что тебе в себе нравится?
Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относится? А как этого достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?
Расскажи о случае, когда ты гордился собой.
Дополнительтные вопросы:
Чем ты увлекаешься, в какие кружки ходишь ?
Какие твои домашние обязанности?
Насколько ты доволен своей жизнью в классе? Что ты любишь делать с ребятами на перемене и после уроков?
Какой предмет нравится тебе больше всего? Почему?
Какой урок тебе не нравится? Почему?
Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Что для тебя значит быть вежливым?
Какие цели у тебя есть? Как ты их добиваешься?
Как ты считаешь, что тебе мешает учиться лучше? Как ты с этим справляешься?
Что в данный момент у тебя в учебе вызывает наибольшие трудности?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроение ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?
Расскажи о своих увлечениях.
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что тебя больше всего огорчает и радует в школе?
Вопросы для учеников 8-9 классов
Учебные компетенции
Чему ты хотел бы научиться в процессе дальнейшей учебы?
Какие знания, получаемые в школе для тебя особенно ценны?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Берешь ли ты заведомо трудные учебные задачи? Как ты с ними справлялся?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты с ними справился? Что бы ты теперь сделал по-другому?
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
Какой подход (стиль преподавания) учителя наиболее подходит тебе?
На каком месте в ранге ценностей у тебя стоит учеба? Как это влияет на качество твоей учебы?
Какого признания ты добился в учебе? В чем ты еще добился признания?
Что в процессе учебы для тебя является самым сложным?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей?
Расскажи, какие учебные навыки тебе помогают в школьной жизни?
Какие из твоих учебных навыков требуют дальнейшей работы над ними. Что ты для этого делаешь?
Что в учебной деятельности у тебя хорошо получается и ты испытываешь от этого удовлетворение.
Коммуникативные компетенции
Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Чего ты ждешь от своих учителей?
Что для тебя значит быть вежливым?
Нравится ли тебе участвовать в школьных мероприятиях?
Опиши случай твоего несогласия с учителем и каким образом ты вышел из положения?
Если ты не согласен с мнением коллектива, то как ты себя обычно ведешь?
Бывает ли, что ты соглашаешься в каких-то вопросах с ребятами, хотя сам так не думаешь и не поступил бы так. Если да, то как ты думаешь, почему так происходит? Если нет, то как тебе это удается, ведь это довольно сложно – сохранить свое мнение в коллективе сверстников.
Что бы ты посоветовал сверстнику, который ведет двойную жизнь, неблагоприятно отражающуюся на учебе.
Самомоценка
Какие твои наибольшие достижения?
Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Ставил ли ты перед собой цели? Если да, то удавалось ли их достичь?
Считаешь ли ты себя индивидуалистом или человеком команды
Как ты считаешь, тебя понимают учителя?
Дополнительные вопросы:
Расскажи о своих увлечениях.
Как ты считаешь, должны ли быть в жизни человек увлечения? Почему?
Каких правил и принципов ты придерживаешься в жизни\ в дружбе\ в учебе
Что ты ценишь в людях?
Где ты видишь себя через 3\5\10 лет?
Как ты планируешь свое время?
Опиши, пожалуйста, свой обычный школьный день.
Учебные компетенции
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей успеваемости?
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)
Как ты считаешь, в чем состоит секрет успешной учебы?
Чему, самому важному, на твой взгляд, ты научился в школе?
Насколько доволен ты своими учебными результами?
Коммуникативные компетенции
С какими людьми тебе сложно общаться?
Какие отношения были у тебя с учителями? (если выясняется проблема, то :Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Опиши какой-либо случай твоего несогласия с учителем. Как ты вышел из положения?
Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты считаешь, легко ли окружающим людям с тобой общаться и жить в одном коллективе?
Насколько важным для себя ты считаешь умение общаться?
Самооценка
Что ты умеешь делать хорошо, какими навыками и умениями обладаешь?
Что тебе нравится в себе, как в личности?
Что ты хотел бы изменить в своем характере?
Удавалось ли тебе побеждать свои слабости? Приведи пример.
Ты человек коллектива или индивидуалист?
Назови свои сильные стороны личности. Благодаря чему они сформировались?
Назови свои слабые стороны личности. Как ты над ними работаешь?
Дополнительные вопросы:
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Какие сферы досуга ты предпочитаешь?
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что ты думаешь о своем будущем?
Где ты видишь себя через 3\5 лет?
Вопросы для учеников 12 класса
Учебные компетенции
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)
Какие предметы или курсы ты особенно любишь?
Какие темы тебя особо заинтересовали?
Что для тебя было самым сложным\ трудным\неприятным в школе? Как ты с этим справлялся?
Какое отношение учителей к тебе было наиболее полезным для твоей учебы?
Как ты считаешь, какие навыки, полученные за годы учебы в школе, тебе будут наиболее полезны?
Знания, которые ты получал в школе, отвечали твоим потребностям в познании мира?
Есть ли такие темы, которые остались для тебя непонятыми?
Что тебя особенно побуждало учиться?
Что\ чему ты хотел понять\ научиться, но так и не смог это сделать в школе? Намерен ли ты в дальнейшим овладеть этими знаниями (или понятиями)?
Коммуникативные компетенцииЧто значат для тебя твои одноклассники?
Легко ли тебе с ними общаться?
Считаешь ли ты умение общаться необходимым условим для реализации в обществе?
Легко ли тебе вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения?
С какими людьми ты предпочитаешь общаться?
Как ты считаешь, будет ли ваш класс поддерживать свои отношения после окончания школы? Заинтересован ли ты в этом?
Самооценка
Каким ты видишь себя в будущем?
Как ты считаешь, каким учеником ты был? Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Какие черты твоей личности раскрылись в школе?
Как ты считаешь, на формирование каких черт твоей личности оказала влияние школа (и на какие – семья)? Каким образом?
Дополнительные вопросы
Какие амбиции (ожидания, цели, мечты) у тебя были в школьные годы?
Какие качества в людях ты ценишь?
Какие шаги ты уже предпринял или намерен предпринять для достижения своих целей?
Как ты считаешь, кем бы ты мог стать в будущем?
Какие цели ты ставишь для себя на будущее, на ближайшие 5\10 лет?
(«Merlecons ja Ко«)
Вопросы для развивающей беседы с родителями ученика
1. Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие его сильные стороны ?
2. Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
3. Как вы оцениваете отношение ребенка к школе, одноклассникам , учителям?
4. Как Вы оцениваете способности своего ребенка?
5. Есть ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
6. Как ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?
7. Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
8. Что Вы любите делать вместе всей семьей и какое участие в этом принимает сам ребенок?
9. Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку дом.задания?
10. Насколько самостоятелен он при выполнении дом.заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
11. Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблемы видите Вы сами?
12. Насколько вы удовлетворены работой классного руководителя?
13. Насколько удовлетворены Вы работой учителей-предметников?
14. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
15. Какие Ваши ожидания от школы? Ваши пожелания.
Проведение с учениками развивающих бесед и бесед по результатам успеваемости
Форма 3
САМОАНАЛИ3 УЧEHИKA
Дата проведения развивающей беседы |
Фамилия |
Вопросы | Пояснение |
Что тебе больше всего нравится в учебном процессе? | |
Что тебе наиболее интересно на занятиях? | |
Что тебе в учебе нравится меньше всего? | |
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой? | |
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей? |
Комментарий |
Обучение учащихся содержательным беседам в средней и старшей школе
Найдите минутку и поразмышляйте над недавними беседами. Что сделало ваши лучшие разговоры искренними? Вы чувствовали себя услышанными/понятыми? Как ты мог сказать? Хотели бы вы вскоре снова поговорить с этим человеком (или группой людей)? Как насчет разговоров, которые были неискренними или неудовлетворительными? Чем они отличались?
Разговоры невероятно важны. Они являются базовой единицей всех видов взаимодействия — формальных и неформальных, серьезных и легкомысленных, поверхностных и обстоятельных — список практически безграничен. Всякий раз, когда мы общаемся с другими людьми, особенно с одним человеком, характер нашего разговора влияет на то, приведет ли он к тому, чего мы хотим, и укрепит ли наши отношения.
Разговоры также могут стать утраченным искусством во времена растущего цифрового взаимодействия. Возможно, но не так просто вести беседы в Zoom, особенно если в них участвуют более двух человек. И во все более поляризованное время, когда гражданский дискурс кажется кандидатом в список исчезающих видов, разговоры могут быть заменены полемикой, лекциями, заявлениями и декларациями.
По прошествии года или более дистанционного обучения многим учащимся, особенно подросткам, необходимо освежить разговорные навыки как со сверстниками, так и со взрослыми.
Направление учащихся на хорошие разговоры
Хорошие разговоры обычно охватывают шесть широких областей: социальный этикет, ясность общения, взаимность, проявление интереса и вовлеченности, принятие точки зрения и вовлечение, а также нахождение точек соприкосновения. Если вы научите своих учеников помнить об этих областях до и во время разговора, вполне вероятно, что их опыт будет достаточно успешным.
Через этот PDF-файл с сопутствующего веб-сайта для книги, в соавторстве с которой я, Утренние беседы в классе: развивайте социально-эмоциональные, характерные и коммуникативные навыки учащихся каждый день , вы можете найти набор ориентиров, которые помогут вам поощрять и контролировать прогресс учащихся в каждой области, а также инструмент для учащихся, чтобы самостоятельно контролировать свой прогресс.
Создание возможностей для улучшения разговорных навыков
Как и в случае с наиболее важными навыками, практика ведет к совершенствованию. Большинство программ социального и эмоционального обучения (SEL) предлагают возможности для разговора, даже если они, как правило, определяют то, что они делают, в других терминах.
Например, утренние встречи из программы «Отзывчивый класс» можно рассматривать как пример групповых бесед. То же самое можно сказать и о совместных (и других видах) кружках, которые можно найти в социальных программах принятия решений/решения социальных проблем, открытых кругах, восстановительных практиках и других связанных программах. Однако чего часто не хватает, так это развития навыков в этой области.
Под руководством школьных коллег-психологов Нины Мерфи и Келли Макклейн команда из Лаборатории социально-эмоционального развития и развития личности Рутгерса пришла к выводу, что развитие разговорных навыков может быть связано как с развитием характера, так и с гражданским развитием, а также с улучшением навыков SEL. Утренние беседы в классе (MCC) были созданы для учащихся средней школы.
Как правило, MCC проводится во время классных занятий или консультационных периодов и включает в себя обсуждение учащимися подсказок к разговору. Они могут сначала записать свои мысли, а затем участвовать в обсуждении в парах или в небольшой группе. Подсказки предназначены для того, чтобы заострить внимание учащихся на определенных навыках SEL , побуждая их думать и усваивать ключевые достоинства, способствующие достижению положительной цели , при обсуждении тем , имеющих отношение к их жизни в школе сейчас и предвидящих их будущее. будущее.
Учителя помогают учащимся разработать нормы, предназначенные для создания смелого пространства для беседы, и, реагируя на существующие разговорные навыки учащихся, помогают им участвовать в активном, вдумчивом слушании; соответствующие стили разговора; и терпеливое, сосредоточенное внимание.
MCC вводятся, помогая учащимся задуматься о важности разговоров в их жизни и о том, как жизнь зависит от разговоров — в здравоохранении, воспитании детей, транспорте, всей сфере услуг, науке, искусстве… везде. Беседы описываются как навык, которому может научиться каждый, и все учащиеся будут совершенствоваться с течением времени, день за днем, а не за один шаг, используя представленные ранее ориентиры.
Подсказки для разговора: Вот подсказки для разговора за неделю, основанные на январской теме планирования будущего:
- Новый ученик только что прибыл в вашу школу. Как вы думаете, каково это жить на новом месте со всеми новыми людьми? Это случилось с вами?
- Какое действие вы можете предпринять в средней школе сейчас, чтобы подготовиться к работе вашей мечты в будущем?
- Каково работать в группе, где другие не могут эффективно общаться для решения проблемы? Как вы можете невербально продемонстрировать, что активно слушаете своих сверстников?
- Не каждый момент в нашей жизни проходит хорошо, но когда случаются плохие вещи, мы должны попытаться извлечь уроки из этих ситуаций. Подумайте о плохом моменте в своей жизни и бросьте вызов своим размышлениям о том, как это событие помогло вам.
Вот набор подсказок, которые можно использовать в течение следующей недели:
- Кем вы больше всего восхищаетесь? Какие качества, которыми вы восхищаетесь в этом человеке, которые вы хотели бы видеть в себе в будущем?
- Маленькие чудеса случаются каждый день. Что вы могли бы сделать, чтобы повысить свою осведомленность об этих чудесах?
- Что для вас значит благотворительность? Вам нужно давать деньги, еду или одежду, чтобы помочь другим? Как еще вы можете это сделать?
- Какие последствия может иметь стресс для организма? Почему важно контролировать уровень стресса? Как ты делаешь это?
- Чем вы больше всего увлечены, что могло бы послужить вам будущей карьерой? Как вы можете больше заниматься любимым делом?
Эти образцы подсказок также выявляют основные навыки, такие как решение проблем и сочувствие, а также добродетели, включая оптимистичный взгляд в будущее. Чтобы заинтересовать учащихся, подсказки также отражают перспективу развития. Они начинают с сосредоточения внимания на самосовершенствовании, а затем переходят к тому, чтобы помочь учащимся увидеть в себе ценность для своей школы и всего мира. Примеры этих и других подсказок MCC можно найти здесь.
Восстанавливая утраченное искусство ведения беседы, вы поможете учащимся осознать, что искренняя речь и слушание других имеют огромное положительное значение для их будущего.
70 Вопросы для разговора в школе – EnglishPost.org
Образование – это процесс обучения или приобретения знаний, навыков, ценностей, убеждений и привычек.
Методы обучения включают рассказывание историй, обсуждение, преподавание, обучение и направленное исследование. Образование часто проходит под руководством преподавателей , но учащиеся также могут обучаться самостоятельно.
Обучение в учреждении обычно начинается, когда вы поступаете в детский сад или дошкольное учреждение, а затем начинается начальная школа для детей младшего возраста.