Речь без запинок: Как говорить без запинок и ошибок

Содержание

Как вылечить заикание у подростка: эффективные способы

Статья:

Заикание у подростков — чаще всего результат не вылеченной в детстве патологии. Редко оно появляется в этом возрасте, но такие случаи тоже встречаются. Проявляется патология многократным повторением согласных звуков, паузами, нерешительностью в речи. Из-за дефекта подросток становится замкнутым, закомплексованным. Затруднено общение с ровесниками. Из статьи вы узнаете как подростку избавиться от заикания самостоятельно и какие действенные методики коррекции существуют.

Причины заикания у подростков

В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.

В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
  • неврологическая патология;
  • наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
  • непростые отношения в семье, школе, компании;
  • конфликты, стрессы;
  • непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
  • неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
  • противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
  • травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
  • инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
  • судорожные реакции.

Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.

Общие рекомендации при лечении заикания у подростков

Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.

Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.

После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:

  • невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
  • оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
  • психолог работает с личностными нарушениями.

При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.

После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.

Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.

Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.

Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать. Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома.

Дыхательная гимнастика

При заикании у подростка происходит спазм мышц, участвующих при артикуляции. Тип дыхания грудной, а значит поверхностный. Поэтому устранение заикания у подростков начинается с выработки глубокого диафрагмального типа дыхания.

После занятий диафрагма разрабатывается и связки становятся подвижнее настолько, что ребенок начинает правильно использовать дыхание в процессе речеобразования, соблюдать темп вдоха и выдоха. Исчезают запинки, связанные с недостатком воздуха, а значит — проходит страх, подросток становится раскрепощеннее.

Техник дыхательной гимнастики много, наиболее эффективны и популярна методика Стрельниковой А. Н. Методика основана на ритмичных дыхательных движениях с преодолением сопротивления диафрагмы.

Техника такая: ребенок делает резкий вдох, при этом совершает какое-либо движение, задействуя мышцы диафграмы. После серии вдохов делает спокойный выдох, затем — новая серия вдохов. А так несколько повторов.

Для примера приведем несколько упражнений:

  1. «Ладошки» — подросток стоит или сидит, руки вдоль тела. Во время нескольких последовательных резких вдохов он должен ритмично сжимать кулаки: и так 8 раз. Затем выдох и новая серия вдохов;
  2. «Насос» — ноги врозь, руки вдоль тела. Во время вдоха ребенок должен согнуться вперед, руки свисают, спина округлая. Выход — возвращается в исходную позицию;
  3. «Обними плечи» — руки перед собой и согнуты в локтевых суставах, ладони смотрят вниз, предплечья друг на друге. При вдохе нужно обнять себя за плечи, руки при этом образуют треугольник.

Народные средства

Народные средства могут быть эффективными при устранении заикания у подростков. Но они не могут заменить другие методы коррекции: лекарственную терапию, физиопроцедуры, массаж, занятия с логопедом и психологом. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом, прежде чем начать лечение. Тем более, некоторые средства имеют противопоказания — только специалист подскажет все нюансы.

Наиболее часто средства используются:

  • внутрь — душица обыкновенная, цветы лаванды, костянка, липовый цвет;
  • наружно (ванны) — с розмарином, пионом.

Логоритмика

Лечение заикания у подростков при помощи логоритмики направлено на улучшение речевой ритмики и создание плавной, выразительной речи. Упражнения влияют на дыхание, движения, сенсорику и речедвигательную сферу. Также подобные занятия положительно влияют на эмоционально-волевые качества пациента, делают его более активным.

Во время занятий ребенок совершает движения, при этом ритмично произносит какие-либо звуки.

Для занятий нужна музыка — с разным темпом (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный), который помогает ребенку быстро переключиться с одного типа движения на другой. А также необходим речевой материал — скороговорки, ритмичные предложения.

Примерная программа может быть такой:

  • вводные упражнения — ходьба для умения контролировать движения, умения ходить в разном темпе;
  • распевание для разработки речевого дыхания, координации пения с движениями рук;
  • пение и его координация с ходьбой — направлено на развитие ритмического слуха, внимания, понимания характера и темпа музыки;
  • упражнения на координацию напевной речи с движениями — ребенок учится управлять своими мышцами;
  • прослушивание музыки, упражнения для стимуляции музыкальной памяти;
  • игровые упражнения для выработки эмоциональности и стимуляции образности мышления;
  • заключительное упражнение спокойного характера.

А можно произносить скороговорки: сначала короткие (в течение 2 недель), постепенно выбирая более сложные и длинные, с труднопроизносимыми звуками и словами.

Массаж

Массаж устраняет возбудимость речевых центров, восстанавливает регуляцию речи. Для устранения заикания у подростков используется точечный, зондовый или сегментарный массаж. Специалист воздействует на:

  • зону шеи;
  • область верхнего плечевого пояса;
  • мимическую мускулатуру;
  • мышцы губ, языка;
  • зона гортани.

Массажист поочередно массирует перечисленные области. Сначала разглаживает их, потом постукивает (вибрация), растягивает кожу и мышцы. Для каждой области свой комплекс движений. Массаж языка и губ можно проводить с помощью специальных зондов. Они действуют точечно, стимулируя определенные точки.

Эффект может быть заметен после первой процедуры: мышцы расслабляются, спазм устраняется, речь становится плавной, без запинок и пауз. Для закрепления результата необходим полный курс из 10 – 12 сеансов. После небольшого отдыха, продолжительность которого определяется индивидуально, начинают повторный курс.

Попросите логопеда научить вас приемам самомассажа. Выполняя массаж самостоятельно как дополнение к основному курсу лечения, вы можете добиться большего эффекта.

Другие способы терапии

Как мы уже говорили, наибольший результат будет при использовании нескольких методов коррекции. В комплекс терапии заикания у подростков, кроме вышеперечисленных, входят:

  1. Лекарственная терапия — препарат врач подбирает индивидуально. Это могут быть ноотропы, седативные средства, витаминные комплексы, иммуностимуляторы. Желательно их применять 
    одновременно
     с другими методами лечения;
  2. Занятия с логопедом помогают формировать правильную артикуляцию и дыхание;
  3. Занятия с психологом (групповые, индивидуальные) прививают навыки самоконтроля, помогают избавиться от психологических проблем, преодолеть комплексы, адекватно относиться к своей проблеме: не зацикливаться на нем, но и не делать вид, что все нормально. Это поможет подростку с заиканием почувствовать себя более уверенным, равным своим сверстникам. Он приобретает психологическую устойчивость, что конечно же поможет ему и в дальнейшей жизни;
  4. Физиотерапевтические процедуры помогают снять спазм мышц, усилить кровообращение;
  5. Иглоукалывание подразумевает воздействие на рефлексогенные точки. Специалист устанавливает специальные иглы на точках, которые связаны с речевой функцией;

Обычно лечение амбулаторное. В сложных случаях, например, неврологической патологии, лечение заикания у подростков проводится в стационарных условиях. Когда у родителей есть возможность, рекомендуют санаторно-курортное лечение.

Многие родители задаются вопросом, как быстро избавиться от заикания подростку? Специалисты рекомендуют различные методы релаксации: для каждого человека он свой. Медитации, иппотерапия (лечение лошадьми), арттерапия (лечение рисованием) — предложите ребенку эти методы. Возможно, что-то ему понравится и перерастет в его хобби.

В любом случае будьте рядом со своим ребенком. Переходный возраст — сложный для него период. С вашей поддержкой ему будет легче справиться со своими проблемами.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Как улучшить дикцию и поставить голос: техника ораторского мастерства

Чтобы улучшить дикцию и поставить голос, следуйте рекомендациям Спикерклуба.

Тренировка дикции оратора

Важнейший момент для любого оратора – тренировка голоса речи. Голосом можно убедить слушателей, завоевать доверие или оттолкнуть. Это особенно важно в телефонных конференциях и разговорах по телефону, когда голос – ваш единственный инструмент.

Великий древнегреческий оратор Демосфен обладал слабым голосом, нечеткой дикцией, картавостью и шепелявостью. Он проговаривал речи, перекатывая во рту камешки и добился больших успехов. Сегодня есть более безопасный способ улучшить дикцию – говорить с пробкой в зубах. Это лучшее упражнение для дикции, его практикуют все, кто работает на ТВ. В актерских школах пробку даже привязывают к веревочке и вешают на шею,чтобы практиковаться в любой момент.

Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Эффективен бег с наушниками в ушах с повторением за диктором всего, что он говорит. При беге вы запыхаетесь, это создаст дополнительные трудности для речевого и дыхательного аппаратов. По окончании тренировки вы сможете насладиться четкой дикцией, которая будет получаться сама собой.

Если вы страдаете от заикания – возьмите на заметку проверенный способ: каждый день переписывайте по несколько страниц книжного текста. Во время письма человек в мыслях  проговаривает текст, а заикаться мысленно невозможно. Постепенно вы начнете говорить вслух без запинок.

Скороговорки – не совсем приятно, но отлично улучшает дикцию. Результаты слышны уже на 3-й день и остаются они надолго, если продолжать развивать дикцию. Важное условие: говорить их нужно громко.

Есть два типа скороговорок:
– для мозга – выговорить легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы
– для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).Не старайтесь произносить скороговорку сразу быстро. Сначала освойте ее в медленном темпе, читайте по слогам, затем переходите на средний темп, и только потом произносите скороговорку с ускорением.

Попробуйте произносить скороговорку с разными  интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни.

Подключите к скороговорке движение: приседайте, прыгайте, танцуйте.

Кроме скороговорок, записывайте и прорабатывайте фразы и слова, которые у вас часто переспрашивают – в этих словах есть сочетание букв, которое вам плохо дается, нужно довести его до четкости.

Спите в очках для сна – они способствуют расслаблению всех мышц лица, в том числе губ и челюсти. Это улучшает дикцию.

Развитие артикуляционного аппарата

Для аудитории важно звучание вашего голоса и четкость произносимых слов. Тренировка голоса дается легко, если делать артикуляционную гимнастику. Она разрабатывает язык,  губы, щеки, нёбо, нижнюю челюсть и помогает сделать вашу речь четкой и приятной для слуха.

Развитию артикуляционного аппарата способствует чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по  нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.

Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.

Разминка для щек: надуть  щеки, «покатать» воздух внутри рта, потом сбросить напряжение сделав «тпруу».

Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.

Произносите «ма», «мама» про себя, а также «ха» на половине выдоха. Нёбо должно быть при этом приподнято, положение рта как при звуке «О» – эти упражнения делают звучание более глубоким и громким.

Постановка голоса оратора

Тренировать голос нужно регулярно – это главный инструмент в публичном выступлении, который нужно использовать с выгодой

Звучание голоса зависит от правильного дыхания, которое определяет, насколько приятным будет ваш тембр.

Постановка голоса включает в себя упражнения, которые нужно отрабатывать каждый день, стоя перед зеркалом.

Для тренировки нижнего диафрагматического дыхания («животом»). Стать прямо, ноги на ширине плеч, расслабьте плечи и голову. Обхватить руками плечи сжимая грудную клетку, пальцы плотно прижать к лопаткам. Дышать животом, вдыхая через нос, выдыхая через рот, пальцы не должны сдвигаться, плечи не должны подниматься а локти двигаться.

 

Стать прямо, руки выпрямить перед грудью, ладони развернуть друг к другу. Глубоко вдыхать через нос и резко разводить руки в стороны, потом медленно сводить руки  и выдыхать через рот со звуком «зззззз». Когда ладони коснутся друг друга – отпустить дыхание.

Чтобы «разогреть» голос, нужно стать прямо, расслабиться, дышать животом. Сложить ладони как рупор, «показать» горло врачу, опустить гортань, вдохнуть и произнести «ааааауууу». Сделать несколько раз, увеличивая громкость, но не напрягаясь.

Если голос звучит напряженно и его нужно расслабить – откройте рот, расслабьте мышцы лица,  вдыхайте и выдыхайте, покачайте челюстью вниз-вверх 4-5 раз. Можно также издать скрип, похожий на звук открывающейся двери, при этом челюсть опущена, а зубы не должны быть сомкнуты.

Используйте скороговорку – проговорите «лри-лрэ-лра-лро-лру-лры», сперва медленно затем ускорьте. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Затем расслабить мышцы рта – произнести на выдохе «Тпруу».

Чтобы сделать звук свободным и концентрированным, нужно поймать низкое положение гортани. Для этого нужно опустить челюсть на грудь, широко раскрыть рот, опустить корень языка вниз, словно вы показываете горло врачу, опустить напряжение и зевнуть 2-3 раза.

Изображайте голосом кукушку: гортань должна быть опущена на зевке, произносите звуки «у-у» (на активном выдохе).

Предупреждение и устранение речевых запинок

Предупреждение и устранение речевых запинок у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей. Этот вывод вытекает из сказанного выше о запинках несудорожного и судорожного характера.

В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении? Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.

Упорядочение поведения. Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей нервной деятельности. Возбужденного, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаем по быстрым, отрывистым фразам, громкому голосу и т.д. Торопливый, разбросанный характер речи, изобилуемый разного рода перескакиванием и отвлечениями, как правило, характеризует человека суетливого, неорганизованного. На практике мы видим несомненную связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маскировать свои эмоции.

Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи.

К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может быть. Не следует забывать, что особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т.д.

Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребенок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребенок запуган, унижено его человеческое достоинство, а отсюда могут появиться и такие качества, как трусость, ложь, озлобленность и все вышеперечисленные неровности поведения. Родители, которые телесно наказывают ребенка, забывают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяснением вины заставляет ребенка анализировать и сопоставлять свое поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.

Капризы, детские истерики, так резко выбивающие ребенка из спокойного, уравновешенного поведения, так истощающие его нервную систему и служащие почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, — это обычно результат неправильного отношения к нему со стороны взрослых. Неумение или нежелание взрослых с. первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением; потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.

Напомним, что все сказанное о воспитании у ребенка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития. Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И.П.Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.» .

Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, неспокоен, логопед должен рекомендовать родителям обязательно обратиться к врачу психоневрологу для консультации.

Развитие речи. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.

В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям. Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания. Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.

Третье — при предупреждении или устранении речевых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.

К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому работу по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребенка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевом дефекте, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным. Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребенка на то, что он говорит неправильно?

Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них «становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения» .

Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые: а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т.д.; б) при этом замечания делают ребенку тактично, без ущемления его достоинства; в) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи; г) делая замечания, уверены, что ребенок сможет выполнить данные указания. Все это воспитывает у ребенка стремление устранить недостаток в своей речи.

Ребенок старшего дошкольного возраста, понимая, что его речь неправильна, должен стремиться к ее совершенствованию, но при этом он должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить хорошо.
В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконстроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий. Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.

Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

Запинки в речи у ребенка

Наталья, 14 сентября 2019

Здравствуйте! Пишу через месяц после курса реабилитации речи. Курс проходил сын, 15 лет. Честно говоря, не сильно верила в результаты. Поехали на этот курс, чтобы сделать хоть какой то шаг к решению проблемы. Но уже с первых дней мое мнение поменялось, я поняла, что мы попали к очень серьезным специалистам, которые глубоко и долго изучали проблему заикания. Логопед Надежда Васильевна провела с ребятами такую работу,  через неделю ребята (все!!!) показали нам поразительные результаты, они читали и предсказывали сложный текст по технике речи без заикания!  С ребятами и с родителями работает очень грамотный психотерапевт Ольга. Спасибо большое Вам, Ольга, за каждый час нашей с Вами совместной работы. Мое отношение к взаимоотношениям с детьми и к процессу воспитания в целом, сильно изменились, процесс, который Вы запустили, все еще продолжается во мне. Что то переосознается и переосмысливается. По сыну вижу, что комплексы и зажимы ушли, он изменился. Теперь, когда уже прошло какое то время, я понимаю, что нам очень повезло, что мы попали именно в этот Центр, а не в другие. Большое спасибо всем работникам Центра Лечения Заикания Татьяны Соловьевой!

Андрей, 12 января 2019

Здравствуйте, друзья! Мне 29 лет, работаю инженером, приходится много говорить и звонить на работе, заикался с 3х лет. Я с города Балабаново, Калужской области. Заикание проходило и уходило периодически, занимался не у многих специалистов, относился к логопедам скептически, потому что твердо знал, что проблема внутри моей головы с моими убеждениями. Когда появилась работа, семья — то стало сложновато переносить речевые ситуации. Услышал очень хорошие отзывы о центре от человека (психолога по образованию) , который сам занимается лечением заикания в Москве и я все бросил — работу, семью на Новый Год и все свои дела, поехал в Питер….и не пожалел. Я проходил курс в центре Татьяны Соловьевы с 24.01.2018 — 06.01.2019. Курс состоит из работы психолога и работы логопеда. Работа с психологом самая важная, необходимо четко понять причину заикания и что с этим делать, убрать напряжение. Постепенно в ходе курса мир в голове переворачивается, ты осознаешь причины по которым жил в напряжении и оно постепенно уходит, параллельно с этим ставится комфортная речь у логопеда, техника, которую до этого я не встречал. Все занятия проходят в группе, что очень круто, потому что наша проблема возникает именно в социуме, в общении. Все сотрудники первоклассные специалисты, хорошие люди, которые выкладываются и помогают даже после курса во время адаптации. После курса ты уходишь с багажем инструментов для работы над собой, именно над собой, потому что проблема-то не в речи:) А речь косвенно встает как надо, ты понимаешь цель, к которой хочешь идти в жизни (именно твоя цель, а не то что тебе навязали другие) и от этого колоссальное расслабление. Ребята, всем, кто заикается и понимает, что живет постоянно в напряге, обязательно рекомендую пройти курс. Работать над собой придется много, но это того стоит, это изменить вашу жизнь в самую нужную сторону. От всей души благодарю центр! Светлану Юрьевну, Ольгу Юрьевну и Татьяну Анатольевну!

Анна, 22 сентября 2017

Моему сыну 8 лет. Мы прошли курс реабилитации речи в августе 2017 года. Приехали мы в ЦРР из маленького северного городка. Если честно, то после всех врачей, таблеток, логопедов и всего прочего были сомнения, но сейчас я совершенно не жалею о своем решении. Нас встретили высококвалифицированные специалисты, которые не только дали нам «в руки» технику речи без запинок, но и помогли посмотреть по-новому на себя, моих детей, наши взаимоотношения. Конечно впереди много работы и по автоматизации речи, и по выстраиванию правильных отношений с детьми, построенных на любви и доверии, понимании и поддержке. Если кто-то еще сомневается, то мой совет- если вы готовы работать над собой, то приходите и не пожалеете. Это действительно счастье слышать плавную речь своего ребенка без запинок, а также видеть его спокойным и уверенным.
Еще раз огромное спасибо специалистам ЦРР за помощь нашим детям и родителям.

Заикание на первом слоге, заикание на согласные

Наталья, 14 сентября 2019

Здравствуйте! Пишу через месяц после курса реабилитации речи. Курс проходил сын, 15 лет. Честно говоря, не сильно верила в результаты. Поехали на этот курс, чтобы сделать хоть какой то шаг к решению проблемы. Но уже с первых дней мое мнение поменялось, я поняла, что мы попали к очень серьезным специалистам, которые глубоко и долго изучали проблему заикания. Логопед Надежда Васильевна провела с ребятами такую работу,  через неделю ребята (все!!!) показали нам поразительные результаты, они читали и предсказывали сложный текст по технике речи без заикания!  С ребятами и с родителями работает очень грамотный психотерапевт Ольга. Спасибо большое Вам, Ольга, за каждый час нашей с Вами совместной работы. Мое отношение к взаимоотношениям с детьми и к процессу воспитания в целом, сильно изменились, процесс, который Вы запустили, все еще продолжается во мне. Что то переосознается и переосмысливается. По сыну вижу, что комплексы и зажимы ушли, он изменился. Теперь, когда уже прошло какое то время, я понимаю, что нам очень повезло, что мы попали именно в этот Центр, а не в другие. Большое спасибо всем работникам Центра Лечения Заикания Татьяны Соловьевой!

Андрей, 12 января 2019

Здравствуйте, друзья! Мне 29 лет, работаю инженером, приходится много говорить и звонить на работе, заикался с 3х лет. Я с города Балабаново, Калужской области. Заикание проходило и уходило периодически, занимался не у многих специалистов, относился к логопедам скептически, потому что твердо знал, что проблема внутри моей головы с моими убеждениями. Когда появилась работа, семья — то стало сложновато переносить речевые ситуации. Услышал очень хорошие отзывы о центре от человека (психолога по образованию) , который сам занимается лечением заикания в Москве и я все бросил — работу, семью на Новый Год и все свои дела, поехал в Питер….и не пожалел. Я проходил курс в центре Татьяны Соловьевы с 24.01.2018 — 06.01.2019. Курс состоит из работы психолога и работы логопеда. Работа с психологом самая важная, необходимо четко понять причину заикания и что с этим делать, убрать напряжение. Постепенно в ходе курса мир в голове переворачивается, ты осознаешь причины по которым жил в напряжении и оно постепенно уходит, параллельно с этим ставится комфортная речь у логопеда, техника, которую до этого я не встречал. Все занятия проходят в группе, что очень круто, потому что наша проблема возникает именно в социуме, в общении. Все сотрудники первоклассные специалисты, хорошие люди, которые выкладываются и помогают даже после курса во время адаптации. После курса ты уходишь с багажем инструментов для работы над собой, именно над собой, потому что проблема-то не в речи:) А речь косвенно встает как надо, ты понимаешь цель, к которой хочешь идти в жизни (именно твоя цель, а не то что тебе навязали другие) и от этого колоссальное расслабление. Ребята, всем, кто заикается и понимает, что живет постоянно в напряге, обязательно рекомендую пройти курс. Работать над собой придется много, но это того стоит, это изменить вашу жизнь в самую нужную сторону. От всей души благодарю центр! Светлану Юрьевну, Ольгу Юрьевну и Татьяну Анатольевну!

Анна, 22 сентября 2017

Моему сыну 8 лет. Мы прошли курс реабилитации речи в августе 2017 года. Приехали мы в ЦРР из маленького северного городка. Если честно, то после всех врачей, таблеток, логопедов и всего прочего были сомнения, но сейчас я совершенно не жалею о своем решении. Нас встретили высококвалифицированные специалисты, которые не только дали нам «в руки» технику речи без запинок, но и помогли посмотреть по-новому на себя, моих детей, наши взаимоотношения. Конечно впереди много работы и по автоматизации речи, и по выстраиванию правильных отношений с детьми, построенных на любви и доверии, понимании и поддержке. Если кто-то еще сомневается, то мой совет- если вы готовы работать над собой, то приходите и не пожалеете. Это действительно счастье слышать плавную речь своего ребенка без запинок, а также видеть его спокойным и уверенным.
Еще раз огромное спасибо специалистам ЦРР за помощь нашим детям и родителям.

Предупреждение и устранение речевых запинок — 20 Июня 2013

    

Предупреждение и устранение речевых запинок (Предлагаемые советы в равной степени относятся и к предупреждению заикания у детей) у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей. Этот вывод вытекает из сказанного выше о запинках несудорожного и судорожного характера.

 

    В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении?

   Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.

   Упорядочение поведения. Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей нервной деятельности. Возбужденного, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаем по быстрым, отрывистым фразам, громкому голосу и т.д. Торопливый, разбросанный характер речи, изобилуемый разного рода перескакиванием и отвлечениями, как правило, характеризует человека суетливого, неорганизованного. На практике мы видим несомненную связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маскировать свои эмоции.

    Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи.

   К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

  Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может быть. Не следует забывать, что особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т.д.

   Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребенок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребенок запуган, унижено его человеческое достоинство, а отсюда могут появиться и такие качества, как трусость, ложь, озлобленность и все вышеперечисленные неровности поведения. Родители, которые телесно наказывают ребенка, забывают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяснением вины заставляет ребенка анализировать и сопоставлять свое поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.

 

   Капризы, детские истерики, так резко выбивающие ребенка из спокойного, уравновешенного поведения, так истощающие его нервную систему и служащие почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, — это обычно результат неправильного отношения к нему со стороны взрослых. Неумение или нежелание взрослых с. первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением; потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.

   Напомним, что все сказанное о воспитании у ребенка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития. Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

   С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

    Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И.П.Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.».

  Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, неспокоен, логопед должен рекомендовать родителям обязательно обратиться к врачу психоневрологу для консультации.

 

   Развитие речи. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.

    В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.

  Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

   Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания.

    Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

 

  Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.

   Третье — при предупреждении или устранении речевых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.

  К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому работу по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребенка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.

   Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевом дефекте, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным.

   Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребенка на то, что он говорит неправильно?

 Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них «становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения».

 

  Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые: а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т.д.; б) при этом замечания делают ребенку тактично, без ущемления его достоинства; в) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи; г) делая замечания, уверены, что ребенок сможет выполнить данные указания. Все это воспитывает у ребенка стремление устранить недостаток в своей речи.

  Ребенок старшего дошкольного возраста, понимая, что его речь неправильна, должен стремиться к ее совершенствованию, но при этом он должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить хорошо.

  В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконстроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий.

   Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

  Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

  Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.

   Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

 

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений

. —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 

 

 

 

 

 


3. Органы речи и их работа. Активные и пассивные органы речи.

Органы речи: носовые полость, губы, зубы, альвеолярный гребень, гортань, небо (мягкое и твердое), язычок, язык (кончик, лезвие, передняя, ​​задняя часть), надгортанник, глотка, вокал шнуры и трахеи.

Воздушный поток, выпущенный легкие проходят через дыхательное горло и попадают в гортань, которая содержит голосовые связки.Голосовые связки представляют собой две эластичные складки. которые можно разделить или собрать вместе. Разрыв между их называют голосовой щелью. Если подведены напряженные голосовые связки вместе, воздушный поток, заставляющий отверстие, заставляет их вибрировать и мы слышим какой-то голос.

При выходе из гортани воздушный поток проходит через глотку.

Полость глотки расширяется от верхней части гортани к мягкому нёбу, через которое воздух направляется поток либо в рот, либо в носовые полости, которые функционируют как основные резонаторы.

Мягкое небо — это самая дальняя часть неба от зубов. Большая часть вкуса жесткий. Эта твердая и неподвижная часть неба делится на две части. секции: твердое небо (самая высокая часть неба) и зубной гребень или альвеолярный гребень.

Самый важный орган речь — это язык. Фонетики делят язык на четыре отделы, часть, которая лежит напротив мягкого неба, называется спинка языка; часть, обращенная к твердому нёбу, называется фронт; тот, что лежит под гребнем зубов, известен как лезвие и его конец т и п.

Губы могут принимать различные позиции тоже. Их можно плотно соединить или разделить нейтральные, округлые или выступающие вперед.

Активные органы речи подвижные и принимающие активное участие в звукообразовании:

  1. Голосовые связки, производящие голосовой

  2. Язык, который является самым гибкий подвижный орган

  3. Губы аффективны очень значительно форма ротовой полости

  4. Мягкое небо с язычок, направляющий поток воздуха либо ко рту, либо к носовая полость

  5. Задняя стенка хождения контракт на некоторые звуки

  6. Нижняя челюсть, движение которой контролирует зазор между зубами, а также расположение губы

  7. Легкие воздух для звуков

Пассивные органы речи:

  1. зубья

  2. зубной гребень или альвеолярный коньковый

  3. твердое небо

  4. стенки резонаторов

4.Международный фонетический алфавит (транскрипция)

В Международный Фонетический алфавит (IPA) это система фонетических обозначение на основе латыни алфавит, разработан Международной Фонетическая ассоциация как стандартизованное представление звуков разговорной речи. IPA используется лингвистами, речь патологи и терапевты, иностранный язык учителя и ученики, певцы, актеры лексикографы, и переводчики.

IPA — это предназначен для представления только тех качеств речи, которые отличительный в разговорной речи язык: фонемы интонация, и разделение слов и слоги.Для представления дополнительных качеств речи, таких как скрежет зубов, шепелявость и звуки, издаваемые расщелиной нёбо расширенный набор символов, называемый Extended IPA используется.

В Международный фонетический алфавит основан на латинском алфавите, используя как можно меньше нелатинских форм. Ассоциация создана IPA так, чтобы звуковые значения большинства согласных взятый из латинского алфавита будет соответствовать «международному Применение».

Транскрипция — акцент символы, представляющие звуки речи.

Обозначения первого типа: широкий спектр фонематических обозначений; он предоставляет специальные символы для всех фонемы языка.

Второй тип аллофоническая транскрипция, предлагает специальные символы, включая некоторые информация об артикуляторной активности конкретного аллофонического функции.

Первый из широких транскрипция была введена Д. Джонсом. Он понял разницу между звуками (сидеть — сидеть). Другой тип широкой транскрипции был представлен Васильевым.

Изменение фонем в речи

Изменение фонем в речи
| |

Каждая фонема отображает широкий диапазон вариаций связной речи. Среди различных типов вариации мы различаем идиолектальную, диафоническую и аллофоническую вариацию.

Вариация IdioIectaI охватывает индивидуальные особенности артикуляции звуков, которые обусловлены формой и формой речевых органов говорящего и его артикуляционными привычками.Например, говорящий может бормотать, шепелявить (сказать «вот это» вместо «это есть») или заикаться (скажем, «фф-ф, хорошо, д-дддень»). Диолектные вариации могут вызвать множество трудностей в общении. В то же время он позволяет идентифицировать речь определенных людей.

Диафоническое изменение влияет на качество и количество отдельных фонем. Это вызвано конкретными историческими тенденциями, действующими в определенных местах. Например, диафоническая вариация / ǽ / влечет за собой значительные изменения в его длине, потому что в некоторых диалектах / much / намного длиннее стандартного звука.Что касается качества, то он варьируется от открытого / ǽ / в южной части Англии до / а / в Северной Англии. Диафонические варианты не влияют на разборчивость речи, но они информируют слушателя о происхождении говорящего (т. Е. Из региона, из которого он происходит) и его социальном положении.

Слушатель легко замечает как идиолектальный, так и диафонический варианты, но ему не требуется много времени, чтобы «настроиться» на манеру речи говорящего и понять его.

Менее заметная вариация фонем — это аллофоническая вариация, которая обусловлена ​​фонетической позицией и фонетическим окружением.Уже упоминалось, что в связанной речи звуки претерпевают различные модификации под влиянием соседних звуков и интонационных паттернов, в которых они встречаются. С лингвистической точки зрения это означает, что в речевом континууме возникают различные реализации одного и того же фонема, ее аллофоны. Следовательно, количество аллофонов каждой фонемы не меньше, чем количество фонетических позиций и сред, в которых эта фонема встречается.

Полная артикуляция звука речи — гласной или согласной — когда произносится отдельно, состоит из трех этапов:

1.Этап на скольжении, во время которого артикулирующие органы перемещаются в положение, необходимое для артикуляции звука.

2. Стадия удержания, во время которой шарнирные органы удерживаются в позиции в течение определенного периода времени.

3. Стадия вне скольжения, во время которой суставные органы возвращаются в положение покоя.

Например, скользящее скольжение [t], произносимое изолированно, — это контакт, образованный кончиком языка, прижатым к гребню зуба.На этапе удержания воздух сжимается за укупоркой; во время стадии взрыва органы, образующие преграду, быстро и сжатый воздух резко выходит наружу.

Звуки речи редко произносятся сами по себе, они используются в связной речи в сочетании с другими звуками. В процессе речи артикуляционные органы непрерывно движутся, и звуки большей частью сливаются друг с другом. Тип аккомодации органов речи при переходе от одной артикуляции к другой в каждом языке зависит от его конкретных фонетических законов.Очень часто три стадии артикуляции не сохраняются — смещение предыдущего звука служит движением следующего звука, и эти переходные стадии между удержаниями имеют тенденцию в живой устной речи к уменьшению или полному исчезновению. Например, когда за взрывным сразу же следует другое взрывное или [ʧ] или [ʤ], существует только один взрыв для двух взрывных звуков. Закрытие органов речи для второго согласного производится до выпуска или первый.В результате совершенно не слышен взрыв первого согласного. В слове заблокировано, например, , третья стадия (взрыв) [k] сливается с первой стадией (завершающей стадией) [t]. Согласный [k] имеет первую и вторую ступени, а согласный [t] имеет только вторую и третью ступени.

В связанной речи звуки, как правило, подвергаются двум основным типам воздействия: взаимному влиянию соседних звуков и влиянию на звуки более крупных речевых единиц и их элементов, в первую очередь — ударения.Первая группа процессов называется комбинационными изменениями, вторая группа — позиционными изменениями.

Большинство изменений звуков в связанной речи носят комбинаторный характер. Звуки модифицируются другими звуками рядом с ними в фонетической последовательности. При этом они теряют четкость и некоторые особенности своей артикуляции, приобретая, с другой стороны, некоторые новые артикуляционные особенности. Как правило, модификациям подвергаются третий этап (off-glide) артикуляции предыдущего звука и первый этап (on-glide) следующего звука.

В результате взаимного взаимодействия звуков речи в связанной речи происходит ряд фонетических процессов, таких как ассимиляция, аккомодация, элизия и другие.


: 2015-09-11; : 3 |

E). | . | СОГЛАСИЕ ВЛИЯЕТ НА СОГЛАСНЫЕ |

лекции.net -. — 2014-2020 гг. (0,007.)

Связная речь | TeachingEnglish | British Council

Однако в последнее время акцент сместился на другие системы, работающие в фонологии, которые могут быть более важными с точки зрения общей разборчивости.

  • Как это влияет на носителей языка и носителей языка
  • Аспекты связанной речи


Что такое связная речь
«Англичане говорят так быстро» — это жалоба, которую я часто слышу от своих учеников, и часто от них на продвинутом уровне, где незнание используемой лексики не является причиной их непонимания.
Когда студенты видят устное предложение в его письменной форме, у них нет проблем с пониманием. Почему это?

Причина, по-видимому, в том, что речь — это непрерывный поток звуков без четких границ между каждым словом.В разговорной речи мы адаптируем наше произношение к нашей аудитории и формулируем с максимальной экономией движений, а не с максимальной ясностью. Таким образом, некоторые слова теряются, а определенные фонемы связываются вместе, когда мы пытаемся донести наше сообщение.

Как это влияет на носителей языка и носителей языка
Как носители языка, у нас есть различные устройства для работы с нечеткими высказываниями, вызванными связной речью. Мы принимаем во внимание контекст, мы предполагаем, что слышим слова, которые нам знакомы в этом контексте.
В реальном взаимодействии фонетически неоднозначные пары, такие как «новая демонстрация» / «нудистская игра», редко являются проблемой, поскольку мы активно делаем предположения о том, какие синтаксические формы и лексические элементы могут возникнуть в данной ситуации.

Носители языка, однако, редко могут предсказать, какой лексический элемент может появиться или не появиться в конкретной ситуации. Они, как правило, почти полностью зависят от звуков, которые слышат. Учащиеся, чье обучение в значительной степени сосредоточено на точности, страдают «разрушительным уменьшением фонетической информации на сегментарном уровне, когда они сталкиваются с нормальной речью.»(Brown 1990.)

Аспекты связной речи
Так что же мы делаем, когда соединяем слова вместе, что вызывает столько проблем у студентов?

  • Слабые формы
    В английском языке есть большое количество слов, которые могут иметь «полная» форма и «слабая» форма. Это связано с тем, что английский является языком с ударением по времени, и, пытаясь сделать интервалы между ударными слогами равными, чтобы придать ритм фразе, мы склонны проглатывать несущественные слова. Таким образом, , союзы, местоимения, предлоги, вспомогательные слова и артикли часто теряются, что вызывает проблемы с пониманием для учащихся, особенно для тех, чей язык синхронизирован по слогам.Вот несколько примеров слов со слабыми формами;
    • И
      рыба с жареным картофелем (рыбные чипсы)
      стул и стол (стул на столе)
    • банка
      Она говорит по-испански лучше, чем я (Первый «может «- слабая форма, вторая — полная форма.)
    • Из
      Пинта пива
      Это последнее вино!
    • Есть
      Вы закончили? (слабый)
      Да, есть.(полный)
    • Должен
      Что ж, ты должен был мне сказать. (И «должен», и «иметь» здесь являются слабыми)

Актуальность некоторых особенностей связной речи для нужд учащихся часто обсуждается. Однако это не относится к слабым формам. Учащиеся должны научиться не только распознавать слабые формы, которые они слышат, и справляться с ними,
, но и сами использовать их, говоря по-английски. Если они этого не сделают, их язык будет звучать неестественно и излишне формализованно, со слишком большим количеством ударных форм, из-за чего слушателю будет сложно определить основные моменты.Степень, в которой связная речь способствует «естественности» или «разборчивости», является полезной отправной точкой для измерения ценности для учащихся различных характеристик связанной речи.

Работа со слабыми формами
Вот несколько способов, которыми мы можем попытаться помочь нашим ученикам со слабыми формами.

  • Сколько слов вы слышите?
    Проиграйте короткий диалог или группу предложений и попросите студентов послушать и записать количество слов, которые они слышат.Просмотрите каждую фразу, чтобы проверить, могут ли они идентифицировать все слова, а затем посмотреть, могут ли они точно воспроизвести то, что они услышали. Сравните слабую или естественную версию с полной версией, указав, что полную версию часто труднее произносить.
  • Неестественная речь
    Действия, построенные на «неестественной речи», — это приятный способ работы над слабыми формами и ритмом. Чтобы добиться «неестественной речи», запишите, как кто-то читает предложение, как если бы это был просто список слов.Хороший способ сделать это — поместить слова на карточки и раскрывать их по одному, чтобы читатель дал каждому слову его полное произношение.

    Когда у вас есть несколько предложений, проиграйте их несколько раз ученикам, которые затем должны работать в парах, чтобы попытаться сделать речь более естественной. Затем они могут либо использовать графику, чтобы показать точки, которые они хотели бы изменить, либо по очереди зачитывать свои различные версии, либо записывать себя, используя более естественное произношение. В конце занятия проведите общий сеанс обратной связи, обсудив причины изменений, внесенных группами.

  • Интеграция
    Включите произношение в словарный запас, практикуя, например, слабую форму во фразах с «of» (буханка хлеба, чашка кофе, банка колы).
    • Включайте слабые формы в грамматическую работу. Например, если практикуется «собираться», учитель может написать на доске такие примеры:
    • Попросите разных учеников прочитать эти фразы как предложение с «собираюсь». Прослушайте и выделите слабую форму «to» перед согласными звуками и «полную» форму «to» со связующим звуком «w» перед гласным.


Заключение
Работа по произношению должна рассматриваться как неотъемлемая часть того, что происходит в классе. Постарайтесь не попасться в ловушку учебников, когда язык разбивается на отдельные части. Один урок по грамматике, следующий по лексике, затем
по произношению и так далее. Весь язык, как и речь, взаимосвязан, и учащиеся извлекут пользу из изучения слабых форм и ударных нагрузок новых слов с самого начала, а не на корректирующем уроке через несколько месяцев.

Повышение осведомленности учащихся об этих формах, когда бы они ни возникали, является первым шагом к тому, чтобы помочь учащимся говорить более естественно. Даже если они сначала не усваивают эти формы, «… во многих случаях простое осознание их существования может в огромной степени помочь учащимся лучше понимать язык, который они слышат». (Джеральд Келли — «Как научить произношение.»)

Дополнительная литература
Основы звука Адриан Андерхилл
Произношение Далтона и Зайдлхолфера
Как научить произношение Джеральд Келли
Обучение английскому произношению Джоан Kenworthy

Ванесса Стил

10 IELTS Советы по разговорной речи для получения группы 8+

Многие кандидаты, которые сдают IELTS Speaking test , считают этот раздел самым сложным, потому что он предполагает личное общение.Но на самом деле IELTS Speaking — это самый простой раздел IELTS для улучшения вашего результата. Вы можете подумать: « Но как? Интервью такие спонтанные! У меня просто не будет времени, чтобы спланировать хороший ответ. Более того, я буду волноваться… ».

Да, разговорные интервью бывают спонтанными. Но все тестируемые обеспокоены, и у них нет времени, чтобы спланировать свои ответы. И экзаменаторы к этому привыкли, поэтому не ждут, что вы будете говорить как оратор. Они даже не ожидают, что вы дадите очень логичные и структурированные ответы! Вы проверяете только вашу способность:

  • говорить свободно и без колебаний,
  • использовать различную лексику,
  • избегать грамматических ошибок,
  • хорошо произносят слова.

Вы можете узнать больше о выставлении оценок IELTS Speaking.

Таким образом, вы можете набрать 8 или больше баллов на IELTS Speaking, практикуя и изучая словарный запас.

Но вы также можете повысить свой результат на , следуя этим простым советам и уловкам IELTS Speaking . Здесь мы собрали лучших 10 советов по говорению по IELTS , которые помогут повысить ваш результат по IELTS Speaking:

  1. Говорите свободно и свободно

    Говорите свободно и спонтанно.Вы получите больше очков. Не беспокойтесь об умном словарном запасе, важнее свободно говорить. Но также не говорите слишком быстро и следите за грамматикой. Вы должны найти «здоровый баланс» между слишком быстрой речью и долгими паузами.

  2. Практика ответов на типовые вопросы

    Обычно вас спрашивают на повседневные темы, такие как работа, учеба, спорт, семья и так далее. Так что вам следует попробовать ответить на вопросы IELTS Speaking перед экзаменом.Вы удивитесь, насколько они просты! Вам просто нужно выучить соответствующий словарный запас и понять, какие ответы вы дадите.

  3. Задайте вопрос еще раз, если вам нужно

    Не стесняйтесь, если хотите что-то уточнить. Вы не потеряете баллы за то, чтобы спросить экзаменатора.

  4. Будьте эмоциональны!

    Говорите эмоциями. Ничто не отличает опытного оратора от новичков, как тон речи.Выражайте свои чувства так, как если бы это было на родном языке.

  5. Расширить речь

    Постарайтесь говорить хотя бы больше, чем экзаменатор. Если вам задают вопрос, используя одно предложение, ответьте двумя или более. И никогда не давайте коротких, неразборчивых ответов:

    Examiner: Вы занимаетесь спортом?
    Вы: Нет, я не люблю спорт … [Не останавливайтесь!] Я не очень активный человек и мне никогда не нравился P.E. в школе.Но вместо этого мне нравится играть в интеллектуальные игры. Например, мне очень интересны шахматы.

  6. Будьте когерентными

    Используйте связующие слова и структуры. Слова и фразы, такие как , но , , тем не менее, , , всего , , более того обогатят вашу речь.

  7. Дайте себе время подумать

    Если вы не знаете, как ответить на вопрос, вы можете дать себе немного больше времени, чтобы подумать, воспользовавшись этим советом.Прежде всего, вы можете сказать: « Это сложный вопрос … », « Я никогда не думал об этом раньше … » или « Это интересный вопрос … ». Таким образом, у вас будет дополнительное время, чтобы спланировать свой ответ.

    Вы также можете переформулировать вопрос:

    Экзаменатор: Какая ваша любимая книга в детстве?
    Вы: Какую книгу я любил в детстве? Дай мне посмотреть …

  8. Сделали ошибку? Не паникуйте!

    Если вы ошиблись — не паникуйте! Постарайтесь исправить себя как можно плавнее.А если не можете — продолжайте говорить, вы не потеряете много очков за несколько ошибок.

  9. Произвести хорошее первое впечатление

    Хорошо выглядеть, приятно пахнуть и чувствовать себя хорошо. Будьте уверены. Хотя это может показаться не очень важным, сильное первое впечатление имеет большое значение.

  10. Не заучивать ответы наизусть

    Экзаменаторы могут определить, говорите ли вы свободно или вы запомнили ответ перед собеседованием.Изучение полных сценариев — плохая идея. Вместо этого гораздо лучше выучить отдельные слова и словосочетания и использовать их в своей речи.


.