Психологические границы раннего возраста: Тестовые задания по дисциплине Психолого-педагогические основы воспитания детей раннего возраста
1. Выбрать правильный ответ. Психологические границы раннего возраста
а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам!
б) от рождения до кризиса прямохождения
в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»
г) от кризиса прямохождения до кризиса « Я сам»
2. Выбрать правильный ответ. Возрастные границы раннего возраста:
а) от 1 года до 2 лет;
б) от 1,5 года до 3 лет;
в) от 1 года до 3 лет.
3. Выбрать правильный ответ. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:
а) прямохождение;
б) речь;
в) игра;
г) предметная деятельность;
д) учебная деятельность.
4. Выбрать правильный ответ. Ранний возраст сензитивен для развития:
а) способов передвижения;
б) предметных действий;
в) речи;
г) продуктивных видов деятельности.
5. Выбрать правильный ответ. Первым носителем обобщения для ребенка является:
а) слово взрослого;
б) используемое орудие;
в) собственное действие.
6. Выбрать правильный ответ. Предметом возрастной психологии является:
а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;
б) процесс развития психологической науки;
в) особенности индивидуального развития людей;
г) особенности развития педагогических навыков и умений.
7. Выбрать правильный ответ. Возрастной период – это:
а) ход развития;
б) цикл развития;
в) хронологический период;
г) период жизни.
8. Выбрать правильный ответ. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:
а) также, как в нормальных условиях;
б) быстрее, чем в нормальных условиях;
в) иначе, чем в нормальных условиях;
г) медленнее, чем в обычных условиях.
9. Выбрать правильный ответ. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:
а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;
б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;
в) может сама пройти с возрастом;
г) сложно сказать что-то определенное.
10. Выбрать правильный ответ. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:
а) к 3-м годам;
б) к концу 1 года;
в) к 6-ти годам;
г) к 6-ти месяцам.
11. Выбрать правильный ответ. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:
а) отсутствие комплекса оживления;
б) замкнутость;
в) страхи;
г) боязнь безопасных предметов.
12. Выбрать правильный ответ. Главной задачей возрастной психологии является:
а) отслеживание динамики развития;
б) отслеживание отклонений в развитии;
в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;
г) отслеживание особенностей развития теорий личности.
13. Выбрать правильный ответ. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
а) неравномерность развития;
б) цикличность развития;
в) метаморфозы развития;
г) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.
14. Выбрать правильный ответ. Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;
б) созревание и старение;
в) созревание;
г) старение.
15. Выбрать правильный ответ. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а) с узнавания себя в зеркале;
б) с употребления местоимения «Я»;
в) с осознания собственных желаний;
г) с усвоения своего имени.
16. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:
а) системы обучения;
б) общения с матерью;
в) системы социального обеспечения;
г) системы воспитания.
17. Выбрать правильный ответ. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:
а) предметно — манипулятивной деятельности;
б) мышления;
в) личности;
г) мелкой моторики.
18. Выбрать правильный ответ. Полное понимание речи окружающих складывается:
а) к 3-м годам;
б) к концу 1 года;
в) к 6-ти годам;
г) к 2-м годам.
19. Выбрать правильный ответ. Основными условиями психического развития являются:
а) применяемые технологии обучения;
б) предметы материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними;
в) уровень развития материальной культуры;
г) применяемые технологии воспитания.
20. Выбрать правильный ответ. Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:
а) неадекватная эмоциональная реакция в ответ на действия взрослого;
б) отсутствие чувства стыда;
в) отсутствие эмоционального сопереживания;
г) амбивалентное поведение.
21. Выбрать правильный ответ. Наиболее значимыми для психического развития в раннем детстве оказываются:
а) рисование;
б) орудийные действия;
в) лепка;
г) учебная деятельность.
22. Вставить пропущенные слова.
Знаковая функция сознания состоит в возникновении _замены____ одного объекта в качестве заместителя другого.
23. Дополнить предложение. Первым видом мышления ребенка раннего возраста является действенное.
24. Дополнить предложение. Отличительной особенностью программы «От рождения до школы» является
25. Дополнить предложение.
К критериям успешной адаптации ребенка относятся:26. Дать определение понятию «адаптация»
27. Дать определение понятию «депривация»
28. Дополнить предложение. Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода—
29. Дополнить предложение. Первой формой идентификации отношений взрослого и ребенка является
30.Перечислите факторы, определяющие успешность адаптации.
31. Перечислите условия социальной ситуации развития детей.
32. Перечислите компоненты процесса социально-психологической адаптации
33. Найти соответствие
1 Основные линии развития детей раннего возраста
А) негативизм, упрямство, строптивость, ревность
2 Симптомы кризиса трех лет
Б) знакомство с предметами и их функциями;
общение и совместная деятельность со взрослым;
освоение предметных действий;
3 Приемы торможения отрицательных эмоций
В) переключение; игры с песком, водой;
игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки)
34. Найти соответствие
1В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались
А) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.
2 В период Средневековья, с III по XIV в
Б) условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.
3 В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский)
В) большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.
34. Найти соответствие
1 Оральная стадия психосексуального развития
А) от 3 до 6 лет
2 Анальная стадия психосексуального развития
Б) от рождения до 1 года
3 Фаллическая стадия психосексуального развития
В) от 1 года до 3-х лет
35. Найти соответствие
1 Л.И. Божович
А) Учение о стадиях когнитивного развития
2 Ж. Пиаже
Б) Учение о социальной ситуации развития ребенка
3 Э. Эриксон
В)Учение о влияние на развитие социальных факторов
36. Найти соответствие
1 Сенсомоторная стадия развития по Ж. Пиаже
А) Дети приобретают и используют
познавательные операции (мыслительные действия,
являющиеся компонентами логического мышления)
2. Дооперациональная стадия по Ж. Пиаже
Б) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.
3. Стадия конкретных операций по Ж. Пиаже
В) Для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности.
37. Дополнить предложение. Поведение ребенка идет вразрез с тем, которое предлагают ему взрослые; он не хочет выполнять требуемое только потому, что это предложил взрослый — это проявления ……
38. Дать определение понятию «протоязык»
39. Дополнить предложение. Поведение, при котором ребенок настаивает на выполнении своего требования не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это требует, называется …
40. Перечислить принципы, необходимые для организации сопровождения детей раннего возраста
Для каждого возраста свои границы
На тему психологических границ личности написано много, но, тем не менее, она продолжает сохранять свою актуальность. Не смотря на обилие информации огромное количество людей по-прежнему либо страдают от того, что их границы безжалостно нарушаются, либо от того, что получают жесткий отпор за вторжение в чужие.
Они настойчиво ищут «своего» человека, который либо позволит хозяйничать на своей территории, либо оккупирует их психологическое пространство. Даже если усилия увенчиваются «успехом», то их результатом становятся зависимые дисгармоничные отношения.
Про психологические границы и возраст
Еще раз вспомним о том, что представляют из себя психологические границы личности. Это понятие включает в себя субъективное представление человека о себе и своем месте в мире, его истинные цели, потребности и желания и уникальный стиль взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Осознавать свои психологические границы, защищать их и уважать чужие человек учится с первых лет жизни в родительской семье. От того насколько успешно произойдет этот процесс зависит качество его дальнейшей жизни и взаимоотношений с окружающими.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Нарушение психологических границ – это некое воздействие на человека, имеющее своей целью поменять его представление о себе, навязать ему чужие принципы и взгляды на жизнь, цели и способы их достижения.
Обычно человек испытывает неприятные ощущения, когда его психологические границы нарушают. У кого-то этот порог чувствительности очень низкий и он моментально дает отпор на любую попытку вторжения. Но вступая в близкие отношения, мы допускаем соприкосновение своей психологической территории с психологической территорией другого. При чрезмерной жесткости психологических границ сделать этого невозможно. А у кого-то наоборот порог чувствительности чрезмерно повышен. Такой человек может не реагировать даже на откровенное нарушение своей территории. Это приводит к тому, что окружающие часто используют его в своих целях.
Далее выделим в развитии человека важные этапы для формирования психологических границ:
-
до 1 года понятие психологических границ отсутствует, младенец находится в симбиотическом слиянии с матерью.
-
от 1 до 3 лет возникают первые личные желания. Они в основном относятся к познанию и освоению мира вокруг. Нарушения в формировании психологических границ могут быть вызваны гиперопекой и чрезмерным контролем, который подавляет инициативу и самостоятельность ребенка. Это может стать предпосылкой для развития невроза.
-
—от 3 до 6 лет увеличивается интерес к познанию окружающей среды и собственных возможностей. Ребенок начинает осваивать свои границы и стремится расширять их территорию. К нарушениям этого процесса приводит недостаточная эмоциональная поддержка родителей и их стремление ограничить его самостоятельность. Это может стать причиной того, что у ребенка просто не сформируется представление о психологических границах. В будущем он не сможет ни защищать свои, ни уважать чужие. Что повлечет за собой проблемы во взаимоотношениях с социумом. Такому человеку станет чрезвычайно сложно отстаивать свои интересы, а окружающие будут с легкостью навязывать ему свое мнение. Он сам того не замечая начнет вторгаться на чужую психологическую территорию и получать за это отпор. В крайнем варианте у него возникнут сложности с пониманием того какой он и каковы его истинные потребности и желания. Именно на этой стадии создаются предпосылки склонности к построению всех форм зависимых отношений. В отдельных случаях человек наоборот формирует слишком жесткие границы, которые ведут к одиночеству и изоляции.
-
от 6 до 11 лет психологические границы становятся шире и приобретают четкие очертания. Ребенок начинает активнее взаимодействовать со сверстниками, у него могут появиться свои секреты. Увеличивается потребность в приобретении новых знаний и умений, проявляются личные склонности и интересы. Если на этом этапе развития родители проявляют чрезмерную жесткость, то ребенок начинает отстаивать свою психологическую территорию. В этой борьбе они, конечно, победят, но ценой победы станет утрата доверия ребенка. Он станет замкнутым и отстраненным, его внутренний мир будет для родителей закрыт.
-
от 11 до 13 лет наступает сложный период самоидентификации. Родительский авторитет слабеет перед влиянием социума. Ребенок обращается к собственным порой отличным от родительских интересам и ценностям. Если родители не готовы принять взросление и возрастающую независимость ребенка, то это может привести к открытой конфронтации.
-
от 13 до 16 лет усиливаются тенденции предыдущего этапа. Подросток становится все более независимым. В качестве протеста может поддерживать любые ценности, лишь бы они отличались от родительских. Возникают размышления о будущем и о профессиональном самоопределении.
-
к 17 – 19 годам психологические границы уже сформированы. В этот период важно чтобы родители не начинали культивировать у детей зависимость от себя. Например, делать за них то, что они могут сами. Это не вызовет особой благодарности со стороны детей, так как они еще привычны к тому что решением их проблем занимаются родители. Это для них в порядке вещей. Чрезмерная опека на этом этапе может привести к отказу брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки. Однако если на предыдущих ступенях развития были серьезные нарушения, то этого уровня может и не наступить.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Чем более ранним было нарушение, тем более травматично оно для установления здоровых психологических границ. Нерешенные задачи ранних периодов препятствуют успешному прохождению более поздних.
Жить с нарушенными психологическими границами очень непросто, потому обнаружив у себя такую проблему лучше не откладывать визит к специалисту в долгий ящик.опубликовано econet.ru.
Автор Ирина Никнютьева
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Тестовые задания
1. Возрастные границы раннего возраста:
а) от 1 года до 2 лет;
б) от 1,5 года до 3 лет;
в) от 1 года до 3 лет.
1. _________________________________________________________
2. Психологические границы раннего возраста:
а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам»;
б) от рождения до кризиса прямохождения;
в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»;
г) от кризиса прямохождения до кризиса «Я сам»;
2. _________________________________________________________
3. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:
а) прямохождение;
б) речь;
в) игра;
г) предметная деятельность;
д) учебная деятельность.
3. _________________________________________________________
4. Ранний возраст сензитивен для развития:
а) способов передвижения;
б) предметных действий;
в) речи;
г) продуктивных видов деятельности.
4. __________________________________________________________
5. Первым носителем обобщения для ребенка является:
а) слово взрослого;
б) используемое орудие;
в) собственное действие.
5. __________________________________________________________
6. Установите соответствие:
6.1._________________________________________________________
6.2._________________________________________________________
7. Первым видом мышления ребенка раннего возраста является
8. Знаковая функция сознания состоит в возникновении____________________________
одного объекта в качестве_______________другого.
9. Важнейшим новообразованием личностного развития ребенка раннего возраста является__
_______________________________________________________.
10. Инструкция. Установите правильную последовательность. Развитие речи младенца:
а) «гукание»;
б) гуление;
в) лепет;
г) сосредоточение;
д) произношение звуков;
е) облегчение слова;
ж) произнесение первых слов.
10. _________________________________________________________
11. Развитие понимания речи:
а) подползает на зов взрослого жестом;
б) ищет голос зовущего;
в) приближается на словесный призыв взрослого;
г) поворачивается в сторону зовущего.
11. _________________________________________________________
12. Развитие движений:
а) ползает;
б) стоит у опоры;
в) ходит самостоятельно;
г) лежит на животе;
д) удерживает голову, лежа на животе;
е) переворачивается со спины на живот;
ж) переворачивается с живота на спину;
з) ходит у опоры.
12. _________________________________________________________
13. Развитие действий руки:
а) нацеливание пальцами;
б) манипулирование двумя предметами;
в) активное манипулирование предметом;
г) неточное движение всей рукой;
д) указательное движение пальцами.
13. _________________________________________________________
14. Взаимодействие ребенка с предметом:
а) глаз;
б) рука;
в) предмет;
г) рука.
14. _________________________________________________________
15. Взаимодействие игровых действий:
а) берет роль;
б) использует предмет–заместитель без игрового названия;
в) манипулирует с предметом по показу взрослого;
г) самостоятельно дает игровое название;
д) переносит действие на другие предметы;
е) изображает действия конкретных взрослых.
15. __________________________________________________________
Ответы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Период раннего детства — от 1 года до 3-х лет.
Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Развитие предметной деятельности.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно — манипулятивная (орудийно-предметная) деятельность. Примеры орудийных действий: пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Игра рождается внутри предметной деятельности.
Познавательное развитие ребенка.
Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.
Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. В ряде случаев взрослые дают готовые связи (например, показывают, как нужно использовать палку для того, чтобы выловить из лужи упавший в нее мячик). Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки — наглядно-действенное мышление. Действия с образами предметов (наглядно-образное мышление) только начинают складываться для ограниченного круга задач. Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи — формирование обобщений. Как правило, обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове.
Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи. Так как, развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым, как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. Активный словарь ребенка 12 месяцев включает обычно от 5 до 40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится значительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200-1500 слов. По данным Гвоздева до 1 года 10 месяцев предложения русскоязычных детей состоят из аморфных слов-корней, не изменяющихся по родам и падежам. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения — предложения становятся полными. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения.
Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.
Кризис трех лет Л.С. Выготский описал как «семизвездъе симптомов», которое выражается через:
1) негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
4) своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность.
Кризис протекает, как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.
Границы раннего возраста. Специфика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Предметно — манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста: речь как основное новообразование; развитие наглядно-действенного мышления; особенности восприятия; непроизвольность запоминания и появление воспоминания; начальные формы развития личности ребенка раннего возраста; представления о себе как о субъекте деятельности. Симптоматика кризиса трех лет. Предпосылки возникновения игровой деятельности.
Тема 4.4. Развитие в дошкольном возрасте
Границы дошкольного возраста. Специфика социальной ситуации развития. Игровая деятельность как ведущая деятельность в дошкольном возрасте: генезис, структура, социальная природа.
Наглядно-образное мышление как новообразование в дошкольном возрасте. Память как центральная психическая функция в дошкольном возрасте. Развитие личности дошкольника: обобщение переживаний и интеллектуализация аффективной сферы. Развитие социальных эмоций. Возникновение соподчинения мотивов, произвольного поведения, личного сознания. Нравственное развитие дошкольника. Кризис 7-лет. Проблема готовности к школьному обучению.
Тема 4.5. Младший школьный возраст
Границы возраста. Специфика социальной ситуации развития. Ведущий тип деятельности. Строение и закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения.
Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов; теоретическое мышление; рефлексия, планирование; особенности эмоционально-волевой регуляции. Обобщенность эмоциональных переживаний. Развитие форм общения со сверстниками.
Тема.4.6. Психологические особенности подростка
Границы возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Чувство взрослости как центральное психологическое новообразование. Социально-моральное и интеллектуальное взросление. Нравственное развитие. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Становление системы ценностных ориентаций.
Тема 4.7. Психология юношеского возраста
Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Проблема акселерации. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Мотивы и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Развитие творческой активности как выражение потребности самовыражения.
Раздел 6. Социальная психология
Тема 6.1. Социальная группа
Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Закономерности и этапы группообразования. Руководство и лидерство. Характеристика лидерских качеств личности в групповом взаимодействии.
Тема 6.2. Психология общения
Понятие общения. Виды общения. Коммуникативное общение. Коммуникативные барьеры. Вербальные и невербальные средства общения. Интерактивное общение. Конфликт, варианты выхода. Способы разрешения конфликта. Особенности педагогического конфликта. Перцептивное общение. Особенности социальной перцепции. Механизмы, искажающие восприятие.
ЧАСТЬ 2. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Раздел 1. Теория обучения и воспитания
Тема 1.1 Педагогика в системе современного человекознания
Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность. Основные тенденции развития педагогической науки в современном мире.
Методология и методы педагогического исследования.
Тема 1.2. Диалектика развития и воспитания личности
В современном обществе
Факторы развития личности. Возрастные особенности развития личности, ее природный потенциал. Движущие силы и основные закономерности развития личности с позиций современной педагогической науки. Взаимосвязь воспитания (обучения) и развития личности. Ведущие современные концепции развития личности.
Тема 1.3. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание как социокультурный феномен. Воспитание как целенаправленный процесс формирования системы отношений учащихся к себе и окружающему миру. Диалектика воспитания, взаимо- и самовоспитания школьников. Особенности и противоречия воспитания в современных условиях. Современные концепции воспитания личности.
Учет закономерностей и реализация принципов воспитания в целостном педагогическом процессе.
Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: готовность к труду и осознанному выбору профессии, нравственная целостность личности, гражданская, интеллектуальная, эстетическая, умственная, физическая культура. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание веротерпимости, толерантности.
Проблемы воспитания в зарубежной педагогике.
Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания: их многообразие и взаимосвязь. Диалогические, групповые (коллективные) и массовые формы организации воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения форм воспитательного процесса.
Воспитание в условиях урочной и внеклассной работы.
Коллектив как средство воспитания.
Концепции воспитания в зарубежной педагогике.
Тема 1.4. Сущность обучения и его место в структуре целостного
Педагогического процесса
Образовательный процесс. Цели обучения в системе целей воспитания развивающейся личности. Закономерности и принципы обучения и его основные функции. Сущность, движущие силы и логика процесса обучения.
Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Взаимосвязь обучения и реальных возможностей учащихся. Единство образования и самообразования личности. Взаимообучение.
Общее понятие о формах организации обучения.
Классно-урочная система обучения. Типы и структура уроков.
Другие формы организации обучения: практикумы, семинары, факультативы, учебные экскурсии. Дополнительные занятия с учащимися. Домашняя работа учащихся. Самообразование (экстернат). Очно-заочная форма обучения. Организация обучения в инновационных школах.
Анализ современных дидактических концепций.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста
Ранний возраст охватывает период жизни ребенка с 1 года до 3 лет.
Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции предметов и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками
В этот период активно развивается речь ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий.
Поэтому очень важно разговаривать с ребенком, стимулировать его к тому, чтобы он выражал свои желания посредством слова, а не жеста или звука. Речь находится во взаимосвязи с мышлением человека. При развитии речи происходит развитие мышления.
Новообразованиями возраста являются зачатки самосознания, самооценки, а также половая идентификация. В 3 года ребенок точно знает, кто он: мальчик или девочка. Родителям необходимо всегда обращаться к мальчику как к мальчику, а к девочке, как к девочке, чтобы не запутать ребенка.
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.
Родители, воспитатели, психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Дошкольный возраст охватывает период жизни ребенка от 3 до 6(7) лет.
В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми; резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения, к все более разнообразным видам деятельности.
И не удивительно, что в этом возрасте возникает внутреннее противоречие между потребностями в действиях и невозможностью овладения реальными взрослыми действиями в силу их сложности. А разрешить эти противоречия можно путем выдвижения на первый план новой формы поведения, нового вида деятельности, а именно сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок примеряет на себя различные социальные роли: врача, учителя, водителя и т.д. Через игру ребенок получает новый жизненный опыт.
В дошкольном возрасте возрастает интерес к сверстнику, ребенок интересуется другими детьми, хочет с ними общаться. Пытается налаживать отношения со сверстниками.
На непродолжительное время ребенок может концентрировать внимание, им могут запоминаться события эмоционального характера, поэтому достаточно важно, чтобы у ребенка было в детстве побольше положительных эмоций.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда.
Дошкольный возраст — это самое подходящее время для формирования у ребенка эмпатии( умения сочувствовать другим людям, жалеть людей и животных), а также в этот период закладываются основы нравственного поведения.
Огромное значение при формировании личности ребенка имеет пример родительского поведения, психологического климата в семье, общения родителей друг с другом и с ребенком.
«Психология раннего возраста» — Студопедия
1. Возрастные границы раннего возраста:
а) от 1 года до 2 лет;
б) от 1,5 года до 3 лет;
в) от 1 года до 3 лет.
2. Психологические границы раннего возраста:
а) от кризиса рождения до кризиса «Я сам»;
б) от рождения до кризиса прямохождения;
в) от комплекса оживления до кризиса «Я сам»;
г) от кризиса прямохождения до кризиса «Я сам».
3. Важнейшими достижениями раннего возраста являются:
а) прямохождение;
б) речь;
в) игра;
г) предметная деятельность;
д) учебная деятельность.
4. Ранний возраст сензитивен для развития:
а) способов передвижения;
б) предметных действий;
в) речи;
г) продуктивных видов деятельности.
5. Первым носителем обобщения для ребенка является:
а) слово взрослого;
б) используемое орудие;
в) собственное действия.
6.Первым видом мышления ребенка раннего возраста является
_______________________________________________________.
7. Установите правильную последовательность развития речи младенца:
а) «гукание»;
б) гуление;
в) лепет;
г) сосредоточение;
д) произношение звуков;
е) облегчение слова;
ж) произнесение первых слов.
8. Установите последовательность развития понимания речи младенца:
а) подползает на зов взрослого жестом;
б) ищет голос зовущего;
в) приближается на словесный призыв взрослого;
г) поворачивается в сторону зовущего.
9. Установите последовательность развития движений младенцев:
а) ползает;
б) стоит у опоры;
в) ходит самостоятельно;
г) лежит на животе;
д) удерживает голову, лежа на животе;
е) переворачивается со спины на живот;
ж) переворачивается с живота на спину;
з) ходит у опоры.
10. Установите последовательность развития действий руки младенца:
а) нацеливание пальцами;
б) манипулирование двумя предметами;
в) активное манипулирование предметом;
г) неточное движение всей рукой;
д) указательное движение пальцами.
11. Установите взаимодействие ребенка с предметом:
а) глаз;
б) рука;
в) предмет;
г) рука.
корней психологических границ | thirdAGE
Умственные процессы
Исследователи говорят, что возраст и пол играют большую роль, чем культура в определении психологических границ.
Исследователи, профессор Софья Нартова-Бочавер из Высшей школы экономики в России и коллеги из университетов Армении и Китая провели сравнительный анализ психологических границ людей, живущих в разных странах.Исследование было опубликовано в Психология в России .
Каждый день люди должны защищать свои границы в отношении своего тела, дома, личных вещей, друзей, вкусов и ценностей. Люди, чьи границы четко определены в каждой из этих областей, считаются «суверенными лицами», а люди с плохо определенными границами называются «лишенными».
Окружающая среда человека влияет и помогает сформировать его личный суверенитет. Члены семьи могут нарушать или укреплять личные границы.Если ребенок воспитывается в дружеской семейной атмосфере и его пожелания уважаются и исполняются, ему не требуется дополнительная защита, и его личные границы остаются нетронутыми. Уровень личного суверенитета отражает степень готовности семьи к удовлетворению растущих потребностей ребенка.
Ранее проведенные исследования показали, что «личный суверенитет» помогает вам и подросткам адаптироваться к миру.
Ранее проведенные эмпирические исследования показали, что личный суверенитет помогает молодежи и подросткам адаптироваться к миру.В частности, это оказывает положительное влияние на самооценку человека, придает ему большую уверенность и уменьшает беспокойство.
Исследователи также обнаружили, что личный суверенитет более развит среди мужчин, чем женщин, и сильнее среди подростков, чем среди молодежи. В то же время врожденное желание молодых людей защищать свои личные границы уменьшается с возрастом. Исследователи связывают это с готовностью взрослых создать семью и поделиться своим личным пространством с другими.
Чтобы понять, как культура конкретного общества влияет на формирование личного суверенитета, Нартова-Бочавер работала с коллегами из Государственного университета Еревана и Китайского университета Сямынь для проведения сравнительных исследований между культурами.Всего было опрошено 780 человек: 361 мужчина и 419 женщин, из которых 223 были из Армении, 277 из Китая и 280 из России. Респонденты также принадлежали к двум возрастным группам: подростки в возрасте 13 лет и молодежь в возрасте 21 года.
Исследование было сосредоточено на Армении, Китае и России, потому что страны имеют историю социализма и коллективизма. В то же время, каждая страна определяет свой набор ценностей. Армения придает большее значение таким традиционным ценностям, как религия и семья, в то время как китайское и российское общество разделяют более светские и рациональные взгляды.
Всем респондентам было предложено заполнить анкету, разработанную в 2010 году специально для определения уровня личного суверенитета. Участники либо согласились, либо не согласились с 67 заявлениями, касающимися шести параметров личного суверенитета. Каждое утверждение описывает ситуацию, которую респонденты могут найти неприятной или провокационной. Например: «Еще в детстве я был уверен, что никто не трогал мои игрушки, когда меня не было», или «Я часто чувствовал себя обиженным, когда взрослые наказывали меня шлепками и наручниками.
Результаты показывают, что окружающая культура не влияет на общий уровень личного суверенитета. Тем не менее, отдельные параметры сильно различались между странами. Например, китайские респонденты были наиболее склонны защищать свои вкусы и ценности, русские выражали самый суверенный суверенитет в отношении своего тела, а армяне меньше всего беспокоились о суверенитете вещей.
По возрастным группам у молодежи был более высокий уровень личного суверенитета, чем у подростков.Это было отражено прежде всего в отношении к личной территории и временным суверенитетам.
Исследование не выявило существенных гендерных различий. Однако женщины имеют более четко определенные психологические границы в отношении своих временных привычек и ценностей, в то время как мужчины больше озабочены суверенитетом территории.
При учете гендерных факторов и культуры исследователи обнаружили, что в Армении и России мужчины были более непреклонны в своих социальных контактах, в то время как в Китае женщины проявляли эти черты.
С точки зрения как возраста, так и культуры, в России и Китае уровень личного суверенитета увеличивается с возрастом, в то время как в Армении такой тенденции не наблюдается.
При учете фактора по полу и возрасту исследователи обнаружили, что подростки как мужчины, так и женщины защищают свои личные границы практически в одинаковой степени. Однако по мере взросления девочки уделяют больше внимания защите своей ценности и суверенитета, в то время как суверенитет в этих областях уменьшается у мальчиков по мере взросления.
,Что влияет на психологические границы человека?
Профессор Высшей школы экономики Софья Нартова-Бочавер и коллеги из университетов Армении и Китая провели сравнительный анализ психологических границ людей, живущих в разных странах. Результаты показывают, что возраст и пол играют большую роль в формировании этих границ, чем культура.
Http: // psychologyinrussia.
Каждый день люди должны защищать свои границы в отношении своего тела, дома, личных вещей, друзей, вкусов и ценностей. Люди, чьи границы четко определены в каждой из этих областей, считаются «суверенными лицами», а люди с плохо определенными границами называются «лишенными».
Окружающая среда человека влияет и помогает сформировать его личный суверенитет. Члены семьи могут нарушать или укреплять личные границы.Если ребенок воспитывается в дружеской семейной атмосфере и его пожелания уважаются и исполняются, ему не требуется дополнительная защита, и его личные границы остаются нетронутыми. Таким образом, уровень личного суверенитета отражает степень, в которой семья готова уважать растущие потребности ребенка.
Ранее проведенные эмпирические исследования показали, что личный суверенитет помогает молодежи и подросткам адаптироваться. В частности, это оказывает положительное влияние на самооценку человека, придает ему большую уверенность и уменьшает беспокойство.
Исследователи также обнаружили, что личный суверенитет более развит среди мужчин, чем женщин, и сильнее среди подростков, чем среди молодежи. В то же время желание молодых людей защищать свои личные границы уменьшается по мере взросления. Исследователи связывают это с готовностью взрослых создать семью и поделиться своим личным пространством с другими.
Чтобы понять, как культура конкретного общества влияет на формирование личного суверенитета, профессор Школы психологии НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Ереванского государственного университета и Китайского университета Сямынь проводил сравнительные межкультурные сравнительные исследования.Всего было опрошено 780 человек: 361 мужчина и 419 женщин, из которых 223 были из Армении, 277 из Китая и 280 из России. Респонденты также принадлежали к двум возрастным группам: подростки в возрасте 13 лет и молодежь в возрасте 21 года.
Исследование было сосредоточено на Армении, Китае и России, потому что страны имеют историю социализма и коллективизма. В то же время, каждая страна определяет свой набор ценностей. Армения придает большее значение таким традиционным ценностям, как религия и семья, в то время как китайское и российское общество разделяют более светские и рациональные взгляды.
Всех респондентов попросили заполнить анкету, разработанную в 2010 году специально для определения уровня личного суверенитета. Участники либо согласились, либо не согласились с 67 заявлениями, касающимися шести параметров личного суверенитета. Каждое утверждение описывает ситуацию, которую респонденты могут найти неприятной или провокационной. Например: «Даже будучи ребенком, я был уверен, что никто не трогал мои игрушки, когда меня не было», или «я часто чувствовал себя обиженным, когда взрослые наказывали меня шлепками и наручниками.’
Результаты показывают, что окружающая культура не влияет на общий уровень личного суверенитета. Тем не менее, отдельные параметры сильно различались между странами. Например, китайские респонденты были наиболее склонны защищать свои вкусы и ценности, русские выражали самый суверенный суверенитет в отношении своего тела, а армяне меньше всего беспокоились о суверенитете вещей.
По возрастной группе у молодежи был более высокий уровень личного суверенитета, чем у подростков.Это было отражено прежде всего в отношении к личной территории и временным суверенитетам.
Исследование не выявило существенных гендерных различий. Однако женщины имеют более четко определенные психологические границы в отношении своих временных привычек и ценностей, в то время как мужчины больше озабочены суверенитетом территории.
При учете гендерных факторов и культуры исследователи обнаружили, что в Армении и России мужчины были более непреклонны в своих социальных контактах, в то время как в Китае женщины проявляли эти черты.
С точки зрения возраста и культуры, в России и Китае уровень личного суверенитета увеличивается с возрастом, в то время как в Армении такой тенденции не наблюдается.
При учете пола и возраста исследователи обнаружили, что подростки и мужчины, и женщины защищают свои личные границы практически в одинаковой степени. Однако по мере взросления девочки уделяют больше внимания защите своей ценности и суверенитета, в то время как суверенитет в этих областях уменьшается у мальчиков по мере взросления.
Рассматривая личный суверенитет с точки зрения всех трех факторов культуры, пола и возраста, китайские подростки женского пола и молодые армянские женщины показали самые низкие оценки основного суверенитета, в то время как молодые русские и китайские женщины имели самые высокие.
Исследователи объясняют разницу между показателями суверенитета для китайских девушек и китайских молодых женщин в результате того, что выборочная группа была составлена из числа студентов университетов. Китайские девушки, живущие в сельской местности, которые не имеют доступа к высшему образованию, вероятно, имеют менее четкое представление о личных границах.
###
Отказ от ответственности: AAAS и EurekAlert! не несем ответственности за точность выпусков новостей, публикуемых EurekAlert! предоставляя учреждения или для использования любой информации через систему EurekAlert.
,Физическое развитие: возраст 2–6
Дети начинают терять жир или пухлость около 3 лет. Вскоре малыши приобретают более стройный и спортивный вид, связанный с детством. Туловище и конечности ребенка растут дольше, а мышцы живота формируются, подтягивая внешний вид желудка. Даже на этой ранней стадии жизни у мальчиков, как правило, больше мышечной массы, чем у девочек. Физические пропорции дошкольников также продолжают меняться, их головы все еще непропорционально велики, но меньше, чем у детей младшего возраста.
Трехлетние дошкольники могут вырасти до 38 дюймов в высоту и весить около 32 фунтов. В течение следующих 3 лет здоровые дошкольники вырастают на 2–3 дюйма и прибавляют от 4 до 6 фунтов в год. К 6 годам дети достигают роста около 46 дюймов и весят около 46 фунтов. Конечно, эти цифры являются средними и отличаются от ребенка к ребенку, в зависимости от социально-экономического статуса, питания, здоровья и факторов наследственности.
Развитие мозга
Развитие мозга и нервной системы в раннем детстве также продолжает быть драматичным.Чем лучше развиты мозг и нервная система, тем сложнее поведенческие и когнитивные способности детей.
Мозг состоит из двух половин, правой и левой полушарий головного мозга. Латерализация относится к локализации различных функций, компетенций и навыков в одном или обоих полушариях. В частности, языковые, письменные, логические и математические навыки, по-видимому, находятся в левом полушарии, в то время как креативность, фантазия, художественные и музыкальные навыки, по-видимому, находятся в правом полушарии.Хотя полушария могут иметь отдельные функции, эти массы мозга почти всегда координируют свои функции и работают вместе.
Два полушария головного мозга развиваются с различной скоростью, причем левое полушарие развивается более полно в раннем детстве (в возрасте от 2 до 6 лет), а правое полушарие развивается более полно в среднем возрасте (в возрасте от 7 до 11 лет). Левое полушарие преобладает раньше и дольше, что может объяснить, почему дети усваивают язык так рано и быстро.
Другим аспектом развития мозга является -х руки, или предпочтение использовать одну руку над другой.Середина детства, по всей видимости, прочно обосновалась. Около 90 процентов населения составляют правши, в то время как остальная часть населения — левша и / или — двусмысленно. Человек является двуличным, если он или она не отдает предпочтения одной руке по сравнению с другой. Как правило, правша связана с лево-церебральным доминированием, а левша — с правомозговым доминированием.
Нервная система также претерпевает изменения в раннем детстве. Большинство из нейронов ребенка, или клеток, которые составляют нервы, образуются внутриутробно.Тем не менее, глиальных клеток, (нервные системы поддерживают клетки, окружающие нейроны), которые питают, изолируют и удаляют отходы из нейронов, фактически не передавая информацию сами, развиваются наиболее быстро в младенчестве, малышах и в раннем детстве. Миелиновые оболочки , которые окружают, изолируют и повышают эффективность нейронов (ускоряя потенциал действия вдоль аксона), также быстро формируются в течение первых нескольких лет жизни. Постнатальное развитие глиальных клеток и миелиновых оболочек помогает объяснить, почему дети старшего возраста могут вести себя так, как младшие дети не способны.
Моторные навыки
Моторные навыки — это физические способности или способности. Брутто моторные навыки, , которые включают бег, прыжки, прыжки, повороты, прыжки, броски, балансировки и танцы, включают в себя использование больших движений тела. Тонкие моторные навыки, , которые включают в себя рисование, письмо и завязывание шнурков, включают использование небольших телесных движений. Как грубая, так и мелкая моторика развиваются и совершенствуются в раннем детстве; однако, мелкая моторика развивается медленнее у дошкольников.Если вы сравните, например, беговые способности двухлетнего и шестилетнего детей, вы можете заметить ограниченные навыки бега двухлетнего ребенка. Но различия еще более поразительны при сравнении двухлетнего и шестилетнего ребенка, завязывающего шнурки. Двухлетнему ребенку трудно понять концепцию, прежде чем пытаться или выполнить задачу.
Теория наблюдения Альберта Бандуры применима к обучению дошкольников грубым и мелким моторным навыкам.Бандура заявляет, что, как только дети биологически способны изучать определенное поведение, дети должны сделать следующее, чтобы развить новые навыки:
,Определения стадий роста в детстве происходят из многих источников. Теоретики, такие как Жан Пиаже, Лев Выготский, Лоуренс Колберг и Эрик Эриксон, предоставили способы понимания развития, а недавние исследования предоставили важную информацию о природе развития. Кроме того, этапы детства культурно определяются социальными институтами, обычаями и законами, составляющими общество.Например, в то время как исследователи и специалисты обычно определяют период раннего детства как период от рождения до восьми лет, другие в Соединенных Штатах могут считать пятый возраст лучшей конечной точкой, поскольку это совпадает со вступлением в культурную практику формального школьного образования.
Существует три широких этапа развития: раннее детство, среднее детство и юность. Определения этих этапов организованы вокруг основных задач развития на каждом этапе, хотя границы этих этапов податливы.Представления общества о детстве меняются со временем, и исследования привели к новому пониманию развития, которое происходит на каждом этапе.
Раннее детство (от рождения до восьми лет)
Раннее детство — это время огромного роста во всех сферах развития. Зависимый новорожденный вырастает в молодого человека, который может заботиться о своем теле и эффективно взаимодействовать с другими. По этим причинам основной задачей развития этого этапа является развитие навыков .
Физически, между рождением и возрастом три года ребенок обычно удваивается в росте и увеличивается в четыре раза. Телесные пропорции также изменяются, так что младенец, чья голова составляет почти одну четверть общей длины тела, становится малышом с более сбалансированным, похожим на взрослую внешность. Несмотря на эти быстрые физические изменения, типичный трехлетний ребенок овладел многими навыками, в том числе сидением, ходьбой, тренировкой в туалете, использованием ложки, писаниной и достаточной координацией рук и глаз, чтобы поймать и бросить мяч.
В возрасте от трех до пяти лет дети продолжают быстро расти и начинают развивать мелкую моторику. К пяти годам большинство детей демонстрируют довольно хороший контроль над карандашами, карандашами и ножницами. Общие моторные достижения могут включать в себя способность пропускать и балансировать на одной ноге. Физический рост замедляется в возрасте от пяти до восьми лет, в то время как пропорции тела и моторные навыки становятся более утонченными.
Физические изменения в раннем детстве сопровождаются быстрыми изменениями в когнитивном и языковом развитии ребенка.С момента рождения дети используют все свои чувства, чтобы заботиться об окружающей среде, и они начинают развивать чувство причины и следствия в своих действиях и ответах опекунов.
В течение первых трех лет жизни дети развивают разговорный словарь из 300-1000 слов, и они могут использовать язык для изучения и описания окружающего мира. К пяти годам словарный запас ребенка увеличится примерно до 1500 слов. Пятилетние дети также могут создавать предложения из пяти-семи слов, учиться использовать прошедшее время и рассказывать знакомые истории, используя картинки в качестве подсказок.
Язык — это мощный инструмент для улучшения когнитивного развития. Использование языка позволяет ребенку общаться с другими и решать проблемы. К восьми годам дети могут продемонстрировать некоторое базовое понимание менее конкретных понятий, включая время и деньги. Тем не менее, восьмилетний по-прежнему рассуждает конкретными способами и с трудом понимает абстрактные идеи.
Ключевой момент социально-эмоционального развития в раннем детстве наступает в возрасте около года. Это время, когда формирование привязанности становится критическим.Теория привязанности предполагает, что индивидуальные различия в дальнейшей жизнедеятельности и индивидуальности формируются на основе раннего опыта ребенка со своими опекунами. Качество эмоциональной привязанности, или отсутствие привязанности, сформировавшееся в раннем возрасте, может служить моделью для последующих отношений.
В возрасте от трех до пяти лет рост социально-эмоциональных навыков включает формирование отношений со сверстниками, гендерную идентификацию и развитие чувства добра и зла. Маленьким детям сложно воспринимать точку зрения другого человека, и события часто интерпретируются в терминах «все или ничего», причем влияние на ребенка является главной заботой.Например, в возрасте пяти лет ребенок может ожидать, что другие будут свободно делиться своим имуществом, но при этом он все равно будет обладать любимой игрушкой. Это не создает конфликта совести, потому что справедливости определяется относительно собственных интересов ребенка. В возрасте от пяти до восьми лет дети вступают в более широкий контекст сверстников и развивают длительные дружеские отношения. В это время усиливается социальное сравнение, и принятие точки зрения других людей начинает играть роль в том, как дети относятся к людям, включая сверстников.
Последствия для обучения в школе . Время от рождения до восьми лет является критическим периодом в развитии многих основополагающих навыков во всех областях развития. Повышенная осведомленность и способность обнаруживать задержки в развитии у очень маленьких детей привели к созданию служб раннего вмешательства, которые могут снизить потребность в специальных учебных заведениях, когда дети достигнут школьного возраста. Например, раннее выявление нарушений слуха иногда приводит к исправлению проблем до того, как произойдут серьезные языковые нарушения.Кроме того, задержки развития, вызванные преждевременными родами, можно устранить с помощью соответствующих методов лечения, чтобы помочь детям функционировать на уровне их обычно развивающихся сверстников до того, как они пойдут в школу.
Повышенное внимание к раннему обучению также создало давление, чтобы подготовить маленьких детей к поступлению в школу с как можно большим количеством обязательных навыков. В 1994 году в Соединенных Штатах Америки было принято федеральное законодательство, в соответствии с которым были сформулированы цели 2000 года, в первой из которых говорится, что «все дети пойдут в школу, готовые учиться» (U.С. Министерство образования, 1998). Хотя обоснованность этой цели обсуждалась, последствия уже ощущались. Одним из следствий является использование стандартизированных оценок готовности для определения размещения в классе или удержания в детском саду. Другое — создание переходных классов (дополнительный год обучения перед детским садом или первым классом). Наконец, повышенное внимание к раннему детству привело к возобновлению интереса к дошкольным программам как к средству сокращения разрыва в готовности между детьми, чьи семьи могут обеспечить им качественную среду раннего обучения, и теми, чьи семьи не могут.
Среднее детство (от восьми до двенадцати лет)
Исторически, среднее детство не считалось важным этапом в развитии человека. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда обозначила этот период жизни как стадию латентности и , время подавления сексуальных и агрессивных побуждений. Фрейд предположил, что за этот период не было внесено существенного вклада в развитие личности. Тем не менее, более поздние теоретики признали важность среднего детства для развития когнитивных навыков, личности, мотивации и межличностных отношений.В среднем детстве дети изучают ценности своих обществ. Таким образом, первостепенную задачу развития среднего детства можно назвать интеграцией , как с точки зрения развития человека, так и человека в социальном контексте.
Возможно, поддерживая представление о среднем детстве как о стадии латентности, физическое развитие в среднем детстве менее драматично, чем в раннем детстве или в подростковом возрасте. Рост медленный и устойчивый до наступления половой зрелости, когда люди начинают развиваться гораздо более быстрыми темпами.Возраст, в котором люди вступают в половое созревание, варьируется, но есть свидетельства светской тенденции — возраст, в котором начинается половое созревание, со временем уменьшается. У некоторых людей половое созревание может начаться уже в возрасте восьми или девяти лет. Начало полового созревания различается в зависимости от пола и начинается раньше у женщин.
Как и в случае физического развития, когнитивное развитие среднего детства является медленным и устойчивым. Дети на этом этапе опираются на навыки, полученные в раннем детстве, и готовятся к следующему этапу своего когнитивного развития.Детские рассуждения основаны на правилах. Дети изучают такие навыки, как классификация и формирование гипотез. Хотя они познавательно более зрелы, чем несколько лет назад, детям на этом этапе все еще требуются конкретные практические занятия. Среднее детство — это время, когда дети могут обрести энтузиазм в учебе и работе, потому что достижения могут стать мотивирующим фактором, так как дети стремятся развивать свою компетентность и чувство собственного достоинства.
Среднее детство — это также время, когда дети развивают компетентность в межличностных и социальных отношениях.Дети имеют растущую ориентацию на сверстников, но их семья находится под сильным влиянием. Социальные навыки, приобретенные в отношениях со сверстниками и в семье, а также возрастающая способность детей участвовать в конструктивном межличностном общении, обеспечивают необходимую основу для решения проблем подросткового возраста. Лучшие друзья важны в этом возрасте, и навыки, приобретенные в этих отношениях, могут стать строительными блоками для здоровых взрослых отношений.
Последствия для обучения в школе .Для многих детей среднее детство — это радостное время обретения независимости, более широких дружеских отношений и развития интересов, таких как спорт, искусство или музыка. Тем не менее, общепризнанный сдвиг в школьной успеваемости начинается для многих детей в третьем или четвертом классе (восемь или девять лет). Навыки, необходимые для академического успеха, становятся более сложными. Те ученики, которые успешно справляются с академическими задачами в этот период, преуспевают, в то время как те, кто не в состоянии приобрести необходимые навыки, могут отстать в более поздних классах.
Последние социальные тенденции, в том числе рост распространенности школьного насилия, расстройств пищевого поведения, употребления наркотиков и депрессии, затрагивают многих учащихся старших классов начальной школы. Таким образом, в школах усиливается необходимость распознавать проблемы в возрасте от восьми до одиннадцати лет и обучать детей социальным и жизненным навыкам, которые помогут им продолжать развиваться в здоровых подростков.
Подростковый возраст (от двенадцати до восемнадцати лет)
Подростковый возраст может быть определен различными способами: физиологически, культурно, познавательно; каждый способ предлагает немного другое определение.Для целей данного обсуждения подростковый возраст определяется как культурно сконструированный период, который обычно начинается, когда индивид достигает половой зрелости, и заканчивается, когда индивид установил идентичность взрослого в своем социальном контексте. Во многих культурах подростковый возраст может не существовать или может быть очень коротким, поскольку достижение половой зрелости совпадает со вступлением во взрослый мир. В современной культуре Соединенных Штатов, однако, подростковый возраст может длиться до начала двадцатых годов.Основная задача развития подросткового возраста — формирование личности .
Подростковые годы — еще один период ускоренного роста. Люди могут вырасти до четырех дюймов и набрать от восьми до десяти фунтов в год. Этот всплеск роста чаще всего характеризуется двумя годами быстрого роста, а затем тремя или более годами медленного устойчивого роста. К концу подросткового периода люди могут набрать от семи до девяти дюймов в высоту и до сорока или пятидесяти фунтов в весе.Время этого всплеска роста не очень предсказуемо; это варьируется между людьми и полом. В целом, женщины начинают развиваться раньше, чем мужчины.
Половое созревание является одним из наиболее значительных событий в это время. Как и физическое развитие, существует значительная изменчивость в возрасте, в котором люди достигают половой зрелости. Самки, как правило, созревают в тринадцать лет, а мужчины — в пятнадцать. Развитие в течение этого периода регулируется гипофизом посредством высвобождения гормонов тестостерона (мужчины) и эстрогена (женщины).Появляется все больше свидетельств тенденции к более раннему половому развитию в развитых странах — средний возраст, в котором женщины достигают менархе, снижается на три-четыре месяца каждые десять лет в период с 1900 по 2000 год.
Подростковый возраст также является важным периодом для когнитивного развития, так как он знаменует собой переход в том, как люди думают и рассуждают о проблемах и идеях. В раннем подростковом возрасте люди могут классифицировать и упорядочивать объекты, обращать вспять процессы, логически думать о конкретных объектах и рассматривать более одной перспективы одновременно.Однако на этом уровне развития подростки получают больше пользы от непосредственного опыта, чем от абстрактных идей и принципов. По мере развития у подростков более сложных познавательных навыков они приобретают способность решать более абстрактные и гипотетические проблемы. Элементы этого типа мышления могут включать в себя повышенную способность гипотетически мыслить об абстрактных идеях, способность систематически генерировать и проверять гипотезы, способность мыслить и планировать будущее, а также мета-познание (способность размышлять над своим мысли).
По мере того, как люди вступают в подростковый возраст, они сталкиваются с различными изменениями одновременно. Они не только испытывают значительный физический и когнитивный рост, но и сталкиваются с новыми ситуациями, обязанностями и людьми.
Поступление в среднюю и старшую школу толкает учащихся в среду, в которой много новых людей, обязанностей и ожиданий. Хотя этот переход может быть пугающим, он также представляет собой захватывающий шаг к независимости.Подростки примеряют новые роли, новые способы мышления и поведения, и они изучают разные идеи и ценности. Эриксон обращается к поиску идентичности и независимости в рамках своей концепции жизненного цикла . Подростковый возраст характеризуется конфликтом между идентичностью и ролевым замешательством. В течение этого периода люди развивают свои собственные самооценки в контексте сверстников. В своих попытках стать более независимыми подростки часто полагаются на свою группу сверстников в отношении того, что является нормальным и приемлемым.Они начинают отказываться от своей семьи как источника идентичности и могут столкнуться с конфликтами между своей семьей и растущей принадлежностью к группе сверстников.
С таким большим количеством интенсивных переживаний подростковый возраст также является важным моментом в эмоциональном развитии. Качели настроения характерны для подросткового возраста. Хотя перепады настроения часто приписывают гормонам, их также можно понимать как логическую реакцию на социальные, физические и когнитивные изменения, с которыми сталкиваются подростки, и часто возникает проблема с самооценкой.Когда люди ищут идентичность, они сталкиваются с проблемой сопоставления того, кем они хотят стать, с тем, что социально желательно. В этом контексте подростки часто демонстрируют странное и / или противоречивое поведение. Поиск идентичности, забота подростков о том, нормальны ли они, и переменчивое настроение и низкая самооценка — все это работает вместе, чтобы произвести дико колеблющееся поведение.
Влияние средств массовой информации и общественных ожиданий на развитие подростков было далеко идущим.Молодые люди засыпаны изображениями насилия, секса и недостижимых стандартов красоты. Это воздействие в сочетании с социальными, эмоциональными и физическими изменениями, с которыми сталкиваются подростки, способствовало росту насилия в школе, сексуальной ориентации подростков и расстройств пищевого поведения. Наступление многих психологических расстройств, таких как депрессия, другие расстройства настроения и шизофрения, также распространено в это время жизни.
Последствия для обучения в школе. Последствия развития в этот период для образования многочисленны.Учителя должны осознавать происходящие сдвиги в когнитивном развитии и предоставлять надлежащие возможности для обучения, чтобы поддержать отдельных учащихся и способствовать их росту. Учителя также должны знать о проблемах, с которыми сталкиваются их ученики, чтобы выявлять и помогать исправлять проблемы в случае их возникновения. Учителя часто играют важную роль в определении поведения, которое может стать проблематичным, и они могут быть наставниками для нуждающихся учеников.
Заключение
Определения трех стадий развития основаны как на исследованиях, так и на культурных влияниях.Последствия для школьного обучения вытекают из того, что известно о том, как развиваются дети, но следует подчеркнуть, что на рост влияет контекст, а школьное образование является основным контекстом детства. Точно так же, как педагоги и другие должны знать о том, чем рассуждения пятилетнего ребенка отличаются от рассуждений пятнадцатилетнего, важно также знать, что структура и ожидания школьного обучения влияют на то, как дети расти и учиться.
БИБЛИОГРАФИЯ
A LLEN , K.E ILEEN и M AROTZ , L YNNE R. 1989. Профили развития: от рождения до шести. Олбани, Нью-Йорк: Delmar.
B OWMAN , B ARBARA T .; D ONOVAN , M. S UZANNE ; и B URNS , M.S USAN , ред. 2001. рвутся учиться: обучение наших дошкольников. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия печати.
B RANSFORD , J OHN D .; B ROWN , A NN L.; и C OCKING , R ODNEY R., Eds. 1999. Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия печати.
C HALL , J EANNE S .; J ACOBS , V ICKI A .; и B ALDWIN , L UKE E. 1990. Кризис чтения: почему бедные дети отстают. Cambridge, MA: издательство Гарвардского университета.
C OLLINS , W. A NDREW , ed.1984. Развитие во время среднего детства: годы с шести до двенадцати. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия печати.
G OLDBERG , S USAN ; M UIR , R OY ; и K ERR , J OHN , ред. 1995. Теория привязанности: социальные, развивающие и клинические перспективы. Hillsdale: аналитическая пресса.
G ULLOTTA , T HOMAS P .; A DAMS , G ERALD R .; и М АРКСТРОМ , С АРОЛ А.2000. Подростковый опыт, 4-е издание. Сан-Диего: Академическая пресса.
K NOWLES , T RUDY и B ROWN , D AVE F. 2000. Что должен знать каждый учитель средней школы. Портсмут, NH: Heinemann.
N EWMAN , P HILLIP R. и N EWMAN , B ARBARA M. 1997. Детство и юность. Pacific Grove, CA: Брукс / Коул.
O RENSTEIN , P EGGY .1994. Девочки в школе: молодые женщины, самооценка и разрыв в доверии. Нью-Йорк: Якорные Книги.
P IPHER , M ARY B. 1994. Возрождающая Офелия: Спасение Я Девочек-Подростков. Нью-Йорк: Путнэм.
S HONKOFF , J ACK P. и P HILLIPS , D EBORAH A., Eds. 2001. От нейронов к районам: наука раннего развития детей. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия печати.
W OLMAN , B ENJAMIN B. 1998. Подростковый возраст: биологические и психологические аспекты. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд Пресс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС
США D АПАРТАМЕНТ Е ОБРАЗОВАНИЕ . 1998. «Цели 2000 года: реформирование образования для улучшения успеваемости учащихся». >