Референтная группа это в психологии: Референтная группа — Психологос

Содержание

Классификация социальных объединений в психологии

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы.

В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы -это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники», например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов -они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения («структура власти»). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.

д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове «формальный» не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и «неформальные» группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура «власти». Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.

Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход) , несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда -как группа, противостоящая группе членства, иногда -как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.

Единицы анализа форм организации человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия «связи» и «отношения». В современных гуманитарных науках «отношение» считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, «связь»-это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь -это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др.

В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками некоторой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: позиция -единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус -единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль -единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль -единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности.

Про такого человека и говорят: «Он нашел свое место в жизни»(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).

Такое «место» определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но «построить позицию» невозможно раз и навсегда, обретение «места в жизни»-событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. «На том стою и не могу иначе!»- в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) — это «врожденная социальность»: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. «Стать истинным дворянином», «стать истинным офицером»-значит «отлиться по форме» заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни -не только сословных, но даже национальных и семейных.

Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей -их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли -это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.
Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории «социальных ролей», но описаны как общая характеристика любых человеческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления.

Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли «лидера», «умника», «шута», «козла отпущения», «дурочки», «мальчика для битья», «красотки», «недотроги», «аутсайдера»и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые отношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, выразительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана) , богатство воображаемого плана, бескорыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и намеренно играть навязанную ему роль (например, роль «жертвы» или «обидчика») , способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь привести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характерными видами связей внутри них. Так, общности с социал -органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения -от относительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общностях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ролевые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и ролевыми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чужой стране с незнанием языка до «театральной программки», где «все роли уже расписаны». В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени выражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в «коммунитас»-всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в «формальной структуре»- множественную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятельности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал «сам»-по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

Социальная организованность -объединение с целевой детерминацией деятельности

Малая группа -форма социальной организованности. Характер связей и отношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она проявляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социальных организованностях?

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами.

Выше мы различили два типа человеческих сообществ: «социальную структуру»(организованность) и «коммунитас» (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия) , так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером -это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего -его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае -неизбежна смена лидера.

Команда с командиром -здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.

Отряд с предводителем (вожатым) -наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители) , и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).

Коллектив с советом -хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.

Корпорация, партия с вождем -как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин) , либо с главным функционером-организатором; способ управления -на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом -наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели «рассыпают» конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

 


Группы

  • Воздействие состава группы
  • Группы: их виды, размеры, структура
  • Детский коллектив
  • Индивидуумы и группы
  • История исследования малых групп
  • Личность и группа. Проблема взаимоотношений
  • Понятие и структура малых групп в психологии
  • Понятия малой группы и коллектива
  • Проблема общности в социальной психологии
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Эссе «Теория референтной группы»

Версия шаблона

3.1

Вид работы

Эссе

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Теория референтной группы

Фамилия

Джаппуева

Имя

Халимат

Отчество

Мурадиновна

№ контракта

0100012401201004

 

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.

Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалось в работах целого ряда американских социологов.

Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.

Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения. Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки. Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался. Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».

Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности. Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений – «интериоризация». Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.

Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас – как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.

Актуальность темы. Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с тем, что понятие референтной группы и, особенно, ее функции связаны с нормами и ценностями человека.

Раскрытие структуры референтности является важной проблемой исследования референтности. Но еще более важной проблемой является также неизученные до сих пор причины возникновения и разрыва референтных связей.

Почему именно этот, а не какой-либо другой субъект в результате социального восприятия становится значимым для индивида и складываются референтные отношения?

Почему с течением времени референтные для индивида субъекты теряют свою значимость, и складываются новые (иногда имеющие очень разные, почти противоположные нормы и ценности) референтные отношения?

Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?

1.  История возникновения и развития понятия референтности

Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса . 

Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. 

М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно. 

Все авторы, занимающиеся исследованием референтных групп, работали, вкладывая в содержание понятия «референтная группа» различное значение, и вели исследования в разных направлениях.

В 1952 г. Г. Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны – с перцептивными процессами. Из этого он делает вывод, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно разных групп, и это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида…; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других».

Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.

При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.

Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной. Она систематизирует результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп и делает попытку восполнить имеющиеся пробелы, также вводит понятие референтности, уточняет взаимосвязь между феноменом референтности как качеством межличностных отношений и референтной группой.

Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе».

Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами. Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.

Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.

Обозначенное Е. В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» .

Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.

Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте.

Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.

Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В. Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.В. Щедрина делает попытку качественно охарактеризовать явление референтности путем выявления своеобразной референтной группы – круга лиц, референтных для данного индивида и входящих вместе с тем в его реальную группу.

Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.

 

2. Нормативная и сравнительная функция референтных отношений

Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) – сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.

Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.

Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).

Обе эти функции лежат в основе формирования ценностных ориентаций личности, хотя каждая из них имеет свое собственное содержание, но, как справедливо замечает Е.В. Щедрина, никто не станет отрицать, что ценностные аспекты характерны для референтных групп, которые Г. Келли отнес к категории нормативных. Однако, по ее мнению, они присущи и так называемым сравнительным референтным группам: «ориентируясь на нормы и ценности своей референтной группы, индивид не может не сравнивать их со своими нормами и ценностями…

Итак, мы можем прийти к заключению о том, что как для сравнительных референтных групп характерен ценностный момент, так для нормативных групп – момент соотнесения сравнения…» .

Таким образом, две эти функции референтных групп обладают глубокой внутренней связанностью.

Скорее всего, несправедливо говорить о существовании различных видов референтных отношений (нормативные, сравнительные, побудительные и оценочные). Каждый субъект референтных отношений (индивид или группа) реализует в большей или меньшей степени все эти функции.

3. Влияние референтности на личность

Процессы познания личности другого человека и самой себя рассматриваются в отечественной психологии как две стороны диалектически единого процесса, основывающиеся на тесной внутренней связи между личностью и обществом. Исследуются разные аспекты взаимосвязи самопознания с познанием личностью других людей.

Ряд исследователей рассматривают вопрос о том, как сформировавшееся у личности знание о себе влияет на понимание ею другой личности.

Изучается также онтогенетически первичное влияние познания другого на самопознание личности. «Решающее влияние на личность оказывает сложившаяся у нее система субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений с другими людьми. Оптимальные возможности для самопознания возникают в общении человека с теми из них, которых он выделяет как значимых других».

Т.К. Комарова и С.В. Кондратьева в своем исследовании «Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности» определяют понятие «эталон» как «совокупность представлений о наиболее ценных качествах личности, своего рода мерка в процессах познания ею других людей и самой себя».

Формирование таких ценностей как качества личности (способности, черты характера и т.п.) имеют наибольшее значение для формирования всей личности.

Реализация оценивающей функции эталона, по мнению Т.К. Комаровой и С.В. Кондратьевой, позволяет индивиду выделить тех людей из круга ближайшего общения, у которых уровень развития значимых качеств выше, чем у него. Сравнивая себя с этими людьми (значимыми другими) в отношении значимых качеств, индивид в результате сравнения получает своеобразную самооценку. Применение эталона как мерки в познании субъектом окружающих людей создает возможности для реализации выделяемой Т.К. Комаровой и С.В. Кондратьевой мотивационной функции эталона, когда он выступает для субъекта как цель саморазвития. Таким образом, значимый другой задает индивиду «зону ближайшего развития».

Итак, отношение референтности возникает как результат восприятия индивидом социального субъекта (другого индивида, группы, общности и т. п.), если их нормы и ценности в определенной степени совпадают, но у субъекта восприятия значимые для него качества менее развиты.

Разрушение референтных отношений происходит в результате либо достижения индивидом того эталона, который был для него целью саморазвития и причиной возникновения отношения референтности, либо разочарования индивида в значимом другом, как следствие ошибки (субъективности) социального восприятия.

Посредством достижения одного эталона и одновременно формирования следующего, который будет в дальнейшем достигаться, личность проходит этапы формирования и развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Референтные отношения возникают на основе социального восприятия, состоят в получении индивидом информации (мнений, оценок и т. п.) от значимого субъекта (обмен информацией, если референтность взаимная) и проявляются во взаимодействии индивида со значимым другим, либо в стремлении к этому взаимодействию.

Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?

Референтность, как избирательное отношение к субъектам, порождается потребностью индивида в выработке представлений о значимом для него объекте. Но принятие мнения другого и согласие с ним невозможно, если данное мнение значительно противоречит нормам и ценностям индивида. Определения референтных групп, вводимые западными авторами, хотя и поверхностно, но достаточно точно отражают причины возникновения и поддержания референтных отношений. Можно предположить, что в процессе социального восприятия индивидом социальных субъектов происходит познание норм и ценностей этих субъектов и сравнение со своими нормами и ценностями, а результатом может явиться (при определенном уровне совпадения) потребность в общении и взаимодействии.

Итак, причиной возникновения отношений референтности является определенный уровень совпадения норм и ценностей индивида и его представлений о нормах и ценностях познаваемого (воспринимаемого) индивида.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, в силу того, что свои нормы и ценности индивид сравнивает с воспринимаемым поведением другого индивида или с внешними проявлениями деятельности группы, то выводы индивида могут быть ошибочными, что приводит к разочарованию в значимом субъекте при приближении к нему. Во-вторых, количество значимых субъектов (друзей, референтных групп) зависит от уровня совпадений норм и ценностей, при котором появляется потребность в коммуникации и взаимодействии.

Низкий уровень и, как следствие, наличие многочисленных референтных связей, в сочетании с внушаемостью, может привести к тяжелому внутриличностному конфликту, если объекты референтных отношений индивида имеют противоположно направленные нормы и ценности. Незначительные изменения в ценностях индивида, происходящие под влиянием многочисленных значимых других, могут, складываясь, образовывать новую ценностную структуру, что приводит к разрыву одних референтных связей и образованию других.

Таким образом, можно предположить, что между референтными отношениями индивида и структурой его ценностных ориентаций существует определенная взаимосвязь. Тем не менее, характер связи, существующий между референтными отношениями индивида и структурой ценностно-ориентационной сферы его личности, не изучен, также как и динамика изменения индивидуальной структуры ценностных ориентаций под влиянием структуры ценностных ориентаций референтных партнеров.

Референтность как феномен межличностных отношений имеет множество аспектов изучения. Многие психологи говорят о значительном влиянии референтных групп на человека. Учитывая референтные отношения индивида, можно определить его личностную, мотивационную, ценностную, профессиональную направленности. Изучение системы таких отношений индивида можно использовать как метод психодиагностики. И, конечно, определенным образом, влияя через значимого другого на индивида, можно контролировать и регулировать (в определенной степени) формирование его личности, в частности структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.

 

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Что такое теория референтной группы

http://www. sbiblio.com

2

Референтная группы

http://www.bbcont.ru

3

Социальные группы

http://www.psyera.ru

 

Референтные и членские группы


Обратная связь

Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. — «это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном» [II. С.56].

Открытие феномена «референтной группы» принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен проводил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. принимают нормы групп, в которые они не включены реально. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группами. По его мнению, именно «референтная группа» помогала разъяснить тот «парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют54 позиции групп, в которые они непосредственно включены» [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя «относит», которую принимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно «окружает». Таким образом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М. Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия «референтная группа» в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.



Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие «референтная группа» было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

«Референт-группой» для индивида, указывает Я. Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. «ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением» [312. С.81].

Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа». В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае — группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как «значимый круг общения» для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],

Понятие референтной группы, как отмечает Г.С.Антипина, может принимать следующие значения:

1) любая группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного положения;

2) группа, на которую ориентируются в действии;

3) группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, Т. е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать;

4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдельного лица, не являющегося ее членом непосредственно [см.; II. С.57].

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

— по выполняемым функциям — нормативная и сравнительная референтные группы;

— по природе своего существования — реальные референтные группы и идеальные референтные группы;

— в соответствии с согласием либо отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Например, эмигрант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть «белой вороной», пытается как можно быстрее освоить нормы, правила и установки жителей данной страны.

Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном, с помощью которого он может оценить себя и окружающих.

Разделение референтных групп на сравнительные и нормативные впервые было предложено Г.Келли (Kelley H.M. Two functions of reference groups.// In: Readings in social psychology Ed. G.E. Swanson, T.M. Newcomb and E.Z. Hartlen. — 1952). К нормативным группам он отнес те, в которых «индивид имеет мотивацию достигнуть или укрепить одобрение» [цит. по: 311. С. II 3], для того, чтобы добиться подобного одобрения, индивид должен был согласовывать свои установки с теми членами группы, которые, по его мнению, выражали сущность взглядов всех членов данной группы. А сравнительной группой, по его мнению, была «группа, которую индивид использует как точку для отнесения при оценивании себя и других» [цит. по: 311. С.113].

Одна и та же референтная группа, отмечал Г.Келли, одновременно может выполнять функции как нормативной, так и сравнительной референтной группы.

Реальная референтная группа — группа людей, реально существующая в социальной среде, выступающая для индивида эталоном реализации оптимальных для него социальных норм и ценностей [см.: 63. С.6].

Идеальная референтная группа — это группа, в состав которой индивид по каким- либо причинам не входит, но, несмотря на это, ориентируется на ее мнение в своем поведении, в оценках важных для него событий, а также в субъективных отношениях к другим людям. В данном случае эталоном субъективных оценок и жизненных идеалов индивида являются отраженные в его сознании ценностные и нормативные ориентации, выступающие в специфической форме персонифицированных эталонов и идеалов [см.: 63. С.7], Т.е. в форме образов людей. Созданные в голове индивида персонифицированные образы (например, литературный герой, исторические деятели далекого прошлого и т.д.). представляют собой, как отмечает Г.С.Антипина, «внутреннюю аудиторию», на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях [см. : 11.С.57; 318.С.149].

Таким образом, если реальная референтная группа — это явление социальной реальности, то идеальная референтная группа — это явление сознания индивида. При этом именно идеальные группы обычно бывают наиболее привлекательными и притягательными для индивида.

Подробное исследование референтных (реальных и идеальных) групп, их функций, типов, а также процесс их формирования и развития были проведены в диссертационной работе К.Д.Давыдовой [см. об этом подробнее: 63].

Социальный статус, нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида и рассматриваются им как социально желательные. Система ценностей отрицательной референтной группы чужда для индивида, противоположна его ценностям и воспринимается как нежелательная, неприемлемая, поэтому своим поведением он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиций со стороны этой группы. В качестве отрицательной референтной группы часто выступает группа, к которой индивид раньше принадлежал и из которой перешел в другую группу.

К.Д.Давыдова все функции референтных групп, в соответствии с разделением человеческой деятельности на информативную, нормативную и оценочную, разделила на три основные группы [см.: 63. С.10-12]:

— статусные (информативные) — способствуют формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре, его социальном статусе, эталонах исполнения социальных ролей, соответствующих его статусу. Эти функции помогают референтным группам «регламентировать» социальные роли;

— регулятивные (или нормативные) — помогают личности интерпретировать принятые в референтных группах социальные нормы, устанавливающие рамки допустимого и недопустимого, как нормативные эталоны для индивида. Они выступают для индивида критерием оценки своих поступков, Т.е. осуществляют социальный контроль и обусловливают определенный тип поведения личности, а порой даже и образ жизни;

— мировоззренческие (ценностно-оценочные) — формируют его мировоззрение, ценностные ориентации индивида (определяют установки, ценности, убеждения, идеалы и цели), а также побуждают личность к самовоспитанию. Благодаря этим функциям личность становится способной формулировать свою идеальную референтную группу. Следует отметить, что данное разделение носит относительный характер, так как в жизни все перечисленные выше функции референтных групп перекрещиваются.

Деление на группы членства и референтные группы представляет большой интерес как для социологов, особенно при проведении прикладных социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так и для социальных психологов. Умение находить и выделять референтные группы позволяет существенно упростить не только работу по изучению направленности личности, но и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование. Например, при изучении противоправного поведения подростков очень важно бывает выявить вопрос, почему индивид, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная секция, вдруг начинает ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы других групп, часто даже такие, в которые он совершенно не включен. В настоящее время теорию референтных групп на практике применяют при изучении процесса адаптации личности к различным социальным средам, социальной мобильности и эффективности средств массовой коммуникации.

Членские группы — это группы, членом которых индивид является.

дальше




С кем мы сравниваем наши тела?

%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > ручей 2018-10-17T07:06:57-07:002018-10-17T07:06:57-07:002018-10-17T07:06:57-07:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:fe98928d-a9dc-11b2-0a00- 782dad000000uuid:fe98bf64-a9dc-11b2-0a00-80c2bef1ff7fapplication/pdf

  • Использование тела и влияние референтной группы: с кем мы сравниваем свое тело?
  • Prince 9.0 rev 5 (www.princexml.com)AppendPDF Pro 5.5 Linux Kernel 2.6 64bit 2 октября 2014 г. Библиотека 10.1.0 конечный поток эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект >> эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст] /XОбъект > >> /Тип /Страница >> эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект >> эндообъект 19 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 0 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 20 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 1 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 21 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 2 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 22 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 3 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 23 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 4 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 24 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 5 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 25 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 6 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 26 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 7 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 27 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 8 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 28 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 9/Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 29 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 10 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 30 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 11 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 31 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 12 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 32 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 13 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 33 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 14 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 34 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /StructParents 15 /Вкладки /S /Тип /Страница >> эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 390 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 48 0 объект > эндообъект 49 0 объект > эндообъект 50 0 объект > эндообъект 51 0 объект > эндообъект 52 0 объект > эндообъект 53 0 объект > эндообъект 54 0 объект > эндообъект 55 0 объект > эндообъект 56 0 объект > эндообъект 57 0 объект > эндообъект 58 0 объект > эндообъект 59 0 объект > эндообъект 60 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект > эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > эндообъект 68 0 объект > эндообъект 690 объект > эндообъект 70 0 объект > эндообъект 71 0 объект > эндообъект 72 0 объект > эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > эндообъект 75 0 объект > эндообъект 76 0 объект > эндообъект 77 0 объект > эндообъект 78 0 объект > эндообъект 79 0 объект > эндообъект 80 0 объект > эндообъект 81 0 объект > эндообъект 82 0 объект > эндообъект 83 0 объект > эндообъект 84 0 объект > эндообъект 85 0 объект > эндообъект 86 0 объект > эндообъект 87 0 объект > эндообъект 88 0 объект > эндообъект 89 0 объект > эндообъект 90 0 объект > эндообъект 91 0 объект > эндообъект 92 0 объект > эндообъект 93 0 объект > эндообъект 94 0 объект > эндообъект 95 0 объект > эндообъект 96 0 объект > эндообъект 97 0 объект > эндообъект 98 0 объект > эндообъект 99 0 объект > эндообъект 100 0 объект > эндообъект 101 0 объект > эндообъект 102 0 объект > эндообъект 103 0 объект > эндообъект 104 0 объект > эндообъект 105 0 объект > эндообъект 106 0 объект > эндообъект 107 0 объект > эндообъект 108 0 объект > эндообъект 109 0 объект > эндообъект 110 0 объект > эндообъект 111 0 объект > эндообъект 112 0 объект > эндообъект 113 0 объект > эндообъект 114 0 объект > эндообъект 115 0 объект > эндообъект 116 0 объект > эндообъект 117 0 объект > эндообъект 118 0 объект > эндообъект 1190 объект > эндообъект 120 0 объект > эндообъект 121 0 объект > эндообъект 122 0 объект > эндообъект 123 0 объект > эндообъект 124 0 объект > эндообъект 125 0 объект > эндообъект 126 0 объект > эндообъект 127 0 объект > эндообъект 128 0 объект > эндообъект 129 0 объект > эндообъект 130 0 объект > эндообъект 131 0 объект > эндообъект 132 0 объект > эндообъект 133 0 объект > эндообъект 134 0 объект > эндообъект 135 0 объект > эндообъект 136 0 объект > эндообъект 137 0 объект > эндообъект 138 0 объект > эндообъект 139 0 объект > эндообъект 140 0 объект > эндообъект 141 0 объект > эндообъект 142 0 объект > эндообъект 143 0 объект > эндообъект 144 0 объект > эндообъект 145 0 объект > эндообъект 146 0 объект > эндообъект 147 0 объект > эндообъект 148 0 объект > эндообъект 1490 объект > эндообъект 150 0 объект > эндообъект 151 0 объект > эндообъект 152 0 объект > эндообъект 153 0 объект > эндообъект 154 0 объект > эндообъект 155 0 объект > эндообъект 156 0 объект > эндообъект 157 0 объект > эндообъект 158 0 объект > эндообъект 159 0 объект > эндообъект 160 0 объект > эндообъект 161 0 объект > эндообъект 162 0 объект > эндообъект 163 0 объект > эндообъект 164 0 объект > эндообъект 165 0 объект > эндообъект 166 0 объект > эндообъект 167 0 объект > эндообъект 168 0 объект > эндообъект 169 0 объект > эндообъект 170 0 объект > эндообъект 171 0 объект > эндообъект 172 0 объект > эндообъект 173 0 объект > эндообъект 174 0 объект > эндообъект 175 0 объект > эндообъект 176 0 объект > эндообъект 177 0 объект > эндообъект 178 0 объект > эндообъект 1790 объект > эндообъект 180 0 объект > эндообъект 181 0 объект > эндообъект 182 0 объект > эндообъект 183 0 объект > эндообъект 184 0 объект > эндообъект 185 0 объект > эндообъект 186 0 объект > эндообъект 187 0 объект > эндообъект 188 0 объект > эндообъект 189 0 объект > эндообъект 190 0 объект > эндообъект 191 0 объект > эндообъект 192 0 объект > эндообъект 193 0 объект > эндообъект 194 0 объект > эндообъект 195 0 объект > эндообъект 196 0 объект > эндообъект 197 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [81,0 646,991 276,048 665,009] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 198 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [81,0 617,094 288,12 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 199 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямо [427,044 617,094 549,0 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 200 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [402,936 178,638 424,38 190,65] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 201 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямая [81,0 149,838 138,924 161,85] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 202 0 объект > /Граница [0 0 0] /Прямая [288,12 149,838 326,244 161,85] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 203 0 объект > ручей xYKn$7}@}a2/BUQrS= 1 9Pd23?sa*ӻpWmkETmo xMHzNY(MzvuyJW/PpWMB:

    Ваше дело: Референтная группа

    Руководство по публикации или уничтожению

    Anne-Wil Harzing — (обновлено, чт, 2 июня 2022 г., 10:56)

    При продвижении по службе или назначении на должность обычно рекомендуется сравнить ваше дело с соответствующей группой коллег. Многие оценщики имеют очень слабое представление о том, каковы типичные нормальные баллы для различных показателей. Поэтому, если вы не сделаете явное сравнение, они будут явно или неявно использовать свою собственную контрольную группу, что не обязательно будет работать в вашу пользу.

    Различия в поведении цитирования между дисциплинами и поддисциплинами

    Существуют огромные различия в типичных показателях цитирования между дисциплинами, особенно при использовании Thomson Reuters Web of Science, т. е. ISI, данных цитирования. Поэтому, если в вашем университете существует процесс пребывания в должности или продвижения по службе, в котором решения принимаются комитетами, состоящими из людей, работающих в смежных или даже не связанных дисциплинах, еще более важно сформулировать ваше дело относительно пребывания в должности или продвижения по службе с соответствующей референтной группой.

    Поведение в отношении цитирования также может значительно различаться в пределах дисциплин или даже в рамках поддисциплин. Область управления человеческими ресурсами, как поддисциплина управления, включает ученых, работающих над трудовыми отношениями и профсоюзами, а также ученых, работающих над более психологически ориентированными темами, такими как мотивация или отношение к работе.

    УЧР: от организационного поведения к производственным отношениям

    Последние ученые, работающие в области организационного поведения, могли бы публиковаться в основных журналах по психологии, таких как Психологический вестник. Бывшим ученым очень повезло бы, если бы они публиковались в лучшем американском журнале в своей области: Промышленные отношения . Импакт-фактор журнала ISI Psychological Bulletin примерно в шесть раз выше, чем импакт-фактор журнала Industrial Relations .

    Контекстные исследования трудно публиковать в основных американских журналах

    Более того, поскольку их исследования очень зависят от контекста, многие ученые, занимающиеся вопросами производственных отношений, не смогут публиковаться в основных американо-американских журналах по отраслевым отношениям. Следовательно, им, возможно, придется публиковать свои работы в журналах с низким уровнем влияния, таких как 9.0023 British Journal of Industrial Relations , European Journal of Industrial Relations , Asia Pacific Journal of Human Resources или Australian Labor History .

    Показатели цитирования в производственных отношениях ниже, чем в организационном поведении

    Таким образом, мы можем ожидать, что любые статьи в области производственных отношений будут цитироваться гораздо реже, чем статьи в области организационного поведения, которая более тесно связана с психологией.

    Скриншот Publish or Perish выше сравнивает публикации в Psychological Bulletin за 2010-2015 годы с рядом журналов Industrial Relations и ясно показывает, что статьи в первом могут рассчитывать на гораздо более высокие показатели цитируемости. Таким образом, сравнение вашей статьи с другими статьями в журнале является хорошей стратегией.

    Как выбрать свою референтную группу?

    Очень важно грамотно выбрать референтную группу. Ваша референтная группа должна быть достаточно узкой, чтобы отражать любые различия в поведении цитирования в разных дисциплинах. Однако он не должен быть настолько узким, чтобы ваш комитет отклонил ваш выбор как предвзятый или не относящийся к делу. В целом, я обнаружил, что две стратегии особенно эффективны: международная дисциплинарная стратегия и институциональная стратегия.

    A: Стратегия дисциплины: сравнение с учеными в той же области исследований

    Для первой стратегии вы сравниваете свои записи с репрезентативной выборкой ученых в вашей области исследований на том уровне, на который вы претендуете. Чтобы сделать ваши доводы убедительными, обычно лучше выбирать ученых из учебных заведений аналогичного или более высокого уровня престижа. Если вы можете показать, что работаете на том же уровне, что и ученые из более престижных учебных заведений, которые уже какое-то время занимают свои должности, у вас есть очень веские доводы.

    B: Стратегия учреждения: сравнение с учеными вашего учебного заведения

    Вторая стратегия более локальна. Здесь вы сравниваете свои результаты с академическими достижениями в вашем учебном заведении на том уровне, на который вы претендуете. Если у вас есть доступ к продолжительности пребывания в должности ваших академических коллег, вы можете сравнить свой послужной список как с давно работающими учеными, так и с теми, кто недавно был повышен до того же уровня. Эта стратегия может быть особенно эффективной, если в вашем учреждении действуют более строгие нормы продвижения по службе, чем в сопоставимых учреждениях.

    Убедитесь, что ваша референтная группа достаточно велика

    Пожалуйста, обратите внимание, что обычно вам потребуется как минимум 3-4 академика в вашей референтной группе, чтобы иметь возможность провести достоверное сравнение, и желательно большее количество. Обычно я бы не советовал указывать имена отдельных лиц, так как это может легко привести к враждебной реакции. Однако будьте готовы обосновать свои средние значения, если вас об этом попросят. Возможно, вы захотите создать папки для своих эталонных групп в центре множественных запросов Publish or Perish, чтобы можно было легко хранить и обновлять результаты анализа.

    Ваша задача — убедить комиссию по продлению или продвижению!

    В целом, пожалуйста, осознайте, что ваша работа состоит в том, чтобы убедить и информировать членов вашей комиссии о влиянии вашего исследования. Многие старшие ученые, выросшие в эпоху, когда показатели цитирования были относительно неважными, имеют очень ограниченные знания о собственных или чужих записях цитирования. Более того, по моему опыту, многие ученые имеют тенденцию подсознательно переоценивать свои собственные достижения, когда они претендовали на должность или продвижение по службе, и, следовательно, неявно используют неподходящую референтную группу.

    «Заявить о себе» имеет решающее значение для многих процессов в академических кругах

    Если у вас отличный послужной список, вы можете подумать, что несправедливо выполнять всю эту работу, чтобы получить повышение. Вы также можете подумать, что старшие ученые должны знать лучше, но помните: они всего лишь люди и очень занятые люди. Кроме того, многие процессы в академических кругах (например, дальнейшее продвижение по службе, заявления о приеме на работу, заявки на гранты, заявки на награды за исследования и заявки на стипендии) зависят от того, как вы обосновываете влияние своих исследований. Следовательно, неплохая идея получить некоторые навыки в «продаже» вашей пластинки!

    Поддержка публикации или уничтожения

    Разработка программного обеспечения Publish or Perish осуществляется на добровольных началах с 2006 года. Загрузка и использование Publish or Perish остаются бесплатными (безвозмездно), но ваша поддержка покрывает расходы на хостинг, пропускную способность и разработку программного обеспечения. ценятся. Ваша поддержка помогает в дальнейшем развитии Publish or Perish для новых источников данных и дополнительных функций.

    Обратная связь

    PS : Если вы используете Publish or Perish на регулярной основе, уделите мне 5 минут, чтобы оставить отзыв.

    Авторские права © 2022 Anne-Wil Harzing. Все права защищены. Последнее изменение страницы: Чт, 2 июня 2022 г., 10:56

    Энн-Уил Харзинг — профессор международного менеджмента в Миддлсекском университете в Лондоне и приглашенный профессор международного менеджмента в Тилбургском университете. Она является членом Академии международного бизнеса, избранной группы выдающихся членов AIB, получивших признание за их выдающийся вклад в научное развитие области международного бизнеса. В дополнение к своим академическим обязанностям она также ведет список качества журнала и является движущей силой популярной программы Publish or Perish.

    Профиль Анн-Виль Харзинг и контактные данные >>

    Group Conformity — The Decision Lab

    Основная идея

    Теория и практика

    TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

    Наши консультационные услуги

    Представьте, что вы подружились с кем-то, кто учится в престижной художественной школе, и идете в музей современного искусства с их группой друзей. Вскоре после экскурсии по музею вы обнаружите, что смотрите на произведение искусства, которое кажется не чем иным, как большим белым холстом с единственной черной линией. Вы никогда раньше не видели это произведение искусства и не знакомы с художником, но вы слышали, как гид говорит, что стоимость этой работы превышает один миллион долларов. Кажется, все твои новые друзья согласны с тем, что это особенная работа.

    В этих условиях, возможно, вы притворяетесь, что «понимаете» это, чтобы вписаться в группу. Вы не хотите казаться не в курсе! Возможно, вы сделаете еще один шаг и на самом деле начнете верить, что произведение блестяще. В конце концов, группа, с которой вы состоите, более вовлечена в мир искусства, чем вы, и поэтому должна лучше оценивать ценность искусства.

    Эта ситуация является примером  группового соответствия , которое относится к тому, как люди приводят свои взгляды, убеждения и поведение в соответствие с групповыми нормами, убеждениями и практиками. Как подробно описано в психологической литературе, у людей есть сильное желание соответствовать группам, в которых они находятся, и они часто будут соответствовать не только своему внешнему поведению, но и своим внутренним убеждениям, установкам и даже идентичности из-за групповой принадлежности. влияние 1 . Хотя влияние группового соответствия может варьироваться в зависимости от таких факторов, как культурное происхождение, возраст, пол, индивидуальная личность и т. д., групповое соответствие является общепризнанным и мощным влиянием на человеческое поведение.

    »

    Почему мы часто соглашаемся с групповым большинством, даже если в частном порядке мы с ним не согласны?

    Теория и практика

    TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

    Наши консультационные услуги

    Ключевые термины

    Соответствие : Соответствие своих взглядов, убеждений и поведения групповым нормам, убеждениям и практикам.

    Нормативное соответствие:  Соответствие, которое обусловлено желанием понравиться или быть принятым социальной группой. Это соответствие, как правило, создается либо обещанием вознаграждения за соблюдение, либо угрозой наказания за несоблюдение. Часто это только внешнее, не всегда соответствующее внутренним убеждениям и ценностям конформного человека. 2

    Информационное соответствие:  Это соответствие обусловлено желанием людей получить точную информацию о реальности. Это происходит, когда люди полагаются на доверенных членов группы, чтобы прийти к выводам о том, что верно, какие действия предпринять или какое мнение иметь. Это соответствие часто влияет на личные убеждения и отношения, а не только на внешние действия. 2

    Групповое мышление:  Относится к информационному соответствию, способу мышления, используемому людьми при достижении консенсуса, который часто может игнорировать разумные или рациональные выводы.

    Социальные нормы:  Коллективные убеждения о том, какое поведение уместно в данной ситуации.

    История

    Хотя люди долгое время опасались группового конформизма, психологические и поведенческие исследования получили развитие только в первой половине 1900-х годов.

    Первый популярный эксперимент на эту тему был проведен Музафером Шерифом в 1935 году. 2  Эксперимент Шерифа использовал автокинетический эффект, оптическую иллюзию, при которой точка света в темной комнате кажется движущейся, несмотря на то, что остается неподвижной. Шериф обнаружил, что существует большая разница в оценках того, насколько сильно перемещался свет, когда их спрашивали индивидуально, но как только участники получили возможность обсудить в небольших группах, разница в оценках стала гораздо меньше. Это говорит о том, что люди модифицировали свои оценки, чтобы они были ближе к средней оценке группы.

    Самый известный эксперимент на соответствие был проведен Соломоном Ашем. 3  В его экспериментах 1951 года участников просили визуально оценить, какая из трех линий ближе всего по длине к четвертой линии.

    Линейный эксперимент Аша 1951 года.

    Правильный ответ был очевиден; линия C (как видно на рисунке 1) была почти идентична целевой линии. Когда их спрашивали без влияния других, участники выбирали правильный ответ в 98% случаев. Однако, когда их поместили в группы единомышленников, которые все согласились с неправильным ответом, только 63,2% участников все же выбрали очевидно правильный ответ, а 36,8% согласились с групповым консенсусом и выбрали неправильный ответ.

    Эксперименты Аша продемонстрировали силу группового влияния, так что людей можно было заставить выбирать неправильный ответ на простой тест, просто чтобы избежать несоответствия. Однако эксперименты также показали, что многие участники могли отказаться подчиняться, так что соответствие группе не считалось само собой разумеющимся со стороны всех людей.

    В 1955 году, после этих знаменитых экспериментов, Герберт. Келман попытался провести различие между тремя различными типами соответствия: согласием, интернализацией и идентификацией. 2

    • В соответствии на основе соответствия люди согласовывают свои действия с группой, в которой они находятся, чтобы добиться благосклонности или избежать наказания, даже если в частном порядке они могут не соглашаться.
    • При интернализации конформизм индивидуумов достигает более глубокого уровня, поскольку они начинают верить в истину и ценности группы, в которой они находятся.
    • В идентификации люди соответствуют, потому что соответствие определяет часть их идентичности как члена группы.

    Однако в современной науке о поведении мы часто используем две категории соответствия, введенные Дойчем и Джеррардом 9  , для двух основных типов соответствия: нормативного и информационного. Нормативное соответствие мотивируется поиском одобрения социальной группы, тогда как информационное соответствие возникает, когда человек полагается на социальную группу как на источник информации о реальности.

    Люди

    Музафер Шериф

    Музафер Шериф был турецко-американским психологом и одним из основателей современной психологии. Он был особенно известен своим вкладом в теорию социальных суждений и реалистическую теорию конфликтов. Эксперименты Шерифа 1935 года были первыми научно-популярными оценками группового соответствия. 1

    Соломан Аш

    Аш был польско-американским психологом 1900-х годов. Его работа была сосредоточена на многих темах, включая соответствие и формирование впечатления. Он известен своим использованием гештальт-психологии, типа психологии, которая подчеркивает необходимость понимания контекста для понимания конкретных действий. Его 1951 эксперимент был первым после эксперимента Шерифа, который внес большой вклад в понимание группового конформизма. 3

    Герберт К. Келман

    Келман является почетным профессором социальной этики Ричарда Кларка Кэбота в Гарвардском университете. Он известен своим вкладом в социальную психологию, а также своим политическим участием в разрешении палестино-израильского конфликта. Он был одним из первых, кто классифицировал типы группового соответствия в формальных рамках.5

    Последствия

    Важно помнить, что подчинение может иметь как хорошее, так и плохое влияние на вашу жизнь, в зависимости от социальной группы и ситуации. Если вы находитесь в социальной группе, которая поощряет позитивное и здоровое поведение, групповое соответствие может улучшить ваше самочувствие — вы можете с большей вероятностью заниматься спортом в своем туристическом клубе, меньше пить с друзьями-трезвенниками или заниматься творчеством с местными художниками. Однако для социальной группы, которая поощряет рискованное поведение, такое как чрезмерное употребление наркотиков или оскорбительное поведение, социальная конформность может иметь негативные последствия.

    Что касается нормативного соответствия, то групповая динамика может побудить кого-то предпринять действия или сказать то, чего он не сделал бы сам по себе. Одним из сценариев, в котором это может произойти, является токсичная рабочая среда. Вам может казаться, что ваш руководитель относится к вам несправедливо, но воздержитесь от слов, если никто из ваших коллег не выражает сомнений в отношении стиля управления вашего начальника.

    С положительной стороны, групповое соответствие может подтолкнуть людей к минимизации их негативных черт. Исследование 2010 года, проведенное Кэмпбелл-Мейкледжон и его коллегами, показало, что люди с личностными чертами «темной триады» (нарциссизм, макиавеллизм и психопатия) гораздо более справедливо относились к распределению денег, если оно воспринималось как групповая норма, для которой несоответствие могло быть наказан. 4  Это согласуется с наблюдением, что социальные нормы  выросли из групповых соглашений о надлежащем поведении.

    Информационное соответствие также может иметь положительное влияние, например, сообщения от организаций общественного здравоохранения. Им часто доверяют многие социальные группы (хотя и не все), и они придерживаются строгих стандартов, чтобы обеспечить точность и научную достоверность. Вспомните рост информации о здравоохранении  в начале пандемии COVID-19.пандемия. Имея так много противоречащих друг другу сведений о передовых методах обеспечения безопасности, многие из них выиграли от того, что доверили свои суждения доверенным авторитетным источникам.

    Однако откладывание решения группы может также привести к молчанию противоречивых голосов. Решения могут основываться больше на групповом консенсусе, чем на рациональной оценке альтернатив. Этот тип явления также был придуман групповым мышлением и может привести к катастрофическим результатам. Ярким примером является опрометчивый запуск 1986 космический корабль НАСА «Челленджер», который трагически взорвался вскоре после запуска. 6 Несмотря на предупреждающие знаки, группа ученых, участвовавших в запуске, была настолько уверена в собственном успехе, что несогласие было подавлено, и запуск был осуществлен.

    Споры

    Хотя групповое соответствие может показаться сильным, важно помнить, что люди могут и часто отказываются подчиняться большинству в случаях, когда они считают, что группа неверна или неэтична. Некоторые из самых ярких моментов в истории происходят из тех времен, когда смелые люди шли против норм большинства, чтобы защищать социальные группы меньшинств или индивидуальные права.

    Групповое соответствие может зависеть от ряда факторов, но исследованиям часто трудно определить, какие из них являются наиболее важными. Некоторые культуры склонны поощрять отношение к социальному конформизму в большей степени, чем другие, 2  и гендерная социализация может играть роль в отношении к конформизму. Было высказано предположение, что в западных культурах мужчины часто социализируются, чтобы быть более индивидуалистичными, тогда как женщины, как правило, социализируются с более сильным акцентом на ценности соответствия и более строгими наказаниями за несоответствие. 10  Хотя в конце 20-го века было проведено большое количество исследований, подтверждающих эту точку зрения, недавних доказательств, подтверждающих это, не было. С изменением гендерных ролей и культурных сдвигов трудно понять, будет ли пол играть роль в конформизме в будущем.

    Размер социальной группы и характер группы также являются факторами, которые, как было показано, влияют на конформизм. Недавние исследования показали, что менее разнообразные группы, как правило, имеют более высокую степень конформизма, 11  подчеркивая важность различных команд для критического мышления. Однако влияние размера группы на соответствие остается неясным. В то время как ранние исследования показали, что соответствие снижается после того, как группа становится больше трех человек, другие результаты показали, что чем больше группа, тем больше вероятность того, что мы будем соответствовать. 12  Очевидно, что нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы полностью поймем, какие групповые факторы приводят к конформизму.

    Практический пример

    Групповое соответствие и позитивное академическое поведение

    В исследовании 2013 года Масланд и Лиз исследовали взаимосвязь между академическим поведением детей начальной школы и групповым соответствием. Их исследование состояло из 455 детей в классах с третьего по пятый. 7  В то время как много было сказано о негативном влиянии социального конформизма на детей (нам всем говорили никогда не поддаваться «давлению сверстников»), это исследование подчеркнуло положительный результат группового конформизма.

    Исследователи обнаружили, что дети с более академически ориентированными людьми в их группе сверстников лучше успевали в школе и ценили академические успехи больше, чем дети без академических групп сверстников. Хотя индивидуальные способности и личность также оказали влияние, исследователи смогли выделить положительный эффект группового соответствия даже при контроле ранее существовавших индивидуальных характеристик.

    Групповое соответствие и реакция на отклонения, связанные с COVID-19

    Групповое соответствие в последнее время стало вызывать большой интерес в общественном здравоохранении во время пандемии COVID-19. Эта ситуация дала нам возможность увидеть, как работают механизмы конформизма не только внутри одной группы, но и между группами.

    Решение следовать мерам общественного здравоохранения является индивидуальным решением, но оно тесно связано с групповыми нормами. На протяжении всей пандемии между мерами общественного здравоохранения, такими как вакцины, социальное дистанцирование и ношение масок, возникали как девиантные, так и недевиантные группы.

    В то время как члены группы тех, кто соблюдает меры общественного здравоохранения, обычно испытывают сильное давление со стороны других членов группы, чтобы они придерживались норм, лица, более тесно связанные с антинаучными группами, скорее всего, будут испытывать давление, заставляющее их игнорировать правила. Как отмечают Доминик Дж. Пакер и его коллеги, «в поляризованных контекстах конформизм может заключаться как в отказе от того, что делают они, так и в том, чтобы делать то, что делаем мы». 8  Эксперты по коммуникациям в области здравоохранения использовали групповое соответствие в своих усилиях по пропаганде здоровых действий, таких как вакцинация, путем передачи информации через уважаемых членов группы. Некоторые могут считать высокопоставленных чиновников здравоохранения аутсайдерами в своей группе, а знаменитостей или влиятельных лиц — частью своей группы. Короче говоря, у вас есть сила группового соответствия, которую вы можете поблагодарить за звездные кампании по вакцинации.

    Связанное содержимое TDL

    Информационная перегрузка

    Информационная перегрузка — еще один механизм, который может иметь важные и потенциально неблагоприятные последствия для принятия решений и может заставить нас слепо полагаться на групповое соответствие, а не на рациональные процессы принятия решений. Подробнее об этой концепции читайте здесь.

    Общение во время коронавируса

    Групповое соответствие — лишь одна из нескольких проблем, связанных с эффективным общением с другими и принятием соответствующих мер, связанных с изменением мер общественного здравоохранения. Узнайте больше о коммуникативных проблемах, связанных с пандемией, здесь.

    Источники

    1. GoodTherapy. 2020. Соответствие. https://www.goodtherapy.org/blog/psychpedia/conformity
    2. Маклеод, Сол. 2016. Что такое соответствие? Просто психология. https://www.simplypsychology.org/conformity.html
    3. Википедия. 2021. Эксперименты по соответствию Аша. https://en.wikipedia.org/wiki/Asch_conformity_experiments
    4. Гладкий, Скотт. 2016. Наука одинаковости. Ассоциация психологических наук.
    5. Гарвардский университет. Герберт. К. Кельман. https://scholar.harvard.edu/hckelman/home
    6. Хауэлл, Элизабет. 2019. Челленджер: Катастрофа шаттла, изменившая НАСА.