Рисунки детей психология расшифровка: Расшифровка детского рисунка в психологии

Содержание

Арт-терапия. Расшифровка рисунков | Центр «Оранжевое солнце» – сертификационные обучающие программы по психологии, тренинги, семинары, консультации психолога в Екатеринбурге

Арт-терапия и расшифровка рисунков тесно связаны – таким образом человек может понять, развиваются ли его художественные навыки, изменяется ли его внутреннее состояние. Родители, практикующие арт-терапию с детьми, могут разобраться в том, что волнует их ребёнка посредством интерпретации рисунков.

Различные картины и сюжеты можно нарисовать по-разному: один ребёнок выберет тёмные тона для рисунка, другой – светлые; первый предпочтëт использовать плавные, нежные линии, второй – резкие, чëткие. В этой статье мы разберем, на что конкретно стоит обращать внимание при расшифровке детских рисунков.

Расшифровка сюжета

Как правило, родители разбирают рисунок на составляющие, уточняя значение каких-либо деталей. Особенность расшифровки сюжетов кроется в том, что необходимо задуматься об ощущениях, которые вызывает детский рисунок. Он может быть грустным или веселым, спокойным или тревожным. То есть родитель должен почувствовать, какие эмоции выразил ребёнок.

Далее стоит задуматься о сюжете. Как правило, достаточно спросить малыша: «Расскажи мне, что ты нарисовал?». Многие дети рисуют либо живых существ – людей или животных, либо природу, либо предметы вроде машин, зданий. Считается, что если ребёнок никогда не рисует людей, у него имеются трудности с коммуникацией. Если малыш рисует различных устрашающих животных – значит, он находится в напряжении, чувствует опасность и ожидает чего-то плохого.

Мальчики в возрасте 6-8 лет часто рисуют на военную тематику или предпочитают рисовать динозавров, скорпионов, пауков и пр. Волноваться в таких случаях не стоит, поскольку ребёнок посредством рисования пытается подготовить себя к роли мужчины, защитника.

Девочки в этом же возрасте наиболее часто рисуют сказочных персонажей – принцесс и невест, различные украшения и цветы. Это позволяет им подготовиться к роли девушки, красивой, доброй и весёлой.

Расшифровка цветов

Цвета в рисунках способны передавать эмоции и чувства детей. Главное правило расшифровки цветов: необходимо уделять внимание тем цветам, которые в рисунках используются чаще и больше всего, а так же использование которых неоправданно. Приведём пример: ребёнок может использовать чёрные контура при рисовании и отказываться добавлять какие-либо другие цвета. Либо он рисует предметы, используя те цвета, которые не соответствуют реальности (зелёное солнце, красная трава и пр.). Кроме того, цвет фона так же имеет значение – на семейном автопортрете цвет фона может рассказать о психологической атмосфере в семье.

Синим цветом рисуются места, где ребёнок ощущает себя уверенно и спокойно, зелёным – те, которые вызывают чувство надёжности, однако избыток зелёного говорит о тоске; красный цвет говорит о эмоциональном напряжении, раздраженности, жёлтый – об активности, позитивном настрое, розовый – о испытываемой нежности, чувствительности.

При интерпретации рисунков не стоит забывать о том, что у ребёнка может быть собственное мнение касательно цветов. Например, можно спросить: «Красный – это какой цвет: хороший или плохой, весёлый или грустный?». При этом, независимо от используемых цветов, стремление полностью заштриховать или закрасить фигуры говорит о том, что у ребёнка имеются негативные переживания.

Размеры рисунка

Родителям стоит обращать внимание и на то, сколько места на бумаге занимает сам рисунок, и на то, насколько большими или маленькими ребёнок рисует определенные детали. Небольшие рисунки с большим количеством мелких деталей говорят о том, что ребёнок чувствует себя неуверенно, робко, о чем-то тревожится. Большие рисунки, которые не помещаются на бумаге, свидетельствуют о слабом самоконтроле, импульсивности.

Все важные вещи так или иначе имеют большой размер. То, что ребёнка интересует мало, размер имеет маленький.

При рисовании людей стоит учитывать размеры частей тела. Отсутствие или недорисованность рук говорит о трудных взаимоотношениях с окружающим миром. Слишком большая голова – о том, что ребёнок предпочитает действовать не эмоциями, а разумом, и ценит это качество в других. Большие уши символизируют зависимость от чужого мнения.

Сила нажима, расположение предметов

Для того, чтобы понять, какова сила нажима, необходимо перевернуть рисунок обратной стороной и рассмотреть линии от карандаша. Сильный нажим говорит о высоком напряжении либо в конкретном моменте (во время рисования), либо испытываемом постоянно. Если ребёнок рисует конкретного человека сильным нажимом, значит, у них в отношениях имеются определённые трудности. Слабый нажим говорит о том, что у ребёнка снижено настроение, наблюдается апатия.

Наверху рисунка располагается всё духовное: мысли, чувства, фантазии. Как правило, именно там находится национальное начало, различные ценности ребёнка, его стремления.

Внизу ребёнок рисует сразу несколько вещей – то, что постоянно находится в его жизни, то есть различную деятельность, повседневные заботы, либо то, что имеет для него малое значение. Именно внизу находится всё иррациональное, неосознаваемое ребёнком.

В правой части рисунка расположено желаемое будущее, в левой – прошлое. Если люди или предметы повёрнуты влево, это свидетельствует о том, что ребёнок живёт прошлым.

Арт-терапия и расшифровка рисунков – дело относительно несложное. Главное – это помнить, что при интерпретации рисунка необходимо составлять общее впечатление и анализировать эмоции при взгляде на картинку. Далее следует обращать внимание на сюжет, а затем – на прочие показатели.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

ВЕБИНАР: Психологическая расшифровка детского рисунка: диагностические и коррекционные возможности

Вступление

ВНИМАНИЕ! Занятия будут проходить в формате online-лекции 23, 24, 26 и 27 декабря с 10:00 до 17:00 ч. (время московское) с перерывами на обед и отдых

Вебинар рассчитан на психологов, педагогов, социальных работников, художников, преподавателей живописи, руководителей детских художественных кружков, а также всех заинтересованных в данной проблеме специалистов.

В результате обучения участники смогут:

  • получить представление об этапах развития рисунка в разные периоды жизни;
  • понять механизмы самовыражения ребенка через изобразительное творчество;
  • освоить уникальную авторскую систему психологической расшифровки детского рисунка;
  • получить навыки понимания психологических особенностей ребенка по продуктам его творчества;
  • использовать полученные знания и навыки при решении задач развития и воспитания детей.

В программе

  • Изобразительная деятельность как средство самовыражения личности.
  • Этапы освоения рисования детьми разного возраста.
  • Формирование символической структуры рисунка (от 1 года до 5 лет).
  • Скрытая система кодирования психической и личностной информации в изображении:
    • особенности интеллекта;
    • эмоциональные конфликты;
    • межличностные проблемы;
    • особенности мировоззренческой позиции.
  • Уникальная авторская система психологической расшифровки любых видов изображений.
  • Основы психолого-педагогической помощи ребенку через его изобразительную деятельность.

Формы работы

мини-лекции, интерпретация детских рисунков

  • Объем программы 32 академических часа

  • Удостоверение о повышении квалификации.

Внимание!

Занятия будут проходить в формате online-лекции с перерывами на обед и отдых. Ссылка на подключение к трансляции будет отправляться на электронную почту каждый день за 1-2 часа до начала занятия. Ссылка на просмотр видеозаписей будет также отправляться по почте после занятий.

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Ольга, Калязин (12.01.2021)

    очень интересная информация. А сколько примеров из жизни! Что делает материал еще более понятным для усвоения. Никогда не думала, на сколько значимо рисование в первые годы жизни ребенка. Нашла свои ошибки как родителя. Спасибо за полученные знания которые пригодятся мне в моей деятельности с детьми

  • Наталия, Тула (29.12.2020)

    Замечательный вебинар. Чудесная подача материала с множеством доступных примеров. Трепетное отношение к детям. Благодаря Марии Владимировне смогла по-новому увидеть знакомые вещи и раскрыть для себя иной взгляд на детский рисунок. Спасибо «Иматону» за возможность пройти данный семинар в онлайн режиме. Давно хотела попасть на данный курс, хотелось бы, чтобы после окончания пандемии онлайн-формат сохранился вместе с очным форматом.

  • Ирина, Подольск (13.10.2020)

    Марина Владимировна рассказала и показала много нового о детях, их внутреннем мире и мудрости. Путь развития и взросления через первые «почеркушки» к изобразительному рисунку. Для меня было открытием то, что детские рисунки можно читать, как книгу жизни ребенка. Через точки, линии, крючки и другие графические следы, ребенок разговаривает с миром взрослым. Ценные знания! увлекательные лекции и понятный язык. Я рекомендую этот обучающий вебинар родителям, воспитателям, учителям. Практический опыт, который вы получите от Марии Владимировны уникален и бесценен! Мария Владимировна, от всей души благодарю вас за вебинар, за ваши книги, за вашу любовь к детям и понимания мира ребенка.

Резюме

Расшифровка дислексии | Родительская карта

Каковы признаки того, что ребенка следует направить на оценку дислексии?

Существует множество факторов, влияющих на принятие решения о направлении ребенка на оценку успеваемости. Когда ребенок отстает в чтении, может быть трудно решить, проводить ли оценку сразу же или занять выжидательную позицию. У некоторых детей, которые изначально отстают в чтении, может вдруг что-то «щелкнуть», и они наверстывают упущенное, в то время как другие отстают в начальной школе еще больше.

Вот некоторые факторы, которые могут склонить чашу весов в сторону получения оценки. Чем больше факторов присутствует, тем больше вероятность того, что у ребенка могут быть проблемы с обучением, которые стоит изучить. В приведенный ниже список включены факторы, которые могут сигнализировать о проблеме, но не все перечисленные признаки обязательно присутствуют у ребенка с дислексией.

Имейте в виду, что некоторые очень способные дети с дислексией способны компенсировать или «маскировать» свои трудности. Эти дети могут достигать результатов на уровне своего класса, но не на том уровне, которого можно было бы ожидать, учитывая их высокий интеллект. Эксперты в этой области расходятся во мнениях относительно того, следует ли считать очень способного ребенка с навыками чтения на уровне класса нарушением обучаемости. У высокоинтеллектуальных детей, которые умеют читать только на уровне своего класса, в функционировании мозга могут наблюдаться сходные с дислексией паттерны (что подтверждается неинвазивной функциональной магнитно-резонансной томографией), в то время как читатели на уровне класса, чей уровень интеллекта соответствует уровню их интеллекта, как правило, не демонстрируют такой паттерн. .

Возможные признаки того, что ребенка следует рассмотреть для оценки обучения:

  • Семейный анамнез и история развития
  • Семейный анамнез дислексии, особенно у ближайших родственников (родителей, братьев и сестер)
  • Задержки в раннем развитии речи, даже легкие («поздно заговорившие»)
  • Проблемы с артикуляцией речи
  • Проблема со словесным «спотыканием» из-за звуков (например, «псгетти» вместо спагетти)
  • Трудно выучить азбуку

Текущая академическая деятельность

  • Кажется, отстает в чтении
  • Произносится прерывисто при чтении вслух
  • Испытывает трудности с правописанием
  • Не хватает стратегии произносить слова
  • С трудом запоминает звуки, соответствующие определенным буквам
  • Трудно запоминать последовательности (дни недели, месяцы года)
  • С трудом запоминает информацию (следуя инструкциям)

ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ!
Получите лучшее из ParentMap, доставленное прямо в ваш почтовый ящик.

Читать дальше

Неожиданный диагноз, поставленный детьми перед экраном

Хотите вылечить своего ребенка? Начните с исцеления себя

Детская хирургия эпилепсии в детской больнице Сиэтла может изменить жизнь детей

Похожие темы

  • Дислексия

  • Печатные истории

Поделитесь этой статьей с друзьями!

Об авторе

Карен Павлидис, доктор философии.

Карен Павлидис, доктор философии, детский клинический психолог, занимающаяся частной практикой в ​​Сиэтле почти 20 лет. Она является основателем Child and Teen Solutions и работает клиническим инструктором на факультете психологии Вашингтонского университета.

11 советов по эффективным командам

Ваш ребенок боится рвоты?

Другие статьи этого автора