Память и мышление психология: Внимание, мышление, память
3. Память и мышление
Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, 410 они должны присутствовать в памяти.
Память участвует и в простом воспоминании, и в других мыслительных процессах, например в мечтах или грезах наяву, а также ни более структурированном уровне в планировании, решении проблем и принятии решений.
Когда мы предаемся фантазиям (при воспоминаниях или в мечтах, а также при некоторых сновидениях), у нас появляются и основном мысленные образы. При этом возникают ассоциации, не управляемые какой-либо жесткой организацией мысли. Иногда при столкновении с суровой действительностью, мы начинаем строить какие — то пожелания или грезить наяву, например, вспоминаем о неких событиях (чаще всего, происшедших не с нами), которые могли бы быть решением проблемы.
Однако в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры. Именно это происходит при формировании новых понятий, планировании нашей деятельности суждении о предметах, людях или событиях, поиске ответов на различные вопросы или принятии необходимых решений.
Для всех перечисленных видов активности необходимо рассуждение, с помощью которого мы можем как — то по — новому связать информацию о текущих обстоятельствах с информацией, накопленной в памяти.
Представьте себе, что вы влюблены, но предмет ваших чувств об этом не знает. Вы можете, конечно, предаваться мечтаниям, как бы оосуществляя свои желания в грезах наяву, например, встречаясь с любимым человеком в какой-то идиллической обстановке. Но на самом деле это всего лишь фантазия.
Несомненно, было бы реалистичнее обдумать возможность свидания в каком-нибудь общественном месте. Скажем, не пригласить ли любимого человека в кино? Это всего лишь первое решение, которое породит массу задач, требующих планирования и оценки: здесь то и дело будет требоваться специфическая информация, вызванная из памяти. Какой фильм может заинтересовать предмет вашего обожания? Какие фильмы вам рекомендовали? Сколько денег вы можете потратить? В какие кинотеатры проще всего попасть? Далеко ли они расположены от вашего дома или от центра города? Как туда добраться? Пешком пли на автобусе? Где назначить место свидания? Как одеться? И т. д.
Разумеется, это только начало вашего романа, и вам предоставляется возможность строить в воображении дальнейшее развитие событии и находить умственные (и иные) стратегии, которые могут быть реализованы для того, чтобы привести вас к успеху,
Этот очень простои пример позволяет понять, насколько необходима долговременная память для дальнейших попыток мышления. Совершенно ясно, что в большинстве случаев она играет чрезвычайно важную роль в поиске новых решений тех или иных проблем.
Существуют, однако, случаи, когда долговременная память не помогает найти решение проблемы, а, наоборот, затрудняет его нахождение. Так бывает, в частности, тогда, когда какие-то предвзятые идеи о назначении предметов, образе действий того или иного человека или о том, как может произойти какое-то событие, мешают нам увидеть все это по-иному, нежели в свете бывшей у нас до сих пор информации.
Такая функциональная ригидность проявляется, например, когда нам нужно закрутить винт, а отвертки нет, и нам даже не приходит в голову воспользоваться лежащим на столе ножом. Тот же механизм действует, когда приходится иметь дело с изменениями терминологии, единиц измерения или денежной системы. Трудности, которые возникают у многих жителей Северной Америки при переходе от английских мер к метрическим или у французов, когда они рассчитывают цену покупки в «новых франках» (тогда как старых франков не существует, по крайней мере, официально, уже более 30 лет),- вот два очевидных примера функциональной ригидности.
Страница не найдена « Региональный центр развития образования
Вход и регистрация
Планы работы РЦРО
Полезные ссылкиСпутники сайта | Извините, но вы ищете то чего здесь нет. | ГлавноеВерсия для слабовидящих АрхивАрхивВыберите месяц Апрель 2023 (25) Март 2023 (88) Февраль 2023 (52) Январь 2023 (53) Декабрь 2022 (82) Ноябрь 2022 (97) Октябрь 2022 (98) Сентябрь 2022 (66) Август 2022 (39) Июль 2022 (33) Июнь 2022 (58) Май 2022 (73) Апрель 2022 (103) Март 2022 (96) Февраль 2022 (63) Январь 2022 (51) Декабрь 2021 (68) Ноябрь 2021 (95) Октябрь 2021 (62) Сентябрь 2021 (92) Август 2021 (48) Июль 2021 (40) Июнь 2021 (54) Май 2021 (64) Апрель 2021 (111) Март 2021 (112) Февраль 2021 (87) Январь 2021 (74) Декабрь 2020 (125) Ноябрь 2020 (133) Октябрь 2020 (130) Сентябрь 2020 (96) Август 2020 (47) Июль 2020 (35) Июнь 2020 (83) Май 2020 (78) Апрель 2020 (86) Март 2020 (118) Февраль 2020 (117) Январь 2020 (77) Декабрь 2019 (115) Ноябрь 2019 (151) Октябрь 2019 (165) Сентябрь 2019 (100) Август 2019 (48) Июль 2019 (20) Июнь 2019 (52) Май 2019 (100) Апрель 2019 (180) Март 2019 (128) Февраль 2019 (118) Январь 2019 (86) Декабрь 2018 (103) Ноябрь 2018 (149) Октябрь 2018 (125) Сентябрь 2018 (78) Август 2018 (65) Июль 2018 (19) Июнь 2018 (57) Май 2018 (106) Апрель 2018 (140) Март 2018 (123) Февраль 2018 (116) Январь 2018 (71) Декабрь 2017 (130) Ноябрь 2017 (121) Октябрь 2017 (109) Сентябрь 2017 (82) Август 2017 (59) Июль 2017 (31) Июнь 2017 (52) Май 2017 (80) Апрель 2017 (112) Март 2017 (112) Февраль 2017 (83) Январь 2017 (76) Декабрь 2016 (96) Ноябрь 2016 (92) Октябрь 2016 (101) Сентябрь 2016 (74) Август 2016 (51) Июль 2016 (25) Июнь 2016 (53) Май 2016 (80) Апрель 2016 (92) Март 2016 (81) Февраль 2016 (60) Январь 2016 (49) Декабрь 2015 (54) Ноябрь 2015 (82) Октябрь 2015 (70) Сентябрь 2015 (72) Август 2015 (24) Июль 2015 (16) Июнь 2015 (60) Май 2015 (56) Апрель 2015 (78) Март 2015 (74) Февраль 2015 (59) Январь 2015 (39) Декабрь 2014 (52) Ноябрь 2014 (48) Октябрь 2014 (76) Сентябрь 2014 (67) Август 2014 (81) Июль 2014 (18) Июнь 2014 (33) Май 2014 (52) Апрель 2014 (67) Март 2014 (68) Февраль 2014 (68) Январь 2014 (35) Декабрь 2013 (45) Ноябрь 2013 (46) Октябрь 2013 (43) Сентябрь 2013 (42) Август 2013 (86) Июль 2013 (10) Июнь 2013 (40) Май 2013 (28) Апрель 2013 (76) Март 2013 (62) Февраль 2013 (47) Январь 2013 (29) Декабрь 2012 (44) Ноябрь 2012 (58) Октябрь 2012 (43) Сентябрь 2012 (53) Август 2012 (89) Июль 2012 (19) Июнь 2012 (19) Май 2012 (47) Апрель 2012 (55) Март 2012 (56) Февраль 2012 (59) Январь 2012 (34) Декабрь 2011 (34) Ноябрь 2011 (47) Октябрь 2011 (50) Сентябрь 2011 (26) Август 2011 (11) Июль 2011 (8) Июнь 2011 (29) Май 2011 (26) Апрель 2011 (57) Март 2011 (100) Февраль 2011 (47) Январь 2011 (42) Декабрь 2010 (25) Ноябрь 2010 (40) Октябрь 2010 (19)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понимание и использование принципов памяти, мышления и обучения – Введение в психологию
Пожалуйста, найдите несколько минут, чтобы перечислить все навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Попробуйте организовать список по категориям. Какие навыки и категории вы придумали?
Хотя на этот вопрос есть много «правильных ответов», можно привести сильный аргумент в пользу того, что есть три основных типа навыков, ведущих к успеху в школе:
- Умственная деятельность, которую многие люди считают основой академического мышления, таких как память, рассуждение, решение проблем и критическое мышление
- Навыки межличностного общения, такие как умение ладить с преподавателями и одноклассниками и способность работать в группах — короче говоря, способность «хорошо работать и играть с другими»
- Внутриличностные навыки, которые включают в себя понимание и управление собой, в том числе осознание своих сильных и слабых сторон и способность сохранять концентрацию и мотивацию
Этот модуль в основном посвящен первой категории, классическим академическим навыкам. Пять модулей этого модуля описывают основные процессы памяти, обучения, рассуждений, решения проблем и критического мышления. Все это основные проблемы подобласти психологии, известной как когнитивная психология, изучение познания. Познание — это умственная деятельность, связанная с восприятием и знанием: что это такое, и как люди его понимают, общаются и используют. Познание — это, по сути, «повседневное мышление». (Обратите внимание, что часть познания, связанная с восприятием, будет рассмотрена в Разделе 3)
У этого юнита две цели. Во-первых, показать вам, какую пользу может принести вам знание психологических принципов познания. Вторая цель — показать вам, как психологи думают о познании.
Между прочим, хотя мы будем много говорить об использовании когнитивных принципов для достижения успеха в школе, эти — и, если уж на то пошло, почти все — психологические принципы применимы и к жизни вне школы.
Этот блок разделен на пять модулей:
- Модуль 5. Память описывает многие важные открытия в области памяти и показывает, как использовать эти знания для улучшения собственной памяти.
- Модуль 6. Обучение и обусловливание знакомит вас с классическим и оперантным обусловливанием, двумя наиболее важными типами обучения. Однако, как вы увидите, это не совсем то, что первое приходит на ум, когда вы рассматриваете концепцию обучения.
- Модуль 7. Мышление, рассуждение и решение проблем подробно описывает открытия, сделанные психологами в отношении многих мыслительных навыков вне памяти, которые вы используете в школе и на протяжении всей жизни. Модуль 8. Тесты и интеллект
- помещает общий опыт тестирования в контекст психологии интеллекта и принципов построения тестов.
- Модуль 9. Когнитивная психология: революция становится мейнстримом, описывает взлеты и падения интереса к познанию на протяжении всей истории психологии и, в более общем плане, иллюстрирует, как исследования помогают психологам постепенно лучше понимать людей.
Организация для лучшего мышления и памяти
Все мы думаем идеями и информацией, которые хранятся в нашей оперативной памяти. Рабочая память похожа на блокнот с последовательным содержанием на блокноте, которое передается в мыслительный аппарат мозга. То, что содержится в блокноте рабочей памяти, либо извлекается из памяти, либо вставляется из опыта реального времени (например, то, что вы читаете или слышите).
Источник: W. R. Klemm
Итак, как применяется организация? Поскольку мозг ищет информацию, чтобы поместить ее в блокнот, он должен знать, где она находится. Мышление в лучшем случае будет медленным и, возможно, бессвязным, если идеи и информация расположены в неорганизованных хранилищах (таких как стикеры, заметки, документы, расположенные случайным образом в разных местах. Как можно поддерживать поток связных мыслей, если постоянно прерываются попытки найти заметка или документ, необходимые на каждом этапе мышления?
Другое дело, что объем оперативной памяти очень ограничен. Таким образом, при доступе к заметкам и документам для использования в размышлениях содержимое должно легко извлекаться небольшими порциями. Вот пример, который мы все можем коснуться. Конгресс, похоже, посвятил себя выпуску сводных счетов объемом около 2000 и более страниц. Даже если законодатели прочтут законопроекты целиком, они не смогут осмысленно усвоить их содержание, потому что законопроекты не предназначены для размышлений. Неудивительно, что в итоге мы имеем непоследовательное, неэффективное и даже деструктивное законодательство.
Организационные методы здравого смысла. Основополагающий принцип должен заключаться в том, чтобы для всего было место и все расставлялось по своим местам. Примеры:
- Положите важные предметы (банкноты, ключи от машины, кошелек и т. д.) на свои места.
- Разместите стикеры-напоминания в ключевых местах.
- Ведите календарь (но не забывайте проверять его каждый день).
- Получите картотеку и пометьте файлы наиболее осмысленным образом.
- Имейте большую сумку или портфель, в котором всегда есть то, что вам нужно на день.
Будьте активны . Если информация определенного типа накапливается с течением времени, не ждите до конца, чтобы систематизировать ее. Организуйте, как это происходит. Например, моя информация о федеральных налогах накапливается в течение года. Я не жду налогового времени, чтобы организовать это. Когда в течение года приходят счета, квитанции и тому подобное, я храню их в папках картотеки, которые я уже создал для подготовки декларации о подоходном налоге. Приходите в апреле, я могу предоставить всю информацию, которая нужна налоговому бухгалтеру, за несколько минут. И это сокращает его время, что снижает мой счет за подготовку налогов.
Компьютерные методы. Компьютеры дают нам доступ к огромному количеству информации. Но плохая новость заключается в том, что чем больше информации, тем больше потребность в хорошей организации.
Что касается адресов веб-сайтов, то большинство браузеров имеют хорошие системы закладок, но после пары лет сохранения закладок я обнаружил, что недостаточно вдумчиво относился к настройке папок и подпапок.
Для других видов информации потребность в организационной сложности зависит от рабочей нагрузки дома и на рабочем месте. Вот несколько бесплатных компьютерных инструментов:
Инструменты для синхронизации между устройствами- One-Note On-line входит в состав Microsoft Windows. Это позволяет создавать отдельные блокноты и помечать «страницы» в каждом блокноте, которые принимают отдельно вставленные элементы, которые можно перетаскивать по странице.
- Evernote поможет вам хранить всевозможные заметки в тематических блокнотах.
- Документы Google похожи на Evernote, но ориентированы на документы.
- Календарь Google h помогает отслеживать события, устанавливать напоминания, импортировать встречи прямо из Gmail и делиться ими.
- Помните о молоке — это напоминание о делах. Он имеет специальные приложения для Интернета и несколько портативных устройств, и вы можете подключить его к нескольким устройствам.