Рисунок дерево психологический тест: Проективная методика рисунок дерева

Содержание

Тест “дерево”1

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследова­ние как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выпол­нить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

Интерпретация I («типология рисунков»)

При анализе значительного количества рисунков, выполнен­ных лицами различного пола и возраста (авторами проанализи­рованы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования де­рева, а также определить ряд конкретных деталей, использова­ние которых в изображении дерева свидетельствует о некото­рых индивидуальных различиях людей.

На рис. 1 представлена схема дифференциации изображе­ний дерева.

Тип 1 — «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множе­ством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к домини­рованию, организаторские способности, активность.

Тип 2 — «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее час­то такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

__________________________________________________________________

1 Изучение учащихся при помощи проективных методов. Тест «Дерево» /Серия Психологическая диагностика в школе //Сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Старикова Л.Л. Мозырь, 1998.

Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева

Рис. 2. Разновидности I типа в изображении дерева

Рис. 3. Переход от схемы к детализации в рисунке

На рис. 3 представлен переход от схематического изображе­ния дерева к детализированному.

Тип 3 — «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева при­бегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встре­чается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а так­же склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каж­дая деталь имеет значение.

Можно обозначить это как «анали­тический когнитивный стиль». . .

Тип 4 — «зимнее». Для 4-ого типа дерева характерно изоб­ражение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выра­жены черты детской непосредственности. Их умение удивлять­ся и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встре­чается у детей.

Тип 5 — «пикническое».

Для этого типа характерно подчер­кивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева час­то присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно так­же встречается у лиц интуитивного типа, о котором упомина­лось ранее.

Тип 6 «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичес­кое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилиза­ции, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или лю­бителей живописи, графики.

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.

Тип 7— «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в даль­ние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 — «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, ориги­нальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на вет­ках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необыч­ностью характера, самобытной индивидуальностью.

Рис. 4, Разновидности эстетического изображения ели

Рис. 5. Разновидности эстетическою выполнения рисунка дерева

Тип 9 — «сюжетный».

Для данного типа характерно рисова­ние пейзажа, на котором изображено одно или несколько дере­вьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к при­думыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнес­ти к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, со­держащие элементы различных типов и относящиеся к смешан­ному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II («психология деталей»)

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правиль­но построить диалог с ребенком или взрослым, более целенап­равленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным наше­го обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внут­реннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных час­ты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.

Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроничес­ком заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следую­щие варианты выполнения.

Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для челове­ка, часто старающегося ответить на влияние противополож­ным действием, контрвопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарий: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую». Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто — дупло. Такое изображение можно ин­терпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о пере­утомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).

Слишком большие размеры изображения —внутренняя рас­кованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сест­рами, даже двоюродными, очень значимы.

Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

Тест, который раскроет скрытые черты вашей личности

Давайте посмотрим на рисунок, сделанный в соответствии с законом фигуры и фона гештальт-психологии. То есть это изображение, состоящее из двух или более элементов, которые трудно или невозможно воспринимать одновременно. Запомните первое, что вы увидели на этом рисунке, а затем прочитайте описание скрытых черт вашей личности.


 

1. Дерево

Если вы первым увидели дерево, это означает, что вы слишком полагаетесь на разум и логику. У вас отличные лидерские навыки, и вы умеете организовывать и управлять людьми. Это также помогает вам в решении сложных проблем или преодолении препятствий. Однако этот чрезмерный реализм может вам мешать, потому что ваши мечты и цели должны быть более амбициозными и сложными. Вы быстро достигаете простых целей и расслабляетесь. Отсутствие у вас импульсивности и спонтанности приводит к тому, что вы пропускаете действительно интересные моменты, которые на самом деле являются важной частью жизни. Позвольте себе быть оптимистом и бороться за свои идеи, поскольку никто это за вас не сделает. Будьте смелы, так как вы действительно способны вдохновлять других, и никогда не бойтесь делать ошибки!

2. Горилла

Если вы сначала увидели гориллу, это значит, что вы очень требовательный человек как к себе, так и к другим. Вы терпеть не можете бесцельно тратить свое время, и поэтому вы постоянно придумываете себе занятия, стараясь получить новые знания и опыт. У вас нередко рождаются свежие и интересные идеи, а ваш интеллект способен отыскивать такие пути, которые далеко не всем понятны. Вы безоговорочно верите в свои мнения и решения, но вы не должны пытаться навязывать их другим, поскольку каждый человек имеет свою точку зрения, а уважение должно быть основным принципом любого общения. Вы можете потерять своих близких, если не прекратите демонстрировать свое упрямство и чрезмерную настойчивость.

3. Лев

Вы идете на поводу своих примитивных инстинктов и нередко их демонстрируете окружающим. Это делает вас немного «диким», и вы можете навредить людям, даже этого не осознавая. С другой стороны, ваша решительность заслуживает похвалы, а ваше трудолюбие – это оружие, которое вы используете, чтобы доказать, насколько вы ценный человек. Вы всегда сосредоточены на своих целях и не отказываетесь от них ни при каких обстоятельствах. Вы, как лев, охотитесь на свою мечту и не даете ей ускользнуть от вас. Ваша слабая сторона в том, что вы не обращаете внимания на советы своих близких. Особенно, если вы считаете, что только ваши решения правильные и уместные. Дело не в том, что вы отвергаете чужие мнения, а в том, что вы начинаете к ним прислушиваться, когда уже слишком поздно. Вас следует принимать неудачи, хоть они и болезненны, и извлекать из них уроки.

4. Рыбы

Если увидели рыб первыми, это означает, что вы живете сегодняшним днем, и смотрите на жизнь оптимистично – возможно, до того момента, пока вы не будете преданы или обмануты.

Вы стараетесь никогда не испытывать ненависти, и вы рассматриваете других людей как важную составляющую своей жизни. Будьте осторожны: материальный мир, в котором вы живете, может принести вам проблемы и недоразумения. Не показывайте окружающим только свою доброту и безотказность, а старайтесь думать и учитывать также свои интересы и приоритеты.

Текст: Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

Тест дерева: тест рисования дерева как помощь в психодиагностике title={Тест дерева: тест рисования дерева как помощь в психодиагностике}, автор={Карл Кох}, год = {1952} }

  • К. Кох
  • Опубликовано в 1952 г.
  • Психология

УБОМ-4, новая шкала психических функций и энергии: общепопуляционные нормативные ценности и влияющие параметры

  • Дайсуке Гото, Хироси Хосино, С. Нива
  • Психология

  • 2018

Цель: Мы представляем Краткие объективные измерения четырех осей для психических функций и энергии (UBOM-4) Утены, новый краткий тест батареи оценка психической функции в отношении интеллекта, эмоций,…

Стратегии преодоления и эмоциональное благополучие у детей с болью, связанной с заболеванием

  • Алессандро Файло, С. Билс-Эриксон, П. Венути
  • Психология, медицина

    Журнал детского здравоохранения: для специалистов, работающих с детьми в больнице и по месту жительства

  • 2018

Результаты показали, что стратегии совладания с болью, связанной с болезнью, у молодежи различались в зависимости от диагноза и представления о себе (как часть адаптивного режима Я-концепции), и были доказательства применимости использования методов проективного рисования для оценки совладания у детей с хроническими заболеваниями и связанной с ними болью.

Дерево в проективных тестах

  • Цай Вэй, Тан Юн-лун, У Сун, Чен Чжэнь-чжэнь
  • Психология

  • 2012

. Основными системами анализа дерева в проективном тесте являются тест Дом-Дерево-Человек и Баумтест. Но манипуляции и…

Обзор случая молодого человека с низкофункциональным аутистическим расстройством, переходящего из школы на работу

  • К. Л. Вонг
  • Психология

  • 2020

Процесс перехода от школы к работе часто бывает сложным для молодых людей, особенно для людей с ограниченными возможностями. Чтобы собрать значимый переход, перекрестная оценка батареи и…

Использование тестов рисования для изучения многомерных психологических аспектов детей, больных раком.

  • Ютака Хатано, Мива Ямада, Канаэ Накагава, Хироми Нанри, М. Кавасэ, К. Фукуи
  • Психология

    Японский журнал клинической онкологии

  • 2014

Комбинация тестов с рисованием в этом исследовании может улучшить понимание внутренних психологических трудностей, с которыми сталкиваются дети, госпитализированные с раком.

Анализ скрининговых и прогностических характеристик теста рисования человека-дома-дерева при психических расстройствах: систематический обзор и метаанализ

Систематический обзор и мета-анализ применения теста человека-дома-дерева ) рисуночный тест может способствовать стандартизации теста HTP и служить теоретическим ориентиром для скрининга и клинической диагностики психических расстройств.

Влияние эйджизма на стереотипные установки среди студентов-медиков в Японии: план группового сравнения

Предполагается, что эйджизм указывает на негативную оценку не только пожилых людей, но и других лиц, кроме пожилых людей, и студентов с негативным эйджизмом мог бы оценить пожилой ящик более положительно.

Качественное завершение истории для исследования психологии консультирования: творческий метод исследования доминирующих дискурсов.

  • Н. Моллер, Виктория Кларк, В. Браун, Ирмгард Тишнер, А. Фосслер
  • Психология, социология

    Журнал психологического консультирования

  • 2021

Качественное завершение романа приложение (SC Качественное исследование) метода, ранее использовавшегося в количественных исследованиях и клинической оценке, в котором участники пишут…

Исследования по применению арт-терапии рисования в детском психологическом консультировании во время COVID-19Эпидемия — пример группового консультирования

: В последние годы для психологической адаптации детей широко используется арт-терапия. Форма группового консультирования по рисованию обладает уникальными преимуществами в снятии негативных эмоций у детей…

Тренинг для специалистов по оказанию помощи при травмах в Восточном Тиморе.

  • Кикуно Мондзю
  • Психология

    Диалогос

  • 2019

Психологический ущерб (травма), вызванный длительными периодами войн и конфликтов, вызывает различные проблемы на протяжении всей жизни человека. Для облегчения и устранения травмы специалисты…

Тест Баума — Обзор | Имон О’Кейн

Предыдущая выставка

На своей третьей персональной выставке в галерее Грегори Линда ирландский художник Имон О’Кейн продолжает свои исследования природы, архитектуры и человеческого существования.

Художник представляет новую серию небольших и средних картин и рисунков на панели и бумаге, в которых он исследует психологическое исследование Беркли 1958 года. Десять самых известных архитекторов Америки согласились принять участие в психологическом тестировании на выходных, направленном на то, чтобы раз и навсегда понять, какие личностные черты объединяются, чтобы порождать необычайное творчество. О’Кейн нарисовал и нарисовал ряд работ, основанных на зданиях, спроектированных десятью архитекторами Ричардом Нейтрой, И. М. Пей, Элиотом Нойесом, Луи Каном, Пьетро Беллуски, Джоном Йохансеном, Эрнестом Дж. Кампом, А. Куинси Джонсом, Уоррен Каллистер, и Рафаэль Сориано. Используя изображения этих зданий как внутри, так и снаружи, художник играет с зеркальностью, цветом и его отсутствием, размытостью, памятью, негативом, различием и повторением.

Например, в диптихе на панели, основанном на архитектуре Ричарда Нейтры, в доме Овервей-Шифф (который расположен в районе Марина в Сан-Франциско) художник использует зеркальное отражение интерьера, чтобы исследовать темы нехеймлиха или сверхъестественного. в разработке Зигмунда Фрейда. В небольшой работе «Дом Рихтера» О’Кейн воображает цвета ночной сцены и создает картину из старой черно-белой фотографии дома Нейтра, который был захвачен государством и разрушен в 1973, чтобы освободить место для шоссе 210 Foothill Freeway. Тот же дом принадлежал и получил свое название от Чарльза Рихтера, который изобрел шкалу Рихтера для измерения землетрясений.

Шоу получило свое название от теста Баума, который также известен как «Тест дерева» и представляет собой проективный тест, разработанный швейцарским психологом Чарльзом Кохом в 1952 году, за шесть лет до исследования Беркли. Он широко используется во всем мире как метод анализа личности человека и лежащей в его основе эмоциональной истории. Пациентов просят нарисовать широколиственное дерево на стандартном чистом листе бумаги размером 8,5 x 11 дюймов. Затем психолог или психиатр оценит различные аспекты рисунка дерева, а также поведение и комментарии человека при выполнении теста. На выставке О’Кейн разместил на бумаге серию рисунков акриловой аэрографией, где он играет с уникальной техникой размытия, а также зеркально отражает деревья, чтобы создать сверхъестественное качество, которое отсылает к другому более известному психоаналитическому инструменту — тесту Роршаха или тесту чернильных пятен.

Многодисциплинарная практика Эймона О’Кейна постоянно обращается к архитектурным контекстам, будь то его инсталляции «Фребель», исследующие игровую среду (в настоящее время выставленные в Рочестерском центре искусств в Миннесоте), или другие работы, такие как как Стеклянный дом, который представил масштабную модель культового «Стеклянного дома» Филипа Джонсона в Калифорнии 101, Сан-Франциско в 2010 году и на своей персональной выставке в Музее Шелдона в Линкольне, штат Небраска, в 2013 году.