Методики по психологии: Список методик, вошедших в Компендиум психодиагностических методик России и СССР
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Психодиагностика. Что такое психодиагностика и что не так с тестами
Долгое время люди считали, что душа не поддается никаким измерениям. Узнаем, благодаря кому душу научились измерять и как появилось понятие «психодиагностика». Расскажем о двух старейших психологических тестах и каким тестам не стоит доверять.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.
🤔 Основу для экспериментальной психологии и психодиагностики заложил Вильгельм Вундт, немецкий психолог и физиолог, в середине 19 века. Он первым заявил, что психику можно измерить, что эмоции проявляются в мимике, а мышление — в поступках.
📌Психодиагностика — это научно-практическая область, которая создает методики, чтобы дифференцировать свойства личности и качества человека, измерить его способности, оценить мышление и интеллект.
📔 Психодиагностика помогает специалисту понять, что происходит с человеком и оценить его склонности.
🌍 Психодиагностика — это универсальное направление, которое не зависит от школы психотерапии.
👥 Диагностикой занимается и дифференциальная психология. Она описывает различия людей не по полу и возрасту, а по личностным особенностям. Этот раздел психологии дал нам такие понятия, как:
▪️ холерик,
▪️ сангвиник,
▪️ меланхолик.
Некоторым психологическим методикам тестирования уже по 100 лет, но они все еще применяются. Напомним два самых известных и старых теста.
1️⃣⚫️ «Пятна Роршаха», еще их называют «чернильные пятна»
⏱ Как проводят. Человеку дают рассмотреть 10 картинок. На них симметрично расположены пятна. Испытуемый говорит о своих ассоциациях.
💁♀️ Что дает. Тест способен открыть глубинные желания и страхи, указать на предрасположенность к определенным психологическим проблемам.
2️⃣🌈 Цветовой тест Люшера
⏱ Как проводят. Человеку дают восемь цветных карточек и просят расположить их по убыванию от самого приятного до самого неприятного.
💁♀️ Что он дает. Тест позволяет дать рекомендации, как избежать стресса и его физиологических проявлений.
✏️ Эти тесты можно пройти онлайн. Читать Закрыть —>
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Психология, а с ней и психодиагностика постоянно развиваются — одни методики появляются, другие, безвозвратно устаревают. Обсудим проблему устаревших тестов и насколько можно доверять тем, которые публикуют в журналах.
1️⃣ Проблема первая: устаревшие тесты
🌱 100 и даже 50 лет назад, когда психодиагностика только зарождалась и были опубликованы первые методики, жизнь была другой. К тому же эти тесты создавали преимущественно европейцы, поэтому они подходили к реалиям их жизни.
🎺 В советскую Россию эти знания пришли на полвека позже. А сегодня тестами того времени не всегда можно пользоваться: во многих до сих пор есть вопросы о пионерах и комсомольцах. Хороший пример устаревания — опросник для профориентации подростков и взрослых. По ссылке он есть в двух вариантах — устаревшем и переработанном.
🕒 Чтобы новый тест или личностный опросник стал общепринятым и получил признание, он должен пройти достаточно сложные исследования, основанные на доказательных принципах. Это похоже на исследование нового препарата или вакцины. Нужна большая группа испытуемых разного пола, возраста, рас. И, конечно, нужно время — зачастую несколько лет.
Тест или опрос для самопознания можно пройти почти в любом журнале или легко найти в интернете. Но существенная их часть — для развлечения и вовлечения читателей, а к психологии отношения не имеет.
2️⃣ Проблема вторая: ненастоящие и неточные тесты
🧨 К психологам обращаются «пострадавшие» от тестов. Люди сами где-то какие-то тесты находят, проходят и пугаются результатов. А дальше — вешают на себя ярлык и начинают вести себя, как было описано в колонке «от 10 до 20 баллов». У психолога такие люди проходят настоящие научные тесты, и обычно выясняется, что всех тех проблем из теста в журнале у них нет.
🔌 Бывает другая ситуация — человек находит настоящий психологический тест, но конкретно на том сайте его выложили некорректно, что-то оказалось пропущено и результат искажается. А человек опять же пугается, расстраивается и накручивает себя, что с ним что-то не так.
🔦 Или человек находит настоящий психологический тест, на сайте он выложен верно, результат получился правильный, но испытуемый интерпретирует его неправильно и опять же домысливает что-то про себя несуществующее.
🍞 Самая безобидная ситуация, когда человек находит шуточный развлекательный тест, результат которого вызывает у него улыбку. Например, тест «Какой я хлеб?». И у него результаты: «Вы Бородинский хлеб» или «Вы французский багет».
Что можно порекомендовать тем, кто не имеет образования психолога, но интересуется самопознанием и хочет знать больше?
Психологи советуют 👇
✔️📵 Не искать и не проходить самостоятельно психологические тесты в интернете.
✔️💉 Относитесь к тестам, как к анализам: их должен назначать и комментировать специалист. Когда мы получаем результаты анализа крови, то идем к врачу, чтобы он пояснил, что все это означает и что делать. С психодиагностикой нужен тот же подход.
✔️💶 Практикующие психологи покупают тесты и опросники на специальных ресурсах для того, чтобы быть уверенными в качестве и точности теста.
✔️🍞 Можно для своего удовольствия проходить развлекательные тесты, составленные редакторами журналов и популярных сайтов, но не относиться к их результатам серьезно. Просто улыбнитесь и живите спокойно.
📝 Мы дадим несколько тестов и опросников, которым можно доверять, они достаточно универсальные.
курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽
2950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбиратьсяв сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
пароль
Запомнить меня
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
Имя и фамилия
телефон
придумайте пароль
Есть аккаунт?
Восстановить пароль
Мы вышлем инструкцию по замене пароля на указанный email
Ссылка на изменение пароля выслана на email.
Вспомнили пароль?
Оформить подписку
Подписка оформлена
Вы подписаны!
Скоро пришлем вам свежие новости.
Методы исследования: определение, типы и примеры
Гипотезы — это утверждения о предсказании результатов, которые могут быть проверены или опровергнуты с помощью какого-либо исследования.
Все исследования имеют альтернативную гипотезу (одностороннюю или двустороннюю) и соответствующую нулевую гипотезу.
После проведения исследования и получения результатов психологи должны принять одну гипотезу и отвергнуть другую.
Таким образом, если будет обнаружено различие, Психолог примет альтернативную гипотезу и отвергнет нулевую. Обратное применяется, если различия не обнаружены.
Методы отбора проб
Выборка – это процесс отбора репрезентативной группы из исследуемой совокупности.
Выборка — это участники, которых вы выбираете из целевой группы (группы, которая вас интересует), чтобы делать обобщения.
Репрезентативная означает степень, в которой выборка отражает целевую совокупность исследователя и отражает ее характеристики.
Обобщаемость означает степень, в которой их результаты могут быть применены к большей совокупности, частью которой была их выборка.
- Волонтерская выборка — это когда участники выбирают себя через объявления в газетах, на досках объявлений или в Интернете.
- Выборка по возможности, также известная как выборка для удобства, использует людей, которые доступны на момент проведения исследования и готовы принять в нем участие. Он основан на удобстве.
- Случайная выборка — это когда каждый человек в целевой группе имеет равные шансы быть отобранным. Примером случайной выборки может быть выбор имен из шляпы.
- Систематическая выборка — это когда система используется для отбора участников. Выбор каждого N-го человека из всех возможных участников. N = количество людей в исследуемой совокупности / количество людей, необходимых для выборки.
- Стратифицированная выборка — это когда вы определяете подгруппы и выбираете участников пропорционально их встречаемости.
- Выборка методом снежного кома — это когда исследователи находят несколько участников, а затем просят их найти участников самостоятельно и так далее.
- Выборка по квоте — это когда исследователям будет предложено убедиться, что выборка соответствует определенным квотам, например, им может быть предложено найти 90 участников, 30 из которых являются безработными.
Переменные
Эксперименты всегда имеют независимую и зависимую переменную .
- Независимая переменная — это та, которой манипулирует экспериментатор (то, что меняется в зависимости от условий, в которые помещаются участники). Предполагается, что он оказывает прямое влияние на зависимую переменную.
- Зависимой переменной является измеряемый объект или результат эксперимента.
Операционализация переменных означает их измеримость/количественное определение. Мы должны использовать операционализацию, чтобы гарантировать, что переменные находятся в форме, которую можно легко протестировать.
Например, мы не можем измерить «счастье», но мы можем измерить, сколько раз человек улыбается в течение двух часов.
Операционализируя переменные, мы облегчаем другим людям возможность повторить наше исследование. Помните, это важно, потому что мы можем проверить, надежны ли наши выводы.
Посторонние переменные — это все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты эксперимента.
Это может быть естественная характеристика участника, такая как уровень интеллекта, пол или возраст, например, или это может быть ситуационная характеристика окружающей среды, такая как освещение или шум.
Характеристики спроса являются разновидностью посторонней переменной, которая возникает, если участники отрабатывают цели исследования, они могут начать вести себя определенным образом.
Например, в исследовании Милгрэма критики утверждали, что участники выяснили, что удары током были ненастоящими, и применяли их, поскольку думали, что это то, что от них требуется.
Посторонние переменные должны быть контролируемыми , чтобы они не влияли (искажали) результаты.
Случайное распределение участников по их условиям или использование схемы эксперимента с подобранными парами может помочь уменьшить количество переменных участников.
Ситуационные переменные контролируются с помощью стандартных процедур, обеспечивающих одинаковое обращение с каждым участником в данном состоянии
Экспериментальный проект
План эксперимента относится к тому, как участники распределяются по каждому условию независимой переменной, такой как контрольная или экспериментальная группа.
- Самостоятельный дизайн (межгрупповой дизайн): каждый участник отбирается только в одну группу. При независимом дизайне наиболее распространенным способом определения того, какие участники входят в какую группу, является рандомизация.
- Схема подходящих участников : каждый участник отбирается только в одну группу, но участники двух групп подбираются по какому-либо релевантному фактору или факторам (например, способностям, полу, возрасту).
- Схема повторных измерений (внутри групп): каждый участник появляется в обеих группах, так что в каждой группе
абсолютно одинаковых участников. - Основная проблема с планом повторных измерений заключается в том, что вполне могут быть эффекты порядка. Их опыт во время эксперимента может по-разному изменить участников.
- Они могут работать лучше, когда появляются во второй группе, потому что они получили полезную информацию об эксперименте или о задаче. С другой стороны, во второй раз они могут работать хуже из-за усталости или скуки.
- Уравновешивание — это лучший способ предотвратить влияние эффектов порядка на результаты эксперимента, и включает в себя обеспечение равной вероятности того, что каждое условие будет использовано участниками в первую и вторую очередь
Если мы хотим сравнить две группы по заданной независимой переменной, важно убедиться, что эти две группы не различаются по какому-либо другому важному признаку.
Экспериментальные методы
Все экспериментальные методы включают IV (независимая переменная) и DV (зависимая переменная).
Лабораторные эксперименты проводятся в хорошо контролируемой среде, не обязательно в лаборатории, поэтому возможны точные и объективные измерения.Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.
Полевые эксперименты проводятся в повседневной (естественной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует капельницей, но в реальных условиях. Можно контролировать посторонние переменные, хотя такой контроль сложнее, чем в лабораторном эксперименте.Естественные эксперименты — это когда исследуется естественный IV, который не подвергается преднамеренным манипуляциям, он все равно существует. Участники не распределяются случайным образом, и естественное событие может происходить очень редко.
Тематическое исследование
Тематическое исследование представляет собой углубленное исследование одного человека, группы, события или сообщества. Он использует информацию из ряда источников, например, от заинтересованного лица, а также от его семьи и друзей.
Можно использовать множество методов, таких как интервью, психологические тесты, наблюдения и эксперименты. Тематические исследования, как правило, носят лонгитюдный характер: другими словами, они следуют за человеком или группой в течение длительного периода времени.
Тематические исследования широко используются в психологии, и среди наиболее известных из них были проведенные Зигмундом Фрейдом. Он провел очень подробные исследования частной жизни своих пациентов, пытаясь понять и помочь им преодолеть свои болезни.
Тематические исследования предоставляют обширные качественные данные и имеют высокий уровень экологической достоверности. Однако трудно обобщать отдельные случаи, поскольку каждый из них имеет уникальные характеристики.
Корреляционные исследования
Корреляция означает ассоциацию; это мера степени, в которой две переменные связаны. Одна из переменных может рассматриваться как переменная-предиктор, а другая — как переменная результата.
Корреляционные исследования обычно включают получение двух разных показателей от группы участников, а затем оценку степени связи между показателями.
В каком-то смысле предикторную переменную можно рассматривать как предшествующую выходной переменной. Она называется переменной-предиктором, потому что она формирует основу для прогнозирования значения переменной результата
Отношения между переменными могут отображаться на графике или в виде числовой оценки, называемой коэффициентом корреляции.
- Если увеличение одной переменной имеет тенденцию ассоциироваться с увеличением другой, то это известно как положительная корреляция .
- Если увеличение одной переменной имеет тенденцию ассоциироваться с уменьшением другой, то это известно как отрицательная корреляция .
- Нулевая корреляция возникает при отсутствии связи между переменными.
Посмотрев на диаграмму разброса, если мы хотим убедиться, что между двумя переменными действительно существует значимая связь, можно провести статистический тест корреляции, такой как ро Спирмена.
Тест даст нам оценку, называемую коэффициент корреляции . Это значение находится в диапазоне от 0 до 1, и чем ближе к 1 оценка, тем сильнее взаимосвязь между переменными. Это значение может быть как положительным, т.е. 0,63 или минус -0,63.
Корреляция между переменными, однако, не означает автоматически, что изменение одной переменной является причиной изменения значений другой переменной. Корреляция показывает только наличие связи между переменными.
Корреляция не всегда доказывает причинно-следственную связь, поскольку может быть задействована третья переменная.
Методы интервью
Интервью обычно делятся на два типа: структурированные и неструктурированные.
В структурированном интервью ситуация интервью максимально стандартизирована. Структурированные интервью носят формальный характер, как и собеседования при приеме на работу.
Существует фиксированный, заранее определенный набор вопросов, которые задаются каждому участнику в одинаковом порядке и одинаковым образом. Ответы записываются в анкету, а порядок и формулировка вопросов, а иногда и диапазон альтернативных ответов задаются исследователем.
Интервьюер остается в рамках своей роли и поддерживает социальную дистанцию от интервьюируемого.
Неструктурированные интервью носят неформальный характер, как случайные беседы. Им обычно предшествует общий разговор, и исследователь намеренно использует неформальный подход, пытаясь разрушить социальные барьеры.
Заданных вопросов нет, и участнику разрешено поднимать любые темы, которые он/она считает актуальными, и задавать их по-своему. Вопросы ставятся в связи с ответами участников на тему
В ходе такого рода опроса, скорее всего, будет собрано много качественных данных.
Неструктурированные интервью наиболее полезны в качественных исследованиях, предназначенных для анализа отношений и ценностей. Хотя они редко обеспечивают надежную основу для обобщений, их главное преимущество заключается в том, что они позволяют исследователю исследовать субъективную точку зрения социальных акторов.
Метод анкетирования
Анкетирование можно рассматривать как своего рода письменное интервью. Они могут проводиться лицом к лицу, по телефону или по почте.
Задаваемые вопросы могут быть открытыми, что обеспечивает гибкость ответов респондента, или они могут быть более строго структурированными, требующими кратких ответов или выбора ответов из предложенных вариантов.
Выбор вопросов важен из-за необходимости избегать предвзятости или двусмысленности в вопросах, «ведущих» респондента или вызывающих оскорбление.
Почтовый вопросник, по-видимому, дает возможность обойти проблему предвзятости интервью, сократив личное участие исследователя.
Другие его практические преимущества заключаются в том, что он дешевле, чем личные интервью, и может использоваться для относительно быстрого контакта с большим количеством респондентов, разбросанных по большой территории.
Наблюдения
- Скрытое наблюдение — исследователь не сообщает участникам, что за ними наблюдают, пока исследование не будет завершено. Могут быть этические проблемы или обман и согласие с этим конкретным методом наблюдения.
- Открытое наблюдение — это когда исследователь сообщает участникам, что за ними наблюдают и для чего за ними наблюдают.
- Контролируемый : поведение наблюдается в контролируемых лабораторных условиях (например, исследование куклы Бандуры Бобо).
- Натуральный : Здесь записывается спонтанное поведение в естественной обстановке.
- Участник : Здесь у наблюдателя есть прямой контакт с группой людей, за которыми он наблюдает. Исследователь становится членом группы, которую он исследует.
- Неучастник (он же «муха на стене»): Исследователь не имеет прямого контакта с людьми, за которыми наблюдают. Наблюдение за поведением участников с расстояния
Пилотное исследование
Пилотное исследование – это небольшое предварительное исследование, проводимое для оценки осуществимости ключевых этапов будущего полномасштабного проекта.
Пилотное исследование — это первоначальный прогон процедур, которые будут использоваться в расследовании; он включает в себя выбор нескольких человек и опробование на них исследования. Можно сэкономить время, а в некоторых случаях и деньги, выявив любые недостатки в процедурах, разработанных исследователем.
Пилотное исследование может помочь исследователю выявить любые неясности (например, необычные вещи) или путаницу в информации, предоставленной участникам, или проблемы с разработанным заданием.
Иногда задание слишком сложное, и исследователь может получить эффект пола, потому что ни один из участников вообще не может набрать баллы или выполнить задание — все показатели низкие. Противоположным эффектом является эффект потолка, когда задача настолько проста, что все получают практически максимальные оценки или лучшие результаты и «упираются в потолок».
Дизайн исследования
В поперечном исследовании исследователь сравнивает несколько сегментов населения одновременно
Иногда мы хотим увидеть, как люди меняются с течением времени, например, в исследованиях человеческого развития и
продолжительности жизни. Лонгитюдное исследование — это исследовательский план, при котором сбор данных осуществляется неоднократно в течение длительного периода времени.
В когортных исследованиях участники должны иметь общие факторы или характеристики, такие как возраст, демографические данные или род занятий. Когортное исследование — это тип лонгитюдного исследования, в котором исследователи отслеживают и наблюдают за выбранной группой населения в течение длительного периода времени.
Триангуляция означает использование более чем одного метода исследования для повышения достоверности исследования.
Надежность
Надежность – это мера согласованности, если определенное измерение повторяется и получается один и тот же результат, то оно считается надежным.
Надежность повторного тестирования – Оценка одного и того же человека в двух разных случаях, которая показывает, в какой степени тест дает одинаковые ответы.
Надежность между наблюдателями – степень согласия между двумя или более наблюдателями.
Мета-анализ
Мета-анализ — это систематический обзор, который включает в себя определение цели и последующий поиск исследований, направленных на аналогичные цели/гипотезы.
Это делается путем просмотра различных баз данных, после чего принимаются решения о включении/исключении исследований.
Сильные стороны: Повышает достоверность выводов, поскольку они основаны на более широком диапазоне.
Слабые стороны: Дизайн исследований в исследованиях может различаться, поэтому они не могут быть по-настоящему сопоставимы.
Рецензирование
Исследователь представляет статью в журнал. Выбор журнала может определяться его аудиторией или престижем.
Журнал выбирает двух или более подходящих экспертов (психологов, работающих в аналогичной области) для бесплатного рецензирования статьи. Рецензенты оценивают: использованные методы и схемы, оригинальность результатов, обоснованность исходных результатов исследования и его содержание, структуру и язык.
Отклик рецензента определяет, будет ли статья принята. Статья может быть: принята как есть, принята с исправлениями, возвращена автору на доработку и повторное представление или отклонена без возможности представления.
Редактор принимает окончательное решение о том, принять или отклонить исследовательский отчет, на основании комментариев/рекомендаций рецензентов.
Рецензирование важно, потому что оно предотвращает попадание ошибочных данных в общественное достояние, обеспечивает способ проверки достоверности результатов и качества методологии и используется для оценки исследовательского рейтинга факультетов университета.
Экспертная проверка может быть идеальным решением, но на практике возникает множество проблем. Например, это замедляет публикацию и может помешать публикации необычной новой работы. Некоторые рецензенты могут использовать это как возможность помешать конкурирующим исследователям публиковать свои работы.
Некоторые люди сомневаются в том, что рецензирование действительно может предотвратить публикацию мошеннических исследований.
Появление Интернета означает, что многие исследования и академические комментарии публикуются без официальных рецензий, чем раньше, хотя в Интернете развиваются системы, где каждый действительно имеет возможность высказать свое мнение и контролировать качество исследований.
Типы данных
- Количественные данные — числовые данные, т.е. время реакции или количество ошибок. Он представляет, сколько или как долго, сколько есть чего-то. Подсчет поведенческих категорий и закрытых вопросов в анкете собирает количественные данные.
- Качественные данные — практически любой тип информации, которую можно наблюдать и записывать, которая не является числовой по своей природе и может быть в форме письменного или устного сообщения. Открытые вопросы в анкетах и отчеты обсервационных исследований собирают качественные данные.
- Первичные данные — это данные из первых рук, собранные для целей расследования.
- Вторичные данные — это информация, которая была собрана кем-то, кроме лица, проводящего исследование, например, взято из журналов, книг или статей.
Валидность
Валидность означает, насколько хорошо исследование фактически измеряет то, что оно излагает, или насколько хорошо оно отражает реальность, которую, как утверждается, представляет.
Достоверность заключается в том, является ли наблюдаемый эффект подлинным и представляет ли он то, что на самом деле существует в мире.
- Параллельная валидность — это степень, в которой психологическая мера соотносится с существующей аналогичной мерой и дает близкие результаты. Например, новый тест интеллекта по сравнению с установленным тестом.
- Лицевая валидность : измеряет ли тест то, что он должен измерять «на первый взгляд». Это делается путем «на глаз» измерения или передачи его эксперту для проверки.
- Экологическая достоверность y – это степень, в которой результаты исследования могут быть обобщены на другие условия/реальную жизнь.
- Временная валидность — это степень, в которой результаты исследования могут быть обобщены на другие исторические периоды.
Особенности науки
- Парадигма — Набор общих предположений и согласованных методов в рамках научной дисциплины.
- Сдвиг парадигмы – Результат научной революции: существенное изменение доминирующей объединяющей теории в научной дисциплине.
- Объективность — Когда все источники личной предвзятости сведены к минимуму, чтобы не искажать и не влиять на исследовательский процесс.
- Эмпирический метод – Научные подходы, основанные на сборе данных путем прямого наблюдения и опыта.
- Воспроизводимость — Степень, в которой научные процедуры и результаты могут быть повторены другими исследователями.
- Фальсифицируемость – Принцип, согласно которому теория не может считаться научной, если она не допускает возможности оказаться ложной.
Статистическое тестирование
Значимым результатом является результат, при котором существует низкая вероятность того, что случайные факторы были ответственны за любое наблюдаемое различие, корреляцию или связь в тестируемых переменных.
Если наш тест значим, мы можем отклонить нашу нулевую гипотезу и принять нашу альтернативную гипотезу.
Если наш тест незначим, мы можем принять нашу нулевую гипотезу и отклонить нашу альтернативную гипотезу. Нулевая гипотеза — это утверждение об отсутствии эффекта.
В психологии мы используем p < 0,05 (поскольку он устанавливает баланс между совершением ошибок I и II рода), но p < 0,01 используется в тестах, которые могут причинить вред, например, введение нового наркотика.
Ошибка I рода — это когда нулевая гипотеза отвергается, когда ее следовало принять (происходит при использовании мягкого уровня значимости, ошибка оптимизма).
Ошибка II рода — это когда нулевая гипотеза принимается, когда ее следовало отвергнуть (происходит при использовании жесткого уровня значимости, ошибка пессимизма).
Этические вопросы
- Информированное согласие — это когда участники могут принять обоснованное решение о том, принимать ли участие. Это заставляет их угадывать цели исследования и менять свое поведение.
- Чтобы справиться с этим, мы можем получить предполагаемое согласие или попросить их официально подтвердить свое согласие на участие, но это может сделать недействительной цель исследования, и не гарантируется, что участники поймут.
- Обман следует использовать только в том случае, если он одобрен комитетом по этике, поскольку он предполагает намеренное введение в заблуждение или сокрытие информации. Участники должны быть полностью проанализированы после исследования, но подведение итогов не может повернуть время вспять.
- Все участники должны быть проинформированы в начале, что они имеют право отозвать , если они когда-либо почувствуют себя огорченными или неудобными.
- Это вызывает предвзятость, так как те, кто остался, послушны, а некоторые могут не отказаться, так как им дали стимулы или они чувствуют, что портят исследование. Исследователи могут предложить право на отзыв данных после участия.
- Все участники должны иметь защиту от вреда . Исследователь должен избегать рисков, превышающих те, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и он должен прекратить исследование, если подозревается какой-либо вред. Однако вред может быть неочевидным во время исследования.
- Конфиденциальность касается передачи личной информации. Исследователи не должны записывать никаких имен, а должны использовать числа или вымышленные имена, хотя это может оказаться невозможным, поскольку иногда можно установить, кем были исследователи.
Методы исследования в психологии: тип и пример
Психология — очень обширная тема не только с точки зрения того, что исследуется, но и с точки зрения того, как ее можно исследовать. Методы исследования в психологии составляют основу дисциплины; без них мы не можем гарантировать, что исследуемые темы соответствуют стандартизированному научному протоколу, но мы вернемся к этому позже.
- Мы начнем с изучения научного метода гипотез.
- Затем мы углубимся в типы методов исследования в психологии.
- После этого мы рассмотрим научный процесс в психологии.
- Далее мы будем сравнивать методы исследования в психологии.
- Наконец, мы определим методы исследования на примерах психологии.
Гипотеза Научный метод
Прежде чем мы перейдем к различным методам исследования, используемым в психологии, давайте рассмотрим цели и задачи исследования.
Цель исследователя в психологии состоит в том, чтобы поддержать или опровергнуть существующие теории или предложить новые посредством эмпирических исследований.
Эмпиризм в исследованиях относится к проверке и измерению того, что можно наблюдать с помощью наших пяти органов чувств.
В научных исследованиях для проверки теории она должна быть сначала организована и записана в виде операциональной гипотезы.
Операционная гипотеза — это прогностическое утверждение, в котором перечислены исследуемые переменные, способ их измерения и ожидаемый результат исследования.
Давайте рассмотрим пример хорошей операциональной гипотезы.
Клиенты с диагнозом большое депрессивное расстройство, получающие когнитивно-поведенческую терапию, с большей вероятностью будут иметь более низкие баллы по шкале депрессивной инвентаризации Бека, чем пациенты с диагнозом большое депрессивное расстройство, которые не получают лечения своих симптомов.
Исследования по предоставлению поддержки или опровержению гипотез/теорий – вот где вступают в действие методы исследования в психологии.
Типы методов исследования в психологии
Что касается методов исследования в психологии, их можно разделить на две категории; качественный и количественный.
Качественное исследование — это когда данные, полученные с использованием метода исследования, не являются числовыми, а количественное исследование — когда данные являются числовыми.
Эти две категории различаются не только тем, как собираются данные, но и тем, как они анализируются. Например, качественные исследования обычно используют статистический анализ, тогда как качественные исследования обычно используют контентный или тематический анализ.
Тематический анализ сохраняет качество данных, а контент-анализ преобразует их в количественные данные.
Рис. 1. Количественные данные могут быть представлены различными способами, такими как таблицы, графики и диаграммы.
Научный процесс: психология
Исследования в области психологии должны следовать стандартизированному протоколу, чтобы гарантировать, что исследование является научным. По сути, исследование должно сформировать гипотезу на основе существующих теорий, проверить их эмпирически и сделать вывод, поддерживают они или опровергают гипотезу. Если теория опровергнута, то следует адаптировать исследование и повторить описанные выше шаги.
Но почему исследования должны быть научными? Психология проверяет важные вещи, например. эффективность вмешательств; если исследователь приходит к выводу, что это эффективно, когда это не так, это может привести к серьезным последствиям.
Количественные и качественные исследования различаются тем, что делает исследования эффективными. Например, количественные исследования должны быть эмпирическими, надежными, объективными и обоснованными. Напротив, качественные исследования подчеркивают важность переносимости, достоверности и подтверждаемости.
Сравнение методов исследования: психология
Существуют различные подходы, используемые в психологических исследованиях по двум основным категориям. Давайте обсудим пять стандартных методов исследования, используемых в психологии. Это экспериментальные методы, методы наблюдения, методы самоотчета, корреляционные исследования и тематические исследования.
Методы исследования в психологии: экспериментальные методы
Эксперименты дают представление о причинно-следственной связи, демонстрируя результат, возникающий при манипулировании определенной переменной.
Экспериментальные исследования — это количественные исследования.
В психологии в основном используются четыре типа экспериментов:
- Лабораторные эксперименты.
- Полевые эксперименты.
- Естественные эксперименты.
- Квазиэксперименты.
У каждого типа экспериментов есть свои сильные и слабые стороны.
Тип эксперимента зависит от того, как участники распределены по экспериментальным условиям и от того, является ли независимая переменная естественной или искусственной.
Методы исследования в психологии: методы наблюдения
Методы наблюдения используются, когда исследователь наблюдает за тем, как люди ведут себя и действуют, чтобы больше узнать об их идеях, опыте, действиях и убеждениях.
Наблюдения в первую очередь классифицируются как качественные . Однако они также могут быть количественными или обоими (смешанными методами) .
Двумя основными методами наблюдения являются:
Наблюдения также могут быть открытое и скрытое (относится к тому, знает ли участник, что за ним наблюдают), натуралистическое и контролируемое .
Методы исследования в психологии: методы самоотчета
Корреляционные исследования — это неэкспериментальный количественный метод исследования. Он используется для измерения силы и направления двух сопутствующих переменных.
Корреляции можно разделить на слабые, умеренные или сильные, а также на отрицательные, нулевые или положительные корреляции.
Положительные корреляции — это когда одна переменная увеличивается, а другая тоже увеличивается.
Продажи зонтов увеличиваются по мере увеличения дождливой погоды.
Отрицательные корреляции возникают, когда одна переменная увеличивается, а другая уменьшается.
Продажа горячих напитков увеличивается по мере снижения температуры.
И нет корреляции это когда нет связи между копеременными.
Методы исследования в психологии: тематические исследования
Тематические исследования относятся к качественной методологии исследования. Тематические исследования подробно изучают людей, группы, сообщества или события. Они часто используют мультиметодологический подход, который включает интервью с участниками и наблюдения.
В психологическом тематическом исследовании обычно собираются важные и влиятельные биографические моменты из прошлого пациента и характерные детали его повседневной жизни, которые могут способствовать развитию определенного поведения или мышления.
Известный психологический пример H.M. Из его тематического исследования; мы узнали о влиянии повреждения гиппокампа на память.
Методы исследования в психологии: Примеры других методов исследования
Некоторые другие стандартные методы исследования в психологии:
- Кросс-культурное исследование сравнивает результаты стран, которые исследовали схожие концепции, для выявления культурных сходств и различий.
- Метаанализ систематически объединяет результаты нескольких исследований в один результат и обычно используется для определения направления установленных исследований в конкретной области. Например, метаанализ может показать, предлагают ли текущие исследования эффективное вмешательство.
- Лонгитюдное исследование – это исследование, проводимое в течение длительного периода, т.е. исследовать долгосрочные последствия чего-либо.
- Поперечное исследование — это когда исследователи собирают данные от многих людей в течение установленного периода времени. Метод исследования обычно используется для измерения распространенности заболеваний.
Примеры методов исследования в психологии
Давайте рассмотрим примеры пяти стандартных методов исследования в психологии, которые можно использовать для проверки гипотез.
Метод исследования | Гипотезы |
Экспериментальные методы | Люди с большим депрессивным расстройством, получающие когнитивно-поведенческую терапию, будут иметь более низкие баллы по шкале депрессии Бека, чем люди с большим депрессивным расстройством, которые не получали вмешательства. |
Методы наблюдения | Жертвы издевательств реже играют и взаимодействуют с другими на школьной площадке. |
Методы самоотчета | Люди, которые сообщают о высшем образовании, с большей вероятностью сообщают о более высоких доходах. |
Корреляционные исследования | Существует связь между количеством времени, затрачиваемого на упражнения, и мышечной массой. |
Примеры из практики | Центавры чаще всего происходят из стран синей зоны. |
Методы исследования в психологии. Ключевые выводы
- Научный метод предполагает, что перед использованием методов исследования в психологии необходимо сформулировать операциональную гипотезу.
- Некоторыми типами методов исследования в психологии являются экспериментальные методы, методы наблюдения и самоотчета, а также корреляционные и тематические исследования.
- При сравнении методов исследования: психология, методы исследования можно разделить на две категории; качественный и количественный.
- Некоторые методы исследования в психологии используют экспериментальные методы для определения того, будут ли люди с большим депрессивным расстройством, получающие когнитивно-поведенческую терапию, иметь более низкие баллы по шкале депрессии Бека, чем люди с большим депрессивным расстройством, которые не получали никакого вмешательства.