Память слабеет если ее не упражнять: «Что-то с памятью моей…» Почему мы забываем слова, как распознать деменцию и что такое метод Айвазовского?

Марк Туллий Цицерон цитата: Память слабеет, если ее не упражняешь.

—  Марк Туллий Цицерон

Последнее обновление 19 марта 2023 г.

Темы
памяти, память

Марк Туллий Цицерон
175древнеримский философ и политик -106–-43 до н.э.

Похожие цитаты

„Как упражнять память, чтобы научиться забывать?“

—  Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909–1966

„По мере того, как слабеет память, похвалы, которые нам когда-то расточали, стираются, а проклятия остаются. И это справедливо: похвалы редко бывали заслуженными, тогда как проклятия бросают некоторый свет на то, чего раньше мы о себе не знали.“

—  Эмиль Мишель Чоран румынский и французский мыслитель-эссеист 1911–1995

„Память о войне — это не только боль и скорбь.
Это память о битвах и подвигах.
Это память о победе!“

—  Бауыржан Момышулы советский офицер и писатель 1910–1982

„Но-но-но-но пасаран!
Пусть всегда звучит во мне
Песня-песня партизан,
Память-память о войне,
Пусть она всегда звучит,
Но-но-но пасаран!
Память-память о любви,
Песня-песня партизан“

—  Глеб Самойлов советский и российский музыкант, поэт, композитор, лидер группы The Matrixx, в прошлом — фронтмен «Агаты Кристи» 1970

«НоПасаран»

„Чтобы оставить добрую память о себе, надо заслужить место в памяти других.

—  Зафар Мирзо 1972

„Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы её не было… Лучше бы память навсегда убить.“

—  Фаина Георгиевна Раневская советская актриса театра и кино 1896–1984

„Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство“

—  Дмитрий Сергеевич Лихачёв советский и российский филолог, искусствовед, общественный деятель 1906–1999

«Письма о добром»

„Память-это мост. Между прошлым и настоящим. Просьбы и обещания живут в памяти. Столкнувшись с трудностями мы утешаем себя воспоминаниями. Единственное наше сокровище это-память. Без памяти жизнь теряет смысл. Если рушится мост памяти мы теряем самих себя.“

— Согласие

„«Это было», — сказала Память. «Этого не могло быть», — сказала Гордость. И Память сдалась.“

—  Фридрих Вильгельм Ницше немецкий философ 1844–1900

„Культура есть память.“

—  Юрий Михайлович Лотман советский литературовед, культуролог и семиотик 1922–1993

„Память не закопать.“

—  Андрей Андреевич Вознесенский Поэт 1933–2010

„Без памяти нет совести.“

—  Дмитрий Сергеевич Лихачёв советский и российский филолог, искусствовед, общественный деятель 1906–1999

„Внимание — вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения.“

—  Роберт Лоуэлл американский поэт, драматург и литературный критик 1917–1977

„возможно мы уже спускались с небес
или рождались не раз
какая горькая память — память о том
о том что будет потом“

—  Илья Кормильцев русский поэт, переводчик, издатель 1959–2007

Строчка из стихотворения «Чужая Земля». Авторская орфография и пунктуация сохранены.

„Рассказчику анекдотов нужна хорошая память и твердая вера в отсутствие памяти у других.

—  Янина Ипохорская польская художница, журналистка, писательница и переводчик 1914–1981

„Память – русло жизни.“

—  Андрей Владимирович Лаврухин

„Время с памятью в одном.“

—  Михаил Сафарбекович Гуцериев российский предприниматель, меценат 1958

„Память ревностью грешна.“

—  Михаил Сафарбекович Гуцериев российский предприниматель, меценат 1958

„Память побеждает смерть.“

—  Михаил Сафарбекович Гуцериев российский предприниматель, меценат 1958

„Старость память бороздит.“

—  Михаил Сафарбекович Гуцериев российский предприниматель, меценат 1958

Связанные темы

  • Памяти
  • Память

Что влияет на улучшение памяти и внимания


Улучшение памяти и внимания тесно взаимосвязаны. Крепкая память невозможна без развития внимания и внедрения фундаментальных принципов укрепления памяти. Люди всегда придумывали разные подручные средства для подстраховки на случай, если их память захромает.
Что-то работало хорошо, что-то было слабовато. Так что лучше всего помнить все самому.
Поэтому вопросам улучшения памяти и внимания всегда уделяли большое значение. Рассмотрим, что же нужно делать, чтобы память больше никогда не подводила вас.


 

 

Хорошая крепкая память – один из важнейших факторов достижения успеха. Люди всегда придумывали разные подручные средства для подстраховки на случай, если их память захромает. Что-то работало хорошо, что-то было слабовато. Так что более надежно помнить все самому. Поэтому вопросам улучшения памяти и внимания всегда уделяли большое значение.

Внимание не случайно связали с процессом запоминания. Именно оно определяет, насколько эффективно будет зафиксирована информации. Улучшение памяти и развитием внимания объединены в один процесс.

Раньше сильно не задумывались о развитии памяти. Она органично улучшалась в процессе жизнедеятельности человека. Люди действовали обстоятельно и внимательно. Ситуация изменилась, когда пришло время высоких скоростей и обилия информации.

По мнению ученых, сейчас за день человек воспринимает столько же информации, сколько ранее приходилось на неделю. Причем большая часть приходящей информации ничего полезного не несет. Это откровенный мусор. В результате таких факторов у людей развилось клиповое (поверхностное) восприятие информации. Человек больше не фокусирует внимание на том, что он просматривает. И как результат, его память ухудшается.

Как раз к месту сказать: «Есть две новости – хорошая и плохая».

Хорошая новость в том, что улучшить память и внимание может практически любой человек в любом, даже в весьма преклонном, возрасте с любыми начальными данными. Научные исследования это неопровержимо доказывают.

Плохая новость в том, что это требует от человека усилий и кропотливой работы. Хотите хорошую память, распрощайтесь с ленью раз и навсегда.

Если же вам не страшно потрудится, и вы настроены на крепкую память, то начинать надо с изучения фундаментальных основ улучшения памяти. Знать их очень важно. Как любое здание должно опираться на прочный фундамент, так и всякие попытки улучшить память не дадут результата, если проигнорировать основные базовые принципы. Первые шаги к крепкой памяти подразумевают внедрение этих принципов в свою жизнь.

Поскольку материала по данной теме оказалось очень много, его пришлось разбить на несколько частей. В результате получилась мини-серия из трех статей, посвященных общей теме улучшения памяти. Этого материала вполне достаточно для начального этапа.

В первой статье «Основные продукты для улучшения памяти» рассмотрены принципы правильного питания мозга, перечислены полезные и вредные продукт, описана диета для мозга. Все это знать крайне необходимые первичные знания. Если мозг не накормить, не будет никакого результата.

В этой статье мы рассмотрим следующие важные вопросы:

  1. Фундаментальные принципы укрепления памяти.
  2. Взаимосвязь внимания и памяти.
  3. Что тормозит развитие памяти.
  4. Физические нагрузки и крепкая память.

 


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
УКРЕПЛЕНИЯ ПАМЯТИ

 

Память всего лишь одна из функций организма человека. За нее отвечает наш мозг. Многие как-то упускают, что это наиболее важный орган тела. Именно он управляет работой всех систем организма. И поэтому требует особого внимания и заботы. Поддерживаете ли вы свой мозг? И если да, то как? Прочность фундамента для улучшения памяти определяется отношением человека к этому органу. Что вы ему даете, то и получаете.

И прежде чем отыскивать какие-то невероятные методы, или искать разрекламированные таблетки, уясните себе, что любой орган, в том числе и мозг, имеет свои нужды. Мозгу для работы нужна энергия, причем в большом количестве. Согласно исследованиям, мозг забирает примерно четвертую часть всей энергии организма. Это в 16 раз больше того, что получают мышцы, а ведь на мозг приходится всего лишь 2% массы тела.

Треть получаемой мозгом энергии уходит на поддержание жизнедеятельности клеток, остальное – на все другие функции. И теперь подумайте, может ли быть крепкой память, если изначально не хватает энергии. Мозг нуждается в постоянной энергетической подпитке. И это первое, чем нужно обеспечить себя.

Но помимо этого, мозг требует тренировок и развития функций. Достаточно взглянуть на нетренированного человека, чтобы понять, к чему приводит отсутствие постоянной физической нагрузки. Свой мозг мы не видим, однако отсутствие когнитивной и умственной нагрузки приводит к аналогичным результатам. Хотя внешне это не заметно, а проявляется в поведении, мышлении и слабой памяти.

Когнитивные функции мозга связывают нас с окружающим миром, помогая формировать представление о нем. Это – внимание, восприятие, память, интеллект, речь. Умственная деятельность (или мышление) – это уже отражение представления о познаваемом мире в суждениях и понятиях.

Таким образом, три фундаментальных принципа улучшения памяти:

  1. Правильное питание
  2. Высокий уровень поддержки мозга.
  3. Тренировка памяти.

Вопросам рационального питания мозга, как уже говорилось, посвящена первая статья данной мини-серии. В текущей статье мы подробно рассмотрим второй принцип. Вопросы тренировки памяти будут освещены в следующей статье.

И обязательно настройте себя на то, что улучшение памяти требует труда. Не стоит ждать результатов, если вами правит лень. В таком случае придется еще поработать над собой, чтобы не только искоренить эту пагубную привычку, но и развить вместо нее более нужную и полезную – организованность. Не зря же говорят: «Что внутри, то и снаружи». И внешняя неорганизованность жизни человека отражает неорганизованность его мыслительных функций. Мозг любит четкость и порядок.

 


ВНИМАНИЕ – ВОТ МАТЕРИАЛ, ИЗ КОТОРОГО СДЕЛАНА ПАМЯТЬ,
А ПАМЯТЬ – АККУМУЛЯТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЕНИЯ. (Д.Рассел)


 


ВЗАИМОСВЯЗЬ
ВНИМАНИЯ и ПАМЯТИ

 

Невозможно говорить об улучшении памяти без того, чтобы не сделать акцент на развитии внимания. Именно внимание позволяет упорядочивать информацию, которая поступает извне, а также определять ее важность и значимость в зависимости от поставленных задач. С помощью внимания человек выбирает из всего многообразия мира то, что ему интересно и нужно. И потом фокусируется на этом.

Без развитого внимания нет крепкой памяти. Эти две функции мозга взаимосвязаны. Человек вообще не может запомнить то, на что он не обращает внимание. Попробуйте для примера вспомнить кого-либо из тех, с кем вы сегодня ехали на работу в общественном транспорте. У вас ничего не получиться. Ибо свой «слепок» в мозгу оставляет лишь то, на что человек обратил свое пристальное внимание. Таким образом:


ВНИМАНИЕ – ПРЯМОЙ ПУТЬ К ЗАПОМИНАНИЮ.


Степень концентрации человека на чем-либо (силу внимания) хорошо отражает его поза и мимика. Как правило, человек выглядит слегка «заторможенным». У него отсутствующий взгляд, поскольку он сосредоточен на своих мыслях, а его органы чувств направлены на объект внимания.

Развитое внимание нужно не только для хорошей памяти. Оно важно в любой деятельности. Высокая степень концентрации внимания – необходимое условие продуктивной работы. Это черта настоящего профессионала, мастера.

Внимание позволяет мозгу полноценно функционировать. Как известно, «смотреть» вовсе не означает «видеть». Точно также «слушать» не значит «слышать». Именно внимание позволяет «видеть» и «слышать», то есть в полном объеме воспринимать окружающее. С помощью направленного внимания человек выбирает из внешнего мира то, что наиболее ему интересно, значимо и важно.

Способность управлять вниманием делает человека хозяином своего мозга. Он легко задерживает на входе то, что ему не нужно, и пропускает лишь важное для него. Внимание – это координатор памяти.

Вниманию отводится ведущая роль в любой интеллектуальной деятельности. Если человек способен управлять вниманием, успех в любом деле ему обеспечен. Смело можно сказать, что внимание – краеугольный камень успеха. Для решения любой задачи (будь то сдача экзамена или проведение переговоров о продаже) человек должен выбрать из множества информации самое важное и сосредоточиться на нем. Только тогда мозг сможет в короткие сроки найти верное решение.

От силы внимания также зависит скорость мыслительных процессов и их результативность. Меняя интенсивность своего сосредоточения, можно повысить или понизить интеллект, улучшить или ухудшить память и т.д.

Так что внимание нужно развивать. Это всегда возможно. А начинать его тренировать надо с развития наблюдательности. Приведу пару самых простых упражнений для этого.

 

Упражнение 1.
РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ.

  • Положите на стол любой простой предмет (книгу, чашку, спичечный коробок и т.п.). Расслабьтесь и посмотрите на него несколько минут.
  • Закройте глаза. Попробуйте мысленно максимально точно представить образ этого предмета, включая размер, текстуру, цвет, мелкие детали.
  • Откройте глаза и снова посмотрите на предмет. Найдите то, что вы упустили в своем представлении.
  • Процесс повторяйте до тех пор, пока не составите ясный образ, полностью соответствующий данному предмету.

Обычно человек удерживает фокус своего внимание на чем-либо до тех пор, пока это вызывает его интерес, или же он находит в данном предмете что-то новое. Потом его внимание ослабевает. Человек переключается на другое. Отыскивая новые детали, вы тренируете и усиливаете свое внимание. Любовь мозга к интересным и новым момента есть его отличительной особенностью. Ее можно использовать во всех случаях, когда вам нужна концентрация.

 

После того, как вы освоите Упражнение 1, можете переходить к более сложной практике – тренировке восприятия человека. Насколько сильно у вас развито данное качество, можно проверить с помощью небольшого пробного теста. Попробуйте подробно описать внешность кого-либо из ваших знакомых. Если вы не сотрудник полиции, то вряд ли вам это по плечу. Не огорчайтесь, а приступайте к освоению следующего упражнения. И очень скоро вы будете в состоянии составлять любой портрет.

 

Упражнение 2.
РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ.

  • Не стремитесь сразу запомнить весь облик человека, начните с отдельных деталей.
  • Хорошо рассмотрите лицо. Постарайтесь отметить все мелочи – форма головы, нос, глаза, рот, подбородок, прическа.
  • Закройте глаза, постарайтесь это лицо воспроизвести в памяти.
  • Откройте глаза и сверьтесь с оригиналом. Если что-то упустили, повторите еще раз.

 

Подобные упражнения вы можете придумать сами. С их помощью несложно практиковаться в транспорте, на улице, на работе, в общем, везде, где возникают «карманы времени». Чтобы развить наблюдательность, старайтесь заниматься регулярно. В своей практике по отработке навыка внимания учитывайте следующие полезные советы.

  1. Всегда отмечайте мелкие детали.
  2. Занимайтесь при правильном настроении. Интерес к объекту и позитивное восприятие мира улучшают работу мозга.
  3. При концентрации старайтесь задействовать как можно больше органов чувств.
  4. Не забывайте о расслаблении. Иногда тяжело сконцентрировать внимание из-за излишнего беспокойства. Расслабление помогает его убрать.
  5. Давайте мозгу возможность отдыхать. Иначе он не сможет воспринимать информацию и внимание будет ослаблено.

 


ЕДИНСТВЕННОЕ СОКРОВИЩЕ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЕГО ПАМЯТЬ.
ЛИШЬ В НЕЙ ЕГО БОГАТСТВО ИЛИ БЕДНОСТЬ
(Адам Смит)


 


ЧТО ТОРМОЗИТ
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Если ранее мы больше говорили об улучшении памяти, то сейчас обратим внимание на то, что мешает этому процессу. Есть несколько моментов, которые негативно влияют на наш мозг, а следовательно, тормозят развитие памяти.

Мы уже рассмотрели один из самых серьезных негативных аспектов – неправильное питание. Но для хорошей памяти мало наладить рациональную диету. Есть еще четыре важных аспекта, которые столь же сильно тормозят развитие памяти. И на них следует обратить свое внимание.

 

1. ПОСТОЯННЫЙ НЕГАТИВНЫЙ ФОН ЖИЗНИ.

Согласно исследованиям ученых, постоянный негативный фон вокруг человека не только существенно ослабляет его память, но и разрушает способности мозга к мышлению. Вообще-то, негатив и трудности есть в жизни каждого человека. Но важно не их присутствие, а то, как человек реагирует на них, насколько сильно он вовлекается в данный негатив.

Если некто, например, стал свидетелем аварии, он может оказать пострадавшим посильную помощь. А может влиться в толпу любопытствующих и начать с ними обсуждать, до чего же все вокруг плохо. Вот и это и есть пример вовлечения в негатив.

Но негатив не всегда есть следствием ситуации. Негативные эмоции может создать любая информация, затрагивающая важные для человека моменты. Например, для студента негативными будут сведения о росте безработицы среди выпускников вузов. Для молодых родителей – информация о том, как сложно определить ребенка в садик. Для пожилых людей – информация о низких пенсиях и т.д. и т.п.

Конечно же, даже столь целевая информация влияет не на всех. Негативные эмоции испытывают те, кто изначально расположен экспрессивно реагировать на подобные сведения, не уверен в себе и своих силах. Как правило, такие люди перекладывает ответственность на других. Их мозг заполнен размышлениями о жизненных тупиках, а на решение других задач у них просто не хватает резервов.

Наукой доказано, что подобный негативный фон примерно на треть ухудшает мыслительную деятельность человека.

 

2. ИЗЛУЧЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА.

Речь не идет о давних «страшилках» про вредное излучение мобильных телефонов. С гаджетами мы живем не одно десятилетие. И очень активно ими пользуемся. Но недавнее исследование швейцарских ученых оказалось весьма любопытным с точки зрения нашего интереса. Они заметили, что обычно при разговоре люди держат трубку у правого уха. Таким образом, можно предположить, что правое полушарие мозга подвергается прямому излучению мобильного телефона.

Ученые проверили эту гипотезу. Они обнаружили, что, действительно, на правое полушарие идет воздействие от мобильника. И оно страдает при этом. А ведь именно правое полушарие отвечает за образную память. Дальнейшие исследования подтвердили прямую связь между ухудшением памяти и привычкой держать трубку у правого уха.

Справедливо отметить, что в других возможных вариантах пользования телефоном (общение по мессенджерам, игры, просмотр web-ресурсов) отмечалось лишь незначительное воздействие электромагнитного излучения на мозг. Конечно, для более точных выводов исследования должны затрагивать более длительные временные интервалы. Пока же, исходя из полученных данных, ученые рекомендуют защищать свой мозг при общении по телефону. Для этого они предлагают использовать гарнитуру или устройство громкой связи.

 

3. ЧРЕЗМЕРНЫЙ СОН.

Мозг не признает длительной лени. Долгий сон для него вреден. Ученые из Франции исследовали память и мышление пожилых людей (старше 65 лет). Как правило, в этом возрасте люди уже на пенсии и спокойно могут понежиться в постели не только ночью, но и днем. Ученые отметили прямую связь между избытком сна и проблемами с мышлением.

Те, кто слишком много спал ночью, показывали худшие результаты в тестах. То же касалось и тех, кто по несколько часов спал днем. К таким пессимистичным данным американские ученые добавили, что чрезмерный сон может стать причиной болезни Альцгеймера.

Кстати, недостаток сна приводит к тем же последствиям. Так что старайтесь ложиться вовремя, спать достаточное количество времени, но не переусердствовать со сном.

 

4. ЧРЕЗМЕРНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К ТЕЛЕВИЗОРУ.

Основная масса населения с регулярным постоянством все свободное время проводит перед телевизионным экраном. А это тормозит работу мозга. Мелькание картинок перед глазами снижает мышление. Мозг начинает лениться. Сознание просто засыпает.

Во многих домах телевизор запускается в «фоновом режиме». Весь день что-то там говорит и мелькает на экране. Как доказали ученые, посторонний шум и изображения мешают сосредоточиться, уводят внимание и тем самым препятствуют запоминанию. Причина проста. Наш мозг не может в одно и то же время контролировать несколько процессов. Он постоянно переключается между раздражителями. Соответственно, внимание рассеивается.

Чтобы сознание было активным, надо его тренировать. Вместо телевизора лучше почитать. Интересная книга заставляет мозг напрягаться и запоминать детали. Многие ученые считают чтение одним из лучших способов тренировки памяти. Еще можно заняться изучением чего-то нового или же пообщаться с друзьями (о значении общения речь читайте в следующем пункте).

 

5. НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ.

Больших научных исследований на эту тему еще не проводилось. Возможно, никто раньше не обращал внимания на этот вопрос. Поэтому и не было проблемы. Но буквально на днях немецкие ученые заметили, что у полярников уменьшился объем мозга. Исследования проводились на группе полярников, которые провели в Антарктиде 14 месяцев. В среднем, их мозг сократился на 7%. Ученые считают, что причиной тому стали два фактора: социальная изоляция и однообразная монотонная среда.

Более ранние опыты на животных показали, что подобные условия наносят вред той области мозга, что отвечает за память и навигацию. У полярников тоже сокращение мозга коррелировало со снижением баллов по тестам на внимание и на ориентацию в пространстве.

Печальные данные, не правда ли? Ведь у нас, как правило, после выхода на пенсию у людей резко сокращается круг общения. Возможно, это тоже служит причиной ослабления памяти у пожилых людей.

Тем не менее, ученые считают, что эти пагубные изменения обратимы. Если начать активную интересную жизнь, наполненную общением с другими людьми, размеры мозга могут восстановиться. Так что, если хотите иметь хорошую память, не замыкайтесь в «раковине» своего пространства. Ведите разнообразную жизнь, встречайтесь с интересными вам людьми, активно с ними общайтесь.

 


ПАМЯТЬ СЛАБЕЕТ, если ЕЕ НЕ УПРАЖНЯТЬ. (Цицерон)


 


ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
и КРЕПКАЯ ПАМЯТЬ

 

Значительных успехов в укреплении памяти можно достичь с помощью простых физических упражнений.

Ученые утверждают, что мозг можно и нужно развивать, развивая параллельно свое тело. Замечено, что разные физические упражнения влияют на конкретные участки мозга. Таким образом, спланировав себе комплекс упражнений и придерживаясь выбранного расписания, можно целенаправленно развивать как мозг, так и нужные психические и интеллектуальные качества.

Данные исследования в научной сфере появились не так давно. Только 15 лет назад ученые заметили, что у мышей, которые активно бегали во вращающемся колесе, формировались новые нейроны. Причем они образовывались в той области мозга, которая отвечает за изучение и память. Потом эксперименты перенесли на людей. В результате серии разных исследований были сделаны следующие выводы:

  1. Для положительных результатов спортивные занятия должны быть регулярными в течение достаточно длительного промежутка времени (полгода или год). Хотя и разовая тренировка давала эффект, который фиксировали приборы. Например, после 6 минут занятий на велотренажере пожилые люди лучше запоминали картинки. Но эффект этот длился недолго. Только регулярные тренировки делают результат постоянным.
  2. Аэробные упражнения улучшают вербальную память (способность запоминать и находить нужные слова). Сюда относятся ходьба, бег, плавание, подъем по ступенькам, катание на коньках, скейтборде, танцы, баскетбол, теннис и др. Если заниматься спортом три раза в неделю, это станет эффективной стратегией борьбы со старческим слабоумием.
  3. Силовые упражнения значительно улучшают ассоциативную память (способность связывать различные объекты), а также исполнительные функции мозга (планирование и регуляцию сознательных действий).
  4. Наилучшие результаты достигаются при совмещении силовых и аэробных нагрузок. Так что для крепкой памяти мало делать 10000 шагов в день. Надо еще хотя бы два раза в неделю проводить силовые тренировки.
  5. Если же ввести в свою жизнь сложные спортивные задачи, то они могут улучшить и другие мыслительные функции
    • Зрительно-пространственную обработку информации (например, определение расстояния в уме, оценка времени для перехода дороги и т. п.) улучшают упражнения на синхронизацию.
    • Оперативную память усиливает балансировка на перекладине, а также лазанье по деревьям, то есть те задания, в которых надо одновременно двигаться, соображать, куда и как перемещаться и рассчитывать расстояние до следующей точки.
  1. Чистый стретчинг (растяжка) не оказывает никакого влияния на улучшение памяти.

 

В этих экспериментах участвовали лица разного возраста, даже очень и очень пожилые (те, кому было уже за 80 лет). Как вы видите, результаты интересные и дают возможность многогранного развития. Ведь занятия спортом дарят здоровье, привлекательный внешний вид и оптимизм.

Не могу пройти мимо интересных рекомендаций ученых в отношении физической активности ребенка для развития его мозговой деятельности. Возможно, это будет кому-то интересным.

  • Чтобы ребенок сосредоточился хотя бы на час, он должен пробежать пару кругов.
  • Усиливают внимание ребенка и его исполнительных функций 20-минутная ходьба и танцы.
  • Упражнения на развитие любых навыков (например, на координацию движений) ухудшают текущее внимание, но положительно влияют на концентрацию в дальнейшем.
  • Игры со сложной координацией движений (баскетбол и волейбол) помогают лучше сдавать тесты, требующие сосредоточенности.

Так что вы можете подобрать для своего ребенка подходящий спортивный режим, исходя из его индивидуальных особенностей.

 

Напоследок, упомяну еще один занятный способ улучшения памяти с помощью тренировки. Ученые из Манчестерского университета утверждают, что ежедневное движение зрачками влево-вправо в течение 30 секунд активизирует зоны мозга, что отвечают за память. Участники этого эксперимента значительно превзошли по степени запоминания новых слов, образов и звуков тех, кто не делал подобной «гимнастики». Их память улучшилась как минимум на 10%.

 

Теперь вы знаете все фундаментальные принципы усиления памяти. У вас есть пара упражнений, которыми следует сейчас заняться. А следующая статья будет полностью посвящена простым и эффективным способам улучшения внимания и памяти.

 


ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО – ЭТО ТОТ,
У КОГО САМАЯ ДЛИННАЯ ПАМЯТЬ.


 

ЕЩЁ по ТЕМЕ:
Как улучшить память и внимание:
простые и эффективные способы

 

 

 

Новое исследование укрепляет связь между упражнениями и памятью

Move|Новое исследование укрепляет связь между упражнениями и памятью

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Специалисты давно знают, что фитнес полезен для мозга. Недавняя статья связывает различные типы тренировок с различными улучшениями памяти.

Кредит… Габриэла Бхаскар для The New York Times

Автор Rachel Fairbank

Ни для кого не секрет, что регулярные физические упражнения приносят много пользы. Он защищает от развития хронических заболеваний, таких как диабет и сердечные заболевания, а в некоторых случаях может улучшить психическое здоровье. Но какое влияние это оказывает на определенные функции, такие как память? Может ли режим тренировок помочь вам вспомнить счет вчерашней игры «Янкиз», где вы были на первом свидании со своей второй половинкой или где оставили ключи?

Возможно. Многолетние исследования показали, что одна тренировка может улучшить память, а регулярные упражнения в течение многих лет или десятилетий не только улучшают память, но и помогают предотвратить проблемы с памятью в будущем. Недавнее исследование из Дартмута фокусируется на том, как интенсивность упражнений в течение определенного периода времени может играть важную роль в поддержании различных типов памяти.

«Мы знаем, что упражнения работают, но мы не знаем, какие переменные упражнений делают их более эффективными», — сказал Марк Ройг, профессор физиотерапии и трудотерапии в Университете Макгилла, который изучает влияние упражнений на когнитивные функции и не был вовлечены в исследование. «Мы считаем, что интенсивность является одним из таких факторов».

Одна из основных проблем при изучении связи между регулярными физическими упражнениями и памятью заключается в том, что эти изменения трудно измерить. Это осложняется тем фактом, что на память влияют многие другие факторы, такие как сидячая работа в офисе или хроническое недосыпание. Кроме того, существуют разные типы памяти, что объясняет, как человек может постоянно терять ключи (плохая пространственная память), но при этом иметь способность запоминать даты рождения (сильная семантическая память).

Трекеры активности могут предложить одно из решений этих проблем. В недавней статье, опубликованной в журнале Nature Scientific Reports, исследователи смогли просмотреть данные Fitbit за год от 113 участников, которые также прошли серию тестов на память, таких как припоминание деталей из короткого рассказа, пространственных деталей, иностранных языковые термины и списки случайных слов.

Преимущество этого метода заключается в том, что он связал информацию за целый год о характере активности участников — сколько упражнений они выполняли, насколько интенсивно, как часто — с их результатами в тестах памяти.

В других исследованиях модели активности отслеживались с помощью данных, сообщаемых самими людьми, которые часто менее надежны, чем данные трекеров активности, поскольку люди склонны недооценивать время, в течение которого они ведут малоподвижный образ жизни, и неправильно помнят свой общий уровень активности.

«Вы можете получить гораздо более детализированную картину из данных трекера активности», — сказал Джереми Мэннинг, профессор Дартмутского колледжа и один из авторов исследования.

Доктор Мэннинг и его коллеги обнаружили, что у активных людей память в целом лучше, чем у тех, кто ведет малоподвижный образ жизни, но также обнаружили, что типы тестов, с которыми они справлялись хорошо, различались в зависимости от того, насколько интенсивно они тренировались.

Например, у участников, которые занимались легкой или умеренной деятельностью, например, регулярными прогулками, была лучше «эпизодическая» память. Думайте об эпизодической памяти как о «мысленном путешествии во времени», сказал доктор Мэннинг, или о способности запоминать детали повседневных событий, таких как встреча с другом в кафе или ожидание школьного автобуса в первый день в детском саду.

Это соответствует ряду предыдущих исследований, которые показали, что чем активнее люди, тем лучше в среднем их эпизодическая память.

Участники, которые регулярно тренировались более интенсивно, например, бегали или выполняли высокоинтенсивные тренировки, с большей вероятностью лучше справлялись с задачами на пространственную память. Пространственная память — это способность запоминать физические отношения между объектами или местами в пространстве, например, куда вы положили ключи. Это отражает ряд других исследований, которые показывают, что упражнения высокой интенсивности улучшают память, но идут дальше, предполагая, что они могут быть более полезными для этого типа памяти, чем для другого.

Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы укрепить эти ассоциации и определить, что их вызывает, говорят исследователи.

«Чем больше мы можем связать повседневную активность с когнитивными способностями, тем ближе мы подходим к размышлениям об образе жизни», в том числе о том, насколько вы активны в течение всего дня, и о характере сна, — говорит Мишель Восс, когнитивный нейробиолог из Университет Айовы, который не участвовал в исследовании.

По словам Филиппа Томпоровски, профессора кинезиологии в Университете Джорджии, который не принимал участия в исследовании, эта статья является «действительно хорошей первой догадкой» о том, как определенные схемы упражнений влияют на определенные типы памяти.

Доктор Мэннинг и его коллеги надеются продолжить контролируемые эксперименты, чтобы определить, почему определенные упражнения могут влиять на определенные типы памяти.

Возможно, когда-нибудь появится тренировка, которая, наконец, поможет вам вспомнить, куда вы положили ключи.

Рэйчел Фэйрбэнк — независимый научный обозреватель из Техаса.

Как упражнения могут помочь укрепить память

Move|Как упражнения могут помочь укрепить память

https://www.nytimes.com/2018/02/21/well/move/how-exercise-may- help-the-memory-grow-stronger.html

Реклама

Продолжить чтение основного материала

Phys Ed

Кредит. .. iStock