Роль психологии: Роль и значение психологии в современном обществе

Значение знаний основ психологии в моей профессиональной деятельности

Психология — это наука, которая изучает человека, его поведение, способ мышления, причины определенных действий. Целью изучения психологии является изучение психики личности, особенности ее выражения, функционирования и аспекты развития.

Интерес к изучению предмета психологии неуклонно растет и среди обучающихся Костанайского педагогического колледжа.

Эссе-размышления на тему «Значение знаний основ психологии в моей профессиональной деятельности» является прямым доказательством тому, насколько он важен при получении педагогической профессии. В своих работах студенты выделили главные аспекты изучения предмета, показав свое видение психологии как науки.

«Профессия педагога весьма ответственная. Еще Платон говорил, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но, если педагог будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Чтобы этого не случилось, педагоги должны опираться в своей деятельности не только на педагогические, но и на психологические знания. Несмотря на очевидность этого, по поводу значения психологии для педагогической деятельности с давних пор между психологами различных направлений велись дискуссии. Например, известный американский психолог У. Джемс писал, что глубоким заблуждением является мысль, что из психологии можно вывести для непосредственного употребления школьные программы, планы и методы преподавания. Психология — наука, а преподавание — искусство; науки же никогда не производят прямо из себя искусств» — студентка группы РТК-31.

«Я с детства занималась творчеством: рисовала, пела и, конечно же, танцевала…Я будущий хореограф и, в первую очередь, педагог! Для меня очень важно знать психологию, именно для того, чтобы находить общий язык с детьми, родителями. Научить детей не только технически выполнять танцевальные движения, но свободно выражать свои эмоции» — студентка группы РТК-31.

«Психология — неотъемлемая часть нашей жизни. Сегодня я буду вести речь конкретно о роли психологии в профессиональной деятельности. Психология поможет лучше понимать человека или группу людей, помимо этого само наше мышление будет куда шире. Взгляды на разного рода ситуации будут более объективны, что поможет разрешать различные конфликты, ведь все мы знаем, что внутри нашего сознания присутствует неутолимая жажда конфликта. Изучение психологии поможет улучшить наблюдательность, анализ, в какой-то степени даже дедукцию, что позволит нам лучше понимать свой коллектив или человека, с которым мы будем работать, научит «читать» людей, что очень важно и полезно в профессиональной деятельности. — студент группы ДПМ-31.

«Я думаю, что психология нужна специалисту в любой его роли для сохранения, прежде всего, своего психологического и физического здоровья, чтобы «делать» свою жизнь, самому, выбирая и отвечая, как за свой выбор, так и за свои поступки. Как специалисту в любой профессии для умения заработать себе на жизнь, сохраняя свою работоспособность и выполняя возложенные на него задачи как в групповом, так и в индивидуальном режиме. Как члену общества — для адекватного общения в социуме. Как партнеру в отношениях – для создания и поддержания отношений, а в случае выхода из этих отношений – «правильно» их закончить и не разрушить ни себя, ни партнера. Как родителю – принимать своего ребенка любым и получать удовольствие и радость от взаимного процесса воспитания за все время чудесного взросления своего самого «главного человека» в жизни. Как ребенку своих родителей – с благодарностью принять от них свою жизнь» -студентка группы ДПМ-31.

Психологическое сопровождение процессов обучения и воспитания практически невозможно без знаний о возрастных закономерностях развития человека. Знание основ психологии помогут будущему педагогу применять методы обучения осознанно, отбирая наиболее эффективные, максимально способствующие психическому развитию детей. Найти подход не только к коммуникабельным, но и малоактивным, проблемным детям, распознать многие факты детского поведения, причины устойчивых заблуждений, особенности их поведения в коллективе, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, также «проектировать» развитие личности воспитанников, помочь им избежать ошибок и неудач, понять закономерности результатов в своей деятельности, согласованно находить рациональные способы достижения педагогической цели.

Полешко Т.А, преподаватель

 

Костанайского педагогического колледжа

Роль психологии в современном обществе

Современное общество все больше нуждается в психологических знаниях.

С каждым годом становится все яснее, что без широкого распространения психологических знаний в обществе, без расширения сферы практической деятельности психологов, т.е. без психологизации общества, вряд ли можно говорить об общественном и НТП, о повышении качества жизни людей.

В настоящее время профессия «психолог» становится массовой. Психологи востребованы в самых разных областях общественной жизни и практики: в образовании, здравоохранении, экономике, силовых структурах, правоохранительных органах, политике, спорте, культуре, искусстве, банковской сфере, производстве, СМИ.

Психологию называют профессией будущего. В 20 веке фантаст Уэллс сказал, что грядущий век будет веком психологии. Отечественный философ Кедров и швейцарский психолог Жан Пиаже сказали, что 21 век- век психологии.

И действительно в России психология — одна из наиболее востребованных профессий. По опросу общественного мнения о профессиях будущего психология стоит наряду с такими профессиями как политология, социология и международные отношения.

Процесс гуманизации общества неизбежно заставляет нас обратиться к человеку, изучению его психологических характеристик, в том числе и личностных особенностей, способностей, мотивов, потребностей.

Изучение вопроса мотива выбора профессии психологами показало, что на проф выбор оказывают влияние множество факторов, которые делят на внешние и внутренние или объективные или субъективные.

К внешним (объективным) относятся: информированность о мире профессий, состояние здоровья, образовательный уровень родителей, социальное окружение, гендерные отличия, позиция старших, мнение сверстников, школьных учителей и т.д.

Ко внутренним (субъективным) факторам относятся: способности, склонности, интересы, особенности темперамента и характера, представления человека о себе и своих возможностях и т.

д.

Таким образом, можно выявить ряд мотивов выбора профессии, которые приводятся во многих исследованиях, хотя и с разной частотой упоминания: уровень материальных благ, стремление реализовать свое признание, интерес к предмету труда, полезность профессии для общества, соответствие интересам, престижность профессии, востребованность в обществе, подчинение воле родителей, территориальная близость места работы, «за компанию», желание переехать в другую местность и т.д.

Есть еще один фактор, который относится к внутренним и о котором обычно не упоминают. Этот фактор относится к жизненному опыту человека и связан с непосредственными эмоционалоьными переживаниями особенно при первой встрече с некоторыми объектами или видами деятельности. Как правило это сильные волнения, когда человек не может объяснить почему именно этот предмет или вид деятельности вдруг вызвал это состояние, но при этом ясно понимает что хочет связать с ним жизнь.

Такой случай был у Полины Осипенко. В 22 года она впервые увидела самолет и решила стать летчицей. Калашникову в детстве на глаза попался ржавый браунинг. В итоге мы получили всемирноизвестного изобретателя оружия. Элвис Пресли и велик.

Таким образом внутреннее чувство является одним из самых верных подсказок при выборе профессии.

  1. Ошибки при выборе профессии

1)ориентация сразу на профессии высокой квалификации

2)предубеждения против престижности или не престижности профессии

3)выбор профессии «за компанию»

4)увлечение только внешней частной стороной профессии

5)перенос отношения к человеку, относящемуся к какой-либо профессии на профессию

6)отождествление учебного предмета с профессией

7)устаревшие представления о профессиях с материальной специальностью

8)не знание или недооценка своих физических способностей при выборе профессии

9)неумение разобраться в своих особенностях

  1. Понятие профессии. Классификация профессий.

Профессия- это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Многозначность понятия профессия по мнению Климовы связанно с тем, что оно подразумевает общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни, и область приложения сил, и собственно деятельность, и квалификацию специалиста.

Понятие «профессия» используется и для обозначения:

Ограниченного вида труда; труда требующего специальной подготовки и постоянной переподготовки; труда выполняемого за вознаграждение; общественно полезного труда; труда, дающего человеку определенный статус в обществе.

Нужно отделять профессию от трудового занятия, которое тоже является деятельностью человека для поддержания своего существования.

В связи с существованием большого количества профессий для удобства их принято классифицировать.

Наиболее полной и известной классификацией является четырехъярусная классификация Климова.

1-типы профессии по объекту труда: ч-природа, ч-техника, ч-ч, ч-знаковая система, ч- художественный образ.

2-классы профессии по цели труда: гностические профессии (Профессии, в которых деятельность человека как конечный продукт предполагает узнавание, распознавание, контроль, классификацию, сортировку, проверку по заранее известным признакам, оценку и исследование.

), преобразующие профессии (класс профессий, которые по своим целям связаны с активным изменением свойств, состояния предмета труда.), изыскательные профессии (В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предлагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения)

3-отделы профессий по средствам труда: Профессии ручного труда, Профессии машинно-ручного труда, Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем, Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда.

4- группы профессий по условиям труда (Работа в условиях микроклимата, близких бытовым. Лаборанты, бухгалтера, операторы.Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду. Примеры: агроном, монтажник, инспектор ГАИ. Работа в необычных условиях на высоте, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.д. Водолаз, пожарный, шахтер. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности.

Учитель, следователь.)

  1. Модель специалиста и ее компоненты.

В процессе труда человек развивается и постепенно из простого исполнителя становится специалистом, а затем и профессионалом. Чтобы больше людей стало специалистами психологи труда разрабатывают модель специалиста. М.с.- как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Модель специалиста предложенная Марковой включает:

  1. Профессиограмму (научно обоснованные нормы и требования профессии к видам проф деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяю ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника). Она состоит из трудограммы (описание труда , предназначение профессии , предмет, средства, условия, продукт труда и т.

    д.)и психограммы (описание человека труда в профессии, мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, психологические позиции человека и т.д.)

  2. Профессионально-должностные требования- описание того что и как должен делать специалист при решении конкретных задач и при определенной должности

  3. Квалификационный профиль — сочетание необходимых видов проф деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

  1. Особенности образа мира у людей разных профессий

Различные профессии накладывают отпечаток на мировосприятие человека. Образ мира у профессионала не плоский, а имеет сложную структуру.

Климов предлагает следующий образ мира профессионала:

  • Дальний план – то, что есть в действительности, но само по себе человека не интересует.

  • Общий план – обзорная, недетализированная ориентировка в знакомой области.

  • Средний план – определенная, интересующая человека часть некоторой области, при этом другие ее части е делаются предметом внимания.

  • Первый план – то, что повседневно или чаще всего заботит, «не выходит из головы»

  • Крупный план – совокупность оперативных образов, возникающих у человека непосредственно во время работы, касающихся предмета, средств, условий труда, активности других вовлеченных в данный трудовой процесс людей.

  • План деталей – актуализация в сознании какой- либо части крупного плана, детализация предмета рассмотрения.

  • Оперативный план детализации – выделение в предмете деятельности отдельных частей или признаков и новое их объединение. При этом происходит возникновение новых и все более детальных представлений.

…….болтать о том как видят мир ч-ч, ч-техника и т.д……..

Профессионалы, воспринимая профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира. Такие особые для данной профессии акценты восприятия Артемьева и Вяткин называют миром этой профессии.

Эксперимент Артемьевой и Вяткина о фигуре описанной сборщицами часов, цветоводами-декораторами и преподами

Ч-художественный образ эксперимент Мелика-Пашаева о распределении картинок.

Рассказ Карела Чапека «Поэт» о сбитой старухе студенте мехмата и поэте.

Важность психологии — Психология Канады

Чтобы ответить, насколько важна психология, сначала мы должны определить психологию как практику и область изучения. Как описано в разделе «Что такое психология» — область психологии можно описать как:

.
  1. Научное исследование человеческого разума и его функций, в частности. те, которые влияют на поведение в данном контексте.
  2. Психические характеристики или отношение человека или группы.
  3. Психические и эмоциональные факторы, управляющие ситуацией или деятельностью

С годами, когда область психологии росла, она была разбита на семь направлений мысли. Эти школы мысли, безусловно, не являются единственными психологическими областями исследования, но представляют собой широкие сравнения, которые помогут вам сузить ваше представление о том, что такое психология, и, таким образом, определить ее важность. Семь школ, о которых идет речь, — это биологическая психология, поведенческая психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, межкультурная психология, эволюционная психология и психодинамическая психология.

Итак, почему важна психология?

Психология изучает множество различных аспектов, связанных с человеческим разумом, функциями и окружающей средой. Глядя на множество различных отраслей психологии, можно сразу увидеть, как она запечатлена в нашей жизни самыми разными способами. Глядя на эти различные способы изучения психологии, можно увидеть ее приложения в личном / внутреннем я, взаимодействии с окружающей средой между нами и внешним миром и так далее.

Психология и ее значение для здоровья

В нашей повседневной жизни психология напрямую связана с такими услугами, как терапия и консультирование. Клинические психологи работают с отдельными лицами, парами, семьями или группами в различных условиях, включая частные практики, больницы, психиатрические организации, школы, предприятия и некоммерческие агентства. Мы можем сразу увидеть множество приложений, которые психология имеет только в одной непосредственной практике, однако клинические психологи действительно используют множество различных идеологий и типов психологических подходов, которые определяют, как они подходят к своей практике.

Часто практика психологии берет от ее различных направлений или школ мысли, в зависимости от того, что мы пытаемся диагностировать или выяснить. Например, лечение пациента с болезнью Альцгеймера (нейродегенеративное заболевание, характеризующееся потерей памяти, ухудшением речи, нарушением способности мысленно манипулировать визуальной информацией, плохим суждением, спутанностью сознания, беспокойством и перепадами настроения [Psychologytoday]) сильно отличается от лечения другого человека. с шизоидным расстройством личности (шизоидное расстройство личности характеризуется давней моделью отстранения от социальных отношений. Человек с шизоидным расстройством личности часто испытывает трудности с выражением эмоций и делает это, как правило, в очень ограниченном диапазоне, особенно при общении с другими [PsychCentral ]).

Важность и актуальность прикладной психологии

Вместо того, чтобы использовать психологию в качестве лечения, ее также можно использовать для улучшения нашей повседневной жизни с помощью разработок в области прикладной психологии. Мы можем применять психологию в нашей повседневной жизни для таких ситуаций, как бизнес, образование, дизайн продукта, эргономика, юриспруденция и так далее. Прикладная психология использует другие формы психологии, такие как социальная и когнитивная психология, чтобы помочь в ее разработке. Прикладная психология является частью клинической психологии, как уже было описано выше, однако это отличный пример того, как показать, как психология может играть важную роль практически во всем.

Например. Психология важна для компаний, которые хотят иметь возможность продавать свою продукцию потребителю, например, себе. Еще в феврале 2012 года в журнале Forbes была опубликована статья «Как Target выяснила, что девочка-подросток была беременна раньше, чем ее отец». Предпосылка статьи заключалась в том, что Target, крупная розничная компания, начала рассылать покупателям купоны на товары для детей на основе «показателей беременности». Эти оценки были определены покупательскими привычками потребителей, и, конечно же, они работали довольно успешно, как видно из статьи по ссылке выше. Благодаря изучению покупательских привычек потребителей Target, они смогли точно продвигать свои продукты, что в идеале, с точки зрения Target, увеличило бы продажи и снизило расходы на рекламу в долгосрочной перспективе.

Приведенная выше история используется как пример того, какой силой может обладать психология и ее изучение. Независимо от того, была ли выгода для корпорации или для потребителя, в любом случае вы можете увидеть значение, которое это может иметь в жизни каждого.

«Нет ничего ни хорошего, ни плохого, но мышление делает его таковым». Шекспир (Гамлет)

Психология повсюду

Важность психологии видна на многих различных примерах того, как психология изучается и как она применяется в нашей повседневной жизни. Психология — это научное исследование разума и поведения, которое буквально применимо ко всему, от здоровья до делового и социального поведения. Пытаясь улучшить нашу жизнь, психология стремится собирать и осмысливать данные, которые окружают нас изо дня в день. И когда мы обладаем неадекватным поведением и мышлением, психология пытается диагностировать и лечить. Благодаря простому краткому введению в различные типы и приложения психологии мы видим, насколько она актуальна и важна на самом деле.

Можете ли вы привести какие-нибудь примеры того, насколько важна для вас психология?

Теги: Почему важна психология

Роль психологии в системе охраны психического здоровья

Психология — это изучение разума, эмоций и поведения людей. Он включает в себя все те факторы, которые влияют на психическое благополучие и здоровье человека. Основное преимущество изучения психологии заключается в том, что мы становимся способными понимать собственные психические и эмоциональные проблемы, а также проблемы других людей. Понимая этот факт, мы можем помочь другим в решении их личных жизненных проблем.

Психическое здоровье связано с психологическим, социальным и эмоциональным благополучием человека. Это способствует тому, как люди действуют, работают и думают в определенных ситуациях.

Некоторые другие роли играет и психология. Мы подробно обсудим все эти роли, чтобы вы тоже могли их немного узнать.

Решение проблем:

У всех нас есть проблемы в жизни, потому что мы не можем понять мышление или поведение других людей. Мы хотим сделать для них все лучше, но вместо этого мы создаем им еще и много других проблем. В этом нам помогает психология, изучающая поведение, эмоции и мышление человека. Он говорит нам, как мы можем помочь другим, понимая их эмоции и мышление.

Улучшение производительности:

Некоторым людям не хватает уверенности до такой степени, что это заставляет их чувствовать себя настолько униженными. Они чувствуют, что не могут никого сделать счастливым, или не могут сделать ничего хорошего для других, или не могут вести себя соответствующим образом на рабочем месте. Все это является результатом плохого психического состояния любого человека, которое приводит его к этой стадии мышления, а психология помогает ему улучшить свое психическое состояние и мышление.

Самопомощь:

У каждого из нас есть проблемы в жизни, которыми мы не хотим ни с кем делиться, или даже не хотим, чтобы кто-то знал об этих проблемах. Некоторые проблемы связаны с нашим эмоциональным состоянием, некоторые из-за наших неправильных представлений. Но все мы в конечном итоге сожалеем о том, что мы сделали и как? Мы не можем найти никакого решения или ответа на наши проблемы, и мы впадаем в депрессию. Психология говорит нам, как мы можем преодолеть наш страх перед жизнью, чтобы она стоила того, чтобы жить для нас.

Человеческие отношения:

Мы все привязаны к другим из-за наших эмоций, нашего рабочего места или нашего мышления. Но предметом обсуждения в нем является причина того, почему мы иногда ухудшаем наши отношения или сталкиваемся с разрывами в наших близких отношениях, что опять-таки связано с неправильными представлениями и нашими эмоциями. Нам также необходимо знать психическое состояние других, чтобы, столкнувшись с какими-то проблемами в личной жизни, мы должны заставить их осознать, что мы все вместе в любых обстоятельствах, чтобы сделать наши отношения крепкими, которых нам обычно не хватает.

Более безопасное рабочее место:

Отсутствие уверенности иногда приводит к неуверенности и несовершенствам на рабочем месте. Если некоторые сотрудники психически или эмоционально неуравновешены, то, как руководитель или менеджер сотрудника, мы можем дать им понять, что они отлично справляются и должны работать должным образом, чтобы их рабочее место было раем для работы. Но для этого нам нужно работать над психологией. немного знать мышление и эмоции людей.

Повышение мотивации человека:

Все мы хотим внимания и любви от человека, которого мы любим или вдохновляемся, их небольшой любовью и вниманием мы все настолько вдохновляемся, что готовы сделать для них все что угодно. Но для этого нужно привязать к себе какого-то человека как ментально, так и эмоционально, чтобы он осознал свою истинную ценность и повысил свою работоспособность, и главную роль в этом играет психология. Познакомившись с правилами психологии, вы можете управлять сознанием и эмоциями любого человека, чтобы направить его на правильный путь.

Лучшая жизнь:

Основная роль, которую играет психология, заключается в том, чтобы способствовать лучшей жизни людей, освобождая их разум от напряжения и депрессии. Это заставляет их осознать, что они нужны в этом мире, и им нужно сделать мир лучшим местом для жизни для себя и своих семей, осознав свою ценность и важность.

Заключительные мысли:

Мы все думаем, что для того, чтобы узнать мнение других, нам нужно обратиться к психологу, но это не всегда так. Вам нужно только усвоить некоторые ключевые моменты и правила и применять их в повседневной жизни, чтобы узнать об их влиянии на различные обстоятельства.