Сверхвербально это: 27 февраля в прокат выйдет фильм «Она» о любви человека и компьютера

Содержание

27 февраля в прокат выйдет фильм «Она» о любви человека и компьютера

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

14.02.2014 17:05

Поделиться

Выходит в прокат фильм «Она» о взаимной страсти человека и операционной системы

Сусанна Альперина

27 февраля в прокат выйдет фильм «Она» — о любви человека и компьютерной системы.

Да-да, он — о романе человека с компьютером — явлении, которое еще лет двадцать-тридцать назад можно было встретить лишь в фантастических романах, а сегодня оно все больше проникает в нашу жизнь. Фильм, снятый режиссером Спайком Джонсом (его наш зритель в основном знает по картине «Быть Джоном Малковичем»), конечно, не так «раскручен» как та же «Гравитация», но и он выдвинут на «Оскар» сразу в пяти номинациях.

Сценаристы картины — далеко не первые, кто затронул тему чувств человека к «начинке» его гаджета. Думал ли писатель Януш Леон Вишневский, когда создавал свой роман «Одиночество в Сети», что он задал вектор целому направлению. Люди спасаются от одиночества во Всемирной паутине, при этом иногда они кого-то находят, а иногда — и нет…

Но более всего их радует то, что они находят самих себя. Кто поймет человека лучше, чем компьютер. Он изучает нас, фиксирует вкусы и желания, пытается им соответствовать. Компьютер скажет человеку то, что он хочет услышать. И замолчит, тогда, когда нужно.

Как определяют любовь классики? «Когда тебя понимают», когда «смотрят вместе в одном направлении», когда единомышленники… Система заранее просчитывает ходы. Мы уже общаемся через экраны легче, чем глаза в глаза.

Обо всем этом и фильм. Главный герой — еще не оправившийся после развода интеллигент-идеалист, романтик Теодор. Его играет Хоакин Феникс, и, глядя на его работу, поражаешься, как же актеру удалось перевоплотиться после фильма «Мастер» (он, кстати, также был выдвинут на наивысшие кинонаграды, но в прошлом году).

Голос компьютерной системы озвучила Скарлетт Йоханссон: глубокий, немного детский, сексуальный — так можно его охарактеризовать. Не голос — а мечта большинства мужчин. И тут можно лишь посожалеть, что наш зритель увидит этот фильм в дубляже. Хотя актрису подобрали очень даже неплохо. В русскоязычной версии фильма озвучивать Йоханссон будет Татьяна Шитова, которая является «русским голосом» Натали Портман и Линдсей Лохан и озвучила более 200 фильмов. Она же говорила за Скарлетт Йоханссон в фильме «Мстители».

Также в фильме снимались Эми Адамс — соседка Теодора, Руни Мара — бывшая жена, Оливия Уайлд — девушка на одно свидание… Но у этих женщин нет искусственного интеллекта как у операционной системы. Они живые. И у них — свои капризы, фантазии, свои неправильности, так порой раздражающие, поэтому все они проигрывают компьютерной «Скарлетт Йоханссон». Проиграть «операционке» реальной женщине очень просто — компьютерная подруга — и секретарша, и мама, и няня, ей официально позволено читать личную почту, и она может уложить спать, сочинив за доли секунды любимую музыку. Она не скажет во время секса «придави меня дохлой кошкой», как это делает реальная партнерша. Зато «завернет» в нужный момент изысканное: «Прошлое — это истории, которые мы рассказываем себе сами».

«Неужели я завел этот роман из страха перед реальными отношениями?», — спрашивает себя герой. И продолжает свои рассуждения на тему, можно ли, влюбившись, принимать все изменения любимого человека и при этом оставаться рядом: «Пытаясь эволюционировать, мы испытываем боль».

Что может ответить компьютер: «Ты не против, если мы пообщаемся сверхвербально, дорогой?».

Все разрешается банально — наверное, идеальный роман возможен лишь между двумя «операционками». Человеку и компьютеру все же никогда до конца не понять друг друга. Все натыкается на такое обычное в жизни «Или ты моя, или — не моя!» «Я — твоя, и не только твоя»…

Этот роман окончен. И оба партнера снова в поиске. Или в поисковой системе, которых становится все больше?

Российская газета — Федеральный выпуск: №37(6309)

Поделиться

Мировое киноКино и ТВ с Сусанной АльперинойГид-паркРГ-ВидеоРГ-Фото

Главное сегодня

  • Сумма сделки по поглощению Credit Suisse банком UBS составила 3,24 млрд долларов

  • Посол Польши во Франции Росцишевский: Варшава вступит в конфликт в случае поражения Киева

  • Путин: Россия фактически не применяет гиперзвуковое оружие в ходе СВО

  • Песков рассказал, что Путин с Герасимовым долго обсуждали ход СВО

  • В Кремле отреагировали на признание Германией ордера МУС на арест Владимира Путина

  • Экс-глава ЕК Юнкер призвал к переговорам с Россией

О новой книге Светы Литвак

Многообразная литературно-организаторская активность Евгения Степанова вызывает, разумеется, обсуждения и дискуссии. Тон этих дискуссий разнообразен. Добрых оценок больше, однако бывает всякое. Откровенную малоаргументированную неприязнь можно и нужно игнорировать. Концептуальные возражения требуют либо долгого и серьезного ответа, либо тоже проносятся мимо. Но есть вопросы интересного рода — вроде бы частные, а при этом важные.

Помимо издательской и творческой ипостасей, Е. В. Степанов известен как литературовед. Важность этого стала особенно очевидной недавно — при получении Нобелевки-2020 Луизой Глюк. Выяснилось, что переводы последних лауреатов этой премии, начиная примерно с Транстремера, чаще всего публиковали издания, выпускаемые и/или редактируемые Степановым. Причем публиковали до того, как поэты обрели мировую известность. То есть изучение тенденций, в том числе мировых, Евгений Викторович проводит давно и основательно.

Тут возникает некий зазор: глядя на представляемые в «Футурум АРТе» и других журналах образцы комбинаторной, визуальной, палиндромической и другой экспериментальной поэзии, иногда ловишь себя на мысли, что перед нами — авангард по таким-то и таким-то признакам, наследующий таким-то и таким предшественникам. Ничего плохого здесь нет, но разве термин «новаторство» сам по себе не подразумевает появления сверхнового? Не ожидаемого никем и происходящего из ниоткуда?

Словно в унисон подобным размышлениям вышла книга Светы Литвак «Агынстр»1. Сергей Бирюков пишет в предисловии: «…когда читаешь и рассматриваешь книгу Светы Литвак подряд, то невольно оторопь берет. Потому что тут десятки разных стилей, как будто Света — это такое большое зеркало, и вокруг еще множество зеркал, и каждое проецирует свое стихостроение». Предисловие озаглавлено соответственно: «Личная антология Светы Литвак».

Был соблазн на этом рецензию и завершить. Тем более значительную часть текстов процитировать не получится — как в старом анекдоте: «тут показывать надо». В книге много визуальной поэзии, заставляющий вспомнить палиндромические автолитографии Роберта Раушенберга и Андрея Вознесенского. Кстати, с палиндромами Литвак чаще ведет игру, нежели пишет именно перевертыши:

* * *

накат станка закат стакана
канат казаха танк Хасана —

глаз ищет долженствующую тут быть зеркальную анаграмму, а ее нет. Вот геометрические стихи в книге действительно геометричны. Но их тоже не процитируешь.

Такой многожанровый сборник легче всего метафорически определить как «очередной гвоздь в гробик постмодерна» или найти иную немудрящую красивость. В книге есть прямое и явное завершение концептуальной линии, предусматривающее выход в постгуманизм:

* * *

убаюкай меня, компьютер
спой мне песенку, добрый принтер
пожелай мне удачи, сканер
поцелуй меня на ночь, ксерокс

Есть стихи, отнимающие хлеб у нейросети. Причем у ностальгической нейросети, еще понятной человеку:

Жила была коза. У нее было семеро козлят.
Первый — ушастый, второй — философ,
третий — хороший, четвертый — четвертый,
пятый — шелудивый, шестой — щербатый,
седьмой — ъ.

Тут канувший постмодерн делается жалко. Много столетий назад умер рыцарский роман. Зачем было глумливо добивать его «Дон-Кихотом»? Много десятилетий назад скончалась эпоха романтизма. Для чего Лотреамон спел ей издевательскую эпитафию «Песен Мальдорора»? А вот поди ж — по этим надгробным речам периоды и запомнили.

Постмодерн хитрее, слизистые его сердечки многокамерны и многочисленны. Лопаться они будут долго. Так это даже интересней. Впрочем, дело не в минувшей парадигме. Есть в «Агынстре» такой прозрачный текст:

ФИНАЛ ХОЛОДОВ
траурный ужин — финал холодов
цапнет чудовище шустрых щеглов
это — Юпитер, я — астронавт
будет в галактике дезодорант 
ежели ежика жабой зовут
их километры ленивей минут
неопалимое огнеупорно
парус рисуется спорта

Правда ж все очевидно? Автор сидит, смотрит в окошко, откуда в ответ ему глядит яркий по осени Юпитер. Поэт грустит о завершающихся осенних холодах, которые мы только и считаем холодами, ибо затем начнется зима, когда морозно уже всерьез. Оттого ежика с жабою жалко, но, вопреки ледяным закатам, над миром через полгода поднимутся облачные паруса лодочек.

Это, конечно, лишь одна из явных интерпретаций.

Так — в мерцающих декорациях погоды и природно-настроенческих ассоциациях, с неочевидными аллитерациями, с коммуникацией на сверхвербальном уровне — пишет Наташа Малыш, автор пока нечасто публикуемый и, кстати, тоже интересно работающий с визуальной поэзией. Но это небольшое и частное пересечение поэтических речей: подобным образом располагаются Олимпийские кольца в многомерном пространстве. Если без метафор — с наследием (и последствиями) постмодернизма работают многие.

Только получается очень не у всех. Ибо «талант — единственная новость». Сказано давно, но ведь правда. А область приложения дара — дело третье. Кстати, деятельность Светы Литвак в поэтиках, странно именуемых «конвенциальными», не менее разнообразна. Но об этом не сейчас.

Вернемся к деятельности Евгения Степанова. Рецензируемая книга — его безусловная удача тоже. А вот дальше, по выходе экспериментальной антологии, пусть и представленной текстами одного автора, могут возникнуть разные варианты.

Есть ведь другая ходячая фраза, чаще всего приписываемая Гору Видалу: «В мире меняется все, кроме авангарда». Может быть. Но мир авангарда — это как одна из многих вселенных: снаружи неподвижная и целостная, при взгляде изнутри — дивная. Достойная отражения и представления.

А книгу, как вы поняли, очень рекомендую. Ее можно долго читать и разглядывать, как иллюстрированную «Энциклопедию Вселенной» в детстве.

  1. М.: Вест-Консалтинг, 2020.[↩]

12 странных вещей, которые родители чрезвычайно словесных детей должны иметь дело с

Life

Eyeliam/Flickr

по Glynis Ratcliffe

Мое дочь. Она говорила более 100 слов в возрасте, когда у большинства других детей было 15 или около того; Она говорила предложениями, когда многие дети еще использовали детский язык жестов. «Она такая умная!» — воскликнули мы. «Разве она не удивительна?» — спросили мы наших друзей и родственников (могу только представить, как неприятно мы звучали). По правде говоря, мы понятия не имели, что нас ждет, как скажет вам любой родитель с детьми, которые много говорят. Мол, я так рада, что мой ребенок склонен к вербальному самовыражению, потому что я люблю говорить, и я люблю разговаривать с ее особенно, а если серьезно, приношу свою благодарность за моего здорового ребенка… Я бы не возражал против еще нескольких месяцев тишины и покоя, если бы знал, что меня ждет.

Если ваш ребенок не очень разговорчив, вы, вероятно, думаете: «Да ладно! Дети много говорят. Мы все это знаем». Да, все дети много говорят, но сверхвербальные дети говорят без умолку . Я имею в виду, что каждая минута вашего дня заполнена тем, что они говорят вам что-то, спрашивают вас о чем-то, разговаривают со своими воображаемыми друзьями, играют со своими игрушками и делают им говорить. Он буквально останавливается только тогда, когда они спят или глубоко поглощены телевизионной программой.

Не поймите меня неправильно; Я обожаю свою дочь, и она явно умница. Много действительно вдумчивых вещей исходит из ее уст! Но из ее рта выходит множество всех видов вещей, потому что она говорит. Так. Много.

Если вы читаете это и киваете со слезами, текущими по лицу, и думаете про себя: «Наконец-то кто-то понимает мою борьбу!» затем читайте дальше, чтобы узнать о 12 других вещах, с которыми приходится сталкиваться родителям очень болтливых детей.

Золото тишины

Тот момент, когда ваш ребенок выходит из дома на свидание или наконец засыпает? Лучший момент каждого дня. Не потому, что вы больше не с ними, а потому, что эта 30-секундная подушка тишины так приятна вашим ноющим ушам.

Вы держите под рукой ручку и бумагу, потому что есть миллион веселых моментов

Не все так плохо! Когда ваш ребенок говорит в два раза больше, чем другие дети, у него в два раза больше шансов рассмешить вас (и у вас вдвое больше шансов забыть блестящие, странные вещи, которые они говорят, то есть ручку и бумагу).

Вы отвечаете своему ребенку только после того, как он во второй или третий раз вас о чем-то спросит

Это либо потому, что вы не слушали его первые несколько раз, либо, возможно, вы подумали, что он снова разговаривает со своим воображаемым другом. Это может быть трудно сказать.

Вероятно, они придумали язык, чтобы больше говорить, не будучи понятыми

Возможно, это просто мой ребенок.

Больше вопросов, чем вы когда-либо думали

Обо всем и обо всем. Иногда это очень весело (например, когда она спрашивает, почему исчезает снег), а иногда это просто ужасно раздражает (например, когда она в сотый раз спрашивает, почему она больше не может смотреть телевизор, несмотря на то, что я объяснял ей это несколько раз).

Создание игр, в которых используется шепот или полная тишина

Просто чтобы вы могли передохнуть.

«Если вы зададите этот вопрос еще раз…»

Вы сказали своему ребенку, что он может посмотреть шоу, когда бабушка и дедушка уйдут, поэтому, как только они встанут, чтобы надеть пальто, ваш ребенок должен начать спрашивать: «Можно я сейчас посмотрю телевизор?» Вы отвечаете нет, поэтому они спрашивают снова через 30 секунд. И снова, еще через 30 секунд, и так далее, и тому подобное, пока вы не скажете им, что им вообще не разрешат ничего смотреть, если они попросят еще раз (то есть, когда они смотрят на вас и произносят слова в адрес вопрос).

Когда ты полностью разорился, не слушая их полностью

Вы слушали историю, которую ваш ребенок развлекал вас, по крайней мере, 20 минут, и вы полностью потеряли сюжет, поэтому вы мысленно проверяете. Затем вы понимаете, что ваш ребенок задает вам вопрос, напрямую связанный с рассказом, и вам нужно быстро отступить.

Когда «Передай привет своей тете Роуз» превращается в 40-минутный праздник болтовни

Ей так много нужно рассказать! (Нет, но серьезно, мне нужен мой телефон обратно.)

Неловко извиняться перед незнакомцами, когда ваш ребенок загоняет их в угол, чтобы поболтать о любимом динозавре, в очереди в Starbucks

Или говорит им, что знает все слова каждой песни в Frozen . А потом поет каждую песню. Совсем не стыдно, нет.

Паника от осознания того, что в вашем доме было целых 20 минут тишины

Это никогда не может означать ничего хорошего, люди. Это повод для беспокойства, независимо от того, кто ваш ребенок, но когда у вас особенно болтливый ребенок, практически невозможно, чтобы молчание в течение любого длительного периода времени не означало, что происходит что-то ужасно вредное.

Когда вы не хотите показывать, что они уже знают больше вас по определенным предметам

Дети, которые становятся одержимыми определенным предметом, а затем поглощают всю существующую информацию по этой теме и спрашивают вас миллион вопросов об этом… Это так мило. И вам нравится отвечать на их вопросы, задавать им вопросы и наблюдать, как их мозг расширяется с каждой минутой. Пока… они не спросят вас о чем-то, чего вы не знаете, и вы не сможете признаться своему милому ребенку, что они уже знают об этом предмете больше, чем вы. Дорогой бог, они уже превзошли тебя.

Нравится Супер хорошее письменное, вербальное и невербальное общение и прочее — Journal of Urgent Care Medicine

ДЖОН ШУФЕЛЬДТ, доктор медицины, доктор медицинских наук, MBA, FACEP
Я начну это короткое эссе с признания того, что я не всегда лучший или самое подходящее с точки зрения моего стиля или манеры общения, что не является новостью для двух моих родственников, составляющих половину читателей этих статей.

Я также научился с годами относиться к большинству вещей с долей скептицизма (особенно если за этим следует рюмка текилы и ломтик лайма), так что я не слишком волнуюсь из-за всего, что направляется в мою сторону.
Тем не менее, я научился кое-чему о том, как не общаться и чего не следует говорить или писать, в основном на собственном опыте. Далее следуют стили общения, которые в лучшем случае мало способствуют намеченному дискурсу или результату. В худшем случае они передают совершенно неверное сообщение, оскорбляют другую сторону или плохо отзываются о вас.

Невербальное общение

  • Вставание при сборе анамнеза у пациента (демонстрирует доминирование, которое не успокаивает, когда вы больны).
  • Разговор со скрещенными на груди руками или со сжатыми в боку кулаками (выражает агрессивность).
  • Сморкаться или вытирать рот, а затем пожимать кому-то руку (я не уверен, что это означает, но это отвратительно).
  • Вы закатываете глаза, когда кто-то с вами разговаривает. (Мои дети скажут вам, что это верный способ сказать им: «Меньше всего я хочу причинить вам боль, но это все еще в списке».)
  • Разговор через плечо при выходе из комнаты или вдали.
  • Скрещивание ног и сложение рук в сидячем положении (показывает, что вы что-то скрываете или что вам холодно).
  • Жевательная резинка или жевание с открытым ртом (свидетельствует о том, что ваши родители были двоюродными братьями и сестрами).
  • Перемещение глаз или перемещение туда-сюда в положении стоя (указывает на то, что вы лжете или вам нужно помочиться).
  • Работаете, читаете, отправляете текстовые сообщения, пишете или смотрите телевизор, пока кто-то пытается завязать с вами разговор.
  • Отсутствие зрительного контакта во время прямого разговора с кем-либо или рукопожатие и отсутствие взгляда на собеседника.

Письменная коммуникация

  • Частые ошибки в написании слов или написании в разных временах. n Неправильное написание чьего-либо имени, несмотря на то, что оно является частью правильного адреса электронной почты, который вы только что правильно написали. (Меня это всегда удивляет; пример: «Уважаемый мистер Шофельт» отправлено на [email protected])
  • Использование чрезмерного юридического стиля в документе (ранее и т. д.).
  • Использование электронной почты или письменного сообщения для передачи важной информации, которую следует сообщить лично (например, сообщение близкому другу, некоммерческому партнеру или давнему деловому партнеру о разрыве отношений).
  • НАПИСАТЬ КАЖДОЕ СЛОВО В ЭЛЕКТРОННОМ ИЛИ ТЕКСТОВОМ СООБЩЕНИИ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ.
  • Использование нескольких восклицательных знаков или добавление лишних букв в слово. («Я был оооочень пьян прошлой ночью!!!!!!!!»)
  • Использование сокращенных текстовых версий слов или фраз в деловой электронной почте (например, prolly, lol, ur, OMG, IDK, lol, lmaorotf, eieio…).
  • Множественные смайлики, хмурые взгляды или любой другой вид словесного искусства в деловом электронном письме.
  • Творчески подменяя тоже и два; ты и ты; это и это; и их, там, и они.
  • Чрезмерно длинные предложения без знаков препинания действительно сводят меня с ума едва ли не больше, чем что-либо еще, даже жевание жвачки с открытым ртом или ругань на собрании или однажды в бэнд-кемпе этот парень действительно думал, что он крутой, а затем начал пить ОМГ он был так пьян, что позвонили его родителям, а потом его дважды вырвало прямо перед тем, как он потерял сознание на глазах у меня
  • Использование «я» и «мне» взаимозаменяемо. («Мы с ним пошли на тракторную тягу и выпили немного пива».)

Устное общение

  • Как говорить «нравится» через каждые несколько слов. (Мне, например, это не нравится.)
  • Использование угроз; «Если ты не сделаешь XXX, то я сделаю YYY!» (Отсюда разговор может идти только в одном направлении, и это
  • Говорить от третьего лица о себе или о человеке, с которым вы разговариваете (хотя это действительно весело, когда я говорю «Джон злится!», это ужасно раздражает).
  • Бормочет, говорит тихим голосом или говорит в руку. (К сожалению, раньше я молча говорил бабушке, чтобы узнать, смогу ли я заставить ее постучать по слуховому аппарату. Я знаю, что болен).
  • Говоря «Что угодно!» всякий раз, когда что-то раздражает.
  • Когда кто-то задает законный вопрос, отвечая: «Не могу поверить, что ты этого не знал!» (Показывает, что вы считаете их глупыми.)
  • Говорить «Поверь мне», а затем продолжать говорить что-то совершенно неправдивое.