Роль темперамента в воспитательной деятельности – — —

Воспитание личности с учетом темперамента. Роль темперамента в деятельности. Темперамент и проблемы воспитания

Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый , основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, — формирование ее индивидуального стиля.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика наоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения

начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Что же касается проблем воспитания темперамента, то возрастные проявления темперамента зависят прежде всего от хода созревания мозговых структур, свойств нервной системы. Чем младше дети, тем более для них характерны проявления слабости нервной системы, а именно: малая выносливость и высокая чувствительность. У младших школьников активность нервной системы проявляется в легкости возникновения интереса и в отсутствии способности к длительному сосредоточению. При выполнении монотонной работы в более выгодном положении оказываются дети со слабым типом нервной системы, так как их высокая чувствительность не позволяет развиться сонливости, что вполне возможно при таких условиях. Но в тех ситуациях, где возникают сильные, порой неожиданные раздражители, такие дети теряются и не справляются с деятельностью.

Рассматривая подвижность нервных процессов, можно отметить следующее.

Школьники с высокой подвижностью быстрее справлялись с заданием, но при этом допускали ошибки. Обладающие инертной системой работали плавно, равномерно, пунктуально выполняли задание, допуская минимальное количество ошибок, однако не всегда укладывались в отведенное время.

Для того чтобы как можно точнее определить тип темперамента ребенка, важно отметить наличие следующих черт:

1) активность – проявляется в том, насколько энергично ребенок тянется к н

paris4u.ru

психъ / Новая папка (2) / 8. Понятие о темпераменте. Учёт особенностей темперамента в процессе обучения и воспитания

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное содержание. Например, описание психологических аспектов темперамента часто не отличается от описания черт характера. В некоторых случаях вообще бывает трудно разграничить содержание всех этих терминов.

Естественно, что если даже в научных работах нет однозначности в трактовке этих понятий, то в повседневной жизни они тем более употребляются весьма вольно.

Понятие «темперамент» мы будем связывать со врожденными свойствами организма и в первую очередь со свойствами нервной системы. Действительно, совсем маленькие дети и даже новорожденные значительно отличаются друг от друга. Прежде всего это физические признаки: цвет волос, глаз, строение тела, черты лица и т. п. Различаются они и особенностями высшей нервной деятельности – у одних она более уравновешенна, у других – более подвижна и т. д. Но механизмы высшей нервной деятельности образуют единство с соответствующими психическими особенностями, которые также определяются наследственностью и одинаково проявляются в различной деятельности. Поэтому понятие темперамента есть понятие психологическое, а не физиологическое, и именно психологические особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все другие проявления организма. Таким образом, темперамент – это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук). Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д. Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.). Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

72. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

При всей обстоятельности характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:

1) холерический;

2) сангвинический;

3) флегматический;

4) меланхолический.

Важно отметить, что для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, так как, во-первых, все они сохранились в процессе эволюции, во-вторых, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества, причем у других типов темперамента этого свойства нет вообще. У меланхолика это высокая сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.

Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.

Дети с таким темпераментом очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, носит будничный характер, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми.

Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.

Дети-сангвиники очень интересны и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для них ничего не стоит попросить прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

Дети-флегматики выглядят, как маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго. Мстительны.

Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертиро-ванность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако свя-

394

зывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И.Канту. Им мы и воспользуемся.

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический»1. Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений2 бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует

себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические про-

хРусалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, — № 1. — С. 12.

398

цессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнитель-

399

ных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики

интенсивности и скорости реагирования,

степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) — действия резки, порывисты. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, эмоциональностью, поддается настроению. Часто выглядит высокомерно, самонадеянно. Обретает покой только в напряженной деятельности. Если заражен общественной деятельностью, то инициативен, принципиален, энергичен, оптимист. Если отсутствует богатство духовной жизни, то гневен, раздражителен, агрессивен, аффективен.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) – чаще всего находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым, эффективным мышлением, экстраверт, быстро и легко приспосабливается к новым условиям. Общителен, чувства легко возникают и сменяются. Разговорчив, инициативен, с подвижной и выразительной мимикой. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатывается поверхность и непостоянность.

Флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный) – чужда тревога. Спокойствие, удовлетворенность, новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Положительно: выдержка, вдумчивость, старательность, глубина мысли, миролюбие. Отрицательное: вялость, пассивность, лень, безволие, безучастность.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, малоподвижный) – интроверт, степенность в движении, осторожность в решениях. Реакция частично не соответствует силе раздражителя: сильные воздействия вызывают тормозную реакцию. Положительное: человек содержательный, сдержанный, глубокий. Отрицательное: боязливый, замкнутый, неподатливый, пессимистичный, раздражит.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы.

^ Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.

^ Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.

2) индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы.

3) преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

4) основной и наиболее универсальный путь — формирование ее индивидуального стиля.

Учет темперамента в учебно – воспитательной работе.

При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лиши придавать известное своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения. В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его еще не достаточно изучены, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. Представитель меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.

На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание. Учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического температура, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

studfile.net

Влияния темперамента на учебу. Типы темперамента и как они учатся

На способность ребенка к обучению и его успеваемость влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Кажется само собой разумеющимся, что психологические особенности ребенка должны в значительной степени влиять на его учебную деятельность, но они редко принимаются во внимание школьными учителями.

Личность школьника и образовательная система

Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.

Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.

О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.

Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.

Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.

Типы темперамента

Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.

Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.

Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.

Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.

Выделяется четыре типа темперамента:

  1. Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
  2. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
  3. Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
  4. Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.

Как учатся дети с разными типами темперамента

Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем виде деятельности каждого возрастного этапа развития.

Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которое обуславливает формирование основных возрастных психологических новообразований и способствует дальнейшему развитию личности. Для младших школьников таким видом деятельности является учебная деятельность, то есть учеба.

Правильная организация учебы вырабатывает у школьника навыки труда. Учебный процесс должен восприниматься положительно, чтобы обучение имело смысл. Как недостаточная, так и чрезмерная нагрузка негативно воздействуют на физическое и психическое здоровье школьника.

Если говорить в общем, то в современной системе образования более успешными оказываются те ученики, чей темперамент преимущественно флегматический или меланхолический. У сангвиников и холериков оценки, как правило, ниже, чем у меланхоликов и флегматиков.

Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но так же быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они настоящие «стахановцы»: не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.

Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.

Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются так непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.

Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.

Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в нее, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.

Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.

Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.

Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.

Важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.

Успешность в жизни никак не связана с хорошей успеваемостью в школе, скорее, наоборот, наблюдается обратная картина: ученики, плохо учившиеся в школе или вовсе ее прогуливавшие, более успешны во взрослой жизни, нежели отличники. Школа – необходимый этап в жизни каждого человека, проходя который важно не потерять способность мыслить нестандартно и верить в себя.

Вам будет интересно почитать бестселлеры и о темпераменте и иных индивидуально-типологических особенностях личности:

  1. Е. Белонощенко “Рожденные с характером”
  2. Д. Кейрси “Пожалуйста, пойми меня – II. Темперамент. Характер. Интеллект”
  3. И. Бриггс-Майерс, П. Майерс “MBTI. Определение типов. У каждого свой дар”
  4. Т.П. Брайсон, Д. Сигел “Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер”
  5. Дж. Готтман, Дж. Деклер “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Статья по теме: Темперамент и воспитание.

Темперамент ребенка и воспитание

     К психологу на прием часто приводят детей, поведение которых вызывает тревогу учителей и родителей. Они не вписываются в схему планируемых уроков или не соответствуют ожиданиям родителей. Причина – темперамент ребенка, которым тот еще не умеет управлять. Взросдые же, зачастую не понимают и не принимают «нестандартного» ребенка, обрекая его и себя на страдания по поводу неуправляемого или заторможенного поведения.  

Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

      Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

       Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

       Что же такое — темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

       Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

        Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

 Развернутая характеристика типов темперамента

 Холерик

 

Общая характеристика:

 Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс — не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

 Ежедневные проблемы:

 — часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;

— задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;

— с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;

— излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;

— холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;

— проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

 Ошибки родителей:

 Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

 Рекомендации:

 Занятия и увлечения. Главное — повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта — это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

 Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз — лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

 Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе — вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

 Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций — пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

 Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек — постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

 Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях — восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

 Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это вызовет только злость.

 Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках — помогите ему.

 Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

 Сангвиник

 Общая характеристика:

 Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -«солнце» — обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

 Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают: «Со всеми».

 Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

 — если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко «забудет» о ней и займется чем-то более интересным;

— если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

— не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем — и на успехах в работе.

Рекомендации:

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про «мелочи» в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения «ненужных», по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок — как раз то самое «солнышко»? Тогда простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

 Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

 Флегматик

 Общая характеристика:

 Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

 Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

 Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

 Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

 Ежедневные проблемы:

 — пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

— если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа»;

— попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

— маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

— хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;

— предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

 — не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

— не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;

— не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;

— наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

 Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Рекомендации:

 Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка — тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

 Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

 С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду — вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая «белая ворона» может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории «неправильных» людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

 Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

 Меланхолик

 Общая характеристика:

 Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

 Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

 Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики — несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

 Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как «маленький взрослый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: «У меня все нормально». Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

 У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

 Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

 Ежедневные проблемы:

 — делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь»;

— в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;

— отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: «Все равно ничего у меня не выйдет»;

— вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

 Ошибки родителей:

 Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

 Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

 Рекомендации:

 Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом — «Людям свойственно ошибаться».

 Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

 Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет — выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет… Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

 Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

 Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

 Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

  Как видите, нельзя говорить о «плохих» и «хороших» темпераментах. Надо знать особенности каждого типа темперамента

 и правильно подходить к общению с представителями разных типов темперамента. Только тогда лучшие стороны темперамента развернутся и приятно удивят окружающих, а может и самого обладателя «проблемного» темперамента.

 

Список литературы

1. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2006.

 2. Общая психология / Под ред.Е.И. Рогова. — М.: Владос, 2008 г.

 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 5-е изд., доп. и перераб. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

 4. Немов П.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2006. — стр.245.

 5. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. — М.: Владос, 2008 г. — стр.321.

 6. Немов П.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2006. — стр.251.

 7. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. — М.: Владос, 2008 г. — стр.327.

nsportal.ru

2. Индивидуальный стиль деятельности. Роль темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически мало пригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обесппечивает достижение успешных результатов деятельности.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12— 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

studfile.net

Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности — Мегаобучалка

 

Как мы уже знаем, динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они дают себя знать и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.

Главное, нужно иметь в виду, что различия по темпераментамэто прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Каждый темперамент имеет и положительную, и отрицательную стороны. Конкретное представление об этом дают результаты изучения влияний на деятельность отдельных свойств типа нервной системы и соответствующих им черт темперамента.

Сильные и слабые типы в деятельности. Нам уже известно, что слабость нервной системы — это не только недостаток силы: такой тип нервной системы имеет и свои достоинства, а в некоторых отношениях и преимущество по сравнению с сильным типом нервной системы.

Проводились, например, такие опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступили такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решали большее количество примеров (сказывалась присущая им повышенная отзывчивость на окружающее, реактивность), но зато они же быстрее уставали; а ученикам с чертами темперамента, обусловленными сильной нервной системой, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.

В одном исследовании велись наблюдения за учебной работой наиболее развитых, способных старшеклассников (у них же в лабораторных опытах определялась сила нервной системы). Оказалось, что среди этих учеников были представители как сильного, так и слабого типов нервной системы. Но выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному в зависимости от их темперамента. Так, если в умственной работе ученика выделить три этапа — подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаруживалось, что сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях делались ими по преимуществу по ходу их написания), тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочинениях вносилось ими уже в дополнительное время — при самопроверке). Другое отличие: сильные достаточно длительно могли выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения во времени, тогда как слабые предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, старались заранее составить планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтение учащимся того или другого темперамента.



Установлено, что в некоторых видах монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от снижения восприимчивости, от развития сонливости, которая легко может возникать в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.

Показательны данные психологических наблюдений в области спорта. Так, школьники проявили индивидуальные различия в успехах, достигаемых в условиях тренировочных занятий на уроках, а затем — в условиях публичных выступлений. Оказалось, что ученики сильного типа нервной системы во время ответственных соревнований показывают более высокие результаты, чем на тренировках, тогда как ученики слабого типа более успешно проявляют себя на тренировке, а во время соревнований их результаты ухудшаются, утрачивают свою стабильность. Это объясняется различиями между темпераментами по возбудимости, по способности выдерживать большое напряжение, по тому, как переживается состояние, вызываемое повышенной ответственностью, риском.

Таким образом, лица с более сильным типом нервной системы лучше решают одни задачи, а с более слабым — другие. Часто к разрешению одной и той же задачи лица, различающиеся по силе нервной системы, должны идти разными путями.

Подвижные и инертные типы в деятельности. Слабая выраженность собственно подвижности (малая скорость возникновения и прекращения возбуждения и торможения), т.е. инертность нервных процессов, может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Отрицательная сторона инертности — замедленность динамических изменений, положительная — длительность сохранения, устойчивость психических процессов. Соответствующие психологические различия обусловливают прежде всего особенности хода деятельности, а не ее эффективность.

Характерная в этом отношении картина обнаружилась при изучении различий между учениками (VII класс) с более подвижным и более инертным темпераментами при усвоении начальных трудовых умений. Оказалось, что учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов действовали быстрее других, но при этом иногда пропускали элементы задания из-за излишней стремительности. Учащиеся же, чья нервная система была признана инертной, выполняли задания более равномерно и плавно, а иногда и более успешно. Правда, у них происходили нежелательные задержки срока сдачи работы, но зато их достоинством была пунктуальность выполнения. Значительная их часть компенсировала свои относительно ограниченные скоростные возможности большим вниманием к объяснениям педагога и к чертежам.

Умственные способности, способ деятельности и темперамент. Исследования, проводившиеся с целью ответить на вопрос, существует ли зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента, показали, что лица с высоким уровнем умственных способностей могут обладать самым разным темпераментом, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей. Особенности темперамента, конечно же, сказываются и в собственно умственном труде: в таких характеристиках, как скорость, беглость умственных операций, устойчивость и переключаемость внимания, динамика «втягивания» в работу, эмоциональная саморегуляция по ходу работы, та или иная степень напряжения и утомляемости. Однако свойства темперамента, придавая своеобразие манере, стилю деятельности, не предопределяют самих умственных возможностей человека. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.

В качестве иллюстрации приведем сравнительную характеристику старшеклассников, с медалью окончивших школу.

Арсений — неустанно деятельный, активный. Он обычно увлекается работой, переставая замечать окружающих. Легко выполняет параллельно несколько дел; сложность и изменчивость обстоятельств не ослабляют его энергии. По-другому протекает умственная деятельность Павла. Выполнение уроков тянется долго; любые задания требуют у него подготовки и раздумий. Каждое маленькое препятствие, непредвиденное обстоятельство длительно задерживают на себе его внимание. Показательно, что Арсений, который, в отличие от Павла, всегда действует очень интенсивно, способен отдохнуть в короткий срок. Переход от школы до дома, непродолжительный разговор на постороннюю тему, а главное, перемена занятий достаточны, чтобы восстановить его силы. Павел же утомляется к концу учебного дня в школе, и ему иногда нужно поспать днем, чтобы восстановить силы для умственной работы.

Характерное различие между юношами проявляется в их отношении к усвоению нового материала, и к повторению пройденного. Остановимся на этом: здесь выразительно выступает умственное своеобразие каждого из них. Арсений с огромным интересом слушает объяснение нового. Чтение учебной книги дает ему наибольшее удовлетворение, когда он читает книгу впервые; сама трудность усвоения нового доставляет ему удовольствие; новое приводит его в состояние бодрости, а то и возбуждения. Наоборот, повторение пройденного (в конце темы, в конце четверти или в конце года) не вызывает у него положительного отношения; на уроках повторения он склонен заниматься посторонними делами. Прямо противоположная картина у Павла: ему особенно нравится повторение. К новому он относится с интересом, он один из вдумчивых и любознательных учеников, но для него утомительно длительно следить за объяснениями, ему надо время от времени ослабить внимание и отвлечься; кроме того, ему трудно сразу приходить к каким-нибудь выводам — ему нужно предварительно освоиться с материалом. Поэтому при объяснении нового он бывает в несколько тревожном, слегка растерянном состоянии, иным он становится при повторении. К прежнему материалу он привык, его освоил и, уже владея в основном фактами и определенными ходами мысли, он может удивить точностью, сознательностью своих формулировок.

Арсений и Павел очень заметно отличаются друг от друга и по своим эмоциональным особенностям: у первого сравнительно легко возникает чувство гнева, второй легко приходит в состояние восторженности, умиления.

Знакомство с биографиями юношей, материалы наблюдений позволили сделать определенные выводы об их темпераментах. Арсений, судя по всему, близок к сильному неуравновешенному типу нервной деятельности, у него отмечаются черты холерического темперамента. Павел же тяготеет к слабому типу, у него заметны черты меланхолического темперамента. Весьма показательно, что слабость типа нервной деятельности не помешала ему стать одним из лучших учеников, развить значительные умственные способности. В конечном итоге превосходство Арсения над Павлом относительно. Разумеется, быстрота реакций и легкость перехода к новой умственной нагрузке — ценнейшее свойство. Но Арсений как бы сразу выявляет максимум своих возможностей. Павел же медленно и неуверенно продвигается к решению возникающих перед ним задач, иногда задерживаясь на одних и тех же вопросах, способен постепенно все яснее и тоньше, все полнее и правильнее в них разобраться. Умственная работа Павла с количественной стороны малопроизводительная, но с качественной стороны его достижения не уступают достижениям Арсения. В данном случае сама трудность формирования мысли, связанная с особенностями темперамента, становится предпосылкой особенно углубленной и тщательной работы мышления.

Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется самый способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных успехов.

Профессиональные требования. Вместе с тем в некоторых видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере и результат. По отношению к этим видам деятельности можно говорить о более благоприятных и менее благоприятных динамических чертах психики. В тех областях труда, где предъявляются жесткие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности. В некоторых профессиях требования к динамическим свойствам настолько высоки, что возникает надобность в предварительном отборе людей по таким свойствам. Например, тем, кто хочет стать летчиком-испытателем, или диспетчером на некоторых производствах, или овладеть некоторыми видами циркового искусства, нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы. Эмоциональная возбудимость как сторона темперамента необходима в деятельности актера и музыканта.

Но в большинстве профессий свойства темперамента, сказываясь на своеобразии процесса деятельности, не влияют на ее конечную продуктивность. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, специальной подготовки, волевых усилий.

Интересно, что в условиях совместной деятельности людей (если вместе работают, например, двое) черты их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. При этом I обнаруживаются более благоприятные и менее благоприятные сочетания разных типов темперамента. Так, например, в некоторых видах занятий участие холерика оказывается более эффективным, когда он работает совместно с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник или, особенно, холерик (исследование В.М Русалова). Такого рода факты показывают, что нельзя оценивать значение тех или иных свойств темперамента, не учитывая совместный характер многих видов деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности. Как уже отмечалось, особенности темперамента выступают прежде всего в своеобразии способов работы, а не в эффективности деятельности.

Психологи, разносторонне изучавшие индивидуальный стиль деятельности (B.C. Мерлин, Е.А. Климов}, показали, что он не возникает у человека сразу и только стихийно. Индивидуальный стиль вырабатывается и совершенствуется, если человек активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к своему темпераменту достигать лучших результатов. Индивидуальный стиль деятельности более отчетливо проявляется у наиболее успешных работников, у спортсменов-мастеров, у лучших учеников.

Как известно, среди выдающихся людей в каждой области творчества — в науке, технике, искусстве, в самых различных видах труда — можно встретить представителей разных типов темперамента. Так вот, для творческой личности характерна индивидуализация приемов работы, когда сознательно, а отчасти и непроизвольно применяются именно такой режим и такие индивидуальные способы выполнения деятельности, которые соответствуют индивидуальному темпераменту.

Овладение свойствами своего темперамента и их компенсация, формирование индивидуального стиля деятельности начинаются в годы детства, происходят под влиянием обучения и воспитания.

 

megaobuchalka.ru