Рукоделие на руси – Русское народное рукоделие, мастерицы на Руси

Русское народное рукоделие, мастерицы на Руси

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.

Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

История рукоделия на Руси

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.

Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.

Особенности вещей, созданных своими руками

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.

С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.


Мастерицы в Петровские времена

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.

Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.


skazka-dubki.ru

История рукоделия на Руси — Славянская культура

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все — от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха. 

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.

В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде. 

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Одежда и украшения Древней Руси

История → В поисках библиотеки Грозного

Рукоделие → Орловский спис

Традиции → Обряды славян

История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Русское рукоделие

В народной культуре одно из самых значимых мест занимает убранство дома. Ведь дом всегда был не только одним из символов благополучия и достатка, он многое мог рассказать и о Духовном богатстве своих хозяев. Неповторимый колорит русской избы складывался веками. Ее внешний вид гармонировал с внутренним. Дом, богато убранный вышитыми скатертями, полотенцами, салфетками, занавесками, целиком вписывался в народные представления о красоте. Дивные кружева, затейливые лоскутные одеяла, любовно сделанные куклы, тканые пояса и богато украшенные шали, платки, кокошники, рубахи, юбки, сарафаны вносили в жизнь яркие праздничные краски. Все это – творение заботливых женских рук.


(Аносова О.В. Русская изба)

Русское рукоделие отражает всю самобытность народной культуры. Хотя само слово очевидно в своем значении – «то, что сделано руками», в национальной традиции оно закрепилось именно за женским творчеством. Творение мужских рук обычно принято называть ремеслом.

Истоки и того, и другого очень древние. Археологические раскопки показывают, что украшать свое жилище, домашнюю утварь, одежду люди начали еще в незапамятные времена. В далеком праславянском прошлом появились первые изделия из ткани. Даже сам процесс изготовления ткани довольно сложен. Нужно заготовить растения, правильно их обработать, превратив различные их части в волокна, затем волокна превратить в нити, окрасить их в различные цвета, а уж затем из нити создать ткань и соответствующим образом ее оформить.

На Руси одной из самых почитаемых Богинь была Макошь, которая часто изображалась в образе рукодельницы.


В древности для добывания нити использовали (помимо вычесываемой с животных шерсти) лен, крапиву, конопляные волокна и даже иван-чай. Столь популярный нынче в изделиях народного стиля хлопок распространился на Руси лишь в девятнадцатом веке.

Сам процесс прядения считался настолько важным и ценным, что клубок нити вошел в фольклор как волшебный предмет, указывающий правильный путь герою сказки или легенды. Да и домотканое полотно почиталось очень высоко. Считалось, что свиток такого полотна способен отвадить от дома шальную неприкаянную Душу или пришлую нечисть.

Русское рукоделие вообще сложно представить без прялки и веретена, их недаром считают символами женского творчества. Образы этих предметов тоже наделены в фольклоре волшебной силой, и потому они всегда богато покрыты узорами с самым серьезным значением, закрепленным за этими знаками древней народной мудростью.


Процесс превращения нити в ткань разнообразен. Первым из способов, пожалуй, было вязание. Для него нужны самые простые приспособления – пара спиц или вовсе один крючок, а при желании можно было обойтись и без них – в культурах некоторых народов до сих пор сохранилось узелковое вязание или плетение, которому, вероятно, предшествовало простое плетение из трав или кожаных полосок.

Но прочную и тонкую ткань можно было получить только в результате ткачества. Простое полотно недаром овеяно легендами. Оно в народной жизни необходимо повсюду – одежда, постель, скатерти, салфетки и полотенца, убранство окон и дверей, – всюду в основе простое переплетение нити в ткань. Для ее изготовления уже нужно более сложное оборудование. От простой рамки со специальным гребнем, до ручного ткацкого станка, позволяющего разнообразить способы сплетения нитей.


(В.Маковский. Ткачиха с внучками)

Тонкие нити тоже использовались в вязании, но это уже относится к такому чарующему виду рукоделия, как создание кружев. Русь всегда славилась своими кружевами. Кружева ценились и ценятся очень высоко как за свою красоту, так и за ту волшебную силу, которой их наделяют искусные руки мастериц. Кружевными узорами украшали одежду, белье, занавески, скатерти, покрывала, были целые шали из кружева, и даже скатерти и панно.


И, конечно же, особое значение придавалось вышивке. От нанесения узоров и орнаментов на одежду до вышивания целых картин. Вышивали крестиком, гладью, жемчугом, позже бисером.

В музеях и частных коллекциях русское рукоделие часто представлено старинной вышивкой с использованием золотых и серебряных нитей, жемчуга, самоцветных каменьев.

Вышивали все – от крестьянских дочерей до княгинь и цариц, настолько это искусство считалось достойным и даже священным для женщин.

До самого начала двадцатого века в народе считалось, что девушка готова к замужеству, только если она смогла соткать и вышить себе приданное. А это, помимо свадебного наряда и десятка сарафанов, еще и полный набор, необходимый для убранства дома новой семьи. И чем искуснее все это было соткано, связанно и вышито, тем более почитаемой и достойной считалась невеста.

Поделиться


slavmir.tv

Из истории рукоделия » Перуница

Из истории рукоделия
Историки полагают, что первые творческие позывы 32 000 лет назад испытал мужчина, возможно, шаман, нарисовавший сцены охоты на сводах пещеры Чаве.

Но мы-то с вами знаем, что тот вдохновенный художник был наряжен в меховую одежду, любовно сшитую женскими руками из звериных шкурок. Наверное, костяной иглой. И, может быть, первобытный шовчик был выполнен не абы как через край, а блестящей жилкой, художественной строчкой… Козликом, например.

И что бы там ни говорили искусствоведы о вторичности народного творчества, оно возникло и заняло очень важное место в жизни человека гораздо раньше, чем начали творить вдохновенные художники.
28 000 тысяч лет назад на территории холодной России был похоронен шаман с двумя детьми. Одежды этих почтенных покойников украшали тысячи бусинок из слоновой кости. Для изготовления которых нужны были усилия многих десятков людей. Значит, особо красивая, вышитая и расшитая бусами одежда была необходима не только в этой жизни, но и для дальнего пути на тот свет…


Когда люди научились вязать, никто не может сказать точно. Древнейшее вязаное изделие, относящиеся к III в. н.э., нашли в Перу — красиво связанный пояс с мотивом колибри. В коптских гробницах в Египте сохранились предметы, связанные в IV-V вв. н.э. Вроде детского вязаного носка из цветной шерсти. А в одну германскую гробницу этого же периода неутешные родичи положили комплект вязальных спиц.

Но разве раньше новой эры носок-жилеток не вязали? Конечно, вязали, просто более древние, изначальные, сгнили давно.


Только рисунки остались. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане (XIX век до н.э) обнаружено настенное изображение четырех семитских женщин, одетых в вязаные жакеты. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии найден барельеф воина в носках, очень похожих на современные.

И есть мнение, что вязание было известно еще в период создания «Одиссеи» Гомера. Просто по причине неточности переводчиков и переписчиков произошла замена слов «вязанье» на «тканье». Помните, Пенелопа обещала нетерпеливым женихам, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам распускала то, что за день соткала… В действительности Пенелопа наверняка не ткала, а вязала, так как распустить без нарушений нити и без видимых следов можно только вязаное полотно. И на древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из гардероба венецианских дожей, живших спустя 2500 лет.


Ткачество и вышивание были известны в древнем Египте, что доказывают находки искусно вышитых тканей и украшений в гробницах фараонов. Но вязать-то гораздо проще — не нужно никакое специальное оборудование. Первоначально вообще вязали на пальцах, лишь позднее стали использовать спицы или рамы (этот вид вязания иногда называют египетским).

А почему не обнаружены вязаные изделия того периода? Да потому, что ручное вязание недолговечно и плохо сохраняется. Кроме того, вязаные вещи наверняка носили люди небогатые, а для них немаловажно то, что старую одежду можно распустить и связать другую. При этом прочность пряжи, конечно, снижается.


В старину каждая женщина-крестьянка не могла не рукодельничать. Чтобы одеть семью, нужно было ткать, вышивать, плести. Особо умелые привлекались для изготовления господских нарядов.

Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Потому что кружево выплеталось тогда из золотой и серебряной нити. До нас дошли многочисленные кружевные изделия XVI столетия — в сочетании с золотым шитьем, парчой, драгоценными камнями. Тогда ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. И даже продавали кружева на вес.

В Оружейной палате Кремля хранится платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего один раз из-за непомерной тяжести — более пуда.

В XVII-XVIII веках в европейских странах дорогое золотно-серебряное кружево потеснили демократичные нитяные кружева. Они быстро вошли в моду, нежные кружевные волны полюбили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки. Даже пираты. Возникло множество типов кружев по месту их создания: «волансьен», «брюссельские» и самые удивительные, драгоценные — «брабантские». Помните, у Гумилева: «Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет…»

Брабантские манжеты выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта (Бельгия) и давал нить нежно-розового оттенка. Только девочкам с нежными пальчиками доверяли прясть лен. В сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой.

Император Петр I выписал из Брабанта в 1725 году монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.

Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. Пришедшее из Европы «немецкое» кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, таким разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».


Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие.

Для вологодского кружева типичен узор, в котором золотая, серебряная, цветная нити применяются только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной решетки на тяжелом фоне. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций.

Современные рукодельницы возродили знаменитое в прошлом балахнинское кружево, золотное шитье, «нижегородский гипюр». Широко используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, капроновые нитки, сочетают разные по фактуре нити в одном изделии, что позволяет создавать оригинальные, современные изделия.

А вот в Сибири плетение на коклюшках распространилось не столь широко. Крючком вяжут многие, но вологодские кружева только редкие энтузиасты способны плести. Большого терпения и усидчивости требует эта работа.


Искусство изготовления гобеленов тоже имеет давнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще древним египтянам. До нас дошли фрагменты мебельной обивки и обоев из захоронений III века.

Самые ранние шпалеры из сохранившихся европейских — немецкие. Ткали их в монастырях или на дому. В тех же замках. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали хоть немного утеплить их.


Гобелен «Дети в саду». Мастерская Ле Бран. Париж 17-й век
На гобеленах изображали сказочных персонажей, жанровые сценки из жизни дворян. Пасторали с пастушками… Ткали и библейские сюжеты. Конечно, для того, чтобы получилось подлинное произведение искусства, мастерица должна обладать незаурядным талантом художника. А это не всегда случалось. Поначалу ткали шпалеры замковые затворницы — жены и дочери удельных князей. Благородным дамам по рангу не положено заниматься черной домашней работой, а коротать долгие дни и месяцы от турнира до турнира как-то надо. Но когда тканые узорчатые полотна вошли в моду, когда каждое дворянское семейство захотело украсить высоченные холодные залы драгоценными шпалерами, к делу привлекли подлинных художников. И мастеровых. Слабые ручки княгинь и их приживалок могли разве что одну-единственную шпалеру за всю свою недолгую жизнь создать. А стен, кои следовало утеплить и украсить, было ой-ой-ой сколько.

И производство гобеленов перестало быть рукоделием, переместилось в мастерские со станками, рассчитанными на большие габариты шпалер. Теперь специальный художник создавал эскиз, на его базе делался шаблон, а уж по нему ткали.

Кстати, и само слово гобелен, являющееся синонимом шпалер, происходит от фамилии семьи Гобеленов, которая еще в середине XV в. обосновалась в пригороде Парижа Сен-Марсель и стала знаменитой «Королевской мануфактурой Гобеленов».

Петр I и тут не оплошал — пригласил в Санкт-Петербург французских мастеров, и они основали первое в России гобеленовое ателье.
Картоны для шпалер создавали такие художники, как Франсуа Буше, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Матисс, Пикассо, Брак, Шагал.

Сейчас и в искусство гобелена проник стиль hi-tech. Современные художники создают нейтральные изображения, которые могут вписаться в любой интерьер. Художественная ценность современных гобеленов не сопоставима со старинными, но уже то хорошо, что в сегодняшних, минималистски оформленных квартирах, находится место яркому текстильному пятну.

История гобелена не закончена… Тем более что она опять попала в руки рукодельниц. Для создания собственноручно изготовленных настенных панно и нужно-то всего иметь крепкую рамку и пряжу разных цветов из любых, самых разных волокон. Да много терпения. На обычной раме с помощью вилки можно создать копии старинных гобеленов, выставленных в знаменитых музеях мира — для украшения гостиной. Или скатерти и шторы. Или покрывала и подушки для спальни, мягкие игрушки и разноцветные подушечки для детской — с эльфами, медвежатами, утятами.


Костяные бусинки из каменного века — еще не бисер. Они не сверкают таинственно, не переливаются многоцветной радугой. Стеклянный бисер появился гораздо позже.

Непосредственные предшественники бисера — стеклянные бусины — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевники сарматы и скифы тоже задолго до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную маленькими стеклянными шариками. Сверкали и позвякивали края рукавов, нагрудная часть рубах, даже шаровары. Не говоря уж о поясах и головных уборах.

Первые сведения о бисере в одежде русичей относятся к IX-XII вв. Но он был импортный. Своего на Руси в те времена не производили.
Самый лучший бисер в Европе изготовляли на венецианском острове Мурано. И еще — разнообразные сосуды, зеркала, бусины, пуговицы. Торговля этим товаром приносила республике колоссальные доходы. Венецианское стекло с удовольствием покупали страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка.

Кстати, знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. И в своем долгом путешествии не забывал особо поинтересоваться заморскими стеклянными украшениями — чтобы использовать потом эту информацию для расширения папиного производства.

Венецианские мастера строго берегли свои секреты. Ныне известно, что они к песку, из которого варилась стекольная масса, обязательно добавляли соду. А тогда… Жестокое наказание ждало мастеров, продавших секрет за границу, — их объявляли государственными изменниками, убивали.

Но не только кнутом, пряником тоже правительство Венецианской республики удерживало стеклоделов. Им давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в муранской гостинице, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.

Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера до конца XVII века. А потом мастера Богемии начали производить свое «лесное стекло» (придумали к песку добавлять поташ), и богемский бисер потеснил венецианский.

В России очень любили вышивку бисером. И ввозили его из-за границы аж тысячами пудов. Пробовали и свой производить — в 1670 году в селе Измайлово была организована мастерская по изготовлению бисера. Но наладить массовый выпуск тогда не удалось. Потом М.В. Ломоносов решил обеспечить Россию бисером. И организовал в 1754 году Усть-Рудицкую фабрику. Но после смерти Михайлы Васильича производство было свернуто. Бисер продолжали закупать за границей.
И только в XIX веке в России заработали стеклодельные фабрики. Лучший бисер производился в Одессе, на фабрике Ронигера.


Шейное бисерное украшение — (юг России), реконструкция
Бисер и стеклярус (бисер удлиненной формы) — материал для женских украшений и рукоделия. Но было время, когда стеклянные сверкающие зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, в некоторых покоях Московского Кремля им украшали стены. В зеленой комнате царицы Натальи Кирилловны по стенам, обитым зеленым полотном был щедро насыпан стеклярус. Расположенные в разных направлениях стеклянные цилиндрики сверкали при свете свечей сочными, яркими переливами.

Много больше усилий требовало украшение комнат, когда стеклярус не приклеивали, а нашивали на ткань. Наносили углем рисунок, по нему выкладывали стеклярусные нити (снизки), набранные на прочную нитку и пришивали к основе при помощи стежков-перехватов. Такой вид вышивки называется шитьем вприкреп.

Выполненные в такой технике сюжетные композиции назывались «французскими обоями». Так был отделан «стеклярусный» кабинет дворца в Ораниенбауме.


Между прочим, в создании настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Великой императрице было не чуждо увлечение рукоделием.
Но не надо думать, что до появления бисера народы Российской империи ходили в затрапезе. Наоборот, раньше они украшали свои костюмы даже более стильно — жемчугами. Особенно головные уборы. Кокошники женщин северных губерний были богато расшиты мелким речным жемчугом, золотным шитьем, цветным стеклом. Особенно любили жемчуг, потому что он был весьма доступен. Пресноводные моллюски-жемчужницы в изобилии водились в северных реках и в Ильмень-озере.
Кокошник жемчужный. XIX в. Галун, речной и искусственный жемчуг, перламутр, бисер, золотные нити.
Золотное шитье и низание

Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. И когда в народном костюме начал применяться бисер, методы работы с ним мастерицы использовали такой же, как и при жемчужном шитье. Жемчужины укладывались либо поверх хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), и благодаря этому изображение становилось выпуклым.

Сейчас таких корон-кокошников, достойных разве что царевны Лебедь, увы, не носят. Но не надо думать, что низать бисер и жемчуга теперь ни к чему. Посмотрите на свою дочку в дешевых турецко-китайских фенечках и скажите ей: «Давай-ка сделаем вместе, покрасивее».


Шитье бисером и жемчугом начиналось не на пустом месте. Прежде женщина научилась шить-вышивать простой ниткой. И науку ту мы не забыли до сих пор.

Художественной вышивкой занимались античные матроны и гетеры, ею увлекались благородные дамы средневековья. Ее высоко оценила христианская культура и приспособила для украшения божьих храмов. Христолюбивые горожанки и сельчанки годами расшивали шелками пелены для храмов. Занятие это было не только увлекательным рукоделием, но и доказательством высокой морали прихожанки.


На Руси вышивками украшали как предметы обихода — полотенца, скатерти, одежду, — так и церковные пелены, плащаницы, облачения священнослужителей. Когда Петр прорубил окно в Европу, русские рукодельницы обогатили сюжеты своих вышивок сюжетами европейских картин и гобеленов. Популярные во Франции, Германии, Бельгии и Голландии цветочные композиции, пейзажи, пасторали, жанровые сценки появились и в российских интерьерах.

И только бурный XX век с его техническими достижениями, войнами и социальными потрясениями ослабил нашу привязанность к вышивке.
Но не убил совсем. Рукодельницы все равно старались украсить свой быт, свой дом, каким бы ни был он нищим, вышивкой. Даже в те годы, когда красивых ниток было не достать, мастерицы добывали необходимое средство производства домашнего уюта из старых колготок, разноцветных лоскутков.


А сейчас! Какой простор для воображения. Застыньте ненадолго перед коробками с мулине в магазине галантереи. Так и хочется тут же закупить канву всех размеров, пяльцы, иглы и всю радугу цветных шелковистых пасм. И изобразить с их помощью сюжет из жизни сказочных существ, или трогательный пейзаж, или яркий орнамент на скатерть с салфетками…

Или пойти по стопам великого художника и перенести на ткань неувядающую Мадонну Рафаэля или знойную сумасшедшинку Ван Гога…


Шитье из лоскута, возможно, зародилось ранее всего. Появилось вместе с тканью. Только тогда его не воспринимали как отдельное рукоделие. Просто каждый сотканный кусок льна или шерсти был бесценен, и любой лоскуток шел в дело. Даже если он и был немного другого цвета — его использовали при пошиве одежды или изготовлении покрывал, наволочек. Цветные кусочки годились и для украшения изделий. Найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад.

А как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства лоскутная мозаика зародилась в Англии в первой половине XVIII века. Тогда в страну начали привозить индийские ситцы прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме одеяло индийского производства стало считаться признаком достатка. Но правительство Англии, заботясь о собственных шерстяных и шелковых мануфактурах, запретило ввоз индийских тканей. Конечно, контрабандистов это не остановило, но ситец стал дефицитен и дорог. Экономные хозяйки, выкроив из него одежду, лоскутки не выбрасывали. Яркими аппликациями украшали льняные или шерстяные изделия. Из множества мелких лоскутков создавали прекрасные лоскутные одеяла.

Вместе с переселенцами этот вид рукоделия попал в Америку, и стал национальным видом искусства. Стеганое лоскутное одеяло — обязательная часть интерьера традиционного американского дома.

Идея же геометрического подбора разноцветных кусочков ткани берет начало, скорее, от вышивки. Орнаментов, например. Или от не менее древнего искусства мозаичных композиций. Недаром шитье из лоскута называют «лоскутной мозаикой».


В настоящее время это рукоделие уже не расценивается как выход из трудных жизненных ситуаций. Оно стало видом искусства. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Причиной появления лоскутного шитья в России явилась, конечно же, бедность. Из остатков старой одежды женщины старались сделать новую. Или изготовить что-нибудь другое, нужное в быту. Вещи шили, перешивали, подновляли. Лоскутки сортировали: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. «Мелкоте» — мальчикам и девочкам до восьми лет — новой одежды вообще не полагалось, им перешивали вещи взрослых членов семьи.

До XVIII века одежда на Руси, в основном, изготавливалась из полотна, сотканного на домашнем ткацком стане. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани заставляла быть бережливыми. Поэтому и крой народной одежды, и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала.

Ну а когда появились ситцы, началось существенное обогащение лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ткани охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков — лоскутные одеяла. Со временем традиции лоскутного шитья уступили место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. И только редкие энтузиасты продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички.

Сейчас лоскутное шитье вновь вошло в моду. Если подойти к этому шитью серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от ковриков и одеял и кончая блузками, жилетами и куртками.

Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают внимание. Они подходят для убранства кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти), спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек), либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).

Присмотритесь к старым вещам, к остаткам давно изношенной блузки или детского платьишка. Из ярких лоскутков, нарезанных своевольно и дерзко, можно создать удивительное абстрактное полотно, которому будет подстать самое видное место в гостиной. Оно станет предметом вашей законной гордости. И белой зависти к вашим способностям тех, кто не нашел применения своим запасам ненужного тряпья.

А сколько еще столь же интересных, поглощающих все существо занятий есть на свете. Необязательных, но очень увлекательных. Батик, макраме, аппликация, плетение из бересты…

По-моему, это все много лучше всяких новопасситов, успокоев, наркотиков и транквилизаторов. Это нежный отдых и уютная тишина… Это елей для взбаламученных нервов и выход из самых безвыходных ситуаций. А еще — это острое чувство вдохновения, азарта. Поиска. Творчества. Именно способность к творчеству отличает нас, людей, от прочих существ этого мира.
Творите и обрящете…

Валентина БОГОМОЛОВА

www.perunica.ru

История рукоделия, или как все начиналось

Издревле человеку присуща тяга к самовыражению. С древних времен и по сегодняшний день люди стремятся к различным видам творчества. Этому свидетельствуют наскальные рисунки первобытных людей, украшение одежды и изготовление украшений, вышивка узоров на одежде и предметах декора. Помимо использования подручных средств, люди научились производить все необходимое для рукоделия и творчества: выращивать особые растения и делать из них нити, выделывать шкуры, ткать и вязать, изготавливать краску и окрашивать изделия, работать с различными материалами. Производимые вещи и орнаменты стали не только украшениями, но их наделили возможностью демонстрировать статус владельца, некоторые из них получили сакраментальное значение.

Одно из древних ремесел, которое популярно и по сей день – это вышивка. Точкой отсчета в истории возникновения рукоделия принято считать момент появления и распространения иглы. Игла на Руси появилась в X–XI веке. С тех пор вышивка стала распространенным украшением одежды и предметов быта. Узоры имели символическое значение: принадлежность к определенному региону, или даже городу, к роду, национальности и культуре, профессиональной сфере, а также служили в качестве оберегов.

Вязание появилось на Руси намного позднее. Принято считать, что этот вид рукоделия возник здесь в конце XVIII века. С тех пор оно прочно вошло в историю рукоделия на Руси. Вязание было излюбленным времяпрепровождением. Ни одни посиделки не проходили без него. Как правило, вязали молодые девушки, а женщины в возрасте ткали и пряли. Это было связано с поверием, что шерсть впитывает эмоции мастерицы. В старину даже существовал обряд, отражающий это поверие. Невеста перед свадьбой должна была связать шарф, который она дарила жениху. Этот шарф он должен был носить месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты, и поэтому верили, что такая семья будет крепкая. Кроме того, молодые девушки готовили приданое, поэтому рукоделие для них было не столько творчеством, сколько подготовкой к будущей замужней жизни. Хорошие рукодельницы высоко ценились, и если девушка умела шить и вязать, то она могла рассчитывать на удачное замужество и благосклонность со стороны родителей жениха.

С тех пор многое изменилось, но рукоделие до сих пор остается излюбленным занятием для многих. Оно дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Кроме того, несмотря на то, что теперь в магазинах можно купить все, рукоделие позволяет сделать что-то уникальное. Все больше людей хотят выйти за рамки массовой продукции и купить для себя оригинальные предметы интерьера, одежду или аксессуары. Это вещи, сделанные «с душой», поэтому они так притягивают, и это их главное отличие. Если вы окружите себя такими вещами, то с вами всегда будет хороший настрой и вдохновение. В современном мире, с его бурной и порой агрессивной реальностью, рукоделие и предметы, созданные своими руками, станут той самой необходимой поддержкой, дарящей покой, внутреннее равновесие и гармонию.

В интернет-магазине Швейпрофи вы можете приобрести все, что вам необходимо для хобби и творчества: товары для рукоделия, наборы, материалы и инструменты, а также фурнитуру для шитья.

xn--b1agjdzfh7a3a.xn--p1ai

история, виды, рукоделие своими руками

Рукоделие одно из самых старейших искусств на всей планете. Оно зародилось, развивалось и росло вместе с человеком. Ведь если вдуматься, рукоделие это то, что делают своими руками, а это значит, что оно постоянно сопровождает человека в быту, на работе и отдыхе. Не зря самым ценным подарком считаются изделия ручной работы. Ведь человек, создавая их, вкладывает частичку своей души. А неповторимая одежда ручной работы никогда не выходит из моды.

Содержание:

Рукоделие от истоков до нашего времени

Вспомним, к примеру, первобытного человека. Как он в первый раз зажег огонь – это ли не рукоделие? С помощью своих рук, воображения, эмоций, желаний наконец. И вспоминая то время можно найти много примеров ручной работы.

 

 

Приходят на ум рисунки в пещерах, так называемые наскальные рисунки. Да, это письменность, нужда, но и в какой-то мере творчество. Человек, хоть и первобытный, тогда, как и сейчас, вкладывал в свои рисунки чувства, эмоции, настроение.

А как же первая добытая шкура от зверя, когда сшили себе первую одежду – опять рукоделие. И куда не посмотри, человек идет в ногу с рукоделием. У него появляются новые запросы, желания – и он начинает творить руками что то новое или модернизированное старое.

 

Вывод напрашивается сам: рукоделие своими руками — неотъемлемая часть жизни человека, которое родилось с первым вздохом первого человека и продолжает развиваться вместе с ним по сей день.

 

Потом наступило новое время, когда человек нашел и начал использовать металлы в быту и появились орудия труда и оружие, а ведь это тоже вид рукоделия. Стали украшать жилища, одежду, территорию и везде применяли творческий подход. И в каждой мелочи, будь то первая обувь или одежда, а может и колесо, везде присутствовало рукоделие.

В дальнейшем человек совершенствовался и искусство рукоделия не отставало ни на шаг от него. Он хотел крепкий дом и изобрел кирпич, захотел быстрее преодолевать расстояния и смастерил машину и ничего смешного здесь нет, ведь машины ручной сборки до сих пор есть и ценятся очень высоко. Даже в наше время есть изобретатели автомобилей. Новые желания, новые творческие идеи. Так шел год за годом.

Вот и добрались мы до наших дней. Многие ручные работы выполняют машины, роботы – это требование времени. Сейчас время денег стоит. Но с сокращением времени пострадала вторая сторона медали. Не могут роботы и автоматизированные станки дать душевное тепло одежде или чувства скульптуре.

 

 

Да, производственные товары также функциональны и эстетичны, но они холодны и однообразны, а товары ручной работы всегда разнообразны, теплы и эмоциональны, потому что не один человек не сможет выполнить ручную работу точь в точь и без чувств и эмоций.

Сейчас рукоделием мы называем те работы, которые не делают в производстве, такие как скрапбукинг, вышивание крестом и т.п., или делают, но не так как надо или хотелось бы, например вязание, выжигание, шитье и многое другое.

Из этого всего мы понимаем, что рукоделие, как искусство, никогда не пропадет пока на земле живет человек. И с каждым годом будет совершенствоваться и шагать в ногу со временем.

Основные виды рукоделия

 

Вышивка крестом

За что мастерицы всего мира так любят кропотать над пяльцами? За неповторимую ауру спокойствия, плавность движений и отдых души. С чего же начиналась работа над выведением крестиков на ткани? Углубимся в историю создания этого ремесла.

 

 

К сожалению, ни один исторический архив не может дать сведений о точной дате возникновения вышивки крестом, однако во многих музеях можно встретить вышивку ручной работы 12 и последующих веков.

 

 

В культуре каждой страны имелись вышитые картины с колоритным орнаментом или узором. Первой, кто перенёс лик святых на ткань, была Западная Европа. Затем, с каждым годом изображения и стиль вышивки менялся, появлялись картины с людьми и пейзажи.

Постепенно, мастерицы стали украшать вышивкой свои традиционные костюмы. Широкое применение вышивки как устоявшегося ремесла разворачивается в 18 веке. Тогда появились и первые направления: городская и домашняя вышивка.

Городской стиль вышивания был очень непостоянен, он менялся в зависимости от моды и появлявшихся в использовании материалов. Что же касается городского стиля, то его направлениями в основном были культурные обычаи и традиции.

Вышивка на вещах выполнялась строго по правилам, узор должен располагаться вместе непосредственно близ тела – ворот, рукава, подпол. Одеяла и полотенца украшали узорами, связанными с плодородием и земледелием.

Каждый цвет ниток имел своё значение. Немного позднее, вышивка крестом служила своего рода показателем трудоспособности девушки. Мастерицы вышивали полотна, которое затем, показывали в качестве своего приданого.

Чем ярче и сложнее была вышивка, тем больше шансов у девушки было выйти замуж. В русской культуре распространёнными стилями вышивки была гладь, счётный крест, сквозное шитьё, полу гладь.

Постепенно, с Запада торговцы стали завозить всё более разнообразные по материалу ткань и нитки для вышивки, но из-за дороговизны, не все могли позволить себе это рукоделие.

Что же касается наших дней, то простора для фантазии у современных рукодельниц хоть отбавляй. В специализированных магазинах рукоделия отведены большие стенды вышивке крестом для начинающих.

С каждым годом появляются новые марки ниток «мулине» с необыкновенно огромной палитрой различных оттенков, подходящих под самые сложные картины. Канва тоже не уступает многогранностью, варьируется от самого мелкого до крупного креста.

Ясно одно, наши предки передали нам замечательное мастерство, которое переходит с одного женского поколения, к другому.

Рукоделие

Вязание

Вязание с помощью различных приспособлений – это не только модные и интересные наряды, но и возможность проявлять свои необыкновенные способности к рукоделию.

Мировые дизайнеры в настоящее время создают множество вещей, которые делаются вручную модные товары.

В современном мире, в котором полно различных инструментов для рукоделия и множество разнообразных по качеству и цвету ниток, каждая женщина имеет возможность творить своими руками вещи, которые пожелает.

Спицы для рукоделия используются абсолютно разнообразных материалов, таких как дерево, пластик, металл. Очень важно, чтобы спицы на концах имели специальные ограничительные лески, для того, чтобы не соскальзывали петли.

Различные переплетения, в том числе косы, жгуты необходимо выполнять с помощью дополнительной спицы или так называемого «петле держателя».

Любая девушка, следящая за модными новинками, конечно же знает, как сложно в нашем современном мире выглядеть достаточно стильной и элегантной. Наверное, она опасается встретить на пути девушку, одетую в одинаковый с вами свитер или же платье.

 

 

В дорогих бутиках постоянно появляются все новые и новые коллекции, которые не всегда удивляют изысканных модных дам не только своим разнообразием, но и оригинальностью, которая так важна в современном мире.

Вязание с помощью спиц, либо с помощью крючка, впредь, поможет больше не попадать в такие неловкие ситуации. Благодаря вязке различных изделий, любой ваш наряд не будет идентичен с нарядами ваших подруг и коллег.

Платья, кофточки, накидки, свитера – вот, что может смастерить своими руками любая женщина. Прошли те времена, когда женщины буквально скупали все журналы, в которых были нарисованы пошаговые методы вязания, либо же передавали журналы из рук в руки. Все схемы для вязания можно, без особых трудностей, найти в интернете.

Вяжите, и вы увидите, насколько разнообразен будет ваш гардероб, и как же приятно носить вещи, которые вы сотворили своими руками, вложив при этом свою душу!

Современный интерьер и …бабушкино рукоделие

В дизайне интерьера все более актуальными становятся эксклюзивные вещи ручной работы. И ценятся они выше фабричных. Стиль кантри в интерьере – это не столько старинные вещи, сколько старинные техники, возрождающие традиционные национальные ремесла.

Если времени на рукоделие у Вас не так много, натуральная простота Вам очень по душе, то для создания интерьера в деревенском стиле Вы легко можете воспользоваться приемами дизайнеров.

В первую очередь Вам помогут… вязаные предметы: всевозможные прихватки, пледы, подушки, а также отделка мягкой мебели или зимний вариант накидок на стулья. В коллекции эксклюзивных дизайнерских вещей можно найти даже вязаные ковры.

Существует также вязаная мебель! Она производится по типу накрахмаленного кружева: вязаные вещи окунаются в специальную смолу, которая, застывая, прекрасно выдерживает вес взрослого человека.

И потому в такой технике выполнены не только столы, но даже кресла. И все это великолепие имеет очень даже современный вид за счет неожиданных форм и расцветок.

Тепла и уюта интерьеру кантри добавляют также… обычные детские рисунки, повещенные в рамки, сплетенные или связанные из различных материалов. Вязаный» принт уместен и в дизайне посуды: тарелки и кружки с вязаным узором сегодня весьма актуальны, особенно в зимнее время.

Еще один вид рукоделия, активно вошедший в современные техники производства – кружевная «вышивка» или так называемая техника ришелье. Наши бабушки вырезали на ткани узоры и обшивали края цветными или белыми нитками.

Сегодня кружево легко переносится на куда более твердые и долговечные материалы: такие как стекло, пластик, дерево, металл или керамика. Его мы видим и в дизайне текстиля, обоев, плитки, отделочных материалов, и в готовых изделиях: столах, шкафах, диванах, спинках кресел, и изголовьях кроватей.

Активно применяется в дизайне мебели и… бисероплетение. Кресла, ширмы, шторы, изголовья кроватей, зеркала и люстры – далеко не полный перечень использования бисера, бусин и стекляруса в современном интерьере.

 

 

Бабушкино лоскутное шитье также давно перестало быть прерогативой только текстильной промышленности. Пэчворк сегодня можно встретить и в деревянной мебели, и в разноцветной пластиковой мебели, и конечно же в мягкой мебели.

Так, кожа диванов, кресел и шкафов некоторых фирм равномерно распределена по поверхности и образует неповторимый рисунок, напоминающий лоскутное шитье. Творчество дизайнеров, как всегда, не имеет границ и позволяет привносить новые оттенки в давно известные повседневные вещи.

Воспитание детей и рукоделие в современном мире

Задачей первостепенной важности для всех является воспитание детей. В трудах великих педагогов даются описания, что детские сады, школа, кружки — это место, где ребенок познает современный мир, не только учась, но и приобретает этические устои.

Одним из принципов в системе воспитания является принцип духовности. Методика воспитания детей подразумевает методы и воздействия, средствами с приемами педагогического вмешательства и современными технологиями воспитания.

Одной из таких современных методик воспитания детей и является воспитание детей рукоделием. Воспитание и обучение рукоделию детей идет с глубокой древности. Умение изготовлять своими руками изделия указывало на хорошее воспитание в семье. Воспитывая ребенка с рождения, родители прививают знания об окружающем мире.

 

 

А то, что сделано руками, помогает развивать у детей с детства моторику рук. Воспитываясь в труде, ребенок тренирует такие качества, как усидчивость, сила воли и внимание. У ребенка во время занятия вырабатываются характер, аккуратность и умение организовать свое рабочее место.

Для детей дошкольного возраста рукоделие помогает осваивать счет, развивает воображение, что будет дополнительным плюсом в школьном образовании. Воспитание рукоделием у детей развивает эстетический и художественный вкус и ребенок будет развиваться, как творческая личность.

Воспитательный процесс требует сосредоточения усилий не только на ребенке, но и на социальной психолого-педагогической подготовке взрослых — родителей, готовящих ребенка в новые социальные условия. С помощью родителей уважение к труду перейдет в бережное отношение к вещам и труду взрослых людей.

Занимаясь рукоделием, дети создают предметы, полезные для окружающих, и делают мир сказочным и прекрасным. Все это отражается на позитивных эмоциях самого ребенка и, конечно, родителей!

Мастер класс — оригинальное рукоделие своими руками

 

 

 

Самые интересные статьи

rukodelielux.ru

Ящик пандоры – История рукоделия на Руси

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха. 

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.

В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде. 

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

pandoraopen.ru