Самопознание это способ: Способы и средства самопознания

Содержание

Способы и средства самопознания

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности.

Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? — Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? — Нет. А в общении с незнакомыми людьми? — Да. Со всеми ли? — Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный —глупый, добрый —злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.

д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то — на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить, строить отношения с окружением, другие — мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность — это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность — это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения.

Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном — положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму.

Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

что это такое и с чего его начать?

Хотя мы изучаем себя с момента рождения, часто не можем ответить на простые вопросы: что любим в себе, в чем наша сила, чего хотим от жизни? Но дело даже не в самих ответах, а в поиске и исследовании внутреннего «Я». Самопознание – насколько оно возможно? Это модный тренд или жизненная необходимость? Что нас мотивирует или отбирает энергию? Делимся ответами и списком из 44 вопросов, которые помогут узнать себя.

Что такое самопознание?

Самопознание — это изучение самого себя, своих проявленных и затаившихся психических, эмоциональных, интеллектуальных и физических особенностей, мотивов поведения, талантов, действий и результатов размышлений. Это поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?». Это не пассивное самосозерцание, а активный поиск общих тонкостей внутреннего «Я» и своего места в жизни. Это неспешный, но необычайно занятный процесс, который длится всю жизнь.

Но если самопознание требует так много времени и сил, зачем вообще познавать себя? Начнем с простого примера. Чтобы понять, как работает компьютер, нужно изучить его составляющие и принцип действия. Зная компьютер досконально, можно использовать его на полную мощность. Так и с самопознанием. Чтобы извлекать максимальную пользу из своих черт личности, решать внутренние конфликты, строить свою систему ценностей и взаимоотношений, нужно узнать себя как можно лучше.

Вообще самопознание очень нужная вещь. Не зная себя, невозможно найти любимую работу и подходящего человека, воспитывать детей, дружить, адекватно реагировать на происходящее в обществе и внутри себя. Если сказать коротко: самопознание дает возможность подружиться с самим собой и с миром.

Осмысление внутреннего «Я» интересно тем, что личность одновременно выступает объектом и субъектом изучения. Более того, внутренний мир каждого человека поистине неисчерпаем и ни одно определение не может всесторонне охватить всего того, что отражается во время самопознания. Самопознание происходит и формируется на разных уровнях:

Чувственное (эмпирическое).

Опирается на возникающие в сознании целостные образы, которые формируются в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Это начальная ступень знакомства с окружающим миром, поскольку человек получает первичную информацию именно через органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.

Рациональное.

Свойственно только человеку, поскольку включает размышление о времени, пространстве, опирается на математические, философские, религиозные представления. Методы изучения и знания о мире основаны на абстрактном мышлении: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Социальное.

Оценивает личность через взаимодействие с социумом. Общение с окружающими дает возможность получить обратную связь об адекватности своих поступков, намерений, высказываний, поведения, учит корректировать свои действия.

Самопознание невозможно абстрагировать от того, кто Я? Потому что самое ценное в формировании собственной идентичности – внутренняя работа и личные находки. Самопознание – не шаблон, не попытка подстроиться под чужие стандарты. Оно проходит исключительно по желанию самого человека – никого нельзя заставить познавать себя. Желание быть «в тренде» или соответствовать моде тоже не бывает сильным мотиватором. Изменится мода, уйдет желание. Поэтому самопознание возможно настолько, настолько человек к этому готов.

Пройти тест на тип личности

История.

Философы Античности первыми увидели в Само-Познании начало философии. Согласно преданию заповедь «узнай самого себя» – плод совместных умозаключений семи великих мудрецов Древней Греции. Эта же проблема стала ядром сократовского учения. По мнению Сократа, постоянное обращение внутрь собственного «Я» – способ поддержать гармоничное равновесия души и тела. А тот, кто не знает себя, не способен вести дела, стать счастливым, сделать счастливыми других.

Разные аспекты самопознания и взаимодействия личности с миром развивали представители разных философских школ. Средневековый Отец Церкви Блаженный Августин считал, что погружение в себя необходимо для поиска следов Бога, а не индивидуальных черт своей личности. Вообще в религиозной философии самопознание признавалось невозможным без практики многочисленных религиозных учений, аскетичного подвижничества, мистического опыта духовной молитвы.

Тема самопознания рассматривалась и обсуждалась в трудах родоначальника даосской традиции Лао-Дзы, буддийских мудрецов, конфуцианских и арабских философов. Но представители западных и восточных философских школ подходили к изучению вопроса с разных точек зрения. С позиции обеих традиций «Я» познает себя как бы со стороны, выходя за собственные пределы. Но Восток рассматривает человека как часть мира, а Запад связывает самопознание с автономностью «Я» от окружения.

Представитель западной прикладной философии Нового времени Рене Декарт рассматривал проблему самопознания как задачу, которая может научно ставиться и решаться. Английский философ-теоретик Дж. Локк трактовал самопонимание как наблюдение собственного опыта. Но никакая философская школа не уделяла такого внимания вопросу самопознания, как немецкая классическая философия. Самыми цитируемыми и уважаемыми признаются труды Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга.

Несмотря на почтенный возраст, проблема самопознания актуальна и в современной философии. Российский физиолог И. М. Сеченов считал основой для всех актов познания рефлекторную деятельность мозга. Французский психолог Жане признавал невозможность познания своего «Я» без социального взаимодействия. Родоначальник психоанализа З. Фрейд больше внимания уделял вопросу познания бессознательного.

В 50-х годах XX века А. Маслоу и К. Роджерс сформулировали Я-концепцию личности, которая в 80-90 годах стала основой для психологической науки. Фокус самопознания постепенно сместился с вопросов сознания на управление собственным поведением, понимание и прогнозирование собственной жизни.

В XX-XXI веках актуальными стали две взаимосвязанные науки, изучающие самопознание: психология и философия. А осознание человеком своего бытия признано составляющей его существования и развития.

Мотиваторы и этапы самопознания.

Ученые из Колумбийского Университета доказали, что существует два типа мотивации к самопознанию:

Желание избежать неудачи (неудовлетворенность).

Происходит в момент, когда человеку перестает нравиться невозможность управлять своей жизнью так, как он хочет. Тогда приходит готовность разобраться в себе и навести в жизни порядок.

Жажда успеха (любопытство).

Это то, что заставляет изучать себя так же активно, как люди изучают космос. Потому что внутри каждого скрыто не меньше тайн, чем в космосе, а каждый человек – новая вселенная для возможностей. Это завораживает и добавляет энтузиазма.

Познание самого себя вырабатывается постепенно, его нет в человеке в готовом виде. Но если в раннем возрасте оно происходит инстинктивно, то для взрослого – это продукт усилий и жизненного опыта. Выделяют разное количество этапов самопознания, но основных есть три:

  • Первичное (конструкция): начинается в момент рождения. Его еще называют пассивным или конструирующим, поскольку ребенок знакомится с самим собой через других, окружающих его людей. Я-концепция полностью формируется через доверчивое восприятие мнения окружения.
  • Кризис первичного самопознания (деструкция): происходит в момент, когда ребенок впервые отделяет себя от внешнего мира. Он постепенно формирует собственное мнение, поскольку понимает, что суждения других могут отличаться и быть противоречивыми.
  • Вторичное (реконструкция): начинается с момента психологической зрелости. Это уже осознанное изучение самого себя. Этап еще называют реконструирующим, поскольку человек сам «перекраивает» и формирует свою личность, а форматирование Я-концепции происходит уже по собственному плану.

Самопознание всегда построено на конфликте. Но именно через него человек выходит из мира иллюзий в реальность и обретает свободу.

Пройти тест на характер человека

Стратегии самопознания.

Главная цель самопознания – превращать знания о самом себе в реальный жизненный опыт, в часть практики. Этот путь достаточно сложный, пройти его без духовности невозможно. Но в процессе самоизучения можно узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому лучше заранее настроиться на то, чтобы оценивать себя объективно.

Стандартный метод самопознания – наблюдение за своим окружением. Изучая стандартные, созданные другими нормы, человек познает себя через «иное», через всеобщее. Это как сравнение себя с какой-то меркой: чужими качествами, идеалами, моральными принципами. Такое сравнение происходит по жесткой шкале соотношений: умный-дурак, красивый-некрасивый, везунчик-неудачник и делает человека беззащитным перед оценкой окружающих.

Этот шаблонный способ имеет свои плюсы: личность идеально вписывается в существующие социокультурные координаты. То есть адаптируется, становится удобной для окружающих. Недостатки метода в том, что индивидуальные и уникальные качества затираются. Постепенно формируется ложное «Я», которое приводит к кризису идентичности.

Творческое самопознание – это моделирование своей личности, самобытного внутреннего мира, который становится источником познания для других людей. Человек способен сам себя создать, сам себя придумать и стать таким, каким хочет быть.

Творческое самопознание еще называют психотерапевтическим, поскольку оно использует приемы психотерапии. По мнению психологов к компонентам этого метода относятся:

  • Рефлексия – умение перенаправлять свои мысли на внутреннюю работу сознания, анализ чувств, состояний, поведения, поступков, которые происходили в прошлом.
  • Самонаблюдение – наблюдение за внутренним планом психической жизни, которое помогает отслеживать ее проявления (мысли, ощущения, интересы).
  • Самоанализ – анализ полученных во время наблюдения данных (суждений, переживаний, выводов), поиск причинно-следственных связей, концентрация на телесных ощущениях и эмоциональной сфере.
  • Самооценка – оценка человеком своих способностей, талантов, поведения, положения в обществе.
  • Самоосознание – осознание себя как индивидуальности во время изучения, контроля, оценки своих действий и поступков.
  • Самопринятие – понимание своих слабых и сильных сторон, ценностей, мотивации или ее отсутствия.
  • Самосовершенствование – осознанное развитие у себя необходимых навыков и качеств, продиктованных требованиями жизни.

В любом случае познавать свое «Я» можно любыми доступными методами. Но самопознание в одиночку ограничено. Успешно познать себя можно в присутствии человека, которому доверяешь. Это может быть партнер, родственник, наставник. Если же человек имеет заниженную самооценку, чувствует неудовлетворенность, неуверенность в себе, лучше обратиться к психотерапевту.

Пройти тест на самооценку

Техники самопознания.

Погружение во внутреннее «Я» полезно, если не превращается в самоедство, самокопание, самобичевание. Чтобы пойти правильным путем и узнать о себе больше, нужно задать себе правильные вопросы.

Техника 1. 44 вопроса о себе

Большинство людей не задают себе таких вопросов или не стараются ответить правдиво. А зря. Поиск ответа заставляет искать ключики, открывающие двери внутреннего «Я».

Порядок вопросов-ответов значения не имеет. Более того, некоторые вопросы могут быть неприятными, наводить на безрадостные мысли. Но задать их себе придется, потому что некоторые проблемы игнорировать не получится.

Подсказка: лучше отвечать письменно, чтобы потом вернуться к записям, перечитать, дополнить и поразмышлять.

Итак, вопросы самому себе:

  1. Чего я хочу от жизни?
  2. Почему мои замыслы не выполняются?
  3. Что я чувствую, когда делаю то, что мне не нравится?
  4. Что хуже: потерпеть неудачу или упустить шанс?
  5. Насколько для меня важно контролировать события моей жизни?
  6. Что важнее: быть или казаться?
  7. В какое время я продуктивнее всего работаю?
  8. Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стать успешным?
  9. Какой своей чертой я горжусь?
  10. Какая моя черта наиболее нежелательная?
  11. Какие у меня планы на следующий месяц/год?
  12. Кто или что меня мотивирует?
  13. Как я могу сделать мои мечты реальными?
  14. Почему у меня часто плохое настроение?
  15. Кто ответственный за мое настроение?
  16. Что бы я делал, если бы имел достаточно денег?
  17. Кто меня действительно любит? За что?
  18. Кого я люблю по-настоящему? За что?
  19. Когда я выражал свою любовь?
  20. Что в моей жизни происходит правильно/не правильно?
  21. Какие книги я бы взял с собой на необитаемый остров?
  22. О чем я больше всего жалею?
  23. Какое воспоминание вызывает искреннюю радость?
  24. Я нравлюсь себе внешне?
  25. Я достаточно образован и эрудирован?
  26. Как часто я обижаюсь? Как долго помню обиды?
  27. Умею ли я слушать?
  28. Как часто смеюсь?
  29. Как я себя балую?
  30. Какие дела я регулярно откладываю? Почему?
  31. Что я обычно загадываю на Новый Год?
  32. Кому я помог?
  33. Какое мое главное достижение на сегодня?
  34. Сколько у меня вредных привычек? Как я от них избавляюсь?
  35. Меня волнует, что думают обо мне другие?
  36. Что я чувствую, когда остаюсь один?
  37. Я увлечен своей работой?
  38. Мой доход меня устраивает?
  39. Я довожу задуманное до конца?
  40. Какие у меня жизненные принципы? Они помогают или мешают развиваться?
  41. Если не сейчас, то когда?
  42. Какой момент жизни я бы хотел пережить заново?
  43. Какой момент жизни я бы хотел исправить?
  44. Счастлив ли я?

Возможно, при первом прочтении некоторые вопросы кажутся банальными или некорректными. Это нормально. Нельзя заранее предсказать, какой из них привлечет внимание, а к какому захочется вернуться через день или месяц.

Техника 2. Письменная практика.

В детстве многие вели дневник. Но это были всего лишь разрозненные заметки о себе. Сегодня есть достаточно книг, которые учат использовать записи в дневнике для самопознания.

Вот некоторые советы:

  • Писать лучше от руки. Что бы ни было написано, перенос мыслей на бумагу уже считается психотерапией.
  • Писать лучше утром. Ловить дельные мысли удобней сразу после пробуждения, когда мозг отдохнул, а внутренний критик еще не проснулся.
  • Писать не менее 15 минут. Вообще-то советуют писать не менее трех страниц, а это занимает 40-50 минут. Если такого времени нет, пятнадцати минут для важных мыслей вполне хватает.
  • Записывать тезисы. Если подробно описать рассуждения не получается, можно набросать список. Он поможет развить умную мысль позже.
  • Освоить фрирайтинг. Не отрываясь писать на протяжении 20-30 минут сложно. Но именно фрирайтинг помогает докопаться до тайных желаний и вытащить на поверхность все инсайты.
  • Не перечитывать все подряд. Написанное слово – мощный инструмент. Оно помогает перенести негативные эмоции на бумагу и очистить сознание. Но если есть воспоминания о травмирующих событиях, написанное в состоянии депрессии или после тяжелой ссоры, такие записи лучше не перечитывать.
  • Размышлять над цитатами. Цепляющие цитаты встречаются не часто, поэтому стоит перенести их в дневник. А позже – проанализировать их или поспорить с автором.
  • Писать что угодно. Писать о разговоре с начальником, ссоре с подругой, симпатичном незнакомце в кафе? Да, начинать писать можно о чем угодно. Первая фраза может стать отправной точкой для серьезных размышлений.

Письменная практика – не слишком романтичное название для такого приятного занятия, как ведение дневника. Но дневниковое путешествие действительно помогает найти путь к себе.

Выводы:

  • Самопознание – это постижение внутреннего «Я» в его своеобразных качествах, и всех тонкостях личности.
  • Для самопознания нужна внутренняя работа над собой, теоретический и практический интерес к своей личности.
  • Познание самого себя интересно и полезно, в этом есть смысл.
  • Определение Я-концепции не бывает точным или окончательным. Это всегда недоопределение.
  • Узнать, что человек уже знает о себе и что ему предстоит узнать, помогает психотерапия.

Пройти тест на уверенность в себе

Самопознание | НАВЫКИ — Университет Макгилла

Развивайте самосознание (сильные и слабые стороны, интересы, ценности, предпочтения) и самоэффективность (уверенность), чтобы жить более значимой для вас жизнью. Определите факторы, которые способствуют вашему счастью.

 

Перейти к разделу:  Понимание самопознания | Развитие самопознания | Краткое руководство по самопознанию | Краткое руководство по управлению стрессом и тревогой | Принятие мер | Ресурсы | Ссылки

 

Понимание самопознания

Самопознание — это широкий термин, который подразумевает осознание своих чувств, качеств, мотиваций и способностей. Важно отметить, что самопознание — это не статичный тип информации, который нужно приобретать, а такой же динамичный и постоянно меняющийся, как и вы. По мере того, как вы учитесь и растете на протяжении всей жизни, ваша способность познавать себя и осознавать, кто вы есть, постоянно меняется.

Хотя познание самого себя само по себе является просветляющим путешествием, оно не обязательно должно быть простым. Наш разум умело создает механизмы, позволяющие удерживать неприятные или вызывающие тревогу мысли и чувства вне нашего сознания. [1] Эти механизмы, такие как преднамеренное забывание или бессознательное вытеснение, могут заставить нас избегать размышлений, необходимых для получения самопознания. Это потому, что у нас есть более сильное желание поддерживать определенный внутренний образ самих себя, чем узнать о том, кто мы есть на самом деле. [2] Конечным результатом является то, что нам часто не хватает самопознания и мы остаемся в неведении о его достоинствах в нашей личной и профессиональной жизни. С самопознанием связана концепция самоэффективности. Представлен психологом Альбертом Бандурой в 1977, самоэффективность относится к вашей вере в собственную способность добиться успеха в конкретной ситуации. [3] Высокий уровень самоэффективности был связан с улучшением достижения целей, [4][5]  снижением стресса и улучшением самообслуживания. [6]   

Почему это важно?

В McGill приходят аспиранты из разных слоев общества со своими уникальными достоинствами и проблемами. Развитие осознания сильных сторон и проблем, характерных для вас, позволяет вам вносить коррективы, необходимые для достижения успеха. Например, осознание того, что вы лучше всего работаете в тихом месте, где вас ничто не отвлекает, поможет вам сделать мудрый выбор в отношении того, когда и где решать задачи, требующие полного внимания. Развитие осознания своего неадекватного поведения или проблемных мыслительных процессов — это первый шаг к более здоровому выбору, потому что вы не можете изменить то, чего не знаете. Кроме того, знание своих ценностей и навыков поможет вам достичь значимых для вас целей и построить жизнь, полную вещей, которые вы любите больше всего.

В профессиональном контексте самосознание и самоэффективность являются ценными качествами и важными факторами индивидуального роста и лидерства, позволяя лидерам расширять возможности себя и своей организации в целом. [7] На вопрос о самой важной способности, которую должны развивать лидеры, семьдесят пять членов Делового консультативного совета Стэнфорда почти единогласно ответили: самосознание. [8] Существует также значительная связь между самосознанием и производительностью на рабочем месте. Мета-анализ более 300 000 сотрудников показал, что сотрудники, которым разрешалось ежедневно использовать свои сильные стороны, имели на 38% более высокую производительность и на 44% более высокие показатели лояльности клиентов и удержания сотрудников. [9] Таким образом, развитие осознания своих сильных сторон может позволить вам использовать их в профессиональном контексте и компенсировать их дополнительные слабости.

 

Развитие самопознания 

Запись своих мыслей и чувств в личном дневнике – это мощный инструмент, который поможет вам лучше узнать себя. Выразительное письмо имеет много преимуществ для психического и эмоционального здоровья, включая улучшение навыков критического мышления, [10][11] расстановку приоритетов целей, [12][13]  и уменьшил депрессию и тревогу. [14] Он также служит архивным отражением того, кто вы есть, и позволяет отслеживать ваш личностный рост с течением времени.

Развитие практики медитации, основанной на осознанности, может позволить вам обрести глубокое осознание своих моделей мышления, эмоций и переживаний стресса и счастья. [15] Однако практика осознанности не ограничивается контекстом медитации. Любую деятельность можно выполнять осознанно, от мытья посуды до посещения совещания на работе. Суть в том, что вы участвуете во всем, что вы делаете, внимательно и непредвзято наблюдая за элементами настоящего момента. Когда ваш разум начинает блуждать, просто верните его к задаче с добротой по отношению к себе и вуаля! Вы практикуете внимательность. Обратите внимание, что практики медитации и осознанности подходят не всем. Тем, у кого в анамнезе были травмы, посттравматическое стрессовое расстройство и/или суицидальные мысли, рекомендуется действовать с осторожностью. [16]  

Поскольку ваш разум создает препятствия на пути к самопознанию, вам нужно найти способы их обойти. Один из способов сделать это — получить обратную связь от коллеги или руководителя, которому вы доверяете, чтобы он предоставил вам честный вариант. Это может быть отличным способом получить точку зрения, свободную от ваших личных предубеждений.

Наконец, важно отметить, что в процессе развития самопознания вам может не всегда нравиться то, что вы видите. Однако для того, чтобы культивировать подлинное знание себя, важно принимать негативное вместе с положительным. Отрицательные эмоции естественны и служат важной цели, помогая вам лучше осознавать свое окружение. Например, страх может помочь вам реагировать на опасность, беспокойство обостряет ваши чувства, а чувство вины может помочь вам пересмотреть прошлые действия, которые могли быть вредными для других. [17][18] Кроме того, негативные эмоции, такие как гнев, могут быть отличными мотиваторами, поскольку они побуждают нас действовать в соответствии с текущими обстоятельствами и генерировать позитивные изменения. [19]   

 

Краткое руководство по самопознанию

Узнайте о своих сильных сторонах 

  • Примите участие в опросах, таких как The VIA Survey. Глядя на свои 5 сильных сторон, спросите себя: настоящий ли это я? Нравится ли мне использовать эту силу? Нахожу ли я это энергичным и захватывающим? Как только вы обдумаете свои сильные стороны, попробуйте использовать одну из них по-новому каждый день в течение недели 9.0017 [20][21]  
  • Напишите «позитивное представление» о себе, в котором вы расскажете конкретную историю, иллюстрирующую ваши сильные стороны.
  • Расскажите коллеге, которому доверяете, или своему руководителю о ситуации, в которой эти сильные стороны помогли вам. [22][23] Попросите их оставить отзыв, чтобы продвигать более осязаемую форму самопознания, такую ​​как навыки и способности.
     

 Изучите свои жизненные цели 

  • Определите самые важные жизненные события и поворотные моменты.
  • Подумайте, каковы ваши самые важные жизненные цели прямо сейчас. Какие основные действия или действия вам необходимо выполнить для их достижения?
  • Планируйте путь к достижению своих целей, учитывая при этом альтернативы и потенциальные проблемы.
  • Поделитесь с кем-нибудь своими мыслями и спросите, не поделится ли он своими.
  • Напишите «прощальную речь». Что бы вы хотели запомнить больше всего? Нужно ли вам делать больше или меньше определенных вещей в своей жизни, чтобы сделать ее более удовлетворительной и плодотворной? [24][25]  
     

Чаще проверяйте себя

  • Исследуйте свои ценности, используя такие упражнения, как сортировка по карточкам ценности на myPath 
  • Изучите свои интересы и предпочтения, используя упражнение по оценке навыков на myPath 
  • Изучите свои предпочтения, спросив себя: Когда у меня есть свободное время, что я трачу на чтение или поиск в Интернете? Какими причинами или проблемами я увлечен?
     

Практикуйте сострадание к себе

  • Чем больше вы узнаете о себе, тем больше у вас может возникнуть искушение критически осудить себя или стать озабоченным изменением своих предполагаемых слабостей. Помните, что есть ценность в том, чтобы быть именно тем, кто вы есть прямо сейчас. Уравновешивайте свое стремление к самосовершенствованию самосостраданием и самопринятием. Найдите время, чтобы оценить, сколько тяжелой работы вам потребовалось, чтобы добраться сюда, и отпраздновать свои достижения, большие и маленькие.
     

Повысьте собственную эффективность  

  • , устанавливая небольшие цели и признавая свой прогресс в их достижении, спрашивая совета у профессионала или наблюдая за тем, как кто-то, кем вы восхищаетесь, выполняет задачу, аналогичную той, с которой вы боретесь, а также размышляя и отмечая свои прошлые достижения [26]  
     

Обратитесь за помощью 

  • Если вы испытываете трудности, может быть трудно провести различие между периодом времени, который вы можете вынести, и ситуацией, в которой вам было бы полезно поговорить с консультантом или специалистом в области психического здоровья. [27] Студентам McGill доступно множество ресурсов по психологическому и эмоциональному благополучию, и специалисты, которые там работают, будут так же рады ответить на ваши вопросы, как и назначить для вас встречу. Проявите любопытство! Ознакомьтесь с разделом «Принятие мер» для получения ресурсов.

     

Принятие мер

Профессиональное развитие и обучение 

  • Проверьте мое участие, чтобы узнать о предстоящих семинарах и программах в разделе «Будь здоров: самопознание».
  • Семинар — серия «Наборы навыков» для лидеров — Навигация по эмоциональному интеллекту: участники узнают об основах эмоционального интеллекта и фундаментальных эмоциональных навыках
  • Курсы
  • — McGill Executive Institute — Обеспечение роста с помощью EQ: эта программа помогает участникам развивать навыки межличностного общения с помощью самосознания и навыков эмоционального интеллекта.
  • McGill Wellness Hub Семинары по оздоровлению и жизненным навыкам — 1 или 2 семинара на такие темы, как «Управление стрессом в неопределенные времена» и «Управление стрессом на основе осознанности»  
     

Веб-сайты и приложения 

  • Посетите McGill Wellness Hub Wellness and Life Skills Workshops, чтобы узнать о предстоящих семинарах и программах
  • Ресурсы программы позитивной психологии 
  • Сила уязвимости – выступление доктора Брене Браун на конференции TED
     

Группы и ассоциации

  • McGill Wellness Hub – группа поддержки PhD
  • Группы поддержки McGill

 

Ресурсы

Книги, статьи и отчеты 

  • Харрис, Д. (2014). На 10% счастливее: как я приручил голос в своей голове, уменьшил стресс, не теряя при этом остроты, и нашел способ самопомощи, который действительно работает: реальная история. http://mcgill.worldcat.org/oclc/858355317 
  • Букингем, Маркус и Клифтон, Дональд О. (2001) Теперь откройте для себя свои сильные стороны. Нью-Йорк: Свободная пресса. http://mcgill.worldcat.org/oclc/45305112  
  • Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект. Нью-Йорк: Bantam Books. http://mcgill.worldcat.org/oclc/32430189
  • Грин, Р. (2013). Мастерство. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. http://mcgill.worldcat.org/oclc/934814015 
  • 10 обязательных пунктов HBR: Управление собой. (2010). Бостон, Массачусетс: Harvard Business Review Press. http://mcgill.worldcat.org/oclc/606783872 
  • Кабат-Зинн, Дж. (2013). Полная катастрофа жизни: использование мудрости вашего тела и разума, чтобы противостоять стрессу, боли и болезни. http://mcgill.worldcat.org/oclc/829446137  
  • Кабат-Зинн, Дж. (2012). Внимательность для начинающих: восстановление настоящего момента и вашей жизни. http://mcgill.worldcat.org/oclc/747533622
  • Тан, К.-М. (2012). Поиск внутри себя: неожиданный путь к успеху, счастью (и миру во всем мире). http://mcgill.worldcat.org/oclc/956350588

 

Ссылки

[1], [2] Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения. Уилсон, Т. Д. и Данн, Э. В. (2003).

[3], [5] Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Бандура, А. (1978).

[4] Самоэффективность и развитие образования. Циммерман, Б. Дж. (1995).

[6] Забота о себе, преодоление самоэффективности и стресса среди аспирантов, работающих в сфере помощи. Кларк, EW (2017).

[7] Самоэффективность и самосознание: моральные идеи для повышения эффективности лидера. Колдуэлл, Кэм. (2016).

[8] Истинный север: откройте для себя свое подлинное лидерство. Джордж, Б. (2007).

[9] Благополучие на рабочем месте и его связь с результатами бизнеса: обзор исследований Гэллапа. Хартер, Дж.К. (2002).

[10] Интеграция рефлексии и оценивания для фиксации и улучшения обучения учащихся. Эш, С.Л. (2005).

[11] Проблемное обучение и самоэффективность: как завершающий курс готовит студентов к профессии. Данлэп, Дж. К. (2005).

[12] Построение практически полезной теории постановки целей и мотивации задач. Локк, Э.А. (2002).

[13] Постановка, проработка и размышление над личными целями улучшает академическую успеваемость. Морисано, Д. (2010).

[14] Оксфордский справочник по психологии здоровья. Фридман, Х.С. (2011).

[15] Wildmind: пошаговое руководство по медитации. Бодхипаска. (2010).

[16] Проект «Разновидности созерцательного опыта». (2018).

[17] Розен. (2008).

[18] Тиббетс (2003).

[19] Положительная сторона вашей темной стороны: почему быть полностью собой, а не только своим «хорошим» собой, ведет к успеху и самореализации. Кашдан, Т. (2014).

[20], [22], [24] Вмешательства позитивной психологии: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Больер, Л. (2013).

[21], [23], [25] Улучшение самочувствия и облегчение депрессивных симптомов с помощью вмешательств позитивной психологии: удобный для практики метаанализ. Син, Н.Л. (2009 г.).

[26] 3 способа повысить самоэффективность и устойчивость. Нвиран, Ю. (2017).

[27] Ресурсы. Джек.орг. (2018).

Самопознание | НАВЫКИ — Университет Макгилла

Развивайте самосознание (сильные и слабые стороны, интересы, ценности, предпочтения) и самоэффективность (уверенность), чтобы жить более значимой для вас жизнью. Определите факторы, которые способствуют вашему счастью.

 

Перейти к разделу:  Понимание самопознания | Развитие самопознания | Краткое руководство по самопознанию | Краткое руководство по управлению стрессом и тревогой | Принятие мер | Ресурсы | Ссылки

 

Понимание самопознания

Самопознание — это широкий термин, который подразумевает осознание своих чувств, качеств, мотиваций и способностей. Важно отметить, что самопознание — это не статичный тип информации, который нужно приобретать, а такой же динамичный и постоянно меняющийся, как и вы. По мере того, как вы учитесь и растете на протяжении всей жизни, ваша способность познавать себя и осознавать, кто вы есть, постоянно меняется.

Хотя познание самого себя само по себе является просветляющим путешествием, оно не обязательно должно быть простым. Наш разум умело создает механизмы, позволяющие удерживать неприятные или вызывающие тревогу мысли и чувства вне нашего сознания. [1] Эти механизмы, такие как преднамеренное забывание или бессознательное вытеснение, могут заставить нас избегать размышлений, необходимых для получения самопознания. Это потому, что у нас есть более сильное желание поддерживать определенный внутренний образ самих себя, чем узнать о том, кто мы есть на самом деле. [2] Конечным результатом является то, что нам часто не хватает самопознания и мы остаемся в неведении о его достоинствах в нашей личной и профессиональной жизни. С самопознанием связана концепция самоэффективности. Представлен психологом Альбертом Бандурой в 1977, самоэффективность относится к вашей вере в собственную способность добиться успеха в конкретной ситуации. [3] Высокий уровень самоэффективности был связан с улучшением достижения целей, [4][5]  снижением стресса и улучшением самообслуживания. [6]   

Почему это важно?

В McGill приходят аспиранты из разных слоев общества со своими уникальными достоинствами и проблемами. Развитие осознания сильных сторон и проблем, характерных для вас, позволяет вам вносить коррективы, необходимые для достижения успеха. Например, осознание того, что вы лучше всего работаете в тихом месте, где вас ничто не отвлекает, поможет вам сделать мудрый выбор в отношении того, когда и где решать задачи, требующие полного внимания. Развитие осознания своего неадекватного поведения или проблемных мыслительных процессов — это первый шаг к более здоровому выбору, потому что вы не можете изменить то, чего не знаете. Кроме того, знание своих ценностей и навыков поможет вам достичь значимых для вас целей и построить жизнь, полную вещей, которые вы любите больше всего.

В профессиональном контексте самосознание и самоэффективность являются ценными качествами и важными факторами индивидуального роста и лидерства, позволяя лидерам расширять возможности себя и своей организации в целом. [7] На вопрос о самой важной способности, которую должны развивать лидеры, семьдесят пять членов Делового консультативного совета Стэнфорда почти единогласно ответили: самосознание. [8] Существует также значительная связь между самосознанием и производительностью на рабочем месте. Мета-анализ более 300 000 сотрудников показал, что сотрудники, которым разрешалось ежедневно использовать свои сильные стороны, имели на 38% более высокую производительность и на 44% более высокие показатели лояльности клиентов и удержания сотрудников. [9] Таким образом, развитие осознания своих сильных сторон может позволить вам использовать их в профессиональном контексте и компенсировать их дополнительные слабости.

 

Развитие самопознания 

Запись своих мыслей и чувств в личном дневнике – это мощный инструмент, который поможет вам лучше узнать себя. Выразительное письмо имеет много преимуществ для психического и эмоционального здоровья, включая улучшение навыков критического мышления, [10][11] расстановку приоритетов целей, [12][13]  и уменьшил депрессию и тревогу. [14] Он также служит архивным отражением того, кто вы есть, и позволяет отслеживать ваш личностный рост с течением времени.

Развитие практики медитации, основанной на осознанности, может позволить вам обрести глубокое осознание своих моделей мышления, эмоций и переживаний стресса и счастья. [15] Однако практика осознанности не ограничивается контекстом медитации. Любую деятельность можно выполнять осознанно, от мытья посуды до посещения совещания на работе. Суть в том, что вы участвуете во всем, что вы делаете, внимательно и непредвзято наблюдая за элементами настоящего момента. Когда ваш разум начинает блуждать, просто верните его к задаче с добротой по отношению к себе и вуаля! Вы практикуете внимательность. Обратите внимание, что практики медитации и осознанности подходят не всем. Тем, у кого в анамнезе были травмы, посттравматическое стрессовое расстройство и/или суицидальные мысли, рекомендуется действовать с осторожностью. [16]  

Поскольку ваш разум создает препятствия на пути к самопознанию, вам нужно найти способы их обойти. Один из способов сделать это — получить обратную связь от коллеги или руководителя, которому вы доверяете, чтобы он предоставил вам честный вариант. Это может быть отличным способом получить точку зрения, свободную от ваших личных предубеждений.

Наконец, важно отметить, что в процессе развития самопознания вам может не всегда нравиться то, что вы видите. Однако для того, чтобы культивировать подлинное знание себя, важно принимать негативное вместе с положительным. Отрицательные эмоции естественны и служат важной цели, помогая вам лучше осознавать свое окружение. Например, страх может помочь вам реагировать на опасность, беспокойство обостряет ваши чувства, а чувство вины может помочь вам пересмотреть прошлые действия, которые могли быть вредными для других. [17][18] Кроме того, негативные эмоции, такие как гнев, могут быть отличными мотиваторами, поскольку они побуждают нас действовать в соответствии с текущими обстоятельствами и генерировать позитивные изменения. [19]   

 

Краткое руководство по самопознанию

Узнайте о своих сильных сторонах 

  • Примите участие в опросах, таких как The VIA Survey. Глядя на свои 5 сильных сторон, спросите себя: настоящий ли это я? Нравится ли мне использовать эту силу? Нахожу ли я это энергичным и захватывающим? Как только вы обдумаете свои сильные стороны, попробуйте использовать одну из них по-новому каждый день в течение недели 9.0017 [20][21]  
  • Напишите «позитивное представление» о себе, в котором вы расскажете конкретную историю, иллюстрирующую ваши сильные стороны.
  • Расскажите коллеге, которому доверяете, или своему руководителю о ситуации, в которой эти сильные стороны помогли вам. [22][23] Попросите их оставить отзыв, чтобы продвигать более осязаемую форму самопознания, такую ​​как навыки и способности.
     

 Изучите свои жизненные цели 

  • Определите самые важные жизненные события и поворотные моменты.
  • Подумайте, каковы ваши самые важные жизненные цели прямо сейчас. Какие основные действия или действия вам необходимо выполнить для их достижения?
  • Планируйте путь к достижению своих целей, учитывая при этом альтернативы и потенциальные проблемы.
  • Поделитесь с кем-нибудь своими мыслями и спросите, не поделится ли он своими.
  • Напишите «прощальную речь». Что бы вы хотели запомнить больше всего? Нужно ли вам делать больше или меньше определенных вещей в своей жизни, чтобы сделать ее более удовлетворительной и плодотворной? [24][25]  
     

Чаще проверяйте себя

  • Исследуйте свои ценности, используя такие упражнения, как сортировка по карточкам ценности на myPath 
  • Изучите свои интересы и предпочтения, используя упражнение по оценке навыков на myPath 
  • Изучите свои предпочтения, спросив себя: Когда у меня есть свободное время, что я трачу на чтение или поиск в Интернете? Какими причинами или проблемами я увлечен?
     

Практикуйте сострадание к себе

  • Чем больше вы узнаете о себе, тем больше у вас может возникнуть искушение критически осудить себя или стать озабоченным изменением своих предполагаемых слабостей. Помните, что есть ценность в том, чтобы быть именно тем, кто вы есть прямо сейчас. Уравновешивайте свое стремление к самосовершенствованию самосостраданием и самопринятием. Найдите время, чтобы оценить, сколько тяжелой работы вам потребовалось, чтобы добраться сюда, и отпраздновать свои достижения, большие и маленькие.
     

Повысьте собственную эффективность  

  • , устанавливая небольшие цели и признавая свой прогресс в их достижении, спрашивая совета у профессионала или наблюдая за тем, как кто-то, кем вы восхищаетесь, выполняет задачу, аналогичную той, с которой вы боретесь, а также размышляя и отмечая свои прошлые достижения [26]  
     

Обратитесь за помощью 

  • Если вы испытываете трудности, может быть трудно провести различие между периодом времени, который вы можете вынести, и ситуацией, в которой вам было бы полезно поговорить с консультантом или специалистом в области психического здоровья. [27] Студентам McGill доступно множество ресурсов по психологическому и эмоциональному благополучию, и специалисты, которые там работают, будут так же рады ответить на ваши вопросы, как и назначить для вас встречу. Проявите любопытство! Ознакомьтесь с разделом «Принятие мер» для получения ресурсов.

     

Принятие мер

Профессиональное развитие и обучение 

  • Проверьте мое участие, чтобы узнать о предстоящих семинарах и программах в разделе «Будь здоров: самопознание».
  • Семинар — серия «Наборы навыков» для лидеров — Навигация по эмоциональному интеллекту: участники узнают об основах эмоционального интеллекта и фундаментальных эмоциональных навыках
  • Курсы
  • — McGill Executive Institute — Обеспечение роста с помощью EQ: эта программа помогает участникам развивать навыки межличностного общения с помощью самосознания и навыков эмоционального интеллекта.
  • McGill Wellness Hub Семинары по оздоровлению и жизненным навыкам — 1 или 2 семинара на такие темы, как «Управление стрессом в неопределенные времена» и «Управление стрессом на основе осознанности»  
     

Веб-сайты и приложения 

  • Посетите McGill Wellness Hub Wellness and Life Skills Workshops, чтобы узнать о предстоящих семинарах и программах
  • Ресурсы программы позитивной психологии 
  • Сила уязвимости – выступление доктора Брене Браун на конференции TED
     

Группы и ассоциации

  • McGill Wellness Hub – группа поддержки PhD
  • Группы поддержки McGill

 

Ресурсы

Книги, статьи и отчеты 

  • Харрис, Д. (2014). На 10% счастливее: как я приручил голос в своей голове, уменьшил стресс, не теряя при этом остроты, и нашел способ самопомощи, который действительно работает: реальная история. http://mcgill.worldcat.org/oclc/858355317 
  • Букингем, Маркус и Клифтон, Дональд О. (2001) Теперь откройте для себя свои сильные стороны. Нью-Йорк: Свободная пресса. http://mcgill.worldcat.org/oclc/45305112  
  • Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект. Нью-Йорк: Bantam Books. http://mcgill.worldcat.org/oclc/32430189
  • Грин, Р. (2013). Мастерство. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. http://mcgill.worldcat.org/oclc/934814015 
  • 10 обязательных пунктов HBR: Управление собой. (2010). Бостон, Массачусетс: Harvard Business Review Press. http://mcgill.worldcat.org/oclc/606783872 
  • Кабат-Зинн, Дж. (2013). Полная катастрофа жизни: использование мудрости вашего тела и разума, чтобы противостоять стрессу, боли и болезни. http://mcgill.worldcat.org/oclc/829446137  
  • Кабат-Зинн, Дж. (2012). Внимательность для начинающих: восстановление настоящего момента и вашей жизни. http://mcgill.worldcat.org/oclc/747533622
  • Тан, К.-М. (2012). Поиск внутри себя: неожиданный путь к успеху, счастью (и миру во всем мире). http://mcgill.worldcat.org/oclc/956350588

 

Ссылки

[1], [2] Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения. Уилсон, Т. Д. и Данн, Э. В. (2003).

[3], [5] Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Бандура, А. (1978).

[4] Самоэффективность и развитие образования. Циммерман, Б. Дж. (1995).

[6] Забота о себе, преодоление самоэффективности и стресса среди аспирантов, работающих в сфере помощи. Кларк, EW (2017).

[7] Самоэффективность и самосознание: моральные идеи для повышения эффективности лидера. Колдуэлл, Кэм. (2016).

[8] Истинный север: откройте для себя свое подлинное лидерство. Джордж, Б. (2007).

[9] Благополучие на рабочем месте и его связь с результатами бизнеса: обзор исследований Гэллапа. Хартер, Дж.К. (2002).

[10] Интеграция рефлексии и оценивания для фиксации и улучшения обучения учащихся. Эш, С.Л. (2005).

[11] Проблемное обучение и самоэффективность: как завершающий курс готовит студентов к профессии. Данлэп, Дж. К. (2005).

[12] Построение практически полезной теории постановки целей и мотивации задач. Локк, Э.А. (2002).

[13] Постановка, проработка и размышление над личными целями улучшает академическую успеваемость. Морисано, Д. (2010).

[14] Оксфордский справочник по психологии здоровья. Фридман, Х.С. (2011).

[15] Wildmind: пошаговое руководство по медитации. Бодхипаска. (2010).

[16] Проект «Разновидности созерцательного опыта». (2018).

[17] Розен. (2008).

[18] Тиббетс (2003).

[19] Положительная сторона вашей темной стороны: почему быть полностью собой, а не только своим «хорошим» собой, ведет к успеху и самореализации. Кашдан, Т. (2014).

[20], [22], [24] Вмешательства позитивной психологии: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований.