Самотрансцендентность: 7. Самотрансцендентность

Содержание

Самотрансцендентность человеческого существования . Доктор и душа [Логотерапия и экзистенциальный анализ]

Под этим термином я подразумеваю основополагающий антропологический факт: человек всегда стремится за пределы себя, к тому, что не есть он, – к чему-то или к кому-то, к смыслу, который человек должен осуществить, или к совместному бытию с человеком, к которому он обращен. И лишь в той мере, в какой человек выходит таким образом за пределы самого себя, он себя реализует – в служении делу или в любви к другому человеку! Иными словами: полноценный человек – лишь там, где он весь уходит в дело, весь предан другому человеку. И он полностью становится собой там, где он самого себя забывает. Как глубоко простирается самотрансцендентность человеческого бытия в его биологические основы, демонстрирует парадокс: даже человеческие глаза самотрансцендентны. Глаз обладает способностью воспринимать окружающий мир, но лишь с тем условием, что он не может видеть сам себя. Случается ли глазу видеть себя или какую-то свою часть? Разве что в зеркале. При катаракте глаз видит облако, то есть повреждение своего хрусталика; при глаукоме видит вокруг источника света все цвета радуги. Так и человек осуществляет себя, когда смотрит за пределы себя – отдает себя партнеру или растворяется в своем деле.

Только что мы сказали, что любящий «обращен» к любимому. Можно ли так определять любовь? «Обращенность» – такое отношение, в котором партнер воспринимается как личность. Отсюда заведомо вытекает, что он не может использоваться как средство для достижения цели: второй вариант категорического императива Канта предусматривает, что человек человека ни при каких обстоятельствах не может низводить до средства для достижения цели.

Но любовь, по моему мнению, есть нечто большее, чем «обращенность», а именно: она воспринимает партнера не только в его безусловной принадлежности к человечеству, но и сверх того – в его уникальности и неповторимости, а это значит – как личность. Ведь человек понимается как личность не только потому, что он

один из множества людей, но и потому, что он отличается от всех остальных, что он в своем инобытии представляет собой нечто уникальное и неповторимое. И лишь когда любящий воспринимает любимого в его уникальности и неповторимости, любимый превращается для него в «Ты».

Один аспект самотрансцендентности – стремление и порыв за пределы себя к смыслу – отмечается также и мотивационной концепцией «воли к смыслу», как я это предпочитаю называть. Эта концепция успела получить и эмпирическое подтверждение (Элизабет Лукас, Джеймс Крамбо и др.). Кратохвил и Планова полагают, что воля к смыслу – это мотив sui generis[41] и как таковой он не может быть сведен к другим мотивам (что пытается осуществить редукционизм) и не может быть из них выведен. Абрахам Маслоу заходит еще дальше и называет волю к смыслу «первичным» мотивом, лежащим в основе человеческого поведения.

Но ныне мы видим, как воля к смыслу зачастую оказывается фрустрированной: все чаще мы, психиатры (также и в коммунистических, и в развивающихся странах), сталкиваемся с чувством утраты смысла, и оно уже конкурирует с описанным Альфредом Адлером чувством неполноценности за первое место в списке источников неврозов. Чувство утраты смысла сопровождается пустотой, которую я назвал «экзистенциальным вакуумом».

В этом экзистенциальном вакууме буйно разрастается сексуальное либидо. Так (в конечном счете – только так) можно объяснить сексуальную инфляцию, столь распространенную сегодня. Любая инфляция, как на финансовом рынке, так и в других областях, приводит к обесцениванию. И действительно, в результате сексуальной инфляции сексуальность обесценивается, поскольку она обесчеловечивается. Человеческая сексуальность ведь представляет собой нечто большее, чем просто сексуальность, и как раз в той мере, в какой она становится носителем надсексуального личного отношения.

И «персонификация» сексуальности желательна (с точки зрения профилактики сексуальных неврозов) не только в отношении личности партнера, но и в отношении собственной личности. Нормальное сексуальное развитие и созревание человека происходит благодаря усиливающейся

интеграции сексуальности в общую структуру человека. Отсюда следует, что, напротив, всякая изоляция сексуальности, отделение ее от личных и межличностных надсексуальных связей мешает интеграционным тенденциям и тем самым открывает путь невротизирующим тенденциям.

Духовность человека зависит от деятельности мозга

Новое исследование показывает связь изменений мозговой деятельности с духовностью и религиозностью.

Исследователи изучили нейронное основание духовности на основе пациентов до и после хирургической операции на головном мозге.

«Исследования с использованием нейровизуализации позволяют объединить в единую сеть области мозга, такие как лобную, париетальную и временную, с духовными событиями, но информации относительно причинной связи между этой сетью и духовностью явно недостает», пояснил доктор Косимо Ургеши из Удинского университета, Италия.

Так ученые заинтересовались созданием прямой связи между мозговой деятельностью и духовностью.

Исследователи сосредоточились на определенной черте индивидуальности под названием самотрансцендентность, которая, как считается, является мерой духовности в людях и способности оценивать себя со стороны. Самотрансцендентность отражает уменьшенное ощущение себя и способность идентифицировать себя как неотъемлемую часть вселенной.

Ученые объединили анализ множества самотрансцендентностей пациентов с опухолью головного мозга до и после хирургической операции. Далее с помощью инновационных инструментов на карту головного мозга ученые четко нанесли области повреждений.

«Данный подход позволил нам исследовать возможные изменения мозговой деятельности, вызванные этими повреждениями», сообщил доктор Франко Фаббро из Удинского университета.

Ученые выяснили, что выборочное повреждение в левой и правой париетальных областях вызвало специфическое увеличение самотрансцендентности. «Это была первая очевидность причинной связи между мозговой деятельностью и самотрансцендентностью», сообщил Ургеши.

Результаты исследования могут привести к новым методам лечения умственных заболеваний.

«Возможно, новые подходы, направленные на модуляцию нервной деятельности, укажут новый путь лечения расстройств индивидуальности», заключил доктор Сальваторе Аглиоти из Римского университета Сапиенза.

12.02.2010

2011 №2/Статьи

Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2011 №2
Название статьи Коммуникация как условие осуществления смысла (в экзистенциальном анализе В. Франкла)
Авторы Иванова О.Э.
Серия Философские науки
Страницы 104 — 109
Аннотация
Экзистенциальный анализ позволяет до- полнить представление о коммуникации как бытии «между я и ты» диалогического персонализма измерением логоса (необъятности смыслов). В. Франкл рассматривает смысл как уникальный смысл самотрансцендентного человечес- кого существования; это — императив, обнаруживающийся в объективной реальности, трансцендирующий границы человека в отношении к сообществу, между которыми су- ществует диалектическая связь. Эта открытость является основанием для рассмотрения коммуникации, условием осуществления смысла в его основных формах (смысл жизни / смысл смерти, смысл страдания, смысл деятель- ности и смысл любви). Однако сама по себе коммуникация не реализует человеческое стремление к смыслу.
Ключевые слова коммуникация, самотрансцендентность, смысл, формы смысла, смысл человеческого существования
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Больнов О.Ф. Новая укрытость. Проблема пре- одоления экзистенциализма. Введение // Фило- софская мысль. 2001. № 2. С. 137-145.
2. Бубер М. Я и Ты / Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. М.: Республика, 1995. 464 с.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст.Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
4. Гумбольдт В. Фон. О двойственном числе / Гум- больдт В. Язык и философия культуры/В. Фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985. 451 с.
5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Тошнота: Избр. произведения / Пер. с фр.; вступ.ст. С.Н. Зенкина. М.: Республика, 1994. 496 с.
6. Фейербах Л. Основы философии будущего. Из- дание II. М.: Государственное социально-эконо- мическое издательство, 1937. 149 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с анг. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
8. Эбнер Ф. Слово и духовные реальности / От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога / Науч. ред. А.А. Михайлов; составл. Т.В. Щитцо- ва. Минск: Менск, 1997. 276 с.
9. Rozenzweig F. Der Stern der Erlosung / Herausgegeben von Albert Raffelt. Freiburg im Breisgau: Universitatsbibliothek, 2002. 473 s.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 1


Ценностный опросник Ш. Шварца | Z&G

Понятие ценностей подразумевает определенные, устоявшиеся жизненные принципы и ориентиры, которыми личность или социальная группа руководствуется в процессе принятия решений. Направляя и организуя нашу деятельность, они становятся важным мотиватором, дающим представление о фундаментальных потребностях человеческого существования.

В маркетинге понятие ценности напрямую связано с определением закономерностей потребительских предпочтений и выбора, что, в свою очередь, дает ключ к пониманию природы брендов и созданию сильных торговых марок. Одним из востребованных современных инструментов изучения ценностей является методика, предложенная четверть века назад израильским психологом Ш. Шварцем.

Ключевые аспекты методики Ш. Шварца

В конце 20 века, когда, казалось бы, сложно было сказать новое слово в вопросе изучения ценностей, профессор Ш. Шварц опроверг существовавшее мнение, предложив инновационный подход к пониманию мотивов человеческой деятельности. После масштабного исследования, проведенного в 1990-х гг. в 54 странах с привлечением свыше 44 тысяч человек, он разработал собственную методику, известную сегодня как тест ценности. В основу методики легли:

— концепция американского психолога М. Рокича о терминальных (ценных самих по себе)  и инструментальных (используемых как средство для достижения целей) ценностях;

— концепция самого Шварца о различиях ценностей по мотивационным целям.

В своих выводах исследователь опирался на идею о том, что базовые человеческие ценности, знакомые людям во всех культурах, представляют собой фундаментальные потребности человеческого существования и могут быть сгруппированы по десяти типам мотивационных целей:

Мотивационный тип

Терминальные цели

Инструментальные цели

Черты личности

1Доброта (Benevolence) как забота о близких людях, их счастье и благополучииблагополучие и здоровье близкихполезный, ответственный, верный, честныйзаботливый, чуткий, отзывчивый, приветливый
2Доминирование, или власть (Power) как социальный статус и демонстрация престижабогатство, авторитет, вес в обществесохраняющий имиджобеспеченный, занимающий лидирующую позицию, стремящийся к богатству, престижный
3Универсализм (Universalism) как всеобщее благополучиесоциальная справедливость, равенство, красота вокругзащищающий окружающую среду открытый чужим мнениямсправедливый, толерантный, миролюбивый
4Самостоятельность (Self—Direction) как самостоятельность в суждениях и поступкахсвобода, креативностьсамостоятельный, любознательныйизобретательный, решительный, независимый
5Достижение (Achievement) как личный успехобщественное признаниецелеустремленный, влиятельный, успешныйпреуспевающий, прогрессивный, способный, честолюбивый
6Стимуляция (Stimulation) как волнение и  новизнажизнь, насыщенная впечатлениямисмелый, любящий рискрискующий, любящий приключения, азартный
7Гедонизм (Hedonism) как стремление к удовольствию и наслаждениюудовольствиенаслаждающийсяразвлекающийся, любящий побаловать себя
8Традиция (Tradition) как ответственность за существующие обычаи, идеиуважение традицийсдержанный, традиционный, благочестивыйскромный, религиозный, консервативный
9Конформность (Conformity) как недопущение действий и желаний, противоречащих социальным ожиданиямвежливость, самодисциплинауважительный, послушныйправильный, соблюдающий дисциплину
10Безопасность (Security) как безопасность и стабильностьсоциальный порядок, безопасность государства, защищенность семьичистоплотный, продуманныймиролюбивый, ценящий стабильность, заботящийся о безопасности

Шварц предложил теорию, согласно которой ценности существуют на двух уровнях:

— на уровне нормативных идеалов, отличающемся большим постоянством и определяющем убеждения человека в том, как следует поступать;

— на уровне индивидуальных приоритетов, соотносящемся с конкретными поступками человека и более зависимом от внешней среды.

Данный аспект нашел отражение в процедуре проведения опросника, в который Шварц разбил на несколько частей:

  • Обзор ценностей (57 позиций)

Респондент оценивает каждое из представленных наименований по шкале от -1 до 7 баллов (включая 0), где 7 – «исключительно важно»;

  • Профиль личности (40 позиций)

Участнику теста предлагается оценить составленные коротко описания личности, которые характеризуют 10 типов ценностей, по шкале от =1 до 4, где 4 – «очень похож на меня».

Для обработки результатов опросника Шварц предложил специальные ключи, позволяющие высчитать средний балл, установить степень значимости того или иного типа ценности для испытуемого и выстроить ранговое соотношение всех десяти типов. Разработанная методика позволяет с достаточной точностью и достоверностью выделить ценности, важные для отдельной личности или целой социальной группы в наибольшей степени.

Использование опросника Шварца в маркетинге

Маркетологи достаточно быстро взяли опросник Шварца на вооружение, отметив его безусловные преимущества: возможность самостоятельной работы респондента с бланками, универсальность применения (индивидуально и в группе), понятность и простота (используется для испытуемых в возрасте от 14 лет), непродолжительность проведения (30-50 минут). Использование опросника открывает возможности для измерения области потребительских предпочтений в отношении бренда и/или товарной категории и определения общей мотивационной направленности торговой марки.

Мудрость – это не черта человека, а агрегатное состояние — The Batrachospermum Magazine

У каждого есть такой знакомый, который не хватает звезд с неба и даже не имеет образования, но по жизни высказывает зрелые и рациональные суждения, с достоинством разруливает ситуации, уважает водоросли, трогает за разные органы слона, пытаясь определить, на что он похож. И другой знакомый, который имеет несколько высших образований, эрудирован и начитан, но часто поступает опрометчиво и бестолково, отписывается от нашего журнальчика, не задумывается о кровавых последствиях, а за разные органы трогает малых ребят. Первых мы называем мудрецами, вторых – глупцами. При этом подразумеваем, что мудрость – это некое качество, характеризующее психологический профиль человека и стабильное на протяжении его жизни.

Психолог Игорь Гроссман из Университета Уотерлу (Канада) давно занимается психологическими аспектами мудрости и уверенно заявляет: это не так. Мудрость по-разному проявляет себя в разных жизненных ситуациях, и ее изменчивость у одного человека оказывается выше изменчивости усредненной мудрости разных людей. Результаты нового исследования Игоря говорят о том, что мудрость – это скорее состояние человека, а не черта его личности.

Мудрый орех и глупая капуста. Иллюстрация: Marija Babiak.

Вместе с немецкими коллегами психолог набрал в Германии 152 добровольца, мужчин и женщин (средний возраст – 27 лет), которым поручил на протяжении 9 дней вести дневник. Ежедневно участников по электронной почте просили вспомнить какое-нибудь негативное впечатление из предыдущего дня (по большей части это были некие споры или ссоры), описать его в деталях и рассказать о том, как они с этой ситуацией справились. Проявили ли они интеллектуальную скромность (например, осознав, что нельзя с уверенностью определить возможные последствия инцидента), самотрансцендентность (например, оценив ситуацию с точки зрения других людей), способность к компромиссу? Эти три качества психологи использовали в качестве критериев для оценки мудрости испытуемых.

В итоге обнаружилась значительная вариация в проявлении мудрости от ситуации к ситуации. Конечно, одни люди оказались мудрее других, если усреднить опыт каждого за 9 дней. Но эта разница меньше, чем флуктуации мудрости у отдельных индивидов в зависимости от ситуации. Кроме того, именно специфическое проявление мудрости в конкретной ситуации оказалось больше связано с ее психологическим исходом, а вовсе не средняя мудрость человека. Иначе говоря, если вы справитесь с ситуацией с большей мудростью, чем свойственна вам в среднем, то в этом есть для вас польза: меньше негативных эмоций, шире картина происходящего, глубже ощущение великодушия – независимо от того, насколько вы мудры по жизни. И наоборот, мало полезного в том, что вы поступаете не слишком мудро в конкретной ситуации, если обычно мудрость сочится из вас с намного большим напором.

Другое интересное наблюдение: люди выходят из ситуации с большей мудростью в присутствие других людей, нежели наедине с проблемным визави. Еще одно: по мере ведения дневника уровень мудрости участников повышался, особенно уровень самотрансцендентности, поскольку эксперимент побуждал к полезной саморефлексии. А вот из всяких демографических факторов – таких как пол, возраст и образование – лишь возраст оказался в корреляции со средним уровнем мудрости участников: люди постарше демонстрировали больше мудрости в своих поступках. Ранее в этом году Гроссман показал, что одним из факторов, влияющих на проявление мудрости, может быть изменчивость сердечного ритма: чем она выше у человека, тем больше он склонен к взвешенной аргументации при обсуждении социальных (но не личных) проблем.

Таким образом, полученные результаты согласуются с «недавними изменениями во взглядах на гибкость иных человеческих качеств, долгое время считавшихся фиксированными, таких как интеллект, на которые, как теперь понятно, оказывают сильное влияние социокультурные и мотивационные факторы», пишут авторы работы. Также они указывают на ненадежность распространенной в психологических исследованиях практики оценивать мудрость участников по единичному пункту опросника или на основании поведения испытуемого в какой-то определенной ситуации. Поскольку мудрость варьирует от случая к случаю, необходимо протестировать ее по меньшей мере в девяти разных ситуациях, чтобы судить о среднем уровне мудрости того или иного человека, настаивают Гроссман и коллеги. Иначе – немудро, утверждают они.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: BPS Research Digest
Научная статья: Social Psychological and Personality Science (Grossman et al., 2016)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Не любите спойлеры? Да вы глубокомысленный человек!
Может ли скука быть позитивной?
Суточные циклы влияют на развитие зубов

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ 1 КУРСА | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ 1 КУРСА

Научная статья

Комиссарова О.А. *

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (o_kuprina[at]mail.ru)

Аннотация

В теоретической части статьи рассматриваются основные положения экзистенциального подхода в психологии, раскрывающиеся в работах В. Фракла и А. Лэнгле. Эмпирическая часть направлена на описание полученных в ходе психодиагностики результатов с последующим применением корреляционного анализа. Основная цель работы заключалась в проведении исследования для определения взаимосвязи между показателями опросника «Шкала экзистенции» с базовыми смысловыми установками человека. В результате было определено, что эмоциональная наполненность, как экзистенциальная категория, является величиной обратной смысловым установкам, эмоциональной зависимости и стремлению соответствовать социально положительному образу.

Ключевые слова: ценности, смысл жизни, экзистенциальная наполненность, самотрансцендентность, свобода, ответственность, корреляционный анализ.

EXISTENTIAL FULLNESS OF LIVES OF FIRST YEAR STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

Research article

Komissarova O.A. *

Russian Economic University. G.V. Plekhanov, Moscow, Russia

* Corresponding author (o_kuprina[at]mail.ru)

Abstract

The theoretical part of the article considers the main provisions of the existential approach in psychology, which is revealed in the works of V. Frakl and A. Längle. The empirical part is aimed at describing the results obtained during psychodiagnostics with the subsequent application of correlation analysis. The main objective of the work was to conduct a study to determine the relationship between the indicators of the “Existence scale” questionnaire with the basic semantic principles of a person. As a result, it was determined that emotional fullness, as an existential category, is the value of inverse semantic attitudes, emotional dependence and the desire to conform to a socially positive image.

Keywords: values, the meaning of life, existential fullness.

Проблема, связанная с изучением смысла жизни широко представлена в западной экзистенциальной психологии. Этот вопрос является центральным и подробно раскрыт в работах В. Франкла, где подчеркивается необходимость человека к максимальному наполнению своей жизни смыслом. Кроме уникальных смыслов, реализуемых в определенные моменты жизни, немаловажное значение имеют универсальные смыслы, к которым относятся идеалы и ценности.

По мнению В. Франкла, человек – это духовное, свободное, ответственное за реализацию своих ценностей и смыслов существо, т.е. ориентированное на смысл и обладающее волей к смыслу [10]. Он отмечает, что нести за свою жизнь ответственность может только человек, обладающий свободой, а также подчеркивает, что «человек — это больше, чем психика; человек – это Дух, то есть человек способен к самотрансценденции и к самоотстранению [9,10].

Ученик и последователь экзистенциального подхода В. Франкла А. Лэнгле определяет три основных переживания человека, связанных с нахождением им смысла жизни:

  1. свобода воли, дающая человеку возможность делать наиболее значимые для себя выборы из предоставленных ему вариантов.
  2. любой выбор человека не является стихийным, он опирается на приоритетные для него ценности.
  3. фактор непостоянности и изменчивости жизни.

По мнению А. Лэнгле, смыслом является реалистичный и соответствующий обстоятельствам ситуации путь [5].

Для определения понятия «экзистенциальный смысл» он вводит уравнение, включающее в себя две переменные: «возможности конкретной ситуации и особенности человека, находящегося в этой ситуации» [5]. Лэнгле отмечает, что любая новая ситуация особенная, поскольку в ней заключены разные возможности. Эти возможности изменчивы и поэтому, каждый раз их необходимо находить заново и сравнивать между собой для принятия наиболее правильного, относящегося к данному моменту времени, решению. При этом данные переменные необходимо учитывать и согласовывать друг с другом.

Также А. Лэнгле отмечает, что смысл является вызовом и, как любое новое дело, связан с определенным риском. На протяжение всей жизни человека смысл меняется, поскольку сама его жизнь изменчива и постоянно предъявляет человеку новые требования и условия. Наполнить свою жизнь смыслом, значит проявить определенную гибкость в восприятии ценностей [6].

Таким образом, понятия смысл жизни, свобода и ответственность, по А. Лэнгле, связаны между собой, поскольку человек свободен в принятии своих решений и не может лишиться этой свободы ни при каких обстоятельствах. Основная задача человека связана с тем, чтобы определять и выбирать возможные варианты, а также принимать решения [5], [6].

Описание эмпирического исследования

Цель работы: провести исследование для определения взаимосвязи между показателями опросника «Шкала экзистенции» с базовыми смысловыми установками человека.

Гипотеза: существуют корреляционные связи между экзистенциальными показателями и базовыми смысловыми установками студентов – психологов, представленными в опроснике по диагностике базовых смысловых установок человека.

В исследовании принимали участие студенты – психологи первого курса в количестве 68 человек.

В качестве диагностического материала применялись методики:

– «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглера в адаптированном варианте И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова. Методика представляет собой личностный опросник, направленный на измерение экзистенциальной наполненности личности и выполнена в рамках экзистенциально-аналитической теории В. Франкла, а также базируется на концепции четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле [7].

Опросник состоит из 43 вопросов, включает в себя 4 основные субшкалы: “Самодистанцирование (SD)”, “Самотрансценденция (ST) “, “Свобода (F)” и “Ответ­ственность (V)” и 3 интегральные: «Person» (SD+ST=P), «Экзистенция» (F+V=E), «Общий показатель экзистенциальной на­полненности» (P+E=G) [7].

– «Диагностика базовых смысловых установок человека» А.Д. Ишков, Н.Г. Милорадова. Опросник состоит из следующих шкал: шкала I «вербальная зависимость», шкала II «эмоциональная зависимость», шкала III «зависимость от достижений», шкала IV «требовательность к себе», шкала V «требовательность к другим», шкала VI «ответственность за других», шкала VII «ответственность за себя» [1].

Результаты и их интерпретация

По каждой шкале методик подсчитывались баллы, после чего проводился корреляционный анализ Ч. Спирмена с использованием статистической программы SPSS.

Были получены следующие корреляции:

Для основных шкал: шкала “Самотрансценденция (ST) ” и шкала I «вербальная зависимость» r = -0,406 при р = 0,05; шкала “Свобода (F)” и шкала I «вербальная зависимость» r = -0,595 при р = 0,004; шкала “Ответ­ственность (V)” и шкала I «вербальная зависимость» r = -0,454 при р = 0,04.

Для интегральных шкал: шкала «Экзистенция (E)» и шкала I «вербальная зависимость» r = -0,681 при р = 0,001; шкала «Экзистенция (E)» и шкала II «эмоциональная зависимость» r = -0,512 при р = 0,01; шкала «Person (P)» и шкала I «вербальная зависимость» r = -0,401 при р = 0,05; шкала «Person (P)» и шкала IV «требовательность к себе» r = -0,433 при р = 0,05; шкала «Общий показатель экзистенциальной на­полненности (G)» и шкала I «вербальная зависимость» r = -0,610 при р = 0,003; шкала «Общий показатель экзистенциальной на­полненности (G)» и шкала II «эмоциональная зависимость» r = -0,454 при р = 0,03.

Обратные корреляционные связи шкалы I «вербальная зависимость» дают возможность говорить о том, что при низком проявлении самотрансцендентности, слабой степени воплощения своих решений в жизнь (ответственность) и способности найти в мире возможности (свобода) выявляется высокая тенденция студентов ставить свое самоуважение в зависимость от мнения окружающих.

Отрицательные корреляции шкалы II «эмоциональная зависимость», т.е.  зависимость студентов от эмоциональной поддержки окружающих людей со шкалами «экзистенция», т.е. степенью соотнесения студентов с внешним миром, их контакты с ним; со шкалой «Person», которая отражает внутренний мир человека и измеряет способность человека ориентироваться в нем, а также «Общий показатель экзистенциальной на­полненности» зависимость самоценности человека от его успеха. Отрицательная корреляция шкалы «Person» со шкалой IV «требовательность к себе» r = -0,433 при р = 0,05, которая оценивает склонность человека к «безупречности» [1].

Можно отметить, что «безупречность» проявляется в желании студентов соответствовать некой социально – положительной установке, к которой, по их мнению, необходимо стремиться и которая связана с социальной желательностью. При этом основная концентрация внимания направлена на самого себя, как представителя определённой референтной группы, с целью соответствовать положительному образу, сформировавшемуся внутри нее.

В свою очередь самодистанцирование и самотрансценденция подразумевает направленность вектора внимания во вне – из сферы социального в сферу Духовного. «Самотрансценденция, как отмечает В.Франкл, это фундаментальный антропологический факт, что человеческое бытие всегда обращено на что-то или на кого-то, чем оно само не является» [7, C. 26].

Таким образом экзистенциальная наполненность, как духовная категория, является величиной обратной смысловым установкам, сформированным в процессе социализации и связанным с мнением референтной группы, эмоциональной зависимостью от нее и стремлением соответствовать социально положительному образу.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Ишков А.Д. «Диагностика базовых смысловых установок человека» / Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. http://www.freepatent.ru/images/patents/166/2303467/patent-2303467.pdf
  2. Куприна О.А. Экзистенциальные показатели, детерминирующие осмысленность жизни студентов-психологов. // Вестник университета управления ГУУ, 2009, № 32, с. 63 – 66.
  3. Куприна О.А. Проблема ценностей и смысла жизни в экзистенциальной психологии. // Ученые записки РГСУ. – М., 2006. – № 5. – C. 23 – 24.
  4. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. – М., 2001. – С. 28-32.
  5. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ — найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. №1. С. 5–23.
  6. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. М.: Генезис, 2003. 200 с.
  7. Майнина И.Н. Адаптация опросника «Шкала экзистенции» (Existenzskala; ESK) к русскоязычной выборке // Экзистенциальный анализ. №1. С. 171-180.
  8. Мэй Р. Открытие бытия. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. – 200 с.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
  10. Франкл В. Теория и терапия неврозов. – СПб.:Речь, 2001.

Список литературы на английском / References in English

  1. Ishkov A.D. Diagnostika bazovykh smyslovykh ustanovok cheloveka [Diagnostics of Basic Semantic Attitudes of Person] / Ishkov A.D., Miloradova N.G. http://www.freepatent.ru/images/patents/166/2303467/patent-2303467.pdf [In Russian]
  2. Kuprina O.A. Ekzistentsial’nyye pokazateli, determiniruyushchiye osmyslennost’ zhizni studentov-psikhologov [Existential Indicators Determining Meaningfulness of Life of Psychology Students] // Vestnik universiteta upravleniya GUU [Bulletin of the Management University GUU] – 2009, – No. 32, – P. 63-66. [In Russian]
  3. Kuprina O.A. Problema tsennostey i smysla zhizni v ekzistentsial’noy psikhologii [Problem of Values and Meaning of Life in Existential Psychology] // Uchenyye zapiski RGSU [Scientific notes of the RSSU] – M., 2006. – No. 5. – P. 23-24. [In Russian]
  4. Letunovsky V.V. Ekzistentsial’nyy analiz. Perspektivy metoda v psikhologicheskoy praktike [Existential Analysis. Prospects of Method in Psychological Practice] // 1 Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya po ekzistentsial’noy psikhologii. Materialy soobshcheniy [The first All-Russian scientific-practical conference on existential psychology. Materials posts] – M., 2001. – P. 28-32. [In Russian]
  5. Längle A. Ekzistentsial’nyy analiz — nayti soglasiye s zhizn’yu [Existential Analysis – to Find Agreement with Life] // Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal [Moscow Psychotherapeutic Journal]. – 2001. –No.1. P. 5–23. [In Russian]
  6. Längle A. Zhizn’, napolnennaya smyslom [Life Filled with Meaning] – M.: Genesis, 2003. 200 p. [In Russian]
  7. Mainina I.N. Adaptatsiya oprosnika «Shkala ekzistentsii» (Existenzskala; ESK) k russkoyazychnoy vyborke [Adaptation of Existence Scale Questionnaire (Existenzskala; ESK) to Russian-Language Sample] // Ekzistentsial’nyy analiz [Existential analysis] – 2009. – No.1. – P. 171-180. [In Russian]
  8. May R. Otkrytiye bytiya [Discovery of Being] – Moscow: Institute of Humanitarian Studies, 2004. – 200 p. [In Russian]
  9. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in Search of Meaning] – M.: Progress, 1990. [In Russian]
  10. Frankl V. Teoriya i terapiya nevrozov [Theory and Therapy of Neurosis]. – SPb.: Speech, 2001. [In Russian]

Методика Ш.Шварца по изучению ценностных ориентаций

Методика диагностики ценностных ориентаций Шварца позволяет диагностировать структуру ценностных ориентаций личности или группы (через средние значения по группе)

Главная особенности данной методики состоит в том, что понятие ценности в ней дифференцируется. То есть, ценность не рассматривается как нечто монолитное. Автор теста выделяет два вида ценностей:

  • Ценности как абстрактные идеалы. Они выявляются путем оценки существительных и прилагательных, описывающих различные ценности.
  • Ценности как руководства к действию. Эти показатели выявляются путем оценки конкретных действий людей.

В некоторых эмпирических исследованиях такое разделение ценностей может оказаться важным и интересным. Ведь очень часто на абстрактном уровне человек ориентирован на одни ориентиры, а в практической деятельности – на другие.

 

Содержание

  1. Назначение
  2. Теоретическая основа
  3. Описание методики Шварца
  4. Процедура тестирования
  5. Ключи для опросника ценностей Шварца
  6. Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций
  7. Интерпретация результатов
  8. Пример анализа ценностей по тесту Шварца

 

Назначение

Тест ценностей Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

 

Теоретическая основа

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

 

Описание методики Шварца

Тест ценностных ориентаций Шварца состоит из двух частей.

  1. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов.
  2. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

 

Процедура тестирования

Первая часть опросника

Инструкция: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

Ваша задача заключается в том, чтобы оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную шкалу отметок от —1 до 7.

Чем выше номер (—1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок:

отметка «–1» характеризует ценности, противоположные Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна, не является руководящим принципом Вашей жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.

 

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1

 

Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка –1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из списка. Перед каждой ценностью в списке проставьте отметку, указывающую важность этой ценности как руководящего принципа вашей жизни лично для вас. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, ориентируясь на приведенную ниже шкалу и используя все номера от –1 до 7 (–1,0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7).

Как руководящий принцип моей жизни эта ценность является:

Противоположной моим принципам

Не важной

Важной

Очень важной

Высшей значимости

–1

0

1

2

3

4

5

6

7

 

1        РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2        ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3        СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4        УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5        СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6        ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7        ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что я не одинок)

8       СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9        ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10      СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11      ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12      БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13      НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей родины от врагов)

14      САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15      УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16      КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17      МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войн и конфликтов)

18      УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19      ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20      САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21      ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право на личное пространство)

22      БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ (безопасность для близких)

23      СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24      ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25      ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26      МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27      АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28      ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29      МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30      СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

 

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 2

 

Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей как руководящий принцип Вашей жизни для Вас. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка –1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:

Противоположной моим принципам

Не в

ажной

Важной

Очень важной

Высшей значимости

–1

0

1

2

3

4

5

6

7

 

31       САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32      СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33      ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34      ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35      ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)   

36      СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37      СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38      ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39      ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40      УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41      ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42      ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43      СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44      ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45      ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46      СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита своего «лица»)

47      ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (послушный, подчиняющийся правилам)

48      УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49      ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50      НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.) 

51      БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52      ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53      ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54      СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55      УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56      ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57      ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие).

 

Вторая часть опросника

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас и ваш Идеал. Напишите «Я» в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас и «Мой идеал», там, где считаете нужным.

 

 

Очень похож

Похож

В некоторой степени похож

Немного похож

Не похож

Совсем не похож

1. Придумывать что-то и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

 

 

 

 

 

 

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и хороших вещей.

 

 

 

 

 

 

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

 

 

 

 

 

 

4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди вос-хищались тем, что он делает.

 

 

 

 

 

 

5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

 

 

 

 

 

 

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

 

 

 

 

 

 

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

 

 

 

 

 

 

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

 

 

 

 

 

 

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

 

 

 

 

 

 

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

 

 

 

 

 

 

11. Для него важно самому решать, что делать.  Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

 

 

 

 

 

 

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

 

 

 

 

 

 

14. Для него очень важна   безопасность его страны. Он считает,  что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

 

 

 

 

 

 

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

 

 

 

 

 

 

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

 

 

 

 

 

 

17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

 

 

 

 

 

 

18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

 

 

 

 

 

 

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

 

 

 

 

 

 

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

 

 

 

 

 

 

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок.

 

 

 

 

 

 

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

 

 

 

 

 

 

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.

 

 

 

 

 

 

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.

 

 

 

 

 

 

25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

 

 

 

 

 

 

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

 

 

 

 

 

 

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

 

 

 

 

 

 

 

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

 

 

 

 

 

 

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.

 

 

 

 

 

 

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

 

 

 

 

 

 

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него.

 

 

 

 

 

 

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

 

 

 

 

 

 

33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

 

 

 

 

 

 

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.

 

 

 

 

 

 

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

 

 

 

 

 

 

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

 

 

 

 

 

 

37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

 

 

 

 

 

 

 

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание.

 

 

 

 

 

 

39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

 

 

 

 

 

 

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

 

 

 

 

 

 

 

Ключи для опросника ценностей Шварца

 

Тип ценностей

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивидуальных приоритетов)

Конформность Conformity

11,20,40,47

7, 16, 28, 36

Традиции Tradition

18,32,36,44,51

9, 20, 25, 38

Доброта Benevolence

33,45,49,52,54

12, 18,27,33

Универсализм Universalism

1,17,24,26,29,30,35,38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16,31,41,53

1, 11,22,34

Стимуляция Stimulation

9, 25, 37

6, 15, 30

Гедонизм Hedonism

4, 50, 57

10, 26, 37

Достижения Achievement

34, 39, 43, 55

4, 13, 24, 32

Власть Power

3, 12, 27, 46

2, 17, 39

Безопасность Security

8, 13, 15,22,56

5, 14,21,31,35

 

Описание шкал теста Шварца диагностики ценностных ориентаций

1. Власть. Функционирование социальных институтов требует некоторой степени дифференциации статусов, и в большинстве межличностных отношений в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности / подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности Власти и Достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности Достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активную демонстрацию компетентности в конкретном взаимодействии, в то время как ценности Власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции внутри наиболее общей социальной системы.

2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через демонстрацию компетентности согласно социальным стандартам.

Демонстрация социальной компетентности (что и составляет содержание этой ценности) в условиях преобладающий культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

З. Гедонизм. В теории Ш. Шварца мотивационная цель этого типа определяется как удовольствие или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция. Это производное от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологические основанные вариации потребности стимуляции, обусловленные социальным опытом, могут при водить К индивидуальным различиям в важности этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в новизне, глубоких переживаниях.

5. Самостоятельность. Определяющая цель этого типа ценностей заключается в независимости мышления и выбора действий, творчестве, исследовательской деятельности. Самостоятельность — производное от организменной потребности в контроле и управлении, а также от интеракционных требований автономности и независимости.

6. Универсализм. Мотивационная цель этого типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели ценности Универсализма могут быть производными от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся очевидными, когда люди входят в контакт с кем-то вне своей среды или расширяют первичную группу.

7. Щедрость. Это более узко определенный «просоциальный» тип ценностей, по сравнению с Универсализмом. Благосклонность сфокусирована на благополучии в близком каждодневном взаимодействии. Этот тип считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилитации и обеспечении процветания группы. Мотивационная цель этого типа — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в частом личном контакте (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции. Любые группы разрабатывают свои символы и ритуалы, действие которых определяется опытом группы и которые закрепляются как традиции и обычаи. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаше всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения, Мотивационная цель — уважение, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность).

9. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа ограничение, пресечение действий, склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Это производное от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

10. Безопасность. Мотивационная цель этого типа — безопасность, гармония, стабильность общества, взаимоотношений, самого человека, это производное от базовых индивидуальных и групповых требований. Ш. Шварц предполагает существование 1 общего типа ценностей, Безопасности, а не двух отдельных -группового и индивидуального уровня, т.к. ценности, относящиеся к коллективным, выражают в значительной степени цель безопасности для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

 

Интерпретация результатов

При анализе и интерпретации результатов опросника ценностных ориентаций Шварца важно учитывать, что диагностируются два различных типа ценностей:

  1. Нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
  2. Ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

Еще один важный момент связан с тем, что число вопросов, включённых в каждую из 10-ти шкал теста ценностей Шварца содержит разное число вопросов. Это означает, что баллы, полученные по шкалам нельзя непосредственно сравнивать между собой.

Для сравнительного анализа выраженности различных ценностей у испытуемого или группы необходимо провести нормировку. Это означает проведение следующей процедуры:

  1. Находится шкала с наибольшим числом вопросов.
  2. Определяется наибольший бал, который можно набрать по данной шкале.
  3. Показатели по всем шкалам делятся на этот максимальный балл.

Если сопоставительный анализ выраженности показателей по шкалам не предполагается, а выраженность ценностей предполагается использовать в рамках корреляционного анализа, то можно не проводить нормировку показателей по шкалам теста диагностики ценностных ориентаций Шварца.

 

Пример анализа ценностей по тесту Шварца

На рис. 1 приведены средние значения нормативных идеалов подростков экспериментальной и контрольной групп.

 

Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени – стимуляция, традиции и власть. Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл».

Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.

 

Источник: Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. -СПб.: Речь, 2004-70 с.


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Самопревосхождение: парадоксальный способ стать лучшим

Я предлагаю, как это ни парадоксально, стать более самоотверженным, чтобы стать лучше. Я хочу доказать, что в мире жестокой конкуренции лучшая стратегия выживания и процветания для людей и общества — это делать все возможное, служа друг другу. В психологическом плане такой образ жизни называется самотрансцендентностью (СТ).

ST звучит парадоксально и противоречит интуиции и на первый взгляд может не иметь смысла, потому что в этом индивидуалистическом обществе потребления личные интересы всегда кажутся первостепенными и центральными в нашем сознании.От воспитания до образования мы укоренились в идее «искать номер один». Большинство книг по самопомощи и семинаров по успеху сосредоточены на том, как развить навыки и стратегии, чтобы стать победителями.

Могу я предложить вам развлечься следующими идеями, которые представляют собой альтернативный путь личностного роста:

  • Чтобы найти себя, нужно потерять себя.
  • Блаженнее давать, чем получать.
  • Не спрашивайте, что можно получить от жизни , а спросите, что можно дать на
  • Вы должны быть готовы отказаться от себя, чтобы служить чему-то большему, чем вы сами.

Вот две известные цитаты доктора Виктора Франкла (1984), которые передают ту же идею относительно ST:

В конце концов, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но должен признать, что спрашивают именно его. Одним словом, каждого человека ставит под вопрос жизнь; и он может ответить жизни, только отвечая за свою собственную жизнь; на жизнь он может ответить, только будучи ответственным. (стр.131)

Чем больше человек забывает себя — отдавая себя делу, чтобы служить или любить другого человека, — тем он более человечен и тем более актуализирует себя.Самореализация возможна только как побочный эффект самопревосхождения. (стр.133)

Я надеюсь, что в конце моей презентации вы обнаружите, что ЗТ не только неотъемлемая часть всех нас, но также необходимое условие для выживания и процветания как индивидуумов, так и вида.

Корейская драма началась с того, что главный герой пожаловался своему лучшему другу в тюрьме в день их освобождения:

Мой старик избил меня до чертиков, когда я был совсем маленьким.Моя мама знает только, как меня ругать. В школе надо мной издевались. Затем меня обвинили в преступлении, которого я не совершал, и отправили в тюрьму на 16 лет. Теперь у меня неизлечимая форма рака, мне осталось жить всего несколько месяцев. Почему я? Почему мне так не повезло? Почему мир такой несправедливый и жестокий? Жизнь не имеет смысла. Я умираю от смерти, потому что жизнь — отстой!

Если бы вы были советником, что бы вы сказали, чтобы помочь этому разъяренному человеку, которому не повезло и у которого нет желания жить? Вы можете быть удивлены тем, как его лучший друг ответил на его жалость к себе и склонность к саморазрушению.Короче говоря, его лучший друг задал ему следующие вопросы:

Какой ты сын? Ваша мать страдала 16 лет, пока вы были в тюрьме. Теперь, когда вы вышли из тюрьмы, не думаете ли вы, что вам стоит возместить ей ущерб, позаботившись о ней и облегчив ей жизнь? Кроме того, что ты за мужчина? Собираетесь ли вы позволить убийце, который подставил вас, уйти на свободу и причинить боль большему количеству невинных людей? Разве вы не обязаны собирать доказательства, чтобы привлечь убийцу к ответственности? Наконец, годы, проведенные в тюрьме, были не так уж и плохи; это изменило вашу жизнь и уберегло вас от неприятностей; вы получили всевозможные технические сертификаты и стали образцовым заключенным.

По сути, его друг говорил ему: «Да, это будет сложно, но тебе нужно принять вызов и выполнить свои обязанности, чтобы остающаяся жизнь окупилась».

Прежде чем вы осудите его друга как жалкого советника, которому не хватает сочувствия, я хочу сказать вам, что в этой драме он на самом деле был ангелом-хранителем, которому было поручено направлять и защищать главного героя. В конце драмы его друг смог спасти его от самоуничтожения и дать ему возможность жить счастливо и продуктивно, выполнив свои обязанности в последние несколько месяцев его жизни.Он не нашел чудесного лекарства от рака, но узнал, что каждый день — это чудо.

Этот ангел-хранитель, должно быть, был обучен доктором Виктором Франклом, потому что Франкл сказал бы то же самое этому разгневанному главному герою, противостоя ему и апеллируя к его чувству ответственности перед своей матерью и обществом.

В основе логотерапии Франкла (1985) лежит личная и социальная ответственность. Его величайшее понимание — ключ к тому, чтобы стать лучшим собой, — это взять на себя ответственность за собственное благополучие и будущее; открывать, развивать и использовать свои дары для служения другим; и поступать правильно, как того требует каждая ситуация.

Я считаю, что на Джона Ф. Кеннеди мог повлиять Франкл, когда он сказал: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, а что вы можете сделать для своей страны». Другой знаковый персонаж, Мартин Лютер Кинг-младший, сказал: «Самый настойчивый и неотложный вопрос: что вы делаете для других?»

В общем, когда вы принимаете ответственность за свою жизнь и перестаете обвинять других в своих проблемах, вы идете на путь восстановления после своей сломленности. Когда вы принимаете ответственность перед жизнью и начинаете заботиться о других, вы становитесь полноценным человеком.

Франкл предлагает вам изменить свое мышление от того, чтобы быть берущим, на то, чтобы стать дающим. Берущие спрашивают: «Что я могу получить от жизни? Что для меня? » а дающие спрашивают: «Что я могу дать жизни? Чего от меня ждет жизнь? » Вы обязаны вернуть обществу то, что вам было дано. Чем больше дано, тем больше ожидается.

Когда ваша общая цель — дать миру все возможное, у вас больше шансов избежать ловушек успеха и стать лучшим.Парадоксально, но чем больше вы служите другим, тем больше у вас шансов стать полноценным человеком. Кроме того, внутренняя мотивация ЗТ более долговечна, чем условные внешние награды, и, таким образом, с большей вероятностью приведет к высочайшему уровню личностного развития.

Забытая вершина Маслоу: самопревосхождение — Big Think

  • Большое внимание уделяется достижению самоактуализации, давно признанной вершине иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
  • Маслоу, однако, не верил, что это настоящая вершина человеческого развития: он утверждал, что это самопревосхождение.
  • Маслоу заболел и вскоре умер после зачатия этой новой вершины, поэтому сегодня мы мало о ней слышим.

«Особенность человеческого организма, когда в нем преобладает определенная потребность, — писал психолог Абрахам Маслоу, — заключается в том, что вся философия будущего также имеет тенденцию к изменениям. Для нашего хронически и чрезвычайно голодного человека … сама жизнь имеет тенденцию к изменениям. быть определенным с точки зрения еды.»

Это служит хорошим примером его модели человеческого развития, теперь хорошо известной» иерархии потребностей «. Внизу этой иерархии находятся физиологические потребности — без надежного источника пищи люди определяют свою жизнь. «с точки зрения еды». Но по мере того, как эти более низкие потребности удовлетворяются, мы обнаруживаем, что нуждаемся во все более и более сложных вещах: жилье, любовь, уважение, а затем, на вершине пирамиды, самоактуализация. Это относится к нашим потребностям. реализовать весь свой потенциал, стать всем, кем мы можем быть.

Но к концу жизни Маслоу начал сомневаться в этой модели. В своем личном журнале, опубликованном только после его смерти в 1970 году, Маслоу написал:

«Все виды озарений. Одна большая статья о [самоактуализации], вызванная, я думаю, в основном моим глубоким беспокойством по поводу статей. Я понял, что лучше оставлю это позади себя. Просто слишком небрежно и слишком легко критиковать. Просматривая мои записи, я осознал это беспокойство. Это было со мной в течение многих лет.Намеревался написать и опубликовать критику самореализации, но почему-то так и не сделал. Теперь я думаю, что знаю, почему ».

О чем был этот развивающийся кризис? Почему Маслоу хотел пересмотреть иерархию, благодаря которой он в конечном итоге прославился? Ответ заключается в том, что он осознал, что иерархия была неполной. Самоактуализация не была» t вершиной его пирамиды — самопревосхождение.

Что плохого в самоактуализации?

Исходная иерархия потребностей Маслоу без добавления самопревосхождения.

Shutterstock

Часть этой критики, которую Маслоу и другие высказывали по поводу идеи самоактуализации, заключалась в том, что она была полностью направлена ​​на человека. Самореализованные люди становятся тем, кем они индивидуально способны быть, но ученые утверждают, что это исключает заботу о других. Самореализовавшийся человек в соответствии с этим определением может заботиться о других, но это делается путем удовлетворения собственной потребности быть личностью, которая заботится о других.

«У одного человека, — писал Маслоу, — [самоактуализация] может принимать форму желания быть идеальной матерью, у другого оно может выражаться атлетически, а у третьего оно может выражаться в рисовании картинок или в изобретения «. «Идеальная мать» может искренне заботиться о своем ребенке, но из-за этой заботы они не самореализуются; они самореализовались, потому что у них была мотивация стать настолько талантливой матерью, насколько это было возможно.

Что нового в самопревосхождении?

Когда он первоначально разработал модель иерархии потребностей, Маслоу описал несколько характеристик самоактуализированных людей, но позже понял, что он объединил характеристики самотрансцендентных людей с характеристиками самореализованных людей.В частности, Маслоу считал, что самопревосхождение больше определялось пиковыми переживаниями и , чем самоактуализацией.

Маслоу определил пиковые переживания как «чувство безграничных горизонтов, открывающихся для видения, ощущение того, что вы одновременно более сильны и беспомощнее, чем когда-либо прежде, чувство великого экстаза, удивления и трепета, потеря места в жизни». время и пространство с, наконец, убежденностью в том, что произошло что-то чрезвычайно важное и ценное, так что субъект в некоторой степени трансформируется и укрепляется даже в его повседневной жизни благодаря подобным переживаниям.«

В то время как самоактуализаторы испытывают это, он полагал, что пиковые переживания были средством стать чем-то большим, чем просто я:

» По мере того, как [самореализовавшийся человек] становится более чистым и индивидуальным, он становится более способным к слиянию с миром, с тем, что раньше было не-я, например, любовники приближаются к формированию единства, а не два человека, монизм Я-Ты становится более возможным, творец становится единым со своей работой, создаваемой, мать чувствует одна со своим ребенком.»

Этим объясняется пробел в традиции гуманистической психологии Маслоу. Трансцендентные переживания являются средоточием такого широкого разнообразия мировых культур — особенно восточных культур и шаманских традиций, — что было бы упущением игнорировать такое стремление к любой модели человеческое развитие, как и иерархия потребностей. В своих более поздних размышлениях Маслоу понял, как примирить западную, индивидуально-ориентированную идею самоактуализации:

«Цель идентичности [самоактуализация], по-видимому, одновременно является и концом. цель сама по себе, а также переходная цель, обряд перехода, шаг по пути к трансценденции идентичности…. Если наша цель — восточная цель преодоления и уничтожения эго, отказа от самосознания и самонаблюдения, … тогда похоже, что лучший путь к этой цели для большинства людей — это достижение идентичности, сильного настоящего Я , и через удовлетворение основных потребностей «.

Таким образом, люди могут чувствовать сильную потребность стать тем, кем они могут быть, но как только эта потребность удовлетворяется, некоторые продолжают чувствовать потребности, выходящие за рамки их« я », для достижения целей, которые могут на самом деле вообще не имеют ничего общего с собой.

Как самопревосхождение было забыто

Почему этот пересмотр иерархии потребностей, сделанный самим создателем концепции, не известен лучше? Есть несколько причин.

Первое — просто неудачный момент. Маслоу впервые начал осмыслять этот дополнительный уровень в 1967 году. Позже в том же году у него случился серьезный сердечный приступ, и он был серьезно ослаблен. Он был занят выздоровлением, выполнял другие обязанности в качестве президента Американской психологической ассоциации и читал лекции в различных колледжах, пока в 1970 году, когда он бегал трусцой, его не поразил второй, в конечном итоге смертельный сердечный приступ.

Во-вторых, он опубликовал свои открытия только в малоизвестном в то время журнале, а его личные журналы не публиковались в течение некоторого времени после его смерти.

В-третьих, концепция самопревосхождения погружает свои пальцы в духовное или мистическое, чего психологи избегают делать даже по сей день. Конечно, не нужно принимать псевдонауку или сверхъестественное, чтобы изучить склонность человека к мистическому. У людей есть стремление стать чем-то большим, чем они сами, желание, которое следует изучать, независимо от того, проявляется ли оно в религиозной, духовной или мистической обстановке.

Отсутствие такого исследования, возможно, является одной из причин, по которым Маслоу считал свою иерархию неполной.

Статьи с вашего сайта

Статьи по теме в Интернете

7 общих черт самопревосхождения людей

Исследователи продолжают выяснять причины, по которым экстремисты штурмовали Капитолий 6 января. Политолог Роберт Пейп предположил, что ответы можно найти во все более отчаянных экономических условиях — дистанция между самыми богатыми и всеми остальными никогда не было так резко в Америке . Как он покопавшись в данных, выяснилась другая история.

Повстанцы, он обнаружил , были преимущественно из регионов, которые опасались, что иммигранты и меньшинства отнимают права и возможности у белых людей.Как сообщил Папе < em> NY Times ,

«Если вы оглянетесь назад в историю, всегда была серия крайне правых экстремистских движений, реагирующих на новые волны иммиграции в Соединенные Штаты. или движениям за гражданские права групп меньшинств. [Повстанцы Капитолия] в основном относятся к среднему классу и к верхушке среднего класса белых, которые обеспокоены тем, что по мере социальных изменений, происходящих вокруг них, они увидят снижение своего статуса в будущем. .»

Пейп — не единственный исследователь, рассматривающий путь от агрессии к восстанию. A новое исследование , опубликованное RAND Corporation, подробно рассматривает процесс идеологической обработки посредством интервью с белыми националистами, исламскими экстремистами, членами их семей и друзьями.

Исследователи задались базовым набором вопросов, чтобы лучше понять процесс радикализации в надежде разработать меры профилактики и вмешательства.

  • Какие факторы побуждают людей присоединяться к воинствующим экстремистским организациям?
  • Как и почему экстремисты становятся дерадикальными, покидают свои организации, меняют свое мнение и в некоторых случаях присоединяются к борьбе с радикализмом?
  • Что мы можем сделать лучше, чтобы помочь тем, кто подвергся радикализации, и помешать экстремистским организациям вербовать новых членов?

Изучив существующие исследования, команда провела 36 интервью с 24 бывшими экстремистами, 10 членами семьи и двумя друзьями.Большинство испытуемых были активны в этом тысячелетии, шесть из них были активны только до 2000 года.

Исследователи обнаружили три основных фоновых характеристики, которые заставляли людей становиться экстремистами. (1) Финансовая нестабильность: в 22 случаях финансовая нестабильность была ключевой: семь бывших экстремистов заявили, что это основная причина, по которой они присоединились к экстремистской организации. (2) Проблемы с психическим здоровьем: в 17 случаях преобладал непреодолимый гнев, но посттравматическое стрессовое расстройство, травмы, злоупотребление психоактивными веществами и депрессия из-за физических проблем также играли роль.(3) Социальные факторы: маргинализация, виктимизация и стигматизация упоминались в 16 случаях.

Часто этих фоновых характеристик было недостаточно. Более чем в половине случаев произошло «событие переориентации», то есть момент, который «сломал» их, например, отказ от армии, длительная безработица или самоубийство друга. Пропаганда была задействована в 22 случаях, преимущественно через социальные сети, а также через книги и музыку. Другим фактором был прямой и косвенный набор, причем косвенный набор был гораздо более распространенным.Другими словами, люди стремились присоединиться к экстремистским группам. Социальные связи сыграли свою роль в 14 случаях, включая «переход» от одной организации к более радикальной группе.

Участник Proud Boy вооружен пистолетом с надписью» Zombie Killer «, когда участники и сторонники Patriot Prayer собираются в парке Эстер Шорт на мемориал в честь члена Аарона Дж. Дэниэлсона в Ванкувере, Вашингтон, в сентябре 5, 2020. Предоставлено: Allison Dinner / AFP через Getty Images


Как помочь экстремистам

Почему экстремисты уходят? Наиболее частые причины ухода — чувство разочарования и истощения.Члены были разочарованы невыполненными обещаниями лидеров или заметили лицемерие в рядах. Однако более половины людей были вовлечены в неудачные попытки дерадикализации, что свидетельствует о стойкости этих организаций, даже когда члены семьи и друзья пытаются вмешаться.

Хорошая новость в том, что в конце туннеля есть свет. Экстремист — не проигранное дело. Команда перечисляет важные шаги, которые помогут экстремистам покинуть группы ненависти, а также в первую очередь предотвратить соблазнение людей.Рекомендации исследователей включают:

  • знакомство с различными идеями, особенно в детстве;
  • развитие навыков критического мышления;
  • участие в просоциальных мероприятиях, способствующих развитию позитивное поведение и инклюзивность.
  • Знакомство с различными расовыми и культурными группами.
  • Более широкий подход к маргинализации.
  • Снижение поляризации и сенсационности в СМИ.
  • Лучший доступ к лечению психических заболеваний.
  • Целенаправленная работа и поддержка ветеранов вооруженных сил.

    Исследователи отмечают, что это небольшая выборка исследования, так что необходима дальнейшая работа.Тем не менее, эти интервью предлагают отправную точку для понимания истинного масштаба проблемы. Причины, по которым люди становятся экстремистами, сложны и многогранны. Поэтому предотвращение экстремизма требует целостного подхода, который затрагивает такие темы, как образование детей, бедность, психическое здоровье, этническая и расовая враждебность, а также распространенность пропаганды.