Сегрегация в психологии это: сегрегация это

Сепарация от родителей во взрослом возрасте: что это в психологии

Разбираемся, что такое сепарация в психологии, почему важно сепарироваться от родителей во взрослом возрасте и какие техники для этого использовать. Этапы сепарации, признаки и последствия незавершенной сепарации — в статье Анны Крымской, клинического психолога и соосновательницы онлайн-сервиса YouTalk

Что такое сепарация от родителей

Сепарация в психологии — это процесс отделения ребенка от родителей, когда он постепенно становится самостоятельным и независимым человеком. При этом его отношения с родителями из иерархических, в которых он занимает подчиненное положение, переходят в равноправные отношения взрослых со взрослым.

Процесс сепарации начинается с рождения и в идеале заканчивается к 18-20 годам. За это время ребенок должен пройти путь от полной зависимости от мамы до способности обеспечивать свое существование и распоряжаться своей судьбой. C каждым годом происходит расширение зоны самостоятельности и ответственности ребенка. Он принимает все больше решений, сталкивается с их последствиями, проходит кризисы, приобретает опыт, постепенно становится независимым в разных аспектах своей жизни.

Если у человека есть дом, семья, работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался

Действия родителей могут как помочь, так и навредить этому процессу, поэтому их поддержка и понимание происходящего очень важны. По словам психоаналитика Маргарет Малер, одного из главных исследователей процесса сепарации, он проходит успешно, если отец и мать обладают достаточной степенью автономности, а также имеют надежную связь с ребенком, позволяют ему открыто выражать свои чувства, поощряют его действия, создают безопасное окружение, объясняют запреты и так далее.

В этом процессе самим родителям придется адаптироваться к изменяющейся реальности и искать новые способы взаимодействия с взрослеющим ребенком. Придется перестать относиться к нему как к маленькому, уважать его право на собственные взгляды, мнения и желания, доверять принятие решений, даже если не согласны с ними, а в конце концов признать, что ребенок лучше них знает, что делать со своей жизнью, и отпустить его в свободное плавание.

Сепарация имеет четыре составляющих: функциональная подразумевает способность обеспечить свое существование, эмоциональная — принимать решения, исходя из своих желаний, ценностная — иметь собственную картину мира, конфликтная — не испытывать чувства вины и отстаивать свою точку зрения в случае несогласия с родителями. Завершенная сепарация подразумевает, что все эти пункты выполнены.

Если у человека есть дом, семья и работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался. Другой может полностью вычеркнуть родителей из своей жизни, не общаться с ними, но в душе переживать детские обиды и винить их в своих неудачах — в этом случае сепарации также не произошло. 

Этапы сепарации

В первые месяцы жизни младенец полностью зависит от мамы и ничего не умеет. Затем он начинает сам выполнять простые действия: садиться, ходить, есть ложкой, копировать взрослых. Родителям надо дать ему исследовать мир и свои возможности и не пытаться все сделать за него, чтобы он смог сепарироваться от мамы.

В три года ребенок осознает, что он отдельная личность со своими желаниями, которые могут не совпадать с желаниями родителей. Главные слова этого периода — «Нет» и «Я сам». Ребенок проявляет свою волю, упрямится, возражает, не слушается. Если в этом возрасте пытаться любой ценой принудить его к подчинению и «хорошему поведению», можно задавить эти ростки самостоятельности, и из него вырастет пассивный, безвольный человек, который не знает, чего хочет.

Родителям стоит поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, позволять ему принимать подходящие по возрасту решения, например выбирать одежду.

В возрасте от 4 до 8 лет начинается социализация: ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, у него появляется свой круг общения. Родители перестают быть единственным источником информации о мире. Ребенку стоит освоить базовые навыки самообслуживания: убирать свою комнату, помогать на кухне.

Материал по теме

Между 8 и 12 годами дети познают школу, у них появляются одноклассники, учителя, интересы вне дома. В этом возрасте развивается волевая сфера личности: это значит, что ребенок учится собираться и делать то, что надо. У него должны быть зоны ответственности: самостоятельно делать уроки, иметь круг домашних обязанностей. Это постепенно готовит его ко взрослой жизни.

Не надо контролировать, напоминать, навязывать помощь: у ребенка должна быть возможность столкнуться с последствиями своей лени или забывчивости и сделать выводы на будущее.

От 12 до 18 лет — самая сложная стадия взросления: подростковый возраст. Ребенок начинает замечать недостатки родителей, их авторитет в его глазах падает. Зато возрастает влияние окружения, сверстников, на которых подросток и ориентируется в первую очередь. Происходит «бунт»: дети перестают слушаться, протестуют против ограничений, контроля, вмешательства в личную жизнь, требуют признания своей взрослости и независимости. В этот период важно прислушиваться к подростку и находить компромиссы. У него должно быть свое пространство, где он устанавливает правила: в его комнату нельзя заходить без разрешения, он сам решает, когда там убираться. Родители должны научиться доверять ребенку, давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

От 18 лет. Если предыдущие этапы сепарации прошли успешно, то к этому моменту повзрослевший ребенок готов к отделению. Процесс взросления полностью завершится только к 24-25 годам, но человек уже способен взять на себя ответственность за свою жизнь. Часто как раз в это время дети поступают на учебу или находят работу, начинают жить самостоятельно.

Зачем нужна сепарация

Сепарация позволяет человеку стать хозяином своей жизни, свободно ей распоряжаться и получать от нее удовлетворение. Человек становится независимым и обретает уверенность в себе. Он может направить свою энергию на достижение своих истинных целей, а не на попытку соответствовать чьи-то ожиданиям.

В процессе сепарации человек обучается выстраивать личные границы. Это умение необходимо для автономной личности, оно дает возможность построить здоровые отношения в семье, с друзьями, с коллегами на работе. В будущем человек сможет уважительно относиться к личным границам собственных детей и поддерживать их во время взросления и сепарации. 

Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить

В результате эмоциональной сепарации он обретает свободу поведения и принятия решений. Кстати, сепарация от родителей не означает холодности или ухудшения отношений: наоборот, именно после сепарации может наступить новый этап взаимоотношений родителей и детей как взрослых самостоятельных личностей, когда отношения строятся не на долге или зависимости, а просто на том, что людям друг с другом хорошо. 

Какие факторы затрудняют процесс сепарации

Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить. Но иногда либо дети не хотят отделаться, либо родители осознанно или неосознанно препятствуют этому процессу. 

Со стороны детей тормозящими факторами могут стать привычка и удобство, когда им комфортно и выгодно жить с родителями и пользоваться их ресурсами, особенно если те поощряют такое поведение и продолжают их обслуживать. В атмосфере комфорта сложно сформироваться импульсу на отделение. Иногда препятствием могут служить проблемные отношения в семье или разного рода зависимости: дети как будто меняются местами с родителями и взваливают на себя заботу о них. Также препятствием к сепарации служат тревога и страх уже взрослого ребенка, что он или она не справится самостоятельно, не найдет любящего партнера, не добьется успеха. 

Материал по теме

Часто всячески замедляют процесс сепарации сами родители.

Они слишком тревожатся и гиперопекают, не дают ребенку столкнуться с проблемами самостоятельно. Некоторые воспринимают ребенка как личный проект и пытаются контролировать каждый его шаг «на пути к успеху». Такой ребенок обречен постоянно «оправдывать ожидания». Нереализованность родителей также порой тормозит сепарацию: чаще всего это происходит с матерями, у которых нет достижений вне семьи. Их мир сосредотачивается вокруг ребенка; заботясь о нем, они чувствуют себя востребованными. Если чадо попытается отделиться от мамы, она потеряет смысл жизни, останется одинокой и никому не нужной. Поэтому такая мать будет всячески противиться сепарации, зачастую манипулируя чувством вины.

Есть родители, которые боятся стареть: им кажется, что пока ребенок не стал взрослым, они сами останутся молодыми. Также препятствием могут служить эмоциональная недоступность, атмосфера равнодушия в семье, а также консервативные ценности, которые предполагают власть родителей даже над взрослыми детьми и почтение к старшим, которые априори «лучше знают».

Эти факторы могут привести к тому, что человек «застревает» на каком-то из этапов и не может завершить сепарацию.

Чем грозит незавершенная сепарация

Последствия незавершенной сепарации сильно осложняют жизнь. Самооценка такого человека неустойчива, потому что опирается не на его собственные достижения и представления о себе, а на чужое мнение. Человек зависит от оценок окружающих, постоянно ищет одобрения и склонен к конформизму. Он делает не то, что ему нужно или хочется, а то, за что его похвалят.

Гиперопека или, наоборот, диктат в семье не дают человеку научиться самостоятельности. Развивается выученная беспомощность: человек не способен принимать решения, пассивен, не уверен в себе, сомневается в своих силах и способности что-то изменить.

 Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя

Таким людям сложно самореализоваться и построить карьеру. У них нет понимания своих целей и желаний, они могут бесконечно и безрезультатно «искать себя». Даже если такой человек по указанию родителей получит востребованную профессию, у него не будет внутренней мотивации, поэтому он всегда будет проигрывать коллегам, которые мотивированы и точно знают, что они делают и зачем.

Наконец, незавершенная сепарация приводит к проблемам в личной жизни. Вмешательство родителей в дела пары может повредить даже самым сильным чувствам. Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя. Люди с незавершенной сепарацией часто повторяют родительские сценарии в отношениях, например разводы, измены или домашнее насилие.

По каким признакам можно распознать незавершенную сепарацию

  • Материальная зависимость

Речь идет не только о деньгах, но и о бесплатном пользовании любыми ресурсами и услугами, которые за пределами родного дома стоят денег: проживание на жилплощади родителей, бытовое обслуживание вроде готовки, стирки, уборки, регулярная помощь бабушек и дедушек в уходе за детьми. Подобная «даровая» помощь превращает человека в должника, заставляет его чувствовать себя обязанным. У родителей появляются рычаги влияния и давления, право требовать участия в принятии решений, с которым сложно не согласиться. 

  • Неспособность отпустить прошлое и принять настоящее

Человек чувствует обиду на родителей, ждет от них раскаяния, извинений, исправления. Или стремится доказать, что они ошибались, недооценивая его. В этом случае отношения с семьей и связанные с ними переживания занимают непропорционально большое место в жизни взрослого человека.

  • Чувство вины и боязнь разочаровать

Эмоции и настроение родителей имеют над взрослым ребенком очень большую власть: недовольный голос, укоризненный взгляд заставляют его мучиться чувством вины. Человек настолько боится огорчить родителей, обидеть отказом, не оправдать ожиданий, что готов ради них жертвовать своими собственными интересами. В относительно легких случаях ребенок отменяет планы на вечер и мчится к ним помочь повесить картину, в тяжелых — выбирает одобряемую ими профессию вместо той, к которой лежит душа, или взрослая дочь так и не выходит замуж, потому что не может оставить мать в одиночестве.

  • Нарушение личных границ ребенка

Родители не замечают того, что ребенок давно вырос, и продолжают вмешиваться в его жизнь. Они могут требовать отчета о делах, контролировать, давать непрошеные советы, задавать бестактные вопросы про личную жизнь, комментировать внешность, вес, образ жизни — естественно, «из лучших побуждений» и «с самыми добрыми намерениями».

Какие техники сепарации использовать, чтобы отделиться от родителей

Если вы осознаете, что незавершенный процесс сепарации усложняет вашу жизнь, важно обратиться за поддержкой к специалисту. Психолог поможет сделать так, чтобы процесс сепарации прошел быстрее, как можно проще и безболезненнее как для вас, так и для ваших родителей. Есть несколько важных этапов, которые предстоит пройти: 

  1. Стать финансово независимым: начать самостоятельно зарабатывать, жить отдельно, перестать рассчитывать на помощь родителей, тогда в общении с ними можно будет устанавливать свои правила.
  2. Проработать обиды и принять родителей такими, какие они есть. Прошлое изменить нельзя, но зато настоящее и будущее — в наших руках. Родители — взрослые сформировавшиеся люди, они имеют право жить так, как хотят. Лучше отказаться от попыток изменить их и вместо этого направить свою энергию на достижение позитивных изменений в собственной жизни.
  3. Научиться выстраивать здоровые личные границы. Прямо говорить, когда вам что-то не нравится, уважать не только свои потребности и ограничения, но и чужие. Установить правила общения: разговаривать тогда и столько, сколько это удобно лично вам, обозначить темы, которые вы не собираетесь обсуждать, ограничить поток указаний и ценных советов.
  4. Избавиться от чувства вины перед родителями и перестать им угождать. Вы не ответственны за их чувства и не должны винить себя, если они недовольны. Причина их негативных эмоций —  их собственные проекции и ожидания, которым вы не обязаны соответствовать, потому что у вас своя жизнь. Им нужно прекратить возлагать на вас ответственность за свои эмоции и научиться справляться с ними самостоятельно.
  5. Осознать свои ценности и цели в жизни, не оглядываясь на мнение родителей. Разработать план, как достичь желаемого, начать его выполнять, быть последовательным и устойчивым. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Сегрегация и интеграция два пути развития современной специальной педагогики, Реферат

метки:Ребенок, Интеграция, Обучение, Сегрегация, Развитие, Социальный, Общество, Целое

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Специальная педагогика

На тему: Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики.

Выполнил студент

Группы 4Д

факультета ТЭСХ

Сергеев Д. Ю.

Проверил преподаватель

Ефремова К. Д.

Тула 2009

Содержание

Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики

3

Сегрегация

3

Интеграция

6

Список используемой литературы

12

Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики.

Пугающее слово сегрегация ассоциируется с различного рода дискриминациями и принуждениями, считается злом, тогда как интеграция, антоним сегрегации, воспринимается на сегодняшний день, как положительное и даже необходимое явление, определяется чуть ли не как высшая добродетель и ставится рядом с толерантностью.

Сегрегация [позднелат. segregatio — отделение] — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой (знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами).

История общества открывает широкий спектр различных видов сегрегации. В основу сегрегации может быть положено реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: пол — половая сегрегация, возраст — возрастная сегрегация, антропологический тип — расовая сегрегация, этническая принадлежность — национальная сегрегация. Ее основой могут стать также принадлежность к тем или иным стратифицированным социальным группам, сословиям, кастам (сословная, кастовая сегрегации), доступ к религиозным таинствам (сегрегация посвященных и непосвященных).

Сегрегация на уровне социальной общности проявляется в идеологии, политике, этикете. На уровне межличностных отношений сегрегация существует в виде социальных установок и стереотипов восприятия людей другой категории и самих себя.

Другие же источники дают примерно ту же характеристику сегрегации, но характеризуют ее, как политику принудительного отделения или изоляции, и считают ее злом, однако, даже Иисус Христос был сторонником сегрегации и как-то говаривал:

«Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка (гречанка), выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне . Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их…»

На мой взгляд, сегрегация есть следствие проявления физиологии человека, мало того, сегрегация во многом является источником культуры, так как понятие культура подразумевает все же отличие, а не сходство. Так же следует отметить, что культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) не является извращением законов природы, не смотря на то, что «Энциклопедия социологии» называет ее «надбиологической программой человеческой деятельности». Культуры, основанные на борьбе с природой, обречены на поражение, как это произошло с СССР, естественный гуманитарный распад которого, то есть та же самая сегрегация, пришел на смену принудительной интеграции, и насаждаемого интернационализма. Соответственно, сегрегация является более естественным и природным процессом, чем интеграция. Интеграция возможна на ограниченном промежутке времени, тогда, как сегрегация происходит постоянно. Это биологический процесс. Можно сказать, что интеграция вызвана физиологической и культурной схожестью людей, а сегрегация физиологическими и культурными отличиями. Например, все люди относятся к одному биологическому виду, это способствует интеграции, но проживают в различных климатических условиях, что является одной из причин сегрегации. «Что русскому хорошо, то немцу смерть» говорят сторонники сегрегации, «Россия должна отказаться от мифического своего пути », говорят сторонники интеграции. Сторонники интеграции отправляются «перекрещивать» население Ирака в либеральную веру, как это делает США или открывают границы для нелегалов в ущерб собственных граждан, как это делает Европа и, подражая ей, Россия, сторонники сегрегации организуют «железный занавес», как СССР по отношению ко всему миру. Кстати, обе системы не имеют научных основ, для них характерны крайности, ибо опираются они либо на либеральную по сути христианскую веру (не науку) «человек человеку брат», либо придерживаются ветхозаветных принципов «человек человеку волк» и «глаз за глаз». Реально весь американский либерализм — это христианство, так как Новозаветная Библия является источником Конституции и Прав человека. И либерализм опять несут на мечах и опять выходит все боком, как и во всех крестовых походах.

Сегрегация же это скорее народная забава, чем государственный строй, сегрегация — настоящее проявление демократии, которые некоторые ошибочно называют охлократией. Конечно, это не какая не власть толпы, а истинное лицо народа.

Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений.

Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция — включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

· воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;

· активное участие в данном процессе самого ребенка;

· совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:

· адекватно вести себя;

· эффективно общаться с окружающими.

Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка.

Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Педагогическая интеграция — формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.

Из малочисленных работ по проблемам интеграции известно, что не только в обществе в целом, но и в сфере образования, педагоги и даже со специальным педагогическим, психологическим и медицинским образованием отрицательно относятся к интеграции детей с отклонениями, особенно психическими и тяжелыми двигательными (колясочники) в массовую школу.

Учителя обычных школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и др. Все это свидетельствует о необходимости, во-первых, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения всего населения. Во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.

Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их интеграции в условия обычной школы.

Установки здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с отклонениями в развитии в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, установки школьников в целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся негативными. В целом учащиеся средних школ чувствуют себя с «однокашниками-инвалидами» менее комфортно, чем со здоровыми, во время общения с инвалидами они испытывают большую тревогу, и одноклассники-инвалиды оцениваются ниже, чем здоровые.

Исследования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в нашей стране не проводились, в то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет.

По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых к детям с ограниченными возможностями здоровья в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, в то же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у которого есть определенные отклонения.

Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны. Поэтому, интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ограниченными возможностями здоровья постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и внеучебной деятельности. И затем интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок с нарушением развития, в конце концов, будет находиться все время вместе с обычными учениками. Учитель принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями.

Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

· программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;

· программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;

· программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.

Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.

Таким образом, одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, проблема интегрированного образования сложна, дискуссионна, но главное, она является действительно социальной проблемой, так как в ходе её решения затрагиваются интересы колоссального количества людей, представителей различных социальных групп и главное – подрастающего поколения – будущего нации. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. От того, насколько быстро мы сможем преодолеть процессы дифференциации внутри образовательной системы, и перейти к развитию интеграционных технологий зависит будущее нации.

Литература

1. Назаров Н.М. Специальная педагогика: В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики — М: изд-во «АСАDEMА» 2007г. – 352 с.

2. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001

3. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. — №6.

4. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000

Психология и самосознание на сегрегированном Юге | Энн С. Роуз

Посмотреть внутри

320 стр., 6,125 х 9,25, 7 ил., примечания, индекс

  • ISBN в мягкой обложке: 978-1-4696-1508-0
    Опубликовано: март 2014 г.
  • ISBN электронной книги: 978-0-8078-9409-5
    Опубликовано: июнь 2009 г.

Купить эту книгу

  • Мягкая обложка 45 долларов США
  • Электронная книга 29 долларов0,99

    Магазин электронных книг Apple ЧЕГГ Кно Инк. Корпорация электронных книг — Ebooks.com Магазин электронных книг Google Электронные книги Barnes & Noble (уголок) Кобо электронные книги Амазонка Разжечь

Для профессоров:
бесплатных копий электронных экзаменов

Чтобы совершить покупку онлайн в независимом книжном магазине, посетите Bookshop.org.

На американском Юге на рубеже двадцатого века одновременно возникли юридическая сегрегация рас и психологические науки, сосредоточенные на самости. Эти два события представили противоречивые взгляды на человеческую природу. Американская психиатрия и психология с оптимизмом смотрели на рост личности, направляемый новыми науками о разуме. Сегрегация, напротив, ставила расовые черты, считавшиеся естественными и фиксированными, во главу угла идентичности. В обществе, построенном на расовых различиях, поднимать вопросы о человеческом потенциале, как это делала психология, было тревожно.

Как изощренно и тонко излагает Энн Роуз, внедрение психологического мышления на Юге Джима Кроу не привело ни к явной победе расового равенства, ни к целенаправленной защите традиционных устоев. Вместо этого профессионалы обеих рас относились к мысли о сегрегации как к опасной теме. «Психология и самосознание на сегрегированном юге» исследует напряженность, вызванную ментальной наукой и сдерживаемую южными обычаями.

Роуз подчеркивает роль чернокожих интеллектуалов с юга, которые использовали психологические теории как инструмент реформ; их белые коллеги, которые опасались исследовать разум; и северяне, стремящиеся изменить Юг с помощью науки. Она утверждает, что, хотя психология и психиатрия укоренились как академические дисциплины, все эти практики не хотели обращать науки о разуме к предмету расовых отношений.

О Автор

Энн С. Роуз — заслуженный профессор истории и религиоведения Пенсильванского государственного университета.
Для получения дополнительной информации об Энн С. Роуз посетите в Автор Страница.

отзывов

«Это хорошо проработанное исследование психологических наук в первые шесть десятилетий Юга двадцатого века представляет собой тонкий и оригинальный вклад в исследования Юга… [Оно] заслуживает внимания всех ученых, интересующихся интеллектуальной и культурной истории современного Юга или истории наук о человеке в двадцатом веке». American Historical Review

«Роуз имеет дело с огромным объемом материала и приводит внушительный массив источников из самых разных дисциплин. чтобы продолжить ее аргумент, который заинтересует студентов и ученых в области истории, а также психологии «— Choice

«[A] богатая и содержательная книга… Аргументация, представленная здесь, изысканна и оригинальна». — История Церкви

«Увлекательная книга… Ценный вклад в интеллектуальную историю Юга .» — H-Net Reviews

«Необычная история, потому что это одновременно история региона, дисциплины и расы… Широта материала, с которым [Роуз] имеет дело в этом коротком томе потрясает, и она приводит впечатляющий набор источников из различных дисциплин, чтобы поддержать ее аргументы».0030 Journal of the History of the Behavioral Sciences

«Линза Роуз широка, а ее исследования глубоки… Убедительный вклад в интеллектуальную историю Юга и социальные науки». — The Journal of American История

Быстрые ссылки

Информация о разрешениях

Информация о дополнительных правах

Запросы СМИ

Психологические последствия сегрегации в результате хронической инфекции Burkholderia cepacia у взрослых с МВ

Текст статьи

Меню статьи

  • Статья
    Текст
  • Артикул
    информация
  • Цитата
    Инструменты
  • Поделиться
  • Быстрое реагирование
  • Артикул
    метрика
  • Оповещения

PDF

Редакция

Психологические последствия сегрегации в результате хронической инфекции Burkholderia cepacia у взрослых с муковисцидозом

Бесплатно

  1. А. Дж.А. Дафф
  1. Адрес для переписки:
    Доктор А.Дж.А.
    a.j.a.duff{at}leeds.ac.uk

http://dx.doi.org/10.1136/thorax.57.9.756

Статистика с сайта Altmetric.com

Запросить разрешения

Если вы хотите повторно использовать часть или всю эту статью, воспользуйтесь приведенной ниже ссылкой, которая приведет вас к службе RightsLink Центра защиты авторских прав. Вы сможете получить быструю цену и мгновенное разрешение на повторное использование контента различными способами.

  • Муковисцидоз
  • Психология
  • Burkholderia cepacia

В 1997 г. средняя продолжительность жизни больных муковисцидозом (МВ) в Великобритании составляла 31,5 года 1 , и было высказано предположение, что те, кто родился сегодня, могут рассчитывать дожить до 40 лет. 2 Однако физическое состояние взрослых с муковисцидозом сильно различается. В то время как мальабсорбция, остеопороз, диабет и печеночная недостаточность способствуют нетрудоспособности, заболевания легких являются основной причиной заболеваемости и смертности. У некоторых пациентов почти нормальный уровень функции легких. Другие, однако, ослаблены одышкой и зависят от кислорода.

Поражение легких при муковисцидозе в первую очередь связано с последствиями инфекции. В первое десятилетие жизни Staphylococcus aureus и Haemophilus influenzae являются преобладающими микроорганизмами в мокроте, в то время как у детей старшего возраста и взрослых наиболее часто встречается Pseudomonas aeruginosa . 3 За последние 15 лет в некоторых центрах CF были эпидемии инфекции Burkholderia cepacia . Хотя пациенты реагируют на стандартное лечение антибиотиками, 4 у большинства из них развивается хроническая инфекция и наблюдается более быстрое ухудшение функции легких. Причины этого до сих пор неясны, хотя недавние микробиологические данные позволяют предположить, что существуют различные патогенные потенциалы различных B cepacia геномоваров. 5 В Соединенном Королевстве показатели распространенности различаются между центрами, но значительно увеличиваются, если не предотвратить распространение инфекции от пациента к пациенту. В этом отношении B cepacia отличается от других бактерий тем, что обычно заражается при тесном или частом контакте с другим B cepacia положительным пациентом с муковисцидозом. 5, 6

В большинстве британских центров CF для взрослых принято разделять пациентов, инфицированных B cepacia от тех, кого нет. Рекомендации по перекрестному заражению фактически означают изолированное лечение инфицированных пациентов, вдали от основных отделений муковисцидоза, но даже этого может быть недостаточно для предотвращения распространения микроорганизма. Современные рекомендации для пациентов распространяют сегрегацию на внешние больницы, предписывая им не посещать собрания по МВ, не вступать в физический контакт с B cepacia отрицательными пациентами с муковисцидозом и придерживаться безупречного гигиенического поведения. 7 Несмотря на трудности, там, где это было сделано, меньше пациентов с муковисцидозом заражаются B cepacia впервые 8 и некоторые клиницисты теперь сообщают о снижении общего числа случаев. Однако в результате возникновения перекрестной инфекции у пациентов с муковисцидозом полирезистентным штаммом P. aeruginosa некоторые клиницисты в настоящее время выступают за разделение пациентов в соответствии с их микробиологическим статусом. 9, 10 Другие ставят под сомнение целесообразность принятия такой практики, подчеркивая, помимо клинических причин, потенциальное эмоциональное воздействие на пациентов и их семьи. 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЕГРЕГАЦИИ

Хотя известно, что взрослые с хроническими заболеваниями подвержены большему риску развития психологических проблем, 12 показатели распространенности таких проблем во взрослой популяции с муковисцидозом до сих пор в значительной степени неизвестны. Что известно, так это то, что люди на последних стадиях состояния еще более уязвимы для психологических проблем, возникающих в результате увеличения «потеря», например, мобильности, автономии, отношений и качества жизни. Кроме того, болезнь становится более «видимой», навязчивой и менее предсказуемой, что может вызвать чувство ангедонии, беспомощности, страха и беспокойства. 13 Имея это в виду, в то время как много было опубликовано о физических преимуществах изоляции пациентов с муковисцидозом, почти нет информации о психосоциальных последствиях такой практики.

Хорошо известно, что «госпитализация» оказывает негативное влияние на психологическое функционирование. 14– 17 Изоляция в больнице может оказать еще более негативное влияние на эмоциональное состояние. В одном исследовании сообщалось, что более 42% пациентов идентифицировали негативные эмоции, связанные с изоляцией. 18 У таких пациентов значительно выше уровень тревоги и депрессии и значительно ниже уровень самооценки и контроля. 19 Данные других групп пациентов, подвергшихся раздельному и изолированному медицинскому лечению (например, больные раком, проказой или ВИЧ-положительные пациенты), свидетельствуют о том, что этот опыт ограничивает, угнетает, скучен и одинок, что приводит к ощущению клинической депрессии, отчаяния и оставление. 20 Действительно, об одиночестве, однообразии и стигматизации сообщалось так же часто, как и о потенциальных положительных аспектах сегрегации, таких как время для размышлений, которое некоторые пациенты находят очень терапевтическим. 21 Считается, что у взрослых мужчин с диагнозом ВИЧ социальная изоляция усугубляется разрывом отношений и распадом сетей социальной поддержки. 22 Кроме того, несмотря на то, что у пациентов может быть большое желание получать информацию и поддержку, изоляция, по-видимому, препятствует общению. 18, 23 Колонизация B cepacia привела к исключению из конференций и групп поддержки по CF, что привело к потере систем взаимной поддержки, обычно доступных для взрослых с CF 24 и, следовательно, к дальнейшему усилению чувства изоляции, гнева и «микробной проказы». 25

СТРАТЕГИИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Пациенты должны попытаться заново собрать согласованные структуры социальных отношений, если они хотят успешно адаптироваться к своему новому статусу. Наиболее значимыми факторами, способными улучшить опыт пациента, являются те, которые улучшают человеческое взаимодействие. Хотя нет никаких сомнений в том, что всемирная паутина стала самым большим источником информации и открыла поток новых возможностей для облегчения общения между людьми с муковисцидозом, если такие источники и процессы остаются неконтролируемыми, есть неотъемлемые ловушки. Веб-сайты и чаты, к сожалению, также могут быть источником дезинформации, слухов и «фольклора». Поскольку в настоящее время имеется мало ресурсов для эффективной разработки таких сайтов, необходимо найти более оперативные стратегии «за пределами Интернета».

Существуют очевидные последствия того, как персонал и члены семьи могут помочь в смягчении психосоциальных последствий изоляции в больнице и социальной сегрегации. 20 Сестринский персонал и социальные работники, в частности, обладают ключевыми навыками работы с пациентами в плане предоставления информации или поддержания связи, а также играют решающую роль в оценке состояний настроения и предоставлении стратегий, направленных на улучшение опыта. 21 Несмотря на то, что психологи обладают необходимыми навыками для проведения психотерапии на индивидуальной основе, такие «реактивные» стратегии удовлетворят потребности лишь немногих, а такие услуги, как правило, испытывают нехватку ресурсов. По-прежнему важно проводить регулярный скрининг на психопатологию с помощью традиционной или психометрической оценки, особенно когда известно, что у пациента ранее были психологические проблемы. При наличии показаний следует обратиться за психотерапией. Психологи-терапевты также могут играть более консультативную роль и помогать другим членам команды развивать свои навыки — в консультировании или иным образом — и поддерживать их в поддержке людей, сегрегированных из-за 9Инфекция 0107 B cepacia . Это не обязательно предполагает проведение большего количества времени с людьми. Наоборот, кажется, что главная цель должна состоять в том, чтобы расширить возможности пациентов, облегчить их самоконтроль и свести к минимуму скуку и размышления. Связь с другими профессиональными группами, такими как эрготерапевты, которые могут инициировать программы планирования деятельности, или агентствами, такими как благотворительные организации и группы действий, которые могут обеспечить, среди прочего, дружеские отношения, будет очень полезна для пациентов. Другие предложения включают повышение частоты и качества письменной информации и общения персонала с пациентами, а также создание программ регулярных посещений. 18

Сами пациенты также могут играть важную роль. Программы самоконтроля при хронических заболеваниях (CDSMP) 26, 27 представляют собой небольшие хорошо структурированные группы, возглавляемые добровольцами, каждый из которых имеет заболевание, и сосредоточены на когнитивном управлении симптомами, упражнениях и питании, решении проблем и общении с медицинскими работниками. профессионалы. В Великобритании правительство в настоящее время активно поддерживает CDSMP с национальными пилотными схемами, которые будут реализованы в течение следующих 3 лет. 28 Уже существует несколько CDSMP, например, для пациентов с артритом и рассеянным склерозом, и исследования результатов показали значительное снижение тяжести симптомов и боли, а также повышение качества жизни и изобретательности. Эти исследования также указывают на возможность дальнейшего улучшения коммуникации и отношений между врачом и пациентом. 29 Хотя это сложно, это может быть возможно для небольших групп пациентов с муковисцидозом, изолированных из-за B cepacia и которые были геномоварно типированы для формирования CDSMP. В тех случаях, когда микробиологический статус и тип геномовара неизвестны, такие группы все же можно проводить с использованием технологии видеоконференцсвязи.

ВЫВОДЫ

Хорошо известно, что «госпитализация» оказывает негативное влияние на психологическое функционирование. Сегрегация и изоляция могут оказывать еще большее негативное влияние на эмоциональное благополучие. Было показано, что такие пациенты имеют значительно более высокие показатели тревоги и депрессии и значительно более низкие уровни самооценки и контроля. Они должны заново собрать согласованные структуры социальных отношений, если они хотят успешно адаптироваться к своему новому статусу. В то время как Интернет предлагает улучшения в общении и распространении информации, средства для людей с муковисцидозом, как правило, недоступны и плохо контролируются. Более неотложные решения могут полагаться на ключевых членов команды CF, особенно на медперсонал и социальных работников, способствуя самоконтролю пациентов и расширению их возможностей, а также сводя к минимуму скуку и размышления. Индивидуальная психотерапия принесет пользу только тем немногим пациентам, у которых выявлен эмоциональный дистресс и которые могут получить непосредственную психологическую поддержку. Хотя таких услуг по-прежнему не хватает, скрининг остается обязательным. Психологи-терапевты, работающие в командах по МВ, могут играть более консультативную роль, помогая разработать схемы упреждающего вмешательства. Конкретные стратегии под руководством медсестер, улучшения в общении, программы посещения и CDSMP должны быть изучены дополнительно.

В связи с призывами распространить практику изоляции на пациентов с муковисцидозом, инфицированных B cepacia , необходимо извлечь уроки из опыта этой группы пациентов, которые уже испытали радикальные изменения в своем медицинском управлении и сетях поддержки, а также в соответствующим образом формировать будущее управление.

РЕФЕРЕНЦИИ

  1. Dodge JA , Моррисон С., Льюис, Пенсильвания, и др. . Муковисцидоз в Соединенном Королевстве, 19 лет.68–1995: заболеваемость, популяция и выживаемость. Arch Dis Child1997;77:493–6.

  2. Фредериксен Б. , Ланг С. , Кох С., и др. . Улучшение выживаемости пациентов с муковисцидозом в Датском центре: результаты агрессивного лечения. Pediatr Pulmonol1996;21:153–8.

  3. Рамзи БВ . Лечение заболеваний легких у больных муковисцидозом. N Engl J Med1996;335:179–88.

  4. Пекхэм Д. , Крауч С., Хамфрис Х., и др. . Влияние лечения антибиотиками на маркеры воспаления и функцию легких у пациентов с муковисцидозом и Pseudomonas cepacia. Thorax1994;49:803–7.

  5. Гован JWR . Комплекс Burkholderia cepacia: обновленная информация об эпидемиологии и взаимодействиях хозяин/патоген. Документ представлен на 24-й Европейской конференции по кистозному фиброзу. Вена, Австрия, 6–9Июнь 2001 г.

  6. Li Puma JJ , Dansen SE, Neilson DW, и др. . Передача Pseudomonas cepacia от человека к человеку между пациентами с муковисцидозом. Ланцет 1990;336:1094-6.

  7. UK CF Trust Группа инфекционного контроля . Burkholderia cepacia . Бромли, Кент: The CF Trust, 1999.

    .
  8. Smith DC , Gumery L, Smith EC, и др. . Эпидемия Pseudomonas cepacia во взрослом отделении муковисцидоза: свидетельство передачи от человека к человеку. J Clin Microbiol1993;31:3017–22.

  9. Джонс А.М. , Гован Дж.Р.В., Доэрти С.Дж., и др. . Распространение полирезистентного штамма Pseudomonas aeruginosa во взрослой клинике муковисцидоза. Ланцет 2001; 358: 557–8.

  10. МакКаллум С.Дж. , Коркхилл Дж., Галлахер М., и др. . Суперинфекция трансмиссивным штаммом Pseudomonas aeruginosa у взрослых с муковисцидозом, хронически колонизированным P. aeruginosa. Ланцет 2001; 358: 558–60.

  11. Геддес Д . Об изолятах и ​​выделениях: Pseudomonas aeruginosa у взрослых с муковисцидозом. Ланцет 2001; 358: 522–3.

  12. Блэр К. , Кулл А., Фримен К.П. Психосоциальное функционирование молодых людей с муковисцидозом и их семей. Thorax1994;49:798–802.

  13. Дункан-Скингл F , Панкхерст, штат Флорида. Взрослые люди. В: Блюбонд-Лангнер М., Ласк Б., Ангст Д., ред. Психосоциальные аспекты муковисцидоза . Лондон: Арнольд, 2001: 161–71.

  14. Томпсон DR . Рандомизированное контролируемое исследование стационарной сестринской помощи пациентам с впервые перенесенным инфарктом миокарда и их партнерам: влияние на тревогу и депрессию. Джей Ад Нурс1989;14:291–7.

  15. Эллиот Д . Измерение беспокойства пациентов при коронарной терапии. Aust Crit Care, 1992; 5:12–6.

  16. Тисдейл К . Роль медицинской сестры в управлении тревогой. Проф Медсестра1995;10:509–12.

  17. Shuldham CM , Cunningham G, Hiscock M, и др. . Оценка тревожности у госпитализированных пациентов. Джей Ад Нурс1995;22:87–93.

  18. отделение D . Инфекционный контроль: снижение психологических последствий изоляции. Бр Дж. Нурс2000;9:162–70.

  19. Гэммон Дж . Анализ стрессовых воздействий госпитализации и изоляции источника на совладание и психологические конструкции. Int J Nurs Pract1998;4:84–96.

  20. Келли-Россини Л. , Перлман, округ Колумбия, Мейсон Д. Дж. Опыт респираторной изоляции ВИЧ-инфицированных больных туберкулезом. J Assoc Nurses AIDS Care1996;7:29–36.

  21. Олдман Т . Единичные случаи. Нурс Таймс 1998; 94: 67–70.

  22. Черри К. , Смит Д.Х. Иногда я плачу. Опыт одиночества для мужчин со СПИДом. Health Comm1993; 5:181–208.

  23. Кэмпбелл Т . Ощущения онкологических больных в связи с уходом в защитной изоляции вследствие химиотерапевтического лечения рака. J Adv Nurs1999;30:439–47.

  24. Уотерс С , Смит Э.Г. Pseudomonas cepacia при муковисцидозе: трансмиссивность и ее последствия. Ланцет1993;342:3–4.

  25. Govan JRW , Brown PH, Maddison J. Доказательства передачи Pseudomonas cepacia при социальных контактах при муковисцидозе. Ланцет1993;342:15–9.

  26. Лориг К. , Holman HR. Долгосрочные результаты исследования самостоятельного лечения артрита: эффекты подкрепления. Soc Sci Med1989;3:217–26.

  27. Лориг К. , Mazonson PD, Holman HR. Имеются данные, свидетельствующие о том, что санитарное просвещение пациентов с хроническим артритом, направленное на самопомощь, оказывает устойчивое положительное влияние на здоровье при одновременном снижении затрат на здравоохранение. Артрит Реум1993;36:439–46.

  28. Департамент здравоохранения . Опытный пациент: новый подход к лечению хронических заболеваний в 21 веке . Лондон: Целевая группа экспертов-пациентов Министерства здравоохранения, 2001 г. (www.doh.gov.uk/healthinequalities).

  29. Барлоу Дж. Х.