Сенсибилизация это в психологии примеры: Сенсибилизация организма — примеры, метод сенсибилизации

Сенсибилизация — виды, причины, адаптация

Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
  • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
  • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
  • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

Сенсибилизация и адаптация

Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.

По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:

  • Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
  • Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.

Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.

Сенсибилизация и синестезия

Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.

Сенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.

Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:

  • Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
  • Тип нервной системы. К сенсибилизации больше предрасположены люди со слабой нервной системой, не обладающие выносливостью и устойчивостью.
  • Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.

Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.

Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.

Знаете ли вы, что:

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Сенсибилизация — Page 24

  • Лекции по зоопсихологии. Часть 1
  • Особенности изучения психики у животных
  • что происходить во внутреннем мире животного организма?
  • Изучение поведения животных. Этологический подход
  • Непосредственные причины поведения
  • Развитие поведения
  • Эволюция поведения
  • Функциональное значение поведение
  • Антропоморфизм и механицизм
  • Значение зоопсихологии для студентов-психологов
  • Проблема происхождения психики
  • Элементарная форма психики
  • Проблема критерия чувствительности
  • Психофизиологическая проблема
  • Раздражимость как физиологическое явление
  • Раздражимость как форма отражения
  • Возникновение первичных ощущений
  • Внешние причины поведения животных
  • Проблема опознания животными внешних объектов
  • Закономерности реагирования животных на сигнальные раздражители
  • Отбор раздражителей
  • Избирательное внимание
  • Память и научение у животных
  • Сенсибилизация
  • Привыкание
  • Условно-рефлекторное научение
  • Свойства условных рефлексов
  • Инструментальное научение
  • Теория оперантного научения Ф.
    Скиннера

Страница 24 из 29

Сенсибилизация

Сенсибилизация — это повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента.

Приведем следующий пример научения путем сенсибилизации. Для пресноводной гидры свет является индифферентным раздражителем. Но, оказывается, можно добиться негативного отношения животного к этому стимулу. Для этого сначала нужно в течение некоторого времени раздражать гидру ударами электрического тока. На каждый удар тока она отвечает неспецифической оборонительной реакцией — сжимается в комок. Если после такого предварительного воздействия внезапно включить свет, то гидра ответит на него все той же оборонительной реакцией. В данном случае мы научили животное выполнять некоторое действие на такой раздражитель, на который раньше подобной реакции не наблюдалось. На лицо все признаки приобретения опыта. Классический пример из жизни человека, который можно объяснить сенсибилизацией — сильно испуганный человек вздрагивает от любого внезапного звука или другого раздражителя.

На этом свойстве человеческой психики основаны способы воздействия, которые применяются при создании фильмов ужасов и триллеров (определенная музыка, стесненная обстановка, темнота и другие характерные раздражители приводят человека в состояние тревоги, на фоне которого его легко можно испугать даже безобидным скрипом двери). Из этого примера видно, что примитивные формы научения могут встречаться не только у низкоорганизованных, но и высокоорганизованных животных. Но у последних они играют, естественно, меньшую роль, нежели у низкоорганизованных организмов. Вероятно, клеточные механизмы примитивных форм научения (в частности способность клетки изменяться в ответ на действие раздражителя изменением уровня возбудимости) входят в преобразованном виде в более сложные механизмы ассоциативных форм, которые уже осуществляются на уровне системы специализированных клеток — нейронов, составляющих нервную систему. Одноклеточные животные не обладая, по понятным причинам, такой специализированной группой клеток, по-видимому, вооружены только примитивными формами научения.
В литературе неоднократно дискутировался вопрос о наличии у одноклеточных способности к образованию условных рефлексов. Вероятнее всего, у них нет механизма ассоциации двух раздражителей, или этот механизм имеет совершенно другую природу, нежели у многоклеточных организмов.

Адаптивное значение сенсибилизации заключается в том, что она позволяет организму, подвергшемуся вредному воздействию, отреагировать оборонительной реакцией на любой новый раздражитель, так как в этой ситуации достаточно велика вероятность, что и он связан с опасностью.

Физиологическим механизмом сенсибилизации является суммация возбуждения в нервной системе многоклеточного животного или в клетке одноклеточного. Удары электрического тока вызывают в нервной системе гидры возбуждение. Если каждое следующее воздействие обрушивается на гидру тогда, когда эффект предыдущего еще частично сохранен, то новая порция возбуждения суммируется с остатками старого. После ряда таких воздействий уровень активации в нервной системе становится столь высоким, что добавление даже небольшой порции возбуждения, которое вызывается появлением света, достаточно, чтобы вызвать оборонительную реакцию на этот слабый раздражитель (который в другом состоянии не вызывал такого ответа). В физиологии подобное научение называют выработкой суммационного рефлекса.

Суммационный рефлекс в отличие от условного, характеризуется рядом примитивных особенностей. Первая особенность — это кратковременность сохранения накопленного опыта. Гидра очень быстро перестает отвечать оборонительной реакцией на свет, если перестать раздражать ее электрическим током. С физиологической точки зрения это связано с тем, что нервные клетки под действием раздражителей изменяют свои свойства не на длительный срок. Например, серия из тысячи электрических импульсов, непосредственно воздействующих на нейрон головного мозга, меняет его реакции максимум на пять минут. После этого он возвращается в состояние покоя. Если мы осветим гидру через несколько минут после последнего удара электрическим током, то она не ответит на свет оборонительной реакцией, так как к тому времени нервная система возвратиться в состояние покоя. Вторая особенность — это не специфичность данного рефлекса. Гидра в состоянии возбуждения ответит оборонительной реакцией не только на свет, но и на другой слабый раздражитель, который раньше не вызывал подобной реакции, например, на легкое прикосновение. Наконец, третье свойство — это обратимость данного научения. Памятный след, который какое-то время существует в нервной системе гидры в виде повышенной возбудимости определенных нервных клеток, в дальнейшем полностью исчезает, разрушается. В отличие от этого, исчезновение, например, условного рефлекса является результатом торможения, а не разрушения.

10 примеров и определений (2023)

Сенсибилизация – это психологический процесс, при котором повторное воздействие события или стимула приводит к все более интенсивным психологическим или физиологическим реакциям.

И животные, и люди могут испытать это явление, которое характеризуется повышенной чувствительностью или реакцией на один и тот же раздражитель с течением времени.

Например, кто-то, кто неоднократно пережил травму, может становиться все более тревожным каждый раз, когда он подвергается воздействию связанных сигналов, таких как шумы, люди или места, похожие на первоначальный травматический опыт.

Кроме того, воздействие чего-то, что изначально не представляло угрозы, может стать все более опасным при повторном использовании из-за сенсибилизации.

Определение сенсибилизации

Сенсибилизация – это тип обучения, при котором воздействие раздражителя несколько раз вызывает изменения чувствительности и реакции клеток на раздражитель.

Это часто приводит к усилению реакции клеток или организма при воздействии одного и того же раздражителя даже после длительных периодов времени.

По данным Clark & ​​Martin (2019), сенсибилизация:

«…процесс обучения, при котором многократное введение стимула приводит к постепенному усилению реакции» (стр. 7).

Коллип и его коллеги (2007) считают, что:

«…сенсибилизация относится к наблюдению, что люди, которые неоднократно подвергаются воздействию факторов риска окружающей среды, могут со временем развивать все более сильную реакцию, что в конечном итоге приводит к длительному изменению амплитуды реакции» (стр. 221).

Процесс сенсибилизации происходит посредством изменений в нейронных сетях, таких как синаптическое усиление или пластичность. Эти изменения являются результатом изменений нейротрансмиттеров, вызванных опытом (Bilek et al., 2019).

Другими словами, связи между нейронами усиливаются из-за повторяющихся раздражителей, вызывая более интенсивные реакции при столкновении с подобными событиями.

10 Примеры сенсибилизации

  • Использование психоактивных веществ: Многократное употребление определенных веществ может вызвать сенсибилизацию, что делает человека более восприимчивым к их воздействию. Противоположный эффект, систематическая десенсибилизация, происходит с другими типами веществ.
  • Фобии : Человек с фобией может становиться все более тревожным при многократном воздействии раздражителя, которого он боится, что приводит к ассоциативному обучению и усилению реакции каждый раз, когда он сталкивается с ним.
  • Беспокойство : Люди, страдающие тревогой, могут испытывать сенсибилизацию, когда воздействие определенных триггеров (таких как люди или окружающая среда, связанные с травмой) приводит к усилению реакции страха даже после длительных периодов избегания или бездействия в отношении этих триггеров.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) : Люди с этим расстройством могут стать более чувствительными к вещам, которые напоминают им о травмирующем событии. В результате у них могут быть более сильные реакции на подобные напоминания, и они могут начать избегать всего, что вызывает воспоминания о травмирующем опыте.
  • Питание Привычки : Люди, борющиеся с неупорядоченными привычками питания, могут со временем стать сенсибилизированными, поскольку они продолжают ограничивать или переедать. Это может привести к усилению саморазрушительных мыслей каждый раз, когда они сталкиваются с похожими ситуациями, связанными с едой и приемом пищи.
  • Паника : Сенсибилизация может играть роль в развитии и циклическом характере паники. В этом случае люди становятся все более чувствительными к личным ощущениям, таким как учащенное сердцебиение или одышка, после столкновения с многочисленными стрессорами или событиями, вызывающими тревогу, что в конечном итоге приводит к избеганию ситуаций, вызывающих эту реакцию.
  • Агрессия : Исследования показали, что агрессивная среда часто создает условия для повышенного агрессивного поведения из-за сенсибилизации. Например, воздействие вербальной агрессии может привести к тому, что реакция одного человека станет все более агрессивной, если он неоднократно сталкивался с подобными ситуациями с течением времени.
  • Социальная тревога : Постоянное столкновение с ситуациями, которые заставляют человека чувствовать себя некомфортно и сомнительно, может ухудшить симптомы у людей, страдающих социальной тревогой. Примеры таких ситуаций могут включать публичные выступления или посещение общественных мероприятий с незнакомыми людьми.
  • Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) : У людей с этим заболеванием могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания на задачах и избеганием отвлекающих факторов, особенно если у них есть много дел, которыми нужно заняться одновременно. Если они постоянно сталкиваются с ситуациями, которые требуют от них выполнения нескольких задач и сохранения концентрации, это может привести к сенсибилизации.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) : Пациенты с ОКР могут испытывать дистресс из-за эффектов сенсибилизации, когда они подвергаются негативным эмоциям от образов, мыслей или импульсов. Это может привести их к циклам размышлений и навязчивого поведения, которые может еще больше усилить компульсивные тенденции, если с ними не справиться должным образом.

Краткосрочная и долгосрочная сенсибилизация

Происходит ли сенсибилизация в краткосрочной или долгосрочной перспективе, зависит от того, как долго и как часто человек подвергается воздействию раздражителя (Садху и др. , 2023).

Краткосрочная сенсибилизация обычно относится к простому поведению, отражающему повышение реактивности в течение одного или нескольких последовательных испытаний, например рефлексы и реакции бегства (Sadhu et al., 2023).

Это можно увидеть при кратковременной интенсивной стимуляции или даже при одной пробе, во время которой организм становится более чувствительным к раздражителю, чем раньше.

Длительная сенсибилизация обычно требует более длительных периодов повторного воздействия и обычно связана с более сложными действиями, такими как обучение и формирование памяти (Sadhu et al., 2023).

Длительная сенсибилизация была связана с изменениями пластичности нейронов, когда изменения силы синапсов приводят к многократному усилению реакции организма.

Кроме того, некоторые формы стресса были идентифицированы как возможные способствующие факторы, ведущие к стойким эффектам сенсибилизации.

Итак, кратковременная сенсибилизация характеризуется быстрыми изменениями в ответ на одиночный раздражитель. Напротив, длительная сенсибилизация включает в себя более стойкие изменения из-за длительного воздействия.

Сенсибилизация и перекрестная сенсибилизация

Перекрестная сенсибилизация относится к состоянию, при котором человек испытывает повышенную реакцию на множественные раздражители, даже если эти раздражители не связаны друг с другом (Yang et al., 2011).

Другими словами, это означает, что встреча с одним раздражителем может усилить реакцию на другой раздражитель, даже если последний незнаком.

Это означает, что в процесс могут быть вовлечены некоторые общие механизмы, в отличие от обычной сенсибилизации, которая обычно ограничивается одним стимулом.

Перекрестная сенсибилизация – это когда кондиционирование приводит к более сильному эффекту, чем обычная сенсибилизация. Это связано с тем, что перекрестная сенсибилизация предполагает обучение на множественном опыте, а не только на одном (McNamara et al., 2021).

Напротив, обычная сенсибилизация имеет дело только с одним триггером в любой момент времени, поэтому реакция обычно более управляема и ее легче контролировать.

Важность сенсибилизации

Сенсибилизация является важным понятием в психологии, поскольку она описывает, как стимулы могут усиливаться при повторном воздействии, приводя к положительным или отрицательным эффектам в зависимости от природы раздражителей.

Положительным моментом является то, что сенсибилизация помогает организмам учиться и быстро адаптироваться, чтобы перенаправлять ранее потраченную впустую энергию на продуктивную деятельность.

Это можно было наблюдать у собак Павлова, у которых при виде еды начиналось слюноотделение после условного звонка (звоночки — условный раздражитель).

При повторном воздействии звонка они не только проявляли признаки ожидания еды раньше, чем обычно, но и начинали выделять слюну быстрее, чем раньше.

С другой стороны, сенсибилизация также может быть связана с тревожными расстройствами.

Многократное воздействие определенных триггеров может привести к тому, что люди легко переутомятся или испытают интенсивную реакцию даже при очень низких уровнях стимуляции.

Например, человек с посттравматическим стрессовым расстройством может чувствовать сильную тревогу в ответ на громкие звуки, которые обычно безвредны, такие как фейерверк, из-за того, что у него развилась повышенная реакция на плохой опыт или стрессоры в прошлом.

Понятие сенсибилизации имеет важное значение в психологии, поскольку оно помогает нам понять, как организмы могут развивать повышенную чувствительность к раздражителям в течение определенного периода времени, что может привести к благоприятным или неблагоприятным последствиям.

Кто придумал термин «сенсибилизация?»

Сенсибилизация была впервые обнаружена пионером нейробиологии Эриком Канделем в 1960-х годах при изучении морских слизней (Robertson & Walter, 2010).

В ходе экспериментов, проведенных на существах, Кандел пришел к выводу, что многократное воздействие определенных раздражителей усиливало их реакцию на них.

Это побудило его ввести термин «сенсибилизация» и сформулировать свою идею синаптического усиления за счет модуляции, зависящей от опыта.

С тех пор работа Кандела была развита такими учеными, как Конрад Лоренц, который изучал поведение животных и исследовал, как сенсибилизация может играть роль в воздействии на него (Robertson & Walter, 2010).

Сенсибилизация и ее влияние на различные расстройства, такие как фобии, социальное тревожное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство, в последние годы широко изучались экспертами-психологами.con

Заключение

Сенсибилизация – это процесс, при котором организмы становятся более чувствительными к определенным раздражителям с течением времени в результате кратковременного или длительного воздействия.

Повышение чувствительности может быть полезным, поскольку позволяет организмам быстро учиться и адаптироваться. Например, собаки Павлова научились ассоциировать звук колокольчика со своей едой, что привело к усилению реакции, даже когда еды не было.

Однако это также может привести к негативным последствиям, таким как усиление беспокойства или страха в ответ на ранее безобидные раздражители.

Перекрестная сенсибилизация — это еще одна форма сенсибилизации, при которой воздействие одного раздражителя усиливает реакцию на другой, несвязанный раздражитель.

В отличие от обычной сенсибилизации перекрестная сенсибилизация включает более сложные механизмы обучения и связана с развитием фобий и тревожных расстройств.

Ссылки

Билек, Э., Занг, З., Вольф, И., Хенрих, Ф., Месснанг, К., Браун, У., Триде, Р.-Д., Магерл, В., Мейер- Линденберг, А., и Тост, Х. (2019 г.). Изменения на основе нейронной сети во время повторяющейся стимуляции тепловой боли при большой депрессии. Европейская нейропсихофармакология , 29 (9), 1033–1040. https://doi.org/10.1016/j.euroneuro.2019.06.011

Кларк, Р. Э., и Мартин, С. (2019). Поведенческая неврология обучения и памяти.  Нью-Йорк: Спрингер.

Коллип, Д., Мьин-Гермейс, И., и Ван Ос, Дж. (2007). Обеспечивает ли концепция «сенсибилизации» правдоподобный механизм предполагаемой связи между окружающей средой и шизофренией? Schizophrenia Bulletin , 34 (2), 220–225. https://doi.org/10.1093/schbul/sbm163

Макнамара Х.К., Фроули Х.К., Донохью Дж.Ф., Ридман Э., Хили М., Эллетт Л., Реддингтон К., Хикс Л.Дж. , Харлоу, К., Роджерс, П.А.В., и Ченг, К. (2021). Периферическая, центральная и перекрестная сенсибилизация при болях, связанных с эндометриозом, и коморбидных болевых синдромах. Границы репродуктивного здоровья 3 . https://doi.org/10.3389/frph.2021.729642

Робертсон, М., и Уолтер, Г. (2010). Эрик Кандел и Aplysia californica: их роль в выяснении механизмов памяти и изучении психотерапии. Acta Neuropsychiatrica , 22 (4), 195–196. https://doi.org/10.1111/j.1601-5215.2010.00476.x

Садху А., Бадал К.К., Чжао Ю., Али А.А., Сварнкар С., Цапрайлис Г. , Крайнен , GC, и Puthanveettil, SV (2023). Кратковременная и долговременная сенсибилизация по-разному изменяет состав антероградного транспортного комплекса у аплизии. ENевро , 10 (1). https://doi.org/10.1523/ENEURO.0266-22.2022

Ян, П. Б., Аткинс, К. Д., и Дафни, Н. (2011). Поведенческая сенсибилизация и перекрестная сенсибилизация между метилфенидатом амфетамином и 3,4-метилендиоксиметамфетамином (МДМА) у самок крыс SD. Европейский журнал фармакологии , 661 (1–3), 72–85. https://doi.org/10.1016/j.ejphar.2011.04.035

Виктория Сус (Массачусетс)

+ посты

Виктория Сус — академический писатель, специализирующийся в основном на экономике и бизнесе из Украины. Она имеет степень магистра международного бизнеса Львовского национального университета и имеет более чем 6-летний опыт написания текстов для различных клиентов. Виктория увлечена исследованием последних тенденций в экономике и бизнесе. Однако она также любит исследовать различные темы, такие как психология, философия и многое другое.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Привыкание и сенсибилизация — Magoosh MCAT

Это первый урок из серии по кондиционированию, и этот первый урок довольно быстрый. Мы просто рассмотрим несколько концепций неассоциативного обучения, сенсибилизации привыкания. И одна из замечательных особенностей этой серии уроков по обусловливанию заключается в том, что они ведут нас наверх, даже сюда.

Итак, несмотря на то, что многие уроки охватывают один или два пункта списка, вы получаете большую отдачу от этой серии. Мы начинаем здесь с неассоциативного обучения, которое действительно простое. А затем мы перейдем к этим другим концепциям, которые имеют всевозможный словарный запас, множество примеров, и закончим наблюдением, что довольно просто.

Итак, этот конкретный урок, только эти две концепции. Неассоциативное обучение как категория обучения относится к процессам, в которых повторное воздействие определенного стимула приводит к усилению или ослаблению определенной реакции. И это почти всегда относится к какому-то физиологическому состоянию или чему-то, что связано с восприятием, а не с сознательным поведением.

Привыкание — это когда раздражитель со временем вызывает менее интенсивную реакцию. Одним из примеров этого является опыт посещения кинотеатров. Поначалу запах попкорна очень сильный. Одна из первых вещей, на которую люди обращают внимание, когда заходят внутрь. Определенно, техника продаж со стороны владельцев. Но выходя из кинотеатров или, действительно, иногда даже выходя из вестибюля, запаха почти не замечаешь.

Ваши чувства приспособились, они привыкли. Другой пример, который происходит в течение нескольких недель, а не нескольких минут, может заключаться в том, что люди, которые переезжают из города в город, часто обнаруживают, что движение поначалу очень громкое, и, возможно, им трудно спать или даже просыпаться, когда включаются сирены. Но со временем их органы чувств и мозг способны отфильтровывать большую часть этой информации, потому что к ней привыкли.

Повышение чувствительности, наоборот. Это когда стимул вызывает более интенсивную реакцию с течением времени. И самый классический пример этого называется реакцией испуга. Это то, что вы видите у людей и других животных, переживших травму. И что мы видим, так это то, что когда люди, например, возвращаются из боя, они иногда сильно реагируют на громкие, внезапные звуки и движения.

И важным аспектом этого является то, что вместо процесса привыкания они не привыкают к этому. Но по большей части реакция испуга наиболее сильна у людей, подвергшихся такому воздействию. Другое дело, обратная толерантность к лекарствам. Что-то, что не так уж часто встречается, но это определенно явление.

Вот пример: в то время как многие наркотики изначально способствуют толерантности, некоторые люди со временем становятся более чувствительными к их воздействию. Некоторые продвинутые алкоголики достигают состояния, когда очень небольшое количество алкоголя может опьянить их, и во многом это связано с нарушением работы печени и неспособностью перерабатывать токсины, а также с усилением нервных путей. И что происходит в этом случае, так это то, что нервные пути становятся настолько укоренившимися, что даже небольшое напоминание, например, очень маленькая порция глотка, может запустить эти пути.

Таким образом, возникает ощущение опьянения. Тем не менее, это определенно не является нормой для алкогольной прогрессии, так что это всего лишь один пример, который является распространенным, но не самым распространенным сценарием. Ассоциативное обучение относится к темам, которые мы рассмотрим на следующих нескольких уроках. Итак, это будет классическое обусловливание, оперантное обусловливание.

И я хотел просто представить это здесь, в этом уроке, чтобы мы могли получить общее представление об этих двух общих категориях, неассоциативной и ассоциативной. Ассоциативное научение — это процесс, посредством которого ранее нейтральный стимул вызывает изменение поведенческих реакций в результате многократного сочетания стимула и реакции. Итак, это куча, своего рода, галиматьи и, вероятно, что-то значит для большинства из вас, но, возможно, еще не совсем ясно.

Итак, это то, чем мы займемся на следующих уроках. И, как я уже сказал, есть два типа обусловливания: классическое и оперантное. Так что я получил этот вопрос раньше. Подождите минутку, так чем же ассоциативное обучение отличается от сенсибилизации? Если мы вернемся к этому определению, то процесс, посредством которого ранее нейтральный раздражитель меняет поведенческую реакцию, является следствием повторного сочетания ответной реакции стимула, что очень похоже на сенсибилизацию.

Ответ двоякий. Прежде всего, это то, что на самом деле много раз вы наблюдаете за обоими одновременно. Многие ситуации, вызывающие сенсибилизацию, на самом деле также вызывают классическое обусловливание, причем часто задействованы оба типа научения, и я покажу вам пример через секунду здесь.

Но главное различие между ними состоит в том, что неассоциативное обучение в основном ограничивается сферами сенсорного восприятия. Это очень физиологично. Пример здесь. Опять бой. Таким образом, после возвращения из боя у человека повышается чувствительность к оружию.

Неассоциативный обучающий аспект этого заключается в том, что существует физиологическая чувствительность к самому звуку удара, к реальному звуку. И часто эта чувствительность носит генерализованный характер. Другие громкие звуки вызовут аналогичную реакцию испуга. Ассоциативным обучающим аспектом этого является общее чувство паники по отношению к оружию в целом, даже к самой идее оружия, видеть сон об оружии, видеть написанное слово «оружие».