Сенситивно эмоционально лабильный тип: ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››

Содержание

Типы личности медицинских работников: лабильный, астено-невротнческий, сенситивный

Лабильный тип

Детство лабильного личностного типа часто бывает отмечено склонностью к невротическим реак дням. В подростковом возрасте обращает на себя внимание главная черта этого типа — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных или даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны погрузить в состояние мрачного расположения духа без каких-либо серьезных неприятностей или неудач. Напротив, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, хотя и малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность, даже отвлечь от реальных неприятностей.

От настроения в каждый момент времени зависит все: и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее кажется то радужным, то унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных солнечных воспоминаний, то как состоящее из сплошных неудач и несправедливостей.

Повседневное окружение также то кажется милым и интересным, то скучным и безобразным. Подобные маломотивированные смены настроение могут создавать у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако на самом деле людей лабильного типа отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Им свойственна преданная дружба.

Наиболее «слабое звено» лабильных — эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата близких, разлука с ними. Утраты близких переносятся особенно тяжело. Своеобразная избирательная интуиция позволяет им быстро почувствовать, как к ним относятся окружающие, сразу, при первом же контакте определяя, кто к ним расположен, а в ком таится хоть малейшая капля недоброжелательности и неприязни. Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

Лабильные люди любят компании, новую обстановку, но, в отличие от гипертимных, ищут в них не новое поле деятельности, а лишь новые впечатления. Отличительной особенностью этих людей является чуткость ко всякого рода знакам внимания; похвалы и поощрения доставляют им искреннюю радость. Лабильный человек никогда не претендует, подобно гипертимному, на роль лидера; он охотно довольствуется положением всеми опекаемого, всеми оберегаемого и защищаемого любимца и баловня. И разнообразные увлечения, и уход в группу — это все способы улучшить настроение.

Можно сказать, что лабильный человек постоянно занят тем, что регулирует свой «эмоциональный гомеостаз».
Сексуальная активность довольно долгое время остается на уровне флирта и ухаживаний, заманивания, кокетства, сексуальной игры. Влечение остается малодифференцированным поэтому возможно временное отклонение на путь транзиторного гомосексуализма. Среди возможных патопсихологических нарушений, возникающих на почве лабильной акцентуации личности, следует отметить склонность к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, а также неврозов, в особенности, неврастении.

Лабильный тип личности сочетается с психофизическим инфантилизмом, с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям.

Астено-невротнческий тип

У людей астено-невротического типа с детства отмечаются разнообразные признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, плаксивость, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, заикание, тики, энурез и т. п. Главные отличительные черты этого типа: повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Утомляемость отмечается при любых повышенных физических, эмоциональных или интеллектуальных перегрузках.

Они плохо переносят большие компании: простое присутствие рядом окружающих само по себе является значительной эмоциональной нагрузкой. В обстановке соревнования, проверки, разнообразных экзаменов, контрольных, самых разных испытаний легко возникает эмоциональное напряжение, которое субъективно переносится тяжело. Раздражительность проявляется в склонности к эмоциональным вспышкам, обычно в состоянии переутомления, часто по самому незначительному поводу, незаметному для окружающих. Раздражение может изливаться на случайно попавшихся под руку людей; оно быстро сменя :тся раскаянием, слезами, чувством вины.

У людей астено-невротического типа отмечается выраженная склонность к ипохондрии. Ипохондрия — болезненно преувеличенное беспокойство о своем здоровье. Такие индивиды постоянно прислушиваются к малейшим неприятным ощущениям со стороны внутренних органов: где-то что-то заболело, закололо, возникло ощущение дискомфорта — сразу пугаются, начинают посещать врачей, обследуются, лечатся, охотно укладываются в постель. Если же забота о своей здоровье становится основным содержанием и интересом в жизни — речь идет об ипохондрическом развитии личности, которое часто наблюдается у лиц астено-невротического типа.

Этим людям совсем не свойственны алкоголизм, наркомании, токсикомании, какие-либо нарушения поведения. Реакция эмансипации в подростковом возрасте ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателей, вообще старших. Астено-невротические люди ищут компании, но быстро от них устают, предпочитая одиночество или общение с одним близким другом.

На почве астено-невротического типа может формироваться неврастения, реактивные депрессии непсихотического уровня, острые аффективные реакции, а также ипохондрическое развитие личности. Критическая ситуация для этих людей — интенсивная нагрузка, ситуация, когда осознается невыполнимость собственных планов, нереальность надежд и желаний. Часто у них формируется своеобразное защитное «ограничительное поведение»: они стремятся таким образом организовать свою жизнь, чтобы оградить себя от возможности малейших перегрузок.

Сенситивный тип

Люди сенситивного типа с детства пугливы и боязливы: они боятся темноты, сторонятся животных, особенно собак, боятся оказаться в одиночестве, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников, избегают подвижных игр и озорства. Эти люди робки и застенчивы среди посторонних, в необычной обстановке испытывают стеснение и смущение.

Вследствие этих своих особенностей сенситивные люди могут производить впечатление замкнутости и отгороженности от окружающих, хотя на самом деле достаточно общительны с теми, к кому привыкли.

Сенситивные дети отличаются послушанием, старательно учатся, опасаясь всякого рода контрольных, экзаменов, проверок. Нередко стесняются отвечать у доски, даже когда хорошо знают урок. Их называют «домашние дети». Главные черты этого типа ярко проявляются в подростковом возрасте. Первая их отличительная особенность — чрезмерная впечатлительность, чувствительность, связанная с особенностями нервной системы. У них низкие нейрофизиологические пороги, вследствие чего любой раздражитель приобретает значение сверхсильного сигнала.

Вследствие этого — повышенная ранимость, уязвимость, психологическая незащищенность. Вторая отличительная особенность лиц сенситивного типа -колеблющаяся, крайне неустойчивая самооценка, отсутствие стабильного представления о самом себе. При этом по большей части самооценка остается заниженной: этих людей отличает переживание собственной несостоятельности, неполноценности, ущербности, представление о том, что они в чем-то уступают другим людям, в чем-то постоянно проигрывают им.

Они все время приписывают окружающим критическое, недоброжелательное отношение в свой адрес. Хроническое переживание своей второсортности, неполноценности время от времени приводит к гиперкомпенсаторному завышению самооценки. Временами начинают оценивать себя неадекватно высоко, из смущенных и затравленных превращаются в резких и смелых, напоминая параноика. Однако подобное гиперкомпенсаторное поведение быстро истощается.

На почве неустойчивой и заниженной самооценки возможно формирование комплекса неполноценности. При этом очень рано формируется чувство долга, повышенной ответственности, чрезмерно высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Критическая жизненная ситуация — новая незнакомая обстановка. Все эти психологические особенности сенситивного типа катастрофически мешают самореализации. Сенситивные люди, предпочитая оставаться в тени, подчиняются ограниченным людям, панически боятся организовывать и руководить.

Часто у них нет адекватной полоролевой идентификации. Женщины сенситивного типа стесняются своей женственности, не видят своей красоты, не умеют пользоваться теми преимуществами, которые дают им обаяние и женственность. Мужчины сенситивного типа также себя не ценят, стремясь к зависимым детским ролям, подчиняясь людям менее талантливым и одаренным, чем они сами.

Отвергнутая любовь может приводить к суицидным намерениям, утверждая в мыслях о своей никчемности. У лиц сенситивного типа, как правило, нет ни склонности к делинквентности, ни тенденции к алкоголизму. В алкогольном опьянении вместо обычной для представителей других типов эйфории у сенситивных обостряются депрессивные переживания. На почве сенситивной акцентуации может сформироваться нервная анорексия. Возможно также формирование реактивных депрессий.

Соловьева С.Л.

Опубликовал Константин Моканов

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков

часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 стимульный материал

Краткое описание диагностируемых типов

С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера, краткое описание которых приводится ниже.

Гипертимный тип (Г). Такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себя оказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, но переоценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистические планы на будущее («хорошие тактики и плохие стратеги»). Неразборчивы в выборе приятелей и напарников, отчего нередко бывают преданы ими.

Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились.

Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном — встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение рано пробуждается и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам.

Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко бывают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность.

Циклоидный тип (Ц). Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психичеcкого расстройства — циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены нерезко, обычно кратковременны (1–2 недели) и могут перемежаться длительными ннтермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). Падает биологический тонус, могут спать больше обычного, но встают вялыми, неотдохнувшими. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Половое влечение обычно снижается. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной, так как первые проявления циклоидности начинаются только с половым созреванием. Иногда бывает выражена сезонность фаз: депрессии падают на зиму или на весну, а гипертимные периоды — на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают.

Лабильный тип (Л). Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Астено-невротический тип (А). Также встречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровень проявляется чаше всего развитием неврастении. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в условиях соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно выражает ипохондрические установки.

Сенситивный тип (С). У этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации — стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет — вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Психастенический тип (П). Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы — при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные предметы и ритуалы. Если их не выполняют, то это крайне усиливает тревогу за будущее, за благополучие свое и близких, за успех дела, которым заняты. Нерешительность усиливается, когда надо сделать самостоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. Наоборот, вопросы серьезные, существенно отражающиеся на будущем, могут решаться с удивительной скоропалительной опрометчивостью. Алкоголизация и делинквентность в подростковом возрасте не присущи. Но при повзрослении могут обнаружить, что алкоголь способен снимать тревогу, неуверенность и внутреннее напряжение и тогда могут к нему пристраститься. В самооценке склонны находить у себя черты разных типов, включая совершенно не свойственные. Из-за чрезмерного педантизма, мелочной принципиальности, доходящей до деспотизма, нередко плохо совмещаются с представителями почти всех типов акцентуаций характера, кроме шизоидов, которые внешне могут никак не реагировать на их поведение. читается, что мелочный педантизм психастеников также служит для них психологической защитой от опасений и тревоги за будущее.

Шизоидный тип (Ш). Главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты — эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, последние предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством, и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм. Замкнутость и сдержанность в проявлении чувств иногда помогают неплохо совмещаться с окружающими, ограничиваясь формальными контактами. Склонны искать нешаблонные решения, предпочитают непринятые формы поведения, способны на неожиданные для других эскапады без учета вреда, который могут нанести ими самим себе. Но иногда обнаруживают недюжинные способности постоять за себя и свои интересы. У близких могут вызывать недовольство своей молчаливостью и сдержанностью, но когда дело заходит о хобби могут быть даже многоречивы. В своих симпатиях часто тяготеют к эмоционально-лабильным, может быть чувствуя в их характере то, что им самим недостает.

Эпилептоидный тип (Э). Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело — с гневом и агрессией. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, никогда не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу, предпочитают силовые виды спорта. Решения принимают не торопясь, весьма осмотрительно, из-за этого иногда пропускают момент, когда надо быстро действовать. Но в аффекте от медлительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно, в неподходящей ситуации могут разразиться потоком брани, нанести побои. Властолюбие сочетается со стремлением наводить «свои порядки», нетерпимостью к инакомыслию. Злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба, даже незначительного — очень мстительны и изобретательны в способах мести. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм рассматриваются как компенсация собственной инертности. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя более конформными, чем есть на самом деле.

Истерический (гистрионический) тип (И). Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашению своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Неудовлетворенный эгоцентризм часто подталкивает к яростной оппозиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи, сумятицы, внезапно возникшей неопределенности, когда крикливость может быть принята за энергию, театральная воинственность — за решительность, умение быть у всех на виду — за организаторские способности. Но лидерский час скоро проходит, так как истероиды не столько лидируют, сколько играют в вожаков, и окружение скоро разбирается, что кроме позерства и трескучих фраз они ни на что не способны. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи скоро распознают их выдумки, их ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

Неустойчивый тип (Н). Главная черта — нежелание трудиться — ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество в целом.

С желанием поразвлечься связана ранняя алкоголизация, делинквентность, употребление наркотиков и других дурманящих средств. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная — легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

Конформный тип (К). Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде — со временем прочно усваивают ее обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью: истиной считают то, что поступает через привычный канал информации, некритичны ко всему, что черпают от привычного окружения, и склонны к предубежденному неприятию всего, что исходит от людей не своего круга. К этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нелюбовь к новому проявляется неприязнью к чужакам, настороженностью к незнакомым. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

Паранойяльный тип в подростковом возрасте еще не проявляется — его расцвет падает на пик социальной зрелости, т.е. на 30–40 лет. Поэтому с помощью ПДО этот тип диагностировать невозможно. В подростковом возрасте будущие представители паранойяльного типа чаще всего обнаруживают эпилептоидную или шизоидную акцентуацию, реже истероидную и еще реже — гипертимную. Однако уже в этом возрасте может обнаруживаться завышенная оценка своей личности — своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда убежденность, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят — всегда истина, на что претендуют — безусловно имеют право. Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих намерений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мнимые права. Рано пробуждается подозрительность, склонность всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются при как акцентуациях характера, так и при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны.

Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный — с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Циклоидный — со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного.

Лабильный — с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

Сенситивный — с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Психастенический — с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

Шизоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим.

Эпилептоидный — с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим.

Истероидный — с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Неустойчивый — с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают двоякого рода.

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть такие типы, как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность и истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестоких взаимоотношений в окружении эпилепто-идные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Исследование экстраверсии — интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)
  • Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию»
  • Методика «Времена года»
  • Шкала социальной адаптации Холмса и Раге
  • Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона
  • Анкета для педагогов
  • Общие подходы к диагностике психического развития детей
  • Экспедитор по перевозке грузов (агент по снабжению)
  • Социальный работник
  • Тренировка восприятия младших школьников «Буквы»

Основные типы акцентуаций характеров у подростков

«Основные типы акцентуаций характера у подростков»

 

     Среди нарушений характера в психиатрии принято выделять психопатии (разрушающий тип развития личности) и акцентуации – такие изменения характера, которые являются крайними вариантами нормы и не приводят к нарушениям процесса социальной адаптации личности

 

Тип акцентуации

Краткая характеристика

1.

Эксплозивная (возбудимая) акцентуация характера

         С раннего детства для детей частыми являются проявления возбудимой акцентуации. Крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Повышенная возбудимость может часто сопрягаться с пугливостью. Ребенок может выражать реакцию злобы с самых малых лет в виде физической агрессии – ударить ровесника, швырнуть игрушкой. С самого раннего возраста такого ребенка обычно считают трудным. Такие дети обычно не уживаются в детских коллективах, бьют более слабых, не слушаются, капризны, любят всеми командовать. В подростковом возрасте такие дети крайне болезненно реагируют на любые стрессы или недостаток любви родителей. Они часто невыдержанны, агрессивны при малейшем воздействии, эмоциональный статус неустойчив, гнев часто сменяется слезливостью. Агрессия в отношении других может смениться на аутоагрессию – желание наносить себе самоповреждения. По мере взросления в школьном возрасте они склонны играть в примитивные детские игры с двигательной активностью, берут на себя роль командира.

2.

Истерическая акцентуация характера

        С раннего детства эти индивидуумы отличаются повышенной обидчивостью, капризничают, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им. Такие дети имеют живое воображение, впечатлительны и чрезмерно эмоциональны.  Ребенок с чертами истерической акцентуации часто становится кумиром семьи, его способностями восторгаются родители, такие дети с радостью декламируют стихи, анекдоты, часто перебивают взрослых, влезают во взрослые разговоры. Такой ребенок требует повышенного внимания к себе, пытаясь его заполучить рассказав не один стих, а гораздо больше. Такие дети отличаются повышенной назойливостью. У таких детей всегда повышена самооценка, при наличии внимания к их персоне они требуют еще большего. Пытаясь, привлечь внимание к себе придумывают вымышленные истории, склонны к фантазированию. У истериков желания всегда преобладают над разумом. При неудовлетворенности своим положением, обидах, ущемленном самолюбии могут уходить в мир грез и фантазий. При истероидной акцентуации  нет таких ярко выраженных черт демонстративности с бурными проявлениями  рыданий и истерического хохота, как при истероидной психопатии. Такие дети часто могут придумывать различные заболевания, умело симулируя его симптомы  

3.

Психастеническая акцентуация характера

Такие дети обычно с раннего детства нерешительны, не уверены в себе, ярко проявляют чувства собственной неполноценности, склонны к постоянным сомнениям и испытывают определенные трудности в принятии решений. Из-за этих черт психастеники труднее претерпевают период взросления и первичной социализации, склонны к чрезмерному психоанализу и болезненным переживаниям, у них плохо выражены живость и яркость переживаний. В раннем детстве такие индивидуумы отличаются пугливостью, робостью, застенчивостью, конфузливостью, малой двигательной активностью. Часто сон у таких детей может быть тревожным, с периодическими просыпаниями и кошмарными сновидениями. Такие дети очень болезненно переживают скандалы родителей. Психастеники склонны к фантазированию и мечтам имеющим не счастливый конец, а, наоборот даже трагический. Боясь получить замечание, придирчиво относятся к школьной форме и, поэтому, всегда ходят в идеально чистой одежде. Такие дети очень болезненно воспринимают выговоры и замечания. При выполнении домашних заданий неоднократно перепроверяют правильность их выполнения.  Часто при стрессовых ситуациях эти личности склонны к суициду или развитию неврозов, психогенных депрессий.  

4.

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидная акцентация характеризуется частой сменой настроения и эмоциональной неустойчивостью – их настроение меняется от грустного, печального к радостному, веселому. У них бывают эпизоды беспричинной радости, все дела удаются, они энергичны. Эти периоды обычно сменяются пониженным настроением. В детстве циклоиды по характеру практически не отличаются от сверстников. В подростковом возрасте может возникнуть первый эпизод пониженного настроения. Таким  детям становиться трудно учиться, они раздражительны, быстро устают. То, что раньше давалось без напряжения, становится порой невыполнимым. Обычно бойкие и подвижные, такие дети становятся вялыми и пассивными, прежние интересы теряют свою актуальность. Подростки утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками, предпочитают уединяться даже от близких родственников. У данных подростков в периоды пониженного настроения могут развиваться невротические расстройства по типу неврастении, субдепрессивые состояния и периоды отчаяния.   

5.

Гипертимная акцентуация характера

Данная акцентуация характеризуется постоянным повышенным настроением и безудержным оптимизмом. С раннего детства дети – гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонны к озорству. Такие дети обычно неусидчивы, легко отвлекаются, трудно усваивают основные правила поведения, если они противоречат их желаниям.  Отмечается преобладание личных желаний над правилами. Гипертимы обычно склонны к частым сменам групп общения, поэтому, часто меняют друзей и знакомых. Данные личности склонны к авантюрам, и асоциальным поступкам.  

6.

Гипотимная (конституционально-депрессивная) акцентуация характера

Гипотимики обычно отличаются всегда пониженным настроением. Все новости и сообщения принимают в мрачных, серых тонах, склонны к пессимизму. Гипотимики угрюмы и замкнуты, не любят шумного общества. Постоянно анализируют прошлые ошибки, как правило, незначительные. Часто таких индивидуумов терзают угрызения совести, считают себя неудачниками. В учебе дети с гипотимной акцентуацией характера добросовестны, трудолюбивые и аккуратные. Склонны предвидеть будущие неудачи. Некоторые гипотимы проявляют мнительность и озабоченность собственным здоровьем, у них развивается ипохондрия.

7.

Лабильная акцентуация характера

Дети с лабильной акцентуацией не могут разумно реагировать на события, ранящие его самолюбие, все эмоциональные реакции инфантильны, незрелы, и пренебрежение окружающих ранит таких детей. Ответной реакцией на все вышеперечисленные ситуации может быть обида, слезы или уход в себя. Однако, лабильные личности способны на глубокие переживания и чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. 

8.

Шизоидная акцентуация  характера

Данная акцентуация характера характеризуется эмоциональной холодностью и неспособностью выражать теплые чувства и привязанности, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими детьми, оторванности от реальности и погруженностью во внутренний мир, фантазированием, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм и правил. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, не общительны со сверстниками, предпочитают уединенные занятия. Родители или учителя могут заметить, что ребенок очень серьезен, подолгу застывает, как бы обдумывая что-то про себя. У таких детей обычно наблюдаются извращенные пристрастия к еде – они могут есть варенье с селедкой, отказываться от рыбных и мясных продуктов. Такие дети имеют обычно замедленное развитие двигательных навыков – могут наблюдаться неуклюжесть, неловкость, малоподвижность, медлительность, им трудно одеваться, причесываться и обслуживать себя. Может наблюдаться однообразие поведения, затруднение приспособления к новым условиям.  

9.

Эпилептоидная акцентуация характера

Характеризуется повышенной возбудимостью, мстительностью, склонностью проявлять бурные реакции с агрессией в ответ на незначительные внешние раздражители. С раннего возраста такие дети могут подолгу беспричинно плакать и рыдать, их невозможно успокоить, не действует даже окрик – они озлобляются, колотят ручками и ножками по чему попало, могут ударить и мать, и сверстников. Могут проявляться садистские наклонности, с ранних лет наблюдаются властность и деспотизм.

10.

Сенситивная акцентуация характера

Люди с таким типом акцентуации обычно чрезмерно чувствительны и впечатлительны, с высокими моральными требованиями к себе, постоянно ощущают чувство собственной неполноценности. С раннего детства они ранимы, застенчивы и робки, что мешает им заводить знакомства и друзей. Такие дети боятся «страшных» сказок, темноты, собак, боятся оставаться одни и могут заснуть только при свете. Боятся и своих более активных и драчливых сверстников.  Они не могут общаться с незнакомыми людьми. Они трудно привыкают к новому коллективу в детском саду, школе, и, поэтому им не рекомендуется перевод из класса в класс. На переменах такие дети обычно не участвуют в шумной возне своих сверстников, а тихо в углу читают книгу. Родители обычно называют таких детей «Домашним ребенком», «тепличным растением» 

 

 

 

Перепады настроения, сильные чувства и многое другое

Написано Мартином Тейлором

Медицинский обзор Пунам Сачдев от 23 ноября 2021 г.

  • Как вы справляетесь с эмоциональной лабильностью?
  • Может ли осознанность помочь эмоциональной лабильности?
  • Существует ли лечение эмоциональной лабильности?
  • Эмоциональная лабильность характеризуется быстрыми преувеличенными изменениями настроения. Вы почувствуете сильные эмоции и почувствуете, что не можете контролировать свое поведение и чувства. Вы будете выражать свои эмоции более резко, чем обычно. Симптомы лабильного настроения включают: 

    • Неконтролируемый смех
    • Чрезмерный плач
    • Повышенная раздражительность
    • Капризный характер

    Симптомы лабильного настроения

    Согласно диагностическим критериям DSM, аффективная лабильность и эмоциональная дисрегуляция перекрываются. Аффективная лабильность связана с биполярным расстройством, тогда как эмоциональная дисрегуляция связана с СДВГ. Симптомы лабильного настроения включают: 

    • Чрезмерная болтливость
    • Легко отвлекаться
    • Прерывание людей и попадание в ситуации, в которые вас не приглашали 
    • Физическое беспокойство и беспокойство 
    • Гонки мыслей
    • Проблемы с поддержанием внимания 

    Симптомы лабильного настроения в основном непредсказуемы по сравнению с вашими «нормальными» реакциями. Эти перепады настроения могут быть очень драматичными и совершенно неконтролируемыми. Может быть трудно сказать, что вы находитесь в середине эпизода из-за случайности симптомов.

    Что вызывает эмоциональную лабильность?

    Эмоциональная лабильность обычно является результатом повреждения мозга, который контролирует осознание эмоций, способность контролировать выражение своих чувств и интенсивные эмоциональные реакции.

    Черепно-мозговая травма может привести к потере эмоционального сознания. Более слабый эмоциональный контроль и более низкая терпимость к разочарованиям также могут вызывать крайности в ваших эмоциональных чувствах. Возможно, вы не так чувствительны к другим или своим эмоциям, что затрудняет контроль над вашим поведением.

    Если у вас эмоциональная лабильность, чувства могут возникать из ниоткуда и переполнять вас. Например, вы можете начать плакать по неизвестной причине. Эмоциональная лабильность также может привести к чрезмерной реакции на людей или вещи, происходящие вокруг вас. Например, вы можете стать более эмоциональным при просмотре грустного или смешного фильма.

    Как вы справляетесь с эмоциональной лабильностью?

    Чтобы справиться с эмоциональной лабильностью, потребуются время и терпение. Понимание своих триггеров может помочь вам узнать, чего следует избегать, а что вас раздражает. Триггеры могут включать, но не ограничиваться: 

    • Усталость и чрезмерная усталость
    • Стресс и тревога
    • Избыточный шум и стимуляция
    • Чувство под давлением
    • Очень печальные или забавные ситуации
    • Определенные темы обсуждения
    • Смерть любимых
    • публичные
    2010
  • смерти близких
  • .

    Вот несколько способов справиться с эмоциональной лабильностью:

    Сделайте перерыв. Делайте перерывы в течение дня, чтобы не чувствовать себя перегруженным. Когда вы делаете перерыв, вы можете восстановить контроль над своими чувствами. Ваш перерыв может длиться от нескольких минут до часа. Это зависит от того, сколько времени вам нужно. Вы можете сделать перерыв, отправившись на прогулку или порисовав в книжке-раскраске для взрослых. Просто сделайте что-нибудь, что отвлечет вас от сильных эмоций.

    Игнорировать поведение. Заставить других не признавать вашу эмоциональную лабильность также может помочь вам игнорировать такое поведение. Если вы находитесь рядом с человеком с эмоциональной лабильностью, вам следует избегать смеха вместе с человеком, который испытывает эту лабильность. Кроме того, может помочь не привлекать слишком много внимания к этим эмоциям и пытаться сменить тему или игнорировать триггер.

    Когнитивные техники. Использование умственных стратегий может помочь вам справиться с эмоциональной лабильностью. Вы можете обсудить правильные методы с вашим психологом. Вот некоторые из этих стратегий: 

    • Расслабление и выполнение дыхательных упражнений
    • Отвлечение себя мыслями о спокойном образе или картинке
    • Прогулка
    • Холодный напиток

    Может ли осознанность помочь при эмоциональной лабильности?

    Некоторые исследования показали пользу вмешательства, основанного на осознанности, при эмоциональной лабильности. Эти практики помогают развивать непредвзятое внимание к вашей нынешней ситуации. Практика осознанности может помочь вам принять сложные обстоятельства или чувства.

    Согласно некоторым исследованиям, осознанность тем эффективнее, чем дольше вы ею занимаетесь. Вместо того, чтобы получить истинный эффект на первом сеансе, требуется практика, время и последовательность, чтобы увидеть все преимущества. Практика осознанности также может помочь уменьшить вашу тревогу и эмоциональное подавление, которые сопровождаются эмоциональной лабильностью.

    Существует ли лечение эмоциональной лабильности?

    Эмоциональная лабильность — это не то состояние, которое обычно бывает у кого-то всю жизнь. Чаще всего это расстройство, развившееся после черепно-мозговой травмы, которое со временем может зажить. Эмоциональная лабильность обычно сопровождается множеством других изменений, таких как неспособность работать, водить машину и поддерживать прежнее качество жизни. Эти внезапные изменения могут усугубить вашу эмоциональную лабильность, а также привести к депрессии и беспокойству.

    Лучше всего обратиться за дополнительной помощью к терапевту или психологу. Вы можете поговорить со своим врачом о лечении эмоциональной лабильности. В это время лучше всего окружить себя хорошей группой поддержки. Все они смогут помочь вам справиться с изменениями, происходящими в вашей жизни.

    Перепады настроения, сильные чувства и многое другое.

    0008
    • Симптомы лабильного настроения
    • Что вызывает эмоциональную лабильность?
    • Как вы справляетесь с эмоциональной лабильностью?
    • Может ли осознанность помочь эмоциональной лабильности?
    • Существует ли лечение эмоциональной лабильности?

    Эмоциональная лабильность характеризуется быстрыми преувеличенными изменениями настроения. Вы почувствуете сильные эмоции и почувствуете, что не можете контролировать свое поведение и чувства. Вы будете выражать свои эмоции более резко, чем обычно. Симптомы лабильного настроения включают: 

    • Неконтролируемый смех
    • Чрезмерный плач
    • Повышенная раздражительность
    • Капризный характер

    Симптомы лабильного настроения

    Согласно диагностическим критериям DSM, аффективная лабильность и эмоциональная дисрегуляция перекрываются. Аффективная лабильность связана с биполярным расстройством, тогда как эмоциональная дисрегуляция связана с СДВГ. Симптомы лабильного настроения включают: 

    • Чрезмерная болтливость
    • Легко отвлекаться
    • Прерывание людей и попадание в ситуации, в которые вас не приглашали 
    • Физическое беспокойство и беспокойство 
    • Гонки мыслей
    • Проблемы с поддержанием внимания 

    Симптомы лабильного настроения в основном непредсказуемы по сравнению с вашими «нормальными» реакциями. Эти перепады настроения могут быть очень драматичными и совершенно неконтролируемыми. Может быть трудно сказать, что вы находитесь в середине эпизода из-за случайности симптомов.

    Что вызывает эмоциональную лабильность?

    Эмоциональная лабильность обычно является результатом повреждения мозга, который контролирует осознание эмоций, способность контролировать выражение своих чувств и интенсивные эмоциональные реакции.

    Черепно-мозговая травма может привести к потере эмоционального сознания. Более слабый эмоциональный контроль и более низкая терпимость к разочарованиям также могут вызывать крайности в ваших эмоциональных чувствах. Возможно, вы не так чувствительны к другим или своим эмоциям, что затрудняет контроль над вашим поведением.

    Если у вас эмоциональная лабильность, чувства могут возникать из ниоткуда и переполнять вас. Например, вы можете начать плакать по неизвестной причине. Эмоциональная лабильность также может привести к чрезмерной реакции на людей или вещи, происходящие вокруг вас. Например, вы можете стать более эмоциональным при просмотре грустного или смешного фильма.

    Как вы справляетесь с эмоциональной лабильностью?

    Чтобы справиться с эмоциональной лабильностью, потребуются время и терпение. Понимание своих триггеров может помочь вам узнать, чего следует избегать, а что вас раздражает. Триггеры могут включать, но не ограничиваться: 

    • Усталость и чрезмерная усталость
    • Стресс и тревога
    • Избыточный шум и стимуляция
    • Чувство под давлением
    • Очень печальные или забавные ситуации
    • Определенные темы обсуждения
    • Смерть любимых
    • публичные
    2010
  • смерти близких
  • .

    Вот несколько способов справиться с эмоциональной лабильностью:

    Сделайте перерыв. Делайте перерывы в течение дня, чтобы не чувствовать себя перегруженным. Когда вы делаете перерыв, вы можете восстановить контроль над своими чувствами. Ваш перерыв может длиться от нескольких минут до часа. Это зависит от того, сколько времени вам нужно. Вы можете сделать перерыв, отправившись на прогулку или порисовав в книжке-раскраске для взрослых. Просто сделайте что-нибудь, что отвлечет вас от сильных эмоций.

    Игнорировать поведение. Заставить других не признавать вашу эмоциональную лабильность также может помочь вам игнорировать такое поведение. Если вы находитесь рядом с человеком с эмоциональной лабильностью, вам следует избегать смеха вместе с человеком, который испытывает эту лабильность. Кроме того, может помочь не привлекать слишком много внимания к этим эмоциям и пытаться сменить тему или игнорировать триггер.

    Когнитивные техники. Использование умственных стратегий может помочь вам справиться с эмоциональной лабильностью. Вы можете обсудить правильные методы с вашим психологом. Вот некоторые из этих стратегий: 

    • Расслабление и выполнение дыхательных упражнений
    • Отвлечение себя мыслями о спокойном образе или картинке
    • Прогулка
    • Холодный напиток

    Может ли осознанность помочь при эмоциональной лабильности?

    Некоторые исследования показали пользу вмешательства, основанного на осознанности, при эмоциональной лабильности. Эти практики помогают развивать непредвзятое внимание к вашей нынешней ситуации. Практика осознанности может помочь вам принять сложные обстоятельства или чувства.

    Согласно некоторым исследованиям, осознанность тем эффективнее, чем дольше вы ею занимаетесь. Вместо того, чтобы получить истинный эффект на первом сеансе, требуется практика, время и последовательность, чтобы увидеть все преимущества. Практика осознанности также может помочь уменьшить вашу тревогу и эмоциональное подавление, которые сопровождаются эмоциональной лабильностью.

    Существует ли лечение эмоциональной лабильности?

    Эмоциональная лабильность — это не то состояние, которое обычно бывает у кого-то всю жизнь. Чаще всего это расстройство, развившееся после черепно-мозговой травмы, которое со временем может зажить. Эмоциональная лабильность обычно сопровождается множеством других изменений, таких как неспособность работать, водить машину и поддерживать прежнее качество жизни. Эти внезапные изменения могут усугубить вашу эмоциональную лабильность, а также привести к депрессии и беспокойству.

    Лучше всего обратиться за дополнительной помощью к терапевту или психологу. Вы можете поговорить со своим врачом о лечении эмоциональной лабильности. В это время лучше всего окружить себя хорошей группой поддержки. Все они смогут помочь вам справиться с изменениями, происходящими в вашей жизни.

    Перепады настроения, сильные чувства и многое другое.

    0008
    • Симптомы лабильного настроения
    • Что вызывает эмоциональную лабильность?
    • Как вы справляетесь с эмоциональной лабильностью?
    • Может ли осознанность помочь эмоциональной лабильности?
    • Существует ли лечение эмоциональной лабильности?

    Эмоциональная лабильность характеризуется быстрыми преувеличенными изменениями настроения. Вы почувствуете сильные эмоции и почувствуете, что не можете контролировать свое поведение и чувства. Вы будете выражать свои эмоции более резко, чем обычно. Симптомы лабильного настроения включают: 

    • Неконтролируемый смех
    • Чрезмерный плач
    • Повышенная раздражительность
    • Капризный характер

    Симптомы лабильного настроения

    Согласно диагностическим критериям DSM, аффективная лабильность и эмоциональная дисрегуляция перекрываются. Аффективная лабильность связана с биполярным расстройством, тогда как эмоциональная дисрегуляция связана с СДВГ. Симптомы лабильного настроения включают: 

    • Чрезмерная болтливость
    • Легко отвлекаться
    • Прерывание людей и попадание в ситуации, в которые вас не приглашали 
    • Физическое беспокойство и беспокойство 
    • Гонки мыслей
    • Проблемы с поддержанием внимания 

    Симптомы лабильного настроения в основном непредсказуемы по сравнению с вашими «нормальными» реакциями. Эти перепады настроения могут быть очень драматичными и совершенно неконтролируемыми. Может быть трудно сказать, что вы находитесь в середине эпизода из-за случайности симптомов.

    Что вызывает эмоциональную лабильность?

    Эмоциональная лабильность обычно является результатом повреждения мозга, который контролирует осознание эмоций, способность контролировать выражение своих чувств и интенсивные эмоциональные реакции.

    Черепно-мозговая травма может привести к потере эмоционального сознания. Более слабый эмоциональный контроль и более низкая терпимость к разочарованиям также могут вызывать крайности в ваших эмоциональных чувствах. Возможно, вы не так чувствительны к другим или своим эмоциям, что затрудняет контроль над вашим поведением.

    Если у вас эмоциональная лабильность, чувства могут возникать из ниоткуда и переполнять вас. Например, вы можете начать плакать по неизвестной причине. Эмоциональная лабильность также может привести к чрезмерной реакции на людей или вещи, происходящие вокруг вас. Например, вы можете стать более эмоциональным при просмотре грустного или смешного фильма.

    Как вы справляетесь с эмоциональной лабильностью?

    Чтобы справиться с эмоциональной лабильностью, потребуются время и терпение. Понимание своих триггеров может помочь вам узнать, чего следует избегать, а что вас раздражает. Триггеры могут включать, но не ограничиваться: 

    • Усталость и чрезмерная усталость
    • Стресс и тревога
    • Избыточный шум и стимуляция
    • Чувство под давлением
    • Очень печальные или забавные ситуации
    • Определенные темы обсуждения
    • Смерть любимых
    • публичные
    2010
  • смерти близких
  • .

    Вот несколько способов справиться с эмоциональной лабильностью:

    Сделайте перерыв. Делайте перерывы в течение дня, чтобы не чувствовать себя перегруженным. Когда вы делаете перерыв, вы можете восстановить контроль над своими чувствами. Ваш перерыв может длиться от нескольких минут до часа. Это зависит от того, сколько времени вам нужно. Вы можете сделать перерыв, отправившись на прогулку или порисовав в книжке-раскраске для взрослых. Просто сделайте что-нибудь, что отвлечет вас от сильных эмоций.

    Игнорировать поведение. Заставить других не признавать вашу эмоциональную лабильность также может помочь вам игнорировать такое поведение. Если вы находитесь рядом с человеком с эмоциональной лабильностью, вам следует избегать смеха вместе с человеком, который испытывает эту лабильность. Кроме того, может помочь не привлекать слишком много внимания к этим эмоциям и пытаться сменить тему или игнорировать триггер.

    Когнитивные техники. Использование умственных стратегий может помочь вам справиться с эмоциональной лабильностью. Вы можете обсудить правильные методы с вашим психологом. Вот некоторые из этих стратегий: 

    • Расслабление и выполнение дыхательных упражнений
    • Отвлечение себя мыслями о спокойном образе или картинке
    • Прогулка
    • Холодный напиток

    Может ли осознанность помочь при эмоциональной лабильности?

    Некоторые исследования показали пользу вмешательства, основанного на осознанности, при эмоциональной лабильности. Эти практики помогают развивать непредвзятое внимание к вашей нынешней ситуации. Практика осознанности может помочь вам принять сложные обстоятельства или чувства.

    Согласно некоторым исследованиям, осознанность тем эффективнее, чем дольше вы ею занимаетесь. Вместо того, чтобы получить истинный эффект на первом сеансе, требуется практика, время и последовательность, чтобы увидеть все преимущества.