Сенситивный период дошкольного возраста: Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому) — Журналы для дошкольных образовательных учреждений

Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому) — Журналы для дошкольных образовательных учреждений

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва


Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

 

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)


• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.


Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.

«Сензитивные периоды в развитии детей дошкольного возраста»

11 Янв 2016

«Сензитивные периоды в развитии детей дошкольного возраста»

Сензитивные периоды – это такие промежутки времени, когда дети наиболее восприимчивы к определенным видам деятельности, эмоционального реагирования, поведения и т.п. То есть в разные периоды жизни ребенок легче всего обучается чему-то, и никогда более ему не удастся так легко овладеть этим знанием или умением, как в соответствующий сензитивный период.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Сензитивный период развития самостоятельности (от рождения до 5 лет)

Для формирования навыков самостоятельности важно разрешать ребенку заниматься тем, что он может и хочет делать в определенном возрасте. Родителям необходимо не мешать проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делать за него то, что он мог бы сделать сам. Родителям стоит всячески поощрять такие проявления, проявляя терпение и выдержку. Для ребенка эти маленькие успехи очень важны. Именно так формируется самостоятельность, уверенность в себе, целеустремленность и ряд других положительных качеств будущего успешного взрослого человека. В противном случае если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем. Важно не пропустить это время естественного стремления к самостоятельности.

Сензитивный период для восприятия порядка (от рождения до 3 лет)

Этот период включает в себя несколько составляющих: порядок во времени, порядок в пространстве, порядок во взаимоотношениях.

Порядок во времени формируется при помощи соблюдения режима. В течение дня должно быть определено время приема пищи, развивающих занятий, подвижных игр, прогулок.

Также необходимо формировать чувство порядка в пространстве. Обустройте для ребенка свой отдельный столик для занятий, соорудите удобные полочки для игрушек и творческих принадлежностей. Именно в этом возрасте (до 3,5 лет) проще всего научить ребенка убирать свои вещи и игрушки на определенные места, складывать одежду на стульчик, убирать посуду после еды и т.п.

Для малыша очень важно и соблюдение порядка во взаимоотношениях. В семье должны быть четкие правила и требования, которые соблюдаются всеми членами семьи: и детьми, и взрослыми. Хорошо влияют на ощущение порядка во взаимоотношениях разнообразные семейные традиции.

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Мария Монтессори считала, что сенсорное воспитание является основой мышления: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах». Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения.

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития рекомендуются специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для ребенка проблему целого и части. А можно даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период развития движений и действий (от рождения до 4 лет)

Слава богу, современные мамы уже туго не пеленают своих новорожденных, но ещё частенько запрещают бегать и прыгать уже подросшим малышам, не давая выплеснуть наружу энергию, пытаются усадить их за спокойные интеллектуальные занятия.

Знаете ли вы, уважаемые родители, что мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие идёт параллельно с физическим и сенсорным развитием. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Это значит, если не давать возможности двигаться детям, то в мозг не поступает кислород, который необходим для развития. Кроме того, запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью. Задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

Без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.


чувствительных периодов в развитии ребенка | Ramalynn Academy


Предрасположенности, называемые чувствительными периодами, являются одним из самых важных открытий, сделанных доктором Марией Монтессори. Это периоды психологического развития ребенка. Наблюдения Марии за чувствительными периодами легли в основу ее принципа «образование как помощь жизни».

При рождении закладываются основные основы детской психики. Строительство ума начинается и формируется бессознательно. Бессознательный ум работает глобально и поглощает все без направления. Через какое-то время появляется другая деятельность, когда ум ребенка направлен на определенные аспекты его окружения. Ее интересы становятся сфокусированными. Она направлена ​​на овладение разговорным языком, движением, порядком и сенсорным исследованием. Так начинается чувствительный период.

Доктор Монтессори выделила четыре основных сенситивных периода: порядок, разговорный язык, движение и сенсорная активность. Это универсальные. Все дети во всем мире имеют одинаковые сенситивные периоды примерно в одно и то же время жизни для одной и той же цели развития. Этот период длится от рождения до 6 летнего возраста.

Положительные и отрицательные проявления

Как только мы осознаем чувствительные периоды, мы не можем не заметить их. Они проявляются двумя разными способами. Первое положительное, а второе отрицательное. Некоторыми примерами положительных проявлений являются обучение речи и приобретение навыка концентрации и внимания. В негативном проявлении окружающая среда ребенка не дает им того, что им необходимо для развития определенного сензитивного периода, не позволяя ему реализоваться. Это может разочаровать молодой ум и заставить его действовать.

В положительном проявлении ребенок решает свои действия, руководствуясь естественными законами. Есть сосредоточенность, огромная активность (лепет, ходьба, усидчивость), радость, с которой ребенок выполняет деятельность, совершенное усвоение. Мы принимаем эти положительные проявления как должное большую часть времени. Нам часто легче заметить негатив, чем осознать замечательные результаты всей тяжелой работы ребенка.

Как мы можем поддержать нашего ребенка

Очень важно, чтобы, будучи взрослыми, мы учитывали эти чувства и подготавливали обстановку дома и в классе. Например, детям необходимо сенсорно исследовать через прикосновение. Мы часто говорим ребенку не трогать, но прикосновение — это то, как ребенок узнает об окружающей среде. Ребенка нужно трогать. Доктор Монтессори разработала Сенсорную зону в классе, чтобы помочь развить чувства ребенка.

Чувствительные периоды одновременны. Однако, когда мы видим, что ребенок сосредоточен на своей чувствительности к языку, трудно представить, что у ребенка также есть чувствительность к движению и порядку. Ребенок психологически может находиться в четырех разных местах одновременно!

Чтобы удовлетворить потребности ребенка в сензитивные периоды, мы должны позволить ему исследовать. Мы должны отдать ей приказ, чтобы она чувствовала себя в безопасности. Мы должны предоставить ей большое воздействие на разговорный язык, и мы должны предоставить материалы, которые позволят ей развить концентрацию.

Когда все эти потребности удовлетворяются в окружающей среде, ребенок процветает. Она уверенная в себе, сосредоточенная, спокойная, заботливая и любознательная. Она светится любовью к себе и к окружающему миру.

 

Что такое сенситивные периоды по Монтессори и как они влияют на развитие ребенка? — Маналапан Монтессори

Этапы развития детей раннего возраста

Возможно, вы замечали, что ваш ребенок в возрасте от 1 до 3 лет очень расстроен , когда с ними что-то происходит немного не так. Это может выглядеть как окончание подгузника и желание спустить воду в туалете, но упущенная возможность, или неспособность после этого выбросить грязный подгузник в мусорное ведро. Как бы то ни было, у решительного малыша начинается истерика, а все остальное должно подождать. Если большинство основных потребностей удовлетворено, это, вероятно, потому, что они находятся в одном из своих сенситивных периодов, сензитивном периоде для порядка .

            Дети переживают разные стадии сензитивных периодов на протяжении всего детства в определенное время от рождения до шести лет. После прочтения этого короткого блога вы будете точно знать, что такое сенситивные периоды и как они влияют на развитие младенцев и малышей. С помощью цитат Монтессори и примеров чувствительных периодов в развитии ребенка вы также найдете двенадцать стадий чувствительных периодов в виде диаграммы ниже. Давайте копать!

Что такое чувствительный период?

То, что мы ранее определили как беспричинную истерику, на самом деле является сильной чувствительностью к порядку, врожденным желанием ребенка иметь этот порядок и их реакцией на отсутствие порядка. Вот что Монтессори имеет в виду под сензитивным периодом;

Сенситивный период относится к особой чувствительности, которую существо приобретает в младенческом состоянии, пока оно еще находится в процессе эволюции. Это преходящая предрасположенность, ограниченная приобретением определенной черты. Как только эта черта или характеристика приобретена, эта особая чувствительность исчезает» 9.0037

Монтессори, Тайна детства, с. 38

Сенситивные периоды в развитии ребенка описываются как временные рамки, когда дети очень восприимчивы к определенным раздражителям в окружающей среде, помогая в процессах развития их мозга, разума и органов.

Как это влияет на развитие младенцев и малышей?

В эти переходные и определенные периоды дети могут проявлять феноменальные способности в навыках, физическом развитии и когнитивном развитии, обусловленном чувствительностью. Когда ребенок испытывает эту чувствительность, он повторяет определенное действие или поведение, пока не овладеет навыком. Вот почему в возрасте двух с половиной лет дети начинают говорить без остановки. У них период чувствительности к языку, мышцы вокруг рта укрепляются и прокладывают пути к соответствующим нейронам в мозгу. В это время ребенок способен выучить гораздо больше новой лексики, структуры предложений и стратегий категоризации, чем раньше. Он даже может легко выучить второй язык.

Характеристики сенситивного поведения

Другие характеристики сензитивных периодов включают повторяющееся поведение, такое как открытие и закрытие, сокрытие и нахождение, интенсивная концентрация и сосредоточенность на задаче (не прерывать!), подражание другим и движение ради этого .

Что делать в сензитивные периоды

Предоставление стимулов в сензитивные периоды позволит ребенку процветать в более поздние годы жизни. И наоборот, обучение ребенка запоминанию сложных понятий до того, как наступит период чувствительности, может оказать сдерживающее воздействие на их склонность к их изучению, когда придет время.

Инструктируя их после период чувствительности прошел, может быть слишком поздно для оптимального обучения. Поэтому, как лица, обеспечивающие уход, распознавание чувствительных периодов может быть чрезвычайно полезным для дальнейшего развития ребенка, мы, конечно же, не хотим упустить эти важные окна возможностей. (см. таблицу ниже для возрастов и стадий).

Кроме того, Монтессори считает, что люди узнают большую часть того, что они когда-либо узнают, в течение первых двух лет своей жизни, хотя периоды чувствительности длятся от рождения до шести лет.

«Приобретения, которые он сделал, таковы, что мы можем сказать, что ребенок, который идет в школу в три года, является стариком. Психологи говорят, что если мы сравним наши способности во взрослом возрасте со способностями ребенка, нам потребуется 60 лет тяжелой работы, чтобы достичь того, чего ребенок достиг за первые три года… ребенок в три года уже старик». Монтессори, Впитывающий разум, стр. 5., ДПК, глава 1.

Что мы должны сделать, так это обеспечить заботливую, постоянную и поддерживающую среду. Дети учатся на опыте в своем окружении, независимо от того, учим мы их или нет. Внутренний свет каждого ребенка естественным образом подталкивает его к взаимодействию с окружающей средой. Монтессори добавляет;

Наша школа не настоящая школа; это дом детей, т. е. среда, специально подготовленная для детей, где дети впитывают любую культуру, распространенную в среде, без чьего-либо обучения».

Монтессори, Впитывающий разум, стр. 6. электронная книга, ДПК.

Стратегии, которые Монтессорианцы используют для управления обучением

  1. Наблюдение играет ключевую роль в выявлении сенситивных периодов у детей. Гиды Монтессори знают о признаках готовности и постоянно наблюдают за обстановкой в ​​классе.
  2. Они ждут терпеливо пока дети не проявят интерес или естественную склонность к выполнению определенных навыков, прежде чем знакомить их с новыми понятиями.