Сенсорные игры это – Консультация по теме: Сенсорные игры и их виды
Сенсорные игры для детей
Знаете ли вы, что:В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.
Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.
Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.
Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.
Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.
Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.
Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.
Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.
Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.
Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.
Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.
Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.
По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.
Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.
В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.
www.neboleem.net
13 сенсорных игр для развития детей – Семья и дети – Домашний
zahodДля полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.
Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.
С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.
Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!
1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.
2. Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
3. Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.
4. Большой/маленький.
Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.
Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.
5. Что звучит?
Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.
Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?
6. Послушай, как звучит!
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.
Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.
7. Музыкальные игры.
Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.
8. Ммм… как пахнет!
Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.
9. Какое наощупь?
Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.
Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.
10. Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.
Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.
11. Кто это?
Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.
12. Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.
13. Что изменилось?
Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.
Веселых вам игр!
domashniy.ru
Игра — это серьёзно! Часть вторая. Сенсорные игры
Психолог Наталья Ульянова написала для Мамы.ру цикл статей о том, почему детям так важна свободная игра (в противовес «раннему развитию»). Сегодня мы публикуем вторую часть, первая здесь.
Сенсорная игра — это процесс взаимодействия с окружающим миром, целью которого является получение разнообразных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, вестибулярных и т.д. Примером сенсорной игры во взрослом возрасте является, например, спуск с горки в аквапарке — мы получаем удовольствие от ощущения “полёта”, от мелькания разноцветных картинок перед глазами, от контакта с водой — то есть стимулируем одновременно несколько органов чувств.
Что происходит?
Для младенца, ещё только осваивающего с собственным телом, знакомство с миром начинается именно с отдельных ощущений — новорожденные дети не воспринимают предметы так, как это делаем мы — для них это бессвязные наборы пятен, вспышек, звуков, вибрации и т.д. Постепенно из общей массы впечатлений выкристаллизовываются самые важные — лицо мамы, звук колыбельной песни, шершавость папиной щеки — то, что сопутствует удовлетворению потребностей малыша в еде, сне и безопасности.
Игра с ощущениями начинается приблизительно с одного месяца жизни — собственно, игрой это еще сложно назвать: ребенок просто становится способен прослеживать направление движения игрушки (например, погремушки, которую показывает ему взрослый). В этом возрасте становятся актуальными различные подвесные мобили, где плюшевые звери или цветы движутся по кругу, часто под плавную музыку, или просто болтаются в воздухе. К двум месяцам ребенок настолько осваивает искусство созерцания, что может разглядывать их целых 5, а если повезет, то и 15 минут подряд! Появляется интерес к погремушкам, а также звенящим и шелестящим предметам всех мастей: чем ярче, тем лучше.
Дальше — больше. После трех месяцев начинается постепенное освоение собственного тела и первые попытки дотянуться до висящей или лежащей рядом игрушки. Затем — череда новых открытий: некоторые свойства предметов являются связанными между собой (например, желтый утенок раз за разом одинаково пищит), а некоторыми младенец может управлять сам (нажимая на утенка, вызывать писк)! По мере освоения переворотов, подъема на четвереньки, разных видов ползания и, наконец, ходьбы расширяется и спектр изучаемых свойств окружающего мира: малыш пробует все на вкус, проверяет на твердость первыми зубами, хватает, катает, стучит, шуршит и даже раскладывает на составные части (правда, чаще собрать их обратно в целое не представляется возможным). Новые предметы увлекают ребенка, но долго удерживать внимание он еще не может: смена деятельности требуется примерно каждые 3-5 минут. Однажды мне повезло, и моя пятимесячная дочь целых двадцать минут сама играла со свежекупленным воздушным шариком! Но повторить этот успех во второй раз так и не удалось.
Чрезвычайно важную роль в период младенчества играют вестибулярные и тактильные ощущения. Малыш на руках у взрослого чувствует себя в безопасности и тепле, поэтому многим мамам знакомо состояние “ребенок не слезает с рук” — в первые полгода это абсолютно нормальное явление, способствующее формированию привязанности младенца к людям, которые осуществляют уход за ним. Поскольку круглосуточно носить ребенка физически невозможно и психологически выматывающе, очень важно давать родителю, осуществляющему основной уход за ребенком, регулярную возможность отдыха; на короткие промежутки многие дети соглашаются полежать в специальных шезлонгах, качелях или просто на коврике с игрушками. Ближе к полугоду многие дети требуют носить их на руках “лицом к миру”, чтобы можно было разглядеть объекты, которые не видно из кроватки или с пола. Развивая навык самостоятельного перемещения, малыши продолжают тренировать способность к удержанию равновесия, балансируя на разных поверхностях, перекатываясь по кровати, пробуя вставать у различных опор и т.д.
Как играть?
Поскольку важнейшей деятельностью для ребенка до года является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, играть с ним надо непосредственно и эмоционально! Главная задача взрослого — дать максимально возможный спектр безопасных и приятных ощущений малышу. Для этого можно использовать:
- песенки и потешки — любые, какие вам нравятся. Кто-то специально учит народные пестушки, а кто-то не заморачивается и поет младенцам любимого “Короля и шута” — и все прекрасно!
- гимнастику и массаж — самых разных видов, многие из которых отлично совмещаются с вышеупомянутыми песенками или детскими стихами: всем знакомые массажные “Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы” или кручение ножками педалей воображаемого велосипеда под “Ехали медведи…”
- упражнения на развитие вестибулярного аппарата — катание на мяче и качелях (вместе со взрослым), разного рода “самолетики”, “лошадки”, да хоть просто катание ребенка “бревнышком” по кровати — лишь бы все участники получали удовольствие!
- тактильные игры — всевозможные объятия, покачивания, щекотания (в том числе знаменитое “Идет коза рогатая…”) и все, что связано с прикосновениями. Заодно можно называть ребенку части его собственного тела, например, с такой присказкой: “Шла большая черепаха, и кусала всех со страху за… ушко! (легонько хватаем малыша за ухо, затем повторяем фразу, но в конце называем и показываем другую часть тела, и т.д.). Можно попробовать также простые пальчиковые игры вроде “Сороки-вороны…”, но многие дети проникаются их смыслом только в более старшем возрасте.
- простейшие прятки — точнее, их вариант с общим названием “Ку-ку!”. Закрываем свое лицо или лицо ребенка ладонями, затем разводим их в стороны с восклицанием “Ку-ку!”, чуть позже можно прятаться за платок, занавеску или под одеяло, а также прятать игрушки или ручки и ножки самого малыша и сразу же “находить” их.
- демонстрацию на собственном примере, что можно делать с игрушками — в этом возрасте чем проще, тем лучше; малышу достаточно освоить одно несложное действие, чтобы потом с удовольствием многократно воспроизводить его, наслаждаясь полученным эффектом. Особенной любовью пользуется принцип “нажми на кнопку — получишь результат” (правда, им лучше не увлекаться слишком сильно, чтобы не ограничивать развитие мелкой моторики ребенка).
Какие игрушки использовать?
Главное требование к игрушкам для детей младше года — физическая безопасность. Всё, что может быть оторвано, будет оторвано, а также помято и засунуто в рот — так уж устроены младенцы. Соответственно, перед покупкой игрушки обязательно необходимо удостовериться, что на ней стоит маркировка “0+”, а перед тем, как выдать её ребёнку, неплохо бы протестировать её на прочность: подергать за выступающие части, немного сжать в руках и т.д.
Второе важное требование к игрушкам — гигиеничность. Оптимальными являются легко моющиеся игрушки из силикона или специального пластика, допустимы также изделия из ткани и/или ниток, поддающиеся машинной стирке, игрушки из дерева и других натуральных материалов без токсичных пропиток и красок. Бумага, целлофан, металл, фольга, резина, поролон опасны тем, что легко отрываются и откусываются — мелкими кусочками малыш может подавиться, а в местах с нарушенной целостностью легко скапливается грязь, слюна, пыль и т.д.
Хорошая новость, впрочем, состоит в том, что никаких специальных “развивающих” игрушек ребёнку до года, в общем-то, не нужно: весь мир для него — сплошная развивающая зона. Многие родители отмечают, что обычные бытовые предметы: кухонная лопатка, банка из-под кофе, тканевый чехол для белья и прочее — вызывают куда больший интерес, чем специально созданные и любовно выбранные в магазине погремушки и подвесы. Крутящиеся мобили, коврики с закрепленными на дугах игрушками, музыкальные кубы и прочие популярные приспособления нужны в большей мере родителям — ребёнок может увлечься ими на 10-15, а иногда и 20-25 минут, что даст маме или папе небольшую передышку; решающей роли в развитии младенца их наличие или отсутствие определенно не сыграет.
“Базовый” набор игрушек для младенца может выглядеть так: две-три яркие погремушки, несколько прорезывателей с разным рельефом, подвесные игрушки для коляски или автокресла; в период, когда малыш начнет ползать и уверенно сидеть, пригодится неваляшка, набор вкладывающихся друг в друга стаканчиков, мягкие кубики для первых башен, небольшой мяч. Всё остальное найдется в кухонных шкафах, бельевых ящиках и других уголках квартиры и ни на йоту не уступит в развивающем потенциале специально разработанным детским товарам.
Играйте с удовольствием!
Продолжение здесь.
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
mama.ru
Статья по теме: Сенсорные игры
Сенсорные игры.
Цели проведения сенсорных игр:
-переживание приятных эмоций
-возникновение эмоционального контакта со взрослым
-получение ребенком новой сенсорной информации
-внесение в игру новых социальных смыслов.
Во время сенсорной игры ребенок получает новые чувственные ощущения:
— зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание)
-слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, учится их различать)
— тактильные (ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания)
-двигательные (ребенок получает ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений)
-обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира)
— вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания)
Виды сенсорных игр:
Игры с красками:
« Цветная вода»- взрослый расставляет на столе прозрачные стаканы и наполовину наполняет их водой. Обмакивает кисточку в краску одного из основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и разводит ее в стакане с водой. Далее взрослый предлагает ребенку самому выбрать краску и сделать цветную водичку.
«Смешиваем краски»- взрослый сливает воду разных цветов в один стакан либо растворяет в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого-зеленый, из красного и синего-фиолетовый.
«Кукольный обед» — взрослый вместе с ребенком накрывает на стол, рассаживает игрушки, угощает их различными «напитками». Так, красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а черная — в кофе.
«Разноцветный снег»- взрослый вместе с ребенком наполняет бутылку с водой, затем предлагает ребенку развести краску. В крышках при помощи шила делаются отверстия. На улице из таких бутылок взрослый вместе с ребенком поливает снег, делая его разноцветным.
Игры с водой:
«Наливаем-выливаем»- взрослый предлагает ребенку поиграть с водой, опускает ручки ребенка в воду, водит ими из стороны в сторону. Затем вместе с ребенком наполняет водой различные емкости (банки, чашки, бутылки), переливает воду из одной емкости в другую.
«Брызгалки» — в теплое время года взрослый предлагает ребенку разбрызгивать воду из водяного пистолета, резиновой груши, бутылочки.
«Тонущие и плавающие предметы»- взрослый вместе с ребенком бросает в таз с водой предметы из разнообразных материалов, наблюдая, какие из них тонут, какие плавают. Затем — стимулирует ребенка достать предметы из воды и разложить их по разным коробкам.
Игры с мыльными пузырями:
«Мыльные пузыри» — взрослый выдувает мыльные пузыри из разнообразных трубочек (коктельной трубочки, трубы, свернутой из плотной бумаги, небольшой пластиковой бутылки с отрезанным дном и.т.д.), предлагая ребенку их ловить.
«Пенный замок»- взрослый погружает коктельную трубочку в мыльный раствор, дует в нее, привлекая внимание ребенка к пенному облаку. Затем — прячет игрушку в пену, стимулируя ребенка достать ее.
Игры со свечами:
«Праздник на воде»- взрослый наполняет таз с водой и привлекает внимание ребенка к зажженным плавающим свечам.
«Холодно — горячо»- взрослый наполняет столовую ложку водой и держит ее над пламенем свечи. Обращает внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. «Дотрагиваться до огонька нельзя — горячо! А если подержать над огоньком кусочек льда, он быстро растает»
Игры со светом:
«Солнечный зайчик»- взрослый обращает внимание ребенка на солнечный лучик, пойманный зеркальцем, как он движется по стене, потолку. Взрослый стимулирует ребенка дотронуться до светового пятна — поймать зайчика.
Игры с крупами:
«Рисование по крупе» — взрослый рассыпает мелкую крупу тонким слоем на однотонном ярком подносе. Проводит пальчиком ребенка по крупе, предлагая порисовать.
«Прячем ручки» — взрослый насыпает крупу в глубокую миску, предлагая ребенку спрятать руки в крупу, пошевелить пальчиками, потереть ладошки друг о друга, просеить через сито. Прячет на глазах у ребенка маленькую игрушку и стимулирует к поиску — разгребая крупу ладонями или копая совочком.
«Пересыпаем крупу»- взрослый предлагает ребенку пересыпать крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую.
«Вкусная кашка» — добавив в манную крупу воды, взрослый вместе ребенком варит «кашку» для куклы, а затем кормит ее.
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной):
«Мнем и отщипываем»- взрослый предлагает ребенку подержать в руках брусок пластилина, помять пальчиками, отщипнуть несколько кусочков. В следующий раз взрослый дает ребенку кусочек теста, затем — глину. Обращает внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.
«Надавливаем и размазываем»- взрослый учит ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) получаем пластилиновую линию. Поначалу взрослый действует руками ребенка, затем предлагает малышу попробовать делать это самостоятельно.
« Скатываем шарики, раскатываем колбаски»- взрослый показывает ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями. Поначалу взрослый действует руками ребенка. Затем предлагает малышу попробовать делать это самостоятельно.
«Пластилиновые картинки»- взрослый предлагает ребенку сделать простые изображения из пластилина — «конфетки», «ягодки», «траву», «дождик», «снег» и др.
Игры со звуками:
«Постучим, погремим»- взрослый обращает внимание ребенка на окружающие его звуки и учит извлекать их из различных предметов. Например, стучит деревянными или металлическими ложками друг о друга, проводит палочкой по батарее, стучит костяшками пальцев по стеклу, бросает мелкие предметы в трубу.
«Найди такую же коробочку» — взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной крупой: «Коробочка гремит». Затем предлагает ребенку найти такую же среди 2-3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями-монетками, спичками, песком и др.)
«Музыканты» — ребенок под руководством взрослого знакомится с детскими музыкальными инструментами — бубном, барабаном, металлофоном, дудочкой, гармошкой, учится играть на них, использовать в сюжетных играх.
Игры с движениями и тактильными ощущениями:
«Догоню-догоню» — взрослый делает вид, что пытается поймать ребенка, тот с визгом убегает.
«Змейка» — взрослый берет ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения, отходит от ребенка, предлагая ему догнать «змею»: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!»
«Самолетики» — взрослый кружит ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опускает на диван или на пол — «Приземлились…»
nsportal.ru
Сенсорные игры: развиваем тактильные ощущения.
Как мы и обещали, этот обзор мы посвятим разным сенсорным играм и игрушкам, которые несложно сделать дома.
Сенсорное развитие – это восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.
Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами — горький или сладкий и т.п.
Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. В игре Волшебный мешочек ребенок учится на ощупь узнавать предметы. Также с закрытыми глазами можно угадывать овощи и фрукты по вкусу или запаху. Еще можно угадывать на ощупь что из чего сделано – стеклянный стакан, вилка, деревянная ручка и т.п.
Мы не будем подробно рассказывать об играх на изучение форм, величины и цвета – о них написано очень много, а подробнее остановимся на тактильных играх.
Вспомни ощущение
Нужно касаться руки ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения: перышком, игрушкой, варежкой, мочалкой и пр. А потом повторить прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано
Узнай фигуру
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Найди пару
Игру нетрудно сделать самим. Главное набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь – кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т.п. Играть можно несколькими способами. Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани), можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же.
А, когда игра начнет постепенно надоедать, ее можно будет усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т.п.
Вот как, например, это может выглядеть
pic
Вот наш список того, что можно использовать для этой игры (различные на ощупь материалы)
1. ткани
— вельвет (крупный и мелкий)
— бархат
— кожа
— гладкая подкладочная ткань
— флис
— велюр
— ткань мебельная для обивки
— какая-нибудь «колючая» ткань
— ткань с нашитыми пайетками
— шелк
— мех разный
— есть ткань с пупырышками
— ткань для пальто (как овечка)
2. Пуговицы разной формы
3. Липучка – обе стороны
4. Бархатная бумага
5. Кусочки ваты
6. Можно использовать разные нитки или пряжу
7. Кусок клеенки
8. Кусочек полиэтиленового пакета
9. Продаются мелкие стразы (или типа страз) на ленте. Для самых маленьких ощущения для пальчиков немного «колючее» или «острое» (поранить, естественно они не могут)
10. Кусочек резинового коврика
11. Мочалка от губки
12. Губка
А можно сделать коврик или панно на стену
pic
Когда сын был маленький, он очень любил пересыпать разные крупы из миски в миску (руками, ложкой) и искать игрушки в емкости с крупами.
Можно угадывать крупы на ощупь
pic
Но самый лучший материал – это, конечно, песок. Правда, далеко не каждый родитель отважится устроить дома песочницу. И на самом деле в этом нет необходимости, когда намного интереснее устроить коробку с настоящими сокровищами – сенсорную коробку!
Сенсорные коробки – это контейнеры (а можно сделать или купить готовый столик) с высокими бортиками, которые заполняются разнообразными «тактильными» материалами.
Такие коробки можно делать цветными и заодно играть в игру «найди предмет»
pic
pic
pic
А можно делать и тематическими – по временам года или по назначению – лес, стройка и т.п. Таким образом мы создаем самую настоящую декорацию для игры!
pic
pic
pic
pic
Для малышей лучше выбирать предметы покрупнее, а с детьми постарше весело будет создавать такую коробку вместе, точнее всю творческую часть доверить ребенку, а взрослый лишь поможет собрать нужный материал.
Вот небольшой список того, что можно насыпать в такую коробку:
1. рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей
2. бобы, красная и зеленая чечевица
3. горох
4. макароны (большие трубчатые, завитушки, ракушки, бабочки и т.д)
5. манка
6. гречка
7. пшено
8. соль (мелкая или крупная морская, а можно окрашенную для ванны)
9. пена для бритья
11. сухие или свежие листья
7. песок
12. галька или обычные мелкие камушки
13. стеклянные полусферы, которые продаются для аквариумов
14. ракушки
15. ватные шарики
16. помпоны
17. нарезанная бумага
18. лед
19. пайтки
20. пуговицы
21. каштаны
22. желуди
23. искусственные перья
А еще преимущество такой игрушки в том, что содержание легко сменить в любой момент и она никогда не надоест. И еще один момент – она интересна и полезна не только детям, попробуйте сами после напряженного дня опустить руки, например, в фасоль или горох – вы почувствуете, как все нервное напряжение уходит. Пробуйте и присылайте нам фото своих сенсорных коробок!
Похожие посты:
Игры без игрушек. Малышам.
Настольные игры для малышей. Угадай на ощупь.
kubirubi.livejournal.com
Сенсорные игры для развития тактильных ощущений
Сенсорное развитие — это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).
Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.
Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.
Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.
Вспомнить предмет
Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.
Сенсорные игрушки
Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.
В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.
Предлагаю несколько вариантов:
1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).
Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.
Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.
2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.
Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками…
В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.
Игры с водой
Эти игры весело проводить в ванной.
Как играть:
1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте «чаепитие» или «званый ужин», ребёнок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашечкам «чай».
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и «помыть» ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?
Мыльные игры
Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.
«Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.
«Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На «мыльной» клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.
Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.
«Волшебные руки». Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.
Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.
Узнай фигуру
На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.
Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).
Узнай предмет на ощупь
1. На столе раскладываем или расставляем:
— различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан…
— посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
— одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты …
— игрушки
А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.
Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани…
Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.
Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.
2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном …). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»
3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.Найди пару
Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.
Играть можно несколькими способами:
— просим ребенка (малыша — с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;
— берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.
Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.
Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):
1. Ткани (какие есть):
— хлопок— синтетические ткани
— фетр
— вельвет (крупный, мелкий)
— бархат и велюр
— кожа
— гладкая ткань (например, подкладочная)
— флис
— грубая ткань (например, мебельная для обивки)
— любая «колючая» ткань
— ткань с пайетками
— шелк и атлас
— мех
— ткань с рельефом
— ткань ворсистая (как овечка).
2. Пуговицы различных формы и размеров.
3. Липучки с обеих сторон.
4. Бархатная и фактурная бумага.
5. Вата или ватные диски.
6. Нитки или пряжа.
7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.
9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).
10. Кусочек резинового коврика.
11. Мочалка.
12. Губка.
13. Косточки от персиков, от абрикос…
Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.
Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.
Сенсорные коробки
Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги… Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.
Есть экологичный заменитель песка — кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант — сенсорную коробку.
Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.
В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.
Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.
Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.
Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.
Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:
1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди
Может придумаете ещё что-нибудь.
Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.
novye-deti.ru
Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему: Виды сенсорных игр с ребенком аутистом
Виды сенсорных игр с ребенком аутистом.
Как установить контакт с ребенком аутистом через сенсорные игры?
Проведение сенсорных игр с аутичным ребенком может создать новые возможности для установления с ним контакта. Мы исходим из предположения, что мир предметов и свойств значим для малыша, привлекает его внимание, интерес. В момент получения сенсорных ощущений он испытывает удовольствие, проявляющееся во всем его облике и в степени целеустремленности (если попытаться переключить внимание на что-либо другое, он будет настаивать на продолжении этого понравившегося занятия, если попытаться запретить — то ответом станет бурно выражаемый протест).
Такое положение вещей отчасти имеет естественную природу. Ведь даже во взрослом состоянии люди получают удовольствие и радость от контакта с физическим миром: приятно ощущать в пальцах мягкое тесто, вдыхать его аромат, радостно шуршать осенней листвой и наблюдать за изменчивостью облаков.
Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.
Это часто беспокоит родителей, вызывает раздражение. Однако лучше не ругать ребенка, не запрещать, а использовать положительные стороны его действий с предметами и материалами. В данном случае, бесспорно, хорошо то, что ребенок переживает удовольствие.
Отсюда вытекает
цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком.
Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого.
Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.
Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.
Играя с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.
Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.
Для того чтобы педагог получил представление о ходе дальнейшей работы, при описании игр кратко упомянуты возможные варианты их развития (использование разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни и т.д.).
Виды сенсорных игр
-игры с красками
— цветная вода
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.
В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем — «заказывая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно. После первой демонстрации ребенок играет в «Цветную воду» не только на занятии с психологом или педагогом, но может затеять игру в любой момент, когда захочет. В этом случае на помощь приходит кто-нибудь из близких. Если же позволяет уровень развития бытовых навыков ребенка, он вполне может действовать самостоятельно.
Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры — организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бутылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль —течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.
— СМЕШИВАЕМ КРАСКИ
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего —фиолетовый.
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
— КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе.
Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете — посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимые детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги.
Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую. Предлагаем следующие варианты игр с водой.-
ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
— ОТКРЫВАЙ! — ЗАКРЫВАЙ!
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: «Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!» Вот, открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
— ФОНТАН
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.
— БАССЕЙН
Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать — вот так. Поплыли!»
— ОЗЕРО
Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки —маленькие утята. «Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.
— МОРЕ
На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик — давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше» и т.д.
— КУПАНИЕ КУКОЛ
Искупайте кукол голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.
— МЫТЬЕ ПОСУДЫ
Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую — тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!»
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются — это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.
Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
Предлагаем такие игры:
— «Снег пошел» — дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.
— «Плыви, кораблик!» — дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).
— «Вертушка» — дуть на игрушку-вертушку.
— «Катись, шарик!» — дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.
— «Бульки» — дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.
Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.
— мыльные пузыри
Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус — прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).
— ПЕННЫЙ ЗАМОК
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.
игры со свечами
Приготовьте набор свечей — обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.
— ПОДУЕМ НА ОГОНЕК
Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит — как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
— ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ
Оставьте маме «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.
— РИСУЕМ ДЫМОМ
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.
— ПРАЗДНИК НА ВОДЕ
Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.
— ХОЛОДНО — ГОРЯЧО
Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя — горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».
— ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «День рождения Мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.
игры со светом и тенями
— СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогданеспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре — предложите поймать убегающего «зачика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Пойматю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
-ТЕНИ НА СТЕНЕ
Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.
Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.
— ТЕАТР ТЕНЕЙ
Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
-ФОНАРИК
Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.
-ТЕМНО —СВЕТЛО
При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.
-КИТАЙСКИЙ ФОНАРИК
Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите «китайский фонарик», который озарит все вокруг загадочным светом.
Игры со льдом
— ЛЬДИНКИ
Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая». Погрейте кусок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Смотри, водичкакапает— это лед тает и снова превращается в воду».
-ТАЕТ ЛЬДИНКА
Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.
А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает; «Ах, какой холодненький сок!»
-РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД
Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
-ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ
Замораживайте воду не только в специальных формочках. Используйте также пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор — выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.
-СОСУЛЬКИ
Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки и т.д.
игры с крупами
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
— прячем ручки
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
-ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
-ДОЖДЬ, ГРАД
Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий — позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем» или «градом», и с этого момент сенсорная игра переходит в терапевтическую (см. с. 51).
По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.
В завершение такой игры организуйте уборку.
— покормим птичек
В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»
-ВКУСНАЯ КАШКА
Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее.
Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.
Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол — например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».
-РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».
Игры с пластичными материалами
Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый не ароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.
Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
— Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем — глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.
— Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.
— Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка.
— Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.
После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появитсяжелтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина —получился «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».
-ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ
Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета —получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».
Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения»
Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку «пирожков».
На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы — так, горох станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.
Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке — «цветочки» из мозаики.
игры со звуками
— ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д
-ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
— НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ
Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же.
Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.
Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
— свистульки
Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.
-МУЗЫКАНТЫ
Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.
Когда ребенок научится различать на слухих звучание, правильно играть на них, используйте его умения всюжетных играх—«У мишки день рождения. Давайсыграем для негона пианино», когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке и т.д.
— ЗВУКИ ПРИРОДЫ
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка… Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами используйте следующие приемы:
— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— танцы;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.
Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
— Сопровождение текста движениями;
— Воспроизведоиие сюжета с помощью игрушек;
— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.
Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.
Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка с определенным образом — предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гусей, начинает напевать песенку про веселых гусей.
Рекомендуем начинать занятия со следующих текстов: песенки — «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения-потешки — «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.детский аутизм. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми
nsportal.ru