Шкала тревожности прихожан для младших школьников – Шкала личностной тревожности (а. м. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Содержание

Шкала личностной тревожности (а. м. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет.

Описание теста

Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б– для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция к тесту

Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное.

Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Обработка результатов теста

Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.

Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ.

Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

ШКАЛА САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ Т. ДЕМБО И С.Я. РУБИНШТЕЙН МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН

Цель методики: изучение особенностей самооценки.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом».

Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу.

Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно.

Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

ОБРАБОТКА Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

  1. 1. По каждой из шести шкал определить: — уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; — высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  2. — значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

БЛАНК (приложение 3)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 1. Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

 Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.

Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е.

расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.

В таблице ниже даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.) [1].

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100

ИНСТРУКЦИЯ: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье; 2. ум, способности; 3. характер; 4. авторитет у сверстников; 5. умение многое делать своими руками, умелые руки; 6. внешность; 7. уверенность в себе.

  • На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя»
  • Бланк регистрации результатов оценки УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ и САМООЦЕНКИ (приложение 4)
  • Фамилия, имя ребенка _________________________________________
  • Дата рождения ________________ Дата эксперимента _______________
  • Анализ результатов:
Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100



Источник: https://infopedia.su/20x7a27.html

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

С развитием детской, школьной и педагогической психологии во второй половине прошлого столетия специалисты столкнулись с проблемой наличия у детей беспокоящих состояний. Для диагностики и оценки требовался специальный метод. Так появилась шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Назначение

Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.

За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.

История создания

А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.

Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Анна Михайловна Прихожан

С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.

Автор

Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:

  • классифицировала беспокоящие состояния,
  • выявила и систематизировала факторы, которые влияют на её появление и развитие,
  • сформировала методики по выявлению ситуативной и личностной тревоги.

Содержание теста

Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Преимущества CMAS:

  • возможность определения конкретной сферы, вызывающей беспокоящее состояние,
  • в малой степени зависит от возможностей школьников адекватно распознавать свои переживания и чувства,
  • подходит для размещения на бланках, что позволяет проводить групповое тестирование.

Структура бланка:

  • сведения об испытуемом,
  • инструкция по применению,
  • содержание методики.

Скачать бланк с тестом по ссылке.

Шкала состоит из двух блоков:

  • А — предназначен для возрастных групп от 10 до 12 лет,
  • Б — применяется для возрастных категорий от 13 до 16 лет.

Работа с каждым блоком проводится по идентичному сценарию. Каждый из них предлагает по 40 ситуаций и обстоятельств. Любая из ситуаций предполагает ответ — вызывает тревогу, страх или нет.

Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

ОтветНетНемногоДостаточноЗначительноОчень
Цифровое значение1234

Все ситуации и обстоятельства включены в четыре группы (субшкалы). Каждая группа позволяет по ответам определить наличие конкретного типа беспокоящего состояния.

А.М. Прихожан была также разработана проективная методика для диагностики школьной тревожности. В ней, вместо 40 вариантов ситуаций и обстоятельств в форме фраз, ребёнку предлагается посмотреть на 12 изображений.

Каждое из них показывает определённую ситуацию. На картинках у людей не прорисованы лица. Задача ребёнка — сказать, какие эмоции испытывает конкретный человек на изображении.

Проективный метод позволяет оценить уровень беспокойного состояния на основе количественного сопоставления положительных или отрицательных оценок реакций на изображениях.

Метод отлично подходит для диагностики и интерпретации беспокоящих состояний у учеников младших классов в возрасте до 10 лет.

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11,
  • 12,
  • от 13 до 14,
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Источник: https://eraminerals.ru/psihologiya/diagnostika-detej-po-shkale-lichnostnoj-trevozhnosti-a-m-prihozhan

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Название: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности« А. М. Прихожан Область применения: выявление уровня школьной тревожности учащихся начальной школы. Формат:doc и pdf. в rar. архиве. Размер: 6,05 Мб Качество: хорошее

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002) была разработана А. М. Прихожан на основании методики Е. W. Amen, N. Renison (1954).

В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги.

Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых — 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимы средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона.

Инструкция. «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное.

Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2—11. Картинка 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию.

Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов (максимальное количество — 10).

Примеры «благополучных» и «неблагополучных» ответов детей приведены в табл. 7.

Таблица 7 Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности

№ картинки«Благополучные ответы»«Неблагополучные ответы»
2Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу»Девочка болеет дома, а те, которые идут в школу, ей завидуют
3Мальчики играют в футбол. Мальчику (с мячом) весело. Остальным тожеМальчик (с мячом) разозлился на остальных и лупит мячом в стену
4Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая мамеМама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет
5Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водитьКто-то разбил цветок. Учительница ругается. Мальчик (который стоит ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные заступаются
6Это математика. Девочка (на первой парте) решает задачу. У нее все решилось. Она ждет, что ее сейчас похвалят. Ей приятноЗадача трудная. Девочка (на первой парте) решила. Только не знает, правильно или не правильно. Не хочет, чтобы ее вызвали решать к доске. Боится
7Учительница говорит отметки за урок. Все хорошиеУчительница читает рассказ. Все случают, а девочка наказана (в углу). Ей грустно
8Мальчик дома делает математику. Он любит математикуМальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится
9Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостноС девочкой (справа) поссорились и не разговаривают. Она говорит: «Вы дуры». Злится
10Девочку вызвали к доске. Она выучила про существительное. Ей учительница поставит «пять». Она довольнаМальчик решил задачу, а учительница говорит: «Тройка!» Он обиделся и спорит с ней. Она всегда так
11Играет в конструктор. Это интересно. Я тоже люблюДевочка сказала, что заболела, и осталась дома. Это хорошо, потому что сегодня контрольная. Теперь она не боится получить «двойку»

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожность вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12 (по данным А. М. Прихожан, эти случаи редки и составляют не более 5—7 %). Такие случаи требуют дополнительного исследования и углубленного анализа причин.

Стимульный материал к методике приведен в приложении 1.

Образец стимульного материала:

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьниковШкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Скачать проективную методику диагностики школьной тревожности

Скачать стимульный материал к проективной методике диагностики школьной тревожности

Источник: https://5psy.ru/testi/proektivnaya-metodika-dlya-diagnostiki-shkolnoi-trevojnosti.html

Методика 7. «Шкала тревожности а.М. Прихожан»

Разработана
по принципу «Шкалы социально-ситуационной
тревоги» В. Кондаша.

Особенность шкал
такого типа состоит в том, что в них
чело­век оценивает не наличие или
отсутствие у себя каких-либо переживаний,
симптомов тревожности, а ситуацию с
точки зрения того, насколько она может
вызвать тревогу.

Преимущество шкал
такого типа заключается, во-первых, в
том, что они позволяют выявить области
действительности, объекты, являющиеся
для школьника основными источниками
тревоги, и во-вторых, в меньшей степени,
чем другие типы опросников, зависимы
от особенностей развития у учащихся
интроспекции.

Бланк
методики содержит инструкцию и задания,
что позволяет при необходимости проводить
ее в группе. На первой странице бланка
указывает­ся фамилия, имя школьника,
класс, возраст и дата проведения
исследования.

Инструкция.
На следующих страницах перечислены
ситуации, с ко­торыми вы часто
встречаетесь в жизни. Некоторые из них
могут быть для вас неприятными, вызвать
волнение, беспокойство, страх.

Внимательно
прочитайте каждое предложение и обведите
одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация
совершенно не кажется вам неприятной,
обведите цифру 0. Если она немного волнует
и беспокоит вас, обведите цифру 1.

Если
ситуация достаточно неприятна и вызывает
такое беспокойство, что вы предпочли
бы избежать ее, обведите цифру 2. Если
она для вас очень неприятна и вызывает
сильное беспокойство, тревогу, страх,
обведите цифру 3.

Если ситуация для вас
крайне неприятна, если вы не можете
перенести ее, и она вызывает у вас очень
сильное беспокойство, очень сильный
страх, обве­дите цифру 4.

Ваша задача
представить себе как можно яснее каждую
ситуацию и обвести кружком ту цифру,
которая указывает, в какой степени эта
си­туация может вызвать у вас опасение,
беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики
1. Отвечать у доски 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 1 2 3 4
24. На тебя смотрят, как на маленького 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 1 2 3 4
  • Методика
    включает ситуации трех типов:
  • 1)
    ситуации, связанные со школой, общением
    с учителями;
  • 2)
    ситуации, актуализирующие представление
    о себе;
  • 3)
    ситуации общения.

Соответственно
виды тревожности, выявляемые с помощью
данной шкалы, обозначены так: школьная,
самооценочная, межличностная. Дан­ные
о распределении пунктов шкалы представлены
в таблице 1.

Таблица
1.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная 1 4 7 10 13 16 19 22 25 28
Самооценочная 2 5 8 11 14 17 20 23 26 29
Межличностная 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Подсчитывается
общая сумма баллов отдельно по каждому
разделу шкалы и по шкале в целом.
Полученные результаты интерпретируются
в качестве показателей уровней
соответствующих видов тревожности,
по­казатель по всей шкале — общего
уровня тревожности.

Таблицы
стандартных данных, позволяющих
охарактеризовать показатели уровня
тревожности в различных половозрастных
группах.

Таблица
1

Уровеньтревожности Класс Школьнаятревожность Общая тревожность
Д М Д М
1 — нормальный 9 кл 7 — 19 4 -17 30-62 17-54
8 , 10 кл 2 — 14 1 – 13 17-54 10-48
11 кл 5 — 17 5 – 14 35-62 23-47
2 – несколькоповышен 9 кл 19-25 18-23 63-78 55-73
8 ,10 кл 15-20 14-19 55-72 49-67
11 кл 18-23 15-19 63-76 48-60
3 — высокий 9 кл 26-31 24-30 79-94 74-91
10 кл 21-26 20-25 73-90 68-86
11кл 24-30 20-24 77-90 61-72
4 – очень высокий 9 кл более 31 более 30 более 94 более 91
10 кл более 26 более 25 более 90 более 86
11 кл более 30 более 24 более 90 более 72
5 «чрезмерное» спокойствие 9 кл меньше 7 меньше 4 меньше 30 меньше 17
10 кл меньше 2 ——- меньше 17 меньше 10
11 кл меньше 5 меньше 5 меньше 35 меньше 23

Таблица
2

Уровеньтревожности Класс Межличностнаятревожность Самооценочная тревожность
Д М Д М
1 — нормальный 9 кл 7 — 20 5 -17 11-21 4 -18
10 кл 4 -19 3 -17 6 -19 1 -17
11 кл 5 -20 5 – 14 12-23 8 -17
2 – несколькоповышен 9 кл 21-27 18-24 22-26 19-25
10 кл 20-26 18-25 20-26 18-26
11 кл 21-28 15-19 24-29 18-22
3 — высокий 9 кл 28-33 25-30 27-31 26-32
10 кл 27-33 26-32 27-32 27-34
11кл 29-36 20-23 30-34 23-27
4 – очень высокий 9 кл более 33 более 30 более 31 более 32
10 кл более 33 более 32 более 33 более 34
11 кл более 36 более 23 более 34 более 27
5- «чрезмерное» спокойствие 9 кл меньше 7 меньше 5 меньше 11 меньше 4
10 кл меньше 4 меньше3 меньше 6 ——-
11 кл меньше 5 меньше 5 меньше 12 меньше 8

Методика
8. «Шкала самоуважения»


М.Розенберг.

Описание
методики
:
методика состоит из 10 утверждений,
предусматривающих 4 варианта ответов
(«полностью согласен», «согласен», «не
согласен», «абсолютно не согласен»).

Методика позволяет выявить наличие
двух факторов в «Я-концепции» — самоунижения
и самоуважения – и их соотношение. Они
могут быть параллельно представлены в
«Я- личности».

Опросник даёт возможность
фиксировать преобладающие настроения,
состояния, позиции подростка, тревожность,
активность, общительность, лидерство,
чувство межличностной безопасности,
отношение взрослых к учащемуся.

Материал: стандартный бланк обследования.

Бланк
ответов

Ф.И._________________________________________

  1. Дата
    __________________________________________
  2. Возраст
    ________________________________________
  3. Класс
    __________________________________________
п/п Полностьюсогласен Согласен Не согласен Абсолютноне согласен
1.
2.
….
10.

Методика
проведения
: студент предлагает ученику текст
опросника, бланк ответов и следующую
инструкцию: « Вам необходимо оценить по 4-х бальной шкале 10 утверждений:
«полностью согласен», «согласен», «не
согласен», «абсолютно не согласен» и
занести свои ответы в бланк».

Текст
опросника.

  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие.

  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

  3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

  6. Я к себе хорошо отношусь.

  7. В целом я удовлетворён собою.

  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

  9. Иногда я ясно чувствую свою беспомощность.

  10. Иногда я думаю, что во всём нехорош.

Обработка
результатов
. Подсчитывается количество баллов по
шкалам. Так утверждения «полностью
согласен», « согласен» по утверждениям
1, 3, 4., 6, 7 и «не согласен», «абсолютно не
согласен» по утверждениям 2, 5, 8, 9, 10
характеризуют высокий уровень самоуважения
и низкий уровень самоунижения.

Аналогично
утверждения «полностью согласен» или
«согласен», по пунктам 2, 5, 8, 9, 10 и «не
согласен», «абсолютно не согласен» по
пунктам 1, 3, 4., 6, 7 характеризуют высокий
уровень самоунижения и низкий уровень
самоуважения.

Источник: https://studfile.net/preview/3054039/page:18/

mii-info.ru

Шкала личностной тревожности (а.М. Прихожан)

Назначение теста: определение уровня личностной тревожности.

Описание теста: настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту: (На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

  • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.

  • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.

  • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.

  • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.

  • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Ключ к тесту:

Ключ является общим для обеих форм.

  • Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34.

  • Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39.

  • Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38.

  • Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Таблица 9

studfile.net

Прихожан А. М. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) /Иностранная психология, 1995, 8, С

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

Подробнее

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Подробнее

Тест школьной тревожности Филипса

Тест школьной тревожности Филипса Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Подробнее

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

Подробнее

Тестовая тетрадь ученика

Тестовая тетрадь ученика Школа Класс Тестовая тетрадь ученика Фамилия Имя Пол Дата рождения 2010 ТЕСТ 1. «Лесенка» Инструкция: В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые

Подробнее

Советы родителям тревожного ребенка

Советы родителям тревожного ребенка Советы родителям тревожного ребенка Вы заметили, что с вашим ребенком что-то не так? Он постоянно чем-то обеспокоен? Мы поможем вам разобраться с данной проблемой, ответив на следующие вопросы: Что такое

Подробнее

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ. genderua.narod.ru

ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ. genderua.narod.ru ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности

Подробнее

«Ваш ребенок пятиклассник»

«Ваш ребенок пятиклассник» «Ваш ребенок пятиклассник» Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка семья

Подробнее

Социально-психологическое самочувствие

Социально-психологическое самочувствие Социально-психологическое самочувствие Физиологический элемент (здоровье) Приобретение социального опыта Психологические факторы Здоровье это Состояние полного физического, психического и социального благополучия,

Подробнее

Симптомы экзаменационного стресса

Симптомы экзаменационного стресса Что такое стресс? Стресс состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность,

Подробнее

Нам скоро в 5 класс!

Нам скоро в 5 класс! Нам скоро в 5 класс! ПОВЕСТКА: Как подготовить ребенка к переходу в среднее звено. О прививках для детей. О предварительных результатах успеваемости 1 четверти. О классном самоуправлении. Разное. Никто

Подробнее

«Школьная тревожность»

«Школьная тревожность» «Школьная тревожность» выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников Проявления

Подробнее

РУКОВОДСТВО ИНТЕРВЬЮЕРА

РУКОВОДСТВО ИНТЕРВЬЮЕРА Обзор исследования ipips: РУКОВОДСТВО ИНТЕРВЬЮЕРА ipips это исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Изначально

Подробнее

(ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

(ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) МКОУ Северная СШ Диагностические методики (ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) ПРИЛОЖЕНИЕ1.1. 1класс «Лесенка» (В.Г.Щур) (ДЕКАБРЬ) Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Подробнее

Ключ mmpi 377. >>> Ключ mmpi 377

Ключ mmpi 377. >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 Я любил школу 174. Я более обидчив, чем большинство людей 363. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Счастливее всего я себя чувствую

Подробнее

Ключ mmpi 377. >>> Ключ mmpi 377

Ключ mmpi 377. >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 Я любил школу 174. Я более обидчив, чем большинство людей 363. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Счастливее всего я себя чувствую

Подробнее

Ключ mmpi 377. >>> Ключ mmpi 377

Ключ mmpi 377. >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 >>> Ключ mmpi 377 Ключ mmpi 377 Я любил школу 174. Я более обидчив, чем большинство людей 363. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Счастливее всего я себя чувствую

Подробнее

О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ

О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью,

Подробнее

ПАМЯТКА 1 Трудный возраст

ПАМЯТКА 1 Трудный возраст Трудный возраст (памятка1) Для родителей первоклассников(памятка2) Для родителей пятиклассников(памятка3) Для родителей десятиклассников( памятка4) ПАМЯТКА 1 Трудный возраст Несколько тактичных правил,

Подробнее

Тестовый материал. на учебный год

Тестовый материал. на учебный год Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

Подробнее

docplayer.ru

Показатели личностной тревожности (по методике «Шкала личностной тревожности» (а.М.Прихожан))

Испытуемый

Тревожность (баллы/стены)

Уровень тревожности

Школьная

Самооц.

Межличн.

Маг.

Общая

Пол

Возраст

Подростки с БА

1.

Мальч.

14 лет

11/6

24/8

18/7

5/1

50/5

Нормальный

2.

Дев.

16 лет

28/10

23/8

20/8

34/10

105/10

Очень вы-сокий

3.

Дев.

14 лет

22/09

24/9

7/1

20/10

87/9

Явно по-вышенный

4.

Мальч.

13 лет

10/5

19/6

11/4

4/1

52/5

Нормальный

5.

Дев.

16 лет

17/7

25/8

11/4

13/7

78/8

Несколько повышенный

6.

Мальч.

16 лет

15/9

17/5

25/10

21/8

74/7

Несколько повышенный

7.

Мальч.

13 лет

22/10

25/8

19/9

25/10

79/9

Явно по-вышенный

8.

Мальч.

15 лет

20/10

26/9

19/9

25/10

81/9

Явно по-вышенный

9.

Мальч.

13 лет

15/9

18/6

25/10

21/8

71/8

Несколько повышенный

10.

Мальч.

14 лет

18/10

21/7

19/9

25/10

77/9

Явно по-вышенный

11.

Мальч.

15 лет

17/10

24/8

19/9

25/10

80/9

Явно по-вышенный

Продолжение таблицы 3

Испытуемый

Тревожность (баллы/стены)

Уровень тревожности

пол

возраст

школьная

Самооц.

Межличн.

Маг.

общая

12.

Мальч.

14 лет

10/5

14/4

12/3

18/7

60/6

Нормальный

13.

Мальч.

15 лет

14/8

26/9

17/8

38/10

78/9

Явно по-вышенный

14.

Дев.

13 лет

20/8

22/8

25/10

21/8

68/7

Несколько повышенный

15.

Мальч.

16 лет

11/6

16/5

17/6

18/7

45/4

Нормальный

16.

Дев.

13 лет

18/10

19/7

19/9

25/10

87/9

Явно по-вышенный

Здоровые подростки

1.

Мальч.

16 лет

15/9

21/7

19/9

25/10

83/10

Очень вы-сокий

2.

Мальч.

15 лет

14/8

26/9

11/4

13/7

62/7

Несколько повышенный

3.

Мальч.

16 лет

15/9

24/8

7/1

20/10

76/9

Явно по-вышенный

4.

Дев.

14 лет

21/9

20/6

25/10

21/8

86/7

Несколько повышенный

5.

Мальч.

13 лет

10/5

21/7

14/6

9/4

35/3

Нормальный

6.

Дев.

13 лет

16/10

23/8

7/1

20/10

81/09

Явно по-вышенный

7.

Мальч.

15 лет

8/3

8/2

5/1

6/2

30/2

Не свой-ственно

8.

Мальч.

16 лет

9/4

15/4

9/2

3/1

41/3

Нормальный

9.

Мальч.

14 лет

10/5

16/5

4/1

10/5

42/4

Нормальный

Продолжение таблицы 3

Испытуемый

Тревожность (баллы/стены)

Уровень тревожности

пол

возраст

школьная

Самооц.

Межличн.

Маг.

общая

10.

Дев.

15 лет

17/7

27/10

11/4

13/7

68/7

Несколько повышенный

11.

Мальч.

16 лет

11/6

22/7

17/6

5/1

43/4

Нормальный

12.

Мальч.

15 лет

1/1

1/1

2/1

0/1

4/1

Не свой-ственно

13.

Дев.

15 лет

15/6

23/8

18/7

5/1

40/3

Нормальный

14.

Дев.

16 лет

20/7

17/6

9/2

3/1

44/3

Нормальный

15.

Дев.

13 лет

15/6

23/8

18/7

5/1

50/4

Нормальный

16.

Мальч.

13 лет

12/7

29/10

11/4

13/7

68/7

Несколько повышенный

Рассмотрим подробнее каждую шкалу данной методики. Сводные данные по шкале «школьная тревожность» представлены на Рис. 2 (стр.51).

Рис. 2. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Школьная тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)

Из диаграммы видим, что достаточно значимая разница возникает между двумя группами испытуемых при нормальном уровне тревожности в пользу здоровых испытуемых, это нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Уровень «состояние тревожности не свойственно» показал незначительное наличие у здоровых подростков – 6,25%, это может говорить о скрытой форме тревожности, о которой мы упоминали выше; в группе подростков с БА не был выявлен вообще.

Несколько повышенный уровень и явно выраженный уровень тревожности показали похожие результаты: у подростков с БА в обоих случаях – в 25% случаев, у здоровых подростков – 18,75% соответственно. Такая тревожность часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. В данном случае можно предположить, что данные испытуемые имеют трудности в учебных ситуациях (в ситуации экзамена, ответа у доски, общении с учителями).

Очень высокий уровень тревожности по данной субшкале был выявлен в 37,5% случаев в группе подростков с БА, в группе здоровых подростков – 6,25% случаев. Очень высокий уровень проявления тревожности может говорить о том, что проявления общей тревожности мешают этим учащимся в школьной жизни и учебных ситуациях.

Сводные данные по шкале «самооценочная тревожность» представлены на Рис. 3.

Рис. 3. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Самооценочная тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)

Как видно из диаграммы, полученные результаты по субшкале «Самооценочная тревожность», могут свидетельствовать о наличии следующих уровней проявления тревожности, связанной с представлением о самом себе. 18,75% испытуемых здоровых подростков показали, что состояние тревожности им не свойственно. Мы описывали ранее, что это может означать, что эти испытуемые не испытывают беспокойства, думая о себе, оценивая себя, а может быть не хотят в этом признаваться в своих страхах и тревогах по этому поводу.

Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, показали 50% испытуемых в группе здоровых подростков и 25% подростков с БА. Это может говорить об адекватной самооценке данных испытуемых, устойчивости к критике со стороны окружающих.

Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен у 50% испытуемых в группе подростков с БА, тогда как в группе здоровых подростков было выявлено 31,25%. Такая тревожность часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Можно предположить, что данные испытуемые, в некоторых ситуациях, испытывают страх несоответствия, своей малоценности.

Явно повышенный уровень тревожности показали 25% испытуемых в группе подростков с БА, и 6,25% — в группе здоровых подростков. Такая тревожность носит «разлитой», генерализованный характер. Скорее всего, данные испытуемые имеют низкую самооценку, ощущают свою малоценность.

Очень высокий уровень проявления тревожности показали только в группе подростков с БА – 6,25%. Такой уровень тревожности относится к группе риска. Тревожность в таких случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.

Сводные данные по шкале «Межличностная тревожность» представлены на Рис. 4 (стр.54).

Рис. 4. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Межличностная тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)

По субшкале «Межличностная тревожность» были получены следующие результаты. 43,75% испытуемых в группе здоровых подростков в ситуации межличностного взаимодействия состояние тревожности не свойственно, как мы уже писали раньше, данный показатель может как иметь, так и не иметь защитный характер. В группе подростков с БА данный показатель был выявлен в 6,26% случаев. Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, в данном случае общения, показали 25% испытуемых подростков с БА и 31,25% здоровых подростков.

Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен у 18,75% испытуемых (подростки с БА) и у 12,5% (здоровые подростки), такая тревожность часто связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни.

Явно повышенный уровень тревожности показали31,25% испытуемых в группе подростков с БА и всего лишь 6,25% — в группе здоровых подростков. Такая тревожность носит «разлитой», генерализованный характер. Возможно, данный испытуемый имеет трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Очень высокий уровень проявления тревожности показали 18,75% в группе подростков с БА и 6,25% — в группе здоровых подростков. Такой уровень тревожности относится к группе риска. Можно предположить, что данные испытуемые переживают социально-ролевой конфликт.

Сводные данные по шкале «Магическая тревожность» представлены на Рис. 5.

Рис. 5. Процентное соотношение между исследуемыми подростками с БА и исследуемыми здоровыми подростками по шкале «Магическая тревожность» методики «Шкала личностной тревожности» (А.М.Прихожан)

Мы видим, что 43,75% испытуемых в группе здоровых подростков и 12,5% подростков с БА показали, что состояние «магической тревожности» им не свойственно, что также может говорить о защитных реакциях. Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, показали 12,5% испытуемых в группе здоровых подростков, у подростков с БА данной позиции выявлено не было. Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен у 37,5% подростков с БА и 25% здоровых подростков. Явно повышенный уровень тревожности по данной субшкале был выявлен у 18,75% испытуемых в группе здоровых подростков и 12,5% подростков с БА. Очень высокий уровень проявления тревожности показали 37,5% испытуемых и только в группе подростков с БА. Такой уровень тревожности относится к группе риска. Скорее всего, у данных испытуемых высокий уровень проявления «Магической тревожности» носит «культивируемый» характер на фоне проявления общей тревожности, что можно увидеть в данных, обнаруженных нами в ходе исследования.

В целом, в результате проведения методики А.М.Прихожан, учащиеся показали следующие результаты проявления личностной тревожности. Половина испытуемых 12,5% в группе здоровых подростков показали, что состояние тревожности им не свойственно. Подобное «чрезмерное спокойствие», может как отражать объективное состояние испытуемых, так и иметь защитный характер. Полное отсутствие тревоги как явление, препятствует нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешает нормальному развитию и продуктивной деятельности. Можно предположить, что у некоторых испытуемых, имеет место «скрытая тревожность» – защитное поведение. Испытуемые часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Многие ситуации успеха оцениваются как неуспешные (обесцениваются). Также идет и обесценивание неудач – подобная чувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности, школьник, как бы не допускает неприятный опыт в сферу сознания. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Не осуществляется анализ полученного опыта. Испытуемый выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).

Нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, показали 43,75% испытуемых в группе здоровых подростков, тогда как группе подростков с БА – всего 25%. Несколько повышенный уровень проявления тревожности был обнаружен в равных пропорциях как у подростков с БА, так и здоровых подростков – у 25% испытуемых. Явно повышенный уровень тревожности у испытуемых был обнаружен с явным преимуществом в группе подростков с БА – 43,75%, тогда как у здоровых подростков – всего 12,5% испытуемых попали в данную категорию. Очень высокий уровень проявления тревожности показали в одинаковой пропорции обе группы испытуемых – 6,25%. Испытуемые с таким уровнем тревожности относятся к группе риска.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в данной группе подростков, здоровые подростки более склонны к проявлению чрезмерного спокойствия. Явно высокий уровень тревожности показали преимущественно в группе подростков с БА, и это показатель того, что испытуемые данной группы более тревожны.

Полученные количественные результаты по методике «Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л.Ханина)» представлены в Таблице 4.

Сводные данные по шкалам «Реактивная тревожность» и «Личностная тревожность» также представлены в таблице 4 (стр. 58).

Таблица 4

studfile.net

Шкала явной тревожности cmas (адаптация а.М.Прихожан)

Шкала явной тревожности для детей CMAS предназначена для выявления тревожностикак относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

Утверждения

Верно

Неверно

1

Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.

2

Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.

3

Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.

4

Ты легко краснеешь.

5

Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.

6

Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.

7

Ты очень сильно стесняешься.

8

Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.

9

Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.

10

В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.

11

В глубине души ты многого боишься.

12

Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.

13

Ты боишься остаться дома в одиночестве.

14

Тебе трудно решиться на что-либо.

15

Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.

16

Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь понять.

17

Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.

18

Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.

19

Тебя легко разозлить.

20

Часто тебе трудно дышать.

21

Ты всегда хорошо себя ведешь.

22

У тебя потеют руки.

23

В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.

24

Другие ребята удачливее тебя.

25

Для тебя важно, что о тебе думают другие.

26

Часто тебе трудно глотать.

27

Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.

28

Тебя легко обидеть.

29

Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.

30

Ты никогда не хвастаешься.

31

Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.

32

Вечером тебе трудно уснуть.

33

Ты очень переживаешь из-за оценок.

34

Ты никогда не опаздываешь.

35

Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.

36

Ты всегда говоришь только правду.

37

Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.

38

Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».

39

Ты боишься темноты.

40

Тебе трудно сосредоточиться на учебе.

41

Иногда ты злишься.

42

У тебя часто болит живот.

43

Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.

44

Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.

45

У тебя часто болит голова.

46

Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.

47

Ты иногда не выполняешь свои обещания.

48

Ты часто устаешь.

49

Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.

50

Тебе нередко снятся страшные сны.

51

Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.

52

Бывает, что ты врешь.

53

Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

studfile.net

Мониторинг диагностики в 6 классе по методике « Шкала личной тревожности» (А.М. Прихожан)

МОУ Бирючевская основная школа

Мониторинг сформированности

личностных УУД

(диагностика эмоционального самочувствия)

учащихся 6 класса

Классный руководитель: Немм Н.К.

2017-2018 учебный год

Педагогическая диагностика

уровня сформированности личностных УУД учащихся 6 класса

МОУ Бирючевской основной школы

(диагностика эмоционального самочувствия)

Дата проведения-14 декабря 2017 года

Класс— 6

Цель: определение уровня личной тревожности и обозначение задач по локализации зоны наибольшего напряжения и построения индивидуализированной консультативной программы работы с учеником.

Задачи:

 выявление групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей;

 анализ характера эмоциональных проблем детей;

 профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

 выявление причин школьной дезадаптации;

 в психогигиенических целях — для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки.

 при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна.

Вид – диагностика « Шкала личной тревожности» (А.М. Прихожан)

Методика: бланковая методика в форме А для детей 10-12 лет.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение оценки уровня тревожности.

Форма (ситуация оценивания): тестирование в виде опросника из 40 заданий.

Участники: в диагностике приняли участие пять учащихся 6 класса, что составило 100% от общего количества учеников.

Организатор: классный руководитель Немм Н.К.

Результаты диагностики:

Общая тревожность

/ стен

Уровень личной тревожности в баллах, 10 б

Школьная тр.

/ стен

Самооценочная тр.

/ стен

Межличностная тр. / стен

Магическая тр.

/ стен

1.Алякин Константин, 11 лет

17/6

Норма

11/4

Норма

22/10

Очень высокая тревожность.

2/1

Отсутствие тревожности

53/4

4

Норма

2. Велюкова Амира, 12 лет

5/2

Отсутствие тревожности

10/2

Отсутствие тревожности

13/3

Норма

14/5

Норма

42/2

2

Отсутствие тревожности

3. Краснова Ольга, 12 лет

0/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

3/1

Отсутствие тревожности

7 /1

1

Отсутствие тревожности

4. Терёхина Диана, 12 лет

7/3

Норма

10/2

Отсутствие тревожности

8/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

27/1

1

Отсутствие тревожности

5. Фаризова Ляйсан, 11 лет

6/1

Отсутствие тревожности

5/1

Отсутствие тревожности

2/1

Отсутствие тревожности

6/1

Отсутствие тревожности

19/1

1

Отсутствие тревожности

Выводы: При анализе уровней тревожности учащихся 6 класса отмечено:

1. При наборе учеником от 1до 2-х баллов по всем группам тревожности обозначает, что подобное «чрезмерное спокойствие» может, как иметь, так и не иметь защитного характера. 70% выбранных позиций учениками 6 класса отметили в своем состоянии отсутствие тревожности.

2. При наборе учеником от 3до 6 баллов необходимо для адаптации и продуктивной деятельности провести работы по устранению причин тревожности, что является нормой. 25 % выбранных позиций ученика класса позиционируют как нормальный уровень тревожности в своем состоянии.

3. Ситуация, когда ученик набрал от 7до 8 баллов, связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. При тестировании класса таких данных по группам тревожности не зафиксировано.

4. Ситуация, когда отмечено набор в 9 баллов обычно носит «разлитой», генерализованный характер. При тестировании учеников 6 класса таких данных по группам тревожности не зафиксировано.

5. Набор в 10 баллов определяет группу риска. В группе риска оказался Алякин Константин в «Межличностной группе тревожности».

Рекомендации:

В индивидуальной воспитательной работе с Алякиным Константином учителям- предметникам и родителям применять следующие методы:

1. Помочь в повышении самооценки ученика. Учащемуся необходимо вернуть уверенность в себе. Для этого ученика нужно чаще хвалить, отмечать его успехи. Похвала должна быть искренней и заслуженной. Также стоит меньше критиковать тревожного ученика и ни в коем случае не использовать унизительных эпитетов, если у него что-то не получается. Родителям лучше снизить количество замечаний, угроз, окриков. Тревожных детей категорически нельзя сравнивать с другими.

2. Научить ученика управлять своими действиями и эмоциями. Нужно разговаривать с Константином о его страхах и тревогах. Он должен иметь возможность выразить свое состояние в словах или на бумаге, нарисовав или описав свои проблемы. Эффективно помогает использование на уроках и занятиях такой методический прием как ролевые игры. Проигрывая неприятную ситуацию, ученик станет меньше ее бояться. В игровой форме ученика нужно учить тому, что любую ситуацию можно взять под контроль и удачно выйти из трудного положения.

3. Научить ученика снимать мышечное напряжение. Тревожным ученикам очень полезны занятия йогой или другими практиками, сочетающими мышечное расслабление с дыхательными упражнениями. Также рекомендован массаж или просто растирания тела. Родителям желательно чаще обнимать ребенка — телесный контакт с близкими людьми поможет ему успокоиться и расслабиться и справиться с тревогами.

Анализ выполнила классный руководитель

6 класса Немм Н.К.

14.12.2017 года

infourok.ru

Рисуночный тест для определения уровня тревожности у уч-ся.

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ “КАКТУС”.

Рубрика: 

Статьи-обзоры

Психология

http://dddeti.ru/sites/default/files/styles/large/public/867052489.jpg?itok=zxrCF6ut

 Задание очень простое: «Нарисуйте кактус». Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета. 

Цель теста – выявление состояния эмоциональной сферы, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА:

Пространственное положение:

Внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка — тревожность, отрывистые линии — импульсивность, четкие линии — уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с «изнанки» листа:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

✔ Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. 

✔ Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим 

✔ Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа 

✔ Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа 

✔ Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм 
✔ Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса 

✔ Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов 

✔ Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

✔ Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм 

✔ Экстравертированность — наличие других кактусов, цветов 

✔ Интровертированность — изображен только один кактус 

✔ Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса 

✔ Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

infourok.ru