Диагностика в начальной школе – Сборник диагностических методик для начальной школы
Статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Диагностика в начальной школе
Диагностика в начальной школе
Одним из важнейших вопросов в начальной школе является вопрос формирования и сохранения мотивационной сферы младших школьников. И здесь огромное значение имеет диагностическая работа. Многие считают, что данную работу может выполнять только психолог. Сегодня не во всех школах есть узкие специалисты, и учитель вынужден сам выполнять диагностическую работу.
Учитель должен помнить, для того чтобы диагностические исследования имели положительный результат, надо следовать следующим требованиям:
— диагностические исследования должны быть системными;
— диагностические исследования должны быть оправданны;
— диагностика предполагает коррекционные мероприятия;
— диагностическая работа должна быть распланирована.
При проведении любой диагностики учитель должен руководствоваться принципом: «Не навреди!»
Учитель, проводя определённые диагностические исследования должен разработать программу проведения исследований, поставить перед собой цель и задачи исследования, спрогнозировать результат.
Всем учителям знакома ситуация, когда первоклассники с удовольствием идут в школу. Детям хочется носить портфель, иметь дневник, общаться с учителем. Но постепенно, интерес у многих учащихся пропадает, и родители, и учителя сталкиваются с проблемой: «Не хочу учиться». И здесь необходима кропотливая и постоянная работа учителя по изучению и коррекции мотивации учения школьников. Учащиеся, у которых не сформирована мотивация учения, попадает в разряд неуспешных.
Для того чтобы учитель мог не только изучить, но и дать рекомендации родителям, он должен иметь набор диагностических методик, которые помогут ему исследовать проблему и провести коррекционную работу по формированию положительной мотивации учения младших школьников.
В моей работе мне помогают следующие методики:
1 класс
«Рамочка для фотографии».
Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
«Мое отношение к школе» (ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)
- Нравится ли тебе ходить в школу?
- Да – красный
нет – синий
не знаю – желтый
2. Больше всего тебе нравится:
Заниматься со взрослыми – красный
Смотреть телевизор – синий
Играть в игрушки – зеленый
Затрудняюсь ответить – желтый
3. В школе больше всего тебе нравится:
Друзья – синий
урок – зеленый
затрудняюсь ответить – желтый
4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?
Да – синий
нет — красный
не знаю — желтый
5. Если бы была возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?
Да – синий
нет — красный
не знаю — желтый
2 класс
«Номинация»
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:
Самый интересный учебный предмет
Самый полезный учебный предмет
Самый ненужный учебный предмет
Самый трудный учебный предмет
Самый легкий учебный предмет
Самый веселый учебный предмет
Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для них.
«Градусник»
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно — 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
- Русский язык — 39
- Математика — 36,6
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
3 класс
«Школа будущего»
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
«Мотивы учебной деятельности»
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям».
1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
2. Учусь потому, что заставляют родители.
3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
10. Учусь потому, что хочу больше знать.
11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
Обработка данных
1. Проводится классификация изученных мотивов. Их можно разделить на следующие группы:
1) широкие социальные мотивы – 4, 5;
2) мотивация благополучия – 1, 11;
3) престижная мотивация – 6, 12;
4) мотивация содержания – 7, 10;
5) мотивация «прессом» – 2, 9;
6) узкие социальные мотивы – 3, 8.
2. Выделяются ведущие мотивы учебной деятельности школьника, приводится качественный анализ структуры мотивации учебной деятельности школьника и ее соответствие критериям:
— богатство и разнообразие мотивов;
— социальная ценность мотивов;
— присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.
4 класс
«Хорошо или плохо»
Проективная методика изучения школьной мотивации.
— хорошая школа – это …
— плохая школа – это …
— хороший класс – это …
— плохой класс – это …
— хороший ученик – это …
— плохой ученик – это …
— хороший учитель – это …
— плохой учитель – это …
— хороший урок – это …
— плохой урок – это …
— хороший ответ – это …
— плохой ответ – это …
Проективная методика позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебнойдеятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.
nsportal.ru
Методическая разработка на тему: Диагностика и мониторинг в воспитательной работе в начальной школе
Диагностика и мониторинг в воспитательной работе в начальной школе.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.
Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно — воспитательного процесса.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
1 .Определить уровни развития ребёнка.
2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
— содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;
— диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;
— результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;
— любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
— по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
— необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в начальных классах.
Диагностики, проводимые в начальной школе можно разделить на 4 группы:
—- диагностики изучения классного коллектива;
— диагностики изучения школьной мотивации;
— диагностики изучения личности учащихся;
— диагностика удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.
К первой группе относятся следующие диагностики.
- Социометрия.
Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрию среди учащихся начальных классов можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика». Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.
Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».
После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
- Диагностическая методика «Подарки».
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и т.д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках
- “Пьедестал”.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”
Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.
- Диагностическая методика “Космическое путешествие”.
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Ко второй группе относятся следующие диагностики.
- Краски.
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся — раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
- Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в школе, в классе, с друзьями, с учителем с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
- Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика — интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
- Градусник.
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно — 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
Русский язык — 39
Математика — 36,6
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
- Цветопись.
Учащиеся ежедневно в течение пяти дней отмечают любым цветом своё настроение утром, когда приходят в школу, и днём, когда уходят домой. По цветам мы определяем комфортно ребёнку в школе или нет.
К третьей группе относятся следующие диагностики.
- Десять моих «Я»
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я — умный
Я — красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
- Что у меня на сердце.
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или » тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
- Диагностика «Выявление уровня самооценки учащихся».
- Диагностика изучения уровня воспитанности учащихся.
К четвёртой группе относятся диагностики удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.
К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Ребята живут по правилу “Один за всех и все за одного”. Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.
nsportal.ru
Методы диагностики — Начальные классы
Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто — слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.
Диагностика — это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание — дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.
Понятие педагогической диагностики
диагностика наблюдение педагогический личность
Диагностика — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.
Диагностика — особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания — диагноз (гр. dagnoss — распознавание, определение). Диагноз — заключение о принадлежности сущности,
www.sites.google.com
Статья «Особенности проведения педагогической диагностики в начальной школе»
Тема статьи:
«Особенности проведения педагогической диагностики в начальной школе»
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями.
Оценку степени овладения УУД необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. В качестве новой формы контроля в системе учебников «Начальная школа XXI века» предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика, которая направлена на оценку метапредметных результатов освоения ООП НОО.
Своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и своевременно внести коррективы. Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка, может проследить за качественными изменениями, которые происходят в результате обучения.
Сравнение полученных результатов проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют обучающиеся известными им способами работы, как удерживают поставленную задачу, как владеют изученным материалом.
Выполнение заданий требует от обучающихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Задачей педагогической диагностики является определение того, на каком уровне –репродуктивном (ученик действует только по образцу, шаблону) или продуктивном (самостоятельно осуществляет поиск решения, применяет нестандартный способ действия) усвоены те или иные знания.
В положении Стандарта указана характеристика выпускника начальной школы «как владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности». Педагогическая диагностика позволяет определить, как в процессе обучения идет формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, как умеет задавать вопросы самому себе в ходе выполнения задания, как проверяет, как понимает конкретный смысл выполненных действий.
Каждая диагностика включает разные формы задания: с выбором ответа, с кратким ответом, на классификацию, на установление соответствия.
Педагогическая диагностика проводится три раза в год: на 2 неделе сентября, в декабре-январе, в апреле.
Всю работу обучающиеся выполняют 45 минут. После работы собираются и учитель, проверяя их, не делает никаких помет в самих работах, фиксирует результаты у себя. Затем работы дает детям, дав возможность найти ошибки или доделать невыполненные задания, тем самым ребенок может повысить баллы и улучшить свой результат. Опираясь на карту результатов, учитель планирует уроки так, чтобы ликвидировать те или иные недочеты.
Данные, которые учитель получает в начале года, послужат основой для выработки индивидуальной траектории развития каждого обучающегося, составления коррекционно-развивающей работы всего класса или группы обучающихся. В середине года увидит продвижение за полгода и выяснит, что нужно изменить в обучении каждого ребенка в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов. В конце года педагогическая диагностика дает возможность провести итог работы, увидеть успех каждого ребенка, установить, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; каковы успехи в формировании учебной деятельности.
Принципиальные позиции педагогической диагностики состоят в том, что:
сравнение идет только обучающегося с самим собой на разных этапах развития;
сравнение результата с образцом: с обязательным выделением, подчеркиванием успехов;
рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера
Все учебники и тетради системы учебников «Начальная школа XXI века» построены таким образом, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а научились думать, рассуждать, подвергать сомнению несомненные истины. Есть система тетрадей на печатной основе для проведения коррекционно-развивающей работы:
«Я учусь считать», «Дружим с математикой», «Учусь писать без ошибок».
Эти тетради можно использовать как бонус сильным деткам и для отработки тем со слабыми детьми. В рабочих тетрадях к учебникам есть задания для отработки тез знаний и умений, которые дети показывают при выполнении диагностических работ.
Педагогическая диагностика дает возможность оказать необходимую помощь каждому ученику. Анализируя работы, ошибки обучающихся, учитель может выявить трудности в усвоении способов работы, в формировании тех или иных учебных действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя это исправить!
Анализ диагностических работ – это дело трудоемкое, но помогает достичь положительных результатов в формировании универсальных учебных действий.
infourok.ru
1. Диагностика и мониторинг в воспитательной работе в начальной школе.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.
Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно — воспитательного процесса.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
1 .Определить уровни развития ребёнка.
2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
— содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;
— диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;
— результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;
— любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
— по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
— необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в начальных классах.
Диагностики, проводимые в начальной школе можно разделить на 4 группы:
—- диагностики изучения классного коллектива;
— диагностики изучения школьной мотивации;
— диагностики изучения личности учащихся;
— диагностика удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.
К первой группе относятся следующие диагностики.
1. Социометрия.
Основной целью социометрического теста является диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрию среди учащихся начальных классов можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика». Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.
Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».
После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
2. Диагностическая методика «Подарки».
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и т.д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках
3. “Пьедестал”.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”
Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.
4. Диагностическая методика “Космическое путешествие”.
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Ко второй группе относятся следующие диагностики.
1. Краски.
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся — раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
2. Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в школе, в классе, с друзьями, с учителем с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
3. Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика — интересно и т.д. Это
исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
4. Градусник.
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно — 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
Русский язык — 39
Математика — 36,6
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
5. Цветопись.
Учащиеся ежедневно в течение пяти дней отмечают любым цветом своё настроение утром, когда приходят в школу, и днём, когда уходят домой. По цветам мы определяем комфортно ребёнку в школе или нет.
К третьей группе относятся следующие диагностики.
1. Десять моих «Я»
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я — умный
Я — красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
2. Что у меня на сердце.
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или » тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
3. Диагностика «Выявление уровня самооценки учащихся».
4. Диагностика изучения уровня воспитанности учащихся.
К четвёртой группе относятся диагностики удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.
К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Ребята живут по правилу “Один за всех и все за одного”. Считаю,
что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека
Методика на выявление творческих способностей
1. Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.
2. Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир… Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.
Методика Н.В.Шайдуровой
Показатели
Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
Высокий уровень
3 балла
Средний уровень
2 балла
Низкий уровень
1 балл
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей
Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- — крупнее равных по размерам, но удалённых)
Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства
Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.
Разработанность содержания изображения
Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)
Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого
Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления
Яркая эмоциональная выразительность.
Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности
Изображение лишено эмоциональной выразительности
Самостоятельность и оригинальность замысла
Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно
Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями
Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом
Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём
Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём
Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём
Уровень развития воображения
Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.
Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа
Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 — 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 — 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/02/23/diagnostika-tvorcheskikh-sposobnostey-detey
на выявление патриотического воспитания
Объект исследования – дети младшего школьного возраста, занимающиеся в любительских объединениях Путятинского Центра народного творчества.
Предмет исследования – патриотическое воспитание младших школьников.
Гипотеза: основной гипотезой данного исследования является то, что уровень патриотического воспитания младших школьников, занимающихся в Центре народного творчества недостаточно высок.
Метод сбора информации: опрос.
Метод обработки информации: ручной.
Целью данного исследования является определение уровня патриотического воспитания младших школьников.
Задачи:
выявить интересы и потребности младших школьников;
изучить проявление самостоятельной творческой активности;
рассмотреть роль государственных символов Российской Федерации в жизни детей младшего школьного возраста.
Анализ основных понятий
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у
граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Дети младшего школьного возраста – возрастная категория детей от 6 до 10 лет, характеризуется тем, что становление личности происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (преподавателями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения).
Описание исследования по патриотическому воспитанию младших школьников
С целью определения уровня осознания младшими школьниками понятия «патриотизм», нами был разработан опросный лист, состоящий из 11 вопросов (Приложение 3),которые разделены на три блока: «Знакомство с понятиями «Патриот», «Отечество», «Родина»; «Знание государственной символики»; «Участие в мероприятиях патриотического характера». На каждый из вопросов предлагается дать один вариант ответа.
Данный опрос может быть рекомендован к использованию в работе с младшими школьниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина — патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данное исследование могут проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация результатов проводятся по частоте встречаемости ответов. Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Данный опрос раскрывает сущность того, как понимаются такие термины как «патриот», «Отечество». Помогает выяснить, насколько младшие школьники знакомы с государственной символикой. По данным результатов опроса, мы можем выявить три уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста: высокий, средний, низкий по следующим критериям:
высокий уровень — дети могут дать определение понятиям «патриот», «Родина», знают государственную символику, активно участвуют в мероприятиях патриотического характера;
средний уровень – дети испытывают трудности в определении понятия «патриот», «Родина», знают государственную символику, участвуют в мероприятиях патриотического характера;
низкий уровень — дети испытывают трудности в определении понятия «патриот», «Родина», не знают государственной символики, неохотно участвуют в мероприятиях патриотического характера.
infourok.ru
Мастер-класс на тему «Диагноcтика в начальной школе».
Мастер-класс:
«Педагогическая диагностика как условие успешного обучения»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов.
Очень незначительная часть педагогов владеют практическими навыками диагностики универсальных учебных действий. А подавляющее большинство не осознают до конца какие возможности открывают для нас диагностические исследования.
Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Основными задачами диагностики является:
1. Выяснение состояния развитости соответствующего умения.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных воздействий.
4. Определение перспектив развития умения.
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
Мы можем выделить следующие виды диагностики
Диагностика может проводиться в форме тестирования, диагностические материалы могут быть представлены виде тестов открытого и закрытого характера.
Каждый тест должен состоять из двух вариантов, одинаковых по трудности.
— Как вы думаете, что дают результаты диагностики учителю?
Результаты диагностики дают возможность учителю:
— скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
— определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
— увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
— неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.
Цель нашего практического занятия: научиться составлять диагностику из разработанных заданий, оценивать диагностические работы, обрабатывать полученную информацию, анализировать и корректировать педагогическую деятельность.
В рамках нашего практического занятия мы с вами остановимся на выборе заданий для диагностики познавательных УУД.
Задания для диагностики можно брать из разных источников: учебник, дидактический материал, интернет, придумать самостоятельно.
За основу мы взяли задания для диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования по образовательной системе «Школа 2100».
В процессе диагностики нам необходимо проверить следующие умения:
Проверить умение определять, какая информация нужна для решения задачи.
Проверить умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Проверить умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
Проверить умение сравнивать и группировать факты и явления.
Проверить умение определять причины явлений и событий.
Проверить умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Для дальнейшей работы нам необходимо пять рабочих групп (формируем предварительно). Ваша задача из предложенных заданий и, исходя из проверяемых умений, составить диагностическую работу.
1. Практическая работа – группе дан «скелет» диагностики (по умениям) и задания. Вам необходимо соотнести задания и проверяемые умения (на выполнение не более 3-х минут).
В результате вы получили диагностическую работу для проверки познавательных УУД (Приложение 1) – можете сверить с эталоном.
– У всех совпадает? (нет – исправьте ошибки)
2. Диагностическая работа готова и сейчас нам необходимо разработать инструкции по проведению и рекомендации по оценке заданий и работы в целом. В целях экономии времени я вам раздам инструкции по выполнению работы. Сама работа у вас уже есть – что необходимо сделать? Правильно выполнить. Время на выполнение работы – 2 минуты. (Раздать жюри диагностику).
3. Следующий шаг – проверка и оценивание работы. Перед вами ключи для проверки диагностики, проверьте свои работы и поставьте баллы, количество баллов выставляется по КАЖДОМУ заданию.
4. Ну, вроде бы и все. Однако, начинается самое интересное! Нам нужно обработать результаты диагностики и определить, какие умения у ребенка уже сформированы, а над какими еще нужно работать.
Для анализа результатов предусмотрена таблица (она лежит у вас на столах). Приложение 2.
Занесите результаты в таблицу. Когда учитель проверит и занесет данные в таблицу Эксель у него получится вот такой результат
Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём сопоставления результатов каждого ученика с его собственными предыдущими результатами. Для этого учитель может составить диаграмму формирования умений на каждого ученика.
Для анализа сформированности умений класса в целом составим следующие диаграммы:
На этой диаграмме мы можем увидеть сформированность умений у конкретного ученика
А что можно определить по этой диаграмме?
Что даст нам эта информация?
Да, действительно. При помощи диагностики мы можем определить на формирование каких умений нам нужно обратить особое внимание и подобрать необходимые педагогические технологии и приемы. Именно с этой целью я и начала разработку данного методического пособия, в котором я подобрала наиболее эффективные приемы формирования умений.
Итак, в результате проделанной работы у нас получилась диагностика по проверке познавательных универсальных учебных действий.
Спасибо за внимание, удачи и успехов всем!
infourok.ru
МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 р.п. Мулловка
Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
КОНСПЕКТ
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ РМО
Тема:»МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.« небесные фонарики дешево оптомсделать подарок, дарить подарок, что подарить
Подготовила: Решетова Анна Владимировна
учитель начальных классов
ноябрь 2018 г
Содержание:
1. Проблема успешности обучения и воспитания младших школьников.
2. Необходимость формирования универсальных учебных умений у учащихся начальной школы.
3. Значение педагогической диагностики в повышении качества
начального образования.
4. Новые методы и формы текущего контроля и оценивания, которые
учитель может использовать для постоянного контроля успешности
обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными
действиями как основы умения учиться.
5. Заключение.
1. Проблема успешности обучения и воспитания младших школьников. Начальная школа — фундамент дальнейшего обучения, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера приобретает социальный смысл. Значит, проблема успешности
обучения и воспитания младших школьников является основной
проблемой начального образования.
Какими же характеристиками должен обладать успешный ученик? У него должно быть:
умений и навыков, творческий подход к их усвоению; прилежание;
заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным
мероприятиям;
адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;
умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать
объективную оценку работам других детей;
сопереживать одноклассникам;
окружающих.
2. Необходимость формирования универсальных учебных умений у учащихся начальной школы.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования \ в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, т.е. умения учиться. Таким образом, сегодня, в условиях перехода школы на новые образовательные стандарты, учитель должен понять, что нельзя во главу угла контроля ставить проверку только предметных знаний, умений и навыков , а оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Значит, методы и формы текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться, требуют кардинального обновления.
3. Значение педагогической диагностики в повышении качества
начального образования
Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения, чего невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Сравнение же полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это дает учителю основу возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями.
Диагностические работы позволяют определить, умеет ли ученик планировать отдельные действия до начала работы (планирующий самоконтроль), проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль), проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль).
4. Новые методы и формы текущего контроля и оценивания младших школьников.
В качестве новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика, которая направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
— поиск средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования заключается в том, что ее результаты позволяют учителю:
– выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
– выявить способы работы, которыми овладели ученики;
– пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
Большим помощником для диагностики школьников является работа с учебно-методическим комплектом «Учимся учиться и действовать» , которая представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе). Автор комплекта Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).
Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Диагностические задания собраны в рабочих тетрадях «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради-«перевертыше». В мониторинге 2, 3 и 4 классов существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант.
Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.
Все диагностические модули имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) , дополнительное задание и бланк первичной обработки результатов (с ним работает только учитель). Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и назначение.
Во введении к каждому модулю приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.
Мониторинг сформированности УУД проводится в течение всего апреля (допустимо завершение в середине мая).
В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности восьми важнейших универсальных учебных действий. Их оценка производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути. При разработке диагностических заданий учитывались особенности и навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность работать с инструкцией самостоятельно, которые пока еще только формируются.
Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз относительно достижения или недостижения учащимися конкретного класса метапредметных образовательных результатов начальной школы.
Обработка результатов мониторинга включает следующие этапы:
1. Обработка результатов выполнения учениками заданий из диагностических тетрадей и уроков (см. рекомендации по оценке заданий в методических рекомендациях)
2. Внесение данных в АИС(автоматизированная информационная система) «Учимся учиться и действовать» – http://monitor.idfedorov.ru;
3. Анализ полученных данных и просмотр отчетов (все необходимые таблицы и диаграммы сформируются автоматически).
Последовательность работы с АИС «Учимся учиться и действовать»:
1. Регистрация на сайте.
2. Создание группы (класса)
3. Внесение информации о каждом ученике и его результатах.
4. Просмотр ОТЧЕТОВ.(см. приложение)
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает требованиям ФГОС НОО.
5. Заключение.
Проведение педагогической диагностики и ее анализ — дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.
infourok.ru